КОНЪЮНКТУРА МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
М И Р О В О Й Р Ы Н О К К О Н Д И Т Е Р С К И Х И З Д Е Л И Й
Рыжакова Алла Владимировна
доктор технических наук, профессор кафедры товароведения и товарной экспертизы РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Бабина Оксана Александровна
старший научный сотрудник отдела «Проектный офис» управления организации НИР РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Шоколад, печенье и кондитерские изделия являются неотъемлемой частью культурных традиций, сезонных торжеств, семейных праздников и повседневной жизни в Европе и во всем мире. Кондитерская промышленность вносит большой вклад в экономику Европы. Динамичное развитие кондитерской индустрии оказывает положительное влияние на многие отрасли Евросоюза, увеличивает занятость, повышает экспортный потенциал, способствует росту объемов производства в сельском хозяйстве, транспортной сфере, торговле. Особенностью кондитерского рынка ЕC является самый высокий процент потребления шоколада по отношению к другим видам кондитерской продукции. Всемирно признанный опыт и креативность европейских производителей позволяют им экспортировать свою продукцию по всему миру. Около 60% производимой продукции экспортируется в такие страны за пределами европейского континента, как США, Россия и Австралия. Успех отраслей мирового кондитерского рынка все больше зависит от их экспорта. В данной статье представлено исследование кондитерского рынка Европейского союза. Авторами проанализирована динамика рынка кондитерской продукции ЕС. Рассмотрены особенности шоколадного сегмента кондитерского рынка стран ЕС и актуальные тренды развития кондитерского рынка.
Ключевые слова: кондитерский рынок, шоколад, производство, потребление, экспорт, импорт, Германия, Франция, Италия, Швейцария, Бельгия, Испания.
T H E G L O B A L C O N F E C T I O N E R Y M A R K E T
Ryzhakova, Alla V.
Doctor of Engineering, Professor of the Academic Department of Commodity Science and Commodity Examination of the PRUE. Adress: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Babina, Oksana A.
Senior Researcher of the Management of Research and Development Organization of the PRUE.
Adress: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Chocolate, biscuits and confectioneries are rooted in cultural traditions, seasonal celebrations, family occasions and even everyday life in Europe and around the world. Confectionery industries contribute greatly to Europe's economy. The dynamic development of the confectionery industry has a positive impact on many sectors of the European Union, increases employment, increases export potential, promotes growth in production in agriculture, transport and trade. Feature of the confectionery market in Europe is the highest percentage of consumption of chocolate, in relation to other types of confectionery products. The globally acknowledged savoir-faire and creativity of European manufacturers enable them to export their products all over the world. Around 60% of the production was exported: the top three destinations outside the European continent were the USA, Russia and Australia. The success of confectionery industry relies more and more on their exports. The article is devoted to research of the European Unions' confectionery market. The dynamics of the EU confectionery market is analyzed. The authors considered the features of the chocolate segment of the confectionery market in the EU countries and the current trends in the development of the confectionery market.
Keywords: the confectionery market, chocolate, EU, the production, the consumption, export, import, Germany, France, Italy, Switzerland, Belgium, Spain.
Кондитерская продукция является важным компонентом в рационе питания и относится к числу излюбленных продуктов, пользующихся постоянно растущим спросом всех слоев населения мира.
Последний статистический бюллетень Европейской ассоциации шоколада, печенья и кондитерского производства САОВКСО демонстрирует, что доход от кондитерской промышленности является основным источником европейской экономики. Согласно данным Евростата, кондитерское производство в Европе в 2016 г. увеличилось на 2,3%, достигнув 11 736,975 т (в том числе шоколада - 2 859 550 т)1. Высокая добавленная стоимость, всемирно признанный опыт и креативность европейских производителей позволяют им экспортировать свою продукцию по всему миру. Около 60% продукции было экспортировано в три топ-направления за пределы европейского континента - США, Россию и Австралию. Поэтому исследование мирового кондитерского рынка приобретает особую актуальность.
Сегмент кондитерской продукции демонстрирует сегодня интенсивную динамику роста. Общий объем производства кондитерских изделий в ЕС в 2016 г. составил 11,9 млн т продукции, при этом экспорт вырос более чем на 40% за 2011-2016 гг. и достиг 1,9 млн т2. Динамика рынка кондитерских изделий стран ЕС представлена на рис. 13, а их производство и потребление - на рис. 2.
2 100 000 1 800 000 1 500 000 1 200 000 900 000 600 000 300 000
из 52 v-i 3 5
О Г? О
I I I I I I
2011 2012
■ Импорт кондитерских изделий, тыс. кг
2013 2014 2015 2016
■ Экспорт кондитерских изделий,
Рис. 1. Динамика рынка кондитерских изделий Европейского союза,
2011-2016 гг.
0
тыс. кг
1 Мировой кондитерский рынок: прогнозы и стратегия роста до 2017 года. - URL: http://candynet.ru/ news/id/1502.
2 Ключевые данные Европейского сектора. Ассоциация шоколада, печенья и кондитерских производств Европы. - URL: http://caobisco.eu/caobisco-chocolate-biscuits-confectionery-europe-menu-2-About-our-industry-.html
3 EUROSTAT-COMTEXT, здесь и далее рис. 2-5.
Кондитерская индустрия для экономики стран ЕС является ведущим фактором развития. В 2016 г. в отрасли было занято более 326 445 человек. Европейская кондитерская индустрия состоит из 12 315 компаний, включая тысячи малых и средних семейных предприятий (около 99 %), а также транснациональных компаний.
2 000 000 1 800 000 1 600 000 1 400 000 1 200 000 1 000 000 800 000 600 000 400 000 200 000 0
2914545
1825480
7( 9605
52596:
- 2 950 000 2 900 000 2 850 000 2 800 000 2 750 000 2 700 000 2 650 000 2 600 000 . 2 550 000
2 500 000
2014 2015 Производство, тыс. т
2016
2014 2015
Потребление, тыс. т
2016
Сахаристые кондитерские изделия
Шоколадные кондитерские изделия
Рис. 2. Производство и потребление кондитерских изделий в 2014-2016 гг.
Общий объем импорта европейской кондитерской продукции составляет 0,509 млн т, а среди направлений импорта в 2016 г. преобладали Европейская экономическая зона, страны Азии и Австралия, страны Средиземноморья, Балканские страны, страны СНГ, НАФТА, Африка, Латинская Америка и страны Персидского залива (рис. 3).
О
■ Европейская экономическая зона, 20% 1 Азия/Австралия, 20%
■ Страны Средиземноморья, 19% 1 Балканские страны, 11%
СНГ, 12% НАФТА, 8% Африка, 6% 1 Латинская Америка, 2% Страны Персидского залива, 0,40%
Рис. 3. Направления импорта стран ЕС, 2016 г.
Направления экспорта европейской кондитерской продукции в 2016 г. представлены на рис. 4: Австралия и Азия, НАФТА, Европейская экономическая зона, страны СНГ, страны Персидского залива, страны Средиземноморья, Африка, Балканские страны, Латинская Америка.
Хотелось бы отметить позитивное влияние динамики кондитерской индустрии на отдельные отрасли стран Евросоюза, поскольку ее развитие увеличивает занятость, способствует росту экспортного потенциала, прежде всего росту объемов производства в сельском хозяйстве, торговле и транспортной сфере.
Европейский кондитерский рынок является лидером по разработке более 50% инновационной продукции. Например, инновационный профиль испанской кондитерской промышленности в 2016 г. увеличился на 25% по сравнению с 2015 г. благодаря введению на рынок 1 738 новых видов продукции1. Такие 10 крупнейших международных компаний, как Mars Inc., Mondelez International Inc., Grupo Bimbo, Nestlé SA, Hershey's, Ferrero Group, Meiji Co., Perfetti Van Melle, Haribo, Lindt и др. в сумме составляют 54% мирового кондитерского рынка.
Американское отраслевое издание Candy Industry представило рейтинг ста крупнейших кондитерских компаний Global Top-100 (таблица). Рейтинг был составлен на основании данных о выручке от продажи продукции за год, о количестве работников, ассортименте и производственных активах компаний, публикуемых в корпора-
1 Ассоциация испанских производителей кондитерских изделий PRODULCE. - URL: http://produlce.com/ filemanager/source/20170606%20Informe%20anual%20Produlce% 202016.pdf
■ Азия/ Австралия, 19%
■ НАФТА, 19%
■ Европейская экономическаязона, 18%
■ Страны Средиземноморья, 12%
■ Страны Персидского залива, 10%
■ СНГ, 9%
■ Африка, 5% Балканские страны, 4%
■ Латинская Америка, 4%
Рис. 4. Направления экспорта стран ЕС, 2016 г.
тивных отчетах, маркетинговых исследованиях, а также докладах аналитиков.
Анализ основных особенностей деятельности международных компаний на мировом кондитерском рынке можно охарактеризовать с помощью расчета индекса иностранного присутствия (ИИП). За данный период он показывает стабильный высокий уровень - 50,00-96,61%. Позиции операторов мирового кондитерского рынка представлены следующим образом: 1-е место Mars Inc. (96,6 %), 2-е - Mondelez International Inc. (83,9 %), 3-е - Ferrero Group (77,4 %). Значения показателя 50% и более говорят о высоком уровне транснационализации мировой кондитерской отрасли, т. е. основные операторы рынка - это международные компании.
Лидеры мирового кондитерского рынка в 2016-2017 гг.
Ме- Кондитерская компания Прода- Число Количест-
сто жи, млрд сотруд во фабрик
в рей- долл. труД- по всему
рей- ников миру
тинге
1 Mars Inc. (Virginia USA) 18,00 34 000 52
2 Mondelez International (Illinois USA) 12,90 100 000 156
3 Ferrero Group (Piedmont, Italy) 10,637 33 245 22
4 Meiji Co. Ltd (Tokio, Japan) 9,850 10 805 7
5 Nestlé SA (Vevey, Switzerland) 9,138 335 000 436
6 Hershey, Pa., USA 7,461 22 000 18
7 Pladis (London, UK) 5,20 26 000 36
8 Chocoladefabriken Lindt & Sprüngli AG (Kilchberg, Switzerland) 3,968 13 000 12
9 Ezaki Glico Co. Ltd. (Osaka, Japan) 3,437 4 961 24
10 Haribo GmbH & Co. K.G. (Bonn, Germany) 3,18 7 000 16
* Разработано по: Мировой кондитерский рынок: прогнозы и стратегия роста до 2017 года. - URL: http://candynet.ru/ news/ id/1502.
Особенностью кондитерского рынка Европы является самый высокий процент потребления шоколада по отношению к другим видам кондитерской продукции (рис. 5).
Рынок кондитерской продукции регулируется законодательством Евросоюза с целью гармонизации правил в странах, входящих в сообщество. Директива ЕС 241/73 от 30 апреля 1976 г. регулирует наименования компонентов и требования к производству шоколада, дает указания на процентное содержание различных ингредиентов в зависимости от
качества и вида. Деление на шоколад и заменитель шоколада используется уже достаточно длительный период.
Так, в Италии был принят Закон № 916 от 9 апреля 1931 г., давший четкую дифференциацию оригинала и его имитациий. Директива 2000/36/ЕС Европейского парламента и Совета от 23 июня 2000 г. устанавливает требования к какао и шоколадным изделиям, предназначенным для потребления человеком.
Бельгия Финляндия Россия Швеция Норвегия Великобритания Ирландия Австрия Германия Швейцария
0,0 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0 7,0 8,0 9,0 10,0
Рис. 5. Уровень потребления шоколада в странах ЕС на душу населения
в 2016 г. (в кг)
Забота о здоровье, рост детского ожирения в развитых европейских странах изменили предпочтения потребителей, что привело к увеличению спроса на темный шоколад, особенно в молодежной категории. Намного меньше доля жевательной резинки и продуктов, содержащих сахар. По прогнозным данным, за счет устойчивого роста рыночная стоимость европейского кондитерского рынка составит к 2019 г. около 111 млрд долларов, ежегодные темпы роста - 5,04%. При этом сегмент шоколада составит основную долю рынка и достигнет рыночной стоимости около 76 млрд долларов1.
По объемам выпуска кондитерской продукции Германия занимает 3-е место в мире (впереди только США и Китай) и является одним из лидеров по потреблению шоколада в Европе (рис. 62). На ее кондитер-
1 URL: https://www.statista.com/topics/1638/chocolate-industry/
2 Агентство экономического развития Федеративной Республики Германии (GTAI). -URL: http://www.gtai.de/GTAI/Content/EN/ Meta/Press/Specials/special-fdi-reporting-download.pdf?v=5 (дата обращения: 21.11.2017).
ском рынке присутствуют основные мировые производители: Ferrero Group, Mondelez International, Mars Inc., Nestlé, Haribo, Lambertz, Lindt и др., которые и определяют тенденции развития.
6 000 000 5 000 000 4 000 000 3 000 000 2 000 000 1 000 000 0
Производство, т Производство, тыс. Экспорт, тыс. евро Импорт, тыс. евро евро
■ Шоколад и шоколадные ■ Сахаристые изделия кондитерские изделия
Рис. 6. Кондитерский рынок Германии в 2016 г.
В последние годы отмечено стремление потребителей Германии к предпочтению натуральных кондитерских изделий с низким содержанием сахара и общего количества калорий. В таких изделиях отсутствуют генетически модифицированные организмы, искусственные красители и ароматизаторы, синтетические подсластители. Отличительной особенностью данных товаров является надпись Fair Trade (честная торговля) на упаковке. Вышеназванные кондитерские продукты позволяют существенно расширять предложение кондитерских изделий на рынке Германии.
Среди лидеров роста следует отметить производство шоколада, карамели и жевательной резинки. В 2016 г. кондитерское производство Германии составило 3 755 тыс. т продукции, доходы от кондитерского производства достигли 11,75 млрд евро, потребление шоколада составило 10 кг на душу населения1.
Кондитерский рынок Франции представляет собой сочетание качества и разнообразия видов конфет и шоколада, традиций и современных инновационных изделий. Причем значительная часть шоколада, произведенного в стране, уходит на экспорт в страны Европы (около 60%). Французы ежегодно потребляют 405 000 т кондитерских изделий
5 290 100
3 144 800
1 094
794 800
1 Федеральная немецкая кондитерская промышленность. - URL: http://www.bdsi.de/ zahlen-fakten/ suesswaren-allgemein (дата обращения: 21.11.2017).
из какао-бобов, при этом третья часть - шоколад. Потребление шоколада во Франции - одно из самых высоких в мире. Потребление на душу населения в 2016 г. составило 6,8 кг, что является десятым показателем среди всех стран мира. Рынок черного шоколада во Франции в 2016 г. составил 2 488 млн евро, т. е. около 14,3% от общего рынка шоколада ЕС1.
В период с 2009 по 2016 г. рост продаж шоколада стабильно составлял в среднем 6,7% в год. В отличие от многих европейских стран у Франции нет разработанной государственной политики в сфере переработки какао. Многие производители шоколада устанавливают свои собственные цели и требования к качеству. Две трети экспортируемого из Франции какао — шоколад (более 418 000 т в 2016 г.).
Потребители Франции предпочитают черный шоколад (его доля - порядка 30% потребления), в то время как в среднем по Европе данный показатель равен 5%. По данным портала 51аЙ81а, продажи кондитерских изделий во Франции оценивались примерно в 1,4 млн евро2. Характерной особенностью кондитерской отрасли Франции является наличие большого количества малых и средних предприятий (94%).
Французские потребители все чаще ищут специальные конфеты, особенно темный шоколад в сочетании, например, с красным перцем, абрикосами или ликером. Шоколадные сорта без сахара также становятся все более популярными. Французский шоколадный рынок уже известен шоколадом в сочетании с различными типами теста, например, шоколадные круассаны.
Четыре основные тенденции во всем мире в шоколадных кондитерских изделиях также находят свое проявление во Франции. Этими тенденциями являются устойчивость, здоровье, событийность (производство шоколада для особых случаев, таких как Пасха) и инновации (например, индивидуальная упаковка). Все крупные производители шоколада, включая «Нестле» и «Барри Каллебаут», прошли сертификацию и запустили производство популярных продуктов.
Кроме того, крупные розничные торговцы начинают активно продвигать шоколад под собственным брендом. Что касается инноваций, компания «Барри Каллебаут» выпустила шоколад, устойчивый к таянию (популярный в жарких странах) и шоколадные изделия без лактозы.
Шоколад, как ожидается, станет единственным сектором на французском рынке кондитерских изделий, который продемонстрирует рост в ближайшие два года. При этом темпы роста будут незначительны. Ос-
1 Федерация бакалейного и специализированного продовольственного сектора Франции. - URL: http://www.alliance7.com/ syndicat-du-chocolat/
2 URL: https://www.statista.com/statistics/343270/sales-value-confectionery-products-france-fr-per-quarter /
новной рост прогнозируется в сегментах упакованного шоколада и высококачественных кондитерских изделиях.
Растущая популярность высококачественных шоколадных и темных шоколадных конфет идет рука об руку с повышением осведомленности об особенностях здорового питания. Вместе с тем Франция имеет относительно большой премиальный рынок высококачественных шоколадных конфет, изготовленных из ароматизированного какао. Этот специализированный рынок характеризуется прямыми торговыми отношениями и строгими требованиями к качеству и, следовательно, короткой и прозрачной цепочкой поставок.
Как показывает маркетинговое исследование и анализ рынка, во Франции супермаркеты являются основными каналами продаж шоколада, занимая 78,5% от объема продаж. Магазины для гурманов шоколада, кафетерии и специальные бары также являются важным каналом сбыта, особенно для экспортеров премиальных, специальных и утонченных ароматических какао. Большинство из этих специализированных магазинов — небольшие семейные предприятия1.
Производство кондитерской продукции в Италии исходя из динамики рынка с 2010 по 2016 г. к 2020 г. составит, по прогнозам аналитической компании Statista, около 9,15 млрд долларов2. Кондитерские изделия являются одним из важнейших элементов в структуре итальянского экспорта продуктов питания, который в 2016 г. вырос на 2,9% по сравнению с 2015 г., достигнув 20,7 млрд евро3.
Сегодня среднестатистический житель Апеннин ежегодно съедает 4,3 кг шоколада. По статистическим данным за 2016 г. торговый оборот шоколада оценивается в 4 258 млн евро. Согласно Итальянской ассоциации производителей кондитерских изделий Aidepi, в Италии производство конечной продукции из шоколада достигло 327 060 т (рис. 74).
Если проанализировать эти данные более предметно, то одни только шоколадные конфеты прибавили за последний год 3,2% и достигли 117 750 т, что эквивалентно 2 159 млн евро, т. е. 39% от совокупного объема и 52% от денежного оборота всех итальянских шоколадных изделий.
В частности, объемы производства классических конфет в обертке увеличились на 0,8% и шоколадных батончиков - на 4%, в то время как производство подарочных наборов конфет продемонстрировало лучший результат (рост на 4,5%).
1 URL: https://maxrise-consulting.com/rynok-kakao-frantsii/
2 URL: https://www.statista.com/statistics/343261/sales-value-confectionery-products-italy-per-quarter/
3 Объем производства сахаристых кондитерских изделий в Италии с 2008 по 2020 г. -URL: https://www.statista.com/forecasts/393095/ italy-sugar-confectionery-manufacture-revenue-forecast-nace-c1082 (дата обращения: 21.11.2017).
4 URL: http://www.aidepi.it/cioccolato/47-in-cifre.html
В свою очередь объем производства шоколадных плиток (преимущественно белого шоколада) достиг 48 850 т. При этом доля белого шоколада выросла на 1,7%, тогда как другие виды шоколада в плитках показали уверенный рост на уровне 2,9%.
4 500 000 4 000 000 3 500 000 3 000 000 2 500 000 2 000 000
■ 425Е 000
■ 1491400 1 500 000
■ 502400 77ЯЯ 1 000 000
32706 1 500 000
119334 0
■ т | тыс. евро
Рис. 7. Кондитерская отрасль Италии в 2016 г.
Наиболее активными покупателями итальянского шоколада на зарубежных рынках являются Франция, Германия, Великобритания, Испания, Бельгия и Люксембург, которые в совокупности закупают 42,8% всего экспорта шоколада, произведенного на итальянских фабриках. Хорошие показатели спроса демонстрирует и польский рынок (11 910 т на 47,9 млн евро): на 1,8% больше в объеме и на 8,5% в стоимостном выражении по сравнению с предыдущим годом.
Что касается неевропейских стран, то здесь успешно проявляют себя США, которые закупили около 5 184 т итальянского шоколада (+19,2%) на сумму в 28,8 млн евро (+16,4%). Еще более уверенно действуют российские импортеры, закупившие в Италии 6 061 т шоколада общей стоимостью 41,8 млн евро, показав тем самым внушительное увеличение объемов и оборота на 37,5 и 71,5% соответственно.
Параллельно продолжается восхождение азиатских стран, которые совместно импортировали 36 017 т итальянского шоколада на 253,8 млн евро. В частности, некоторые средневосточные и дальневосточные страны, справедливо именуемые жемчужинами для итальянских производителей шоколада, выделились по итогам 2013 г. наилучшими показателями. Среди них особняком стоят Китай, включая Гонконг (47,3 млн евро, +34,1%) и Сингапур (13,5 млн евро, +43,3%). Ощутимо увеличился
объем импорта итальянского шоколада в Саудовскую Аравию (+28,9%), а также в Индию (+16,7%) и Австралию (+14,1%)1.
В России широко известна продукция лидирующего итальянского концерна «Ферреро», подарившего миру «Нутеллу», конфеты «Раффа-элло» яйца «Киндер» и множество других культовых продуктов. Группа «Ферреро» является одной из крупнейших кондитерских компаний мира, ведущей свою деятельность в 53 странах, где на 22 фабриках и 9 сельхозпредприятиях трудятся более 34 тыс. сотрудников.
Благодаря стараниям владельца Микеле Ферреро еще в 1983 г. был создан Фонд Ферреро, который не только занимается досугом бывших служащих группы «Ферреро», но и организует различные культурные мероприятия, включая многочисленные выставки художников и концерты. Девиз «Работать, создавать, дарить», красующийся на логотипе «Ферреро» и характеризующий принципы самого Микеле Ферреро, со временем стал полноценной философией всей компании.
Швейцарский шоколад пользуется отличной репутацией во всем мире и экспортируется более чем в 155 стран мира (66% произведенной продукции), в том числе Швейцария имеет около 30 соглашений о свободной торговле за пределами ЕС (рис. 82).
■ Германия, 15,1%
■ Великобритания, 13,0%
■ Франция, 10,2%
■ Канада, 8,3%
■ Америка, 7,4%
■ Италия, 5,1 %
■ Бельгия, 4,2%
■ Австралия, 2,0%
■ Испания, 2,5%
■ Нидерланды, 2,5%
■ ОАЭ, 2,3%
■ Австрия, 1,8%
■ 143 другие, 25,0%
Рис. 8. Направления экспорта Швейцарии в 2016 г.
Первоклассные сырьевые материалы, такие как какао-бобы и швейцарское молочное сырье, четко определенные и постоянно контролируемые производственные процессы, уникальные рецепты, непревзойденное качество и бескомпромиссное управление качеством -
1 ЦКЬ: Ьйр://itamosca.ru/_files/ice/201501_Novosti_iz_Italii-Produkty_pitanija_vina.pdf
2 иИЬ: ЬНр«:/ /www.chocosuisse.ch
вот основа успеха швейцарской шоколадной промышленности, начиная с XIX в.
Доля иностранных продаж в общем объеме производства увеличилась в 2016 г. и составила 65,7% (2015 г. - 64,5%). Если на рубеже тысячелетий большая часть швейцарского шоколада продавалась на внутреннем рынке, то на сегодняшний день экспортируются две из трех шоколадных конфет, выпускаемых в Швейцарии.
Таким образом, произошло значительное увеличение объема производства. Швейцария показывает хорошие темпы роста на пяти наиболее важных для нее экспортных рынках (Германия, Великобритания, Франция, Канада и США).
В 2016 г. общее количество швейцарского шоколада, проданного на внутреннем и международном рынках, увеличилось на 2,3% до 185,639 т. Оборот промышленности увеличился на 1,0% до 1,764 млн франков. Потребление шоколада составляет 6 кг на душу населения1.
Общий объем внутренних продаж швейцарскими производителями снизился на 1,2% по сравнению с предыдущим годом. Внутренние продажи полуфабрикатов были слабо положительными (+1,2%), а продажи готовой продукции уменьшились (-1,8%). В целом внутренний оборот снизился на 1,5%. Сильный франк продолжает поддерживать давление на импорт, а в 2016 г. это привело к увеличению на 3,4% доли импортных конфет во внутреннем потреблении. Таким образом, доля импорта превысила значение 40% в первый раз. Потребление шоколада на душу населения в Швейцарии упало на 100 г - до 11,0 кг. Так, в 2016 г. в экспортном бизнесе продажи увеличились на 4,3% до 122,034 т, т. е. достигнутый оборот вырос до 874 млн франков (+3,7%).
В то время как значительное падение двухзначного процентного диапазона было зафиксировано на самом важном экспортном рынке Германии, второй по важности экспортный рынок Великобритании сформировался очень позитивно с точки зрения количества (+7%), несмотря на сложную валютную среду. Продажи в остальных странах-экспортерах топ-5 показали еще более высокие темпы роста: Франция (+8%), Канада (+8%) и США (+19%).
Среди стран-экспортеров топ-20 Израиль зафиксировал самый большой рост. Даже рынки Италии, Испании, Австрии, Объединенных Арабских Эмиратов, Филиппин, Саудовской Аравии и Японии достигли хорошего результата. Однако заметное снижение продаж было зафиксировано в Австралии (-19%), Китае (-12%), Бразилии (-14%) и России (-17%).
1 Швейцарская шоколадная промышленность в 2015 г. Ассоциация швейцарских производителей шоколада. - URL: https: / / www. chocosuisse.ch/ wpcontent/uploads/2016/ 03/The-SwissChocolate-Industrie-m-2015_web.pdf (дата обращения: 21.11.2017).
Бельгийский кондитерский рынок включает как небольшие отечественные, так и транснациональные компании. Кондитерская отрасль составляет 10,4% от бельгийской пищевой промышленности -16,7% от экспорта. Кондитерский сектор насчитывает 332 компании, на которых трудятся 11 900 человек, с годовым оборотом 5 млрд евро (рис. 91).
Экспорт, т
Производство готовой продукции, тыс. евро
Производство, т
79 950
578 043
| 100 000
56 340
650 000
0 1 000 000 2 000 000
4 100 000
_I_I_I
3 000 000 4 000 000 5 000 000
■ Кондитерские ■ Шоколад изделия из сахара и конфеты
Рис. 9. Кондитерская индустрия Бельгии в 2016 г.
В 2016 г. испанская кондитерская отрасль произвела 875 000 т кондитерской продукции (шоколада - 283 000 т), общей стоимостью 3 500 млн евро, что превысило показатели 2015 г. на 1,6% в объеме и 2,4% в стоимостном выражении соответственно (рис. 102).
Общее потребление кондитерской продукции на одного человека в 2016 г. увеличилось незначительно и составило 24,43 кг, в том числе шоколада - 7,32 кг.
В секторе сохраняется традиционный положительный торговый баланс: импорт составляет 23,1% от общего объема потребляемой продукции, экспорт - 35,4% объема, произведенного на национальном уровне. Распределение экспорта в 2016 г. аналогично предыдущему году и составило 74,3% в страны ЕС, остальные 25,7% - в другие страны (США, Израиль, Канада, Китай, Иран). В кондитерском секторе Испа-
1 Бельгийская ассоциация бисквита, шоколада, пралине и кондитерского производства (Choprabisco). - URL:_http: / / www.choprabisco.be/engels/choprabisco_frameset.htm
(дата обращения: 21.11.2017).
2 Ассоциация испанских производителей кондитерских изделий PRODULCE. - URL: http://produlce.com/ filemanager/source/20170606%20Informe%20anua!%20Produlce%20 2016.pdf
нии, который является одним из самых консолидированных секторов, занято более 24 000 человек.
1 800 000 1 600 000 1 400 000 1 200 000 1 000 000 800 000 600 000 400 000 200 000 0
т тыс. евро т тыс. евро
2015 г. 2016 г.
■ Конфеты и жевательная резинка ■ Какао и шоколад ■ Печенье
Рис. 10. Кондитерский рынок Испании 2015-2016 гг.
Спецификой функционирования мирового кондитерского рынка является перемещение производства кондитерских изделий в развивающиеся страны АТР и Латинскую Америку, о чем свидетельствует открытие 46 новых заводов и активная модернизация существующих предприятий его крупнейших операторов в 2016 г. В 2013-2016 гг. АТР стал объектом 18 крупнейших инвестиций; Латинская Америка насчитывает 8 инвестиционных проектов. Развивающиеся рынки получили меньшее количество инвестиций: в Северной Америке - 4, в Европе -3. По инвестиционной привлекательности отдельных стран в данном аспекте 1-е место занимает Китай, 2-е - Мексика, 3-е - США.
В соответствии с прогнозом исследовательской компании Global Industry Analysts Inc., в 2018 г. мировой кондитерский рынок достигнет стоимости 218,5 млрд долларов. Рост ожидается в основном за счет развивающихся регионов - Китая, Мексики, Индонезии и Восточной Евро-пы1. Так, по прогнозу Азиатско-Тихоокеанский кондитерский рынок будет расти быстрее американского и в 2018 г. покажет среднегодовой темп роста 8,1%. Он является крупнейшей торговой площадкой для шоколадных кондитерских изделий. Развивающиеся страны будут демонстрировать более впечатляющий рост, чем промышленно развитые государства. На рынках Китая, Мексики, Индонезии и Восточной Европы ожидается значительное усиление деятельности международных кондитерских компаний.
1 Top-100 Candy Companies. - URL: https://www.candyindustry. com/2017-Global-Top-100-Part-4
В целом, несмотря на положительную динамику европейского рынка кондитерской продукции, тенденции его развития не такие благополучные как на рынках Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Европейский рынок остается крупнейшим кондитерским рынком в мире, однако дальнейший рост практически невозможен без предложения новых видов продуктов и услуг. Укрепление доллара по отношению к евро, существующая экономическая неопределенность и насыщенность рынка негативно повлияли на конъюнктуру кондитерской индустрии. Отсутствие ясной перспективы относительно дальнейшей судьбы евро продолжит тенденцию низкой эффективности курса европейской валюты по отношению к доллару. Такие факторы, как увеличение реальных доходов населения, размеров розничного рынка, численности населения, урбанизация, изменение стиля жизни и увеличение количества кондитерских подарков, практически отсутствуют на европейском рынке, что в перспективе усилит движение ведущих кондитерских компаний в сторону Китая и Индии.
Список литературы
1. Головинов О. Н., Кузьменко С. С. Кондитерский рынок Европейского Союза / / Современное общество и власть. - 2017. - № 1 (11). -С. 69-83.
2. Кузьменко С. С. Повышение эффективности функционирования международных компаний на мировом кондитерском рынке // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2016. - № 5. - С. 132-136.
3. Squicciarini M. P., Swinnen J. The Economics of Chocolate. Oxford University Press, 2016.
References
1. Golovinov O. N. Konditerskiy rynok Evropeyskogo Soyuza [Confectionery Market of the European Union] Sovremennoe obshchestvo i vlast [Modern Society and Power], 2017, No. 1 (11), pp. 69-83. (In Russ.).
2. Kuz'menko S. S. Povyshenie effektivnosti funktsionirovaniya mezhdunarodnykh kompaniy na mirovom konditerskom rynke [Increase in Efficiency of Functioning of the International Companies in the World Confectionery Market] Strategiya predpriyatiya v kontekste povysheniya ego konkurentosposobnosti [The Strategy of the Enterprise in the Context of Increase in Its Competitiveness], 2016, No. 5, pp. 132-136. (In Russ.).
3. Squicciarini M. P. Swinnen J. The Economics of Chocolate. Oxford University Press, 2016.