Научная статья на тему '\ мировая экономика \ драконовские инновации'

\ мировая экономика \ драконовские инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОВАЯ МОДЕЛЬ КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИЙ / NEW MODEL OF CHINESE ECONOMIC DEVELOPMENT / STATE REGULATION OF INNOVATIONS / TECHNOLOGY TRANSFER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьев Владимир

Почти незаметно для остального мира в последние четыре года Китай перешел к новой модели развития: от успешной низко- и средне технологичной обрабатывающей промышленности к сложной наукоемкой экономике. Китайское правительство не только финансирует мегапроекты в перспективных отраслях, но одновременно заставляет иностранные транснациональные корпорации делиться с китайскими государственными предприятиями своими технологиями в качестве условия для их работы на внутреннем рынке страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Almost unnoticed by the outside world, over the past four years China has been moving toward a new stage of development. It is quietly shifting from a successful low- and middle-tech manufacturing economy to a sophisticated high-tech one. Chinese government is not only funding megaprojects in sunrise areas but at the same time is forcing foreign multinational companies in principal sectors to share their technologies with Chinese state-owned enterprises as a condition of operating in the country.

Текст научной работы на тему «\ мировая экономика \ драконовские инновации»

инновац

Владимир

кондратьев,

д.э.н., руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН

модели экономики, заманивая, а часто и принуждая к сотрудничеству западный и японский бизнес.

Стимулировать передачу западных технологий

В августе 2010 года Китай опередил Японию в качестве второй страны в мире по экономической мощи (по показателям экономического развития, в частности по росту ВВП. — Ред .). И в следующем году (согласно новейшим исследованиям американской аналитической службы Lexington. — Ред.) Китай станет крупнейшей в мире промышленной державой, оттеснив на второе место США (по объему промышленного производства. — Ред.) На фоне этих эпохальных событий в тени остался процесс перехода Китая в последние четыре года к новой стадии экономического развития: страна спокойно, но упорно и настойчиво движется от успешной модели низко- и среднетехнологичной экономики к сложной высокотехнологичной модели, заманивая, а часто и принуждая к сотрудничеству западный и японский бизнес. ■

За последнее десятилетие среднегодовые тем- : пы роста инвестиций в НИОКР в Китае составили ' 21%, в то время как в США — 4%. Общие расходы на исследования и разработки в Поднебес- . ной в 2010 году достигли 26% от уровня США (в 2000 году — 5%). По этому показателю Китай догонит США при сохранении обозначенных темпов уже к 2020 году. Китайское правительство планирует поднять долю затрат на НИОКР в ВВП с 1,7% в настоящее время до 2,5% к 2020 году (в США этот показатель составляет 2,7%)1 и ввести единые технические стандарты. В результате

по числу патентов и научных публикаций Китай войдет в пятерку ведущих стран.

Для достижения названных целей правительство использует четыре группы инструментов. Во-первых, оно предлагает налоговые льготы компаниям, в частности, ускоренную амортизацию инвестиций в НИОКР и освобождение от налогов на прибыль от венчурных инвестицй в технологические стартапы.

Во-вторых, прави-

тельство резко увеличило инвестиции в 17 регионов страны, где развивается сотрудничество госуда рствен-ных и сследо вател ьс ких институтов и предприятий, банки предоставляют дешевые кредиты, специальные фонды финансируют развитие китайских технологий, аналогов зарубежных. В-третьих, правительство ре ализует политику госзакупок, стимулирующую использование собственных китайских технологий. Это происходит на национальном, провинциальном и муниципальном уровнях, в частности, в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, где, по планам правительства, должна происходить замена низкотехнологичных отраслей на высокотехнологичные. Наконец правительство вынуждает глобальные транснациональ ные корпорации делиться передовыми технологиями с китайскими государственными компаниями устанавливая для них соответствующие условия работы на внутреннем рынке. С 2006 года власти проводят новую политику поиска передовых технологий у международных корпораций в ключевых наукоемких отраслях экономики, таких как авиатранспорт,

*

электроэнергетика, высокоскоростные железные дороги, информационные технологии и др.

Таким образом, новые условия ведения бизнеса ограничивают инвестиции иностранных компаний, а также их доступ на внутренний рынок Китая, стимулируют достижение высокого уровня локализации в производстве оборудования на территории страны и принуждают иностранные компании к передаче соответствующих технологий совместным предприятиям с государственными китайскими компаниями (коэффициент локализации — отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства региона к удельному весу той же отрасли в стра-неЩ— Ред.). Ное регулирова-деятельности зарубежных компаний, практически представляющее собой отказ от многолетней мо-

дели стимули-р о -

Новое регулирование деятельности зарубежных компаний в Китае поставило руководство ТНК перед выбором: либо согласиться с передачей технологий китайцам, либо отказаться и потерять самый быстрорастущий рынок мира.

вания выхода их на китайский рынок, поставило руководство ТНК перед ужасным для них выбором: либо согласиться с передачей технологий, либо отказаться и потерять самый быстрорастущий рынок мира.

Процесс передачи технологий является одним из центральных звеньев промышленной политики страны.

В 2009 году министр науки и техники *

КНР Вань Ган потребовал, чтобы все технологии, используемые при производстве товаров и предоставлении услуг, продаваемых китайскому правительству, производились в Поднебесной. Это заставило многие транснациональные корпорации сосредоточить большую часть своих исследований и разработок на территории КНР.

Мировая фабрика

Решение Китая превратиться в технологически передовую страну обусловлено прагматизмом и четким представлением о том, что китайская экономика является мировой фабрикой по производству товаров с низкой до-

< \v>cN

торговый Европу

бавленной стоимостью. Несмотря на гига профицит Китая (в частности, в США и продается гораздо больше товаров, ется), значительную часть прибыли ные, а не китайские компании за шого числа крупнейших госпредприятий. За компании доминируют в китайских наукоемких на их долю приходится 85% экспорта китайской технологичной продукции. Так, в экспорте мобильных телефонов и персональных компьютеров доля китайской составляющей не превышает 10%.

Озабоченное неспособностью отечественных компаний завоевать значительную долю рынка наукоемких товаров и по этой причине вынужденное платить значительные суммы роялти, китайское правительство четыре года назад решило резко увеличить объемы производства собственных новых технологий. (Роялти — от англ. royalty — компенсация за использование патентов, авторских прав, природных ресурсов и других видов собственности, выплачиваемая в виде процента от стоимости

проданных товаров и услуг, при производстве которых использовались патенты, авторские права и т.п., иностранным компаниям. — Ред.) Правительство осознало также, что неизбежная ревальвация юаня подорвет конкурентоспособность низкотехнологичного китайского экспорта и приведет к переносу производства в другие страны Азии, такие как Индонезия, Малайзия, Таиланд и Вьетнам. Для того чтобы поддерживать экономический рост на уровне 9%, открывать новые рабочие места для следующего поколения более квалифицированной рабочей силы и повысить уровень жизни, государство должно заставить китайские компании разрабатывать, производить и экспортировать наукоемкие товары и услуги. Однако даже такие крупные китайские корпорации, как авиастроительная Aviation Industry Corporation of China (AVIC), электроэнергетические Sinovel и Goldwind, а также машиностроительные CSR и CNR, были не в состоянии технологически конкурировать с ведущими европейскими, японскими и южнокорейскими корпорациями.

Поэтому правительство разработало долгосрочный план стимулирования китайских компаний к производству собственных передовых технологий. Во-первых, в ключевых отраслях экономики государство приобретает контрольные пакеты акций как продавцов так и покупателей. Например, китайскому государству принадлежат компания AVIC (авиастроение) и авиаперевозчик China Eastern Airlines, компания CSR (производство локомотивов) и железнодорожная транспортная корпорация China Railways. Это дает возможность государству оказывать влияние на закупку оборудования, продажи и разработку новых технологий.

Во-вторых, государство консолидировало в своих руках несколько важнейших промышленных компаний, превратив их в национальных чемпионов, концентрируя в их рамках необходимые объемы производства и знаний. Так, компании CSR и AVIC были созданы на базе нескольких более мелких убыточных предприятий.

Наконец, в-третьих, государство стало принуждать транснациональные корпорации к созданию совместных предприятий с китайскими национальными чемпионами и передаче им современных технологий в обмен на пре-

Двигатель

самолета госкомпании AVIC Commercial Aircraft Engine Co., Ltd.

доставление текущих и будущих возможностей ведения бизнеса в Китае. Иностранные компании, игнорирующие «предложения, от которых невозможно отказаться», просто исключают из проектов. Таким образом, китайское правительство использует рестрикции, чтобы вбить клин между иностранными конкурентами и заставить их передавать технологии, в которых остро нуждаются китайские госкомпании. Руководители транснациональных корпораций, работающих в Китае, в частных беседах признаются, что подача официальных жалоб или юридически оформленных претензий на действия властей обычно не приносят пользы.

Время — деньги

Время является критическим фактором. Китайское правительство осознает, что национальные компании должны приобрести последние технологии и инвестировать в исследования и разработки как можно быстрее, если они не хотят упустить возможности участия в создании локальной и глобальной инфраструктуры, бум которой наблюдается по всему миру. Важно также успеть использовать преимущества недооцененного юаня. Китайское правительство надеется, что страна в скором времени станет глобальным центром инноваций, догнав в этом отношении США и Западную Европу. Эта логика основывается на том факте, что самые передовые технологии возникают в странах, где масштабы и интенсивность потребительского спроса создают глобальные преимущества местным производителям.

Требования к уровню локализации, обязательные совместные предприятия и принуждение к передаче технологий не являются какими-то новыми элементами азиатской стратегии развития. Япония, Южная Корея и Индия в числе многих других уже использовали подобные инструменты и были еще менее толерантными к иностранным инвестициям по сравнению с Китаем. Однако китайское правительство использует эти инструменты наиболее агрессивно, в этом задействовано максимальное число государственных агентств, правила изменяются очень быстро и радикально, а подобное регулирование очень ловко и искусно нарушает если не букву, то дух многосторонних международных договоренностей.

Запреты ВТО в отношении передачи технологий и требований к локализации гораздо легче преодолеть, чем ее правила в отношении торговли товарами и услугами. Более того, Китай еще не подписал статьи, касающиеся государственных поставок. Он утверждает, что его политика не нарушает норм ВТО, поскольку эта организация разрешает использовать внутриполитические соображения в политике госпоставок. Хотя ВТО и запрещает принудительную передачу технологий, Китайское правительство настаивает на том, что подобная передача интеллектуальной собственности западными компаниями в обмен на доступ к рынку является не политическим, а чисто коммерческим решением бизнеса.

отраслевой опыт

Интерес представляет опыт в области развития систем скоростного железнодорожного транспорта. Объем этого рынка в Китае оценивается на уровне $30 млрд в год. В начале 2000-х годов такие компании, как французская

Alstom (построившая систему скоростных поездов TGV), японская Kawasaki и германская Siemens контролировали примерно две трети китайского рынка транспортного оборудования. Эти транснациональные корпорации отдавали на субподряд китайским государственным компаниям производство простейших компонентов.

С 2009 года китайское правительство стало выдвигать требование к иностранным компаниям, желавшим участвовать в контрактах на строительство высокоскоростных магистралей, по созданию совместных предприятий с государственными компаниями, производящими оборудование, такими как CSR и CNR. Зарубежные транснациональные корпорации могли иметь в этих новых совместных предприятиях не более 49% акций и одновременно должны были предоставить последние разработки в области проектирования, а 70% конечной продукции должно было производиться в Китае. Большинство компаний было вынуждено согласиться с этими условиями, хотя они и понимали, что их китайские партнеры по совместным предприятиям вскоре станут их конкурентами на глобальных рынках.

В результате китайские госкомпании CSR и CNR приобрели многие ключевые технологии, удивительно быстро внедрили их в производство и в настоящее время доминируют на внутреннем рынке. Одновременно они выходят на международный рынок производства железнодорожных локомотивов, который оценивается в $110 млрд, внедряясь в некоторые развивающиеся страны, где китайское правительство финансирует создание и модернизацию инфраструктуры. Сочетание

низких производственных издержек и современных технологий помогает китайским компаниям внедряться и на рынки развитых стран. Государственная корпорация CNR недавно выиграла тендер на реализацию проектов в Австралии и Новой Зеландии.

Китайское правительство часто синхронизирует свое стремление ускоренного развития отдельных секторов экономики с установлением новых правил регулирования деятельности зарубежных корпораций в этих секторах. Так, в 1996-2005 годах зарубежные компании контролировали 75% китайского рынка ветровой электроэнергетики. Затем китайское правительство решило ускоренными темпами развивать этот сегмент экономики и предоставило компаниям-покупателям новые значительные субсидии и другие льготы для развития сектора. Одновременно оно незаметно увеличило требования к локализации производства турбин для ветровой энергетики с 40 до 70% и значительно повысило тарифы на иностранные компоненты к ним.

С резким ростом рынка и спроса иностранные производители оказались не способными быстро расширять свои цепочки поставок и удовлетворять растущий спрос. Их китайские конкуренты, получившие лицензии от более мелких европейских производителей турбин, смогли быстро и эффективно наладить собственное производство и к 2009 году во главе с Sinovel и Goldwind контролировали уже две трети внутреннего рынка. С 2005 года ни одна зарубежная компания не выиграла ни одного тендера, финансируемого центральным китайским правительством.

Более тяжело приходится китайцам в области информационных технологий. Китай не имеет здесь крупных государственных компаний, которые могли бы конкурировать с глобальными лидерами. Поэтому сдерживать иностранные корпорации и стимулировать местных игроков китайцам приходится не так прямолинейно. Так, германская SAP хоть и доминирует на китайском рынке программного обеспечения для систем планирования и управления ресурсами предприятия (ERP), правительство предоставляет значительные налоговые льготы

Китай рассматривает государственное управление торговыми и инвестиционными потоками в качестве легитимного средства завоевания глобального лидерства.---------------------------

В Китае субсидии наукоемким компаниям принимают форму грантов на земельные участки.

Китайские производители ветряных турбин к 2009 году во главе с Sinovel и Goldwind контролировали уже две трети внутреннего рынка.

\ ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (112) 2011

25

локальным игрокам, таким как kingdee International Software Group, которая стала крупнейшим поставщиком соответствующего программного обеспечения для малых и средних китайских предприятий.

В 2010 году китайское правительство заставило иностранные компании, продающие программное обеспечение госкомпаниям, раскрывать свои исходные программные коды. Китай также ввел производственные стандарты и спецификации, заставляющие иностранные компании программного обеспечения разрабатывать специальные версии для Китая, что позволяет китайским производителям оборудования обходить западные патенты и обязательства по выплате роялти. Например, китайские стандарты в отношении беспроводных и 3G мобильных телефонов (WAPI и TD-SCDMA) никогда не станут глобальными, но они дают китайским компаниям заметные преимущества по сравнению с зарубежными производителями оборудования.

Поддержка малого и среднего негосударственного наукоемкого бизнеса осуществляется в Китае на местном и провинциальном уровнях. Многие провинции предоставляют китайским предпринимателям земельные участки по цене ниже рыночной или даже бесплатно. Субсидии наукоемким компаниям существуют и в западных странах, однако в Китае они часто принимают форму грантов на земельные участки размерами, необходимыми для строительства фабрики или завода. На дополнительных территориях компании строят жилые дома, доходы от которых затем направляют на инвестиции в НИОКР и компенсируют заводские убытки. Государственные банки предоставляют таким компаниям ссуды по низким процентным ставкам, а местные органы власти часто возмещают платежи по процентам от таких ссуд.

Китай и США: разные модели развития

экономические эксперты в России). Объем накопленного основного капитала на душу населения в Китае составляет всего 10% от американского уровня, поэтому страна вынуждена направлять на инвестиции значительно большую долю ВВП, чем США, за счет государственных доходов и прибылей госпредприятий. Китай больше сберегает в настоящее время, а США предпочитают текущее потребление, наращивая государственный долг для его поддержания.

Чтобы держать цены на низком уровне, Китай заставляет экспортеров продавать свои доллары Центральному банку. Вместо того чтобы направлять излишки долларов на валютный рынок, китайский Центральный банк скупает американские долговые обязательства, занижая таким образом обменный курс юаня по отношению к доллару. Налоговая база на местном уровне рассчитывается не по отношению к прибыли, а по отношению к объемам продаж, субсидии предоставляются исходя из размеров создания новых рабочих мест. Налоговые льготы и субсидии стимулируют создание избыточных мощностей, что также приводит к снижению цен.

Многие зарубежные эксперты полагают, что США недооценили последствия интеграции Китая в глобальную экономику. Как отмечал роберт Зоэлик, нынешний глава Мирового банка, «дракон возник и присоединился к миру». Однако теперь, чтобы противостоять этому дракону, Америка вынуждена будет не только повысить норму сбережения и накопления, не только преодолеть пассивное следование рыночным силам, но и разрабатывать собственную агрессивную стратегию национального развития.

Инновации в россии

В России тоже делают робкие попытки «принудить» государственные компании к осуществлению инноваций. Еще в начале 2010 года президент Медведев поручил подготовить планы инновационного развития госком-паний в рамках масштабного проекта по модернизации. Минэкономразвития подготовило критерии инновационности, согласно которым инновационный план госкомпаний должен быть рассчитан на пять-семь лет и содержать меры по энергоэффективности, производительности труда, снижению себестоимости. В совете директоров госкомпаний должен появиться директор по инновациям и специальный комитет. Однако эти еще не реализованные меры уже встретили критику ряда «либеральствующих» экономистов, которые считают, что подобные манипуляции вряд ли ускорят процессы, требующие десятки лет, и что к необходимости инноваций компании должны приходить самостоятельно, без вмешательства сверху, которое ни к чему хорошему не приведет.2 Учитывая опыт Китая, Индии и Бразилии, реализация таких пожеланий несомненно отбросит Россию на задворки мирового инновационного процесса.

1 Harvard Business Review, December 2010. 2 Ведомости, 1.02.2011.

Список использованной литературы

1. Investing in Innovation for Long-Term Growth, OECD 2009.

2. Innovation in Emerging Markets, 2007 Annual Study, Deloitte, 2008.

3. R&D Strategies in Emerging Economies, Mckinsey Global Survey Result, Mckinsey and Co. 2011.

4. China vs the World, Harvard Business Review, December 2010.

Ключевые слова: новая модель китайской экономики, государственное регулирование инноваций,передача технологий.

Таким образом, Китай и западные страны, прежде всего Китайские

США, придерживаются разных моделей развития. Китай компании CSR

рассматривает управление торговыми и инвестицион- и CNR выходят

ными потоками в качестве легитимного средства за- на мировой рынок

воевания глобального лидерства, в то время как США производстваже-

полагают, что государству должна быть отведена ограни- лезнодорожных

ченная роль (к прозападной модели склоняются и многие локомотивов.

FOTOLINK/AP

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.