Научная статья на тему 'Мировоззренческая функция культурной картины мира в метаиндивидной сфере личности как социальном субъекте'

Мировоззренческая функция культурной картины мира в метаиндивидной сфере личности как социальном субъекте Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
440
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА / КУЛЬТУРА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / УБЕЖДЕНИЕ / ПОНИМАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / WORLD OUTLOOK / CULTURAL WORLD-VIEW / CULTURE / THEORETICAL CONSTRUCT / PERSONALITY / SOCIAL SUBJECT / SOCIAL REALITY / BELIEF / UNDERSTANDING / SOCIAL AND CULTURAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Басалаева Оксана Геннадьевна

В статье конкретизировано содержание культурной картины мира и эксплицирована ее сущность как философско-мировоззренческого средства изучения социального бытия. Выявлено, что одним из средств является культурная картина мира, служащая каналом коммуникации между научным сообществом и общественным сознанием. Определено, что роль культуры в социальном бытии выражает то, как представлено мировоззрение в культурном слое, а понимание ее выражает то, как представлено содержание культурных процессов на мировоззренческом уровне. Выявлено, что мировоззренческая функция транслирует мировоззренческие компоненты, которые выступают процессом формирования индивида, с заданной психологической установкой и программой социокультурной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideological function of cultural worldview in the meta-individual sphere of the personality as a social subject

The article specifies the content of cultural worldview and explicates the essence of the world-view as a philosophical tool of social existence study. The author has found that the tool that forms the world outlook of the society and people's activity in this area is the cultural worldview that serves as a channel of communication between the scientific community studying the culture and the public consciousness. The article states that the role of culture in social life of people expresses how the ideology is represented at the cultural level, and the understanding expresses how the content of cultural processes is represented at the worldview level. The author believes that the ideological function transmits the world outlook components, which act as a process of individual development in a specific psychological framework with a program of socio-cultural focus.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческая функция культурной картины мира в метаиндивидной сфере личности как социальном субъекте»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 10)

УДК 140.8 Басалаева Оксана Геннадьевна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, права и социально-политических дисциплин Кемеровского государственного университета культуры и искусств

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЫ МИРА В МЕТАИНДИВИДНОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОМ СУБЪЕКТЕ

Аннотация:

В статье конкретизировано содержание культурной картины мира и эксплицирована ее сущность как философско-мировоззренческого средства изучения социального бытия. Выявлено, что одним из средств является культурная картина мира, служащая каналом коммуникации между научным сообществом и общественным сознанием. Определено, что роль культуры в социальном бытии выражает то, как представлено мировоззрение в культурном слое, а понимание ее выражает то, как представлено содержание культурных процессов на мировоззренческом уровне. Выявлено, что мировоззренческая функция транслирует мировоззренческие компоненты, которые выступают процессом формирования индивида, с заданной психологической установкой и программой социокультурной ориентации.

Ключевые слова:

мировоззрение, культурная картина мира, культура, теоретический конструкт, личность, социальный субъект, социальная реальность, убеждение, понимание, социокультурная ориентация.

Basalaeva Oksana Gennadievna

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Department of Philosophy, Law and Socio-Political Sciences, Kemerovo State University of Culture and Arts

IDEOLOGICAL FUNCTION OF CULTURAL WORLDVIEW IN THE META-INDIVIDUAL SPHERE OF THE PERSONALITY AS A SOCIAL SUBJECT

Summary:

The article specifies the content of cultural worldview and explicates the essence of the world-view as a philosophical tool of social existence study. The author has found that the tool that forms the world outlook of the society and people's activity in this area is the cultural worldview that serves as a channel of communication between the scientific community studying the culture and the public consciousness. The article states that the role of culture in social life of people expresses how the ideology is represented at the cultural level, and the understanding expresses how the content of cultural processes is represented at the worldview level. The author believes that the ideological function transmits the world outlook components, which act as a process of individual development in a specific psychological framework with a program of socio-cultural focus.

Keywords:

world outlook, cultural world-view, culture, theoretical construct, personality, social subject, social reality, belief, understanding, social and cultural orientation.

Мировоззренческая функция культурной картины мира в общественном сознании презентует рефлексию над миром культуры, системность мировоззрения. Системообразующим признаком содержания мировоззренческой функции культурной картины мира являются культурные универсалии. Как отмечает академик В.С. Степин, «важно подчеркнуть, что категории культуры реализуются и развертываются не только в формах понятийно-мыслительного постижения объектов, но и в других формах духовного и практического освоения человеком мира. Именно последнее позволяет характеризовать категории как квинтэссенцию накопленного опыта человечества, включая все формы этого опыта, а не только сферу его теоретической реализации. <...> Это обстоятельство весьма существенно для понимания природы и функций универсалий культуры» [1, с. 39-40]. И далее В.С. Степин подчеркивает, что «взаимосвязь универсалий образует обобщенную картину человеческого мира, то, что принято называть мировоззрением эпохи. Эта картина, выражая общие представления о человеке и мире, вводит определенную шкалу ценностей, принятую в данном типе культуры, и поэтому определяет не только осмысление, но и эмоциональное переживание мира человеком» [2, с. 44].

Мировоззренческая функция культурной картины мира, т. е. взаимосвязь мировоззрения и духовно-теоретического слоя в исследовании феноменов культуры, представлена способом осознания места и роли культуры в бытии людей, выражает то, как представлено мировоззрение в культурном слое, а понимание выражает то, как представлено содержание культурных процессов на мировоззренческом уровне. Мировоззренческая функция культурной картины мира - улица с двусторонним движением: представление о самом мировоззрении как теоретическом конструкте, его общепризнанной структуре, о наличии в нем некоторого содержания, о его детерминации вне-мировоззренческими факторами в наличных видах мировоззрения и т. п., которое транслируется в духовно-теоретический слой мира культуры, а с другой стороны, специфика артефактов культуры, их взаимосвязи, динамика, генезис и функционирование при их осознании и результаты этого осознания составляют определенную содержательную часть мировоззрения. Культурная картина

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

мира как теоретический конструкт, выражающий прошлое и настоящее в осознании культуры, выступает в качестве духовно-теоретического ресурса, совокупности методов, приемов, подходов, благодаря которым происходит изучение артефактов культуры и его результаты фиксируются в содержании культурной картины мира (методологический аспект). Тем самым закладывается возможность, способность осмыслять, понимать мир культуры, истолковывать его с определенных позиций - философских, религиозных и прочих (герменевтический аспект). Выбор определенной общемировоззренческой позиции, аргументированной ассимилированным знанием о культурных процессах и артефактах, позволяет субъекту культурологического знания сформировать убеждения в истинности этого знания (гносеологический аспект). Все вышеперечисленное в своей совокупности дает возможность субъекту правильно сориентироваться в окружающем мире, определить направления деятельности в интересах той или иной социальной группы или общества в целом (ценностный аспект). Иначе говоря, мировоззренческая функция культурной картины мира реализует в метаиндивидной сфере личности такие элементы содержания феномена мировоззрения, как системность, способ осознания мира, убеждения, понимание, ориентацию в мире [3, с. 20].

Следует обратить внимание на то, что мировоззренческая рефлексия, мировоззренческий потенциал социального субъекта, представляя собой систему взглядов на мир, зафиксированный в культурной картине мира, выступает условием представления иных феноменов бытия в качестве культурных форм бытия, если их наличное бытие и его осознание достигают соответствующего уровня. Развитие общества к ХХ в. выявило роль и значение информации и информационных технологий в жизни общества как фундаментальных [4, с. 90-92]. Возникают различные концепции информации, придающие статус всеобщности этим явлениям. Это, в свою очередь, при наличии концепций культуры как таковых закладывает возможность использовать их в качестве образца для осознания феномена информации и информационных технологий как феномена информационной культуры. Так, по мнению И.А. Негодаева, «современная информационная культура - продукт многовековой эволюции человечества, их знаний и деятельности. <...> Сейчас человек обладает многообразными средствами передачи информации. Однако они представляют собой органическое единство и вместе с тем продукт исторического развития» [5]. Иными словами, информационно-семиотическая концепция культуры как составляющая формирующейся культурной картины мира выступает образцом для осмысления процессов информатизации. Важно то, что мировоззрение и мировоззренческая функция картины мира являют собой потенциальное условие в осознании феноменов бытия человека для актуализации познавательных ресурсов человека, т. е. в этом случае проявляется еще одна грань осознания через культурную картину мира мироустройства как содержания общего мировоззрения.

Мировоззренческая функция культурной картины мира реализуется в метаиндивидной сфере личности также в том, что концепции культуры включают интерпретацию процессов персонификации личности, которая по своей сути выступает процессом формирования индивида с заданной психологической установкой, с программой социокультурной ориентации. Персонификация личности, детерминированная содержанием культурной картины мира, осуществляется посредством ее аккультурации (инкультурации) и культурной самоидентификации, в результате которых у социального субъекта в метаиндивидной сфере формируются такие черты, как сознательность (способность и потребность проявлять надприродные качества), воспитанность (сформированность по реально-идеальной культурной матрице) и креативность (умение производить «культурный продукт», не уничтожая великие ценности прошлого, но, напротив, используя их в своих действиях). Интегральным признаком, удовлетворяющим адекватности процесса аккультурации (инкультурации), его критерием выступают убеждения личности, те априорные знания, которым доверяют вследствие их истинности и которые утверждены предшествующими поколениями, авторитетом отцов и дедов. В этом отношении можно сказать, что процесс аккультурации есть процесс трансляции такого мировоззренческого компонента культурной картины мира, как убеждение, в метаиндивидную сферу личности.

Таким образом, с одной стороны, мировоззренческая функция, с одной стороны, транслирует мировоззренческие компоненты, которые по своей сути выступают процессом формирования индивида с заданной психологической установкой, с программой социокультурной ориентации в метаин-дивидную сферу личности, а с другой - выступает образцом для введения подобного конструкта в других науках.

Ссылки:

1. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. 191 с.

2. Там же. С. 44.

3. Басалаева О.Г. Социально-философские аспекты взаимосвязи информационной и культурной картин мира : авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. Кемерово, 2012. 24 с.

4. Басалаев Ю.М., Басалаева О.Г. Формирование информационной картины мира как методологического средства изучения информационной реальности // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 5 (2). С. 90-92.

5. Негодаев И.А. Информатизация культуры [Электронный ресурс]. Ростов н/Д., 2002. URL: http://www.irbip.ru/irbase/kulture/negodaev_i_a_informatizacija_kul'tury.html (дата обращения: 25.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.