УДК 159.9.072.422
Doctor of Psychological Sciences, Professor, Laureate of the Prize of the Government of the Russian Federation for Education, Professor at the Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Pedagogical University, Member of the Scientific Council on Environmental Education under the Presidium of the Russian Academy of Education
THE WORLD OF NATURE IN ECOLOGICAL PSYCHOPEDAGOGY: VIEW OF THE SCIENTIST AND THE POET
Аннотация. В кратком эссе специалист в области экологической психопедагогики и экопсихологии, в частности, такого направления экопсихологии, как психология экологического сознания, подчеркивает важную роль художественного восприятия природы. Он обращает внимание на ценность поэтизированного обращения к миру природы как источнику красоты. Это помогает развивать эмоциональные, эстетические и этические основы отношения к природным объектам.
Ключевые слова: мир природы, окружающая среда, экологическая психопедагогика.
Abstract. In a short essay, an expert in the field of environmental psychopedagogy and ecopsychology emphasizes the important role of the artistic perception of nature. He draws attention to the value of a poeticized appeal to the natural world as a source of beauty. This helps to develop the emotional, aesthetic and ethical foundations human relationship to nature.
Key words: the world of nature environment, environmental psycho-pedagogy
Я родился и вырос в Латгалии на юго-востоке Латвии на границе с Литвой и Беларусью в многонациональном Даугавпилсе. Латгалия — уникальный край полутора тысяч ледниковых озёр и зелёных холмов по берегам Даугавы (в России и Беларуси — Западная Двина), поросших чистыми сосновыми лесами, смешанными перелесками, берёзовыми и дубовыми рощами. В этом краю трудно было не стать натуралистом, что со мной и случилось.
Со второго класса я мечтал стать профессором зоологии. Окончил биологический факультет педагогического института и действительно стал профессором... «по кафедре экологической психологии», как написано в
профессорском аттестате. Двадцать лет посвятил исследованиям психологических закономерностей и механизмов формирования отношения к природе. Главная моя монография так и называется: «Психология отношения к природе».
Давайте мысленно по очереди произнесем две фразы, в каждом случае представляя себе соответствующий зрительный и слуховой мыслеобраз:
• Весеннее пробуждение мира природы...
• Весеннее пробуждение окружающей среды...
Лау Г. Ч.
Что же нам представлялось? Может быть, представляя пробуждение мира природы, мы услышали звон капели, пение дроздов и журчание бурного весеннего ручейка. Или увидели картину, подобную той, которую, например, запечатлел учёный-натуралист и педагог Дмитрий Кайгородов: «Угрюмый, старый еловый лес вдруг словно ожил, одухотворился: по его опушкам и прогалинам раскрылись голубенькие "глазки" и робко смотрят на свет божий, едва приподнявшись над землею, и манят к себе неудержимо...».
А вот «весеннее пробуждение окружающей среды» мне, например, не хочет представляться совсем... Если сделать над собой усилие, то, пожалуй, начинает смутно вырисовываться что-то вроде заброшенного пустыря, на котором среди ржавеющего металлолома раскрываются бутоны мать-и-мачехи.
«Мир природы» ощущается как мир родной природы (попробуйте сказать «родная окружающая среда»!), как нечто близкое, духовно значимое, эмоционально насыщенное (у Кайгородова — «лес ожил, одухотворился»!). «Окружающая среда», скорее, не ощущается, а только мыслится, понимается не сердцем, а разумом. «Мир природы» одновременно и вокруг нас, и внутри нас, а «окружающая среда» — только снаружи. Мы говорим о любви к миру природы и об ответственности за окружающую среду
Однако, как точно подмечено известным педагогом-экологом Дмитрием Кавтарадзе, термин «охрана природы» постепенно оказался вытесненным понятием «охрана окружающей среды», а по смыслу «охрана окружающей человека среды», служащей фоном для его деятельности. Речь при этом идет об охране природных ресурсов: недр, почв, вод, но не Природы! Он пишет: «Нам никогда "не перепрыгнуть" через такие, казалось бы, простые вещи, как деревья, птицы, трава, жуки. Мы должны ввести в этот мир маленьких детей, научить их культуре обращения с растениями и животными». Учёный подчеркивает, что необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания не-разделенности с ней, и это наиболее трудная из эколого-образовательных задач.
Такой подход к задачам экологического образования ещё не стал очевидным для многих наших педагогов и специалистов
природоохранных служб. В то же время философами уже давно осознана мировоззренческая основа решения экологических проблем. Я присоединяюсь к мысли Георгия Гачева из его «Книги удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или образы в науке», которая оказала огромное влияние на моё профессиональное мировоззрение: «На природу нельзя отныне смотреть только как на материал и сырье труда и "окружающую среду", то есть утилитарно-эгоистически, как подходят к ней производство, техника и точные науки — как к объекту... Природу надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект». Иными словами, в образовательном процессе важно рассматривать природу именно как «Мир Природы», а не только как на природную составляющую окружающей среды.
Понятие «Мир Природы» стало ключевым понятием экологической психопедагогики, науки, которую я начал создавать в начале 90-х годов прошлого века. За все эти годы мне было знакомо только одно периодическое издание на русском языке, отражавшее широкий междисциплинарный подход к экологической проблематике — философский, социологический, культурологический, психологический — это «Гуманитарный экологический журнал», издаваемый украинскими коллегами из Киевского эколого-культурного центра.
И вот я вижу на экране ноутбука «ЭКОПОЭЗИС»... С восторгом смотрю на свою мечту, воплощённую уникальной творческой и одухотворённой международной командой! Я счастлив возможности быть сопричастным к совершению этого долгожданного эколого-гуманитарного Чуда!
Я хотел бы поделиться с журналом своими стихами, в которых отражается мое восприятие «Мира Природы». Стихи я начал писать в сорок лет. Ещё двадцать лет их не публиковал. Как-то незаметно сложилась традиция заканчивать различные семинары прочтением нескольких своих стихотворений. Слушателям нравилось, и они всегда спрашивали: «Где можно почитать ещё?» В 2020-м я разместил свои стихи на литературном портале «Стихи. ру». Ряд стихотворений представлен в альманахах Российского союза писателей: «Лирика 2020», 1-й том; «Антология русской поэзии 2020»; «Русь моя — 2020».
98
Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2020, Том 1, №2. ISSN 2713-1831
© Экопоэзис, 2020
Мир природы в экологической психопедагогике: взгляд ученого и поэта
«Я хочу рассказать тебе мир»
Я хочу рассказать тебе лес, Шепот трав предрассветной порой, Звон ручья и молчанье небес, Плач берез с белоснежной корой...
Я хочу рассказать тебе ночь У костра на речном берегу, Млечный Путь, убегающий прочь, Вечность звезд во вселенском кругу.
Я хочу рассказать тебе день. Запах буйных цветов луговых, И дубравы заветную тень, И затейливость веток кривых.
Я хочу рассказать тебе дождь. В теплых лужах возню пузырей, Мокрых листьев знобящую дрожь, Скрежет петель сарайных дверей...
Я хочу рассказать тебе все То, что пережил, понял, узнал. Пусть рассказ мой тебя унесет В мир, в котором твой след не бывал!
«Апрельские тайны»
Говорят, что апрель звенит... Может, это ручей в овраге Опьянел от весенней влаги И добраться к реке норовит... Может, это ручей звенит.
Может, это подснежников звон, Колокольчиков нежных и хрупких, На опушках собравшихся в группки... Это леса весеннего тон. Может, это подснежников звон.
Может быть, это голос синицы, Что ещё с февраля пробивался. И тогда очень слабым казался, А теперь согревает нам лица! Может быть, это голос синицы.
Может, это звенят каблучки По оттаявшему асфальту. И поют в душах скрипки и альты. Убыстряются сердца толчки Точно, это звенят каблучки!
Ссылка для цитирования »•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••в ^^
Ясвин В.А. Мир природы в экологической психопедагогике: взгляд ученого и поэта // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2020. — T. 1, № 2. [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен
Yasvin V. A. The world of nature in ecological psychopedagogy: view of the scientist and the poet // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2020. — Vol.1, №2. - URL: http://en.ecopoiesis.ru