МИР СНОВ И ЗНАКОВ: АНАЛИЗ СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА САЛЬВАДОРА ДАЛИ ЧЕРЕЗ АСПЕКТЫ СЕМИОТИКИ
СЫДЫКОВА РЕГИНА УРАНОВНА
Преподаватель кафедры иностранных языков, Военный институт Сил воздушной обороны им. Дважды Героя Советского Союза Т.Я.Бегельдинова, Казахстан, город Актобе
Аннотация: В данной статье рассматривается семиотическая структура произведений Сальвадора Дали, одного из самых ярких представителей сюрреализма. Мы анализируем, как художник использует символы и образы для передачи сложных идей и эмоций, свойственных сюрреалистическому движению. Особое внимание в статье уделяется аспектам сюрреалистического творчества Сальвадора Дали при помощи анализа его уникального символизма ключевых образов. Рассматриваются многослойные метафоры, аллегории и скрытые смыслы в его произведениях, анализируются ключевые образы, такие как расплавленные часы, муравьи и гранаты, выявляются их многозначность и взаимосвязь с бессознательным художника. Работа предлагает новую интерпретацию известных картин Дали, раскрывая их скрытые смыслы и автобиографические элементы. Данная статья способствует более глубокому пониманию, как индивидуального стиля Дали, так и особенностей семиотического языка и психологии сюрреализма в целом.
Ключевые слова: Сальвадор Дали, семиотика, искусство, сюрреализм, аспект
В современном мире ничто не существует изолированно. Все виды деятельности, от научных исследований до художественного творчества и повседневного общения, опосредованы знаками, которые служат связующими элементами, формируя сложные сети взаимозависимостей.
Согласно определению Е. А. Ахоховой, знак — это материальный чувственно воспринимаемый предмет (вещь, явление, действие, признак), выступающий в качестве представителя другого предмета (вещи, явления....), используемый для получения, хранения, переработки и передачи информации [1, с. 9]. То есть, знак — это условное обозначение, которое используется в представлении или замещении предмета. Например, след на песке означает, что по нему прошелся человек; дым может символизировать пожар; восклицание «Ой!» может символизировать боль; красный свет светофора означает, что необходимо остановиться.
В зависимости от характера связи между знаком и объектом существует множество классификаций. Одной из наиболее известных классификаций является классификация в рамках трихотомии Ч. Пирса:
1. Символ (symbol): связь между означающим и означаемым основана на условности, договоренности. Слово «дом» - это символ, так как его связь с понятием «дом» условна.
2. Индекс (index): знак, указывает на объект или явление, с которым он физически связан. Например, лужа на асфальте - индекс огня; температура - индекс болезни.
3. Икона (icon): знак, похожий на обозначаемый объект. Например, фотография человека очень похожа на самого человека, являясь его подобием; карта местности является иконическим знаком, так как она передает пространственное расположение объектов, используя условные знаки. Стоит отметить, что в изобразительном искусстве значительную часть символов занимают иконические символы в связи с физическим сходством с обозначаемым объектом.
Учитывая взаимосвязь и специфику всех видов человеческой деятельности, изучение знака может быть в полной мере понятно через призму семиотики.
Семиотика — это наука о знаках и знаковых системах [1, с. 4]. Она занимается изучением смысла и функционирования знаков в различных контекстах. Семиотика охватывает широкий спектр дисциплин, включая лингвистику, философию, антропологию, культурологию и
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
искусствоведение. В данной статье остановимся на изучении роли знаков в искусстве, а именно в области художественного движения сюрреализм.
Сюрреализм — это художественное направление, возникшее в начале XX века, которое стремится к раскрытию бессознательного и освобождению человеческой мысли от логических и социальных ограничений и создать пространство для непредсказуемых ассоциаций и свободных интерпретаций.
Семиотика и сюрреализм в искусстве представляют собой сочетание, которое позволяет глубже понять смысловые структуры произведений, где знаки, символы и визуальные метафоры создают сложные смысловые структуры. Именно поэтому целью данной статьи является изучение семиотики сюрреализма как пути к более глубокому пониманию человеческой психики, культуры и искусства через исследование работ одного из самых известных представителей данного течения — Сальвадора Дали.
Объектом исследования статьи является непосредственно семиотика художественных произведений Сальвадора Дали.
Предметом исследования являются семиотические особенности в работах Сальвадора Дали как средства понимания не только самого искусства, но и более широких культурных и психологических процессов.
Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: синтез, анализ, дедукция, гипотетико-дедуктивный методы.
Для семиотики сюрреалистического движения свойственно множество аспектов, среди которых можно отметить:
1. Символизм и многозначность.
Сюрреалисты используют символы для передачи глубоких психологических и философских идей. Стоит отметить, что сюрреализм часто включает символы, которые могут иметь несколько значений. Например, изображение ключа может символизировать открытие новых знаний или дверей в подсознание. Эти символы заставляют зрителя интерпретировать произведение на различных уровнях, что является важным аспектом семиотического анализа.
В данном ключе проведем семиотический анализ одного из известнейших произведений Сальвадора Дали «Постоянство памяти» (см. рисунок 1), в котором можно встретить множество образов, которые символизируют относительность времени, а также многозначность его восприятия.
В первую очередь, в глаза бросаются «расплавленные» часы (1) - это символ текучести времени, а их количество - на картине изображено три - обозначает три категории времени (прошлое, настоящее, будущее). Они подчеркивают идею о том, что время не является фиксированной и неизменной сущностью. Это отражает философскую концепцию о том, что восприятие времени может варьироваться в зависимости от обстоятельств и состояния сознания.
Дерево (2), на наш взгляд, как символ жизни, роста и развития, контрастирует с расплавленными часами, символизирующими распад и тлен. Это противопоставление подчеркивает двойственность существования - жизнь и смерть, постоянство и изменение. Дали изображает дерево как крепкое, стабильное, в противовес текучести времени.
Ближе к наблюдателю мы также можем заметить еще одну пару, но уже твердых часов (3), по которым расположились, в точности как циферблат часов, муравьи (4): более крупные находятся в центре, а мелкие - вокруг и пребывают в движении. На наш взгляд, Сальвадор Дали выбрал муравьев, потому что именно они считаются самыми активными и трудолюбивыми из насекомых, находящимися в постоянном движении. Также муравьев можно трактовать как символ разложения и гниения. На данной картине муравей изображен на часах, что является символом того, что время само себя пожирает. Данный вывод можно сделать, учитывая биографию самого автора, согласно которой после смерти любимого питомца — летучей мыши — он «нашел ее бренное тело, окруженное муравьями» [2].
Непонятная субстанция с ресницами (5) - спящий образ самого Дали, изображенный в торжестве бессознательного над объективностью мира, и свободе подсознательного. Согласно его словам, «взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна. Сон - это и есть смерть, или, по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта» [3, с. 191].
Что касается пейзажа данной картины, то, на наш взгляд, он связан с беспокойным эмоциональным состоянием художника и сочетает в себе несочетаемое.
Так, скала (6) является символом твердости и в контексте данной картины может символизировать стабильность и неизменность в рамках изменчивости. В то же время скала может быть интерпретирована как символ подсознательного, которое остается неизменным, несмотря на внешние изменения.
Пустыня (7) в картине олицетворяет безжизненность и одиночество. Она может символизировать отсутствие времени и пространства, создавая атмосферу абсурдности и изоляции.
В то же время, море (8) на изображении может представлять собой бесконечность и поток времени. В контексте картины оно может символизировать то, как время течет и ускользает, подобно волнам, которые постоянно меняются. Море также может быть связано с эмоциями и подсознательными процессами, которые влияют на восприятие времени. Его присутствие создает ощущение глубины и загадочности, подчеркивая сложность человеческого восприятия времени.
Таким образом, вместе все элементы картины создают уникальную атмосферу, в которой время представляется как нечто текучее и изменчивое, в то время как природа и окружающая среда остаются стабильными и постоянными. Это создает контраст между внутренним восприятием времени и внешней реальностью, что является одной из ключевых тем произведения Дали.
Стоит отметить, что тяга Сальвадора Дали к бессознательному была вдохновлена теорией психоанализа Зигмунда Фрейда. Дали описывал Фрейда как своего «психоаналитика» и вдохновителя, и его работы часто включали элементы, которые можно трактовать через призму фрейдистской теории. Отсюда можно выделить следующий аспект.
Рисунок 1 — «Постоянство памяти»
2. Сон и бессознательное.
Как упоминалось выше, в основе данного аспекта лежит концепция З. Фрейда о роли бессознательного в жизни человека, называемая психоанализом. Психоанализ — это направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества [4]. То есть, суть его теории заключается в понимании человеческой психики через мысли, чувства, желания и воспоминания. Теория психоанализа Фрейда оказала важное влияние на становление искусства сюрреализма, сделав сны важным источником сюрреалистического искусства. Сны обычно полны абсурдных и парадоксальных образов, что позволяет художникам исследовать скрытые желания и страхи. Одним из известных последователей данной теории являлся Сальвадор Дали. Его работы часто содержат элементы визуального символизма и отражают внутренние психические процессы, мечты и подсознательные желания, что соответствует принципам сюрреализма и фрейдистской психологии.
Ярким примером сюрреалистической интерпретации фрейдизма является работа Дали «Сон, вызываемый полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (см. рисунок 2). На данной картине художник изобразил сон с элементами сюрреалистического пейзажа, полным неожиданных и несовместимых элементов. Стоит отметить символику, заключенную в самом названии данного произведения, с акцентом на фразу «секунду до пробуждения». Она напоминает о переходе между сознательным и подсознательным, что также было предметом интереса Фрейда. Этот момент может быть связан с конфликтом между подавленными желаниями и реальностью.
Чуть левее центра картины изображены тигры (1), один из которых выпрыгивает изо рта рыбы (2). В данном произведении, на наш взгляд, тигры могут быть рассмотрены как символ агрессии, силы и инстинктов. Фрейд подчеркивал, что сны часто отражают подавленные желания и инстинкты. Тигр может символизировать звериную природу человека, его первобытные инстинкты и страхи. В свою очередь рыба, как существо, обитающее в глубинах воды, часто ассоциируется с бессознательным, скрытыми глубинами психики. Рыба может представлять собой нечто скрытое, таинственное, что всплывает на поверхность сознания во сне. В сочетании с тигром, рыба может символизировать разные стороны существования: рыба — это плавность, водная стихия, а тигр — сила и хищничество. Эти образы создают контраст и подчеркивают глубину и многообразие наших снов и переживаний.
Деформированное лицо (3), вглядывающееся в сцену, возможно, символизирует самосознание художника, наблюдающего за собственными бессознательными желаниями и тревогами.
Также на полотне Дали на заднем плане впервые появляется образ, который Дали будет использовать в своих дальнейших работах — «Слон с обелиском» Джованни Бернини (4), который несет атрибуты папы. Данный символ является отсылкой ко сну Фрейда о похоронах папы Римского. Тонкие ноги слона указывают на непрочность и хрупкость сна.
В центре полотна мы можем увидеть Галу (5) — супругу и музу Сальвадора Дали, которая парит в воздухе, что свидетельствует о символическом переходе в сознательного в бессознательное. Пчела (6) выступает в данной концепции как раздражитель, способный в любой момент пробудить героиню ото сна. Разбудить пчела может своим укусом, жало которой метафорически представлено винтовкой (7), приставленной к руке Галы.
Пчела, как объект, вызывает рассеянные мысли и возможные желания, укорененные в бессознательном. Согласно Фрейду пчела может быть интерпретирована как символ интимных желаний и жизненной силы, а гранат (8) выступает символом плодородия и изобилия, что соответствует фрейдистским концепциям о либидо. Но, стоит отметить, что в некоторых культурах, например в культуре Древней Греции, гранат считался символом смерти. Так, в сочетании эти два элемента картины могут говорить о конфликте между жизнью и смертью, желаниями и реальностью.
Учитывая все вышесказанное, можно также подчеркнуть, что в работах Сальвадора Дали, как и многих художников сюрреалистов, присутствует значительное количество
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
переноса значений на основе сходства или ассоциации. Отсюда вытекает следующий аспект семиотики сюрреализма.
Рисунок 2 — «Сон, вызываемый полетом пчелы вокруг граната, за секунду до
пробуждения»
3. Метафора и аллегория.
Сюрреалисты широко использовали метафоры и аллегории для выражения своих идей. Эти фигуры речи создают дополнительные слои значения, требующие расшифровки с помощью семиотического аппарата.
Метафора — переносное употребление слова, образование такого значения [5]. Так, на картине Сальвадора Дали «Сон, вызываемый полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» гранат может метафорически интерпретироваться как символ Галы. Это может быть связано с образом плодородия, женственности и чувственности, которые ассоциируются с этим фруктом. Гала для Дали была не только женой, но и источником вдохновения, музой, воплощением женского начала. Ее присутствие, таким образом, заключено в самом центре картины. Пчелы, окружающие гранат, могут символизировать самого Дали, его страсть и настойчивость в творчестве, его стремление «опылять» музу и извлекать из нее вдохновение. Символика агрессии и жала может отражать и сложные аспекты их отношений, борьбу за власть и влияние.
Аллегория — иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе [5]. В данной картине сюрреалистический пейзаж с необычными сочетаниями объектов — это аллегория внутреннего мира художника, его бессознательных
страхов, желаний и переживаний. Скалистые образования могут символизировать внутренние конфликты, а безмятежное небо (10) — возможные моменты спокойствия.
В целом, картина может быть истолкована как визуальное воплощение сновидения, раскрывающего скрытые желания, тревоги и конфликты. Дали использует сюрреалистическую технику, чтобы обойти сознательный контроль и дать выход бессознательному. Нелогичные и неожиданные сочетания образов - это способ отобразить хаотичную и непоследовательную природу сновидений и бессознательного, о чем писал Фрейд.
4. Иконография и повторяющиеся мотивы.
Под иконографией понимается описание и изучение изображений каких-нибудь лиц в произведениях живописи, скульптуры, а также описание сюжетов [5]. Иконография в семиотике — это область изучения знаков и символов, связанных с изображениями, их значениями и культурными контекстами. Она фокусируется на визуальных знаках и символах, исследуя, как они передают смысл и как культурные контексты влияют на их интерпретацию. Произведения Сальвадора Дали полны символов и образов, которые, повторяясь в разных картинах, создают сложную и многогранную систему значений. Рассмотрим некоторые из них:
а. Расплавленные часы. Один из самых узнаваемых мотивов Дали. Такие часы символизируют субъективное восприятие времени, его текучесть и непредсказуемость. Они отражают идею нестабильности реальности и разрушения традиционных представлений о времени и пространстве. В разных картинах их форма и контекст меняются, но основная идея остается неизменной. Расплавленные часы можно встретить в таких работах Дали, как «Постоянство памяти» (см. рисунок 1), «Мягкие часы в момент первого взрыва» (см. рисунок 3), «Битый час» и другие (см. рисунок 4).
Рисунок 4 — «Битый час» ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Ь. Фигуры с длинными конечностями. Удлиненные конечности и тонкие тела часто встречаются в женских фигурах Дали, подчёркивая идею изменчивости и растяжимости пространства во сне. Как пример, его картина «Книга, превращающаяся в обнаженную женщину» (см. рисунок 5). На наш взгляд, метафора книги, превращающейся в женщину, может отражать идею о том, что литература и искусство способны вызывать глубокие эмоции, порождать желание и провоцировать размышления о человеческой природе.
Также стоит отметить, что на изображениях Сальвадора Дали можно увидеть не только человеческие фигуры, но и фигуры слонов с непропорционально длинными конечностями. Слоны в картинах Дали считаются символом будущего, а их тонкие конечности указывают на его изменчивость и непрочность. Изображения слонов можно найти в его следующих его работах: «Небесная поездка» (см. рисунок 6), «Слоны» (см. рисунок 7), «Искушение Святого Антония» (см. рисунок 8) и другие.
Рисунок 5 — «Книга, превращающаяся в обнаженную женщину»
Рисунок 6 — «Небесная поездка»
Рисунок 7 — «Слоны»
Рисунок 7 — «Искушение Святого Антония»
Проанализировав некоторые из работ Дали, нами был сделан вывод о том, что семиотические концепции его изобразительного искусства демонстрируют сложную взаимосвязь между знаками и смыслом, погружая зрителя в мир, где реальность и фантазия переплетаются. Его искусство не только провоцирует на размышления, но и открывает двери в подсознание, предлагая богатый материал для анализа и интерпретации.
Отдельно хотелось бы отметить, что повторяющиеся мотивы в работах Дали представляют собой своего рода «визуальный алфавит». На наш взгляд, повторение мотивов в работах Дали создает ассоциативные связи и усиливает смысловую нагрузку каждого отдельного элемента. Также, согласно проведенному анализу, явление символической «многослойности» в исследованных работах Дали приводит к выводу о том, что один и тот же символ может иметь несколько интерпретаций в зависимости от контекста картины, и даже в пределах одной картины его значение может меняться.
Таким образом, исходя из вышесказанного, символизм Дали — это не просто набор отдельных символов, а сложная и динамичная система, постоянно развивающаяся и трансформирующаяся. Он представляет собой глубоко персонализированный, многослойный и парадоксальный язык, требующий активного участия зрителя в процессе его расшифровки, а также дальнейшего научного исследования в данной области.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ахохова Е. А. Семиотика и лингвистика. Конспект лекций. — Нальчик: СевероКавказский государственный институт искусств (СКГИИ), 2012. — 73 с.
2. Экспресс газета [Электронный ресурс] / Экзотические пристрастия Сальвадора Дали: домашний оцелот и ненависть к муравьям и кузнечикам. URL: https://www.eg.ru/relax/3406142-ekzoticheskie-pristrastiya-salvadora-dali/ (дата обращения: 09. 12.2024)
3. Яковлева. Е. Л. Сюрреальные нити судьбы: Сальвадор Дали, Гала и Казань / Е. Л. Яковлева., Г. В. Юсупова, Е. Л. Матвеева; предисл. А. В. Тимирясовой, С. В. Гузениной. Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2022. - 224 с. - 127 илл. (Серия «Сокровищница Татарстана»)
4. Технический Университет Молдовы [Электронный ресурс] / URL: http://repository.utm.md/bitstream/handle/5014/6733/Conf St Stud Dep SSU 2017 pg202-207pdf.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 09.12.2024)
5. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] / URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 09.12.2024)