Научная статья на тему 'Мировой опыт финансирования инновационного малого бизнеса'

Мировой опыт финансирования инновационного малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
839
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МАЛЫЙ БИЗНЕС / РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATIVE SMALL BUSINESS / MARKET OF INTELLECTUAL PROPERTY / CAPITALIZATION OF INTANGIBLE ASSETS / FINANCIAL INSTRUMENTS / INNOVATIVE ECONOMY / COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTY / GOVERNMENT SUPPORT / FINANCIAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майоров Александр Алексеевич

В статье рассматривается проблема финансирования малого бизнеса за рубежом, выделяется инновационный сектор малого бизнеса, одна из составляющих которого это рынок интеллектуальной собственности. Сделан вывод о том, что финансирование инновационного малого бизнеса играет важную роль в реализации научно-технического прогресса, а капитализация нематериальных активов малого бизнеса в форме результатов интеллектуальной деятельности является базовым условием перехода к развитой инновационной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD EXPERIENCE OF INNOVATIVE SMALL BUSINESS FINANCING

The problem of small business financing abroad is considered, the innovation small business sector, with the intellectual property market as its main component, is pointed out. It is emphasized that the small innovation business financing plays an essential part in realization of the scientific and technological progress and capitalization of intangible assets of small business, in the form of intellectual activities results, is the basic condition for transition to a developed innovative economy.

Текст научной работы на тему «Мировой опыт финансирования инновационного малого бизнеса»

Мировой опыт финансирования инновационного малого бизнеса

А.А. Майоров, аспирант, Оренбургский ГАУ

Без малого инновационного бизнеса рыночная инновационная экономика функционировать и развиваться не может. В развитых странах малый инновационный бизнес влияет на темпы роста экономики, структуру и качество валового национального продукта.

Кризисный период 2008—2009 гг. заметно повлиял на развитие финансирования инновационного малого бизнеса и в целом на мировую экономику. Мировые банковские системы ограничили кредитование, сократив стимулирование малого бизнеса из-за кредитных рисков, одновременно потеряв и спрос на них. В итоге малый инновационный бизнес, утратив приток новых

инвестиций и ликвидность, используя различные финансовые инструменты, находится в поиске новых источников привлечения иностранных и частных капиталовложений инвесторов и партнёров.

Система поддержки малого бизнеса в Европе существует с 70-х гг. XX столетия. Именно в этот период с целью устранения административных барьеров европейские страны внесли изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования. Также была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы — документ, давший карт-бланш к внедрению проектов поддержки малых предприятий. В настоящее время финансирование мероприятий по поддержке инновационной сферы малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, включающих Фонд регионального развития, Социальный фонд, что в значительной мере помогает предприятиям малого бизнеса пережить стагнационные явления посткризисного периода.

Принято считать, что уровень развития малого бизнеса (МБ) определяет степень развития экономики государства в целом. Так, например, на 1000 граждан в странах-членах Евросоюза (ЕС) приходится не менее 30 предпринимателей. В странах ЕС предприятия МБ составляют уже 90% от общего числа предприятий [1].

Мы считаем, что сегодня самая перспективная сфера малого бизнеса — инновационный сектор, одной из составляющих которого является рынок интеллектуальной собственности. Основным условием успешного функционирования такого рынка выступает капитализация нематериальных активов (НМА) в форме результатов интеллектуальной деятельности. На примере ряда зарубежных стран рассмотрим более подробно условия перехода к инновационной экономике посредством финансирования инновационного малого бизнеса.

Япония, начиная с 1960-х гг., первой провела капитализацию НМА своих предприятий через рынок интеллектуальной собственности, скупая за рубежом права на результаты интеллектуального труда, охраняемые патентами, и превращая их после переоценки в нематериальные активы большей стоимости. США в 1990-е гг., существенно усовершенствовав опыт японцев, успешно применили его у себя. В настоящее время в большинстве стран предусматривается капитализация НМА при условии их амортизации. В США НМА амортизируются за период до 40 лет.

Примером эффективного развития бизнеса на базе коммерциализации интеллектуальной собственности может служить ситуация в Китае. Например, международный технопарк (Сучжоу, КНР), созданный с апреля 2000 г., занимает 61

га, более 1 млн. кв. м площадей обеспечивает работой 10 000 человек при объёме инвестиций за этот период более 4 млрд. юаней. Секрет такого успеха кроется в реализации государственной стратегии «К инновационной экономике через рынок интеллектуальной собственности» в каждом конкретном проекте. В данном примере центральным связующим звеном между университетом (центром генерации идей), производством (где эти идеи апробируются) и центром менеджмента (где эти разработки реализуются на коммерческой основе в реальную экономику) является компания, предоставляющая комплекс услуг по интеллектуальной собственности. В итоге, один муниципальный город в КНР имеет около 25 тыс. патентов, а одна средняя китайская фирма в сфере телекоммуникаций имеет 60 патентов и 1500 ноу-хау, дающих до 40% её годового дохода [2]. Структура государственных затрат на превращение интеллектуального продукта МБ в нематериальный актив, вовлекаемый в хозяйственный, финансовый оборот, а также на исследования и разработки в Китае, Великобритании, Франции и других странах, достигает от 60 до 80%.

Эффективно реализуется финансирование инновационного малого бизнеса в Америке. Достаточно сказать, что в докризисные годы (2008—2009) по прямым и гарантированным займам американская администрация по делам малого бизнеса на проекты инновационного характера в два этапа выделяла предпринимателям по 550 тыс. долларов на разработку рискованных проектов, в дальнейшем привлекая к этому процессу частный капитал. Сегодня 40% экономики в Америке — это инновационная экономика. В Америке действует Федеральное агентство — Администрация по делам малого бизнеса США, отделения которого расположены во всех штатах. Агентство оказывает содействие при кредитовании с предоставлением гарантий, а также выдаёт субсидии и кредиты субъектам инновационного малого бизнеса с помощью собственных средств, используя при этом различные государственные программы, позволяющие формировать и использовать финансовые ресурсы на развитие малого бизнеса. В рамках программ «Инвестиционная компания малого бизнеса», «Вторичный рынок кредитов», «Лицензионные Компании Развития», «Предоставление гарантийных поручительств» и ряда других государство обеспечивает малым инновационным предприятиям финансовую помощь в виде акционерного капитала, кредитов, долговых инвестиционных обязательств; позволяет кредиторам малого бизнеса улучшить ликвидность капиталов посредством продажи частей своих кредитов инвесторам; обеспечивает их финансирование по твёрдым учётным ставкам

для расширения деятельности и модернизации; позволяет получить гарантии, поручительства субъектам инновационного малого бизнеса, не имеющим залогового обеспечения для коммерческого банка. В США малый бизнес намного раньше, чем в других странах, начал заручаться государственной поддержкой посредством государственных заказов, источников долевого финансирования, невысокого налогообложения, прямых и гарантированных займов и т.д. В 2010 г. в США на предоставление целевых кредитов малому бизнесу выделено около 30 млрд. долларов, благодаря чему создано 1,5 млн. новых рабочих мест, при этом четвёртая часть всех расходов приходилась на поддержку инновационной деятельности в малом предпринимательстве. Конгрессом США решается вопрос об отмене всех налогов на доход от прироста капитала, которыми облагаются предприятия малого бизнеса, и контролируется пропорция, согласно которой 23% американских государственных заказов должны доставаться предприятиям МБ, включая предприятия по созданию объектов интеллектуальной собственности (ОИС). На малый бизнес распространяются специальные налоговые льготы, например, «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой базы. В рамках программы финансово-кредитного содействия Администрация по делам малого бизнеса гарантирует погашение за государственный счёт до 90% стоимости ссуд и кредитов. При выдаче малому бизнесу прямых займов Администрация вправе устанавливать сроки их погашения до 15 лет. Опыт США свидетельствует об эффективности форм поддержки, позволяющих привлечь за счёт гарантирования займов банковские кредиты в сферу инновационного малого бизнеса.

В отличие от США и ряда других стран, Китай, используя обобщённый опыт интеграции малого бизнеса в мировом сообществе, имеет программы развития экономики страны, включая развитие малого инновационного бизнеса до 2020, 2050 гг., предусматривающие перестройку этой сферы и насыщение её новыми финансовыми механизмами развития, прошедшими успешную апробацию в других странах мира. Принципиальным моментом развития малого бизнеса Китая является предоставление равных возможностей всем малым предприятиям в вопросах инвестирования, кредитования, совершенствования производства, создания и коммерциализации интеллектуальной собственности. В Китае созданы государственные фонды по поддержке и развитию деятельности предпринимательства, финансируемые за счёт бюджетных средств страны. Поддержкой малого бизнеса занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается

в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса, изучении мирового опыта. За последние 8 лет в Китае стремительно увеличилось количество предприятий МБ, включая инновационные, которые обеспечили значительные бюджетные поступления в казну государства. В сфере малого бизнеса Китая работает 60% трудоспособного населения страны [3].

По принципу подобия форм и финансовых механизмов развития малого бизнеса Китая, США и других стран в Японии создана Корпорация страхования малого и среднего предпринимательства и ассоциация по гарантированию кредитов, позволяющие облегчить процедуры получения кредитов субъектам инновационного малого бизнеса. Финансовая политика Японии выделяет статус предприятий МБ и обеспечивает им размер льгот в соответствии с видом деятельности, регулируя рыночную стоимость выпускаемой продукции ограничениями на понижение/повышение. При наличии завышенных цен или неоправданных скидок субъекты малого бизнеса лишаются права осуществлять деятельность.

Широко развита финансовая инфраструктура инновационного малого бизнеса в Сингапуре, где расположены представительства более 3000 компаний мира. В отношении инновационного малого бизнеса здесь существует льготное налоговое законодательство, что позволяет привлечь в страну иностранный капитал и инвестиции. Также отсутствует пошлина на перечисление прибыли, обеспечиваются гарантии вложений денежных средств в экономику, внедряется большое количество программ по льготному кредитованию малого бизнеса, предусматривающему специальные займы, предоставление субсидий, кредитных рисков, при этом ставки кредитования постоянно снижаются [4]. Правительство Сингапура заинтересованно оказывает содействие малому инновационному бизнесу с целью конкурентоспособности на международном рынке и сумело создать инновационную экономику. Организованное в поддержку предпринимательства агентство «Spring» занимается разработкой и реализацией программ содействия малому бизнесу. Активная финансовая поддержка способствовала тому, что в Сингапуре сейчас около 140 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), которые охватывают почти 90% всех предприятий страны. Исследования, проведённые CNN Time Warner Group, показали, что Сингапур занимает пятое место в мире по развитию малого предпринимательства, имеет разветвлённый инновационный сектор и активно интегрирует в другие страны.

В Испании программы развития, финансирования и технической поддержки малого

бизнеса основаны на европейских программах, распространившихся в странах Европы, включая Великобританию, Германию, Францию. В области финансовой поддержки в Испании предпочтение отдаётся тем субъектам инновационного малого бизнеса, которые принимают участие в социальной политике страны, а также способствуют развитию территорий с низкими экономическими показателями [5]. Интересной стороной развития МБ в Испании является тот факт, что и граждане Испании, и иностранные граждане (нерезиденты страны) на получение лицензии и регистрацию собственного дела тратят не более 24 часов. Приобрести стартовый капитал им помогают различные организации и фонды, в которые входят общества по поддержке малого бизнеса на территории стран Евросоюза, Государственный институт кредитования страны и общества взаимного финансирования, которые инвестируют, финансируют и предоставляют субсидии на развитие.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), участниками которого являются свыше 60 стран, через сеть своих представительств на местах оказывает активное содействие инновационному малому бизнесу, укреплению финансовых учреждений и финансовых систем, развитию инфраструктуры, необходимой для малых предприятий стран Евросоюза Центральной и Восточной Европы, СНГ и неевропейских стран. Располагая большим набором финансовых инструментов, ЕБРР осуществляет прямое финансирование малых и средних предприятий, в том числе и под кредитный риск банка. При этом основу предоставляемых ссуд составляет способность проекта к возмещению ссуды в течение согласованного периода. ЕБРР помогает инновационному малому бизнесу получить доступ к финансированию путём обеспечения гарантий, предоставляет инвестиции в виде подписки на обычные и привилегированные акции, квазиинвестиции от вспомогательных займов, доходных векселей и облигаций до привилегированных акций, которые могут предъявляться к погашению, и при помощи иных финансовых инструментов поддержки.

Другим примером поддержки МСБ инновационной сферы является Европейский Союз. Это экономическое мировое сообщество, при помощи которого сформирован единый внутренний рынок и поддерживается валютный, экономический и политический союз стран. Все страны-члены ЕС имеют сеть организаций по развитию малого бизнеса за счёт государственной и частной поддержки. Совместная деятельность национальных и надгосударственных органов по

содействию развитию малого и среднего бизнеса в ЕС заключается в том числе и в финансовом стимулировании развития инновационного малого бизнеса с использованием наиболее подходящих источников и видов финансирования. С бюджетом свыше одного миллиарда евро посредством финансовых инструментов через инновационные программы ЕС рассчитывает облегчить доступ к финансированию в 2013 г. от 300 до 400 тыс. предприятиям малого и среднего бизнеса [6].

Таким образом, мировая практика финансирования инновационного малого бизнеса показала, что финансовое обеспечение инновационной деятельности малого бизнеса основывается на его целевой ориентации и имеет различные источники финансирования. Мы установили, что капитализация НМА МБ в форме результатов интеллектуальной деятельности представляет собой базовое условие перехода к развитой экономике и подразумевает широкий спектр применения финансовых инструментов в условиях рыночных отношений. Посредством более чем полувековой капитализации НМА США, Япония, Китай, Великобритания, Франция и ряд других стран смогли эффективно реализовать финансовое обеспечение инновационного малого бизнеса, поддержать этот процесс государственной стратегией, государственными заказами, привлечь частный капитал, вовлечь в рыночный оборот ресурсы малого бизнеса и выстроить мощную инновационную экономику. Этому способствовала и политика экономических мировых сообществ, ориентированных на первоочередное финансовое стимулирование инновационных сфер малого бизнеса, ведущих научные исследования, создающих интеллектуальную собственность.

Литература

1. Малый бизнес: кредитование малого бизнеса // Кредитный портал [сайт]. URL: http://www.kreditbusiness.ru/foregnbusiness (дата обращения 15.12.2010).

2. О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации в 2008 году: аналитический доклад / под редакцией доктора юридических наук В.Н. Лопатина. М.: Издание Совета Федерации, 2009. 325 с.

3. Развитие экономики Китая: становление малого предпринимательства //Малый бизнес: зарубежный опыт [сайт]. URL: http://www.kreditbusiness.ru/foreignbusiness/71-razvitie-jekonomiki-kitaja-stanovleme-malogo.html (дата обращения 17.12.2010).

4. Экономика в Сингапуре: значение и роль малого предпринимательства // Малый бизнес: зарубежный опыт [сайт]. URL: http://www.kreditbusiness.ru/foreignbusiness/72-jekonomika-v-singapure-znachenie-i-rol-malogo.html (дата обращения 17.12.2010).

5. Малое предпринимательство и бизнес в Испании // Малый бизнес: зарубежный опыт [сайт]. URL: http://www. kreditbusiness.ru/foreignbusiness/30-maloe-predprinimatelstvo-i-biznes-v-ispanii.html (Дата обращения 20.12.2010).

6. Financing Programmes for SMEs // EUbusiness — European Union business news search and analysis [сайт]. URL: http://www. eubusiness.com/topics/euro/SMEs/?searchterm=financing%20 SME (дата обращения 21.12.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.