Мариям Джабраилова
Мир в аниме «Обещанный Неверленд» как пример тотальных институтов Ирвинга Гофмана
Ммяеиа Адмльбаева
Киотский университет Сэйка (К8и), Япония, levy.doll@gmail.com.
Ключевые слова: аниме; манга; Япония; Ирвинг Гофман; тотальные институты.
В фантастическом мире аниме-сериала «Обещанный Неверленд» (2019) людей выращивают на съедение монстрам. Однако так называемые человеческие фермы умело маскируются под сиротские приюты: ничего не подозревающие подопечные беззаботно проводят день за днем, пока, наконец, не получают «билет в большую жизнь», который на самом деле становится
«билетом в один конец». При этом, если говорить об устройстве ферм, то они обладают большинством признаков тотальных институтов. Автор статьи рассмотривает характеристики вымышленных ферм «Неверленда» с точки зрения соответствия реально существующей в социологии теории тотальных институтов Ирвинга Гофмана, а также выделяет специфические особенности этого кейса.
АНИМЕ и манга — популярные во всем мире явления современной японской культуры. В Японии они составляют часть повседневной жизни: аниме-сериалы показывают в сетке ТВ-вещания, анимационные фильмы регулярно выходят в кинотеатрах, в то время как многотысячные (а порой и многомиллионные) издания манга охватывают собой самые разные жанры, не ограничиваясь одними лишь развлекательными направлениями1. Так, например, в 2021 году компанией CCC Marketing был проведен опрос японцев в возрасте от 18 до 69 лет. Результаты показали, что каждый второй житель страны читает хотя бы один том манга в год2, что также подтверждает ее распространенность среди обычных граждан. Более того, согласно анализу «Белой книги аниме-маркетинга» (2017), около 31 миллиона японцев в возрасте от 5 до 69 лет смотрят аниме3.
Также следует кратко пояснить, почему мы смешиваем понятия «аниме» и «манга». Эти два направления неразрывно связаны друг с другом: аниме-сериалы чаще всего создаются на основе манга-источников (в последние годы — также на основе ранобэ)4. Кроме того, они используют схожий визуальный язык (например, гротескность выражения эмоций у персонажей и т. п.), одинаковые сюжетные тропы, наделяют персонажей одинаково специфичной речью и т. п.
Несмотря на то что аниме и манга представляют результат творческой деятельности и в определенной степени демонстрируют вымышленных персонажей в выдуманных обстоятельствах,
1. Можно вспомнить, например, серию «Поймем через мангу»
манга дэ вакару), в рамках которой экономические, физические и многие другие научные теории объясняются через манга-персонажей и их короткие истории.
2. "Manga ni kansuru anketo chosa" manga taikoku no Nihon!? Gowari ga "toshi ni issatsu ijo wa manga o yomu," nanawari ga "manga kara purasu no eikyo o uketa" (URL: https://prtimes.jP/main/html/rd/p/000000697.000000983.html).
3. Nihon ni okeru anime shicho no gaikyo (URL: https://www.f-ism.net/report/ anime_mkt_2017_sammary.html).
4. Ранобэ (япон. от англ. light novel — легкий роман) — категория современной японской литературы, ориентированной на подростковую аудиторию.
сюжеты и миры, ими создаваемые, часто вдохновляются реальными социальными явлениями. Авторы черпают идеи в окружающей действительности, чему можно найти множество примеров, начиная от непосредственного копирования личностей и/или событий в исторических аниме-сериалах и заканчивая очевидно японскими ритуалами в произведениях, выполненных в европейском сеттинге (самый распространенный из подобных аниме-ля-пов — поклоны при встрече/знакомстве и прощании).
В рамках данной работы мы проанализируем мир аниме-се-риала «Обещанный Неверленд», или «Обещанная Страна Грез» — Якусоку но нэба:рандо, 2019), через тео-
рию Ирвинга Гофмана о тотальных институтах5. В рамках анализа нами будут затронуты исключительно события первого сезона сериала (2019), безотносительно к более продолжительному манга-источнику.
«Неверленд» основан на одноименной популярной манга, выпущенной тиражом в несколько миллионов копий и отмеченной различными наградами, в частности Shogakukan Manga Award (2018). Оригинал был создан в 2016-2020 годах тандемом из сценариста Сираи Каиу и художника Дэмидзу Посука и стал настоящим хитом: по его мотивам практически сразу же был снят сериал (два сезона: 2019 и 2021). Сюжет повествует об альтернативном будущем, в котором для поддержания союза между людьми и демонами практикуются «человеческие фермы». Существует целая система таких ферм: суть их сводится к «выращиванию» человеческих детей в качестве корма для демонов. (Социальная стратификация мира демонов, а также глубинные причины появления ферм в первом сезоне сериала не раскрываются.) Реализуется все под видом приютов для детей, воспитанники которых не осведомлены об истинном предназначении сиротских домов.
Фермы обладают большинством признаков тотальных институтов, выделяемых Гофманом в его знаменитой работе «Тотальные институты». Несмотря на то что любые институции в той или иной мере стремятся к обособленности и закрытости, существует их особый тип, который стремится к гораздо большей изолированности: именно учреждения такого толка Гофман называет тотальными институтами. Обычно они физически отрезают сво-
5. Гофман Э. Тотальные институты: очерки о социальной ситуации психически больных пациентов и прочих постояльцев закрытых учреждений / Пер. с англ. А. Силина, под ред. А. Корбута. М.: Элементарные формы, 2019.
МИЛЕНА АДИЛЬЕАЕВА
167
их членов от внешнего мира (через высокие стены, запертые наглухо двери и т. д.), ограничивая взаимодействие с остальным социумом6. При этом жизнь в подобных местах обязательно строго регламентируется — за счет распорядка дня, внутренних правил и тому подобного.
Далее в тексте будут аналитически рассмотрены признаки тотальных институтов в применении к художественному источнику.
Первый признак: все сферы жизни реализуются в одном и том же месте
Воспитанники живут обособленно и не имеют ни малейшего представления о внешнем мире. Они появляются в приюте еще младенцами, а потому не знают ничего за его пределами. Обитателей здесь представляют сами дети, надзиратель — только один, это взрослая женщина, которая заботится о сиротах и именуется «матерью» (связанный с этим аспект мы рассмотрим позднее).
Покинуть приют без согласия «матери» дети не могут, а это самое согласие выдается только в одном единственном случае: когда ребенок «выпускается», то есть идет на съедение монстрам (все это раскрывается в первом же эпизоде сериала). Физически сиротский дом хоть и имеет некоторую территорию, на которой дети могут играть (лужайка, лес), за пределы очерченных границ выйти не позволяет: это диктуют как правила приюта, так и то, что с одной стороны детей поджидают ворота с решеткой, с другой — забор, спрятанный за лесным массивом. (Впрочем, как раз физически пересечь расположенный в лесу забор гораздо проще: он представляет собой переплетенные железные прутья небольшой высоты. Однако дети не делают этого, не желая нарушать наказ «матери».) Кроме того, в тела воспитанников вживлен датчик, который позволяет отслеживать их перемещения (эпизод 2), что делает детей максимально подконтрольными «матери».
Второй признак: общая деятельность членов группы
Дети осуществляют любую деятельность совместно: будь то досуг, обучение, трапеза или даже стирка (например, в эпизоде 4). Абсолютность института здесь также проявляется в строго регламентированном распорядке дня.
6. Там же. С. 32.
Третий признак: ограничение информации касательно дальнейшей судьбы
Как было сказано выше, воспитанники не знают, что их ждет после «выпуска»: они считают, что отправятся в любящие семьи, будучи удочеренными/усыновленными, однако на самом деле их продают на съедение монстрам.
Четвертый признак: все фазы деятельности связаны с одной сверхдеятельностью и все действия подчиняются плану, связанному с официальными целями институции
Все элементы повседневной рутины существуют для одной сверхдеятельности — выращивания «высококачественного товара»: детей хорошо кормят и непрестанно обучают. Несмотря на неочевидность, последнее также связано с качеством «товара»: чем более умным является ребенок, чем больше развит его мозг, тем большую цену за него заплатят монстры.
К тому же официальные цели институции, как уже было отмечено ранее, неизвестны самим обитателям, потому как ферма сокрыта за маской благотворительного сиротского дома. Однако это не мешает «матери»-надзирательнице тщательно контролировать процесс «выращивания» детей в соответствии с установленным регламентом — все для достижения цели — бесперебойной
поставки «высококачественного товара». * * *
Однако нельзя сказать, что мир ферм «Неверленда» демонстрирует абсолютно все признаки тотальных институтов в первозданном виде.
Видимый раскол между простыми обитателями и персоналом
7
институции здесь практически отсутствует, потому как взаимодействие между подопечными и надзирателем реализуется в формате отношений «дети — мать». Соответственно, воспитанники любят свою временную опекуншу и проявляют только позитивные чувства по отношению к ней (отсутствие негативных установок). Однако аура семейственности моментально исчезает для тех персонажей, которые узнают правду о предназначении приюта.
Кроме того, в отличие от большинства тотальных институтов из реальной жизни (будь то психиатрическая больница или тюрьма), персонал («мать») проживает совместно с подопечными постоянно.
7. Там же. С. 35-36.
милена адильеаева
169
Впрочем, Гофман выделял, например, женские монастыри, в которых разделение «штат — обитатели» выглядело так же нетипично8.
И именно в этой связи следует отметить вариативность институций и различия между ними в зависимости от определенных критериев (формы интернирования и т. д., о которых упоминал Гофман). Так, в опекунских учреждениях (к которым как раз относится приют по формальным признакам) контролируется только внешнее соблюдение правил, что не затрагивает внутренние чувства участников процесса. В то время как в религиозных и им подобных институциях контролируются также и настроения группы.
Все это вкупе с совместным проживанием и упомянутыми признаками позволяет причислить фермы «Неверленда» одновременно к двум разным типам тотальных учреждений (приюты монастыри) из пяти. Гофман выделял сиротские дома как представителей первого типа институций, в которых надзор осуществляется за людьми, неопасными для общества (в отличие, например, от тюрем), но уязвимыми и неспособными позаботиться о своей судьбе самостоятельно. Монастыри же он относил к пятой группе, в которую вступают добровольно (чего нельзя сказать о сиротских домах, чьи подопечные оказываются в приюте из-за решения третьих лиц)9.
Таким образом, мы можем проследить, как концепция Гофмана находит отражение в вымышленных мирах популярной японской анимации. Система ферм «Обещанного Неверленда» обладает множеством признаков тотальных институций: начиная от ограничений контактов с внешним миром и заканчивая выполнением участниками учреждения всех мелких задач ради одной более важной цели. При этом внешне (как в рамках вселенной аниме-сериала, так и по результатам анализа) ферма функционирует подобно приюту, хотя по ряду других особенностей она больше напоминает монастырь. Тем самым здесь смешиваются сразу несколько типов тотальных институтов. Это говорит о большей вариативности подобных учреждений в искусственно созданной социальной реальности сериалов, кинематографа и т. п.
Библиография
Гофман Э. Тотальные институты: очерки о социальной ситуации психически больных пациентов и прочих постояльцев закрытых учреждений / Пер. с англ. А. Силина, под ред. А. Корбута. М.: Элементарные формы, 2019.
8. Там же. С. 147-148.
9. Там же. С. 33.
170 логос•Том 34•#4•2024
THE WORLD OF THE PROMISED NEVERLAND ANIME SERIES AS AN EXAMPLE OF ERVING GOFFMAN'S ASYLUM
Milena Adilbaeva. Kyoto Seika University (KSU), Japan, levy.doll@gmail.com.
Keywords: anime; manga; Japan; Erving Goffman; total institutions.
In the fantasy world of The Promised Neverland (2019) anime series, people are raised to be eaten by monsters. However, the so-called "human farms" are disguised as orphanages: unsuspecting children spend everyday happily, until they finally get the chance "to turn over a new leaf," which finally became "shaking like a leaf" before death. When it comes to the structure of the "farms," they show most of the attributes of total institutions. The author considers the characteristics of the fictional "farms" in The Promised Neverland in accordance with existing sociological theory of total institutions by Erving Goffman, and also highlights features specific to this case.
DOI: 10.17323/0869-5377-2024-4-164-170 References
Goffman E. Total'nye instituty: ocherki o sotsial'noi situatsii psikhicheski bol'nykh pat-sientov i prochikh postoial'tsev zakrytykh uchrezhdenii [Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates], Moscow, Elementary Forms Press, 2019.
MBIEHA AflMflbBAEBA
171