Мировой опыт эволюции господдержки электрификации дорожного транспорта: от стимулирования продаж электромобилей до интеграции нефтяных моторных топлив в рынок углерода
Синицын Михаил Владимирович
научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, e-mail: [email protected]
В статье анализируются последние тенденции на мировом рынке электромобилей: недостаточно быстрое снижение себестоимости батарей, что отодвигает достижение ценового паритета электромобилей и традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания; ослабление государственного стимулирования в европейских странах из-за высоких издержек (объем недополученных налоговых поступлений и субсидий) стимулирования продаж электромобилей; быстрого усиления позиций китайских автопроизводителей на мировом рынке электромобилей; введение «зеленого» протекционизма в США и ЕС; значительное положительное влияние Закона о снижении инфляции в США на промышленные инвестиции в проекты, связанные с электромобилями; включение Германией нефтепродуктов в национальную систему торговли квотами на выбросы для дестимулирования продаж традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Ключевые слова: электромобили, налог на углерод, Германия, США, Китай.
В последние три года продвижение электромобилей резко ускорилось. Обусловлено это в первую очередь политическим решением развитых стран и Китая, принятым в 2020 г., связать пакет стимулирующих мер для постковидного восстановления экономики с имплементацией положений низкоуглеродной парадигмы экономического роста [1]. Продажи легковых электромобилей в абсолютном выражении выросли в пять раз в 20192022 гг. и превысили 10 млн единиц (рис. 1).
2,6
2,3 5$:
2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
| Китай Европа ^США "Остальные страны |
Рис. 1. Динамика продаж легковых электромобилей, млн единиц Источник: [2].
Доля легковых электромобилей в совокупных продажах легковых электромобилей в странах-лидерах энергоперехода превысила 20% в 2023 г. (рис. 2). Особенно необходимо отметить Норвегию, которая ввела настолько мощное стимулирование, что покупка электромобиля обходилась дешевле, чем аналогичного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания [3]. Предполагалось, что электромобилям, как и НВИЭ, потребуется первоначальный импульс, чтобы быстро пройти этап первоначальных продаж и стать массовым товаром за счет эффекта масштаба и технического прогресса.
сч о сч
сч
О Ш 00
<
со о
Рис. 2. Доля легковых электромобилей в совокупных продажах автомобилей, % Источник: [2].
В последние полтора-два года наметились важные изменения. Во-первых, ряд стран начал уменьшать стимулирование продвижения электромобилей. В Норвегии в прошлом году недополученные налоговые поступления достигли 4 млрд
долл. (2% бюджета), и правительство признало, что средств для поддержки транспортной инфраструктуры не хватает [4]. При этом в Норвегии в 2023 г. было продано всего 160 тыс. электромобилей, а автопарк достиг 790 тыс. электромобилей. Для компенсации выпадающих доходов правительство ввело дорожный налог (в зависимости от веса автомобиля - 12,5 норвежских крон за кг при весе более 500 кг) и НДС (25% на сумму покупки, превышающую 500 тыс. норвежских крон) на электромобили, в результате, например, сумма налогов на Tesla Model Y в декабре 2023 г. выросла на 4100 евро (7% стоимости покупки) [5].
Если проранжировать страны по доле легковых электромобилей в совокупных продажах автомобилях, то можно отметить тенденцию, что страны с высоким значением показателя уменьшают поддержку электромобилей, а с низким - увеличивают (таблица 1). Великобритания отменила субсидии на покупку легковых электромобилей после достижения порогового значения доли электромобилей в продажах (20%). Действительно ли легковые электромобили стали массовым товаром?
Таблица 1.
Изменения в политике финансового стимулирования покупок электромобилей Источник: [2].
Страна Доля электромобилей в продажах в 2022, % Доля электромобилей в автопарке в 2022,% Изменение в политике поддержки продаж легковых электромобилей в 2023 г.
Норвегия 88 27 Введение дорожного налога (в зависимости от веса автомобиля) Введение НДС (25%)
Швеция 54 9 Уменьшение субсидии с 7000 долл. до 5000 долл.
Нидерланды 35 6 Уменьшение субсидии с 3200 долл. до 2800 долл.
Германия 31 4 Снижение льгот и отмена с 18.12.2023
Китай 29 5 Отмена субсидий с 2023 г., но компенсация провинциями Увеличение налогового вычета с 3400 долл. до 4100 долл. с 2024 г.
Великобритания 23 3 Отмена субсидии Запрет на продажу автомобилей с ДВС перенесен на 2035 г.
Франция 21 3 Уменьшили субсидии с 6300 долл. до 5300 долл.
Южная Корея 9 2 Уменьшили субсидии с 5400 долл. до 5300 долл.
США 8 1 Налоговый вычет 7500 долл. при выполнении требований по нац. содержанию, введение вычета для подержанных автомобилей 4000 долл.
Япония 3 1 Удвоила субсидии до 6500 долл.
Если по доле в совокупных продажах электромобили в странах-лидерах электромобилизации превысили 20%, то по доле в автопарке - только в Норвегии (таблица 1 выше). Во всех остальных странах электромобили остаются на стадии внедрения и не стали массовым товаром.
Более того, добиться необходимого снижения издержек не удалось. По оценке Bloomberg ценовой паритет электромобилей и традиционных автомобилей с двигателем внутреннего
сгорания будет достигнут при стоимости аккумуляторов 100 долл. за 1 кВт-ч. В последние годы темпы снижения себестоимости аккумуляторов снизились (рис. 3). В 2022 г. из-за пост-ковидного восстановления цены на ключевые для энергоперехода материалы увеличились в несколько раз: литий и никель - в 8 раз, кобальт - 2,5 раза, никель - 2,3 раза [2] - себестоимость аккумуляторов выросла. В 2023 г. цены снизились, хотя и остаются на повышенных относительно исторического уровне, что позволило снизить себестоимость батарей. Необходимо отметить, что самая низкая себестоимость аккумуляторов в Китае (110 долл. за 1 кВт-ч), а китайские автомобили дешевле европейских и американских в 1,5-2 раза. Китайское правительство активно поддерживает автомобильную промышленность, в том числе через низкие цены на металлы на внутреннем рынке. В сентябре 2023 г. Еврокомиссия начала расследование субсидирования китайским правительством автокомпаний. Скорее всего, себестоимость аккумуляторов в Китае на 30-40% выше, но в таком случае и среднемировые издержки на производство аккумуляторов далеки от ценового паритета. В 2024 г. в рамках Закона о снижении инфляции американские производители аккумуляторов будут получать субсидии до 45 долл. на 1 кВт-ч.
Рис. 3. Динамика себестоимости аккумуляторов, долл. 2023 за 1 кВт-ч Источник: [6].
Сохраняются и узкие места (bottleneck) массовой электромобилизации: огромная, превышающая в десятки раз добычу потребность в критических материалах для энергоперехода. По оценкам American Transportation Research Institute полная замена автопарка только Калифорнии потребует кобальта и графита в размере четырехкратной мирровой добычи этих материалов, лития - в пятикратном размере. Полная электромобилизация США потребует графита в 27 раз больше, чем его добывалось в 2022 г., кобальта - в 19 раз, лития - в 35 раз [7]. Необходимы огромные инвестиции в электрификацию транспорта, зарядную инфраструктуру. По оценке Международного энергетического агентства развитым странам нужно в 7 раз увеличить инвестиции в электрификацию транспорта к 2030 г., чтобы выполнить обязательства по Парижскому соглашению и достичь чистых нулевых выбросов [8]. Чтобы электромобили могли конкурировать с традиционными автомобилями с двигателем внутреннего сгорания, необходимо в основном устанавливать устройства быстрой зарядки (fast chargers). Грузовые электромобили на современных зарядных станциях 350 кВ полностью заряжают аккумулятор за 5-7 часов (так электробусы заряжаются ночью). Для более быстрой зарядки (за 3040 мин.) потребуются зарядные устройства более 1 МВ, в разы дороже, более того для нормальной работы грузового транспорта необходимо, чтобы зарядные станции располагались в пределах 60 км (требования ЕС) или 50 миль (США).
Сохранение узких мест не означает, что они будут непреодолимым барьером. Последние два года показали, что про-
О ГО А П.
сч о сч
с4
О LU
со
<
со о
изводители могут гибко подстраиваться под рыночную конъюнктуру: при росте цен на литий вырос выпуск аккумуляторов с более низким содержанием этого металла. Постепенно развивается вторичная переработка (рециклинг), аккумуляторы на грузовых электромобилях можно заменять целиком, чтобы сократить время зарядки.
Второе важное изменение за последние два года - Китай выиграл мировую конкуренцию на рынке электромобилей, в 2022 г. на него пришлось 35% мирового экспорта (рис. 4). Если развитые страны субсидируют покупку электромобиля, то с высокой вероятностью - китайского производства. Доля китайской экономики в производстве металлов и элементов батарей еще выше.
Рис. 5. Доля стран в мировом экспорте электромобилей, % Источник: [10].
«Зеленый» протекционизм США уже привел к отмене более 60% проектов по производству аккумуляторов в европейских странах [9]. В самих США в конце 2021 - начале 2023 г.
наблюдался бум промышленных инвестиций в проекты, связанные с электромобилями, но по данным за последние три квартала инвестиции быстро снижаются (рис. 5). Последние новости подтверждают тенденцию: Ford отменил инвестиции в 12 млрд долл. в проект в Мичигане, General Motors решил потратить зарезервированные финансовые средства на выкуп акций (10 млрд долл.) и выплаты профсоюзу (1 млрд долл.).
В итоге оптимизм 2020 г. сменяется большим прагматизмом: издержки производства электромобилей снижаются недостаточно быстро, финансовых средств для стимулирования покупок у государств недостаточно, акцент в политике смещается на поддержку отечественных компаний. При сохранении текущих политик объем недополученных налоговых поступлений вырастет с 10 млрд в 2022 г. до 60 млрд в 2030 г., но тем не менее без технологического прорыва в производстве аккумуляторов и зарядных устройств высоко вероятно, что после 2027 г. продажи легковых электромобилей стабилизируются (рис. 6).
Рис. 4. Доля стран в мировом экспорте электромобилей, % Источник: [6].
Доминирование Китая на мировом рынке электромобилей ускорило введение «зеленого» протекционизма в США и ЕС. США приняли Закон о снижении инфляции, вводящий требования по национальному содержанию (локализации производства, обучению рабочей силы и тд) для получения налогового вычета при покупке электромобиля. Даже в 2023 г. они являются довольно жесткими, но будут постепенно ужесточаться. Пока только электромобили Tesla и General Motors удовлетворяют требованиям Закона о снижении инфляции. Более того, с января 2024 г. на батареи, произведенные в Китае (или если их элементы произведены в Китае), нельзя получить налоговый вычет. ЕС начал расследование китайской субсидирования автомобильной отрасли.
Рис. 6. Доля стран в мировом экспорте электромобилей, % Источник: [14].
Для компенсации недополученных налоговых поступлений правительства все активнее прибегают к введению новых налогов и платежей, часть из которых привязана уже к электромобилям (ряд штатов США ввели плату за зарядку электромобилей от домашней электросети, в Норвегии введен НДС и дорожный налог), часть - к использованию ископаемых ресурсов [11].
Германия стала пионером по внедрению нового инструмента дестимулирования продаж традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания - включила нефтепродукты, используемые в транспорте и системе отопления, в национальную систему торговли квотами на выбросы парниковых газов [3]. В 2021 г. в национальную систему включены бензин, дизель, мазут, сжиженный газ, природный газ и биомасса, не удовлетворяющая условиям устойчивого развития. Продавцы энергоресурсов покупают сертификаты у правительства (25 евро за 1 т СО2 в 2021 г., 50 евро за 1 т СО2 к 2025 г.), после 2025 г. сертификаты будут реализовываться на аукционах [12]. Введение новой платы эквивалентно увеличению цены на бензин на 7 евроцентов за л, дизель - 8 евроцентов за л [13]. Грубая оценка суммы налога в 2021 г. составляет 4,5 млрд евро.
В последние годы недостаточно быстрое снижение себестоимости батарей и рост издержек (объем недополученных налоговых поступлений и субсидий) привели к ослаблению государственного стимулирования продаж электромобилей в странах-лидерах электромобилизации. Германия в декабре 2023 г. отменила субсидии, но для продвижения электромобилей включила нефтяные моторные топлива в национальную
систему торговли квотами на выбросы парниковых газов. Европейские и американские производители электромобилей проиграли в конкуренции китайским компаниям на мировом рынке, что привело к введению «зеленого» протекционизма в США и ЕС. «Зеленый» протекционизм США привел в конце 2021 - начале 2023 г. к буму промышленных инвестиций в проекты, связанных с электромобилями.
Литература
1. Жуков С.В., Резникова О.Б. Энергетический переход в США, Европе и Китае: новейшие тенденции // Проблемы прогнозирования. 2023. №4 (199). С. 15-31. DOI 10.47711/08686351-199-15-31.
2. IEA. Global EV Outlook 2023
3. Синицын М.В. Влияние продвижения легковых электромобилей на потребление нефти // Журнал ЭКО. 2020. №10. С.65-87. DOI: 10.30680/ЕС00131-7652-2020-10-65-87
4. Tadviser. В Норвегии сворачивают программу субсидирования электромобилей, которая только в 2022 году обошлась в $4 млрд. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0% D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%B A%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0 %B8%D0%BB%D0%B8_(%D1 %80%D1 %8B%D0%BD%D0%BE %D0%BA_%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0 %B3%D0%B8%D0%B8) (дата обращения 14.02.2024).
5. Pushevs. EV sales in Norway explode ahead of policy changes. URL: https://pushevs.com/2023/01/05/ev-sales-in-norway-explode-ahead-of-policy-changes (дата обращения 14.02.2024).
6. Bloomberg New Energy Finance 2023
7. American Transportation Research Institute. Is California Ready for an Electric Vehicle Future? URL: https://truckingresearch.org/wp-
content/uploads/2023/12/ATRI_CAEVFuture.pdf (дата обращения 14.02.2024).
8. IEA. World Energy Outlook 2023.
9. Transport & Environment. Two-Thirds of European Battery Production at Risk, 2023. URL: https://www.transportenvironment.org/discover/two-thirds-of-european-battery-production-at-risk-analysis (дата обращения 14.02.2024).
10. FDI Intelligence. URL: https://www.fdiintelligence.com/content/news/us-carmakers-curtail-ev-plans-amid-sluggish-demand-83248(дата обращения 14.02.2024).
11. Гахокидзе И.З. Действующие механизмы налогообложения и платы за эмиссию углерода: мировой опыт // Инновации и инвестиции. 2022. № 10. С. 122-126. DOI 10.24412/2307-180X-2022-10-122-126.
12. Хорольская М.В. Климатическая политика ФРГ на современном этапе // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №4. С.30-39. DOI: 10.15211/vestnikieran420223039
13. Рамблер Финансы. Налог на выбросы парниковых газов начнет действовать в Германии с 2021 года URL: https://finance.rambler.ru/markets/44980584/?utm_content=financ e_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения 14.02.2024).
14. IEA. Oil 2023
Global experience in the evolution of state support for the electrification of road transport: from stimulating sales of electric vehicles to the integration of petroleum motor fuels into the carbon market Sinitsyn M.V.
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations,
Russian Academy of Sciences JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
The article analyzes the latest trends in the global electric vehicle market: insufficiently rapid reduction in battery costs, which delays the achievement of price parity between electric vehicles and traditional internal combustion engine vehicles; weakening government incentives in European countries due to the high costs (volume of lost tax revenues and subsidies) of stimulating sales of electric vehicles; rapid strengthening of the positions of Chinese automakers in the global electric vehicle market; the introduction of «green» protectionism in the US and EU; the significant positive impact of the U.S. Inflation Reduction Act on industrial investment in electric vehicle-related projects; Germany's inclusion of petroleum products in the national emissions trading system to discourage sales of traditional internal combustion engine cars. Keywords: electric vehicles, carbon tax, Germany, USA, China. References
1. Zhukov S.V., Reznikova O.B. Energy transition in the USA, Europe and China: latest
trends // Forecasting problems. 2023. No. 4 (199). pp. 15-31. DOI 10.47711/0868-6351-199-15-31.
2. IEA. Global EV Outlook 2023
3. Sinitsyn M.V. The impact of the promotion of passenger electric vehicles on oil
consumption // EKO Journal. 2020. No. 10. P.65-87. DOI: 10.30680/EC00131-7652-2020-10-65-87
4. Tadviser. Norway is winding down its electric vehicle subsidy program, which cost
$4 billion in 2022 alone. URL:
https://wwwtadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82% D1%8C%D1%8F:%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80% D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0
%B8%D0%BB%D0%B8_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_% D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%B2%D0% B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8) (date of access: 02/14/2024).
5. Pushevs. EV sales in Norway explode ahead of policy changes. URL:
https://pushevs.com/2023/01/05/ev-sales-in-norway-explode-ahead-of-policy-changes (accessed 02/14/2024).
6. Bloomberg New Energy Finance 2023
7. American Transportation Research Institute. Is California Ready for an Electric
Vehicle Future? URL: https://truckingresearch.org/wp-
content/uploads/2023/12/ATRI_CAEVFuture.pdf (accessed 02/14/2024).
8. IEA. World Energy Outlook 2023.
9. Transport & Environment. Two-Thirds of European Battery Production at Risk,
2023. URL: https://www.transportenvironment.org/discover/two-thirds-of-european-battery-production-at-risk-analysis (accessed 02/14/2024) .
10. FDI Intelligence. URL: https://www.fdiintelligence.com/content/news/us-carmakers-curtail-ev-plans-amid-sluggish-demand-83248 (accessed 02/14/2024).
11. Gakhokidze I.Z. Current mechanisms of taxation and payment for carbon emissions: world experience // Innovations and investments. 2022. No. 10. pp. 122-126. DOI 10.24412/2307-180X-2022-10-122-126.
12. Khorolskaya M.V. Climate policy of Germany at the present stage // Scientific-
analytical bulletin of the Institute of IE RAS. 2022. No. 4. P.30-39. DOI: 10.15211/vestnikieran420223039
13. Rambler Finance. The greenhouse gas emissions tax will come into effect in Germany from 2021 URL: https://finance.rambler.ru/markets/44980584/?utm_content=finance_media&ut m_medium=read_more&utm_source=copylink (accessed 02/14/2024).
14. IEA. Oil 2023
X X О го А С.
X
го m
о
2 О
м ■р»