УДК 821.161.1.09-21 Максимов C.B.
О. И. Данилова
МИР ДЕТСТВА В РАССКАЗЕ С. В. МАКСИМОВА «ПИТЕРЩИК»
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье рассмотрен мир детства в рассказе С. В. Максимова «Питерщик», выявлены особенности его изображения. В произведении образ ребенка не является центральным, он находится в неразрывной связи с темами семьи, дома, воспитания. Писатель синтезирует понятия «детство», «семья», «дом», «мать». Значимость периода детства в жизни человека Максимовым подчеркнута тем, что каждый из его центральных персонажей хранит в себе воспоминания о своих первых годах жизни и юности, обладает теми или иными детскими чертами. Отмечается, что в рассказе «Питерщик» важное место занимают образы-воспоминания. С. В. Максимов стремится показать жизнь русского человека от рождения до смерти, раскрыть нравственные и морально-этические истоки его национального характера.
Ключевые слова: детство, мир детства, образ детства, народная культура, образы-воспоминания, национальный характер.
Актуальность исследуемой проблемы. Детство является неотъемлемой частью жизни и культуры представителя любого народа. Изображение мира детства занимает особое место в произведениях С. В. Максимова о народной культуре. Актуальность определяется малой изученностью данной темы в творчестве писателя, предшественниками исследованы лишь отдельные аспекты этой проблемы.
Цель данного исследования - раскрыть своеобразие изображения мира детства в рассказе С. В. Максимова «Питерщик».
Материал и методика исследований. Методика исследования строится на целостном анализе художественного произведения в свете реализации в нем концепции детства.
Результаты исследований и их обсуждение. С. В. Максимов начинает свой творческий путь в переломную эпоху. Смерть Николая I, поражение в Крымской войне - с этими событиями обозначились новые веяния в общественной жизни. Россия жила предчувствием социальных перемен. В стране назревала революционная ситуация. Среди многих проблем, которые волновали русское общество в XIX в., на первом плане была проблема освобождения крестьянства от крепостной зависимости.
В 1854 г. в «Библиотеке для чтения» один за другим печатаются очерки С. В. Максимова «Извозчик», «Несколько слов о музыкальности», «Швецы», «Маляр», «Сергач». Первые литературные опыты писателя высоко оценил И. С. Тургенев. «Ступайте в народ,
© Данилова О. И., 2017
Данилова Ольга Ильинична - аспирант кафедры литературы и культурологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: ole4ka0289@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 10.04.2017
внимательно наблюдайте, запасайтесь свежим материалом! У вас хорошие задатки», -напутствовал он Максимова.
Воспользовавшись этим советом, С. В. Максимов решает посвятить свою жизнь исследованию и описанию народного быта. В 1855 г. он отправляется в путешествие по Владимирской, Нижегородской и Вятской губерниям с целью изучения традиционных ремесел.
Итогом первого путешествия становится цикл очерков, опубликованных в журнале «Библиотека для чтения» и впоследствии вошедших в книгу «Лесная глушь» (1871 г.). Сотрудник некрасовского «Современника» А. Н. Пыпин считал, что это был один из первых опытов прямого изучения народного быта. В очерках читатели знакомились с жизнью и бытом крестьянства середины XIX в. [8]. Героями максимовских рассказов были коробейники, иконописцы, портные, маляры, плотники, деревенские знахари и колдуны, извозчики, вожаки медведей. М. Е. Салтыков-Щедрин в своей рецензии «Лесная глушь. Картины народного быта С. Максимова», опубликованной в «Отечественных записках» в 1871 г., рассуждая о проблемах русского литературного развития, об отношениях беллетристики к современной русской жизни, отмечает: «Г-н Максимов принадлежит к числу лучших наших этнографов-беллетристов, и изданное им ныне новое собрание очерков и рассказов служит несомненным тому доказательством. Драгоценнейшее свойство г. Максимова заключается в его близком знакомстве с народом и его духовною обстановкою. В этом смысле рассказы его должны быть настольною книгой для всех исследователей русской народности...» [9, с. 440].
В апреле 1856 г., уже находясь в Архангельске во втором путешествии, С. В. Максимов писал А. В. Старчевскому (в то время одному из редакторов «Библиотеки для чтения»): «Нарочно поспешил отослать третьего дня конченный рассказ свой «Кулачок», чтобы мог он попасть в июньскую книжку при Вашем добром посредстве... Новый рассказ свой, по внутреннему убеждению, считаю удавшимся лучше других» (ИРЛИ 1). Публикация состоялась в томе 138 «Библиотеки для чтения» в 1856 г. Позднее этот рассказ получил название «Питерщик (Похождения Кулачка)», с которым в 1871 г. и вошел в его книгу очерков «Лесная глушь».
Как известно, к середине XIX в. массовый характер приобретает отходничество. Крестьяне уходили из сел и деревень в города для заработка [1]. В городе крестьяне-отходники нанимались работниками в частный дом, на предприятие или же выполняли разовые работы за единовременную плату [7]. В рассказе С. В. Максимова «Питерщик» воспроизводится жизненный путь такого мужика-отходника - Петра Артемьева. Перед читателем человек из народа, который сам определяет свою жизненную судьбу. Автор показывает трагические последствия разрыва крестьянина с трудом на земле. Стремясь уйти от нищеты и голода, от деспотизма помещика, от произвола сельских властей, он попадает к богатому городскому подрядчику, поддается соблазнам легкой наживы и сбивается с верного жизненного пути, теряет себя.
Важное место в рассказе «Питерщик» занимают образы-воспоминания. Они неразрывно связаны с устойчиво повторяющимся мотивом дома. В своем художественном мире С. В. Максимов синтезировал понятия детства, семьи, дома, матери. Мир детства сталкивается со взрослой жизнью, мир крестьянства - с миром мещан, прислуги, работных людей [4]. Воспоминания, принимая форму переживаний героя, окрашены и в радостные, и в грустные оттенки. Герой рассказа Петр Артемьев не привык к расставаниям и дальнему пути, впервые уезжает из отчего дома. Пока его спутники спали невозмутимым
сном, он «невольно должен был страдать под обаянием воспоминаний, обильный наплыв которых и ласкал его, и уносил, против воли, в далекое прошедшее» [6, с. 310]. Писатель использует в рассказе прием ретроспекции, посредством которой проводит параллели между различными этапами жизни героя и показывает, как события детских лет обусловливают его поведение.
Петр, мысленно возвращаясь в свои детские годы, ищет там приют от страха, тревоги и сомнений. Память переносит его в мир тепла, беззаботности, счастья - в отчий дом. Радостные воспоминания, связанные с домом, вызывают слезы у героя: «Там привелось ему встретить так много отрадного, что недавняя разлука с домашними еще глубже западала ему в сердце, и щемила его, и выжимала не обильные, но все-таки горькие и неутешные слезы» [6, с. 310]. Ушедшие детство и юность являются для героя лучшими и незабываемыми периодами жизни. Мотив разлуки, расставания в рассказе «Питерщик» занимает важное место. С. В. Максимов - мастер психологической характеристики, он достоверно передает чувства персонажа. Воспоминания о доме для Петра - «гнетущие», но в то же время «светлые» и «отрадные» [6, с. 310].
Воспоминания героя сопровождаются в рассказе с изображением зимней природы. Мотив дороги становится ключевым в произведении. Он связан с мотивом памяти, что формально проявляется в смене временных пластов в рассказе - использовании приема ретроспекции. Петр вглядывается в дорогу, разглядывает следы, пытается уйти от воспоминаний, но при этом не замечает, как «переносится к дальнему прошедшему» [6, с. 311]. Дорога в рассказе символизирует жизненный путь. Для Петра Артемьева начинается самостоятельная жизнь, он покидает родительский дом.
В рассказе «Питерщик» С. В. Максимов выступает как мастер художественной детали. Перед глазами Петра выстраивается длинный ряд живых воспоминаний: «Вот он семилетний парнишко - смирный, нешаловливый, - любимец семьи, и в особенности баловника - старого дедушки» [6, с. 311]. Образ деда выстраивается через портретные детали, запомнившиеся герою с детства, оставившие отпечаток в его детской памяти: «желтые большие очки», «нос такой большой был», «борода такая тяжелая, длинная и широкая», «мало и зубов осталось во рту» [6, с. 311]. Как показывает С. В. Максимов, в детстве особенно обострена наблюдательность. Это свойство детской психики писателю удается передать благодаря искусному владению деталью. Петр вспоминает, как дедушка учил его грамоте: «Сделал дедушко указку, книгу достал» [6, с. 311].
Детство для героя рассказа - счастливый период жизни, поэтому он помнит даже малейшие детали: «...дело было вечером, лучина трещала; отец под хомут войлок пришивал: старый-то поизмызгался» [6, с. 311]. Петр, будучи уже взрослым человеком, сохранил детскость в своем поведении и ощущениях, особенно в воспоминаниях. Она проявляется в детализированных описаниях самых обычных предметов и событий, поразивших и восхитивших его в детстве и поэтому сохранившихся в памяти в той же «первозданной» детской данности.
Все важные дела у русского народа начинаются с молитвы и с Божьего благословения. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа: аминь. Боже, в помощь мою вонми и вразуми мяво учение сие!..» - читает молитву дедушка, перед тем как начать обучать грамоте внука [6, с. 311]. Этому же учит он и Петра: «...всякое дело с молитвой надо» [6, с. 311].
Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, религиозность, отношение к вещам, искусству - все это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Также дети чувствуют лю-
бовь к себе. Так и Петр смотрит и запоминает, чему учит его любящий дед. С образом деда читатель знакомится только через воспоминания Артемьева. Испокон веков детей учили почитанию старших. Это одна из заповедей Господа Бога: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почетное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему свое время деду, спрашивали у него советов [10]. Именно дед научил Петра грамоте и чтению. Твердо запоминает Петр и его краткие, проверенные жизненным опытом нравоучения: «буди благочестив, уповай на Бога и люби его всем сердцем», «в несчастии не унывай, в счастье не расслабевай, а скудость почитай материю осторожныя жизни», «счастье есть непостоянно, причиняет различные случаи, часто печальные, что терпеливый сносит, о том малодушный вздыхает, плачет и воет», «будь к низшим приветлив, встречающихся приветствуй, приветствующих восприветствуй взаимно, невежу наставь, говори всегда правду, никогда не лги» [6, с. 311].
Взрослые понимали, что основы личности закладываются в детстве, и старались с ранних лет воспитывать в детях стремление к добру, отвращение к подлости и лицемерию, отличать истину от лжи, добро от зла, приучали к труду и честной жизни [2]. За грамоту крестьянского сына «не сажают, а начинают приучать к хозяйству» [6, с. 27]. Крестьянская семья занята тяжелым, изнурительным трудом, поэтому не до науки. Дети изучают мир на практике, наблюдая. С младенчества видят они родителей, занятых непрерывным трудом. А вот старики «последние годы жизни проводили с внуками, так как они уже не могли выполнять тяжелую работу» [2]. Так и дед в произведении «Питерщик» много времени проводит с внуком.
Воспоминания, связанные с образованием, сменяются бытовыми сценами. В них снова деталями сопровождается только образ деда: «хвор уже был, совсем разваливался и киселя мало ел» [6, с. 312]. Образы остальных домашних не имеют детальной портретной характеристики, Петр вспоминает только их занятия: «мать сидела перед ткацким станком», «старшая тетка пахтала сметану», «другая на дворе заставала скотину», «отец дотачивал лапоть», «старший братишко Ванюшко вил оборы» [6, с. 312]. В то же время детский слух запомнил звуки, сопровождающие работу взрослых: «однозвучно раздавалось хлопанье бердом и жужжанье челнока», «гудел в лад отцу, себе под нос», «читал вслух» [6, с. 312], в памяти остались и цвета («синяя серпянка», «желтые очки»).
Память ребенка способна запечатлеть особые моменты. Ребенок воспринимает мир по-своему, для него все кажется необычным. Петру запомнился так точно образ дедушки, так как тот проявлял безграничную любовь к внуку, баловал его. Сейчас, когда деда уже нет в живых, герой глубоко переживает, что мы наблюдаем и по тому, как детально он пытается вспомнить моменты, связанные с дедом. Если мать пытается наказать ребенка за малейшую шалость, за озорство, то дед защищает любимого внука: «Побаловал немного; ну, что беды?» [6, с. 312]. В то же время он учит Петра: «Ты сестренку-то не бей только, а поиграть можно» [6, с. 312], а тот, в свою очередь, пытается угодить дедушке, который проверяет его сметку различными вопросами: «Глазенки запрыгали, голосок зазвучал громче обыкновенного... шейка вытянулась» [6, с. 313]. Очередная задача оказалась трудной: «Мальчик крепко задумался и губки надул, и глаза нахмурил, почесываться начал, вскинулся на стол локтями» [6, с. 313]. Будучи взрослым, вспоминая дедушку, Петр
не может сдержать слез: «Добродетель был старик! Да помер, прибрал Господь его святую душеньку...» [6, с. 313].
Грустные воспоминания, связанные с образом деда, в произведении сменяются веселыми. Воображению Петра Артемьева «рисовались последние сцены, ближайшие к настоящему времени, и именно к той поре, когда подростки-ребята начинают на девок поглядывать» [6, с. 314]. Будучи робким парнем, Петр «даже и в песнях не участвовал, а у хороводов и на поседках стоял столб столбом» [6, с. 315].
Образ детства неразрывно связан с темой воспитания. Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приемы и правила воспитания детей. В житейской практике бытуют такие методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намек, укор, осуждение, наказание и др. Писатель С. В. Максимов пытается понять динамику становления личности с детских лет, перспективу ее дальнейшего духовного развития под влиянием воспитания. Представляя мир детства, писатель не упускает возможности изобразить приемы и методы воспитания детей. Через разъяснение и убеждение формируются у ребенка положительное отношение к труду, достойное поведение в семье и обществе. Дети привыкают к труду, учатся будущему ремеслу, наблюдая за работой взрослых: мальчики внимательно изучают и выполняют вместе с отцами сельскохозяйственную работу, осваивают ремесленный, бытовой труд; девочки вместе с матерями готовят обед, учатся вышивать, прясть и т. д.
За хорошо выполненную работу непременно следуют похвала и поощрение ребенка. «Похвала родителей являлась стимулом к трудовой деятельности, когда ребенок видел, что его работа действительно очень важна» [2]. У Максимова читаем: "Да такого разумника хоть сейчас во священники - не опрокинется", - хвалит внука дед за толковость» [6, с. 313], «И старик крепко поцеловал внука в голову и дал ему пряничного коня с золотой гривой да обещался еще из села каленых орехов привезти» [6, с. 313].
На умственное, эстетическое и нравственное воспитание детей оказывали влияние загадки. «Они призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению)» [3]. «Шурина племянник — как зятю родня?» спрашивает у Петра дед, проверяя его смекалку [6, с. 313].
Формой воспитательного воздействия на детей является также родительское благословение. В произведении семья и родные провожают Петра в Петербург. Он сел на колени, и отец благословил его «створчатым медным образом и запихнул ему этот образ за пазуху» [6, с. 308]. «Дядя Петр, старший брат старика Артемья, человек, живший в Петербурге долго, разбогатевший там, а теперь уважаемый всею деревнею за ум и опытность, дает наставления племяннику: "Беги кабаков - главное!.. Больно-то с шустрыми да бойкими не дружись... Отца-то не забывай, не зазнавайся очень-то"» [5, с. 307].
Дети почитают и уважают родителей, прислушиваются к советам старших. Сложные человеческие отношения раскрываются в сцене прощания, которая проникнута грустью и печалью. Когда сын покидает родимый дом - это горе для родителей.
Образ матери воплощает любовь, нежность, мудрость. В сцене прощания С. В. Максимов показывает глубину чувства матери. Она тяжело воспринимает расставание с сыном: «глубоко и тяжело вздыхала», «глаза ее опухли и покраснели, а на ресницах
висели не первые свежие слезы» [6, с. 305]. «Разумник», «желанный мой», «радость» -называет сына мать [6, с. 305], даже отец не сдерживает слез.
Резюме. Таким образом, исследование показало, что мир детства становится центральным в рассказе С. В. Максимова «Питерщик». Автор изобразил духовное становление и рост героя-ребенка. На примере жизненного пути Петра Артемьева писатель показывает, что детство накладывает отпечаток на дальнейшую судьбу, в нем закладываются нравственные основы личности, от которых зависит будущее человека.
С помощью приема ретроспекции Максимову удается провести параллели между различными этапами жизни Петра. Впечатления детства, сохраняющиеся в памяти и живущие в течение всей жизни, писатель воплощает в художественные образы.
Одним из средств изображения мира ребенка становится в рассказе «Питерщик» художественная деталь. Герой, уже будучи взрослым, сохраняет детскость в своем поведении и ощущениях, это проявляется в детализированных описаниях.
Образы детей и их мир в рассказе отличают подлинный реализм и глубокий психологизм. Этим и определяется своеобразие изображения мира детства С. В. Максимовым.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абашева Д. В. Н. М. Языков как фольклорист и этнограф // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2001. - № 3(22). - С. 3-6.
2. Боярчук А. В. Традиции народного воспитания в крестьянских семьях в XIX веке // Научные исследования в образовании. - 2009. - № 5. - С. 19-23.
3. Волков Г. Н. Педагогика любви : избранные этнопедагогические сочинения : в 2 т. Т. 1. - М. : Магистр-Пресс, 2002. - 460 с.
4. Данилова О. И. Мир детства в творчестве С. В. Максимова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 4(92). - С. 52-58.
5. Максимов С. В. Избранное. - М.: Советская Россия, 1981. - 560 с.
6. Максимов С. В. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. - М.: Художественная литература, 1987. - 493 с.
7. Максимов С. В. Куль хлеба и его похождения. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 238 с.
8. Плеханов С. Н. Путем зерна // С. В. Максимов. Куль хлеба и его похождения. - М. : Молодая гвардия, 1985. - С. 229-236.
9. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений : в 20 т. Т. 9. - М. : Художественная литература, 1970. - 648 с.
10. Сарбаш Л. Н. «Путешествие по Волге» в русской литературе XIX века: «Куль хлеба и его похождения» С. В. Максимова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 5(16). -С. 158-161.
ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ ИР ЛИ 1 - Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук. - Ф. 583, оп.
№ 498.
UDC 821.161.1.09-21 Максимов С.В.
0.1. Danilova
WORLD OF CHILDHOOD IN THE STORY OF S. V. MAKSIMOV «PETERSCHIK»
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract The article considers the world of childhood in the story of S. V. Maksimov «Peter-schik». The image of the child is not central in the story. It is connected with the themes of family, home, education. The writer synthesizes the concepts «childhood», «family», «home», «mother». Maksimov emphasizes the significance of childhood period in Ufe of any man by the fact that each of the central characters keeps memories about the first years of life and adolescence, and each has some childish features. The author stresses that the images-memories play an important role in the story «Peterschik». S. V. Maksimov tries to show the life of the Russian people from birth to death, to reveal moral and ethical origins of the national character.
Keywords: childhood, world of childhood, image of childhood, national culture, images-memories, national character.
REFERENCES
1. Abasheva D. V. N. M. Jazykov как folldorist i jetnograf // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2001. - № 3(22). - S. 3-6.
2. Bojarchuk A. V. Tradicii narodnogo vospitanija v krest'janskih sem'jah v XIX veke // Nauchnye issledovanija v obrazovanii. - 2009. - № 5. - S. 19-23.
3. Volkov G. N. Pedagogika ljubvi: izbrannye jetnopedagogicheskie sochinenija : v 2 t. Т. 1. -M.: Magistr-Press, 2002. - 460 s.
4. Danilova О. I. Mir detstva v tvarchestve S. V. Maksimova // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2016. - № 4(92). - S. 52-58.
5. Maksimov S. V. Izbrannoe. - M.: Sovetskaja Rossija, 1981. - 560 s.
6. Maksimov S. V. Izbrannye proizvedenija : v 21. T. 2. -M.: Hudozhestvennaja literatura, 1987. -493 s.
7. Maksimov S. V. Kul1 hleba i ego pohozhdenija. - M.: Molodaja gvardija, 1985. - 238 s.
8. Plehanov S. N. Putem zerna // S. V. Maksimov. Kul' hleba i ego pohozhdenija. - M. : Molodaja gvardija, 1985. - S. 229-236.
9. Saltykov-Shhedrin M. E. Sobranie sochinenij : v 20 t. T. 9. - M. : Hudozhestvennaja literatura, 1970. -
648 s.
10. Sarbash L. N. «Puteshestvie po Volge» v russkoj literature XIX veka: «Kul' hleba i ego pohozhdenija» S. V. Maksimova // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. - 2012. - № 5(16). - S. 158-161.
SOURCES AND MATERIALS IRLI1 - Institut russkoj literatury (Pushkinskij dom) Rossijskoj akademii nauk. — F. 583, op. № 498.
© Danilova O. I., 2017
Danilova, Olga Ilyinichna - Post-graduate Student, Department of Literature and Culturology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: ole4ka0289@rambler.ru
The article was contributed on April 10, 2017