ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ
УДК 336.743
Горда Александр Сергеевич,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.
Gorda Alexander Sergeevich,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of World Economy,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol.
МИРОВОЙ РЫНОК КРИПТОВАЛЮТ: РИСКИ И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
WORLD MARKET CRYPTOCURRENCY: RISKS AND MECHANISMS OF REGULATION
Усиление роли криптовалют в качестве средства накопления и средства платежа обуславливает возникновение различных рисков, связанных с майнингом и операциями с их участием. В результате в последние годы формируется система криптовалютного регулирования для предотвращения угроз и минимизации возможных негативных последствий для частного и государственного секторов.
Функционирование системы регулирования виртуальных валют должно основываться на принципах: прозрачности, что подразумевает полноту и доступность информации для всех заинтересованных сторон; стабильности, обеспечивающей предотвращение кризисных ситуаций на рынке; защиты прав потребителей; комплементарности, направленной на взаимодополняемость инструментов регулирования; мониторинга, который обеспечивает постоянный контроль над операциями с виртуальными валютами. В то же время следует объединить административные и экономические методы регулирования криптовалют.
Механизмы регулирования обращения криптовалют различаются по регионам и странам. Некоторые страны запрещают распространение криптовалют, другие определяют их правовой статус. Мировая практика показывает, что можно использовать как исключительно административные методы для регулирования деятельности в сфере криптовалют, так и их возможную комбинацию с экономическими методами. Использование механизмов налогообложение криптовалютного обращения преобладает среди экономических методов, которые используются в развитых странах.
Как показывает позитивный зарубежный опыт, необходимо разработать принципы регулирования рынка криптовалют в России. Это должно основываться, с одной стороны, на соблюдении требовании FATF в отношении борьбы с финансированием терроризма, обеспечении кибербезопасности и налоговых поступлений в бюджет, а с другой стороны — соблюдении требований защиты прав потребителей финансовых услуг. Для этого необходимо установить требования для идентификации участников криптовалютных транзакций и лицензирования деятельности криптовалютных обменов.
Ключевые слова: криптовалюта, биткоин, принципы системы регулирования криптовалют, лицензирование деятельности с криптовалютами, налогообложение криптовалют.
Strengthening the role of cryptocurrencies as a means of accumulation and means of payment affects the emergence of various risks associated with their mining and transactions with them. As a result, during the last years, the formation of a system of cryptocurrency regulation takes place to prevent threats and minimize the possible negative consequences for the private and public sectors.
The functioning of the virtual currency regulation system should be based on the principles of transparency, which implies the completeness and accessibility of information for all interested parties; stability, which provides for prevention of crisis situations in the market; consumer rights protection; complementarity, aimed at complementarity of regulatory instruments; monitoring, which provides for the constant control over operations with virtual currencies. At the same time, administrative and economic methods of regulating crypto-currency should be combined.
Cryptocurrency control tools vary by regions and countries. Some countries prohibit the circulation of cryptocurrencies, others determined their legal status. At the same time it can be used as solely administrative methods for regulating activities in the field of cryptocurrencies, and their possible combination with economic methods. Cryptocurrencies taxation prevails among economic methods, which is predominantly used in developed countries.
As the positive foreign experience shows, it is necessary to develop the principles of regulation of the cryptocurrencies market in Russia. This should be based, on the one hand, on compliance with the FATF as to the fight against terrorist financing, the provision of cyber security and tax revenues to the budget, and, on the other hand, compliance with the protection of the rights of consumers of financial services. Therefor it is necessary to establish requirements for the identification of participants in crypto-currency transactions and the licensing of activity of cryptocurrency exchanges.
96
Keywords: cryptocurrency, bitcoin, principles of the system of cryptocurrencies regulation, licensing of activity with cryptocurrencies, taxation of cryptocurrencies.
ВВЕДЕНИЕ
В течении последних лет в развитии мировой экономики в целом и её финансовой системы в частности, мы наблюдаем феноменальные изменения и трансформации, связанные с появлением принципиально нового средства обращения и платежа — криптовалют. Быстрая степень распространения и высокая популярность Bitcoin, Ethereum, Ripple, Litecoin, ZCash и ряда других криптовалют была обусловлена несколькими факторами. Во-первых, это снижение степени доверия ключевых субъектов к мировой финансовой системе и традиционным резервным валютам. Во-вторых, быстрые темпы развития цифровой экономики обуславливают неизбежную заинтересованность участников рынка в электронных платежных средствах, криптовалютах и блокчейн-технологиях совершения транзакций. В-третьих, инвесторов, безусловно, не может не привлекать высокая степень волатильность курсов криптовалют. Для спекулятивных инвесторов криптовалюты стали одними из наиболее привлекательных инструментов.
Усиление роли криптовалют как средства накопления и средства платежа обуславливает и возникновение различных рисков, связанных с их майнингом и обращением. Вследствие этого на протяжении последних лет происходит формирование системы регулирования обращения криптовалют для предупреждения угроз и минимизации возможных негативных последствий для частного и государственного секторов экономики. Это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Исследованию отдельных проблем регулирования деятельности с криптовалютами посвящены многие работы зарубежных и отечественных исследователей, таких как: Борисова О.В. [1], Вахрушев Д.С., Железов О.В. [2], Ларин Д.С. [3], Марамыгин М.С., Прокофьева Е.Н., Маркова А.А. [4], Саакян А.Г. [5], Сидоренко Э.Л. [6], Boersma J., Burgers G., Huijstee van J., Rood M. [11], Bergman A. [22] и др. Работы отечественных исследователей содержат анализ отдельных административных и экономических инструментов регулирования оборота криптовалют, применяемых в некоторых странах. Однако в существующих разработках возможностям использования положительного зарубежного опыта относительно регулирования деятельности с криптовалютами в России было уделено недостаточно внимания и представляется актуальным дальнейшее исследование рисков обращения криптовалют и механизмов их регулирования. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является идентификация рисков обращения виртуальных валют в глобализационных условиях и исследование зарубежного опыта регулирования деятельности с криптовалютами для определения ценностных ориентиров при формировании соответствующей отечественной системы государственного регулирования.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования: выделить основные виды рисков оборота криптовалют, определить специфику применения различных инструментов и механизмов регулирования рынков криптовалют в зарубежных странах, проанализировать подходы к построению системы налогообложения деятельности в сфере обращения криптовалют, предложить направления формирования механизмов регулирования рынка криптовалют в России.
Теоретической и методологической основой проведенного исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых. Исследование проведено с применением методов теоретического обобщения, сравнительного анализа, анализа и синтеза, что позволило обосновать направления формирования эффективной системы регулирования деятельности в сфере криптовалют. РЕЗУЛЬТАТЫ
На фоне усиления мер по борьбе с финансированием терроризма, инициированных Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF), 7-8 июня 2015 г. в Германии представители стран G-7 акцентировали внимание на необходимости активизации усилий правительств стран относительно формирования системы регулирования обращения виртуальных валют. Борьба с финансированием терроризма является приоритетом для FATF с 2001 г. Однако с ростом масштабов и трансформацией характера террористических угроз в декабре 2015 г. FATF согласилась с необходимостью принятия дальнейших согласованных мер противодействия финансированию терроризма с целью укрепления финансовых и экономических систем и безопасности. Результатом стало принятие 19 февраля 2016 г. консолидированной стратегии FATF по борьбе с финансированием терроризма [7].
Среди главных рисков операций с криптовалютами Европейский центральный банк выделяет риск контрагента, связанного с анонимностью получателя; валютный риск, связанный с высокой волатиль-ностью курсов криптовалют и риск инвестиционного мошенничества, связанный с отсутствием прозрачности в транзакциях криптовалют [8]. В дальнейшем риск контрагента может трансформироваться в кибер-риски, риски отмывания денег и финансирования терроризма, риски уклонения от уплаты налогов. Высокая волатильность курсов криптовалют и отсутствие прозрачности операций с ними может вызвать существенные финансовые потери инвесторов.
97
Согласно «Национальной оценке риска отмывания денег и финансирования терроризма», разработанной в Великобритании в 2015 г., риск отмывания денег и финансирования терроризма, связанный с цифровыми валютами, является низким, хотя он может возрастать в будущем [9]. Современное криминальное использование Bitcoin и других криптовалют может сопровождаться появлением двух групп рисков: внутренние риски, которые касаются мошеннических действий владельцев криптовалютных платформ, и внешние, которые связаны с действиями пользователей финансовых услуг в криптовалю-тах. Большее беспокойство вызывают именно внешние риски, связанные с анонимностью, скоростью платежей и возможностью осуществлять трансграничные денежные переводы. Основой усиления внешних угроз является связь между цифровыми валютами и кибер-преступлениями.
Национальное агентство по борьбе с преступностью Великобритании выделяет три составных элемента роли криптовалют в обеспечении кибер-преступлений [10]:
• криптовалюты непосредственно помогают кибер-преступникам получить платеж от жертвы. Это происходит в результате атаки злонамеренного программного обеспечения и похищения людей с требованием выплаты выкупа в биткоинах или других криптовалютах;
• криптовалюты содействуют росту распространённости кибер-преступности как услуги, поскольку они представляют собой основной способ оплаты за уголовно-наказуемые действия и приобретения незаконных инструментов или услуг, которые продаются в интернете на кибер-криминальном рынке;
• криптовалюты облегчают проведение финансовых операций в кибер-преступном мире, содействуя отмыванию доходов от кибер-преступлений.
Таким образом, учитывая требования мирового сообщества, функционирование системы регулирования виртуальных валют должно базироваться на принципах:
• прозрачности, которая предусматривает полноту и доступность информации относительно транзакций криптовалют для всех заинтересованных лиц;
• стабильности, которая предусматривает недопущение кризисных ситуаций на криптовалютном рынке;
• защиты прав потребителей;
• комплементарности, с целью обеспечения взаимодополняемости инструментов регулирования мирового рынка виртуальных валют;
• мониторинга, который предусматривает осуществление постоянного контроля за операциями с виртуальными валютами.
Практическая реализация указанных принципов регулирования мирового рынка криптовалют требует от национальных регуляторов внедрения ряда средств влияния на деятельность участников схем виртуальной валюты (virtual currency schemes, VCS). Этот термин был введён в оборот Европейским центральным банком для характеристики специфической стоимости и механизмов, которые обеспечивают передачу этой стоимости [8].
На Международном форуме розничных платежей, проведенном по инициативе Мирового банка и Комитета по платежам и рыночным инфраструктурам Банка международных расчетов в Стамбуле, было акцентировано внимание на том, что использование виртуальных валют нуждается в тщательном мониторинге и осмыслении со стороны государственных регуляторов [11, с. 23]. По мнению специалистов Мирового банка, мониторинг рынка криптовалют должен осуществляться подразделениями Центрального банка страны, осуществляющего надзор за платежными системами и расчетами.
В мировой практике для предупреждения и преодоления рисков функционирования мирового рынка криптовалют используют частные и государственные инструменты регулирования. Частные инструменты лишь зарождаются на рынке финансовых услуг. К ним можно отнести страхование потерь, связанных с неудачными транзакциями с биткоинами на бирже. Такие страховые продукты уже начали предлагать японские страховые компании Mitsui Suitomo Insurance, Tokio Marine и Nichido Fire Insurance, которые сотрудничают с биржами bitFlyer и Coincheck. Относительно роли государства в регулировании VCS, то следует отметить, что в настоящее время существуют либеральная, консервативная, репрессивная модели регулирования VCS и модель ожидания. Соответственно, в рамках данных моделей, национальные регуляторы используют как административные, так и финансовые методы регулирования VCS (табл. 1).
Запреты на операции в пределах VCS существуют в Алжире, Бангладеш, Боливии, Вьетнаме, Эквадоре, Индонезии, Кыргызстане, Марокко, Непале. Главный муфтий Египта шейх Шавки Аллам сделал заявление о том, что торговля биткоинами должна быть запрещена, так как существование криптовалют противоречит устоям Ислама. Вместе с тем некоторые страны, в которых действовал запрет VCS, его отменили и начали разработку законодательства относительно регулирования рынка криптовалют. Это касается, например, таких стран как Малайзия, Нигерия и Таиланд.
Другая группа стран, не имея официального запрета на операции с криптовалютами, вмешивается в деятельность криптовалютных бирж, устанавливая жесткие ограничения относительно их операций с
98
Таблица 1. Методы государственного регулирования VCS *
Административные Экономические
Запрет осуществления майнинга, ICO, платежных, инвестиционных услуг с криптовалютами в целом или отдельных составляющих VCS Государственное инвестирование
Налогообложение на общей основе, включая доходы (убытки) от операций с криптовалютами в общий результат деятельности
Идентификация потребителей финансовых услуг в сфере криптовалют
Лицензирование отдельных видов деятельности в пределах VCS
Установление критериев подозрительных операций относительно отмывания денег, финансирования терроризма, кибер-преступности на специфической основе, выделяя операции с криптовалютами как отдельный объект налогообложения
Требования о предоставлении документов подтверждающих источник происхождения средств, предназначенных для операций с криптовалютами
* Составлено автором
национальной валютой. Индийская криптовалютная биржа Koinex сообщила о вынужденных ограничениях транзакций с рупиями банков, в которых открыты счета её клиентов, вследствие неофициального давления Центрального банка Индии.
Подобная ситуация возникла и в Китае, который еще недавно принадлежал к самым крупным крип-товалютным рынкам мира. Китайский суд в январе 2017 г. вынес приговор двум лицам за мошеннические действия в сфере криптовалютной деятельности общим объемом 2,44 млрд долл. США с привлечением к онлайн-пирамиде свыше 200 тыс. чел. [12]. В сентябре 2017 г. в КНР официально был установлен запрет на ICO и деятельность криптовалютных бирж. В начале 2018 г. начали осуществляться шаги, направленные на запрет майнинга криптовалют. Это может привести к серьёзным последствиям для глобального криптовалютного рынка, поскольку в Китае добывалось три четвертых объема биткоинов вследствие невысокой стоимости электроэнергии.
В США лицензирование в сфере криптовалют было внедрено в июне 2015 г. нью-йоркским департаментом финансовых услуг путем применения «битлицензий» (Bitlicense) для регулирования деятельности организаций, работающих с биткоинами [13]. Лицензия предоставляется после проверки соблюдения требований относительно защиты прав потребителей, предотвращения отмывания денег и требований к кибербезопасности при работе с криптовалютами. Разработчикам софта и майнерам нет необходимости получать лицензии, даже если они работают над инструментами, которые будут применяться в лицензированных компаниях. То есть, стартапы могут свободно выходить на рынок, не имея огромного капитала. Но как только такие компании начинают непосредственно иметь дело с деньгами пользователей, требования к ним меняются.
Следует отметить, что условия предоставления Bitlicense подобны требованиям лицензирования традиционных операторов денежных переводов. В 2016 г. правила получения Bitlicense стали более жесткими. Компании, которые предоставляют услуги денежных переводов, должны приобрести облигацию с гарантией на основе долларового объема, обработанного в прошлом году, объемом от 10 тыс. до 550 тыс. долл. США, а биржи — объемом от 10 тыс. до 50 тыс. долл. США [13]. Вместе с тем эти компании должны предоставлять возможность третьим лицам проводить аудит своих систем и предоставлять дополнительную информацию своим пользователям.
Вполне вероятно, что модель регулирования криптовалютных рынков, предложенная в Нью-Йорке, несмотря на достаточно жесткое регулирование, со временем будет применяться не только в других штатах, но и в других государствах. Причинами этого является высокая концентрация криптовалютных компаний в США, а штат Нью-Йорк является одним из финансовых центров мира. Аналогичные требования существуют также в Калифорнии, где в конце 2014 г. департамент по надзору в сфере бизнеса подтвердил применение норм закона, который регламентирует порядок проведения денежных переводов и для цифровых валют. При этом в сентябре 2015 г. Комиссией по торговле товарными фьючерсами США были признаны товаром биткоин и другие цифровые валюты [14].
В составе Управления контролера денежного обращения США формируется отдел, который будет осуществлять регулирование финансовых технологий и реализацию «умных инноваций». Филиалы нового офиса будут располагаться в Вашингтоне, Сан-Франциско и Нью-Йорке [14].
В Канаде еще в 2014 г. было установлено требование относительно верификации участников операций с криптовалютами. Органом, регистрирующим компании, осуществляющие деятельность с крип-товалютами, является Аналитический центр финансовых операций и отчетов Канады.
99
В странах Европы также поднимаются вопросы относительно регулирования рынка криптовалют. В марте 2017 г. члены Европейского парламента опубликовали новый законопроект, который отражает планы стран ЕС по регулированию обращения цифровых валют. В законопроекте идет речь о том, что с точки зрения Европарламента виртуальные валюты не должны быть анонимными. Согласно законопроекту, разработанному Комитетом Европейского парламента по гражданским свободам и внутренним делам, соответствующие национальные подразделения финансовой разведки должны иметь возможность связывать криптовалютные адреса с личностью владельца виртуальной валюты. Вместе с тем, потребители финансовых услуг с виртуальной валютой будут иметь возможность сообщать о своих операциях уполномоченным органам самостоятельно [15]. Таким образом, формируется основа для создания таких баз данных, в которых адреса криптовалютных кошельков будут привязаны к конкретным физическим или юридическим лицам. Законопроект предполагает также, что обработчики финансовой информации могут предоставлять её другим органам.
В Европе одну из ключевых позиций на криптовалютных рынках занимает Великобритания. Здесь размер государственных инвестиций в исследование и развитие финансовых технологий (Fintech) в сфере цифровых валют достигает 10 млн. фунтов стерлингов в год [16]. Государственное финансирование касается таких научных институтов как Digital Catapault, Институт Алана Тьюринга и Research Councils. Разработка механизма регулирования сферы Fintech в целом, и криптовалют в частности, осуществляется совместно регуляторами рынков финансовых услуг и Казначейством Соединенного Королевства на основе соблюдения требований FATF [17].
В Швейцарии после того, как железнодорожный оператор (Schweizerische Bundesbahnen, SBB) решил продавать биткоины через сеть киосков по продаже железнодорожных билетов, Министерство финансов страны представило свои планы относительно регулирования сферы финансовых технологий. Планируется создать новый вид лицензии, который будет разработан специально для Fintech-ком-паний. Основным регулятором Fintech-компаний на территории Швейцарии станет Служба по надзору за финансовыми рынками. Министерство финансов Швейцарии считает необходимым проведение дополнительных исследований цифровых валют и блокчейн-технологий [18].
Южнокорейская Комиссия по добросовестной конкуренции предупредила криптовалютные биржи, что им необходимо получить лицензию Information Security Management System (ISMS) относительно информационной безопасности, которая является обязательной для компаний с объемами продаж не менее чем 10 млрд. вон и/или с количеством посетителей от 1 млн. чел. в день. Вместе с тем, Комиссия по финансовым услугам Южной Кореи с 30 января 2018 г. установила требования относительно соблюдения стандарта «знай своего клиента» (know your customer, KYC), согласно которому имена владельцев банковских счетов должны совпадать с именами инвесторов на бирже. Кроме этого, в случае если объём операций с виртуальной валютой превышает 10 млн. вон в день или 20 млн. вон на протяжении семи дней, то Комиссия по финансовым услугам Южной Кореи (FSC) относит их к подозрительной деятельности. Это было сделано после проверки 13 криптовалютных бирж, в частности, Bithumb, Coinone и Korbit, проведенных при содействии шести банков и подразделений финансовой разведки. Инспектирование было проведено после того, как криптовалютная биржа Youbit объявила о своем банкротстве после второй в 2017 г. атаки на неё, в результате чего было украдено 17 % её криптовалют-ных активов, хотя биржа заявила о полном возмещении убытков своим клиентам [19].
В развитых странах приобретает популярность налогообложение криптовалютной деятельности. Базисом и основой для этого выступает предварительное определение правового статуса криптовалюты. Многие страны уже определились относительно правового статуса криптовалюты, инструментов и механизмов налогообложения операций с ними (табл. 2).
С целью налогообложения законодательство большинства стран рассматривает виртуальные валюты как собственность или активы. Среди основных видов налогов, которые применяются к операциям с криптовалютами, следует отметить следующие: налог на прибыль предприятий, на доходы физический лиц и на прирост капитала. В большинстве представленных в табл. 2 стран операции с криптова-лютой подлежат налогообложению в зависимости от правового статуса этой валюты. Для стран ЕС в 2015 г. согласно решению Европейского суда, операции с биткоинами были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость [20]. После этого страны ЕС, где уже существовало налогообложение НДС указанных операций, были вынуждены его отменить. При этом фискальный режим в целом в странах ЕС определяется национальными законодательствами.
В Германии по операциям с криптовалютами взимается налог на прирост капитала, если объем операций превышает 600 евро и, если прибыль была получена на протяжении одного года после получения биткоинов. Если виртуальная валюта находится у держателя свыше одного года, то это соглашение рассматривается как частная продажа.
Особенностью налогообложения криптовалют в Великобритании является то, что спекулятивные транзакции освобождаются от уплаты налога на прибыль. Налоговый орган рассматривает каждую операцию с биткоинами на основе его собственных индивидуальных фактов и обстоятельств [21].
lOO
Таблица 2. Подходы различных стран к определению статуса и налогообложению криптовалют *
Страна Статус криптовалют Налогообложение криптовалют
Австралия Актив с целью прироста капитала Налог с продаж
Беларусь Деятельность в сфере высоких технологий Майнинг, покупка и продажа токенов или криптовалют физический лицами не считается предпринимательской деятельностью и не будет облагаться налогами до 1 января 2023 г.
Бразилия Актив Налог на прирост капитала
Великобритания Актив Налог на прибыль
Дания Не считается валютой Освобождены от налогообложения
Израиль Актив Налог на прибыль (прирост капитала), налог на добавленную стоимость
Канада Товар Налог на доход, налог на прирост капитала
Нидерланды Бартерная операция Налог на доходы физический лиц
Германия Частные деньги. Расчетная денежная единица Налог на прирост капитала
Норвегия Актив Налог на имущество, налог с продаж
Сингапур Не считается валютой или товаром Налог на прибыль, если операция попадает под факторы, которые определяют торговлю. Фактически не облагаются налогами
США Криптовалюта — товар. Токены 1СО — ценные бумаги Налог на прирост капитала, налог на доходы физический лиц, взносы на социальное страхование
Финляндия Финансовая услуга Налог на увеличение рыночной стоимости капитала, подоходный налог
Швейцария Иностранная валюта Операции не облагаются налогами
Япония Активоподобные ценности, используемые при платежах Налог на доходы, налог на капитал. С 1 июля 2017 г. были освобождены от налога на потребление
* Составлено на основе [11, 14, 15, 16, 17, 22, 23]
В Австралии операции с виртуальными валютами относят к разряду бартерных соглашений. Транзакции биткоина для личных целей освобождаются от налогообложения при условии, что биткоины использовались для оплаты товаров и услуг с целью личного использования и стоимость соглашения меньше, чем 10 тыс. австралийских долларов. Майнинг и коммерческий обмен считаются биржевой торговлей и облагаются налогами. Биржи криптовалют должны выплачивать 10 % в качестве налога с продаж за каждую транзакцию, как и любое юридическое лицо, которое предлагает товары и услуги [24].
В Израиле установлен налог на прибыль при продаже криптовалюты, ставки которого являются дифференцированными до 25 % от общей стоимости продажи. Кроме того, все операции, связанные с криптовалютой и с получением прибыли, включая майнинг, входят в «бизнес-категорию», и соответственно, облагаются налогом на прибыль в размере 17 % [25]. Учитывая сложность документального подтверждения операций с криптовалютой, налоговые органы позволяют осуществлять такое подтверждение через соответствующие бумажные записи, банковские отчеты, скриншоты.
В США в 2014 г. Служба внутренних доходов объявила, что для целей федерального налогообложения будет рассматривать цифровую валюту как вид имущества. Прибыль, полученная при продаже или обмене криптовалюты, будет вызывать требования относительно увеличения капитала. В США ставки налога на прирост капитала дифференцированы в зависимости от срока операций. Если срок операций составляет до 1 года, то ставка составляет 25 %, свыше 1 года — ставки колеблются от 0 % до 20 %. Вместе с тем криптовалютная прибыль рассматривается как незаработанный доход для целей налогообложения на незапланированные поступления по программе Medicare, внесенной в рамках Закона о доступной медпомощи. В итоге, налогоплательщики с измененными скорректированными валовыми доходами свыше 200 тыс. долл. США дополнительно платят 3,8 % налога на прибыль [22].
Налогоплательщики США, которые продают товары или услуги за биткоины, обязаны включать стоимость полученных биткоинов на основе справедливой рыночной цены на момент их получения в свои годовые налоговые декларации. Такие же требования существуют и относительно майнеров. Согласно налоговому законодательству США, если майнинг криптовалюты налогоплательщиком является бизнесом, а плательщик классифицируется не как наёмный работник, то чистый доход от самозанятости
101
облагается налогом на самостоятельную деятельность. Заработная плата, полученная в виртуальной валюте, облагается налогом на доходы физический лиц и взносами на социальное страхование [22]. Таким образом, основой для соблюдения налогового законодательства США является обязательное ведение записей о всех операциях с криптовалютами.
Опыт ведущих стран показывает, что при отсутствии эффективных государственных механизмов регулирования операций с криптовалютами усиливаются присущие им риски. Дальнейшее промедление относительно формирования механизмов государственного регулирования рынка криптовалют в России создает угрозы для экономики и безопасности государства. Отсутствие законодательной базы регулирования повышает риски использования криптовалют в мошеннических целях, для финансирования операций в сфере теневой экономики, нелегальной торговли наркотиками, оружием, людьми, для финансирования террористических организаций и т. д. Стремительное развитие мирового рынка криптовалют, усиление глобализационных процессов и опыт развитых стран ставит перед Россией неотложную задачу по разработке действенных инструментов и механизмов государственного регулирования обращения криптовалют, стратегическими направлениями которого должны стать: определение правового статуса криптовалют, разработка, внедрение и использование комплементарных административных и экономических методов регулирования. ВЫВОДЫ
В результате проведенного исследования установлено, что инструменты и механизмы регулирования обращения криптовалют отличаются по странам и регионам. Одни страны запрещают оборот крип-товалют, другие, наоборот, уже определились с их правовым статусом. При этом они могут использовать лишь административные методы регулирования деятельности в сфере криптовалют, а могут и объединять их с экономическими методами. Среди экономических методов преобладает налогообложение криптовалют, которое преимущественно используется в развитых странах.
Как показывает позитивный зарубежный опыт, в Российской Федерации для поддержки инноваций в финансовом секторе необходимо разработать принципы государственного регулирования рынка криптовалют. Основой для этого должно стать, с одной стороны, соблюдение требований FATF относительно борьбы с финансированием терроризма, обеспечение кибербезопасности и налоговых поступлений в бюджет, а с другой стороны — соблюдение условий относительно защиты прав потребителей. Для этого необходимо установить законодательные требования относительно идентификации участников криптовалютных транзакций и лицензирования деятельности криптовалютных бирж. Кроме того, было бы целесообразно применить такой финансовый метод регулирования как налогообложение с предварительным установлением правового статуса криптовалюты как финансового актива. Учитывая опыт ведущих стран, применение НДС не является целесообразным, поскольку, например, страны ЕС этот налог к криптовалютами не применяют.
Существует необходимость проведения дальнейших аналитических исследований относительно целесообразности внесения дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части налогообложения деятельности с криптовалютами налогом на доходы физический лиц и налогом на прибыль предприятий в сочетании с единым социальным взносом. Перспективными направлениями дальнейших научных исследований в данном контексте может стать разработка дорожной карты реализации вышеуказанных стратегических векторов развития механизмов государственного регулирования рынка криптовалюты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисова О.В. Криптовалюта как средство повышения привлекательности российского бизнеса / О.В. Борисова [Электронный ресурс] // Стратегии бизнеса. — 2017. — № 9. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/kriptovalyuta-kak-sredstvo-povysheniya-privlekatelnosti-rossiyskogo-biznesa (дата обращения: 21-25.05.2018).
2. Вахрушев Д.С. Криптовалюта как феномен современной информационной экономики: проблемы теоретического осмысления / Д.С. Вахрушев, О.В. Железов [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. — 2014. — № 5 (24). — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/kriptovalyuta-kak-fenomen-sovremennoy-informatsionnoy-ekonomiki-problemy-teoreticheskogo-osmysleniya (дата обращения: 21-25.05.2018).
3. Ларин Д.С. Возможность использования Биткоинов в отмывании денег / Д.С. Ларин [Электронный ресурс] // Известия СПбГЭУ — 2018. — № 1 (109). — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnost-ispolzovaniya-bitkoinov-v-otmyvanii-deneg (дата обращения: 21-25.05.2018).
4. Марамыгин М.С. Экономическая природа и проблемы использования виртуальных денег (криптовалют) / М.С. Марамыгин, Е.Н. Прокофьева, А.А. Маркова [Электронный ресурс] // Известия УрГЭУ. — 2015. — № 2 (58). — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-priroda-i-problemy-ispolzovaniya-virtualnyh-deneg-kriptovalyut (дата обращения: 21-25.05.2018).
5. Саакян А.Г. Криптовалюта как первичный инструмент в формировании валютного регулирования государства / А.Г. Саакян [Электронный ресурс] // Научный вестник ЮИМ. — 2015. — № 4. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/ n/kriptovalyuta-kak-pervichnyy-instrument-v-formirovanii-valyutnogo-regulirovaniya-gosudarstva. (дата обращения: 21 -25.05.2018).
6. Сидоренко Э.Л. Криминологические риски оборота криптовалюты / Э.Л. Сидоренко [Электронный ресурс] // Экономика. Налоги. Право. — 2017. — № 6. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskie-riski-oborota-kriptovalyuty (дата обращения: 21-25.05.2018).
102
7. Consolidated FATF strategy on combatting terrorist financing [Electronic resource]. — Access mode: www.fatf-gafi.org/ media/fatf/documents/reports/FATF-Terrorist-Financing-Strategy.pdf (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
8. Virtual currency schemes — a further analysis [Electronic resource]. — Access mode: www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/ virtualcurrencyschemesen.pdf (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
9. UK national risk assessment of money laundering and terrorist financing [Electronic resource]. —Access mode: www.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/468210/UK_NRA_0ctober_2015_final_web.pdf (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
10. UK national risk assessment of money laundering and terrorist financing [Electronic resource]. —Access mode: www.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/655198/National_risk_assessment_ of_money_ laundering_ and_ terrorist_financing_2017_pdf_web.pdf (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
11. Boersma J. Cryptocurrencies Exploring a revolutionary technology / J. Boersma, G. Burgers, J. Huijstee van, M. Rood. — Innopay, 2014. — June. — 51 p.
12. China to crack down on crypto and online pyramid schemes [Electronic resource]. —Access mode: www.thepaypers.com/ cryptocurrencies-bitcoin-virtual-currencies/china-to-crackdown-on-crypto-and-online-pyramid-schemes/771605-39 (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
13. New York Codes, Rules and Regulation: New York State Department of financial services [Electronic resource]. — Access mode: www.dfs.ny.gov/legal/regulations/adoptions/dfsp200t.pdf (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
14. U.S. Commodity futures trading commission [Electronic resource]. — Access mode: www.cftc.gov/index.htm (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
15. European Parliament [Electronic resource]. — Access mode: www.europarl.europa.eu/portal/en (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
16. Лидеры криптовалютных рынков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: finansit.ru/info/lidery-kriptovalyutnyhrynkov (дата обращения: 21-25.05.2018).
17. Как регулировать биткоин? Спросите в Лондоне [Электронный ресурс]. — Режим доступа: coinspot.io/law/ europe/kak-regulirovat-bitcoin-sprosite-v-londone (дата обращения: 21-25.05.2018).
18. The Federal Department of Finance [Electronic resource]. — Access mode: www.admin.ch/gov/en/start/departments/ department-of-finance-fdf.html (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
19. Южная Корея проверяет биржи цифровых валют из-за взлома и банкротства YouBit [Электронный ресурс]. — Режим доступа: coinspot.io/technology/bezopasnost/yuzhnaya-koreya-proveryaet-birzhi-cifrovyh-valyut-iz-za-vzloma-i-bankrotstva-youbit/ (дата обращения: 21-25.05.2018).
20. European Court of Justice rules that Bitcoin should be treated as a currency for VAT purposes [Electronic resource]. — Access mode: www2.deloitte.com/uk/en/pages/press-releases/articles/european-court-rules-bitcoin-be-treated-as-currency-for-vat.html (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
21. British Ministry of Finance Uk [Electronic resource]. — Access mode: ru.scribd.com/document/130501289/British-Ministry-of-Finance-Uk (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
22. Bergman A. What You Should Know About Taxation Of Cryptocurrencies / A. Bergman [Electronic resource]. — Access mode: www.forbes.com/sites/greatspeculations/2018/01/03/what-you-should-know-about-taxation-of-cryptocurrencies/ (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
23. Determining the Existence of a Trade [Electronic resource]. — Access mode: www.iras.gov.sg/irashome/Businesses/ Companies/Working-out-Corporate-Income-Taxes/Taxable-and-Non-Taxable-Income/Determining-the-Existence-of-a-Trade (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
24. The Treasury Australian Government [Electronic resource]. — Access mode: www.treasury.gov.au (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
25. Israeli tax authorities to set regulations for cryptocurrency activities [Electronic resource]. — Access mode: www.thepaypers.com/cryptocurrencies-bitcoin-virtual-currencies/israeli-taxauthorities-to-set-regulations-for-cryptocurrency-activities (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
SPISOK LITERATURY
1. Borisova O.V. Kriptovalyuta kak sredstvo povysheniya privlekatel'nosti rossiysko-go biznesa / O.V. Borisova [Elektronnyy resurs] // Strategii biznesa. — 2017. — № 9. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/kriptovalyuta-kak-sredstvo-povysheniya-privlekatelnosti-rossiyskogo-biznesa (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
2. Vakhrushev D.S. Kriptovalyuta kak fenomen sovremennoy informatsionnoy ekonomiki: problemy teoreticheskogo osmysleniya / D.S. Vakhrushev, O.V. Zhelezov [Elektronnyy resurs] // Internet-zhurnal Naukovedeniye. — 2014. — № 5 (24). —Rezhim dostupa: cyberlen-inka.ru/article/n/kriptovalyuta-kak-fenomen-sovremennoy-informatsionnoy-ekonomiki-problemy-teoreticheskogo-osmysleniya (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
3. Larin D.S. Vozmozhnost' ispol'zovaniya Bitkoinov v otmyvanii deneg / D.S. Larin [Elektronnyy resurs] // Izvestiya SPbGEU. — 2018. — № 1 (109). — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnost-ispolzovaniya-bitkoinov-v-otmyvanii-deneg (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
4. Maramygin M.S. Ekonomicheskaya priroda i problemy ispol'zovaniya virtual'nykh deneg (kriptovalyut) / M.S. Maramygin, Ye.N. Prokof'yeva, A.A. Markova [Elektronnyy re-surs] // Izvestiya UrGEU. — 2015. — № 2 (58). — Rezhim dostupa: cyberlen-inka.ru/article/n/ekonomicheskaya-priroda-i-problemy-ispolzovaniya-virtualnyh-deneg-kriptovalyut (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
5. SaakyanA.G. Kriptovalyuta kak pervichnyy instrument v formirovanii valyutnogo re-gulirovaniya gosudarstva / A.G. Saakyan [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy vestnik YUIM. — 2015. — № 4. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/kriptovalyuta-kak-pervichnyy-instrument-v-formirovanii-valyutnogo-regulirovaniya-gosudarstva (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
6. Sidorenko E.L. Kriminologicheskiye riski oborota kriptovalyuty / E.L. Sidorenko [Elektronnyy resurs] // Ekonomika. Nalogi. Pravo. — 2017. — № 6. — Rezhim dostupa: cy-berleninka.ru/article/n/kriminologicheskie-riski-oborota-kriptovalyuty (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
103
7. Consolidated FATF strategy on combatting terrorist financing [Electronic resource]. — Access mode: www.fatf-gafi.org/ media/fatf/documents/reports/FATF-Terrorist-Financing-Strategy.pdf (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
8. Virtual currency schemes — a further analysis [Electronic resource]. — Access mode: www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/ virtualcurrencyschemesen.pdf (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
9. UK national risk assessment of money laundering and terrorist financing [Electronic resource]. — Access mode: www.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/468210/UK_NRA_0ctober_2015_final_web.pdf (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
10. UK national risk assessment of money laundering and terrorist financing [Electronic resource]. — Access mode: www.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/655198/National_risk_assessment_ of_money_ laundering_ and_ terrorist_financing_2017_pdf_web.pdf (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
11. Boersma J. Cryptocurrencies Exploring a revolutionary technology / J. Boersma, G. Burgers, J. Huijstee van, M. Rood. — Innopay, 2014. — June. — 51 p.
12. China to crack down on crypto and online pyramid schemes [Electronic resource]. — Access mode: www.thepaypers.com/ cryptocurrencies-bitcoin-virtual-currencies/china-to-crackdown-on-crypto-and-online-pyramid-schemes/771605-39 (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
13. New York Codes, Rules and Regulation: New York State Department of financial services [Electronic resource]. — Access mode: www.dfs.ny.gov/legal/regulations/adoptions/dfsp200t.pdf (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
14. U.S. Commodity futures trading commission [Electronic resource]. — Access mode: www.cftc.gov/index.htm (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
15. European Parliament [Electronic resource]. — Access mode: www.europarl.europa.eu/portal/en (the date of the appeal is21-25.05.2018).
16. Lidery kriptovalyutnykh rynkov [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: finansit.ru/info/lidery-kriptovalyutnyhrynkov (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
17. Kak regulirovat' bitkoin? Sprosite v Londone [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: coinspot.io/law/europe/kak-regulirovat-bitcoin-sprosite-v-londone (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
18. The Federal Department of Finance [Electronic resource]. — Access mode: www.admin.ch/gov/en/start/departments/ department-of-finance-fdf.html (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
19. Yuzhnaya Koreya proveryayet birzhi tsifrovykh valyut iz-za vzloma i bankrotstva YouBit [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: coinspot.io/technology/bezopasnost/yuzhnaya-koreya-proveryaet-birzhi-cifrovyh-valyut-iz-za-vzloma-i-bankrotstva-youbit/ (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
20. European Court of Justice rules that Bitcoin should be treated as a currency for VAT purposes [Electronic resource]. — Access mode: www2.deloitte.com/uk/en/pages/press-releases/articles/european-court-rules-bitcoin-be-treated-as-currency-for-vat.html (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
21. British Ministry of Finance Uk [Electronic resource]. — Access mode: ru.scribd.com/document/130501289/British-Ministry-of-Finance-Uk (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
22. Bergman A. What You Should Know About Taxation Of Cryptocurrencies / A. Bergman [Electronic resource]. — Access mode: www.forbes.com/sites/greatspeculations/2018/01/03/what-you-should-know-about-taxation-of-cryptocurrencies/ (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
23. Determining the Existence of a Trade [Electronic resource]. — Access mode: www.iras.gov.sg/irashome/Businesses/ Companies/Working-out-Corporate-Income-Taxes/Taxable-and-Non-Taxable-Income/Determining-the-Existence-of-a-Trade (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
24. The Treasury Australian Government [Electronic resource]. — Access mode: www.treasury.gov.au (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
25. Israeli tax authorities to set regulations for cryptocurrency activities [Electronic resource]. — Access mode: www.thepaypers.com/cryptocurrencies-bitcoin-virtual-currencies/israeli-taxauthorities-to-set-regulations-for-cryptocurrency-activities (the date of the appeal is 21-25.05.2018).
Статья поступила в редакцию 28 июня 2018 года Статья одобрена к печати 19 сентября 2018 года
104