В заключение хотелось бы отметить успешность реализуемых военных проектов в рамках указанных организаций. В то же время основным инструментом противодействия должны стать идеологический и информационный отпор терроризму, развенчание привлекательности идей псевдорелигиозных организаций в глазах молодежи России и стран Центрально-Азиатского региона, образовательные проекты по изучению основ и культуры традиционных религий.
Литература
1. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Россия - антитеррор. www.antiterror.ru - Национальный портал противодействия терроризму (Дата обращения: 12.12.2018.)
2. Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами. [Электронный ресурс]. - www.un.org/ru/sc/documents/ resolutions/2015 (Дата обращения: 12.12.2018.)
3. Арифханов Ш. Центральная Азия: Настоящее и будущее. Ташкент, 2015.
4. Анненков В.И. Международная безопасность, геополитические и военно-политические аспекты современности. Статья. М.: Русавия, 2017.
5. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - www.un.org; www.unodc.org-сайт ООН (Дата обращения: 12.12.2018.)
6. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - www.un.org; www.unodc.org-сайт ООН (Дата обращения: 12.12.2018.)
7. Дубнов А. Геополитика постмодерна. М., 2015.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».
Ниязи А.,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья (Институт востоковедения РАН) МИР, СНГ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ В ИЗМЕРЕНИЯХ ИНДЕКСА ГОЛОДА
Аннотация. Статья посвящена проблеме голода в странах Центральной Азии в сравнении с ситуацией в других странах мира. Автор приводит различные статистические данные и результаты исследования проблемы голода международными организациями. Дается анализ причин, приводящих к проблеме голода среди населения планеты.
Ключевые слова: глобальный индекс голода; продовольственная безопасность; Центральная Азия; страны СНГ; ООН.
В конце 2017 г. был опубликован очередной доклад Международного исследовательского института продовольственной политики (IFPRI) «Глобальный индекс голода 2017: голод и неравенство»1. Индекс GHI (Global Hunger Index) отражает степень хронического недоедания в различных регионах и странах мира за исключением наиболее благополучных государств с развитой экономикой2. Последнее обследование охватывает 119 стран. Индекс рассчитан на основе четырех показателей: доли голодающего населения (хронически недоедающего), доли детей в возрасте до пяти лет, имеющих низкий вес вследствие острого недоедания, доли детей в возрасте до пяти лет, имеющих задержки в развитии из-за хронического недоедания, а также показателя смертности детей до пяти лет. Страны ранжируются по 100-балльной шкале, где 0 -лучший результат, 100 - наихудший. Последние результаты исследования датируются в основном 2016 г., некоторые 2012-2014, 2015 и началом 2017 г.
В докладе отмечается, что в целом в мире в 2017 г. по сравнению с 2000 г. уровень голода снизился на 27%. Улучшение за этот период произошло по всем четырем показателям GHI. Недоедающих к 2017 г. насчитывалось 13% в отличие от 18,2% в 2000 г. Количество детей с низким весом снизилось с 9,9 до 9,5, с задержкой роста с 37,7 до 27,8%. Детская смертность сократилась с 8,2 до 4,7%3.
Тем не менее серьезные проблемы с питанием жителей планеты сохраняются, во многих странах далеки от решения, а в некоторых серьезно обострились. В первую очередь это связано с войнами и конфликтами, экологическими бедствиями, социальным неравенством, неэффективной политикой властей. Довольно часто такие факторы тесно переплетены, взаимно усугубляют друг друга. Так, в 2016 г. количество жителей Земли, страдающих от голода, увеличилось до 815 млн человек: это больше, чем было в 2015 г. (777 млн), хотя меньше, чем в 2000 г. (около 900 млн). С критическим уровнем отсутствия продовольственной безопасности столкнулись более 100 млн человек, хотя годом ранее их было меньше -80 млн. Положение дел в области продовольственной безопасности заметно ухудшилось в ряде стран Африки к югу от Сахары, Юго-Восточной и Западной Азии. Причем самое серьезное ухудшение ситуации имело место в зонах, затронутых войнами, на-
сильственными конфликтами и внутренней борьбой, где к тому же их воздействие усугубилось засухами, наводнениями и другими экологическими катастрофами. В начале 2017 г. ООН заявила о том, что свыше 20 млн человек находятся на грани голода в четырех странах мира: Нигерии, Сомали, Южном Судане и Йемене. Вспышки голода в них достигли экстремальных уровней. Голод был официально объявлен в ряде районов Южного Судана. При этом ухудшение положения дел в области продовольственной безопасности было отмечено и в странах с более спокойными условиями, в первую очередь в тех, где спад экономики привел к потере валютной выручки и налоговых поступлений, что негативно сказалось как на наличии импортного продовольствия, так и роста цен на него. Снизившиеся цены на нефть и минеральные ресурсы ограничили потенциал ряда правительств в субсидировании базовых потребностей граждан и поддержки бедных домохозяйств за счет программ социальной защиты. И в мирных, и в военных условиях доступ к продовольствию сузился прежде всего для бедных слоев населения, сельских жителей, беженцев, женщин и де-вочек4.
Кроме того, за последние десять лет увеличилось число конфликтов в странах, в которых уже наблюдались тяжелые формы отсутствия продовольственной безопасности, и там, где насилие в первую очередь проявляется в сельских районах, что негативно сказывается на производстве и наличии продовольствия. В наибольшей степени новая вспышка конфликтов затронула страны Африки и Ближнего Востока, где на фоне социально-экономической неустойчивости и низкого потенциала реагирования на чрезвычайные ситуации разразились продовольственные кризисы. Зачастую они были вызваны климатическими потрясениями и как следствие - борьбой за водно-земельные ресурсы. Хуже всего с питанием ситуация обстоит в Центрально-Африканской Республике. В этом государстве голодает более половины населения - 50,9% граждан, причем улучшения с 1992 г. там фактически не наблюдается.
Ситуацию в постсоветских государствах в целом можно охарактеризовать как некритическую, за исключением Таджикистана. Все они, начиная с 1992 г., добились заметного прогресса в сокращении масштабов недоедания, так же как и страны Восточной Европы, но в Центральной Азии проблемы голода и недоедания еще требуют серьезных усилий по их решению. Ниже приводятся рейтинги стран этого региона по глобальному индексу
голода, а также рейтинги других государств для сравнительного анализа.
Рейтинги по расчетам глобального индекса голода из 119 стран мира5
Рейтинг Страны Годы
1992 2000 2008 2017
Баллы
* Белоруссия - <5 <5 <5
* Куба 10,5 5,3 <5 <5
* Украина - 13,7 <5 <5
21 Казахстан - 11,3 10,9 5,8
22 Российская Федерация - 10,5 6,8 6,2
29 Китай 25,9 15,8 11,2 7,5
30 Иран 17,5 13,6 8,7 7,6
40 Киргизская Республика - 19,7 13,4 9,3
52 Туркменистан - 21,9 16,5 12,2
54 Узбекистан - 23,8 16,1 13,1
96 Таджикистан - 41,8 32,6 28,7
100 Индия 46,2 38,2 35,6 31,4
107 Афганистан 50,2 52,7 37,9 33,3
* - страны входят в лидирующую группу из 14 государств, объединенных общим, самым высоким рейтингом. См. ссылку 5.
В группу по шкале индекса 2017 г. до 10 баллов (43 страны), означающую низкий уровень голода, попали Казахстан и Киргизия. Положение дел как с экономикой, так и с питанием в Казахстане всегда оставалось на более высоком уровне по сравнению с другими центральноазиатскими республиками. В наследие от Советского Союза стране достались наиболее мощная индустриальная база и неплохие агропромышленные ресурсы региона. С конца 90-х по 2017 г. Казахстан продемонстрировал снижение уровня хронического недоедания почти в 2 раза. В основном улучшение с питанием его граждан наблюдалось с 2008 по 2017 г. Во многом это было связано с экономическим подъемом, сельскохозяйственной и продовольственной политикой властей. По рейтингу глобального индекса голода 2017 г. ему удалось опередить Россию, заняв 21-е место. Россия оказалась на 22-м, хотя в 2000 г. по рейтингу ОШ она находилась выше Казахстана.
Неплохие показатели уменьшения количества страдающих от хронического недоедания граждан имеет Киргизская Республи-
ка. Улучшение в этом направлении происходило на фоне медленного незначительного восстановления экономики после глубокой экономической рецессии, вызванной радикальными неолиберальными реформами 90-х годов. Серьезный урон социально-экономическому развитию нанесли массовые насильственные конфликты и периоды политической нестабильности. По классификации Всемирного банка, КР входит в группу стран с низким уровнем дохода и дефицитом продовольствия6. Тем не менее Киргизии удалось достичь прогресса в преодолении голода - 40-е место по рейтингу ОН1. Во многом это связано с усилиями государства в этом направлении и международной помощью.
Государственные расходы на социальные нужды в республике чуть выше, чем в России, примерно в 2 раза превышают таковые в Казахстане7. Республике оказывается помощь таких систем ООН, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), ООН-Женщины, Программа развития ООН (ПРООН). При поддержке этих и других международных организаций осуществляются специальные проекты, направленные не просто на предоставление продовольственной помощи, а в первую очередь на возрождение сельского хозяйства, повышение устойчивости аграрного сектора и продовольственной системы к внешним воздействиям, решение и предотвращение конфликтов на почве борьбы за водно-земельные ресурсы. В частности, в Киргизии осуществляется программа Фонда миростроительства ООН (ФМС) в рамках проекта Всемирной продовольственной программы (ВПП) по предоставлению продовольственной помощи в обмен на создание производственных активов, развитие потенциала сельского хозяйства в районах высокой конфликтогенности из-за антропогенного воздействия на трансграничные водно-земельные ресурсы . В районах, где возникали порой кровопролитные столкновения таджиков и киргизов, теперь совместно восстанавливаются и используются оросительные каналы, решаются вопросы совместного управления пастбищами и плодородными территориями.
Следует отметить, что очень значительную роль в укреплении продовольственной безопасности и снижении уровня недоедания в Казахстане и Киргизии играет их членство в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Казахстан и Киргизия пользуются льготами при закупке и транспортировке продовольствия из государств Союза. Для РК много выгод дает общая граница с Россией,
для Киргизской Республики также очень важны упрощенные правила пребывания трудовых мигрантов в России и отправляемые домой их заработки, которые в среднем оцениваются в 30% ВВП страны.
Почти на одном уровне по рейтингу индекса голода расположены Туркменистан - 52-е место и Узбекистан - 54-е место. Их рейтинг ОН1 рассчитывался по показателям 2014-2016 гг. Следует учитывать, что Узбекистан в 2016-2017 гг. продемонстрировал ускоренный рост социально-экономического развития, которому предшествовал долгий стабильный период укрепления базовых отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также сокращения доли голодающих и недоедающих. В 1999-2001 гг. голодающие (хронически недоедающие) составляли 16,4% от всего населения Узбекистана, в 2007-2009 гг. - 10,2, в 2014-2016 гг. -6,3%. В Туркменистане, напротив, ситуация с сокращением доли голодающих оказалась нестабильной: в 1999-2001 гг. они составляли 8,2% от всего населения, в 2007-2009 гг. - 4,5, а в 20142016 гг. - 5,5%9. Хотя в процентном соотношении за период 1999-2016 гг. в Туркмении голодающих было меньше, иногда намного, нежели чем в Узбекистане, последнему удалось значительно сократить их долю за последние годы, в то время как она возросла в Туркменистане. Продовольственный кризис, вызванный ажиотажным спросом на основные виды продуктов первой декады 2018 г. в этой республике, оказался следствием нерасторопности властей по его предотвращению. Неурожай 2017 г. обострил проблему продовольственной безопасности. Отчасти такая ситуация связана с сырьевой экспортно-ориентированной направленностью экономики страны, недостаточным вниманием к агропромышленному комплексу в угоду развития газовой отрасли, ростом цен, сокращением социальной поддержки, сложными природно-климатическими условиями. Тем не менее Туркменистан обладает большими возможностями, чтобы справиться с трудностями в области питания граждан, принимая во внимание, что население республики не так велико, как, например, в Узбекистане.
Намного сложнее ситуация в Таджикистане, занявшем в рейтинге ОН1 96-е место. По индексу голода, он расположился между Мали и Танзанией. Согласно оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), в республике страдают от недоедания 30,1% населения - 2,6 млн человек10. Огромный урон экономике страны нанесла гражданская война 1992-1997 гг., но за 20-летний период послевоенного вос-
становления, сопровождавшегося весомой международной помощью, Таджикистану не удалось достичь сколько-нибудь существенных достижений в промышленности, сельском хозяйстве и социальном секторе. Количество хронически недоедающих граждан сокращается медленно и незначительно. В 1999-2001 гг. они составляли 42,4% от всего населения РТ, в 2007-2009 гг. - 38,6, в 20142016 гг. - 30,1%п. Причины такого положения дел кроются, прежде всего, в неграмотной экономической политике, дефиците квалифицированных хозяйственников, высоком уровне коррупции. Этнорегиональная система управления государством, переросшая в семейно-клановую, оказалась в Таджикистане неэффективной, хотя подчас в ряде стран Востока она вела к социально-экономическому и культурному прогрессу. Сказывается и сокращение денежных переводов от трудовых мигрантов в связи с новыми правилами их пребывания в России. Так как Таджикистан не является членом ЕАЭС, для его граждан они сложнее и затратнее, чем для трудящихся из стран Экономического союза.
В регионе Европы и Центральной Азии (ЕАЦ) Таджикистан занимает самое последнее место по доле недоедающих и по результатам преодоления неполноценного питания. В целом в регионе ЕАЦ в 2014-2016 гг. от тяжелых форм отсутствия полноценного питания страдали 14,3 млн человек, из них в Центральной Азии около 5,6 млн. При этом, как отмечается в докладе ФАО, вслед за впечатляющим прогрессом, достигнутым в предыдущие годы, последнее время в регионе наблюдается стагнация. Показатели распространенности недоедания в странах Центральной Азии остаются практически без изменений, так же как и на Кавказе. Наиболее важным препятствием на пути обеспечения продовольственной безопасности в регионе является бедность12.
Россия по показателям доли голодающих граждан и темпам их сокращения в последние годы добилась значительных результатов. В 1999-2001 гг. хронически недоедающие составляли 5,1% от всего населения РФ, в 2007-2009 гг. - 1,4, в 2014-2016 гг. -0,9%. Хотя в рейтинге индекса голода она ненамного уступила Казахстану, общие показатели у нее оказались лучше. Учитывая успехи Российской Федерации, достигнутые в сельском хозяйстве и продовольственном импортозамещении в 2016-2017 гг., можно прогнозировать дальнейшую стабильность ее продовольственной безопасности.
По итогам обследований 2014-2016 гг., наилучшие показатели по Глобальному индексу голода среди стран СНГ оказались
у Белоруссии и, как ни удивительно, у Украины. Они вошли в наиболее успешную категорию 14 наименее голодающих из 119 стран. Судя по всему, Украина получила высокую оценку, имея солидный запас прочности в производстве продуктов и торговле с Россией, накопленный в предыдущие годы. Но он быстро иссяк в 2017 г. Теперь специалистами ФАО и Всемирной продовольственной программы страна отнесена к разряду государств, в которых отмечается нехватка продовольствия13. Угроза продовольственной безопасности резко возросла в 2017 г. в связи с продолжающимся вооруженным конфликтом, неэффективностью управления, истощением запасов продовольствия, ростом цен, высоким уровнем коррупции и ощутимым снижением социальной поддержки граждан.
В целом по миру вооруженные конфликты и насилие являются главной причиной страдания людей от голода. Из вышеприведенной таблицы видно, насколько тяжела ситуация в многострадальном Афганистане. В некоторых его районах хронически недоедающих насчитывается до 70%. Наилучшие показатели борьбы с голодом, как правило, демонстрируют страны с эффективными институтами власти, экономического распределения и планирования, низкой коррупционной составляющей и развитой социальной сферой. Примером тому в СНГ, как видим, является Белоруссия. Китай за последние десятилетия добился впечатляющего сокращения бедности и, соответственно, голодающих граждан. При этом государство может быть небогатым и ощущать экономический прессинг со стороны внешних сил, что прекрасно демонстрирует Куба. Ирану, прошедшему многолетнюю войну с Ираком и находившемуся под санкциями, удалось сохранить социальную систему поддержки малоимущих и нуждающихся, стабильность в сокращении числа голодающих. В то же время, как показывает пример Индии, ускоренный экономический рост необязательно влечет успешное сокращение бедности и числа голодающих.
1 Доклад подготовлен IFPRI совместно с благотворительными организациями Welthungerhilfe (Помощь голодающим мира) и Concern Worldwide (Всемирная обеспокоенность). Форма, рекомендованная редакцией издания для ссылки: K. von Grebmer, J. Bernstein, N. Hossain, T. Brown, N. Prasai, Y. Yohannes, F. Patterson, A. Sonntag, S.-M. Zimmermann, O. Towey, C. Foley. 2017.
2017 Global Hunger Index: The Inequalities of Hunger. Washington, DC: International Food Policy Research Institute; Bonn: Welthungerhilfe; and Dublin: Concern Worldwide.
Термин «голод» используется международными организациями как синоним термина «хроническое недоедание». «Недоедание» - длящееся не менее одного года состояние, характеризующееся невозможностью получать достаточное количество пищи для удовлетворения потребности в энергии, поддержания нормальной, активной, здоровой жизни.
2017 Global Hunger Index. Р. 5, 11. Общемировое улучшение в 27% рассчитано по четырем объединенным показателям GHI за 2012-2016 гг. Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире -2017. Повышение устойчивости к внешним воздействиям в целях обеспечения мира и продовольственной безопасности. ФАО, МФСР, ЮНИСЕФ, ВПП и ВОЗ. Рим, 2017 г. С. vi, vii, 4, 5, 30. Доклад подготовлен совместными усилиями Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), Международного фонда сельскохозяйственного развития (МФСР), Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Всемирной продовольственной программы (ВПП) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Таблица составлена на основе: 2017 Global Hunger Index. Table 2.1 GLOBAL HUNGER INDEX SCORES BY RANK, 1992 GHI, 2000 GHI, 2008 GHI, AND 2017 GHI. Р. 13. - означает отсутствие репрезентативных данных по отчету 1992. Они не представлены по постсоветским странам за время их нахождения в СССР, т.е. по 1991 г. <5 означает менее 5 баллов, что говорит о незначительном уровне голода. По отчету 2017 г., в такую верхнюю категорию вошли 14 стран - Беларусь, Босния и Герцеговина, Чили, Хорватия, Куба, Эстония, Кувейт, Латвия, Литва, Черногория, Словакия, Турция, Украина и Уругвай. Эти государства объединены по единым параметрам и в рейтинге страны расположены по алфавиту без точного указания места - все страны равны и находятся на 1-14 местах. Из-за отсутствия данных в доклад не включены: Бахрейн, Бутан, Бурунди, Демократическая Республика Конго, Катар, Коморские острова, Ливия, Папуа Новая Гвинея, Сирийская Арабская Республика, Сомали, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Южный Судан.
https://data.worldbank.org/country/kyrgyz-republic (Дата обращения: 15.03.2017.) В эту же группу были включены Узбекистан и Таджикистан. The State of Food Security and Nutrition in Europe and Central Asia 2017. Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO). Budapest, 2017. FIGURE 10. Public spending on social assistance programmes, % of GDP. Р. 20. Данные в докладе приводятся по источнику: World Bank. 2017b. ASPIRE database. Доступен на: http://datatopics.worldbank.org/aspire/ Washington, D.C. Киргизия осуществила значительный прогресс в восстановлении социальной помощи по сравнению с 90-ми годами, когда социальные расходы резко сократились.
WFP. 2016. UN PBSO/PBF cross-border cooperation for sustainable peace and development mid-term progress report (Dec 2015-Oct 2016). WFP Country Office in the Kyrgyz Republic.
3
4
5
6
7
9 2017 Global Hunger Index. DATA UNDERLYING THE CALCULATION OF THE 1992, 2000, 2008, AND 2017 GLOBAL HUNGER INDEX SCORES. Proportion of undernourished in the population (%)'91-'93 '99—'01 '07-'09 '14—'16. Р. 34-35.
10 The State of Food Security and Nutrition in Europe and Central Asia 2017. Р. 5.
11 2017 Global Hunger Index. Р. 35.
12 The State of Food Security and Nutrition in Europe and Central Asia 2017. Р. 5.
13 https://regnum.ru/news/2373553.html. 29.01.2018. (Дата обращения: 17.02.2018.)
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».