Научная статья на тему 'Мир текстов: феномены, горизонты, когнитивные системы'

Мир текстов: феномены, горизонты, когнитивные системы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
136
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / РИТМЫ ГАРМОНИИ / ФЕНОМЕН / ГОРИЗОНТ / КОГНИТИВНЫЙ / СИСТЕМА / ЗНАК / ТЕКСТ / ИНДИВИД / СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна

Рассмотрены представления о феноменах, горизонтах и когнитивных системах в рамках единого подхода исследования текстов (литературных, информационных и научных). Оценено влияние этих понятий на когнитивные системы, формирующиеся в сознании индивида, и на предпосылки для формирования личности. Рассмотрены особенности книжных собраний от локального до общемирового. Выявлены различные типы феноменов и горизонтов в мире текстов и в сознании индивида и рассмотрено их влияние друг на друга. Особое внимание уделено формированию системы координат на основе идентификаций, коммуникаций и ритмов, ориентированных на мировую гармонию. Это подход, связанный с системой координат мира, на основе предельных динамических равновесий развит в наших предыдущих работах и используется для анализа равновесных структур в тексте. Он может быть использован для анализа как рациональных, так и иррациональных когнитивных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The World of Texts: Phenomena, Horizons, and Cognitive Systems

The ideas of phenomena, horizons and cognitive systems are considered in the framework of the unified approach to the study of texts (literary, informational and academic). The influence of these concepts on cognitive systems formed in the consciousness of the individual and on the prerequisites for the formation of personality is estimated. Features of book collections, from local to worldwide scales, are considered. Various types of phenomena and horizons in the world of texts and in the consciousness of the individual are revealed and their influence on each other is considered. Particular attention is paid to the formation of a coordinate system based on identifications, communications and rhythms oriented towards world harmony. This approach associated with the world coordinate system based on the limit dynamic equilibria is developed in our previous works. It is used to analyze the equilibrium structures in the text. It can be used to analyze both rational and irrational cognitive systems.

Текст научной работы на тему «Мир текстов: феномены, горизонты, когнитивные системы»

УДК 168

Н.Н. Кожевников, В.С. Данилова

Мир текстов: феномены, горизонты, когнитивные системы

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Рассмотрены представления о феноменах, горизонтах и когнитивных системах в рамках единого подхода исследования текстов (литературных, информационных и научных). Оценено влияние этих понятий на когнитивные системы, формирующиеся в сознании индивида, и на предпосылки для формирования личности. Рассмотрены особенности книжных собраний от локального до общемирового. Выявлены различные типы феноменов и горизонтов в мире текстов и в сознании индивида и рассмотрено их влияние друг на друга. Особое внимание уделено формированию системы координат на основе идентификаций, коммуникаций и ритмов, ориентированных на мировую гармонию. Это подход, связанный с системой координат мира, на основе предельных динамических равновесий развит в наших предыдущих работах и используется для анализа равновесных структур в тексте. Он может быть использован для анализа как рациональных, так и иррациональных когнитивных систем.

Ключевые слова: идентификация, коммуникация, ритмы гармонии, феномен, горизонт, когнитивный, система, знак, текст, индивид, сознание.

N.N. Kozhevnikov, V.S. Danilova

The World of Texts: Phenomena, Horizons, and Cognitive Systems

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The ideas of phenomena, horizons and cognitive systems are considered in the framework of the unified approach to the study of texts (literary, informational and academic). The influence of these concepts on cognitive systems formed in the consciousness of the individual and on the prerequisites for the formation of personality is estimated. Features of book collections, from local to worldwide scales, are considered. Various types of phenomena and horizons in the world of texts and in the consciousness of the individual are revealed and their influence on each other is considered. Particular attention is paid to the formation of a coordinate system based on identifications, communications and rhythms oriented towards world harmony. This approach associated with the world coordinate system based on the limit dynamic equilibria is developed in our previous works. It is used to analyze the equilibrium structures in the text. It can be used to analyze both rational and irrational cognitive systems.

Keywords: identification, communication, rhythms of harmony, phenomenon, horizon, cognitive, system, sign, text, individual, consciousness.

КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: nnkozhev@mail.ru

KOZHEVNIKOVNikolay N. - Doctor of philosophical science, Professor Department of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

ДАНИЛОВА Вера Софроновна - доктор философских наук, профессор кафедры философии, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: nnkozhev@mail.ru

DANILOVA Vera S. - Doctor of Philosophy, Professor Department of Philosophy M.K. Ammosov NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia.

Введение

Знаки и символы всегда играли важную роль в развитии человечества, но в последние годы в связи с развитием семиотики они стали важнейшим инструментарием исследования в самых различных областях знания. Расширение сферы компьютерного знания углубило особое значение знаков и символов в нашем сознании. Знаки и символы пронизывают литературные, информационные тексты (книжные и электронные), природные явления и процессы, науку, религию, культуру, искусство и т.п.

Многие текстовые структуры при взаимодействии с сознанием индивида обеспечивают его организацию и дальнейшее формирование. Прежде всего, это относится к когнитивным системам, однако иррациональные структуры сознания также могут опираться на тексты. Для их исследования целесообразно использовать методологию постнеклассической философии (феноменологии, герменевтики), а также фундаментальные понятия междисциплинарного знания (семиотики, синергетики, глубинной экологии и т.п.). В настоящей работе использован, главным образом, феноменологический подход.

Исходные понятия

Феномены (Р) представляют собой границы сфер сознания индивида в «вертикальном направлении», отделяющих область познанного от мира непознанного. Они характеризуются набором новых терминов, гипотез, в определенных случаях теорий. Например, это может быть переход от «мира молекул» к «миру атомов». Метафорически их можно представить как «покрывала», накрывающие мир непознанного. Здесь каждое перемещение вглубь означает освоение новой области прежде неизвестного. Допустим, феномен типа Р предполагает, что читатель освоил только представителей греческой натурфилософии (досократиков) и достаточно хорошо в них разобрался. Однако со временем он начинает активно взаимодействовать с философами периода «высокой классики», а затем изучать эллинистическую философию. То есть после освоения основных представителей «высокой классики» появляется новый феномен П, а после погружения в эллинистическую философию возникнет феномен р. Такое продвижение познания вглубь («по вертикали») практически безгранично, то есть можно исследовать все новые и новые эпохи философии в различных регионах мира, их взаимосвязи с религией, культурой и т.п. Однако в пределах самих себя, то есть «по горизонтали», эти области также безграничны.

Горизонты соответствуют определенным феноменам, представляют собой границы сознания индивида и характеризуют свойства системы всей этой сферы. Это может быть все возможное знание в пределах «мира молекул», «мира атомов» и т.п. Если при изучении философии ограничиться древнегреческой «высокой классикой», то тогда горизонты философий Платона и Аристотеля распахиваются во всю их возможную «ширину». Феномены и горизонты образуют ячейку индивидуального сознания, взаимодействующего с внешним миром. Определенные пределы этой ячейки могут ограничить дальнейшее продвижение сознания индивида в освоении мира. Горизонт философии Платона и Аристотеля огромен, а горизонт её познания отдельным индивидом гораздо меньше. Можно всю жизнь переходить от горизонта к горизонту и от феномена к феномену, соответствующих им, то есть углублять знания определенного направления философии, соответственно расширяя необходимые для этого горизонты или наоборот. Горизонт поставляет «строительный материал» для обретения нового знания, которое в свою очередь требует изменения этого горизонта.

Достижение феноменом и горизонтом соответствующей им полноты относительно, они просто ограничивают область познанного и познаваемого, однако их взаимодействие друг с другом создает устойчивую ячейку, которая способна оптимизироваться и служить основанием для процесса познания.

Термин «когнитивный» характеризует связанность с высшими мыслительными процессами на основе применения теоретико-информационных моделей. Определяющими признаками когнитивной системы принято считать: структурную организованность, опору на алгоритмы, эффективность в усвоении материала, адаптируемость к особенностям процесса обучения.

Формирование когнитивных систем допускает рациональные и иррациональные философские подходы. Это обусловлено тем, что «в компьютерных науках разработаны два стандартных вычислительных подхода к моделированию когнитивных систем. Первый, более ранний, классический подход - символицизм (БутЬоИаБт) - исходит из предположения, что человеческое мышление функционально эквивалентно мышлению компьютерного интеллекта, состоящего из центрального процессора, который в состоянии последовательно (т.е. один элемент за другим) обрабатывать единицы символьной информации. Сторонники второго подхода -коннекционизма (соплесйо^т) - полагают, что идея центрального цифрового процессора, в принципе, неприменима к человеческой когнитивной системе в силу её несовместимости с соответствующими данными нейробиологии. С их точки зрения, работа когнитивных систем живых существ может быть симулирована с помощью искусственных нейронных сетей, состоящих из «формальных» нейронов, параллельно перерабатывающих информацию. В отличие от обычных цифровых компьютеров, современные нейрокомпьютеры в состоянии обрабатывать самую разнообразную (а не только символьную) информацию, которая сохраняется как паттерн установленного между узлами соединения. Они, в частности, могут эффективно распознавать образы, обучаться, решать сложные проблемы (если, например, входящая информация сопровождается шумом или если решение невозможно найти с помощью простого алгоритма) и т.д. Однако в решении многих сугубо аналитических задач, требующих четких высокоуровневых правил обработки информации (например, обучения языку), они пока уступают цифровым компьютерам» [1, с. 365].

Когнитивные системы, формирующиеся в сознании индивида посредством текстов, основываются на их структурах, например, эстетических: художественных образах, архитектонике, стиле. Они служат проводниками, обеспечивающими взаимодействие «Я» индивида с миром культуры, и создают при этом основание для формирования личности.

Взаимодействие феноменов и горизонтов с литературными текстами

Взаимодействие с литературными текстами начинается с локального книжного собрания. Очень важно, чтобы это собрание было ориентировано на гармонию, только тогда оно будет полноценным, поскольку случайные книги серьезного воздействия на развитие сознания оказать не могут. Желательно, чтобы в такой гармоничной библиотеке было хотя бы несколько книг по философии, истории, художественных различных эпох (от античности до современности), на иностранных языках. Ориентация на подобную универсальность противоречит точке зрения, что библиотека должна состоять только из книг, которые постоянно читаются. «В моей небольшой библиотеке сохраняются лишь те книги, к которым я постоянно возвращаюсь Книжный запой детства и юности сменяется штилем. В толпе уличных знакомых и приятелей находишь друзей, с которыми пройдет твоя жизнь. В море полиграфической продукции определяешь несколько книг, воспитывающих в тебе читателя. Газеты призывают осваивать методы скоростного чтения, а тебе интересно провозиться всю ночь над строчкой, написанной несколько веков тому назад. И через годы открыть книгу на той же странице, отыскать ту строчку и понять, как изменился ты. Читаешь, бережно превозмогая свои и чужие вкусы. Пристрастия. Убеждения. Азбучную грамотность. Строка уже не влетает в пустоту, не отскакивает от стены; она обитает в пространстве, обжитом твоим знанием» [2]. Это взгляд односторонний и неправильный: такая библиотека не будет развивать когнитивные структуры сознания. В полноценной библиотеке, независимо от её размера можно выделить несколько горизонтов: «усвоенные», «прочитанные частично», «доступные непрочитанные» тексты и т.п. Выделение подобных горизонтов относительно, поскольку есть книги, усвоение которых может продолжаться десятилетиями и на каждом этапе будут открываться все новые её грани. «Прочитанное частично» предполагают идентификацию текста, которая также может неограниченно углубляться. Горизонт непрочитанных книг может быть безграничным, но хорошо организованным, если он будет опираться на когнитивные структуры сознания.

Для значительной части книг личной библиотеки важен сам факт их присутствия на книжных полках, чтобы можно было пробежать взглядом по корешкам, посмотреть на обложку,

полистать найденную книгу, выбрать нужную цитату или ссылку. Многие хорошо знакомые книги играют в библиотеке роль знаков для структур сознания, являются символами усвоения и идентификации текстов. Феномены и горизонты также характеризуются набором знаков, в которых их роли играют форзацы, иллюстрации, отдельные страницы и абзацы.

Если небольшое книжное собрание перерастает в личную универсальную библиотеку, то последняя должна быть хорошо структурирована. Полноценный развернутый каталог для такой библиотеки в современных условиях слишком тяжеловесен. Удобнее реальная классификация, когда книги определённых направлений, тематики собираются в отдельных шкафах, полках, причем сложившийся при этом порядок непрерывно восстанавливается и уточняется. Очень эффективны системы отметок, закладок, например аккуратных карандашных пометок на самих страницах, на форзацах, где можно записать практически все необходимое. Вольтер загибал страницы различным образом по своей личной системе. Многие читатели используют свои системы кодирования пометок.

Взаимодействие с общемировым собранием книг неизбежно для любого вдумчивого читателя, для которого рано или поздно горизонты личной библиотеки оказываются слишком тесными для когнитивных структур сознания её обладателя. В современных условиях наиболее естественный путь воспользоваться электронными библиотеками, где размещаются уже сотни тысяч книг, и интернетом, обеспечивающим доступ практически к любому тексту, однако когнитивные структуры сознания формируются по правилам, не зависящим напрямую от объемов текста.

Литературное восприятие мира также имеет свою фундаментальную структуру. Сначала интерес к книгам безграничен - область интересов обширна: мировая классика, русская и советская литература, стихи, искусство, история, география, путешествия, приключения, фантастика. Охват книг, которые читаются на этом этапе или о которых имеется представление, исчисляется тысячами. Потом этот круг начинает сужаться: остаются книги действительно хорошие, но среди них далеко не все связаны с индивидуальной сущностью. Затем остаются уже «хорошие книги» для индивидуального читателя, действительно «его книги», где интерес касается не столько книг, сколько отрывков из них, ярких мест. То есть объективное здесь вступает в устойчивое взаимодействие с субъективным. Книжные структуры порождают соответствующие структуры сознания, развивают и закрепляют их, опираясь на различные феномены и горизонты одновременно.

Феномены представляют собой набор основных идентификационных понятий и соответствующих им смыслов. Применительно к литературе можно выделить возрастные феномены, зависящие от уровня знания и от житейской мудрости. Феномен-перевал означает границы текстов, на которых интерес к ним исчезает. После «перевала» становится ясно, что данная книга больше ничего дать не может и её когнитивная схема полностью сформировалась.

Границы освоенности личной библиотеки во многом соответствуют границам внутреннего мира читателя и соответствующим им горизонтам. Горизонт-текущий связан с книгами, прочитанными частично, где систематическое подчеркивание обрывается через несколько десятков страниц, граница здесь подвижна и характеризуется установкой «необходимо дочитать или досмотреть». Горизонты-ориентиры характеризуются непрочитанными книгами, которые листались или были просто знаками, однако их присутствие на полках или существование в виртуальных собраниях является обоснованным и важным. Горизонты предельной полноты соответствуют полноте внутренних структур сознания, отображающих этот бесконечный книжный мир, благодаря аналогиям, экстраполяции, интуиции. Несмотря на все расширяю -щееся множество книг и другой печатной продукции, огромные возможности человеческого мозга и индивидуального сознания, взаимодействующего с этим миром позволяют найти в нем достоверные ориентиры, обусловленные этими пределами полноты.

Онтологические и феноменологические обобщения развиваемого подхода

В настоящее время увеличивается количество знаков, используемых отдельными индивидами и человечеством в целом. Тексты усложняются и активно взаимодействуют между собой. Все вместе образует новую реальность, которую Ю.М. Лотман назвал семиосферой

[3]. Особое значение помимо литературных, приобретают научные, информационные и философские тексты.

При взаимодействии индивида, а затем личности с текстами определяющее значение имеют способы чтения, а затем и нацеленность всего этого процесса. Несмотря на всю индивидуальность и разнообразность способов освоения текстов, они имеют некоторые общие тенденции. Это обновляет имеющиеся структуры сознания, способствует формированию новых. Формирование структур сознания на основе научных текстов опирается прежде всего на рациональные подходы. Феномены и горизонты здесь определяются гораздо конкретнее и строже по сравнению, например, с текстами литературными и не настолько широки, как последние.

Рассмотрим основные процессы, в которых участвуют феномены и горизонты текстов, определяющих формирование когнитивных структур сознания.

Открытие мира у многих индивидов происходит через книги, фильмы, в настоящее время - через Интернет. Этих первые опыты взаимодействия с текстами поражают: о чем пишут, как пишут, бесконечность мира и его разнообразие. В этих текстах восхищают ритмы, строфы, культурные коды. Здесь формируется привычка дочитывать книгу до конца, потому что текст, оставленный на половине, оставляет осадок чего-то неправильного. Автор при хорошем подборе книг внушает полное доверие и все, что он пишет, принимается читателем. Возникает множество соблазнов от бесконечного горизонта книг, но многие из них бывает трудно осилить. На этом этапе в сознании присутствует значительная доля хаоса порожденного тем, что прочитанные массивы не успевают обрабатываться должным образом, однако среди этого хаоса остаются ядра идентификации, на основе которых со временем формируются новые структуры сознания. Таким образом, здесь формируются зацепки для будущих когнитивных структур.

Острый специальный интерес к чему-либо, что со временем приобретает характер «интереса Кьеркегора» [4], когда чтению предшествует формирование каркаса устойчивой внутренней мысленной или психологической структуры. Сам процесс чтения способствует доведению этой структуры до оптимальной полноты, вписыванию её в устойчивую систему более высокого уровня организации. Здесь уже остается много прочитанных только наполовину книг, поскольку образуются структуры сознания, которым необходимо развиваться все дальше и дальше, то есть внешние книжные образования уступают место структурам внутренним.

Подтверждение мыслей, поиск цитат, формирование «хищного» взгляда на непрерывный поток текстов. Этот процесс сопровождается непрерывным круговоротом книг между полками и рабочим столом, между файлами в компьютере. Общее направление этого процесса можно назвать в соответствии с частями повести Ж. -П. Сартра «Слова»: «Читать», «Писать» [5]. То есть чтение книг на каком-то этапе переходит в процесс их написания. Однако процесс писания сопровождается выборочным чтением, точнее «хищным» взглядом на тексты, выхватывающим только необходимое для развития следующей мысли или создания очередного фрагмента работы. Существуют и другие способы общения с книгами, но отмеченные хорошо соответствуют целям настоящей статьи.

Формирование системы координат на основе идентификаций, коммуникаций и ритмов, ориентированных на мировую гармонию. Это очень широкий подход, развитый в наших предыдущих работах, связанный с системой координат мира на основе предельных динамических равновесий [6, 7], которые могут быть использованы для анализа равновесных структур в любом тексте. Такой подход обеспечивает наиболее широкий взгляд на феномены и горизонты и позволяет рассматривать как рациональные, так и иррациональные варианты формирования когнитивных схем в сознании индивида. Феномен здесь связывается с идентификацией, горизонт - с коммуникацией, а устойчивость и оптимальность образованной ими ячейки - с ритмами мировой гармонии.

Рациональные когнитивные схемы формируются в несколько этапов. Сначала посредством озарений выявляются основные элементы идентификации, затем на их основе формируется устойчивое идентификационное ядро координат. Если еще когнитивной схеме предшествуют другие, например, эмоциональные, то это может привести к резкому усилению эффекта.

Коммуникация обеспечивается стремлением горизонта к границе его полноты. Это должно обеспечить совпадение горизонта когнитивных структур сознания с горизонтом текстов, когда такого ограничения требует, например, нацеленность на цели конкретной работы. Ритмока-скады обеспечивают связь феноменов с горизонтами. Следует подчеркнуть, что те и другие находятся в динамических равновесиях, то есть колеблются около своих предельных равно -весий и то, что частоты этих колебаний стремятся к одному и тому же пределу, обеспечивает взаимодействие этих ритмов, их созвучие.

Есть состояние сознания, которое уже не испытывает потребности в текстах, когда книги начинают не читаться, а перебираться, вроде четок. Если следовать Сартру, то вместо периода «Читать» наступает эпоха «Писать». Все эти тексты вместе с их феноменами и горизонтами начинают жить в индивиде, который испытывает потребность только в уточнениях. Индивид все время что-то ищет (ссылку, цитаты, аналогию и т.п.). В «пустом» сознании ходят отдельные образы, мотивы, обрывки сюжетов, возникает милый хаос, в котором очень много смысла.

Поль Валери отмечает нечто подобное при настраивании оркестра в концертном зале. «Таков восхитительно щемящий душу музыкальный беспорядок, хаос надежд, некое первичное состояние, могущее быть лишь эфемерным; но эта живая невмятица таит в себе нечто более универсальное и, быть может, более философское, чем все возможные симфонии, ибо она содержит их в своей смеси, она их всех внушает. Она - некое одновременное присутствие всех будущностей. Она пророчествует» [8, с. 60-61].

Заключение

Для всех иррациональных когнитивных систем особое значение имеют предельные равновесные состояния. Неопределенность многих понятий, пересечение их объемов, повторы этих понятий или противоречие - все это гораздо проще и эффективнее рассматривать с точки зрения отмеченных выше пределов и соответствующей общей методологической схемы.

Литература

1. Mеркулов И.П. Когнитивная наука Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - M. : Ка-нон+, 2009. - С. 364-365.

2. Сулейменов О. Аз и Я. - Алма-Ата: Жазушы, 1975. - 144 с.

3. Лотман ЮЖ Семиосфера. - СПб: Искусство-СПб., 2000. - 704 с.

4. Кьеркегор С. Наслаждение и долг / Пер. с дат. - СПб., 1894. - С. 330-331.

5. Сартр Ж.-П. Слова - M.: Прогресс, 1966. - 173 с.

6. Кожевников Н.Н. Система координат мира на основе предельных динамических равновесий. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 176 с.

7. Kozhevnikov N.N., Danilova V.S. The world coordinate system on the basis of limit dynamic equilibriums // European Journal of Philosophical Research. - 2016, Vol. 5, Is.1, p.18-26.

8. Свасьян К. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. - 2-е изд. - M. : Академический проект; Альма Mатер, 2010. - 206 с.

References

1. Merkulov I.P. Kognitivnaya nauka Ehnciklopediya ehpistemologii i filosofii nauki. - M.: Kanon+, 2009. - S. 364-365.

2. Sulejmenov O. Az i YA. - Alma-Ata: Zhazushy, 1975. - 144 s.

3. Lotman YU.M. Semiosfera. - SPb: Iskusstvo-SPb., 2000. - 704 s.

4. K'erkegor S. Naslazhdenie i dolg / Per. s dat. - SPb., 1894. - S. 330-331.

5. Sartr ZH.-P. Slova - M.: Progress, 1966. - 173 s.

6. Kozhevnikov N.N. Sistema koordinat mira na osnove predel'nyh dinamicheskih ravnovesij. - Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2014. - 176 s.

7. Kozhevnikov N.N., Danilova V.S. The world coordinate system on the basis of limit dynamic equilibriums // European Journal of Philosophical Research. - 2016, Vol. 5, Is.1, p.18-26.

8. Svas'yan K. Fenomenologicheskoe poznanie. Propedevtika i kritika. - 2-e izd. - M.: Akademicheskij proekt; Al'ma Mater, 2010. - 206 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.