Научная статья на тему 'Миротворческий потенциал межрелигиозного диалога (на примере участия религиозных лидеров в разрешении Карабахского конфликта)'

Миротворческий потенциал межрелигиозного диалога (на примере участия религиозных лидеров в разрешении Карабахского конфликта) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
644
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / INTERRELIGIOUS DIALOGUE / МИРОТВОРЧЕСТВО / PEACEMAKING / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / SOCIAL CONFLICTS / НАГОРНЫЙ КАРАБАХ / NAGORNO-KARABAKH / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР / RELIGIOUS FACTOR / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / ИСЛАМ / ISLAM / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / POST-SOVIET COUNTRIES / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафонов Дмитрий Владимирович, Мельник Сергей Владиславович

Анализируется опыт встреч между религиозными лидерами Азербайджана, Армении и Русской Православной Церкви, направленных на урегулирование Карабахского конфликта. Описываются основные принципы принимаемых по итогам межрелигиозных встреч миротворческих документов: утверждение позиции, что конфликт лишен религиозной почвы и носит политический характер, указание на общность последователей христианства и ислама (вера в Единого Бога, близость моральных норм, необходимость поиска совместного ответа на вызовы современности), апелляция к пацифистским религиозным ценностям (в том числе характеристика на основании цитат из Священных Писаний вражды между людьми как греха, а умиротворения конфликта как богоугодного дела), призыв к различным социальным группам содействовать разрешению конфликта, неприемлемость с точки зрения религии любых актов насилия и экстремизма и др. Авторы приходят к выводу, что пример участия духовных лидеров в преодолении Карабахского конфликта заставляет пересмотреть распространенное представление о нежелательности присутствия религиозного фактора в миротворческих проектах. Религия может выступать как серьезный объединительный общественный инструмент, и этот ресурс надо не исключать из миротворческих инициатив, а научиться эффективно его использовать. Рассмотренные в статье подходы к миротворчеству во многом являются универсальными, поэтому могут быть использованы для разрешения различных социальных конфликтов, в которых присутствует религиозных фактор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peacekeeping potential of interreligious dialogue (on the example of participation of religious leaders in the resolution of the Karabakh conflict)

The paper is dedicated to the analysis of meetings between the religious leaders of Azerbaijan, Armenia and the Russian Orthodox Church aimed at the settlement of the Karabakh conflict. The authors describe the main principles of peacekeeping documents adopted as a result of interreligious meetings: (1) the assertion that the conflict is devoid of religious ground and is of a political nature; (2) an indication of the commonality of the followers of Christianity and Islam (belief in the One God, the closeness of moral standards, the need to search for a joint answer to the challenges of our time); (3) an appeal to pacifist religious values (including a characterization based on scriptural quotes of enmity between people as sin, and appeasement of the conflict as a charitable cause); (4) a call to various social groups to help resolve the conflict; (5) unacceptability from the religious point of view of any acts of violence and extremism, etc. The authors conclude that the example of the participation of spiritual leaders in overcoming the Karabakh conflict forces us to reconsider the widespread idea of the undesirability of the presence of religion factor in peacekeeping projects. Religion can be a serious unifying social tool and this resource should not be excluded from peacekeeping initiatives. E conrario, it is necessary to learn how to make the best use of it. The examined approaches to peacekeeping are universal, and therefore can be used to resolve various social conflicts that involve religious factors.

Текст научной работы на тему «Миротворческий потенциал межрелигиозного диалога (на примере участия религиозных лидеров в разрешении Карабахского конфликта)»

■ ■ ■ Миротворческий потенциал межрелигиозного диалога (на примере участия религиозных лидеров в разрешении Карабахского конфликта)

Сафонов Д.В.1, Мельник С.В.2

1. Общецерковная аспирантура и докторантура имени св. Кирилла и Мефодия, Москва, Российская Федерация

2. ИНИОН РАН, Москва, Российская Федерация

Анализируется опыт встреч между религиозными лидерами Азербайджана, Армении и Русской Православной Церкви, направленных на урегулирование Карабахского конфликта. Описываются основные принципы принимаемых по итогам межрелигиозных встреч миротворческих документов: утверждение позиции, что конфликт лишен религиозной почвы и носит политический характер, указание на общность последователей христианства и ислама (вера в Единого Бога, близость моральных норм, необходимость поиска совместного ответа на вызовы современности), апелляция к пацифистским религиозным ценностям (в том числе характеристика на основании цитат из Священных Писаний вражды между людьми как греха, а умиротворения конфликта как богоугодного дела), призыв к различным социальным группам содействовать разрешению конфликта, неприемлемость с точки зрения религии любых актов насилия и экстремизма и др. Авторы приходят к выводу, что пример участия духовных лидеров в преодолении Карабахского конфликта заставляет пересмотреть распространенное представление о нежелательности присутствия религиозного фактора в миротворческих проектах. Религия может выступать как серьезный объединительный общественный инструмент, и этот ресурс надо не исключать из миротворческих инициатив, а научиться эффективно его использовать. Рассмотренные в статье подходы к миротворчеству во многом являются универсальными, поэтому могут быть использованы для разрешения различных социальных конфликтов, в которых присутствует религиозных фактор.

Ключевые слова: межрелигиозный диалог, миротворчество, социальные конфликты, Нагорный Карабах, религиозный фактор, экстремизм, христианство, ислам, постсоветское пространство, Русская Православная Церковь

Для цитирования: Сафонов Д.В., Мельник С.В. Миротворческий потенциал межрелигиозного диалога (на примере участия религиозных лидеров в разрешении Карабахского конфликта). Коммуникология. Том 5. № 5. С. 116-135 DOI 10.21453/23113065-2017-5-5-116-135

Сведения об авторах: Сафонов Дмитрий Владимирович, священник, кандидат исторических наук, кандидат богословия, секретарь ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (115035, Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1; e-mail: ucheniy.sovet@doctorantura.ru); Мельник Сергей Владиславович, кандидат философских наук, сотрудник Секретариата по межрелигиозным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, научный сотрудник ИНИОН РАН (117997, Москва, Нахимовский проспект, 51/21; e-mail: melnik.s.vl@yandex.ru).

Статья поступила в редакцию: 05.09.2017. Принята к печати: 12.10.2017.

Карабахский конфликт

Нагорный Карабах добровольно вошел в состав Российской империи по Гю-листансокму договору между Россией и Персией 12 октября 1813 года. 7 июля 1923 года в составе Азербайджанской ССР была образована Нагорно-Карабахская автономная область. Проведенные большевиками административные границы между Арменией и Азербайджаном не учитывали факт преобладающего армянского населения в нагорной части Карабаха, а также давние исторические и культурные корни межэтнической конфронтации в этом регионе, что явилось своеобразной миной замедленного действия.

В 1987--1988 годах ситуация в регионе обостряется, усиливается недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением, выдвигаются требования о передаче Нагорного Карабаха из состава АзССР в состав АрмССР. 22 февраля 1988 года в НКАО произошло первое столкновение между азербайджанским и армянским населением с применением огнестрельного оружия, в результате которого погибли два азербайджанца, десятки людей получили телесные повреждения. 27-29 февраля в городе Сумгаите произошел погром армянского населения, который стал поворотным пунктом в развитии межнационального конфликта.

Распад СССР привел к ухудшению социально-политической ситуации в Нагорном Карабахе. С 1991 по 1994 год конфликт находился в фазе открытого военного противостояния, которую удалось завершить при прямом посредничестве России. С тех пор самую активную роль в разрешении конфликта играет Россия, которая наряду с США и Францией является сопредседателем Минской группы ОБСЕ по нагорно-карабахскому урегулированию. В ночь с 1 на 2 апреля 2016 года в Нагорном Карабахе на линии соприкосновения начались интенсивные боевые действия с применением тяжелой артиллерии, танков и вертолетов, что стало самым серьезным нарушением соглашения о прекращении огня, установленного 12 мая 1994 года. 5 апреля 2016 года при активном содействии России в ходе переговоров в Москве была достигнута договоренность о прекращении боевых действий.

Азербайджано-армянский спор вокруг Нагорного Карабаха является самым застарелым и наиболее разрушительным по своим последствиям конфликтом на территории СНГ

История встреч религиозных лидеров по проблеме Нагорного Карабаха

Одной из основных целей межрелигиозного диалога является укрепление мира и согласия как на национальном, так и на международном уровнях [Мельник]. Миротворческое сотрудничество религиозных деятелей в СССР началось вскоре после окончания Великой Отечественной войны, когда власти ослабили гонения на религиозные общины. Конференции, собравшие религиозных лидеров Советского Союза, прошли в 1951, 1952 и 1969 годах. В 1977 году состоялась Всемирная конференция «Религиозные деятели за прочный мир, разору-

жение и справедливые отношения между народами». В 1982 году в Москве состоялся масштабный межрелигиозный международный миротворческий саммит, собравший 590 делегатов из 90 стран, который был посвящен теме «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». В итоговом заявлении международной конференции говорится: «Мы не стремимся к слиянию наших мировоззрений. Наши точки зрения на реальность остаются отличными друг от друга. Мы бескомпромиссно придерживаемся наших различных религиозных убеждений. Несмотря на эти различия, мы можем совместно утверждать то многое, что дорого всем нам» [Всемирная конференция <...>: 7]. Встречи представителей религиозных объединений СССР проводились в 1986 и 1989 годах.

Религиозные лидеры Армении, Азербайджана и России существенное внимание в своей деятельности уделяли проблеме Нагорного Карабаха с самого начала возникновения этого конфликта. 25 февраля 1988 года Католикос всех армян Вазген I выступил по телевидению, призвав армянский народ не терять самообладание и стремиться к мирному и правовому решению Карабахской проблемы. В этот же день Вазген I обратился к М. Горбачеву с просьбой предпринять необходимые меры, чтобы «проблема Армянского Карабаха получила справедливое решение, в соответствии с Конституцией, решением Совета народных депутатов Карабаха и демократическими принципами» [Цит. по: Асрян]. 4 марта 1988 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен направляет письмо Верховному Патриарху и Католикосу всех армян Вазгену I с выражением озабоченности в связи с ситуацией в Нагорном Карабахе. Вскоре после трагических событий в Сумагаите, 12 марта 1988 года Эчмиадзин посетили два делегата главы Управления мусульман Кавказа шейха-уль-ислам Аллахшукюра Па-шазаде, которые передали армянскому Патриарху письмо духовного лидера Азербайджана со словами соболезнования, что можно считать началом диалога религиозных деятелей двух стран по Карабахской проблеме. 4 мая 1998 года в Ростове-на-Дону в рамках собрания духовных лидеров стран Кавказа состоялась первая встреча духовных лидеров Азербайджана и Армении по проблеме Карабаха. Христианские и мусульманские деятели призвали враждующие стороны к любви, братству, взаимному доверию и мирной совместной жизни в единой советской семье.

6-8 февраля 1993 года в Монтрё (Швейцария) по инициативе Всемирного совета церквей (ВСЦ) и Конференции европейских церквей состоялась вторая встреча шейха-уль-ислам Аллахшукюра Пашазаде с Католикосом всех армян Вазгеном I, посвященная проблеме Карабаха. По итогам встречи было принято совместное коммюнике.

В январе и мае 1993 года в Москве состоялись встречи Патриарха Алексия II с Вазгеном II и Пашазаде. Эти встречи и принятые на них совместные документы позволили в ноябре 1993 и в ноябре 1994 года провести трехсторонние встречи в Свято-Даниловом монастыре в Москве. По итогам переговоров были приняты заявления, в которых подтверждалась позиция относительно того, что Карабах-

ский конфликт лишен религиозной почвы и содержался призыв к немедленному прекращению кровопролития и поиску путей мирного и справедливого разрешения конфликта. В ходе встречи 1994 года было принято обращение к президентам Азербайджана, Армении и России. После окончания военной стадии конфликта и стабилизации ситуации, в совместном заявлении по итогам трехсторонней встречи в Москве в июне 1995 года, религиозные лидеры подчеркнули важность решения проблем беженцев, заложников и пленных как необходимого условия установления прочного мира.

13-14 ноября 2000 года в Москве прошел I Межрелигиозный миротворческий форум. Вскоре после его окончания, 24 ноября 2000 года в Свято-Даниловом монастыре состоялась очередная трехсторонняя встреча религиозных лидеров, по итогам которой была принята совместная декларация и обращение к Президентам России, Армении и Азербайджана. 26 ноября 2003 года в Москве состоялась четырехсторонняя встреча духовных лидеров России, Грузии, Азербайджана и Армении, участниками которой стали Алексий II, Илия II, Гарегин II и Па-шазаде. По итогам встречи религиозными деятелями было подписано совместное обращение к верующим своих стран.

В марте 2004 года в Москве проходит II Межрелигиозный миротворческий форум, в рамках которого состоялось учреждение Межрелигиозного совета СНГ (МС СНГ). 3-5 июля 2006 года в Москве состоялся Всемирный саммит религиозных лидеров. В мероприятии приняли участие более 300 религиозных деятелей из 49 стран мира. Президент России В.В. Путин совместно с Сопредседателями МС СНГ открыл пленарное заседание саммита. В принятых по итогам форума документах отмечается уникальный опыт мирного сосуществования верующих разных религий регионов стран - участниц СНГ - и осуждается феномен псевдорелигиозного экстремизма и терроризма, как один из основных вызовов для традиционных религий.

26-27 апреля 2010 года в Баку проходит Всемирный саммит религиозных лидеров. Впервые за 22 года Карабахского конфликта территорию Азербайджана посетил Католикос Гарегин II. В рамках саммита состоялась трехсторонняя встреча Святейшего Патриарха Кирилла, Католикоса всех армян Гарегина II и шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде и была принята «Бакинская декларация». 28 ноября 2011 года в Ереване проходит заседание Президиума Межрелигиозного совета СНГ На пленарном заседании выступает президент Армении С.А. Саргсян. В рамках заседания проводится очередная трехсторонняя встреча духовных лидеров, а по ее итогам принимается совместная декларация [Сафонов].

Последняя встреча религиозных лидеров Азербайджана, Армении и Русской Православной Церкви состоялась 8 сентября 2017 года в Москве. В принятом по итогам встречи заявлении содержится призыв к сторонам конфликта сделать конкретные шаги к примирению, избегать обстрелов, обеспечить безопасность мирных граждан, уважительно относится к святыням, стараться избегать враждебной риторики, сеющей раздор между людьми.

Религия и миротворчество: основные принципы совместных заявлений

В ходе трехсторонних встреч по проблеме Нагорного Карабаха, на протяжении почти 30 лет, духовные лидеры подчеркивали, что религия обладает огромным потенциалом миротворчества, поэтому верующие люди должны способствовать разрешению конфликта. По итогам встреч принимались совместные заявления, в которых миротворческая позиция обосновывалась в рамках религиозного дискурса. Рассмотрим основные содержащиеся в заявлениях подходы и принципы, которые использовали участники переговоров для снятия напряженности и нормализации отношений между враждующими сторонами.

Во-первых, участники встреч подчеркивали, что разрешение конфликта угодно Богу, для подтверждения чего приводили цитаты из Священных Писаний, апеллировали к гуманистическим духовным ценностям, таким как милосердие, терпимость, сострадание, которые предписывают своим последователям религии. Одновременно с этим утверждалась позиция, что сам конфликт и ненависть противоборствующих сторон несет «в себе грех с точки зрения Христианства и Ислама» (1995).

«Попытки урегулировать конфликт привели лишь к временным передышкам, но не к примирению. И мы, как духовные лидеры народов, затронутых пагубной распрей, чувствуем, что Всевышний сегодня говорит нам: помогите людям одуматься!.. утверждая, что умиротворение конфликта угодно Творцу. Тот, кто проповедует межрелигиозную ненависть, совершает тягчайший грех перед Всевышним. Последователи Ислама и Христианства не должны враждовать друг с другом. Мы убеждены в этом, ибо научены Создателем нашим, Единым Милостивым и Милосердным, Который наставляет христиан: «Будьте в мире со всеми людьми!» и призывает мусульман: «Люди, вступите в мир!» (18.11.1993).

«Тот, кто проповедует межрелигиозную ненависть, совершает тягчайший грех перед Всевышним. Ибо зло, ненависть, агрессия суть дерзкий вызов священным идеалам всех мировых религий, греховное покушение на то, что принадлежит Создателю. Решительно осуждая оголтелый национализм, нетерпимость, ксенофобию и любые другие проявления человеконенавистничества, призываем народы, вовлеченные в конфликты и кровавые противостояния, к исполнению воли Всевышнего, обязывающего всех людей созидать мир, милосердие и взаимопонимание.

Религия не имеет в своем арсенале средств политического, экономического или силового воздействия на противоборствующие стороны. Ее оружие и сила это слово, освященное благословением Всевышнего Творца, слово любви и правды. Милосердный и милостивый Господь наш наставляет христиан: «Будьте в мире со всеми людьми!» и призывает мусульман: «Люди, вступайте в мир!» Просим вас, прилагающих огромные усилия для умиротворения конфликтов, всегда помнить, что самый надежный мир - это мир справедливый, освященный благословением Создателя, дарующий одинаковые права любому человеку. Никакой народ не будет счастлив за счет другого народа, и непонимание это-

го закона жизни чревато трагедией для каждого из них, что с жестокой наглядностью подтверждается историей и современностью... Как и прежде, мы обещаем словом и делом содействовать полному примирению, разрешению существующих споров и достижению добрососедства между азербайджанским и армянским народами на их родине и в диаспоре. Зная, что это угодно Всевышнему, будем стремиться исполнить Его волю» (2000).

«Глубоко веря в благородную миссию человека, созданного, чтобы выполнять волю Творца на Земле, мы решительно осуждаем любые действия и поступки, противоречащие заветам Всевышнего. Страшным кощунством, которое должно быть незамедлительно пресечено, является разжигание межнациональных конфликтов, поощрение национального эгоизма и агрессии, извлечение политических дивидендов из страданий и бедствий людей» (6.05.1993).

«Человек одухотворенный, нравственный, культурный принесет самую добрую пользу своему народу и будет жить в мире с соседями» (2003).

«Религиозные деятели, все приверженцы Христианства и Ислама, призваны Свыше активизировать свое участие в миротворческом процессе» (1995).

Во-вторых, важным принципом заявлений является утверждаемая духовными лидерами позиция, согласно которой подлинная религия не имеет ничего общего с экстремизмом: «Свидетельствуем, что истинно верующие люди никогда не вступят на путь террора. Мы убеждены, что те, кто сознательно стали террористами, отреклись от своей веры. Мы с горечью констатируем, что их замутненное безумными идеями сознание закрыто для доводов разума, а единственный язык, который они понимают, — это язык силы» (2004). «Истинное исповедание веры ведет не к вражде, не к национальной или религиозной гордыне, а к жертвенной любви, миротворчеству и добрососедству. Вновь заявляем, что терроризм не может иметь религиозного оправдания. К нему прибегают люди, которые помрачили в своей душе образ Творца» (2003). «К сожалению, современность поставила нас перед лицом новых страшных вызовов. XXI век отмечен невиданным всплеском террористических актов, жертвами которых стали мирные жители и, что особенно страшно — дети. Чудовищная трагедия в Беслане, годовщину которой недавно мы все пережили, всколыхнула все человечество, но все же не позволила до конца изжить политику двойных стандартов, делящую террористов на «хороших» и «плохих». Еще раз хотим подчеркнуть, что терроризм не имеет оправданий» (2005).

Вместе с тем, религиозные лидеры предостерегали верующих от действий внешних сил, которые эксплуатируют религиозную риторику для достижения своих собственных целей:

«Политические радикалы и другие деструктивные силы пытаются использовать национальные и религиозные различия для обоснования своих заявлений и деяний, коренным образом чуждых религиозным традициям. Надеемся, что искренне верующие люди будут неизменно вносить дух примирения в межнациональные отношения и противостанут попыткам использовать религию в неблаговидных целях» (2011).

«Террористы, экстремисты и политические радикалы пытаются использовать национальные и религиозные различия для обоснования своих целей, чуждых истинной религии. Из представителя другой национальности или другой религии создается образ врага. Инородец или иноверец объявляется главным виновником политической нестабильности, экономической разрухи, духовного упадка — всех бед, постигших тот или иной народ. Поэтому борьба с «врагом» любыми способами подчас преподносится как «священное» дело. Такая эксплуатация национальных и религиозных идеалов утверждает безрелигиозную по своей сути тоталитарно-националистическую идеологию. Это работает на пользу тем силам, которые стремятся изгнать религию из жизни общества, посеять к ней недоверие» (2003).

«Традиционные религиозные организации прикладывают все усилия к тому, чтобы сдержать разрастание террора и кощунственного использования террористами религиозных символов. Одновременно мы предлагаем правительствам наших стран помощь и поддержку в борьбе с этим злом» (2004).

«Нас беспокоит и рост политического экстремизма, прикрывающегося исламом, христианством и другими религиями. Во всеуслышание говорим: Всемогущий не благословляет попыток навязать веру принуждением и агрессией. Греховными видятся нам и попытки заставить народы помимо их воли принять тот или иной общественный уклад» (2005).

Следует отметить, что ряд исследователей является сторонниками концепции, в соответствии с которой духовные традиции не могут выступать причиной насилия, а религиозный фактор в ходе социальных конфликтов играет лишь подчиненную роль и используется внешними силами для достижения своих целей, не имеющих отношения к религии (государственных, этнических или территориальных интересов). Исследование специалиста М. Айзекса (Matthew Isaacs), проанализировавшего имевшие место по всему миру социальные конфликты с участием религиозного фактора с 1970 до 2012 годы, показало, что имеется мало аргументов в пользу тезиса о том, что религия провоцирует насилие. Вместе с тем имеются масса эмпирических подтверждений того факта, что противоборствующие стороны могут использовать религиозную риторику для достижения стоящих перед ними стратегических целей. При этом статистика показывает, что противостояния, в ходе которых конфликтующими сторонами используется религиозная риторика, отличаются большей продолжительностью и сопровождаются большим насилием, чем иные формы конфликтов [Isaacs: 211]. Вместе с тем, многие исследователи полагают, что религия содержит мировоззренческие установки и нормы, позволяющие предписывать своим последователям и легитимировать насилие, а потому может выступать самостоятельным источником насилия (при этом иногда указывается, что тяга к экстремизму является своеобразной «патологией» религиозного сознания) [Appleby].

В-третьих, одной из стержневых идей заявлений, на которой участники встреч делали особый акцент, является тезис о том, что Карабахский конфликт носит политический, межгосударственный характер и не является следствием религиозных противоречий между мусульманами и христианами:

«Обсудив проблемы, угрожающие нашим народам и нам, мы сочли необходимым в первую очередь подчеркнуть, что, несмотря на некоторые попытки охарактеризовать конфликт, в результате которого льется невинная кровь, как христианско-мусульманское столкновение, этот конфликт не является религиозным. Армянские христиане и азербайджанские мусульмане жили и будут жить в мире, уважении и добрососедских отношениях» (6.02.1993).

«Мы решительно отвергаем попытки представить армяно-азербайджанский конфликт как христианско-мусульманское противостояние» (6.05.1993).

«Мы подтверждаем ранее выраженный на подобных встречах взгляд на армяно-азербайджанский конфликт, как на лишенный религиозной почвы» (1995).

Эту позицию, которую участники встреч пытались донести до верующих людей, рельефно выразил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Виктор Петлюченко комментируя итоги трехсторонней встречи 17 ноября 1993 года: «Нет разногласий между верующими армянами и верующими азербайджанцами. Очередь теперь за политиками и за военными»1. Сами духовные лидеры, а также эксперты указывали, что одним из важнейших достижений переговорного процесса между религиозными лидерами, является недопущение перехода конфликта в межрелигиозную плоскость. Если бы Армении был объявлен джихад, то военное противостояние привлекло бы множество радикалов, которые рассматривали бы себя в качестве борцов за дело ислама (моджахедов). Благодаря такой миротворческой принципиальной позиции, утверждающей, что Карабахский конфликт лишен религиозной почвы, удалось снять напряженность и снизить вероятность эскалации конфликта псевдорелигиозными экстремистами, что могло бы привести к существенному ухудшению общественно-политической ситуации во всем регионе.

Апелляция к универсальным моральным категориям добра и зла, справедливости, к вечным данным Богом духовным ценностям, в соответствии с которыми должны оцениваться поступки всех людей независимо от национальности и вероисповедания, а также тезис о неприемлемости насилия с точки зрения религии, позволил участникам встреч не ассоциировать себя с враждующими сторонами. Этот подход, в соответствии с которым религиозные лидеры выступают посредниками, находятся как бы «над конфликтом», является четвертым выделяемым нами принципом заявлений. Так, открывая встречу религиозных лидеров 17 ноября 1993 года Патриарх Алексий II, указал на «необходимость единодушно отстраниться и осудить все военные преступления и всех преступников, невзирая на то, к какому народу они принадлежат, или к какой церкви или религии, они по их убеждению, относятся» [8]. В обращении к духовным лидерам Азербайджана и по случаю шестилетия с момента начала конфликта Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил: «я твердо верю, что и сейчас, когда Всевышний может дать нам шанс на прекращение войны, мы новь в единомыслии станем живым мостом между враждующими, и с помощью Божьей, приведем

1 Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 1993. № 23. С. 2.

их к согласию и братству»1. Косвенно эту миротворческую позицию утверждают в том числе высказывания, в которых отношение к жертвам конфликта, беженцам, агрессорам, формируется вне зависимости от того, к какой из противоборствующих сторон они относятся. В принятом по итогам встречи 1993 года заявлении сказано: «Война не должна вестись против народа. Необходимо освободить всех пленных и заложников, удерживаемых сторонами. Надобно положить конец блокадам, лишающим мирных людей жизненно необходимых грузов. Укрепляясь спасительной помощью Единого Творца, мы, религиозные лидеры христиан и мусульман, считаем своим первейшим долгом предать себя заботам о сохранении священного дара жизни, утверждении мира и согласия между людьми независимо от их национальности и вероисповедания» (17.11.1993).

«Мы как религиозные лидеры призваны защищать храмы, мечети и другие святыни. Поэтому очень важно обеспечивать неприкосновенность памятников религиозного назначения и уважительное отношение к ним» (2017).

Не ассоциируя себя ни с одной из враждующих сторон, религиозные лидеры обращали внимание, что конфликт приносит людям страдания, а потому вызывает у них серьезное беспокойство. Отмечая, что «братоубийственная война вокруг Нагорного Карабаха» является «кровоточащей раной» (21.01.1993; 2003), «трагедией» и «личной раной» (6.05.1993), вызывает у верующих «глубокую печаль» (1.01.1993) и «скорбь» (1994), «движимые чувством глубокой тревоги и озабоченности» (18.11.1993) участники встреч призывали к мирному и справедливому разрешению конфликта исключительно путем переговоров, к достижению и соблюдению режима прекращения огня, обмену пленными и заложниками, восстановлению доверия между людьми. Лидеры выступали против всех факторов, которые могут привести к разжиганию конфликта, называя в их числе «агрессивный национализм, ксенофобию, пропаганду этнического превосходства, унижение национальных чувств» (2000). В условиях военных действий религиозные лидеры настойчиво подчеркивали необходимость любыми средствами прекратить кровопролитие, указывая, что «каждая новая жертва отдаляет мирное решение существующих споров и вовлекает в конфликт новых и новых людей» (18.11.1993).

Пятый принцип заявлений заключается в том, что религиозные лидеры, имеющие авторитет в глазах верующих, настойчиво призывали противоборствующие стороны к терпимости и согласию, решительно осуждая любые акты насилия:

«Мы усердно молим Всевышнего упокоить души жертв, павших в ходе трагических событий. Ради их памяти и ради будущего обоих наших народов мы призываем наших духовных детей прекратить кровопролитие и разрешать все проблемы мирно» (6.02.1993).

«Мы призываем обе стороны к безусловному освобождению заложников, среди которых много женщин и детей, и к гуманному обращению с военнопленными в духе Женевской конвенции» (6.02.1993).

1 Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 1994. № 4-5. С. 9.

«Борьба вооруженных людей друг с другой ужасна, но насилие, чинимое при этом над мирными жителями, является особо тяжким грехом и бесчестием для каждого, кто в нем участвует» (18.11.1993).

Свой миротворческий призыв религиозные лидеры адресовали всем социальным группам: политикам и военным, представителям общественности и работникам СМИ, рядовым верующим: «Считаем крайне важным, чтобы политики, журналисты, общественные деятели воздерживались от проявления негативных эмоций по отношению к любому народу и распространяли идеи примирения, согласия и сотрудничества» (2000).

В 1994 и 2000 годах религиозными лидерами были приняты отельные обращения к президентам Азербайджана, Армении и России. Так, в обращении 2000 года говорится: «Мы горячо приветствуем встречи Президентов Азербайджанской Республики и Республики Армения при активном участии Российской Федерации и молим Всевышнего, чтобы достоуважаемые главы Азербайджана и Армении Президент Гейдар Алиев и Президент Роберт Кочарян - терпеливо преодолевая все сложности и противоречия, достигли взаимоприемлемого решения Карабахской проблемы. Это стало бы вдохновляющим примером для мирного урегулирования других конфликтов в Европе и мире.

Глубоко убеждены, что искреннее стремление Президента России Владимира Владимировича Путина содействовать процессу примирения народов и воссоздания доверия между ними сыграет неоценимую роль в справедливом решении как армяно-азербайджанского, так и других конфликтов. Великая Россия, с которой на протяжении истории народы Кавказа делили горести и радости, призвана стать гарантом мира и стабильности в регионе, опаленном кровопролитием.

Возносим молитвы Всемогущему Господу нашему и Создателю, прося, чтобы увенчались благословенным успехом ваши усилия во имя мира и согласия, добрых и справедливых отношений между народами, дабы XXI век стал веком братолюбия и процветания для всех сынов и дочерей рода человеческого» (2000).

«Переговоры между вами не будут иметь успеха, если каждая из сторон не проникнется чаяниями другой стороны. Мы .... знаем, что в нашем взаимозависимом мире не может быть жизни, благополучия, свободы и чести одних без уважения к праву других на эти же блага» (1994).

«Мы также призываем руководство России, исторически имеющей немалое влияние на развитие событий в регионе конфликта, приложить все возможные усилия для установления там стабильного мира и подписания большого политического соглашения. Помочь его достижению может и все мировое сообщество, и мы просим его не забывать о боли тех, кто страждет от пагубной розни» (13.06.1995).

Религиозные лидеры особо подчеркивали роль СМИ, призывая их не разжигать конфликт:

«Особо обращаясь к работникам средств массовой информации, просим их не допускать усугубления вражды и утверждения в душах людей образа врага. Пусть журналисты, говоря о трагедии войны, не забывают своей моральной обя-

занности помогать поискам путей к ее прекращению и поддерживать тех, кто стремится к примирению» (18.11.1993).

«В связи с этим, мы вновь хотим напомнить власть имущим, политикам, ученым, общественным деятелям, работникам культуры и средств массовой информации о том, что нельзя превозносить или унижать человека по национальному или вероисповедному признаку. Каждый из нас несет ответственность перед Творцом и людьми за всякое сказанное или напечатанное слово. Мы считаем, что СМИ, особенно электронные, мало делают для поддержки межрелигиозного и межнационального сотрудничества. Нужно предоставлять широкую трибуну не экстремистам, сеющим рознь и вражду, а тем лидерам религиозных и национальных общин, которые проповедуют мир и настроены на диалог друг с другом» (2003).

«Форум обеспокоен разжиганием в некоторых средствах массовой информации вражды по отношению к традиционным религиям и их последователям» (2004).

Большой вклад в разрешение конфликтов, по мнению участников встреч, призваны внести верующие люди: «Пусть же верующие люди станут светочами миротворчества, неся свое веское, мудрое слово тем, чьи сердца ожесточились» (6.05.1993).

«Армянские христиане и азербайджанские мусульмане жили и будут жить в мире, уважении и добрососедских отношениях» (21.01.1993).

«Убеждены, что Господь поможет верующим в Него восстановить мир и согласие. Ведь их доброе, справедливое слово, служение любви и милосердию, преданность миру и правде могут сделать гораздо больше, чем споры политиков и противостояния военных. Подлинный мир начинается в сердце человеческом» (1995).

«Сегодня мы обращаемся к верующим наших религий. Не дайте посеять в ваших душах семя вражды к людям другой веры или национальности. Через молитву, общение и совместный труд излечите раны, нанесенные конфликтами» (2003).

В-шестых, участники переговоров не ограничивали свое влияние на конфликт лишь словами, но заявляли о своей готовности в меру возможности практически содействовать урегулированию конфликта, в том числе взять на себя посредническую роль в деле обмена заложниками.

«Ценя усилия, которые уже предпринимались для разрешения конфликта, мы желаем прибавить к ним своим молитвы и дела, свою готовность сотрудничать со всеми, кто искренне стремится положить конец этой тяжкой распре, ибо блаженны миротворцы» (18.11.1993).

«Другим важным шагом к примирению мог бы стать обмен пленными и заложниками. Духовные руководители готовы быть посредниками в этом процессе» (1994).

«[Мы] едины в надежде на мир и в стремлении не ослабить, но умножить свои труды ради восстановления добрых отношений между государственными лидерами Армении и Азербайджана, между азербайджанским и армянским народами» (1994).

Седьмым принципом миротворческих заявлений является указание на общность верующих разных религий, которое выражается в разных формах. Следует отметить, что такой подход выявления сходств разных религий является весьма распространенным в практике межрелигиозных отношений [см., напр.: Борманс].

В заявлениях эксплицитно присутствует идея о том, что христиане и мусульмане поклоняются одному и тому же Богу, к Которому они возносят свои молитвы и Которому открывают свои чаяния.

«Призывая Всевышнего на помощь в этом деле, просим всех верующих, живущих в этих регионах, содействовать нашей миротворческой миссии. .Убеждены, что Господь поможет верующим в Него восстановить мир и согласие. Ведь их доброе, справедливое слово, служение любви и милосердию, преданность миру и правде могут сделать гораздо больше, чем споры политиков и противостояния военных. Подлинный мир начинается в сердце человеческом. Мы верим, что наши смеренные молитвы и труды помогут людям отвергнуть служение злу и предать свои сердца Всевышнему, дающему мир, любовь и согласие. И да поможет нам в этом Всевышний Творец. Аминь» (1995).

«С верой и надеждой на это возносим мы свои молитвы Всемогущему Господу и Создателю. Аминь» (18.11.1993). «Во имя Всемогущего Творца» (2010). «Во имя нашего Единого Творца, во исполнение сокровенной мечты наших народов о мире, благополучии и счастье» (2000). «Укрепляясь спасительной помощью Единого Творца, мы, религиозные лидеры христиан и мусульман» (6.05.1993).

«Молим Всевышнего, чтобы на благодатной земле Кавказа установился прочный и справедливый мир, чтобы живущие там народы наслаждались полнотой жизни, наследовали благоденствие и процветание, помогали друг другу строить общий дом» (2000).

«Возносим молитвы Всемогущему Господу нашему и Создателю, прося, чтобы увенчались благословенным успехом ваши усилия во имя мира и согласия, добрых и справедливых отношений между народами, дабы XXI век стал веком братолюбия и процветания для всех сынов и дочерей рода человеческого» (2000).

«Об этом мы возносим свои молитвы Всемогущему Господу нашему и Создателю, прося, чтобы Дух Его почил над всеми Его сынами и дочерьми» (2005).

«Мы твердо привержены укреплению духовного единства всех христиан и добрых отношений между людьми, верующими во Единого Бога. В этой связи мы особо стремимся к установлению и поддержанию духа взаимного уважения и открытости в христианско-мусульманских отношениях» (21.01.1993).

Общность христиан и мусульман, по мнению участников встреч, может также основываться на осознании близости данных Творцом моральных норм.

«Хотим напомнить каждому, что гармоничная и достойная жизнь немыслима без прочной нравственной основы. Наши народы всегда были сильны своей верностью вечным нравственным ценностям, которые открыл нам Творец. Эти ценности сформировали нашу культуру, наш образ жизни. Вот почему сегодня нам нужно возродить нравственные основы жизни личности и общества, решительно противостоять таким порокам, как пьянство, наркомания, половая распу-

щенность, преступность, культ насилия и вседозволенности. Вера и нравственность неразрывно связаны с культурой. Нам нужно приложить все усилия для защиты национального культурного наследия, особенно мест богопочитания, святынь, захоронений» (2003).

«Потенциал веры, хранящей единые для христианства и ислама заповеди добра, мира, сострадания, терпения, может и должен стать мощной примиряющей силой» (2000).

«Ожесточение человеческих сердец, растущее из года в год, стало следствием нравственного кризиса, забвения людьми установленных Богом моральных норм. Соблазны и пороки нового века, усиленно пропагандируемые в качестве некоей нормы человеческой жизни, разрушительно влияют на души людей, превращая их в бездумных потребителей товаров и услуг» (2004).

«На протяжении всей истории люди сотрудничали во имя мира, взаимопонимания, добрососедства. В этом благородном делании они опирались на извечные духовные ценности и идеалы традиционных религий. Потребность в объединении усилий особенно ощутима в наше тревожное время, когда во многих местах царят вражда и ненависть, а народы разделены барьерами войн и вооруженных конфликтов. Сегодня, как никогда прежде, важно, чтобы религиозные общины более активно выступали за сохранение священного дара жизни, против войн и насилия, настойчиво искали пути к торжеству мира, благополучия и счастья для всех людей независимо от национальности и вероисповедания» (2000).

Близость моральной оценки традиционными религиями различных социальных явлений позволяет верующим выступать единым фронтом, сотрудничать для решения общих проблем, что может выступать еще одним основанием для их консолидации.

«На смену воинствующему безбожию пришли новые вызовы — радикальный секуляризм, агрессивный прозелитизм, межнациональная вражда, терроризм» (2004).

«Эффективным ответом на вызовы времени становится межрелигиозный диалог представителей различных вероисповеданий. Он позволяет развенчивать мифы о наших религиях, совместно противостоять воинствующему секу-ляризму, псевдодуховности, человеческим порокам, отрыву общества от своих духовных и культурных корней» (2005).

Также основанием для единства, по мнению участников встреч, могут служить общность истории и культуры, многовековые традиции добрососедства.

«Нужно стремиться к воссозданию культуры межнационального общежития, которой всегда был так богат Кавказ. Вспомните, что наши народы имеют многовековой опыт совместной жизни. Не слушайте тех, кто разжигает ненависть» (2003).

«В нашем регионе мира не было религиозных войн, но, наоборот, сложился уникальный опыт гармонического сосуществования религий и культур» (2004).

«Убеждены, что нам надлежит преодолевать все трудности и созидать лучшую жизнь именно вместе, используя огромный потенциал общей истории и не-

оценимое богатство многоразличных взаимосвязей - политических, экономических, культурных, семейных, человеческих» (2005).

Таким образом, в принятых заявлениях на основании апелляции к абсолютным религиозным ценностям в различных формах утверждается позиция, что вражда между людьми является грехом, а умиротворение конфликта - богоугодным делом. Религия отвергает насилие, поэтому последователи христианства и ислама, которые вследствие близости разделяемых ими систем ценностей могут считаться союзниками, призваны совместно трудится во имя разрешения существующих противоречий.

Миротворческий потенциал религии

В современной международной политике весьма распространено представление, что, поскольку религии являются источником глубоких разногласий между отдельными людьми, общинами и народами, они неизбежно провоцируют антагонизм и противостояние. Так, по мнению С. Хантингтона, конфликты вдоль линий разлома между цивилизациями неизбежны по ряду причин, первой из которых он называет их несхожесть «по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое важное, - религии» [Хантингтон]. Для снятия напряжения в отношениях якобы необходимо минимизировать отличия между конфликтующими сторонами и, соответственно, уменьшить присутствие и влияние религиозного фактора во всех дипломатических и миротворческих инициативах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последние три десятилетия многие западные ученые, в том числе Ч. Тэйлор (Charles Taylor) и В. Кавано (William Cavanaugh) критиковали эту «секулярную гипотезу», берущую начало еще в эпохе Просвещения и во многом связную с противопоставлением религии как предрассудка «беспристрастной» науке и «ясному разуму» [Taylor; Cavanaugh]. Однако, как показывает опыт межрелигиозного сотрудничества духовных лидеров в разрешении Карабахского конфликта, существующие в религиях различия не обязательно должны приводить к усилению напряженности и антагонизму, но, напротив, религия имеет значительный потенциал для миротворчества посредством культивирования присущих ей ценностей прощения, терпения, милосердия, ответственности.

Участники встреч на протяжении Карабахского конфликта обращались к государственным лидерам с призывом сделать все возможное для мирного разрешения существующих споров, а также приветствовали акты доброй воли противоборствующих сторон, выразившиеся в освобождении пленных и заложников. Организованные при посреднической миссии Русской Православной Церкви встречи духовных лидеров региона, совместные призывы к миру, терпимости и взаимопониманию внесли свой вклад в дело урегулирования конфликта. В результате переговоров стали возможными прекращение режима огня, обмен военнопленными, возвращение тел погибших. Как сказано в итоговом заявлении трехсторонней встречи 8 сентября 2017 года: «Армянский и азербайджанский народы всегда будут жить бок о бок, поэтому нет иной перспективы, кро-

ме мира и сотрудничества»1. Рассмотренный опыт миротворческого сотрудничества религиозных лидеров по проблеме Карбаха, используемые в принимаемых заявлениях принципы и идеи, во многом являются универсальными, поэтому могут быть использованы для урегулирования и других социальных конфликтов, в которых присутствует религиозный фактор.

В данной статье не анализируется вопрос о степени эффективности проведенных трехсторонних встреч. В армянских и азербайджанских СМИ допускаются высказывания, не соответствующие миротворческим принципам духовных лидеров2. Вместе с тем нельзя отрицать, что сами встречи оказали положительное влияние на ситуацию, позволили создать более благоприятную атмосферу для переговорного процесса.

Пример участия духовных лидеров в преодолении Карабахского конфликта заставляет пересмотреть распространенное представление о нежелательности присутствия религиозного фактора в миротворческих проектах. Религия может выступать как серьезный объединительный общественный инструмент, и этот ресурс надо не исключать из миротворческих инициатив, а научиться эффективно его использовать. Вместе с тем следует отметить «амбивалентность» религии, которая может использоваться для усугубления разделения между людьми и, в то же время, служить мощным миротворческим фактором. Все это характеризует религию как сложный и многоаспектный феномен, демонстрирует необходимость продуманного, последовательного и взвешенного использования религиозной риторики в ходе социальных конфликтов.

Приложение: хроника встреч духовных лидеров Азербайджана, Армении и России по проблеме Нагорного Карабаха

4 марта 1988 г. Патриарх Московский и всея Руси Пимен направляет письмо Верховному Патриарху и Католикосу всех армян Вазгену I с выражением озабоченности в связи с ситуацией в Нагорном Карабахе.

4 мая 1998 г. Ростов-на-Дону - первая встреча духовных лидеров Азербайджана и Армении по Карабаху в рамках собрания духовных лидеров стран Кавказа. Распространен призыв к враждующим сторонам в Карабахе к мирному разрешению конфликта.

21 января 1993 г., Москва, Свято-Данилов монастырь - встреча Патриарха Алексия II с Вазгеном I. Принято совместное заявление3.

1 Заявление по итогам трехсторонней встречи духовных лидеров Азербайджана, Армении и России. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5006139.html

2 Армянофобия в Азербайджане. Армянофобия в официальных высказываниях: http://stophatespeech.net/chapter-8.html; Аллахшукюр Пашазаде воюет с армянами и не занимается бизнесом: https://news.day.az/society/126848.html; Католикос Гарегин II: армянские военнослужащие сорвали подлый план Азербайджана: http://voskanapat. info/?p=14869; Гарегин II: Армия обороны - гарант мирной жизни народа Арцаха: http:// analitikaua.net/2017/garegin-ii-armiya-oboronyi-garant-mirnoy-zhizni-naroda-artsaha/

3 Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 1993. № 2. С. 3.

6-8 февраля 1993 г., Монтрё, Швейцария - вторая встреча Председателя Духовного управления мусульман Закавказья Шейха-уль-Ислам Аллахшукюра Па-шазаде с Католикосом всех армян Вазгеном I по проблеме Карабаха. Принято совместное коммюнике1.

6 мая 1993 г., Москва, Свято-Данилов монастырь - встреча Патриарха Алексия II с Шейхом-уль-Ислам Аллахшукюра Пашазаде. Принято совместное заявление2.

17-18 ноября 1993 г., Москва, Свято-Данилов монастырь - встреча Шейха-уль-Ислам Аллахшукюра Пашазаде с представителем Католикоса всех армян Вазгена I - архиепископом Тираном (Кюрегяном) - при посредничестве Патриарха Алексия II. Принято совместное заявление3.

15 апреля 1994 г., Москва, Свято-Данилов монастырь - Встреча Шейха-уль-Ислам Аллахшукюра Пашазаде с представителями Католикоса всех армян Вазгена I - архиепископом Тираном (Кюрегян) и епископом Паркевом (Мартиросян) - при посредничестве Патриарха Алексия II. Принято Обращение к президентам Азербайджана, Армении и России4.

13 июня 1995 г, Москва, Свято-Данилов монастырь - Встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина I и Духовного главы мусульман Азербайждана Шейха-уль-Ислам Аллахшукюра Пашазаде. Принято «Московское заявление»5.

24 ноября 2000 г., Москва, Свято-Данилов монастырь - трехсторонние переговоры духовных лидеров России, Армении и Азербайджана. Участники: Патриарх Алексий II, Патриарх-Католикос Гарегин II и Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде. По итогам встречи приняты «Совместная декларация духовных лидеров азербайджанского, армянского и российского народов» и «Обращение духовных лидеров азербайджанского, армянского и российского народов к Президентам России, Азербайджана и Армении»6.

26 ноября 2003 г., Москва, Свято-Данилов монастырь - четырехсторонняя встреча духовных лидеров России, Грузии, Азербайджана и Армении. Участники: Алексий II и Илия II, Патриарх-Католикос Гарегин II и Шейх-уль-ислам Аллах-

1 Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 1993. № 4. С. 1-2.

2 Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 1993. № 9. С. 3-4.

3 Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 1993. № 23. С. 2.

4 Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 1994. № 7. С. 5-6.

5 Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 1995. №11. С. 1-2.

6 Совместная декларация: http://ruskline.ru/news_rl/2000/11/25/sovmestnaya_dek-!агас1уа/

шукюр Пашазаде. Участники встречи подписали совместное обращение к верующим своих стран1.

2-3 марта 2004 г, Москва - II Межрелигиозный миротворческий форум. В рамках форума состоялось учреждение Межрелигиозного совета СНГ. В работе форума приняли участие 23 духовных лидера Содружества. Принят итоговый документ2.

15 сентября 2005 г, Азербайджан, резиденция Председателя Управления мусульман Кавказа - встреча Шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Принята совместная декларация3.

3-5 июля 2006 г., Москва - Всемирный саммит религиозных лидеров. В мероприятии приняли участие более 300 религиозных деятелей из 49 стран. Президент России В.В. Путин открывает пленарное заседание совместно с Сопредседателями МС СНГ.

26-27 апреля 2010 г., Баку - Всемирный саммит религиозных лидеров. На встречах религиозных лидеров Закавказья при посредничестве Патриарха Московского и всея Руси сделаны реальные шаги по урегулированию Нагорно-карабахского конфликта. По итогам трехсторонней встречи Святейшего Патриарха Кирилла, Католикоса всех армян Гарегина II и Шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде принята «Бакинская декларация»4.

28 ноября 2011 г., Ереван - заседание Президиума Межрелигиозного совета СНГ. На пленарном заседании выступает президент Армении С. А. Саргсян. Конкретные результаты по сохранению человеческих жизней в Нагорном Карабахе достигнуты благодаря переговорам духовных лидеров России, Армении и Азербайджана. По итогам встречи принята совместная декларация5.

8 сентября 2017 г., Москва, Свято-Данилов монастырь - трехсторонняя встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде и Патриарха-Католикоса Гарегина II. По итогам встречи принято совместное заявление6.

1 Обращение участников миротворческой встречи религиозных лидеров Азербайджана, Армении, Грузии и России. Москва, Свято-Данилов монастырь, 26 ноября 2003 года: https://mospat.ru/archive/2003/12/nr311264/

2 Итоговый документ II Межрелигиозного миротворческого форума: https://mospat. ru/archive/2004/03/27217/

3 Совместная декларация Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Председателя Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде: https://mospat.ru/archive/2005/09/27631/

4 Бакинская декларация по итогам трехсторонней встречи Святейшего Патриарха Кирилла, Католикоса всех армян Гарегина II и шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде: http://www.patriarchia.ru/db/text/1146784.html

5 Совместная декларация участников трехсторонней встречи религиозных лидеров России и Закавказья: http://www.patriarchia.ru/db/text/1787408.html

6 Заявление по итогам трехсторонней встречи духовных лидеров Азербайджана, Армении и России: http://www.patriarchia.ru/db/text/5006139.html

Источники

Асрян Г. (2012). Усилия духовных лидеров и роль религиозного фактора в процессе мирного урегулирования карабахского конфликта [Электронный ресурс]: http://theanalyticon. com/?lang=ru&p=2309 (дата обращения: 16.08.2017).

Борманс М. (2000). Две религии: общие доктринальные основания и точки соприкосновения в различных общественных сферах // Христиане и мусульмане: проблемы диалога / Сост. Журавский А.В. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. С. 533-611.

Всемирная конференция Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы. (1983). М.: Изд. Московской Патриархии. С. 7.

Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. (1993). № 2. С. 3.

Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. (1993). № 4. С. 1-2.

Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. (1993). № 9. С. 3-4).

Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. (1993). № 23. С. 2.

Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. (1994). № 4-5. С. 9.

Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. (1994). № 7 C. 5-6.

Информационный Бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. (1995). № 11. С.1-2.

Мельник С.В. (2016). История и опыт межрелигиозного диалога в прошлом и настоящем // Межрелигиозный диалог и его роль в деле защиты христиан Ближнего Востока и Северной Африки от преследований: сборник научных статей. М.: Познание. С. 185-262.

Сафонов Д.В. (2016). Роль Русской Православной Церкви в урегулировании Карабахского конфликта // Коммуникология. Т. 4. № 2. С. 153-168.

Хантингтон С. (1996). Столкновение цивилизаций? [Электронный ресурс]: http://gtmarket. ru/laboratory/expertize/2007/2498

Appleby R.S. (2015). Religious violence: The strong, the weak, and the pathological // The Oxford handbook of religion, conflict, and peacebuilding. NY: Oxford Univ. Press. P. 33-57.

Cavanaugh W. (2009). The Myth of Religious Violence: Secular Ideology and the Roots of Modern Conflict. NY: Oxford University Press.

Isaacs M. (2016). Sacred violence or strategic faith? Disentangling the relationship between religion and violence in armed conflict // Journal of Peace Research. Vol. 53 (2).

Taylor C. (2007). The Secular Age. Cambridge, MA: Harvard University Press.

■ ■ ■ Peacekeeping Potential of Interreligious Dialogue (on the example of participation of religious leaders in the resolution of the Karabakh conflict)

Dmitri V. Safonov1, Sergey V. Melnik2

1. St Cyril and Methodius School of Postgraduate and Doctoral Studies, Moscow, Russian Federation

2. Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

Abstract. The paper is dedicated to the analysis of meetings between the religious leaders of Azerbaijan, Armenia and the Russian Orthodox Church aimed at the settlement of the Karabakh conflict. The authors describe the main principles of peacekeeping documents adopted as a result of interreligious meetings: (1) the assertion that the conflict is devoid of religious ground and is of a political nature; (2) an indication of the commonality of the followers of Christianity and Islam (belief in the One God, the closeness of moral standards, the need to search for a joint answer to the challenges of our time); (3) an appeal to pacifist religious values (including a characterization based on scriptural quotes of enmity between people as sin, and appeasement of the conflict as a charitable cause); (4) a call to various social groups to help resolve the conflict; (5) unacceptability from the religious point of view of any acts of violence and extremism, etc. The authors conclude that the example of the participation of spiritual leaders in overcoming the Karabakh conflict forces us to reconsider the widespread idea of the undesirability of the presence of religion factor in peacekeeping projects. Religion can be a serious unifying social tool and this resource should not be excluded from peacekeeping initiatives. E conrario, it is necessary to learn how to make the best use of it. The examined approaches to peacekeeping are universal, and therefore can be used to resolve various social conflicts that involve religious factors.

Keywords: interreligious dialogue, peacemaking, social conflicts, Nagorno-Karabakh, religious factor, extremism, Christianity, Islam, post-Soviet countries, Russian Orthodox Church

For citation: Safonov D.V., Melnik S.V. Peacekeeping potential of interreligious dialogue (on the example of participation of religious leaders in the resolution of the Karabakh conflict). Communicology (Russia). Vol. 5. No. 5. P. 116-135 DOI 10.21453 / 2311-3065-2017-55-116-135

Inf. about authors: Safonov Dmitry Vladimirovich, priest, Cand. Sc. (Hist., Theol.), secretary of the academic council of St Cyril and Methodius School of Postgraduate and Doctoral Studies (115035, Moscow, Pyatnitskaya St., 4/2, p. 1; e-mail: ucheniy.sovet@doctorantura. ru); Sergey Vladislavovich Melnik, Cand. Sc. (Philos.), member of the Secretariat for Interreligious Relations of the Department for External Church Relations of Moscow Patriarchate, Research Associate at RAS Institute of Scientific Information on Social Sciences (117997, Moscow, Nakhimovsky Prospekt, 51/21; e-mail: melnik.s.vl@yandex.ru).

Received: 05.09.2017. Accepted: 12.10.2017.

References

Appleby R.S. (2015). Religious violence: The strong, the weak, and the pathological. In: The Oxford handbook of religion, conflict, and peacebuilding. NY: Oxford Univ. Press. P. 33-57.

Asrjan G. (2012). Usilija duhovnyh liderov i rol' religioznogo faktora v processe mirnogo uregulirovanija karabahskogo konflikta [Efforts of spiritual leaders and the role of religious factor in the process of peaceful settlement of the Karabakh conflict]: http://theanalyticon.com/?lang=ru&p=2309 (accessed: 16.08.2017).

Bormans M. (2000). Dve religii: obshhie doktrinal'nye osnovanija i tochki soprikosnovenija v razlichnyh obshhestvennyh sferah [Two religions: common doctrinal foundations and common ground in various social spheres]. In: Christians and Muslims: Dialogue Problems / Ed. by A.V. Zhuravsky. M.: Biblical and Theological Institute of St. Apostle Andrey. P. 533-611.

Cavanaugh W. (2009). The Myth of Religious Violence: Secular Ideology and the Roots of Modern Conflict. NY: Oxford University Press.

Huntington S. (1996). Stolknovenie civilizacij? [The Clash of Civilizations?]: http://gtmarket.ru/ laboratory/expertize/2007/2498. (In Russ.).

Informacionnyj Bjulleten' Otdela vneshnih cerkovnyh snoshenij Moskovskogo Patriarhata [Bulletin of the Department for External Church Relations of Moscow Patriarchate]. (1993). No. 2. P. 3. (In Russ.).

Informacionnyj Bjulleten' Otdela vneshnih cerkovnyh snoshenij Moskovskogo Patriarhata [Bulletin of the Department for External Church Relations of Moscow Patriarchate]. (1993). No. 4. P. 1-2. (In Russ.).

Informacionnyj Bjulleten' Otdela vneshnih cerkovnyh snoshenij Moskovskogo Patriarhata [Bulletin of the Department for External Church Relations of Moscow Patriarchate]. (1993). No. 9. P. 3-4. (In Russ.).

Informacionnyj Bjulleten' Otdela vneshnih cerkovnyh snoshenij Moskovskogo Patriarhata [Bulletin of the Department for External Church Relations of Moscow Patriarchate]. (1993). No. 23. P. 2. (In Russ.).

Informacionnyj Bjulleten' Otdela vneshnih cerkovnyh snoshenij Moskovskogo Patriarhata [Bulletin of the Department for External Church Relations of Moscow Patriarchate]. (1994). No. 4-5. P. 9. (In Russ.).

Informacionnyj Bjulleten' Otdela vneshnih cerkovnyh snoshenij Moskovskogo Patriarhata [Bulletin of the Department for External Church Relations of Moscow Patriarchate]. (1994). No. 7. P. 5-6. (In Russ.).

Informacionnyj Bjulleten' Otdela vneshnih cerkovnyh snoshenij Moskovskogo Patriarhata [Bulletin of the Department for External Church Relations of Moscow Patriarchate]. (1995). No. 11. P. 1-2. (In Russ.).

Isaacs M. (2016). Sacred violence or strategic faith? Disentangling the relationship between religion and violence in armed conflict. In: Journal of Peace Research. Vol. 53 (2).

Melnik S.V. (2016). Istorija i opyt mezhreligioznogo dialoga v proshlom i nastojashhem [History and experience of interreligious dialogue in the past and present]. In: Interreligious dialogue and its role in the protection of Christians in the Middle East and North Africa from persecution: scientific papers. M.: Poznanie. P. 185-262. (In Russ.).

Safonov D.V. (2016). Rol' Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v uregulirovanii Karabahskogo konflikta [The role of the Russian Orthodox Church in the settlement of the Karabakh conflict]. In: Communicology. Vol. 4. No. 2. P. 153-168. (In Russ.).

Taylor C. (2007). The Secular Age. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Vsemirnaja konferencija Religioznye dejateli za spasenie svjashhennogo dara zhizni ot jadernoj katastrofy [World conference The Clergy for Saving the Sacred Gift of Life from Nuclear Catastrophe]. (1983). Moscow: Moscow Patriarchate. P. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.