Научная статья на тему 'Мировая практика финансирования инновационной деятельности'

Мировая практика финансирования инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / FINANCING INNOVATION / ЗАТРАТЫ НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ / EXPENDITURES ON RESEARCH AND DEVELOPMENT WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротина Наталья Юрьевна, Корниенко Елена Леонидовна

В статье рассмотрены мировые тенденции финансирования инновационной деятельности за счет различных источников. Определено, что затраты на научно-исследовательские работы ведут к изменению структуры общественного воспроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD PRACTICE OF INNOVATION FINANCING

The article examines the global trends of innovation financing from various sources. It is determined that expenditures on research and development lead to changes in the structure of social reproduction.

Текст научной работы на тему «Мировая практика финансирования инновационной деятельности»

УДК 336.027(470+571)

МИРОВАЯ ПРАКТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коротина Наталья Юрьевна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, заведующий кафедрой экономики и финансов, кандидат экономических наук, доцент, г. Челябинск, Россия. E-mail: korotina@rane74.ru

Корниенко Елена Леонидовна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, доцент кафедры экономики и финансов, кандидат экономических наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: el.l.kornienko@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены мировые тенденции финансирования инновационной деятельности за счет различных источников. Определено, что затраты на научно-исследовательские работы ведут к изменению структуры общественного воспроизводства.

Ключевые понятия: инновации, финансирование инноваций, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Важнейшим фактором, определяющим состояние научного потенциала и результативность научной и научно-технической деятельности, является ее финансирование.

Финансирование инновационной деятельности главным образом может быть охарактеризовано расходами на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. По оценкам, расходы на научные исследования и разработки во всем мире в 2009 году превысили 1250 млрд долл. За десятилетний период - это двукратный рост (641 млрд долл. в 1999 г.) - рисунок 1.

США в XXI веке являются неоспоримым лидером мирового экономического развития, удерживающим превосходство над другими странами.

В 2009 году расходы США на НИОКР составляли около 31% общемирового объема (для сравнения, в 1999 году - 38%), суммарные расходы десяти азиатских стран-лидеров инновационного развития неуклонно росли и фактически достигли уровня США (рисунок 2.).

Доля объемов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в общем объеме ВВП в Китае за последние 13 лет увеличилась более чем в 3 раза, что характеризует наиболее интенсивный рост среди представленных стран. Основным фактором такой тенденции является превышение темпов роста инновационных расходов над темпами роста ВВП. Самый высокий уровень указанного показателя в Японии, который, вероятно, будет превзойден в ближайший период Южной Кореей (рисунок 3).

В высокотехнологичных странах основную нагрузку в финансировании НИОКР несет бизнес-сектор, доля которого составляет около 60% всех инновационных расходов, доля государственного финансирования - примерно 30% [2, с. 83]. Но в то же время наблюдается тенденция роста как абсолютных, так и относительных размеров государственных затрат на исследования и разработки (таблица 1).

В среднем расходы государственных бюджетов на поддержку НИОКР (с учетом инфляции) за 2000-2009 гг. увеличились на четверть. В разрезе отраслей наук наибольший рост отмечается в естественнонаучном направлении - около 36%, примерно такой же рост в математике и информатике -35%, технических науках - около 25%, физике - менее 5%. Замедление темпов роста объемов государственного финансирования отмечается в общественных науках на 8% и исследованиях экологических проблем на 12% [8].

Рис. 1. Расходы на научные исследования и разработки в мире, млрд долл. [8]

450

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 2 Расходы на научные исследования и разработки в мире (в разрезе стран), млрд долл. [8]

4.0

0.0 -............—............—...........—............—...........—............—...........—............—............—............—............—............—...........—............—...........-

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 3. Доля объемов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в общем объеме ВВП, % [8]

Таблица 1

Расходы государственных бюджетов на поддержку НИОКР в странах «Большой восьмерки» (% от ВВП) [4, с.128]

Страна/Годы 2007 2010

США 0,99 1,18

Германия 0,74 0,90

Франция 0,72 0,74

Япония 0,68 0,74

Великобритания 0,63 0,70

Италия 0,61 0,59

Канада 0,58 0,61

Россия 0,33 0,56

В США финансирование НИОКР остается приоритетной статьей федерального бюджета. В кризисный период 2007-2009 гг. государственные расходы на НИОКР в США возросли с 0,99% до 1,18% ВВП. К концу первого десятилетия XXI в. США возглавляли пятерку стран с государственными расходами на НИОКР относительно ВВП, превышающими 1% (США -1,18%, Финляндия - 1,10%, Исландия - 1,06%, Португалия и Южная Корея - 1,02%), при среднем по странам ОЭСР показателе 0,75%http://www.rusus. ги/?ай=геас1&1с1=316- _ес1п5 [7].

Основными направлениями государственной финансовой поддержки исследовательской деятельности в США являются энергетика, здравоохранение, информационные технологии (таблица 2).

Бюджетное финансирование не может стать единственным источником инновационного развития страны, но служит катализатором инновационных процессов, демонстрационной моделью более эффективной и современной модели развития для частного капитала [5].

Одновременно с увеличением объемов прямого бюджетного финансирования на НИОКР в странах-лидерах инновационного роста применяются меры косвенного стимулирования исследовательской активности бизнеса путем использования налогового механизма.

Содействие инновационной активности частных компаний, поощрение развития научно-исследовательских центров и образовательных учреждений является стратегическим направлением государственной политики. Налоговые стимулы

проведения НИОКР используются во многих странах мира. По данным ОЭСР, они нашли широкое применение в Южной Корее, Японии, Канаде, а также в ряде стран, не входящих в ОЭСР, таких как Бразилия, Китай, Сингапур и др. (таблица 3).

Мировая практика выделяет несколько подходов к негосударственному финансированию инновационного развития в стране. Так, в США задачу финансирования инновационной деятельности решают венчурные организации. В странах Западной Европы в качестве средств для инноваций доминируют источники банковских институтов. В Японии основными участниками инновационного инвестирования выступают финансово-промышленные группы, которые осуществляют финансирование около 2/3 инноваций. Государственное финансирование распространяется только на малые и средние фирмы.

Израиль имеет самый высокий в мире показатель внутренних затрат на исследования и разработки в процентах к ВВП - 4,65 в 2007 г. и 4,86 в 2009 году, в России этот показатель составляет соответственно 1,07 и 1,24 [2, с. 83]. В условиях полного отсутствия природных ресурсов быстрое и успешное развитие и внедрение новых технологий в Израиле было бы невозможным без создания соответствующих финансово-экономических механизмов и стимулов. В государственной политике Израиля прослеживается принцип «нейтральности» при отборе инновационных проектов для финансирования, а именно осуществляется поддержка исследований и разработок исходя не из того, что они относятся к какому-то конкретному приоритетному направлению или отрасли, а из того, что их можно внедрить в практику в соответствии с требованиями рынка. Государство таким образом стремится «компенсировать неразвитость финансовых рынков» [3]. Эта «неразвитость» в цепи поддержки инноваций присуща практически всем российским финансовым институтам [4].

Мировой опыт финансирования инновационной деятельности показывает, что инновационный процесс может успешно развиваться за счет различных источников финансирования. Важную роль играет не вид источника инвестиций, а его эффективность. На развитие инноваций в стране оказывает влияние уровень развития инновационного климата, законодательное регулирование инновационного процесса, развитие информационного и материально-технического обеспечения научных исследований.

Таблица 2

Расходы на НИОКР в США из федерального бюджета по министерствам и ведомствам за 2008-2012 финансовые годы, млн долл. [1]

Министерства и ведомства 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Министерство обороны 80278 81616 80 602 77 548 76 633

Министерство здравоохранения и социальных служб 29265 30 415 31 424 32 156 32 343

Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства 11 182 10 401 9 262 10986 9 821

Министерство энергетики 9 807 10 621 10 836 11 219 12 989

Национальный научный фонд 4 580 4 857 5 445 5 571 6 320

Министерство сельского хозяйства 2 336 2 421 2 611 2 448 2 150

Министерство торговли 1 160 1 292 1 344 1 727 1 720

Министерство внутренних дел 683 692 776 772 727

Министерство транспорта 875 913 1 069 1 018 1 215

Агентство по охране окружающей среды 551 580 590 651 579

Министерство по делам ветеранов 960 1 020 1 162 1 180 1 018

Министерство образования 313 323 353 383 480

Министерство национальной безопасности 995 1 096 887 1 146 1 054

Другие 761 818 778 991 862

Всего расходы на НИОКР 143 746 147 065 147,139 147 696 147 911

Таблица 3

Налоговое стимулирование НИОКР в зарубежных странах, % ВВП [6]

Страны Налоговые льготы, % ВВП Страны Налоговые льготы, % ВВП

Канада 0,22 Португалия 0,07

Корея 0,19 Нидерланды 0,07

Бельгия 0,13 Великобритания 0,06

Япония 0,12 Дания 0,06

Австрия 0,09 Австралия 0,06

Ирландия 0,09 Турция 0,06

Венгрия 0,09 США 0,05

Франция 0,08 Норвегия 0,04

1. Емельянов С.В. Приоритеты финансирования НИОКР в период администрации Барака Оба-мы // Россия и Америка в XXI веке. Электронный журнал. 2012. № 1.

2. Коротина Н.Ю. Бюджетный механизм финансирования и стимулирования инновационного развития экономики страны //Социум и власть. 2013. № 5. С. 80-86.

3. Левин М., Шилова Н. «Ресурсное благослов-ление»: научно-технический прогресс и дефицит пресной воды // Вопросы экономики. 2010. № 11. С. 38.

4. Миндели Л.Э., Черных С.И. Финансово-экономические аспекты инновационного развития // Инновации. 2011. 09 (155) сентябрь. URL: http:// www.innov.etu.ru (дата обращения: 22.01.2014).

5. Шамина Л.К. К вопросу о состоянии государственного финансирования инновационной деятельности / Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления. Сборник научных статей, вып. 7/ Под общей ред. проф. В.В.Тумалева. СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права, 2009. С. 128-131.

6. OECD, Main Science and Technology Indicators Database, September 2010 URL: http://discover.ukdataservice.ac.uk/Catalogue/ ?sn=4836&type=Data catalogue (дата обращения: 24.09.2011).

7. OECD, Main Science and Technology Indicators Database, June 2011 URL: http:// discover.ukdataservice.ac.uk/Catalogue/ ?sn=4836&type=Data catalogue (дата обращения: 24.09.2011).

8. Science and engineering indicators 2012 URL: http://nsf.gov/statistics/seind12/pdf/c07.pdf (дата обращения: 22.01.2014).

1. Emel'janov S.V. Prioritety finansirovanija NIOKR v period administracii Baraka Obamy // Rossija i Amerika v XXI veke. Jelektronnyj zhurnal. 2012. № 1 (Russian).

2. Korotina N.Ju. bjudzhetnyj mehanizm finansirovanija i stimulirovanija innovacionnogo razvitija jekonomiki strany //Socium i vlast'. 2013. № 5. S. 80-86 (Russian).

3. Levin M., Shilova N. «Resursnoe blagoslovlenie»: nauchno-tehnicheskij progress i deficit presnoj vody // Voprosy jekonomiki. 2010. № 11. S. 38 (Russian).

4. Mindeli L.Je., Chernyh S.I. Finansovo-jekonomicheskie aspekty innovacionnogo razvitija // Innovacii. 2011. 09 (155) sentjabr'. URL: http:// www.innov.etu.ru (data obrashhenija: 22.01.2014) (Russian).

5. Shamina L.K. K voprosu o sostojanii gosudarstvennogo finansirovanija innovacionnoj dejatel'nosti / Global'nyj jekonomicheskij krizis: realii i puti preodolenija. Sbornik nauchnyh statej, Vyp.7/ Pod obshhej red. prof. V.V.Tumaleva. SPb.: NOU VPO Institut biznesa i prava, 2009. S. 128-131 (Russian).

6. OECD, Main Science and Technology Indicators Database, September 2010 URL: http://discover.ukdataservice.ac.uk/Catalogue/ ?sn=4836&type=Data catalogue (data obrashhenija: 24.09.2011) (English).

7. OECD, Main Science and Technology Indicators Database, June 2011 URL: http:// discover.ukdataservice.ac.uk/Catalogue/ ?sn=4836&type=Data catalogue (data obrashhenija: 24.09.2011) (English).

8. Science and engineering indicators 2012 URL: http://nsf.gov/statistics/seind12/pdf/c07.pdf (data obrashhenija: 22.01.2014) (English).

UDC 336.027(470+571)

WORLD PRACTICE OF INNOVATION FINANCING

Korotina Natalya Yurievna,

Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration,

Chelyabinsk branch,

Head of the Chair

of Economics and Finance,

Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: korotina@rane74.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kornienko Elena Leonidovna,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch, Associate Professor of the Chair of Economics and Finance, Candidate of Economic Sciences, Chelyabinsk, Russia. E-mail: el.l.kornienko@mail.ru

Annotation

The article examines the global trends of innovation financing from various sources. It is determined that expenditures on research and development lead to changes in the structure of social reproduction.

Key concepts: innovation, financing innovation,

expenditures on research and development work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.