Научная статья на тему 'Миропонимание кыргызов по эпосу "Манас"'

Миропонимание кыргызов по эпосу "Манас" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5082
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАИВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СКАЗКА / FAIRY-TALE / САГА / SAGA / МИФОЛОГИЯ / MYTHOLOGY / PRIMITIVE WORLD UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сатыбалдиева Рахат Абдырамановна, Аалиева Гулзат Карыбековна

В данной статье авторы анализируют особенности миропонимания кыргызов, которое складывалось у кыргызского народа веками. Отмечают, что исследование миропонимания кыргыза-кочевника даст нам возможность понять внутренний мир и специфику души кыргыза-кочевника. Например, в «Манасе», как и в эпосах других народов, ярко выражены народное мировоззрение, психология, думы и чаяния народных масс. Поэтому изучение миропонимания кыргызов, отраженного в эпосе, дает возможность понять особенности мировоззрения кочевого народа в прошлом и способствует постижению основной идеи «Манаса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миропонимание кыргызов по эпосу "Манас"»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

МИРОПОНИМАНИЕ КЫРГЫЗОВ ПО ЭПОСУ «МАНАС» Сатыбалдиева Р.А.1, Аалиева Г.К.2 Email: Satybaldieva1794@scientifictext.ru

'Сатыбалдиева Рахат Абдырамановна - кандидат философских наук, старший преподаватель, кафедра философии и общественных наук, Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева;

2Аалиева Гулзат Карыбековна - кандидат философских наук, доцент, докторант, Институт философии и политико-правовых исследований Национальная академия наук Кыргызской Республики, Институт Манасоведения при Кыргызском государственном университете им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье авторы анализируют особенности миропонимания кыргызов, которое складывалось у кыргызского народа веками. Отмечают, что исследование миропонимания кыргыза-кочевника даст нам возможность понять внутренний мир и специфику души кыргыза-кочевника. Например, в «Манасе», как и в эпосах других народов, ярко выражены народное мировоззрение, психология, думы и чаяния народных масс. Поэтому изучение миропонимания кыргызов, отраженного в эпосе, дает возможность понять особенности мировоззрения кочевого народа в прошлом и способствует постижению основной идеи «Манаса».

Ключевые слова: наивное мировоззрение, сказка, сага, мифология.

WORLD UNDERSTANDING OF THE KYRGYZ PEOPLE IN «MANAS»

THE EPIC Satybaldieva RA.1, Aalieva G.K.2

'Satybaldieva Rahat Abdyramanovna - PhD, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND SOCIAL SCIENCE, KYRGYZ STATE MEDICAL ACADEMY NAMED AFTER I.K. AHUNBAEV; 2Aalieva Gulzat Karybekovna - PhD, associate professor, doctoral candidate, INSTITUTE OF PHILOSOPHY AND POLITICAL AND LEGAL RESEARCH, NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF THE KYRGYZ REPUBLIC, MANAS STUDIES AT THE INSTITUTE OF THE KYRGYZ STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I. ARABAEV,

BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: in this article, the authors analyze the characteristics of world understanding of the Kyrgyz people, which was formed during many centuries by the Kyrgyzs. They note the investigation of the traditional world understanding can be used to understand the inside world and spirit of the nomadic Kyrgyz people. For example, in "Manas", as in the epics of other peoples, the people's world outlook, psychology, thoughts and aspirations of the masses are clearly expressed. Therefore, the study of the worldview of the Kyrgyz reflected in the epic gives an opportunity to understand the peculiarities of the worldview of the nomadic people in the past and contribute to the comprehension of the basic idea of "Manas". Keywords: primitive world understanding, fairy-tale, saga, mythology.

УДК 159.9:39:395.6

Философская и социально-политическая мысль того или иного народа, отражая природные явления и общественную жизнь во всем их многообразии, выступала в качестве одного из важнейших факторов прогресса общества. Кроме того, философская и социально-политическая мысль выступала и выступает одной из сторон мировоззрения людей, их убеждений и поступков, общественного сознания и самосознания, определяя не только состояние, но и тенденции интеллектуального развития на соответствующем мировоззренческом уровне.

Известно, что выделяется два уровня мировоззрения людей. Первый уровень -эмоционально-образный, основанный на обыденности, второй - логико-рассудочный, основанный на теории.

На первом уровне мировоззрение формируется, как правило, на основе мифологических и религиозных представлений действительности, а на втором уровне - на основе политико-философских воззрений и научном понятийно-категориальном аппарате.

Интересная история - это всегда замечательно! Сегодня мы читаем книги или смотрим кино- и видеофильмы. А в старину, когда ничего этого не было, люди слушали певцов и сказителей. Для кыргызов, которые долгое время не имели письменности, по этой причине особенно важна была культура слова. Все духовное наследие предков передавалось в устной форме и предполагало наличие социальной памяти в устном народном творчестве (эпос «Манас», легенды, сказания, пословицы, поговорки и т.д.). Ярким примером этого может служить искусство акынов и профессиональных сказителей-жомокчу, манасчи. Посредством своего импровизированного искусства и личных переживаний они в устной форме передавали из поколения в поколение весь духовный опыт своих предков в виде исторических событий и действий героев, наполняя их символическим смыслом (образ Манаса, образы его сподвижников и т.д.).

НАИВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ древних людей имело следующие 3 формы:

1. СКАЗКА - она является одним из основных жанров народного фольклора, эпического, преимущественно, прозаического произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказки являются фантастической историей об абстрактных ценностях (добро и зло, жизнь и смерть, дружба и предательство и т.д.) и обычно они воспитывают человека. Например, русская сказка о репке рассказывает о таких абстрактных ценностях как дружба, единство, солидарность и т.д., которые преодолевают любые препятствия.

2. САГА (в скандинавских сказках и мифологии Сага была богиней истории) - рассказы о реальных исторических событиях и исторических личностях, о которых повествуются в форме сказки. Например, английская сага о благородном разбойнике Робин Гуде [Согласно английским легендам, Робин Гуд жил в Шервурдском лесу, неподалеку от города Ноттингем. Он сам и его товарищи - «веселые ребята» - были разбойниками. Однако грабили они только богатых, а их деньги потом раздавали беднякам. Легенды про Робин Гуда, девицу Мериан и «веселых разбойников» появились в начале XIV века. Существовал ли Робин Гуд на самом деле? Этого никто не знает. Некоторые историки полагают, что это был разорившийся дворянин по имени Роберт Фитзус, граф Хантингдонский]. В русском фольклоре саги именуются былинами, которые повествуют, преимущественно, о богатырях - защитниках родины. Например, былина об Илье Муромце. Бесспорной и прекрасной сагой кыргызского народа является эпос «Манас», где изображаются исторические события, имевшие место в жизни кыргызского народа в прошлом.

3. МИФЫ (от греческого шуЛоз - предание, сказание) - сказки, имеющие более философское значение, которые объясняют происхождение мира (космогонические мифы), строение Вселенной (космологические мифы), происхожение человека (антропогонические мифы), происхождение солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы) и звезд (астральные мифы); а также существуют мифы о животных, календарные мифы и т.д. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ в виде добывания огня, изобретения ремесел, земледелия, а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов (социокультурные мифы).

В «Манасе», как и в эпосах других народов, ярко выражено народное мировоззрение, психология, думы и чаяния народных масс. Поэтому изучение миропонимания кыргызов, отраженного в эпосе, дает возможность понять особенности мировоззрения кочевого народа в прошлом и способствует постижению основной идеи «Манаса».

Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). Духовно-практическая деятельность народа, его опыт, слагавшийся на протяжении веков, выступают в фольклорном произведении в творчески преображенном, образном виде. Первобытные люди переносили общинно-родовые отношения на весь окружающий мир и выражали свое понимание в форме мифов и легенд. Первобытное сознание, объясняя окружающее, делало его материальным, физическим, живым, движимым непонятными слепыми силами. Некоторые сюжеты и мотивы такого рода легенд и мифов, зародившихся еще в эпоху первобытно-общинного строя, продолжали сохраняться в фольклоре последующих эпох, неся в себе миропонимание человека, находившегося на заре общественного развития.

Прародителем всего сущего на земле, создателем всех благ кыргызы считали Солнце и Небо, ибо были убеждены, что свет, тепло, дождь и ветер нисходят с Неба, а без них на земле ничего не произрастает, ничего не будет жить. У древних кыргызов был солярный культ

(от латинского solarium - солнце) и они почитали Солнце, Небо, Землю как основу существования человека. И в «Манасе» герои представляют Солнце, Землю и Воду, как чистую стихию, прародительницу всех благ.

В эпосе можно проследить своеобразное выражение взглядов на природу. Их анализ позволяет судить о народных космогонических представлениях, зародившихся в глубокой древности. Так, земля представляется круглым шаром, похожим на колесо - «жердин eзY децгелек, жеткен жан келээр жермелеп» [1, с. 113], всеобъемлющим вместилищем всех богатств, существующих на свете. По мифологическим воззрениям кыргызов, космос состоит из семи слоев, расположенных по вертикали один за другими. У каждого слоя имеются свои «хозяева» - «жети асмандан, жетиптир жерден жардыгы» [2, с. 444], на четвертом слое расположены Солнце и Луна («тертунчу кабат асманда кунуц менен айлар бар») и звезды, которые не уступают по величине Солнцу и Луне («ар бир жылдыз, ай, кунден, чоцдугу да кем эмес» [2, с. 444]. Под голубым Небом расположена Земля - самый сильный богатырь, который поднимает все на себе и никакой оплаты не требует («алдындагы кара жер, дарыя канча, таш канча, ушунчаны кетеруп, акы албаган кандай эр») [2, с. 446].

Список литературы / References

1. Орозбаков С. Манас. Инв. XII.

2. Орозбаков С. Манас. Инв. 580. VI.

3. Саманчин Т. Кыргыз адабиятынын очерктери. Фрунзе, 1948.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.