УДК 341 ББК 67.9 Ш 22
И.К. Шаов,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: 8-918-425-06-66, e-mail: shaov@mail.ru
МИРНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ ИЛИ УГРОЗЫ СИЛОЙ -ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРАВОПОРЯДКА
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы нормативного закрепления и практики реализации важнейшего принципа международного права - принципа неприменения силы или угрозы силой — и его значения для мирного разрешения международных споров. Делается вывод о том, что принцип неприменения силы или угрозы силой имеет глубокие смысл и содержание, его решающее значение в деле поддержания международного правопорядка трудно переоценить. От неукоснительного следования этому принципу в своей международной политике всеми без исключения государствами зависит стабильность и надежность устоявшегося международного правопорядка последних десятилетий новой истории человечества.
Ключевые слова: международный правопорядок, принципы международного права, государство, агрессия, международный спор, мирное разрешение, ООН.
I.K. Shaov,
Candidate of Law, Assistant Professor of Constitutional and Administrative Law of the Adyghe State University, Maikop, ph.: 89184250666, e-mail: shaov@ mail.ru
PEACEFUL SETTLEMENT OF INTERNATIONAL DISPUTES WITHOUT THE USE OF FORCE OR THREAT OF FORCE AS THE BASIS OF MODERN INTERNATIONAL LEGAL ORDER
Abstract. This paper discusses the regulatory consolidation and implementation of practices for the most important principle of international law - the principle of non-use or threat of force and its significance for the peaceful settlement of international disputes. The conclusion is drawn that the principle of non-use of force or threat of force has profound sense and content; its crucial importance in the maintenance of international order andit is really difficult to overestimate. Stability and reliability of established international legal order of the last decades of the new history of mankind depends on strict observation of this principle in its international policy by all states without exception.
Keywords: the international rule of law, principles of international law, state aggression, international dispute, the peaceful resolution, the United Nations.
Население земли на сегодняшний день насчитывает более 7 млрд человек. Это огромное многообразие народов, религий, языков, культур и традиций. Вполне естественно то, что интеграционные и миграционные процессы, экономическая глобализация, растущая плотность населения и ограниченность мировых ресурсов - факторы, обуславливающие возникновение тех или иных конфликтов. Именно поэтому весь современный период развития человечества сопровождается многочисленными политическими, экономическими и, как следствие, военными катаклизмами, которые непосредственно затрагивают устои международного правопорядка.
Международный правопорядок исторически сложился в процессе становления международного права и его практической реализации. Решающее значение для становления современного международного правопорядка имели победа над фашизмом и его союзниками и создание Организации Объединенных Наций, являющейся ключевым инструментом в деле поддержания мира и международной безопасности. В 2015 году человечество отмечает 70-летие победы над фашизмом и создание ООН.
После окончания «холодной войны» в международной системе безопасности и международном праве начались глубокие изменения. Проблема обеспечения международного правопорядка приобрела новые черты, появился новый шанс для дальнейшего укрепления международной безопасности после прекращения идеологического противостояния. Но с исчезновением биполярного мира возник ряд острых проблем, одной из таких проблем явилось резкое увеличение локальных вооруженных конфликтов. К прежним очагам конфронтации прибавились новые, порожденные агрессивным национализмом и этнической нетерпимостью. На передний план вышли проблемы
распространения оружия массового поражения и международного терроризма. Тотальная глобализация, изменившая мировую экономику и политику, также оказывает серьезное воздействие на безопасность всего мирового сообщества.
Так сложилось, что особую роль в становлении и поддержании международного правопорядка играли и играют основные принципы международного права. Проблема основных принципов права достаточно основательно изучена в международно-правовой науке. Термин «основные» означает, что речь идет о принципах общего международного права, которые являются основой всей системы международного права, в отличие от отдельных отраслей международного права, где также имеются свои принципы [1; 69].
Основные принципы современного международного права закреплены, прежде всего, в Уставе ООН. Однако некоторые из них сформулированы в нем очень кратко. Поэтому по инициативе ряда государств в 60-е годы в ООН была проведена работа по кодификации основных принципов. Она завершилась принятием в 1970 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
Классификация основных принципов в международном праве условна, ибо все они взаимосвязаны, и каждый принцип имеет значение для всей межгосударственной системы. Тем не менее, классификация практически полезна, так как регулирующая роль отдельных принципов проявляется преимущественно в различных сферах международных отношений. С учетом этого можно выделить три группы основных принципов международного права: принципы мирного сосуществования государств неза-
висимо от их экономических, социальных и политических систем; принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности; общие принципы международного сотрудничества.
В рамках одной статьи невозможно раскрыть смысл и содержание всех вышеперечисленных групп принципов. Остановимся на актуальном сегодня принципе международного права - принципе неприменения силы или угрозы силой, который появился в международном праве в период между двумя мировыми войнами сначала как принцип запрещения агрессивной войны. Любопытно, что этот принцип заменил существовавшее ранее в международном праве право государства на войну ОизасПэеПит), в соответствии с которым каждое государство могло прибегнуть к войне против другого государства в случае любого спора между ними.
Впервые принцип неприменения силы или угрозы силой был провозглашен в Уставе ООН. Пункт 4 статьи 2 Устава определяет, что все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.
Толкование принципа неприменения силы или угрозы силой дается в таких документах, как Определение агрессии [2; 456-458], принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, и Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 ноября 1987 г.
Анализ соответствующих международно-правовых документов позволяет сделать вывод о том, что запрещаются любые действия, представляющие собой угрозу силой или
прямое или косвенное применение силы против другого государства, а также применение силы или угрозы силой с целью нарушения существующих международных границ другого государства или для разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ, или для нарушения международных демаркационных линий, включая линии перемирия. К запрещенным действиям в указанных документах относятся также репрессалии с применением вооруженной силы. К ним, в частности, относится так называемая «мирная блокада», т.е. блокирование портов другого государства, осуществляемое вооруженными силами в мирное время, организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемничество, а также организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах.
Недопустимы, с точки зрения международного права, военная оккупация территории государства, являющаяся результатом применения силы в нарушение Устава ООН, приобретение территории другого государства в результате угрозы силой или ее применения или насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение, свободу и независимость [3; 45-59]. Определение агрессии 1974 года устанавливает перечень (не исчерпывающий) тех запрещенных международным правом действий, которые являются наиболее серьезными и опасными формами незаконного использования силы.
Одной из важных норм современного международного права, тесно связанной с принципом запрещения применения силы или угрозы силой, является право на самооборону. Эта норма сформулирована в ст. 51 Устава ООН. В ней говорится, что Устав ООН ни в коей
мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.
В зарубежной доктрине международного права имеет некоторое распространение концепция, согласно которой Устав ООН не внес изменений в общее международное право, и потому использование права на самооборону допускается не только в случае вооруженного нападения. Теоретически данная концепция основывается на англоамериканской доктрине «общего права» (соттоп1а\у), которая, будучи перенесена в область международного права, приводит к выводу, что общее международное право -это только обычное право, а международные договоры, включая Устав ООН, - это сделки, которые не вносят непосредственно изменения в общее международное право. В доктрине международного права указано на несостоятельность рассматриваемой концепции, которая приводит к оправданию использования силы в отношениях между государствами в нарушение Устава ООН [4; 65-78].
В Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года отмечается, что государства имеют неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение, как это предусмотрено Уставом ООН.
Очень важно иметь в виду, что п. 4 ст. 2 Устава ООН содержит общее запрещение применения силы или угрозы силой в отношениях между государствами. Определение агрессии 1974 года устанавливает наиболее часто встречающиеся случаи запрещенного применения воо-
руженной силы и, наконец, ст. 51 Устава ООН выделяет самое опасное применение вооруженной силы - вооруженное нападение, предусматривая в этом случае право на самооборону.
Как указывается в статье 51 Устава ООН, государства могут использовать право на самооборону в случае вооруженного нападения до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Так, когда Ирак совершил агрессию против Кувейта летом 1990 года, право на самооборону могли использовать Кувейт и по его просьбе любое другое государство. После того как Совет Безопасности принял дело об агрессии Ирака против Кувейта к своему рассмотрению, дальнейшие действия против агрессора осуществлялись в соответствии с резолюциями Совета Безопасности. 29 ноября 1990 г. Совет Безопасности принял Резолюцию (№ 678), в соответствии с которой, если Ирак на 15 января 1991 г. не выполнит резолюции Совета Безопасности, государства, сотрудничающие с Кувейтом, уполномочивались «использовать все необходимые средства с тем, чтобы поддержать и выполнить» резолюции Совета Безопасности об агрессии Ирака против Кувейта. В соответствии с названной резолюцией № 678 США и их союзники начали военные действия против Ирака 17 января 1991 г. Они закончились 28 февраля 1991 г. после принятия Ираком всех 12 резолюций Совета Безопасности.
Принцип неприменения силы не распространяется на действия, предпринимаемые по постановлению Совета Безопасности на основании главы VII Устава ООН. Применение вооруженной силы против Ирака - один из важных примеров использования этого положения Устава ООН. Составной частью принципа неприменения силы или угрозы силой является запрещение
пропаганды войны, которое можно рассматривать и в качестве самостоятельной нормы. В Декларации о принципах международного права 1970 года говорится: «В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». Это положение подтверждено и в Декларации 1987 года.
Указанная норма означает, что государства обязаны не допускать проведения своими органами пропаганды войны; кроме того, государства обязаны принимать меры к тому, чтобы на их территории не велась пропаганда войны частными лицами, организациями и т.д.
Таким образом, мы видим, что принцип неприменения силы или угрозы силой имеет глубокие смысл и содержание, его решающее значение в деле поддержания международного правопорядка трудно переоценить. От скрупулезного и неукоснительного следования этому фундаментальному общепризнанному принципу в своей международной политике всеми без исключения государствами зависит стабильность и надежность устоявшегося международного правопо-
рядка последних десятилетий новой истории человечества.
По подсчетам институтов, занимающихся вопросами военной истории, со времени окончания второй мировой войны было только двадцать шесть дней абсолютного мира. Хотя сегодня можно констатировать что основная цель создания ООН, фундаментом которой являются общепризнанные принципы международного права - цель недопущения повторения мировых войн - достигнута, тем не менее, всё возрастающая тенденция роста локальных и региональных конфликтов не может не вызывать опасения у всего цивилизованного мира. Ведь ни для кого не секрет что от самых незначительных вооруженных столкновений до широкомасштабных мировых конфликтов нас может отделять лишь один шаг. На данный момент выделяют множество глобальных проблем человечества. К одной из таких проблем можно смело отнести проблему мирного разрешения международных споров без применения силы или угрозы силой. Эту проблему, как и любую другую глобальную проблему современного мира, можно разрешить лишь общими совместными усилиями всего мирового сообщества.
Примечания:
1. Грефрат Б. О месте принципов в системе современного международного права. М., 1969.
2. Определение агрессии. Резолюция, принятая XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 г. // Действующее международное право (избранные документы). М., 2002.
3. Арцибасов И.Н., Бурдин П.К. Международное право и война. М., 1973.
4. Анциячотти Д. Курс международного права. М., 1961.
References:
1. Grefrath В. On the place of the principles of modern international law / B. Grefrath. M., 1969.
2. Definition of Aggression. Resolution adopted by the XXIX session of the UN General Assembly December 14, 1974 / Acting International Law (selected documents). M., 2002.
3. Artsibasov I.N., Burdin P.K. International law and war / I.N. Artsibasov, P.K. Burdin. M., 1973.
4. Antsiyachotti D. Course of International Law / D Antsiyachotti. M., 1961.