Научная статья на тему 'Мировой фармацевтический рынок 2010 - КАРАВАН ИДЕТ ДАЛЬШЕ'

Мировой фармацевтический рынок 2010 - КАРАВАН ИДЕТ ДАЛЬШЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФАРМРЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штёр Уве

Представляю вниманию читателя актуальное развитие мирового фармацевтического рынка в 2010 г., освещаю изменения, новейшие тенденции и течения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой фармацевтический рынок 2010 - КАРАВАН ИДЕТ ДАЛЬШЕ»

Уве ШТЁР, региональный директор Worwag Pharma по странам Восточной Европы и СНГ

Мировой фармацевтический

рынок 2010 —

КАРАВАН ИДЕТ ДАЛЬШЕ

Представляю вниманию читателя актуальное развитие мирового фармацевтического рынка в 2010 г., освещаю изменения, новейшие тенденции и течения.

ф РАССМОТРИМ РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ФАРМРЫНКА В ЦЕЛОМ

В 2009 г. международная аналитическая компания IMS Health Consulting оценивала объем мирового фармацевтического рынка на 837 млрд. долл. Это означает, что его прирост по сравнению с 2008 г. в денежном выражении составил около 6%. Несмотря на глобальный финансовый кризис, мировое фармсообщество смогло сохранить динамический рост. IMS Health Consulting прогнозирует продолжение данной тенденции такими же темпами и видит мировой фармацевтический рынок в 2013 г. на уровне 975 млрд. долл. Однако следует отметить два новых фактора.

1. Замедление темпов роста от 8 до 4,5—5% в развитых странах.

2. Территориальное перемещение основных ведущих регионов фармрын-ка от развитых стран к так называемым странам БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Именно эти страны с параметрами роста до 17% во все большей мере определяют динамику мирового фармацевтического рынка. В 2009 г. на мировом фармацевтическом рынке продолжают доминировать три основных региона — Северная Америка (300 млрд. долл.), страны ЕС около 30% (243 млрд. долл. США) и Япония 8% (71,4 млрд. долл.). Интересным регионом являются и рынки постсоветского пространства, которые растут также опережающими темпами (табл. 1).

Эти регионы с совокупным оборотом в 2009 г. 22,8 млрд. долл. (2,8% мирового фармрынка) содержат в себе боль-

шой потенциал роста. Ожидается, что данные страны после спада в 2009 г., который был обусловлен мировым финансовым кризисом, в 2010 г. вернут ту же динамику развития, которую показали в 2008 г. Особый интерес представляет вопрос о том, как процесс гармонизации, который происходит между Россией, Белоруссией и Казахстаном, в результате образования Таможенного союза и будущего единого экономического пространства повлияет на фармацевтическую отрасль. В глобальном масштабе рейтинга препаратов по объему продаж в денежном выражении в 2009 г. 1-е и 2-е места заняли Lipitor/Липримар (аторвас-татин) с годовым оборотом 11,43 млрд. долл. (-3%) и Plavix/Плавикс (клопидогрел) с годовым оборотом 8,7 млрд. долл. Далее на 3-м и 4-м месте Seretid/Серетид (салметерол + флутиказон) — 8,01 млрд. долл. и Nexium/Нексиум (эзомепразол) — 4,9 млрд. долл. (-4,7%) соответственно. При этом в указанный период общая картина международного фармацевтического рынка существенно не изменилась (табл. 2). Рейтинг по объему продаж в денежном выражении на мировом фарм-рынке традиционно уже много лет возглавляют большие транснациональные корпорации, такие как Pfizer, GlaxoSmithKline, Novartis, Sanofi-aven-tis, Roche, AstraZeneca. Впрочем, нельзя не отметить, что в последние годы рейтинг претерпел заметные изменения. Так, в результате процесса слияний и поглощений в 2009 г. такие корпорации, как Schering-Plough, Wyeth, Solvay

исчезли из списка ведущих фармацевтических компаний.

ф АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

Сегодня уже можно предположить, что фармацевтический рынок и фармацевтические компании с наименьшими потерями вышли из мирового финансового кризиса.

Мировой финансовый кризис из-за специфики фармацевтического товара затронул эту область только в тех сферах, где она непосредственно зависит от покупательной способности населения, — это препараты безрецептурного отпуска для улучшения качества жизни (Life Style drugs), биологически активные добавки. В странах без функционирующей системы медицинского страхования больные приобретали более дешевые дженерики. Фармацевтическая отрасль уже с начала нового века претерпевает ряд структурных изменений, которые связаны с прогрессом медицинской науки, уже освещенных внутриотраслевыми проблемами. Мировой финансовый кризис смог обострить только внешние сложности, такие как заемное финансирование, венчурное капиталовложение, государственное финансирование системы здравоохранения. Внутренние проблемы остаются — и их следует решать компаниям самостоятельно. Одну основную проблему, с которой сталкиваются крупные субъекты фармацевтического рынка, можно проиллюстрировать ярким примером. Американский журнал «Forbes» недавно опубликовал рейтинг самых дорогих препаратов в мире; лекарственные средства, вошедшие в этот список, далеко обошли такие якобы дорогие препараты, как Lipitor, Zyprexa и др., годовой курс

2010 июнь ршшиим

таблица 1

| Динамика фармрынков постсоветского пространства

Страны постсоветского

Численность

Оборот фармрын-ка, млрд. долл.

пространства населения, млн. 2007 2008 2009 2008/ 2007 2009/ 2008

Россия 146,5 14,218 18,298 17,200 29 -6,00

Украина 46,7 2,010 2,543 2,345 27 -7,79

Казахстан 16,9 926 1,113 975 20 -12,40

Беларусь 10,4 536 640 653 19 2,03

Узбекистан 22,1 491 565 520 15 -7,96

Азербайджан 7,4 171 216 240 26 11,11

Грузия 5,4 230 265 235 15 -11,32

Молдова 4,4 189 217 179 15 -17,51

Армения 3,7 111 128 112 15 -12,50

Киргизия 4,5 112 129 110 15 -14,73

Туркменистан 4,4 90 104 100 16 -3,85

Таджикистан 5,7 92 106 100 15 -5,66

Всего 278 19,176 24,324 22,769 27 -6,39

Динамика, %

Источник: SMD, Kiew, Ukraine, 2010

таблица 2

Рейтинг мировых фармкомпаний по объему продаж

Рейтинг Компания Объем продаж, млрд. долл.

2007 2008 2009

1. Pfizer 44,424 48,296 50,009

2. GLaxoSmithKLine 38,501 45,051 45,672

3. Novartis 38,123 41,459 44,267

4. Sanofi-aventis 38,452 37,683 40,735

5. Roche 32,736 32,005 34,706

6. AstraZeneca 29,559 31,601 32,804

7. MerckSharpDohme 20,102 23,879 27,428

8. Johnson&Johnson 24,866 24,536 22,560

9. Bayer/Schering 19,249 21,556 22,223

10. ELi LiLLy 17,638 20,372 21,836

11. BristoL-Myers Squibb 18,193 17,715 18,808

12. Boehringer IngeLheim 15,456 16,362 n.a. yet

13. Abbott 14,632 15,991 16,486

14. Amgen 14,311 15,003 14,642

15. Procter&GambLe 13,374 14,578 13,623

Источник: годовые отчеты фирм, Handelsblatt, 2010

лечения которыми обходится от 500 до 7000 долл. Эти препараты в основном являются биотехнологическими и имеют статус «сиротских» лекарственных средств (Orphan Drugs). На их годовой курс лечения приходится тратить от 409,5 тыс. долл. за препарат Soliris (эку-лизумаб) американской компании Alexion Pharmaceuticals до 200 000 долл. за препараты Fabrazyme, Aldurazyme, Cerezyme американской компании Gen-zyme Corporation.

Все эти препараты применяются для лечения так называемых редких заболеваний, и до их появления больные были практически лишены возможности лечиться, что во многих случаях приводило к фатальным последствиям. Этот маленький и любопытный экскурс доказывает, что будущее в фармацевтической промышленности не за крупными синтетическими веществами или их дже-нериками и крупномасштабным лечением одной субстанцией миллионов больных, а за персонализированной медициной, и в частности за препаратами для лечения редких заболеваний. Драйверами развития глобального рынка будут вакцины, моноклональные антитела и так называемые терапевтические протеины. Однако разработка таких веществ предполагает существование мелких, гибких и подвижных групп высокоспециализированных ученых, с одной стороны, и вливание больших капиталовложений на разработку дорогих субстанций с ограниченным рыночным потенциалом — с другой. Вот эта актуальная дилемма современной фармацевтической промышленности, которая продолжает иметь место. В условиях мирового финансового кризиса процесс слияний и поглощений и в 2009 г. получил продолжение и достиг уровня 135,0 млрд. долл., что на 7% выше, чем объем 2008 г., который составил 126,2 млрд. долл. США. Здесь представляет интерес рассмотрение ряда сделок в отдельности (табл. 3). Очевидно, что крупные компании — лидеры фармрынка — продолжают применять в основном три сценария для защиты своей рыночной позиции, а именно: 1. Приобретение крупных конкурентов, преследующее цель расширить спектр выпускаемых препаратов и объединить финансовые возможности.

Вектор «Большая Фарма>>-> «Большая Фарш»

2. Приобретение биотехнологических компаний, обладающих потенциальным ассортиментом или даже отдельными субстанциями.

Вектор «Большая Фарма»---> Биотехнология, сопутствующие отрасли, такие как диагностика, медицинская техника, лабораторное оборудование, производство медицинских расходных материалов, вакцины.

таблица з| Топ слияний и поглощений в ( >армацевтической промышленности в 2009—2010 гг. 1

№ п/п Покупатель Страна Цель Страна Сферы деятельности Объем сделки, млрд. долл.

1. Merck & Co США Schering Plough США разработка 41,000

2. Teva Pharmaceuticals Израиль Barr Pharmaceuticals США дженерики 9,100

3. Merck KGaA* Германия Millipore Inc. США лабораторные изделия 7,200

4. Abbott США Solvay Бельгия разработка 6,600

5. Teva Pharmaceuticals* Израиль ratiopharm Германия дженерики 5,000

5. GSK Великобритания Stiefel Laboratories США дерматология 3,600

6. Warner Chilcott Ireland Procter&Gamble США разработка 3,100

7. CSL Австралия Talecris Biotherapeutics США биотехнология 3,100

8. Dainippon Sumitomo Япония Sepracor США разработка препаратов, действующих на ЦНС 2,600

9. BMS США Medarex США разработка 2,400

10. Watson США Arrow США дженерики 1,750

11. Gilead Sciences США CV Therapeutics США биотехнология 1,400

12. Sanofi-aventis Франция Zentiva Чешская Респ. дженерики 1,200

13. Johnson&Johnson США Mentor США биотехнология 1,070

14. Johnson&Johnson США Cougar Biotechnologies США биотехнология 0,970

15. Sandoz Германия Ebewe Швейцария онкология 0,925

16. Lundbeck Дания Ovation Pharmaceuticals США разработка препаратов, действующих на ЦНС 0,900

17. Sanofi-aventis Франция BiPаrsciences США разработка онкология 0,500

18. Lonza Швейцария Patheon Канада контрактное производство 0,460

19. Sun Pharmaceuticals Индия Taro Pharma Industries Израиль дженерики 0,454

20. Cephalon* США Mepha Швейцария дженерики 0,420

21. Vertex Pharmaceuticals США Virochem Pharmaceuticals США разработка инфектология 0,391

22. Sanofi-aventis Франция Fovea Pharmaceuticals США разработка офтальмология 0,370

23. Biogen Idec США Facet Biotech США биотехнология 0,356

24. Sanofi-aventis Франция Medley Бразилия дженерики 0,340

25. Sanofi-aventis Франция Kendrick Мексика дженерики n.a.

26. Valeant Pharmaceuticals США Dow Pharmaceutical Sciences США дерматология 0,285

* Сделки заключенные уже в 2010 г. Источник: SCRIP 100, 2010

3. Приобретение компаний, выпускающих дженерики, с целью контроля жизненного цикла препарата после истечения срока патентной защиты.

Вектор «Большая Фарма» -> Дженерики

Следует отметить, что преобладающая доля суммы сделок, заключенных в 2009 г., относится к соглашениям между крупными игроками: американскими Merck & Co.

Inc. и Schering-Plough Corp. (сделка оценивается в 41 млрд. долл.), американским Abbott Laboratories Inc. и бельгийским Solvay Pharmaceuticals (6,6 млрд. долл.), а также британским GSK plc. и американским Stiefel Laboratories Inc. (3,6 млрд. долл.). Израильская компания Teva продолжила свой курс экспансии с приобретением американской компании Barr. Крупные компании продолжают диверсифицировать свой бизнес с крупными синтетическими субстанциями.

Американская компания Johnson&John-son приобрела две американские биотехнологические компании и истратила 2,04 млрд. долл. (табл. 3). Cougar Biotechnology дополняет ассортимент Johnson&Johnson биотехнологическими онкологическими препаратами. Mentor Corporation, по словам руководства Johnson&Johnson, «усилит их позиции в области эстетической и пластической медицины».

2010 июнь ршшиим

С выкупом биотехнологической компании Medarex Inc. американская компания Bristol-Myers Squibb получила контроль над онкологическими препаратами последней, которые находятся в стадии клинических исследований, а также ее технологии UltiMab по разработке препаратов-антител. Кстати, спасет ли этот шаг данную компанию от поглощения другими? Возможно, на этот вопрос нам ответит 2010 г.

В марте 2010 г. немецкая компания Merck KGaA приобрела за 7,2 млрд. долл. американскую компанию Milli-pore. Millipore производит расходные материалы и биохимические лаборатории и разрабатывает биотехнологические технологии. В 2009 г. оборот компании Millipore достиг в 1,65 млрд. долл. После неудачи по регистрации новых лекарственных средств Merck KGaA/Serono усилит свой биотехнологический сегмент и намеревается довести его до более 2 млрд. евро.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжался и процесс агрессивного проникновения «Большой Фармы» в сектор препаратов-дженериков. При этом крупные компании планируют расширить свои рынки сбыта, в частности на быстро развивающихся рынках.

Самые крупные приобретения в векторе «Большая Фарма»---> Джене-

рики осуществила в 2009 г. французская компания Sanofi-aventis, которая истратила больше 3 млрд. долл. на приобретение трех компаний с целью расширения ее присутствия на фармацевтических рынках Индии, Мексики и Бразилии.

Одна из ведущих мультинациональ-ных фармацевтических компаний AstraZeneca plc. объявила о своих планах в партнерстве с индийской фирмой Torrent Pharmaceuticals Ltd. выпустить на рынок развивающихся стран 18 брэндированных джене-риков.

Швейцарская компания Novartis с приобретением швейцарской Ebewe пополнила портфель своей компании Sandoz, выпускающей дженерики, современными онкологическими джене-риками.

Процесс консолидации в области производителей дженериков идет дальше с опережающим темпом. Американская компания Watson Pharmaceuticals, занимающая 5 место в мире, укрепила свою позицию на американском рынке с приобретением Arrow Group за 1,75 млрд. долл.

Израильская компания Teva Pharmaceuticals — лидер мирового рынка дженериков — дала о себе знать в 2009 и в 2010 гг. некоторыми крупными приобретениями. После завершения сделки по покупке американского гиганта Barr Pharmaceuticals за 9,1 млрд. долл. не остановилась и оказалась в марте 2010 г. победителем борьбы за приобретение немецкой компании ratiopharm, которая стояла на продаже после прошлогоднего внезапного суицида бывшего хозяина, немецкого миллиардера Адольфа Меркле. За 5 млрд. долл. Teva Pharmaceuticals получила ratiopharm и ее дочерние компании CT-Arznei-mittel, AbZ Pharma и тем самым лидирующую позицию на немецком рынке дженериков.

Благодаря этим приобретениям компания Teva Pharmaceuticals с совокупным оборотом 16,2 млрд. долл. стала лидером на генерических рынках таких европейских стран, как Германия, Италия, Великобритания, Испания, Португалия, Венгрия и Нидерланды. В целом и в 2009 г. в генерическом секторе фармацевтического рынка можно было констатировать три основные тенденции, а именно:

1. Укрупнение лидирующих игроков.

2. Приобретение крупных компаний, производящих дженерики, транснациональными компаниями.

3. Сокращение числа компаний. Такие ведущие мировые производители дженериков, как немецкий ratio-pharm, американские Barr, Arrow и швейцарские Mepha, Ebewe исчезли из списка самостоятельных компаний.

ф РЕЗЮМЕ

Мировой фармацевтический рынок вышел без потерь из мирового финансового кризиса. Этот факт свидетельствует о стойкости и прочности

данного сектора против конъюнктурных колебаний. По-видимому, существуют другие факторы, которые имеют большее влияние на развитие данного сектора. Как показывает анализ, этими факторами являются такие параметры, как прогресс медицинской науки, сдвиги в разработке и технологии производства современных лекарственных средств, переход к персонализированной медицине на основе анализа человеческого генома. Именно этот вызов стоит перед фармацевтическими компаниями и требует от них приспосабливать свои ассортименты и организации к новым требованиям и мобилизовывать дополнительные ресурсы роста. Фокусирование на старый химический синтез крупных молекул и стандартные схемы, приемы и стереотипы, в т.ч. игнорирование рынка дженери-ков или достижений биотехнологической науки. Вот, пожалуй, самые крупные барьеры для развития современной фармацевтической промышленности.

Основные игроки познавали новые тенденции и предпринимают серьезные шаги, чтобы перестроить свой ассортимент и свою организацию. Они используют при этом не самые новые рецепты:

Ф дальнейшее укрупнение уже не очень движимых существующих слонов;

« прикрытие недостаточной степени разработки новых инновационных препаратов путем приобретения биотехнологических препаратов с неразвитым рыночным потенциалом по явно завышенной цене; « агрессивное освоение сферы производства дженериков без достаточного опыта и знания специфики данного сектора и без ясных перспектив развития и роста данного сегмента. Насколько эти приемы оказываются достаточными, чтобы отвечать условиям современности, покажет дальнейшее развитие событий. В целом 2009 г. показал мало изменений на общем фоне структурных перемен фармацевтической отрасли. Однако караван идет дальше...

Ф

Андрей Егоров:

«СОТЕКС» НАЦЕЛЕН

НА СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕПАРАТОВ

В последние годы правительство РФ особое внимание уделяет развитию современных отечественных фармпроизводств, готовых обеспечить страну доступной и качественной лекарственной продукцией, в т.ч. инновационной. Пока таких предприятий в России немного, среди них — ЗАО «Фарм-Фирма «Сотекс», стратегия которого полностью соответствует обозначенным приоритетам. Поделиться своим видением развития компании, рассказать о намеченных преобразованиях и планах на ближайшую перспективу мы попросили нового гендиректора предприятия Андрея ЕГОРОВА.

?— Андрей Вилионарович, в России на государственном уровне при-• нято принципиальное решение о локализации фармпроизводств на территории страны, которое позволит ослабить зависимость российского фармацевтического сектора от импортных лекарств. В какой степени компания«Сотекс»откликнулась на поставленную перед отечественной фармпромышленностью задачу? — Наша компания не просто следует в обозначенном правительством русле, но и является одним из пионеров в создании локальных производств на территории РФ. Уже с момента своего создания в 1999 г. компания «Сотекс» была ориентирована на выпуск конкурентоспособных и востребованных государством лекарственных препаратов, производство которых соответствует международным стандартам качества.

В рамках данной стратегии компания постоянно модернизировала производство, совершенствовала систему контроля качества выпускаемой продукции и обновляла портфель, постепенно переходя от производства МНН-дженериков и лицензионной продукции к созданию собственных брэндов по оригинальным технологиям. Эта тенденция была продолжена, несмотря на кризис, в 2009 г. В результате предпринятых компанией усилий к концу прошлого года доля собственных высокомаржинальных продуктов в ее портфеле увеличилась в несколько раз, а темпы прироста их продаж — в 2 раза, что стало дополнительным источником инвестирования в развитие ЗАО «ФармФирма «Сотекс».

?— Чем был обусловлен такой прорыв в весьма непростое для фар-мотрасли время? — Прежде всего эти успехи были связаны с продвижением собственного брэнда Эральфон (МНН эритропоэ-тин), технология производства которого защищена патентом. В 2009 г. компания «Сотекс» разработала новую лекарственную форму Эральфона — предна-полненные шприцы с устройством защиты иглы, модернизировала производственную линию и наладила выпуск продукта, не уступающего по качеству западным аналогам при более низкой цене. Проведенный в 2009 г. лонч новой формы Эральфона позволил новому продукту компании занять существенную долю рынка и попасть в первую десятку наиболее продаваемых отечественных лекарственных средств, участвующих в программе ОНЛС. Для более эффективного продвижения Эральфона в компании даже была создана отдельная структурная единица в департаменте маркетинга. Планируется, что в будущем это подразделение будет заниматься продвижением всей линейки генно-инженерных продуктов «Сотекс», требующих специальных компетенций для работы в госпитальном сегменте.

Кроме того, в 2009 г. компания «Со-текс» успешно провела лонч Амелотек-са — первого инъекционного дженери-ка Мовалиса в России и активно занималась продвижением Церетона — аналога Глиатилина.

?— Какие еще важные события произошли в компании«Сотекс»в прошлом году?

— В 2009 г. определенные изменения произошли и в технологии продаж компании «Сотекс». В частности, у компании появились новые подходы к определению оценки эффективности работы медицинских представителей. Был найден подход для упрощения системы мониторинга их эффективности и ускорения получения обратной связи. 2009 г. ознаменовался для компании «Сотекс» и расширением рынка сбыта. Компания начала поставлять продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья (Азербайджан, Македония), а также зарегистрировала в Казахстане первые 8 препаратов. Все это происходило на фоне повышенного внимания компании к обеспечению качества выпускаемой продукции. Закономерным результатом «борьбы за качество» стало подтверждение соответствия условий производства лицензионным требованиям, полученное нашей компанией в августе 2009 г. после проверки Росздравнадзора. Кроме того, в 2009 г. на предприятии ЗАО «ФармФирма «Со-текс» был проведен аудит компании Bayer, что стало дополнительным стимулом развития системы менеджмента качества.

АНДРЕЙ ЕГОРОВ: «СОТЕКС» НАЦЕЛЕН НА СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕПАРАТОВ 23

2010 июнь РШШ1ШМ

?— Какие новинки уже в ближайшее время появятся в портфеле

* ЗАО «ФармФирма «Сотекс»?

— Мы зарегистрировали МНН бупива-каин под собственной торговой маркой — это сильнейший современный анестетик. В стадии регистрации находятся эноксапарин натрия (пока на этом рынке доминируют западные компании), сахарат железа, выпускаемый в сотрудничестве со швейцарским партнером, а также атракурия бесилат — эффективный миорелак-сант.

?— Один из самых серьезных вопросов для любого фармацевтического производителя — контроль качества продукции. Многие предприятия сегодня применяют новые технологии по контролю, помимо требуемых по стандартам. Как выстроена система обеспечения качества на вашем заводе?

— Вопрос качества продукции, действительно, очень серьезный. Он был и остается приоритетным для нашей компании, в т.ч. и с точки зрения финансирования. С момента запуска завода система контроля качества нашей продукции была выстроена в соответствии с международными стандартами качества — требованиями GMP Еи. Это база, которая позволяет нам обеспечивать контроль качества лекарственных средств на самом высоком уровне. Но вместе с тем мы не стоим на месте и продолжаем совершенствовать систему обеспечения качества. Например, среди последних новшеств можно отметить внедрение системы цветовой идентификации ампул автоматизированного контроля для дополнительной гарантии качества выпускаемой продукции.

?— Самое ценное в любой компании — это профессиональные ка-

• дры, без которых невозможно решать те амбициозные задачи, которые ставит перед собой ЗАО «ФармФирма «Сотекс». Как эта проблема решается в компании?

— У нас разработан целый комплекс мотивационных мер, как материальных, так и нематериальных. Среди ма-

териальных — медицинское страхование, бесплатное питание, премирование сотрудников, работающих на производстве, за внесенные рацпредложения — по улучшению рабочего места, повышению производительности труда и т.д. Мы также предоставляем возможность для наших специалистов знакомиться с опытом известных зарубежных фармпроизводителей. В рамках этой программы сотрудники «Сотекса», в т.ч. наладчики, посетили одно из производств компании Nycomed в Австрии. Если говорить о нематериальной мотивации, то я бы в первую очередь отметил проведение соревнований среди подразделений компании (по типу «соцсоревнований»), которые позволяют не только выявить лучших, но и укрепляют командный дух. Стараемся чаще давать возможность людям пообщаться в неформальной обстановке — во время общих походов в театр, участия в спортивных состязаниях и т.д.

А вот для поддержания душевного равновесия мы ввели у себя «секретный ящик директора». Это позволяет любому сотруднику пожаловаться непосредственно руководителю компании и решить возникшие у него проблемы, не загоняя их в угол. Не забываем мы и о семьях наших сотрудников. В настоящее время планируем провести для них большую экскурсию по заводу. Очень важно, чтобы дети, мужья и жены сотрудников видели, где и в каких условиях работают их родные.

?— При такой кадровой политике компания может ставить перед собой задачи практически любой сложности. Насколько амбициозны дальнейшие планы ЗАО «ФармФирма Сотекс»?

— Начну с того, что со следующего года «Сотекс» перейдет на 5-летнее планирование с ежегодной, а по ряду направлений ежемесячной отчетностью. Наше стратегическое направление — разработка и выпуск собственных препаратов, прежде всего биотехнологических. С этой целью в 2008 г. «Сотекс» приобрел контрольный па-

кет акций в научно-исследовательской компании «Протеиновый контур». «Сотекс» намерен расширять портфель инновационных лекарственных средств путем приобретения научных разработок, патентов, лицензий и технологий. В планах компании дальнейшее увеличение доли инновационных препаратов, выпускаемых совместно с ведущими российскими научно-исследовательскими учреждениями.

Реализация данной стратегии позволит нам, с одной стороны, уменьшить зависимость от партнеров-производителей (хотя полностью от партнерских программ мы не отказываемся), а с другой — повысить рентабельность, которая находится в прямой зависимости от полноты производственного цикла.

Говоря о нашем стремлении выпускать оригинальные препараты, хотелось бы подчеркнуть, что вложения в новые продукты весьма значительные, поэтому хорошим подспорьем могла бы стать государственная поддержка как на региональном, так и на федеральном уровне. Важно, чтобы государство закупало качественную, но более дешевую отечественную продукцию для осуществления бюджетных программ и тем самым финансировало развитие передовых российских фармпредприятий. В дальнейшем мы планируем заниматься коммерциализацией интересных проектов, привлекать к работе представителей российской науки, способствовать практическому воплощению их лучших разработок. Таковы мои пожелания, их реализация значительно улучшила бы ситуацию на российском фармрынке, позволила бы всем категориям россиян, включая бюджетников, приобретать инновационные лекарства, созданные на основе последних достижений медицинской науки.

Мы же со своей стороны сделаем все возможное, чтобы выпускаемая «Со-тексом» продукция была всегда востребованной, качественной и доступной для населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.