Научная статья на тему 'Мировой экономический кризис и грузия'

Мировой экономический кризис и грузия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
626
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПРИЧИНЫ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА / ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИКУ ГРУЗИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлиашвили Соломон

В статье рассмотрены особенности развития повторяющихся экономических кризисов, возникновение которых с определенной периодичностью является объективной закономерностью; исследовано их дифференцированное влияние на народное хозяйство различных стран, в частности Грузии. Придерживаясь кейнсианской теории, автор считает необходимым расширять функции и роль государства в экономике, что предполагает применение соответствующих механизмов для смягчения и преодоления таких последствий кризисов, как снижение уровня производства, безработица и др. В частности, экономический кризис 1930-х годов удалось смягчить только благодаря непосредственному использованию инструментов государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировой экономический кризис и грузия»

Соломон ПАВЛИАШВИЛИ

Доктор экономических наук, профессор Грузинского технического университета

(Тбилиси, Гоузия).

МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ГРУЗИЯ

Резюме

В статье рассмотрены особенности развития повторяющихся экономических кризисов, возникновение которых с определенной периодичностью является объективной закономерностью; исследовано их дифференцированное влияние на народное хозяйство различных стран, в частности Грузии.

Придерживаясь кейнсианской теории, автор считает необходимым рас-

ширять функции и роль государства в экономике, что предполагает применение соответствующих механизмов для смягчения и преодоления таких последствий кризисов, как снижение уровня производства, безработица и др. В частности, экономический кризис 1930-х годов удалось смягчить только благодаря непосредственному использованию инструментов государственного регулирования.

В в е д е н и е

Непосредственной причиной современного мирового экономического кризиса стали непродуманные и, во многих случаях, непрогнозируемые действия американских ипотечных компаний, а также неправильное использование финансовых инструментов (фьючерсы, свопы, форвардные контракты и др.) и ошибочные оценки международных рейтинговых агентств («Standard & Poor's», «Fitch», «Moody's»). Кроме того, экономическая политика, проводившаяся в США в 2000—2007 годах фактически поощряла опасный разрыв между размерами собственного капитала крупных инвестиционных банков и средствами, которые они привлекали со стороны, продажу ипотечных облигаций низкого качества и т.п.

Как показано в статье, влияние мирового экономического кризиса на Грузию было несущественным. Это обусловлено слабой интеграцией страны во всемирные экономические процессы и помощью от международного сообщества и мировых финансовых институтов в размере 4,5 млрд долл.

В работе также рассматриваются позитивные стороны экономических кризисов и даются рекомендации по их преодолению и созданию модели антикризисного управления.

Экономический кризис как объективная закономерность и кейнсианский подход

Мировой экономический кризис неодинаково влияет на разные страны. Его действие во многом зависит от уровня их интеграции в мировые экономические процессы, внешнеторгового баланса, деятельности транснациональных компаний и финансово-хозяйственного состояния соседних стран. Большое значение имеют и такие факторы, как геополитическое положение, наличие у властей действенных механизмов борьбы с кризисом и проведение мероприятий, защищающих страну от экономических угроз.

Основными показателями глубины экономического кризиса в стране являются динамика темпов реального роста валового внутреннего продукта (ВВП), уровень инфляции и безработицы, доверие к финансово-банковской системе, объем инвестиций и полученная от них отдача, степень выполнения государственных обязательств и др.

Как известно, «в условиях стагнации происходит застой производства и торговли на протяжении относительно длительного периода, что сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения. От правительства, как правило, требуют вывода экономики из этого состояния, и власти путем бюджетного финансирования стараются поддержать на плаву банковскую, да и всю хозяйственную систему страны»1. Состояние экономики, при котором умеренный спад продолжается не менее двух кварталов подряд, называется рецессией; дальнейшее падение характеризуют как депрессию.

Экономические кризисы, берущие свое начало с первой половины XIX века, происходили через каждые 8—10 лет, однако в XX веке их продолжительность начала увеличиваться. В 1930-х годах английский экономист Дж.М. Кейнс разработал теорию, согласно которой экономика развивается циклически. Он также четко определил основные причины кризиса: уменьшение нормы прибыли, неясная ситуация на рынке ценных бумаг, разные объективные и субъективные факторы потери веры в будущее и др.

Кейнс является основоположником теории макроэкономического баланса; его «Общая теория занятости, процента и денег» легла в основу макросекторных исследований. Особое внимание он уделяет проблеме динамического баланса и стабильности.

Главная мысль «Общей теории» заключается в том, что рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста, а зарплата и цены не характеризуются достаточной гибкостью. В своей работе Кейнс уделил внимание и сбалансированности соотношения между инвестициями, сбережениями и прибылью. По его мнению, для того чтобы избежать острых кризисов, необходимо вмешательство регулирующих органов в функционирование экономики.

Дж.М. Кейнс считал, что после Первой мировой войны мировое капиталистическое хозяйство характеризовалось низким уровнем доходов населения, что вело к аккумули-

1 Папава В. Проблема зомбирования посткоммунистической некроэкономики // Вестник Института Кеннана в России. Выпуск 15, 2009. С. 38.

рованию громадного капитала и «провалу» многих выгодных капиталовложений. Тенденция снижения уровня потребления не позволяла прибыли достичь даже минимального уровня, обеспечивающего эффективность капитала. В таких специфических условиях в «богатом обществе» появляется массовая безработица, а существующие производственные мощности используются не полностью; эти факторы и служат непосредственной причиной кризиса.

По Кейнсу, к «великому кризису» привел и недостаточно высокий уровень эффективного спроса: накопления не тратились на приобретение товаров и услуг (в том числе на инвестиции) и сохранялись в денежной форме. Он пришел к выводу, что для преодоления кризиса инструменты денежно-кредитной политики абсолютно неэффективны. Инвестиции должны поощряться с помощью государственной бюджетной политики, прежде всего роста государственных инвестиций: именно таким образом можно определить объем обязательных ресурсов и установить налоги для их владельцев.

Кейнс также считал, что участие правительства в экономике и расширение его функций позволяет избегать кризисов и добиться успешного, бескризисного функционирования рыночной экономики2.

Однако Международный валютный фонд и Всемирный банк в течение многих лет настаивали на прекращении всяких дотаций из государственного бюджета в странах бывшего СССР и на исключении каких-либо налоговых освобождений3, что полностью противоречит теории Кейнса.

На основе теории Кейнса развилась концепция динамического равновесия и нео-кейнсианская теория экономического роста. Большое значение имеют модели Р. Харро-да, Е. Домара, Н. Калдора и Е. Хансена. В их основе лежит идея Кейнса о том, что главным условием макроэкономического баланса является поддержание равновесия между инвестициями и накоплениями4.

В 1936 году Дж. Хикс опубликовал статью «Кейнс и классика: предложенная интерпретация», в которой он рассматривал вопрос о соединении кейнсианства с традиционными положениями неоклассицизма. Кейнсианскую модель Хикс оценивал как частный случай экономической теории в условиях кризиса5.

Синтез с неоклассическими экономическими теориями стал основой кейнсианской политики регулирования экономики государством. Бюджетная политика была признана регулирующим инструментом, особенно в вопросах, касающихся государственных доходов и расходов, спроса и регулирования объема денежно-кредитной политики, получения прибыли на открытом рынке и использования налогообложения. Применение подобного регулирования в сегодняшней экономической теории называют «структурно-производительной (градуалистической) моделью макростабилизации... в ней своеобразно объединены как кейнсианизм, так и основные постулаты неоклассических теорий»6.

Наряду с Хиксом большие заслуги в развитии идей неоклассического синтеза принадлежат также П. Самуэльсону, Д. Патинкину, Ф. Модильяни и Дж. Тобину. В своей книге П. Саму-эльсон отмечает, что неоклассический синтез объединяет денежно-кредитную и финансовую политику, помогая удержать экономику от крутых спадов, и окончательно устраняет разрыв между макроэкономическими и микроэкономическими теориями7.

2 См.: Харрод Р.Ф. К теории экономической динамики. М., 1959. С. 118—137.

3 См., в частности: Папава В. Финансовый кризис и посткоммунистический капитализм // Мировая экономика и международные отношения, 2009, № 8. С. 91.

4 См.: Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М. 1995. С. 62.

5 См.: Долан Е.Дж., Кемпбелл К.Д., Кемпбелл Р.Дж. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. М., 1996. С. 332—339.

6 Асатиани Р. Грузинская экономика в тупике нерыночного капитализма // Экономика, 2009. С. 27 (на груз. яз.).

7 См.: Самуэльсон П. Экономическая теория. М., 1964. С. 396.

Первым суровым уроком для мировой экономики стал экономический кризис 1930-х годов. Но причины, вызвавшие Великую депрессию, отличались от тех, которые привели к сегодняшнему мировому экономическому кризису, и к тому же последствия этого последнего гораздо тяжелее.

В 1930-х годах резко упал спрос (в частности, из-за низкой покупательной способности населения), что вызвало накопление большого количества нереализованного, «залежалого» товара. В результате последовало массовое банкротство торговых, промышленных и транспортных компаний, а также крупных банковских структур; катастрофически упала стоимость ценных бумаг. В 1932 году объем промышленной продукции США снизился на 46%; производство чугуна упало на 79%, стали — на 76%, автомобилей — на 80%. В 1929—1933 годах потерпели крах 135 000 торговых, промышленных и финансовых компаний, обанкротились 5 760 банков; только в 1932 году корпоративные потери составили 3,2 млрд долл. В 3,1 раза снизилась внешняя торговля; половина населения страны была охвачена безработицей, а экономические показатели вернулись на уровень 1911 года.

Вооружившись кейнсианской теорией, власти США активно вмешались в экономику и начали осуществлять радикальные меры. В частности, правительство стало спасать финансово-банковскую систему, повышая ее устойчивость (была осуществлена оптимизация банковской системы, число банков уменьшилось с 25 000 до 15 000); был запрещен экспорт золота. Государство взяло в свои руки рычаги регулирования национальной экономики, для чего были созданы соответствующие службы в сельском хозяйстве, промышленности и других отраслях.

Благодаря вышеуказанным комплексным мероприятиям страна вышла из катастрофического положения.

Причины современного мирового экономического кризиса и пути его преодоления

Непосредственной причиной современного мирового экономического кризиса считается ипотечный кризис в США. Непрозрачность рынка, а также слияние и смешение кредитных и инвестиционных функций упростили получение кредитов потребителями и вызвали резкое увеличение долларовой массы в обращении; в результате последовал полный крах банковского сектора. Одновременно начался кризис фондовой биржи, вызванный избыточным использованием производных финансовых инструментов (фьючерсные сделки, опцион, своп, форвард и др.), резким ростом цен на нефть и не всегда верными оценками международных рейтинговых агентств («Standard & Poor's», «Fitch» и «Moody's»). Следует отметить, что кризисные процессы протекали на фоне полного бездействия Федеральной резервной системы и других регулирующих органов США.

Определенным толчком для развития кризиса послужила экономическая политика, осуществлявшаяся США в 2000—2007 годах.

В 2004 году известный экономист, лауреат Нобелевской премии П. Кругман в своей монографии «Великая ложь» прямо указал, что «правительство США давало невыполнимые обещания — большие пособия пенсионерам, погашение внутреннего долга и невероятно низкие ставки процента. Чем-то придется пожертвовать, и это будет неприятно. Я думаю, что США сами себя приведут к финансовому кризису»8.

Кругман П. Великая ложь. М., 2004. С. 177.

Как раз в то время, когда США праздновали экономическую «большую стабильность», а М. Фридман и вся «чикагская школа» считали, что «центральная проблема предотвращения депрессии разрешена», начали обозначаться признаки наступления кризиса (с 2006 г.). Как отмечал. П. Кругман, «в это время профессионалы-экономисты дремали»9.

Однако американский экономист-неокейнсианец, нобелевский лауреат Дж. Стиглиц придерживается иной точки зрения: он считает, что дополнительным фактором углубления кризиса стали глобализация и взаимопроникновение национальных экономик. Он придает большое значение прозрачности всемирных, национальных и частных финансовых институтов, соблюдению общих стандартов и созданию единых мировых валютных резервов.

Разразившийся кризис потребовал синхронных действий от стран «Большой двадцатки». Однако некоторые европейские страны не считали, что государству следует вмешиваться в экономику; тем не менее и они вынуждены были предпринять определенные шаги.

Так, Германия, которая не собиралась тратить значительные средства, на первом этапе планировала потратить на стимулирование экономики 31 млрд евро, но эта сумма была отвергнута из-за ее малого объема. В дальнейшем был представлен пакет стимулирования на 50 млрд евро плюс гарантии государства на 100 млрд евро для тех банков, которые смогли бы выдать кредиты частным компаниям. Государство сделало все, чтобы спасти автопредприятия «Опеля»: для этого велись переговоры с компаниями «Дженерал Моторс», «Крайслер» и др. Также предусматривались снижение подоходного налога с 15,5% до 14,9%, выделение в течение двух лет 18 млрд евро для развития инфраструктуры, выдача каждой семье единовременного пособия в размере 100 евро на каждого ребенка, а также увеличение субсидирования компаний для оплаты вынужденных отпусков работникам временно закрытых предприятий. Кроме того, в стране стартовала программа по выплате 2 500 евро за сдачу старого автомобиля (9-летней и большей давности) и на приобретение нового.

Несмотря на то что указанные меры были предприняты с некоторым запозданием, они способствовали повышению рейтинга А. Меркель и ее победе на выборах.

13 февраля 2009 года Конгресс США одобрил предложенный новоизбранным президентом Б. Обамой 100-дневный план сокращения налогов и выделения дополнительных средств на спасение экономики, который оценивался в 787 млрд долл. и предусматривал следующие меры: упорядочение финансово-банковской структуры, оказание помощи крупным автомобильным компаниям, создание более 4 млн рабочих мест, покупку неликвидных активов и снижение банковских процентных тарифов для определенного контингента граждан.

И все же, несмотря на принятые меры, сегодня безработица в США достигла уровня 9,4%, в то время как за последние 50 лет этот показатель никогда не поднимался выше 5%. Продолжительность рабочей недели сократилась с 39 часов до 36; только в сентябре 2009 года работу потеряли 263 000 человек.

В том, что касается мер по преодолению последствий кризиса, Япония, при всей своей либеральной политике, мало чем отличалась от вышеуказанных стран. Правительство выделило банкам 270 млрд долл. для продления сроков возврата кредитов, взятых населением и различными компаниями; 20 млрд долл. было предоставлено для оказания единовременной помощи семьям со средними и низкими доходами. Однако японские эксперты заявляют, что государство ничего не предприняло для решения проблем, связанных с кризисом, хотя тот начался еще в 2007 году.

Несомненно, проводимая рядом государств инвестиционная политика оживила мировую экономическую среду, но у этой медали есть и другая сторона — рост инфляции. В 1940—1950-х годах роль денежно-кредитной политики полностью игнорировалась. Считалось, что между инвестициями и объемом денежной массы существует хрупкая связь.

9 Асатиани Р. Мировой экономический кризис и мейнстрим экономической теории // Социальная экономика, 2011, № 1. С. 45 (на груз. яз.).

Поэтому программы экономической стабилизации предусматривали прежде всего инвестиции в государственный бюджет, что, в свою очередь, в 1970—1980-х годах вызвало новую волну инфляции.

Массированные инвестиционные «инъекции» способствуют оживлению экономики и сокращению безработицы, но при этом они стимулируют инфляционные процессы. Многолетний опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует, что рынок, с одной стороны, обеспечивает рост экономической эффективности, а с другой — возлагает на людей непомерные социальные издержки, которые проявляются прежде всего в росте уровня безработицы10.

С целью выработки единого подхода к преодолению глобального финансового кризиса «большая двадцатка» провела несколько саммитов. Несмотря на некоторое расхождение во мнениях, лидерам государств удалось достичь консенсуса по важнейшим вопросам, касающимся, в частности, государственного стимулирования экономики, более строгого регулирования и увеличения прозрачности в деятельности международных финансовых институтов, минимизации протекционизма.

Для спасения мировой экономики было выделено 5 трлн долл. и более 1 трлн долл. — непосредственно Международному валютному фонду.

Кроме того, было решено, что для оказания помощи бедным странам Фонд использует часть своих золотых резервов.

Следует отметить, что кризис способствовал сближению отдельных регионов мира, укреплению сотрудничества между уже существующими объединениями и выработке единых согласованных решений. Например, страны ОПЕК (Иран, Ирак, Катар, Алжир, Ангола, Венесуэла, ОАЭ и др.), контролирующие более 70% мировых нефтяных запасов, стараются привлечь в свои ряды Мексику, Россию и другие государства.

Кроме того, наметились перспективы создания крупных транснациональных компаний; например, Шанхайская организация сотрудничества выдвинула идею создания единого с Европой энергетического рынка.

Влияние мирового кризиса на экономику Грузии

С 1990 года в Грузии началась трансформация экономической и политической системы; в результате произошел переход экономики к рыночным методам и начался «хронический» экономический и социальный кризис, который в той или иной форме продолжается и по сей день.

Например, объем ВВП страны в 2010 году составил только 65% от объема 1990 года; величина ВВП на душу населения составляет 82%, а занятость — 55%. Излишне и говорить о зарплатах работающих, реальных доходах и других показателях уровня жизни. Подобная кризисная ситуация, в той или иной форме проявляющаяся на протяжении всех 20 лет независимости Грузии, объективно связана с экономическим наследием СССР; те же процессы происходят и в некоторых странах Восточной Европы.

Можно видеть, что с начала 1990-х годов в Грузии произошел беспрецедентный (почти четырехкратный) спад производства, который был вызван разрушением внешних и внутренних экономических связей, неэффективностью действующего экономического механизма, неблагоприятными политическими событиями, гражданской войной, конфликтами на этнической почве и т.д.11

10 См.: Павлиашвили С.П. Основные признаки регулирования рынка труда в регионе // Социальный вестник, Москва, 2004, № 3 (17). С. 92.

11 См.: Малашхия Г. Экономика человечная. СПб — Тбилиси, 2009. С. 245.

Таким образом, на смену централизованной экономике и недемократическому управлению пришла политическая и хозяйственная независимость. Ни для кого не секрет, что рекомендации международных финансовых институтов зачастую носили принудительный характер, а экономические преобразования в стране отличались бессистемностью. Грузия была не готова к быстрым экономическим изменениям: отсутствовали необходимый опыт и соответствующая законодательная база, а рыночных институтов не было и в помине. Радикальные изменения повлекли продолжительный спад в экономике, что было обусловлено рядом объективных причин (существовали и субъективные причины, но их влияние было не столь значительным).

Мировой экономический кризис проявился в Грузии не в полной мере, что связано, в основном, со сравнительно низкой интеграцией страны в мировую экономику. Грузия является нетто-импортером (ее импорт почти в 5 раз превышает экспорт), а экспортная продукция республики на мировом рынке особым спросом не пользуется.

Грузия получила весьма значительную помощь (4,5 млрд долл.) от мирового сообщества и финансовых институтов, что позволило сохранить курс лари, обуздать инфляционные процессы и достичь определенной экономической стабильности. Следует отметить, что экономика страны в большей степени пострадала от военных действий, нежели от мирового экономического кризиса.

Согласно справедливому замечанию одного из экспертов, страну спасла именно конференция в Брюсселе, на которой многие европейские государства выразили готовность помочь пострадавшей от войны Грузии. В результате получили «парадокс войны»12. Эта помощь, «в самом деле, была нужна Грузии, поскольку не только война, но и мировой финансовый кризис и некоторые другие факторы поставили экономику страны в тяжелейшее положение... Эти деньги помогли миновать серьезные беды» — таково мнение эксперта экономики Нодара Хадури13.

В 2004 году прямые иностранные инвестиции в Грузию составили 499 млн долл., в 2005 году — 450 млн долл. (уменьшение суммы было связано с окончанием строительства нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан), в 2006 году — 1 190 млн долл., в 2007 году — 2 014 млн долл.

В 2008 году поступившие в Грузию инвестиции составили 1 564 млн долл. — на 600 млн долл. меньше по сравнению с предыдущим годом; причиной тому явились августовские военные действия.

В 2009 и 2010 годах объем поступлений значительно снизился и составил соответственно 658 и 500 млн долл. Это было вызвано мировым экономическим кризисом, приведшим к 30%-му сокращению иностранных инвестиций во всем мире.

За прошедшие годы политическая воля государства способствовала росту инвестиций. В решение этого вопроса были включены все государственные институты; осуществлялись экономические реформы, направленные на снижение и оптимизацию налогов, управление инфляционными процессами, упрощение и уменьшение количества лицензий и разрешений, облегчение регистрации недвижимого имущества и налогов, а также полное задействование закона о банкротстве. С целью избежать двойного налогообложения были оформлены соответствующие договоры с 26 странами, что помогло увеличить инвестиционную привлекательность страны.

Подтверждением этому служит доклад международной финансовой корпорации IFC «Doing Bussiness — 2010», отражающий состояние среды для начала нового бизнеса по 183 странам. Грузия там занимает 11 место; Армения находится на 43 позиции, Азер-

12 Papava V. Economic Transformation and the Impacts of the Global Financial Crisis in the Southern Caucasus. В кн.: Non-Traditional Security Threats and Regional Cooperation in the Southern Caucasus / Ed. by M. Aydin. Amsterdam: IOS Press BV, 2011. P. 23—25.

13 См.: Экономику Грузии спасла война [http://грузовик.su/article.php?ID=13771].

байджан — на 33-й, Россия — на 120-й. Лидерами являются США, Гонконг, Новая Зеландия и некоторые другие страны14.

Большое значение имеет то обстоятельство, что президент Грузии часто выступает политическим гарантом осуществления серьезных проектов.

Для стимулирования экономики в бюджете Грузии на 2011 год предусмотрено осуществление инвестиций в объеме 750 млн долл.; из них до 320 млн долл. пойдут на дорожную сеть.

Большое значение имеет программа, предусматривающая включение банковского сектора в проект по реабилитации Старого Тбилиси, стимулирование строительных компаний, сохранение рабочих мест и т.д. Возможно, в институциональном смысле массированные инвестиции из бюджета — не самый правильный путь, но не следует забывать, что страна стоит перед сложными экономическими вызовами и необходимо сделать все возможное для преодоления результатов кризиса и начала экономического роста.

Необходимо также отметить, что все ведущие страны мира (начиная с США и кончая Японией) в свое время использовали ту или иную форму экономического стимулирования; поэтому говорить о недопустимости участия государства в инвестиционном процессе не совсем верно.

Несмотря на все позитивные изменения последних лет, способствовавшие оздоровлению инвестиционного климата, нельзя не отметить отрицательные факторы, которые частично помешали развитию бизнеса и притоку инвестиций, нанеся ущерб экономике страны. К ним относятся нерешенная проблема территориальной целостности Грузии, военные действия августа 2008 года, длительная внутриполитическая напряженность, российское торговое эмбарго на алкогольные напитки и минеральные воды, посягательства на частную собственность, неразвитость биржевой торговли, упразднение антимонопольной службы (она была восстановлена лишь в марте 2001 г.), слабые бизнес-ассоциации и др.

Самыми большими проблемами, стоящими перед экономикой страны, являются высокие темпы роста инфляции и безработица. С 2004 года инфляция, несмотря на инвестиционный бум, выражалась однозначной цифрой (если не считать 2006 г., когда она достигла 11%). В апреле 2011 года инфляция в годовом исчислении составила 13,5% — такого высокого уровня не наблюдалось почти 15 лет. Колоссально выросли цены на продовольствие (до 28%): на овощи и бахчевые — на 36,5%, на растительное масло и жиры — 34,5%, хлеб и хлебопродукты — 25,8% (примерно так же подорожало мясо). Кроме того, на 8% повысились цены на транспортные услуги, значительно возросла стоимость медикаментов и топлива.

Рост цен во многом обусловлен зависимостью от импорта, так как местное производство не может обеспечить продуктами внутренний рынок. Ситуация усугубляется также и тем, что и импорт, и потребительский рынок монополизированы, поскольку «после упразднения антимонопольной службы были не только отменены государственные гарантии, но и легально происходит монополизация прибыльных отраслей»15.

К примеру, медицинская сфера представляет собой замкнутый цикл производства, включающий изготовление (импорт) медицинских препаратов, их реализацию, а также сеть медучреждений и страховых компаний. Чтобы урегулировать цены и не стать жертвой «сговора», необходимо демонополизировать определенные секторы. При этом не следует забывать, что ВВП на душу населения страны составляет 3 000 долл., а это втрое меньше среднего мирового показателя.

14 Среди стран бывшего СССР на первой позиции оказалась Грузия, а последние строчки занимают Таджикистан и Украина; Китай находится на 83 месте, опережая остальные страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Следует отметить, что рейтинг составлен на основе показателей, отражающих деловую активность фирмы (или предприятия), выражающуюся в качестве управления, выплате налогов, осуществлении внешнеторговых операций и ликвидации предприятия.

15 Акубардия Т. Экономическая политика: теоретические и практические аспекты. Тбилиси, 2008. С. 46 (на груз. яз.).

Кроме того, нестабильное политическое положение сепаратистских территорий Грузии препятствует выполнению ею функций страны-транзитера, то есть республика не может полностью реализовать возможности, связанные с ее выгодным географическим положением.

Все вышеперечисленные факторы тяжело сказываются на экономическом положении населения республики.

3 а к л ю ч е н и е

Мы считаем, что в связи с экономическим кризисом государство может создать новые бюджетные стимулы для поддержки и реализации инновационных процессов. Положительные стороны кризиса позволят произвести полную демократизацию государственных институтов, осуществлять движение к прогрессу и поискам новых технологий управления экономикой с целью обеспечить свободное ценообразование и здоровую конкуренцию, а также демонополизацию предприятий некоторых отраслей. «Для Грузии (как и для любой другой страны) важно, чтобы международные финансовые институты не только латали дыры в бюджете, но и осуществляли грамотные консультации. А потакание ошибкам правительства очевидным образом вредит стране»16.

Для предотвращения ожидаемых кризисов и их негативных последствий Грузия должна иметь четко сформулированную антикризисную программу, в которой главное место должно отводиться развитию национального производства и замещению импортных товаров продукцией местного производства. Необходимо разработать такую денежно-кредитную политику, которая будет способствовать снижению банковских процентных ставок и тем самым стимулировать развитие бизнеса и создание новых рабочих мест (сегодняшние банковские процентные ставки почти в 8—10 раз превышают соответствующие показатели передовых стран, что препятствует экономическому развитию).

Для обеспечения экономической безопасности стране нужно выработать стратегию, в которой будут учтены как существующие реалии, так и ожидаемые в перспективе процессы в регионе и мире в целом.

Основным условием разработки безболезненной антиинфляционной политики будет детальное информирование экономических субъектов о политике правительства и Центрального банка. Программа снижения инфляции должна быть опубликована до того, как сформируются инфляционные ожидания; ни в коем случае не должно быть потеряно доверие экономических субъектов к правительству и Центральному банку.

Для полноценной интеграции в международную экономическую систему и сближения с западными стандартами большое значение имело принятие Грузии в члены Всемирной торговой организации (ВТО); этому предшествовали продолжительные подготовительные работы. Главная цель республики — обеспечить наиболее свободный режим торговли и избежать нежелательных сопутствующих эффектов, включая возникновение неторговых барьеров.

Положительным результатом принятия Грузии в члены ВТО является максимальное упрощение условий для проникновения отечественных товаров и услуг на мировой рынок; став членом Организации, республика получила возможность пользоваться режимом наибольшего благоприятствования в торговле со 152 странами.

Приоритетным стратегическим ориентиром для Грузии должно стать сближение с Европой, чей ВВП составляет приблизительно 13 трлн долл. Необходимо более активно включиться в европейские интеграционные процессы. Этому могли бы способствовать

16 Папава В. «Розовые ошибки» МВФ и Всемирного банка в Грузии // Вопросы экономики, Москва, 2009, № 3. С. 152.

привлечение инвестиций, участие в деятельности транснациональных организаций, углубление торгово-экономических взаимоотношений, а также создание совместных компаний. Было бы целесообразно присоединиться к решениям ЕС в области экономической политики, касающимся сельского хозяйства, торговли, транспорта и других отраслей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большое значение имеет и то обстоятельство, что по инициативе Евросоюза был ускорен переход к режиму свободной торговли с Грузией, что, разумеется, будет способствовать выходу продукции республики на европейский рынок.

Положительной оценки заслуживает и Хартия стратегического партнерства, оформленная между США и Грузией; этот документ предусматривает наряду с другими вопросами углубление экономического и торгового сотрудничества, что будет способствовать рыночным реформам и либерализации, поможет стабилизировать хозяйственный рост и обеспечит создание новых рабочих мест. Кроме того, США помогут Грузии осуществить послевоенную реконструкцию и финансовую стабилизацию.

Согласно Хартии, увеличится допуск Грузии в преференциальную торговую систему США и будет изучена возможность заключения договора о свободной торговле между двумя странами, что поможет росту грузинского экспорта. Будет также достигнуто соглашение о расширении, защите и поощрении двухсторонних инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.