УДК 94
АРУТЮНОВ Эрик Каренович Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
УЛИТИН Илья Николаевич Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
МИРОУСТРОЙСТВО БУДУЩЕГО: МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЛИ КОАЛИЦИЯ СУВЕРЕННЫХ НАРОДОВ
Человечество прошло длительный путь развития, в котором в свое время чередовались различные социальные институты, организации и структуры. Мир быстро развивается, государственные системы постоянно меняются. Возможно ли создать мир в единой государственной системе? Если да, то какая модель мирового порядка способствовала бы этому? Этим вопросам уделялось большое внимание в науке. Взгляды некоторых ученых легли в основу современных систем государственных устройств. Перед современными мыслителями и исследователями возникает новая задача - объединить людей земного шара в единое целое. В течение всего времени существования людей было много войн, борьба за территорию. В современном мире появились новые угрозы человечеству, такие как терроризм, экстремизм, коррупция и др. Центральным звеном для подавления глобальных проблем человечества, а также счастливого будущего может быть объединение народов земного шара в одном функциональном механизме. Исследователи теории государства предлагали разные точки зрения на создание макроинститутов (государств), их развитие, а также будущее. Авторы данной научной статьи хотели бы предложить две концепции будущего мира, которые могли бы помочь решить самые важные проблемы всего человечества. В статье анализируются две модели мирового порядка будущего, такие как мировое правительство и коалиция суверенных народов. Авторы анализируют, какая из вышеупомянутых моделей мирового порядка будущего более реальна для современного общества. В работе раскрыты положительные и отрицательные аспекты названных моделей будущего мира. Аргументы позиций основаны на событиях, теориях и взглядах выдающихся ученых. Авторы работы приходят к выводу, что разумнее сконструировать мировой порядок будущего на основе концепции коалиции суверенных народов. Помимо этого, делается вывод о том, что мировой порядок будущего является своего рода утопической идеей, поскольку существует большое количество людей, которые хотят сохранить власть в своих руках, чтобы реализовать собственные интересы.
Ключевые слова: мироустройство будущего, мировое правительство, коалиция суверенных народов, содружество, утопия будущего, теория большого заговора, глобальное управление
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-13-17
Erik K. ARUTYUNOV Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
Ilya N. ULITIN Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
FUTURE WORLD ORDER: THE WORLD GOVERNMENT OR THE COALITION OF SOVEREIGN PEOPLE
Mankind has passed a long path of development, in which various social institutions, organizations, and structures are alternated in their time. The world is developing rapidly. Is it possible to create peace in a single state system? If so, which model of the world order is this method? These issues have received much attention in science. Views of some scientists are based on modern systems of state devices. Before a new philosophy and scientists there is a new task - to unite people of the globe into a single whole. During all the time people existed, there were many wars, struggle for territories. In the modern world, new threats to humanity have appeared, such as terrorism, extremism, corruption, etc. The central link for suppressing the global problems of mankind, as well as a happy future, can be the unification of the peoples of the globe in one mechanism. The scientific theories of states are offered different points of view on the creation of states, their development, and also the future. The authors of the paper would like to be able to solve the most important problems of all mankind. The scientific article analyzes two models of the world order of the future, such as the world government and the coalition of sovereign people. The authors analyze which of the above-mentioned models of the world. The papaer reveals the positive and negative aspects of these models of the future world. Arguments of positions are based on events, theories and views of outstanding scientists. The authors of the article come to the conclusion that it is a wiser to create a world order for the future on the basis of the concept of a coalition of sovereign people. However, as well as the conclusion that the world's order is the utopian idea, because there are a lot of people who wants to retain their power.
Keywords: world order of future, world government, coalition of sovereign people, commonwealth, utopia of future, theory of great conspiracy, global management
Проблема мироустройства будущего является весьма спорной для политологов и теоретиков-юристов, изучающих теорию государства и права и международное право, а также и других специалистов, занимающихся анализом развития мирового устройства.
Независимость и самостоятельность государств сейчас не настолько безусловна, как это было еще в недавнем прошлом. Учитывая большую сложность международных соглашений и договоренностей, а также взаимное влияние государств друг на друга, реальная власть некоторых из них стала намного меньше, чем была до Второй мировой войны и других значимых мировых событий. Тем самым хотелось бы отметить, что в будущем преобразование мироустройства является вполне реальным.
Поиск свободного, мирного и справедливого мира, в котором все люди могли бы в максимальной степени развить свои способности и наслаждаться благами развивающейся планетарной цивилизации, является целью построения правильного будущего с налаженной системой глобального управления. Для развития мироустройства будущего можно выбрать две модели, такие как мировое правительство или коалиция суверенных народов (коалиция суверенных государств). Для начала необходимо раскрыть, что понимается под вышеуказанными моделями мироустройства будущего.
На наш взгляд, под мировым правительством понимается высший исполнительный орган власти над всем человечеством земного шара по управлению людьми. Коалиция суверенных народов - это совокупность объединенных народов, где имеются самостоятельные органы управления, правовая семья, свой язык и другие атрибуты для индивидуализации этой совокупности, однако вся совокупность объединенных народов дружелюбна и взаимодействует друг с другом.
Считается, что выбор мироустройства будущего как «мирового правительства» представляется утопической идеей. Затрагивая вопрос о мировом правительстве, следует отметить, что данное явление относится к концепции единой политической власти над всем человечеством. Авторы теории заговора наделяют функцией мирового правительства такие международные организации, как ООН, «Большая восьмерка» (в8) и другие влиятельные организации [9]. Однако хотелось бы обратить внимание общественности на мнения теоретиков теории государства и права В.С. Нерсесянца [10], Н.И. Мутузова и А.В. Малько [8], утверждавших, что структура правительства включает в себя контроль за исполнительно-распорядительной деятельностью страны, вооруженные и правоохранительные силы и государственный бюджет.
Ввиду вышесказанного, точка зрения авторов теории большого заговора является весьма спорной, так как мировые организации не наделены институтом вооруженной силы, а также в обязанности и полномочия мировых организаций не входит принятие юридическо-обязательных решений для всех граждан мира. Преимущества «мирового правительства» заключаются в единой системе законодательства, исполнительной, судебной власти, в единой системе вооруженных сил, а также в единой системе налогообложения. Однако в то же время единство вышеуказанных институтов может привести к неблагоприятным последствиям, так как правовые системы стран мира формировались долгими столетиями, их изменения могут привести к искаженному понимаю со стороны граждан, а также к негативным результатам вплоть до преступлений. Также, по мнению Канта, теория мирового правительства является ошибочной, потому как мировое правительство после становления будет действовать в интересах тех политических и корпоративных групп, которые могут оказать определенное влияние, тем самым обязательные правила для людей будут трактоваться в интересах элиты [2, с. 21]. Еще одним недостатком мирового правительства является то, что реализация своих полномочий по всему земному шару будет весьма сложна и проблематична из-за обширности территории. Однако, по мнению французского экономиста и писателя Жака Аттали, мировое правительство будет правильно способствовать развитию технологий будущего, адекватно использовать блага рыночного воображения, сохранять свободу самовыражения граждан; оставлять будущему поколению защищенную окружающую среду; благодаря всему благоразумию мира заставить появиться на свет новые способы совместной жизни и творчества всех людей [1].
Российский экономист В.Ю. Катасонов в своей работе критикует аргументы Жака Аттали, так как автор в своих трудах нигде не указывает на конкретную модель будущего мирового общества, а ограничивается такими терминами, как «всемирная демократия», «глобальный суверенитет», «всеобщий порядок» и т.п. [6, с. 65]. В связи с этим, по мнению В.Ю. Катасонова, создается иллюзия того, что читателю обещают что-то наподобие «развитого коммунизма» в мировом масштабе. Вот одно из ключевых мест работы: «Чтобы обеспечить равновесие рынка и демократии, необходимо создать инструменты для реализации принципов глобального суверенитета: парламент, правительство, приложения к Всемирной декларации прав человека, воплощение в жизнь решений Международной организации труда в области трудового права, центральный банк, общую валюту; планетарные системы налогообложения, полицию и юстицию; общеевропейский минимальный доход и рейтинговые агентства, всеобъемлющий контроль за финансовыми рынками» [6, с. 66].
В связи с этим остается открытыми большое количество вопросов: является ли мировое сообщество или общество необходимой предпосылкой эффективной работы мирового правительства; является ли создание мировой конституции необходимым и желательным шагом в построении мирового правительства; может ли мировое правительство быть построено по волевому решению или оно есть невольный продукт роста и непреднамеренной деятельности; необходимо ли мировое правительство для достижения свободного, мирного, справедливого и процветающего человечества? Однако, несмотря на утопичность концепции мирового правительства, хотелось бы верить, что правительства стран мира в будущем объединятся и будут работать слаженно, как единый механизм.
Перейдем к рассмотрению второй модели «коалиции суверенных народов». Что же представляет собой термин «суверенный народ»? Автором термина «суверенитет» является Жан Боден [3]. Под суверенитетом понимается независимость государства во внешней политике и верховенство государственной власти во внутренних делах, то есть верховенство власти. Получается, что коалиция суверенных народов - это независимое объединение народов во внешних и внутренних делах государства.
Доктрина народного суверенитета была разработана еще в XVIII в. французским мыслителем и философом Жан-Жаком Руссо, называвшим суверена не чем иным, как коллективным существом и организмом, образуемым из граждан, в совокупности получивших имя народа [5]. Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве и ее политике. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти, то есть выступает источником государственной власти в целом.
В настоящее время доктрина народного суверенитета признана большим количеством правоведов. Данный феномен уже нашел свое отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «воля народа должна быть основой власти правительства и находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании» [4]. При этом она признала закон выражением общей воли народа, а за всеми гражданами - право лично или через представителей участвовать в его образовании. Также доктрина народного суверенитета закреплена в ст. 3 Конституции РФ, где сказано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» [7].
Реализация принципа народного суверенитета вызывает много вопросов, которые требуют философского, политического, а также юридического анализа. Так, например, современный философ Юрген Хабермас обращает внимание на то, что народ, от которого должна исходить государственно-организованная власть, «не есть субъект, наделенный волей и сознанием. Он выступает только через плюральность действий, а как народ он в принципе не наделен ни способностью принимать решения, ни способностью действовать» [11]. Трудно согласиться с таким высказыванием, так как именно действия народа влияют на выбор руководства страны. Да, возможно, в последующем мнение народа
уменьшается, ввиду этого разжигается недопонимание, которое может привести к смене политических лидеров.
Хотелось бы также сказать, что достоинство коалиции суверенных народов заключаются в том, что люди остаются в той же правовой системе, в которой жили и раньше, но взаимосвязь коалиции народов становится более тесной и дружелюбной, что ведет к плодотворной жизнедеятельности населения. Также положительным аспектом будет служить отсутствие у народов националистических направленностей, тем самым уменьшится количество преступных деяний и правонарушений по поводу расовых и националистических взглядов. Еще одним из преимуществ является полное равноправие всех жителей земного шара.
Рассмотрев две модели мироустройства будущего, можно сделать вывод, что было бы рациональнее конструировать мироустройство будущего на основе концепции коалиции суверенных народов. Если большинство граждан государств по всему миру пожелают перейти к новой форме глобального управления, то именно государства должны будут прийти к общему соглашению и отдать власть в руки народа земного шара. Такая структура более реалистична, чем утопическая модель мирового правительства, так как каждый народ индивидуален и уже выработана система государственного устройства каждой страны. Смена законодательства может послужить значимой причиной неблагоприятного исхода. Если будет существовать устойчивая система коалиции суверенных народов, то это приведет к корректному формированию прав и обязанностей граждан и будет способствовать повышению правосознания.
В заключение хотелось бы отметить, что слаженность коалиции суверенных народов даст начало счастливой жизни людям, так как не будет никаких войн, терроризма, политических противоречий и социального неравенства. В соответствии с вышеизложенным, если большинство граждан и государств по всему миру пожелают перейти к новой форме мироустройства, именно государства должны будут войти в необходимые соглашения и отдать весь объем власти глобальной структуре - коалиции суверенных народов. Вместе с тем государства не исчезнут, они переформируются в институты правления новой генерации. Однако стоит заметить, что построение мирового устройства будущего на базе концепции коалиции суверенных народов является сложным процессом, где существует большое количество противовесов. Для реализации данной модели необходимо проработать полную систему взаимодействий людей, структур, институтов, построение управленческого аппарата, а не предпринимать стихийные действия, которые бы помогли становлению концепции мироустройства будущего - коалиции суверенных народов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Attali J. Unebreve histoire del'avenir. - Paris: Fayard, 2006. - 421 р.
2. Арсений Гулыга «К вечному миру» И. Канта. - М.: Московский рабочий, 1989. - С. 21.
3. Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т.2. - М., 1999. - С. 689-695.
4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - № 67, 05.04.1995.
5. Катасонов В.Ю. Капитализм - История и идеология «денежной цивилизации». - М., 2013. - С. 65.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с.
8. Немировский В.Г. Тайные общества и заговорщики. - СПб.: Питер, 2007. - 240 с.
9. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - 944 с.
10. Хаютин А.Д. Перевод с франц. по изд.: Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. - М.: КАНОН-пресс, 1998. - 416 с.
11. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. - М., 1995. - С. 65.
REFERENCES
1. Attali, J. Unbreve history of the future. Paris: Fayard. 2006. 421 р. (in Russian)
2. Arseniy Guliga. «Towards Eternal Peace» by I. Kant. Moscow: The Moscow Worker. 1989. P. 21.
3. Bodin J. Six books about the state. Anthology of world political thought: In 5 vol. M., 1999. Pp. 689695. (in Russian)
4. Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948). Ros-siyskaya Gazeta, No. 67, 05.04.1995. (in Russian)
5. Katasonov V.Yu. Capitalism - History and ideology of «monetary civilization». M., 2013. P. 65. (in Russian)
6. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation No. 6-FKZ of December 30, 2008, No. 7-FKZ of December 30, 2008, No. 2-FKZ, dated by 05.02.2014, From 11/21/2014 № 11-FKZ). Collection of the legislation of the Russian Federation, August 4, 2014, No. 31, art. 4398. (in Russian)
7. Matuzov N.I., Malko A.V. Theory of Government and Rights. M.: Jurist, 2004. 512 p. (in Russian)
8. Nemirovsky V.G. Secret societies and conspirators. St. Petersburg: Peter, 2007. 240 p. (in Russian)
9. Nersesyants V.S. History of political and legal doctrines. 4th ed., Pererab. And additional. Moscow: Norma, 2004. 944 p. (in Russian)
10. Khayutin A.D. Translation from French. By ed.: Rousseau J.Zh. On the social contract. Treatises. M.: CANON-press, 1998. 416 p. (in Russian)
11. Habermas J. Democracy. Mind. Moral. Moscow lectures and interviews. M., 1995. P. 65. (in Russian)
Информация об авторах:
Арутюнов Эрик Каренович, доктор исторических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
Улитин Илья Николаевич, магистрант, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
Получена: 23.06.2017
Для цитирования: Арутюнов Э.К., Улитин И.Н. Мироустройство будущего: мировое правительство или коалиция суверенных народов. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 4. Часть 2. с.13-17. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-13-17.
Information about the authors:
Erik K. Arutyunov, Doctor of Historical Sciences, Professor, Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected]
Ilya N. Ulitin, Graduate Student, Kuban State
University,
Krasnodar, Russia
Received: 23.06.2017
For citation: Arutyunov E.K., Ulitin I.N. Future world order: the world government or the coalition of sovereign people. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.4. Part. 2. Pp. 13-17. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-4/2-13-17. (in Russian)