Научная статья на тему 'Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений'

Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5050
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА РЕБЕНКА / ДЕТСТВО / ЗАБОТА О ДЕТЯХ / СТРЕМЛЕНИЕ К ОБРАЗУ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ / RIGHTS OF THE CHILD / CHILDHOOD / CHILD CARE / COMMITMENT TO THE IMAGE OF ADULT LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Боровикова Лариса Валентиновна

В статье дается анализ состояния детства в современном обществе взрослых. Рассматриваются проблемы взаимовлияния мира взрослых и мира детства на основе неопедоцентризма, изменения отношений к детству со стороны взрослого общества как равноправному и самоценному феномену

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The adult world and the world of childhood: trends of relationship development

The article analyzes the state of childhood in the modern society of adults. The author studies the problems of mutual influence of the adult world and the world of childhood on the basis of neopedocentrism (a new pedagogically-centred approach), reveals changing adult society's attitude toward childhood as equal and self-worth phenomenon.

Текст научной работы на тему «Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений»

Л. В. Боровикова

(Санкт-Петербург)

МИР ВЗРОСЛЫХ И МИР ДЕТСТВА: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В статье дается анализ состояния детства в современном обществе взрослых. Рассматриваются проблемы взаимовлияния мира взрослых и мира детства на основе неопедоцентризма, изменения отношений к детству со стороны взрослого общества как равноправному и самоценному феномену.

Развитие детства совершается в среде взрослых и рассматривается как результат социогенеза их взаимоотношений с детьми. По определению Д. Б. Эльконина [10], нет системы «дети и общество», а есть система «дети в обществе», это общество составляют взрослые, и им принадлежит миссия очеловечивания жизненного мира детей в процессе присвоения и освоения ими культуры человечества. Социальные проблемы рассматриваются обществом как в широком, глобальном смысле, затрагивая само существование человека, его биологическую и социальную сущность, так и в узком смысле, решая вопросы его прав и свобод, степени равенства и неравенства, эксплуатации и угнетения.

Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году и ратифицированная Россией в 1990, подчеркивает, что дети, которые на 1989 год составляли 33,3% от общей численности населения, имеют право на жизнь, здоровое развитие, защиту [2]. В этом акте заложены два основополагающих принципа. Первый - ребенок является самостоятельным субъектом права, поэтому его права включают весь комплекс гражданских, политических, социальных и культурных прав человека. Второй - интересы детей приоритетны перед потребностями семьи, общества, религии. Реализация права на свободу необходима ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, а обеспечение здоровой и безопасной для жизни окружающей среды необходимо не только в благополучные, но и в трудные годы, и в период войны.

Эти первостепенные права, неотделимые друг от друга, пока еще слабо реализуются в современном обществе. Одну из причин множества нерешенных проблем детства сегодня

социологи, психологи, педагоги, врачи видят в самих взрослых, в возникшем парадоксе: взрослые как гаранты прав ребенка постоянно и последовательно нарушают их. Уже сама по себе общественная ситуация, требующая защиты детства, по мнению многих исследователей детства, является странной. Детство, в котором дети вынуждены защищаться от насилия, жестокости, агрессии, взрослых, французский врач и педагог Франсуаза Доль-то назвала психически нездоровым, «защищенным детством» [3, с.175].

Устойчивые стереотипы нашей цивилизации традиционно поддерживали приоритет мира взрослых над ценностями мира детства. Исторически сложилось так, что между миром взрослых и миром детей существуют отношения, в которых мир человека - это мир взрослого, а детство - это всегда элемент жизни взрослого, сырье, в котором воплощается их генетический опыт, возможность формировать мир детства по своему подобию. Отношения взрослых и детей, названные Ф. Дольто «взрослоцентризмом», традиционно сложившиеся в Х1Х-ХХ веках, строятся на взгляде на детей как неравноценной и подчиненной части мира взрослых.

Сегодня все настойчивее говорят о существующей во всем мире дискриминации детей. Их положение в обществе характеризуется социальной депривацией, то есть лишением, ограничением, недостаточностью тех или иных условий, необходимых для развития и выживания каждого ребенка. Мир детства всегда так или иначе деформирован миром взрослых, которым не известна его подлинная природа и на любом этапе детства они видят лишь отклонения от взрослости. Это приводит к распаду цепи уважения и любви между поколениями, к отсутствию у них

взаиморазвивающего диалога влекущего за собой отчуждение детей от взрослых, форсированию адаптации детей к системе взрослых ценностей и представлений о мире, обеднению и сокращению детства.

Психолог В. Т. Кудрявцев, поддерживая идеи В. В. Давыдова, назвал такое положение в мире «неразвитым детством», в котором сохраняется традиция практического «изживания» детства «высшими целями», которое оправдывается любыми формами симплифика-ции детского развития. С этих позиций развитие ребенка становится следствием взросления, а развивающийся ребенок всегда остается «чистой потенцией», всегда еще чего-то не знающим и чего-то не умеющим.

Современные тенденции развития детства в обществе обозначают переход к новому типу трансмиссии культуры, в котором новое поколение не копирует образ жизни своих «отцов», а само формирует его, ориентируясь на современников, равных по возрасту и опыту, и вновь открывающиеся перспективы [6]. Стремительный процесс модернизации общества, образования, требующей от взрослых быстроты преобразований, смены взглядов, подходов, изменения бытия в целом влияет на реальность бытия. Характерная для постмодернистской эпохи деантропологизация этой реальности несет в себе кризис социальной и профессиональной идентичности взрослого человека. Он не отождествляет себя на культурном, духовном уровне, не осознает себя в ролевом, статусном, личностном, психологическом плане. Требования общества вступают в противоречие с его ментальностью, которая «впитывается» и создается годами, бытует на основе традиций и не может меняться мгновенно. Мир взрослых все больше инфантилизируется, в его культуре появляются детские психологические характеристики (непосредственность, эмоциональность, «детскость» - в рекламе, шоу - бизнесе, изобразительном творчестве, - игровая зависимость и пр.].

Современное детство признано формообразующим, порождающим началом в культуре и истории, ему соответствует позиция доминирующих генетических перспектив, перспектива безграничного становления человека. Оно находится в постоянном процессе саморазвития, осваивает культуру как совокупности творческого опыта, развивается не путем усвоения нормативной деятельности, а

путем развития общечеловеческих форм общения. Этот процесс реально воздействует и на установки взрослого мира, всего общества. Оно представляет собой обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых объективно ставятся задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяются направления их деятельности с ним (В. В. Давыдов, Е. И. Исаев, В. Т. Кудрявцев, А. Б. Орлов, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др.].

Переживаемые обществом тенденции названы Д. И. Фельдштейном «появлением другого вида детства» [8], В. В. Давыдовым и В. Т. Кудрявцевым - «развитым детством» [5]. Сегодняшний этап построения новых форм отношений между миром детей и миром взрослых определен учеными как кризис детства. Главным показателем этого кризиса является разрыв между жизнью взрослых и детей и, как следствие этого, потеря связи и посредников между настоящим и будущим детей, между сегодняшним и завтрашним днем. Анализ этих тенденций позволил выделить следующие характерные черты этого состояния:

1. Изменяются отношения взрослых и детей, в основе которых традиционно взрослые представлены как учителя и воспитатели, а дети - как ученики и воспитанники, в которых усилия взрослых направлены не на взаимодействие, а на воздействие на детей, заменяя «человеческие» типы общения «формальными». Декларируя значимость детства, общество передает воспитательные функции специально организованным структурами (детский сад, школа и т. д.], а сегодня еще и средствам массовой информации, нарушая глубинные связи взрослого мира и мира детей, образуя таким образом «неосвоенное пространство» между ними и увеличивая культурную и духовную пропасть. Дети находятся рядом, а не внутри взрослого мира.

2. Разрушается традиционное представление о развитии мира детства как о взрослении, стремлении ребенка к образу взрослой жизни, наступает период ломки образа взрослости. Происходит потеря образцов, идеальных форм взрослости, они размываются, расслаиваются. Если прежде детям не терпелось поскорее стать взрослыми, то сегодня у детей появляется «страх взрослости», создается образ «несчастного взрослого», они чувствуют неуправляемость своей жизни, теряют опти-

мизм и надежду, которые всегда считались естественной принадлежностью детства. Углубляется разрыв между ними, растет чувство отстраненности и беспомощности у взрослых, чувство одиночества - у детей.

3. Дети оказались выведенными за пределы социально значимых дел, растет тенденция отгородить пространство детства от пространства взрослого, отобрать его территорию; захватить не только свободу, но и время, ускорить взросление. Появляется странное сочетание раннего взросления по одним показателям и длительной инфантильности - по другим. С одной стороны, детям предоставляются всевозможные блага, но взрослые не принимают их в свой мир, в результате чего дети начинают отстаивать свои права на пребывание в нем, используя крайние проявления взрослости - курение, алкоголь, наркотики. С другой стороны - дети исключаются из реальной социально значимой деятельности, балуются родителями и долгое время опекаются ими. В результате молодежь привыкает к тому, что за них все делают, и соглашается на то, чтобы ими руководили, что приводит к затяжному инфантилизму. Под лозунгом «равноправия детей» и «требований современности» специфика детства оттесняется на задний план. Это происходит через СМИ, телевизор и компьютер, которые вытесняют традиционные формы детской деятельности и общение со взрослым, что приводит к нарушению психического здоровья детей (задержкам в развитии речи, появлению страхов, агрессии], искажению мировоззрения и жизненных ценностей. Отчуждение детей от мира взрослых приводит к тому, что у детей растет чувство заброшенности, которое, в свою очередь, нарушает не только физическое, психическое, но и нравственное здоровье.

4. Отмечается распад специфических видов деятельности детей. Качественная неадекватность школьного обучения, распространяется на другие возрастные периоды и в первую очередь, на дошкольное детство, где «псевдошкольные» формы обучения вытесняют игру из жизни детей. Распространение в подростковом возрасте деятельности, специфичной для младшего школьника, приводит к обострению подросткового кризиса, его затяжному и деструктивному характеру. Потеря традиционного состава видов деятельности современного детства происходит под

влиянием телевидения и электронных игр и приводит к «концу игры». В культуре взрослых, наоборот, игра, несмотря на то, что она признана атрибутивной характеристикой детства, стала неотъемлемой частью их занятий, иногда приводящих к психологической зависимости.

5. У нас в стране наметились следующие тенденции: с одной стороны, идет полное обособление семьи от образовательных учреждений, замена общественного воспитания семейным, использующим интимно - персональные контакты между членами семьи, с другой стороны, отмечается приоритет государственного образования с преобладанием формально - социальных отношений. И та, и другая форма не открывают, а заслоняют истинную жизнь взрослых, демонстрируя ребенку взрослого не как представителя человеческого рода, а лишь как носителя определенных качеств. Так трансформируется образ взрослого в его восприятии детьми.

Такая социальная реальность приводит к тому, что мир детства сокращается, в него вторгаются принципы, нормы и новшества утилитарной, технократической культуры взрослых и, что самое опасное, приходят цинизм, скоротечность и поверхностность, свойственные современным человеческим отношениям. Сознание детей деформируется и дегуманизируется, что подрывает основы их бытия. Ребенок же живет своей внутренней жизнью, которая может им полностью не осознаваться и оставаться не понятой взрослыми. В отношении взрослых к детям все чаще появляется насилие, жестокость, агрессия, а дети, вынужденные защищаться, отвечают взрослым тем же. Взрослые требуют от детей послушания и дисциплины, не дают права выбора места отдыха, друзей, общественных занятий, зачастую приобщают их к алкоголю, наркотикам, проституции, обращаются с ними жестоко. Им не дают возможности быть самими собой, за них все предопределяют взрослые, которые, реализуя свои амбиции, завышают требования к ним. В результате у детей возникает непомерная суммарная (физическая, психическая, умственная] нагрузка, они вынуждены получать дополнительное образование по настоянию родителей, заниматься ненавистными для них делами, подростки эксплуатируются на работе, где за одинаковый с взрослыми труд получают меньшую оплату. Все чаще в российском «детском

мире» проявляются: ослабленность физического и психического здоровья; потеря навыков коммуникации и эмпатии; бедность, неразвитость внутреннего мира; отсутствие творческого позитивно направленного мышления; искажение морально-нравственных категорий и культурных ценностей. Наш век, по - мнению многих педагогов, врачей, психологов, время, где уродуется детство или лишают детей его совсем. В нем нет обоюдной интеграции мира детей в мир взрослых, где они включаются во взаиморазвивающий диалог друг с другом.

Об уровне развития общества судят по его отношению к детству, поэтому общество берет на себя ответственность за его качество и осуществляет его защиту. Сегодня она проявляется в том, чтобы поддержать своеобразие и уникальность детства, найти механизмы, поддерживающие гармонию различных социальных общностей, оптимальные способы их взаимодействия, пути снятия конфликтных и травмирующих ситуаций.

В связи с этим, во всем мире активизируется общественная и государственная забота о детях, законодательные нормы направлены на изменение этой ситуации улучшения условий для выживания и развития детей, повышения воспитательных возможностей семьи, реализации права человека на полноценное детство. Необходим неопедоцентризм, который позволит пересмотреть сферу соучастия взрослого в жизни ребенка. Суть его в поиске возможности диалога мира взрослых и мира детства, в создании единого семантического пространства, результатом чего может сложиться встреча двух культур как событийная общность, живое бытие одного для другого, такое со - бытие, при котором идет взаимо-

развитие взрослых и детей, обмен культурным и жизненным опытом на основе сохранения и поддержки детской субкультуры, которая всегда является составляющей культуры взрослого общества. Взрослые, принимающие участие в конструировании культуры детства, должны опираться на ее главный источник - детство как субъективную реальность, а их сопричастность продуктивному объединению в едином культурном пространстве, представляется в отношениях, названных В. И. Слободчиковым и А. В. Шуваловым, «любовью в со-бытии в духовной практике» [8, 10]. Со-бытийность взрослых и детей, проживаемая как встреча с культурой, порождает духовную близость детей и взрослых, их со -бытийная общность как особого пространства становится источником, ситуацией развития, причем как детей, так и взрослых.

Российское общество стремится повлиять на изменение положения детей в стране. На необходимость «эффективной государственной политики в области детства, которая отвечает интересам национального развития», было обращено внимание президента России Д. А. Медведева в его ежегодном послании Федеральному Собранию. Он назвал полноценное развитие, здоровье и счастье детей важнейшей задачей модернизации общества. Забота о будущих поколениях отмечена им как самая надежная, умная и благородная инвестиция в развитие общества, которое «быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу» [7, с. 3].

Таким образом, отношение взрослого общества к детству становится критерием и источником прогресса всей социокультурной среды, а само детство - его источником.

Литература

1. Образование: сокрытое сокровище : докл. международ. комиссии по образованию для XXI века. - М.: ЮНЕСКО, 1997. - 295 с.

2. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. -М.,1995.

3. Дольто Ф. На стороне ребенка. - СПб. : Петербург - ХХ1 век, 1997.

4. Конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста (ВК ВОДМ), 23-27 сентября 2010 года, г. Москва // Психологическая наука и образование : электронный журнал [Электронный ресурс]. - URL: http://psyedu.ru (дата обращения 12.12.2010).

5. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. - М., 1997.

6. Мид М. Культура и мир детства : избр. произведения : пер. с англ. - М.: Наука,1988.

7. Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года [Электронный ресурс] URL: http://www.сonsultant/ru (дата обращения 12.12.2010)

8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов. - М., 1995.

9. Фельдштейн Д. И. Психология взросления : избр. тр. -М.,1999.

10. Шувалов А. В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. -2003. - №6. - С. 18-33.

11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.