УДК 617.753.2-053.5
о.в. Курганова1, е.ю. маркова1, л.ю. безмельницина23, н.а. пронько2, л.в. венидиктова2
1МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова МЗ РФ, 127486, г. Москва, Бескудниковский бульвар, д. 59а
2Детская городская поликлиника № 12, Филиал №1, 115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 35, корпус 1 Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 105064, г. Москва, ул. Воронцово Поле, д. 12, стр. 1
Миопия и другие аномалии рефракции у детей школьного возраста
Контактная информация:
Курганова Олеся Владимировна — аспирант, тел. (499) 488-44-71, e-mail: [email protected]
Маркова Елена Юрьевна — доктор медицинских наук, заведующая отделом микрохирургии и функционально реабилитации глаза у детей, тел. (499) 488-44-71, e-mail: [email protected]
Безмельницына Яюдмила Юрьевна — кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник, тел. (495) 916-03-98, e-mail: [email protected]
Пронько Николай Александрович — главный врач, тел. (495) 391-67-11, e-mail: [email protected]
Венидиктова любовь Владимировна — заведующая офтальмологическим отделением, тел. (495) 391-67-11, e-mail: [email protected]
Цель — актуализировать данные о частоте миопии и других аномалий рефракции у детей школьного возраста и изучить влияние на данный показатель основных факторов риска.
Пациенты и методы. База исследования: Детская городская поликлиника №12 г. Москвы (Филиал 1). Проведено комплексное офтальмологическое обследование учеников 1, 5 и 11 классов и ретроспективный анализ первичной медицинской документации, с последующей математической и статистической обработкой данных.
Результаты. Обследовано 1586 школьников, доля пациентов с рефракционными нарушениями составила 24-28%, при этом среди учащихся 1-х классов миопия диагностирована у 2% школьников, к 5 классу этот показатель составил 10%, в 11 классе достиг 23%, т.е. за период обучения он увеличился более чем в 10раз. Аномалии рефракции достоверно чаще диагностируются у девочек, обучающихся в 5 и 11 классах. Болезни костно-мышечной системы встречаются более чем у 40% детей, включенных в исследование, что также оказывает негативное влияние на развитие аномалий рефракции. В данном исследовании прямой зависимости между частотой диагностики аномалий рефракции и углубленными программами обучения получено не было, что, возможно, связано с грамотной организацией офтальмологической помощи детям в округе.
Выводы. Полученные данные о частоте аномалий рефракции, в том числе и миопии, у детей и подростков, могут использоваться в качестве основы планирования мероприятий по совершенствованию профилактической офтальмологической помощи детскому и подростковому населению.
Ключевые слова: рефракционные нарушения, дети, профилактическая медицинская помощь.
O.V. KuRGANOVA1, E.Yu. MARKOVA1, L.Yu. BEZMELNITSYNA23, N.A. pRONKO2, L.V. VENIDIKTOVA2
1S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution, 59a Beskudnikovsky Blvd., Moscow, Russian Federation, 127486
2Children's City Polyclinic №12 of the Moscow City Health Department, Branch №1, 35 Eletskaya Str., b.1, Moscow, Russian Federation, 115583
3National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko, 12 Vorontsovo Pole Str., b.1, Moscow, Russian Federation, 105064
Myopia and other refractive errors in school-age children
Contact information:
Kurganova O.V. — postgraduate student, tel. (499) 488-44-71, e-mail: [email protected]
Markova E.Yu. — D. Med. Sc., Head of the Department of Microsurgery and Functional Rehabilitation of the Eye in Children, tel. (499) 488-44-71, e-mail: [email protected]
Bezmelnitsyna L.Yu. — Cand. Med. Sc., Leading Researcher of the National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko, tel. (495) 916-03-98, e-mail: [email protected]
pronko N.A. — Head Physician, tel. (495) 391-67-11, e-mail: [email protected]
Venidiktova L.V. — Head of Ophthalmology Department, tel. (495) 391-67-11, e-mail: [email protected]
Purpose — to update the data on the incidence of myopia and other refractive errors in school-age children and examine the effect of major risk factors on it.
Patients and methods. Study base: Children's City Polyclinic №12 in Moscow (Branch 1). A comprehensive ophthalmological examination of pupils of grades 1, 5 and 11 and a retrospective analysis of the primary medical documentation was carried out, followed by mathematical and statistical data processing.
Results. 1586 school-age children were examined. The proportion of patients with refractive disorders was 24-28%, herewith among pupils of the 1st grade myopia was diagnosed in 2%, it was about 10% in the 5th grade, and 23% in the 11th grade. Diseases of the musculoskeletal system occur in more than 40% of the children enrolled in the study, which also has a negative effect on the development of refractive errors. In this study, there was no direct correlation between the frequency of diagnosis of refractive errors and in-depth training programs, which may be due to the competent organization of ophthalmic care for children in the district.
Conclusions. The obtained data on the frequency of refractive error, including myopia, in children and adolescents can be used as a basis for planning activities to improve preventive ophthalmic care for named above. Key words: refractive changes, children, preventive medical service.
Введение
Аномалии рефракции — важнейшая проблема детской офтальмологии. В течение последних десятилетий сохраняется тенденция роста числа детей с миопией и другими нарушениями аккомодации [13].
Значительные успехи, достигнутые в разработке современных медикаментозных и хирургических методов лечения миопии, не обеспечивают в должной мере стабилизацию зрительных функций и предотвращение осложнений, аномалии рефракции продолжают оставаться одним из самых распространенных в мире глазных заболеваний и наиболее частой причиной снижения зрения. Распространенность миопии растет с каждым годом: в 1987 г. миопия встречалась у 32,2% учащихся школы [1, 3, 4], по данным 1996 г. — у 40% выпускников школ, по данным 2005 г. — доля детей с миопией достигает 46-52% среди учеников старших классов [1, 5, 6]. По данным зарубежных авторов, распространенность миопии зависит от региона проживания и может достигать 74-84% у населения стран Юго-Восточной Азии [7].
Близорукость является проблемой для каждого четвертого жителя Земли [8]. Прогнозы неутешительны: по мнению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уже к 2020 году количество людей с миопией увеличится до 2,5 млрд, то есть близорукостью будет страдать каждый третий человек [9]. В наши дни в США близорукость диагностируется в 1,5 раза чаще, а в Китае, Тайване и Гонконге — в 2 раза чаще, чем 20 лет назад [7, 8, 9]. В России миопия занимает 3-е место по взрослой и 2-е — детской инвалидности [5, 6]. Около 1,6 млрд человек в мире имеют аномалии рефракции. Согласно прогнозам зарубежных авторов к 2020 г. 2,5 млрд человек будут страдать от близорукости [10].
По данным Всемирной организации здравоохранения, число людей, страдающих миопией, в развитых странах варьирует от 10 до 90%. В России более 10% населения близоруки, в то время как в США и Европе таких пациентов более 25%, а в странах Азии этот показатель достигает 80% [11, 12].
ВОЗ избрала низкое зрение при неисправленных аномалиях рефракции одним из ведущих направлений по ликвидации предотвратимой слепоты к 2020 г. [11, 12]. Некорригированная миопия создает трудности при выполнении зрительной работы, снижает профессиональную адаптацию и ухудшает качество жизни [13, 14]. Близорукость может сопровождаться отслойкой сетчатки и миопической макулопатией, которые являются причиной инвалидности в молодом трудоспособном возрасте. В общей структуре инвалидности по зрению миопия составляет 18,0% и занимает третье ранговое место [15, 16].
Вопросы стабилизации миопии и предотвращения осложнений, ассоциированных с данным видом аномалии рефракции, остаются одной из наиболее актуальных проблем. При неблагоприятном течении миопия становится причиной развития рети-нальных осложнений, косоглазия, снижения корригированной остроты зрения, в тяжелых случаях ведет к инвалидности в трудоспособном возрасте. Близорукость, приобретенная в школьном возрасте, встречается наиболее часто [19].
Решающее значение в развитии миопии среди детей школьного возраста придается зрительной работе на близком расстоянии, особенно при неблагоприятных гигиенических условиях, отягощенной наследственности и слабости аккомодации [4].
В исследованиях российских и зарубежных ученых последних лет было установлено существенное увеличение распространенности миопии у школь-
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ I
ников от начала до окончания школьного обучения, чему способствует интенсификация информационного обеспечения образовательного процесса, сопровождающегося дополнительными зрительными нагрузками. Развитие заболевания у ребенка чаще всего начинается в 7 лет. Именно в это время у ребенка наблюдается заметное ухудшение зрения. Следующий скачок развития миопии у ребенка обычно происходит в 12-13 лет, а потом — в 17-18 лет [17, 18].
Описанные выше факты обуславливают актуальность настоящего исследования, целью которого стало актуализировать данные о частоте миопии и других аномалий рефракции у детей школьного возраста в г. Москве и изучить влияние на данный показатель основных факторов риска. Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
• Провести комплексное офтальмологическое обследование детей школьного возраста в г. Москве.
• Изучить заболеваемость и распространенность болезней глаза и его придаточного аппарата (Н00-Н59), в том числе аномалий рефракции.
• Определить факторы риска, оказывающие влияние на показатели заболеваемости и распространенности изучаемой группы заболеваний.
• Разработать практические рекомендации по совершенствованию офтальмологической помощи детям школьного возраста.
Пациенты и методы
В качестве базы исследования были выбраны школы Южного административного округа (ЮАО) г. Москвы, прикрепленные к ДГП №12 г. Москвы (Филиал №1). Период проведения исследования: сентябрь 2016 — май 2017 г. В исследование были включены дети школьного возраста: ученики 1, 5, 11 классов.
Критерии включения
Миопия — рефракция выше -0,5 дптр.
Гиперметропия — рефракция выше +0,5 дптр.
Астигматизм выше 0,5 дптр.
Методы офтальмологического обследования: определение остроты зрения, авторефрактометрия, скиаскопия, коррекция рефракционных нарушений.
Для оценки коморбидности и влияния углубленной образовательной программы как фактора риска развития аномалий рефракции был проведен ретроспективный анализ первичной медицинской документации и карт диспансерного наблюдения детей, включенных в настоящее исследование.
Полученные результаты были обработаны с применением математического и аналитического методов, а также с использованием методов описательной статистики.
Результаты
Всего обследовано 1586 детей из 5-ти школ ЮАО, из них: 498 учеников 1-х классов; 709 — 5-х классов; 379 — 11-х классов.
Сведения о частоте рефракционных нарушений, в том числе миопии приведены в таблице 1.
Согласно полученным результатам, доля детей с рефракционными нарушениями составляет 24-28% в изучаемых возрастных группах, при этом доля пациентов с миопией среди учащихся 1-х классов составляет всего 2%, к 5 классу этот показатель составляет 10%, в 11 классе достигает 23%, т.е. увеличивается более чем в 10 раз.
Следует отметить, что полученные результаты ниже средних значений, представленных в российской литературе, согласно которым миопиче-ская рефракция определяется в среднем у 32,1% школьников. При этом число близоруких учеников увеличивается с 4,9% в первом классе до 45,95% к выпускным классам, при этом значительный рост отмечается при переходе от младшего звена к среднему [17]. Что свидетельствует о высоком уровне организации офтальмологической помощи в изучаемом округе г. Москвы.
Согласно результатам настоящего исследования с пятого класса частота развития миопии у девочек достоверно выше по сравнению с мальчиками того же возраста. Данная закономерность выявлена и в 11 классе, что, бесспорно, свидетельствует о неблагоприятном влиянии учебных зрительных нагрузок. Установленный факт может быть объяснен тем, что девочки больше времени уделяют процессу обучения и с более быстрым темпом роста девочек в эти возрастные периоды.
При изучении сопутствующих заболеваний, установлено, что наряду с заболеваниями глаза и его придаточного аппарата, у детей, включенных в исследование, наиболее часто встречаются болезни
Таблица 1.
Результаты офтальмологического обследования школьников
Класс Мальчики Девочки Всего
Аномалии рефракции, абс., % Миопия абс., % Аномалии рефракции, абс., % Миопия абс., % Аномалии рефракции, абс., % Миопия абс., %
1 класс 151 173 498
44 (30%) 8 (5%) 59 (34%) 3 (2%) 121 (24%) 10 (2%)
5 класс 378 332 710
76 (21%) 29 (8%)* 93 (28%) 41 (13%)* 169 (24%) 69 (10%)
11 класс 214 165 379
46 (22%) 38 (18%)* 59 (36%) 43 (26%)* 105 (28%) 87 (23%)
Примечание: * — р<0,05
Таблица 2.
Сведения о наиболее распространенных группах заболеваний детей школьного возраста
Класс Доля детей с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани Доля детей с болезнями глаза и придаточного аппарата Доля детей с болезнями органов дыхания
1 класс 32% 43% 41%
5 класс 24% 24% 28%
11 класс 13% 13% 8%
костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также болезни органов дыхания. Сведения о 3-х наиболее распространенных группах заболеваний детей школьного возраста приведены в таблице 2.
Таким образом, результаты исследования подтверждают ранее известный факт о связи болезней глаза и придаточного аппарата с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, и рост распространенности числа детей с XIII классом заболеваний по мере их взросления, безусловно, является фактором риска и в отношении развития патологии органа зрения
Также в рамках настоящего исследования было изучено влияние углубленных образовательных программ на вероятность офтальмологической патологии, достоверной взаимосвязи получено не было. В то время, как болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани чаще были диагностированы среди учащихся в учреждениях с углубленными учебными программами по сравнению со средними значениями 32%, 43% и 41% в 1-м, 5-м и 11-м классах, соответственною, и уже с начальной школы достигала 50%. Соответствие средним значениям, а в отдельных случаях и меньший показатель частоты офтальмологической патологии у детей, обучающихся в специализированных учреждениях, обусловлено, по мнению исследователей, грамотной организацией специализированной помощи в изучаемом районе.
В Филиале 1 ДГП №12 ДЗМ долгие годы успешно работает окружное офтальмологическое отделение, в структуру которого входит кабинет охраны зрения. Сотрудники отделения осуществляют ежегодное динамическое диспансерное наблюдение детей и курацию организации учебного процесса в прикрепленных к филиалу учебных учреждений.
Выводы
По результатам обследования 1586 школьников, доля пациентов с рефракционными нарушениями составляет 24-28%, при этом доля пациентов с миопией среди учащихся 1-х классов составляет всего 2%, к 5 классу этот показатель составляет 10%, в 11 классе достигает 23%, т.е. увеличивается более чем в 10 раз, что свидетельствует о неблагоприятном влиянии учебных зрительных нагрузок.
Заболевания органа зрения и его придаточного аппарата занимают второе место среди наиболее распространенных заболеваний детей школьного возраста. При этом доказана взаимосвязь изучаемой патологии с заболеваниями костно-мышечной системы и патологией соединительной ткани, которые занимают первое место по распространенности у школьников, что необходимо учитывать при разработке программ профилактики.
Полученные данные о частоте аномалий рефракции, и влиянии на данный показатель факто-
ров риска могут использоваться в качестве основы планирования мероприятий по совершенствованию профилактической офтальмологической помощи детскому и подростковому населению.
Внедрение прогностической матрицы для определения степени риска возникновения аномалий рефракции в различные возрастные периоды служит базой для мероприятий по их раннему выявлению, профилактике, коррекции прогрессирования у школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Либман E.C., Шахова E.B. Слепота и инвалидность вследствие патологии органа зрения в России // Вестник офтальмологии. - 2006. - №1. - С. 35-37.
2. Чичерин Л.П. Ведущие проблемы охраны здоровья детей и подростков // Бюллетень Национального НИИ Общественного Здоровья РАМН. - 2011. - №2. - С. 17-20.
3. Аветисов Э.С. Близорукость. — М.: Медицина, 1999. — 288 с.
4. Тарутта Е.П. Возможности профилактики прогрессирующей и осложненной миопии в свете современных знаний о ее патогенезе // Вестник офтальмологии. — 2006. — Т. 122, №1. — С. 43-47.
5. Нероев В.В. Организация офтальмологической помощи населению Российской Федерации // Вестник офтальмологии. — 2014. — Т. 30, №6. — С. 8-12.
6. Катаргина Л.А., Михайлова Л.А., Состояние детской офтальмологической службы Российской Федерации // Российская педиатрическая офтальмология. — 2015. — Т. 10, №1. — С. 5-10.
7. Lin L.L., Shih Y.F., Hsiao C.K. et al. Epidemiologic study of the prevalence and severity of myopia among schoolchildren in Taiwan in 2000 // Journal of The Formosan Medical Association. — 2001. — Vol. 100, №10. — P. 684-691.
8. Pan C.W., Dirani M., Cheng C.Y. The age-specific prevalence of myopia in Asia: a meta-analysis // Optom. Vis Sci. — 2015. — Vol. 92, №3. — Р. 258-66.
9. Santos-Bueso E., Dorronzoro-Ramirez E., Gegundez-Fernandez J.A. et al. Causes of childhood blindness in a developing country and an underdeveloped country // J. Fr. Ophtalmol. — 2015. — Vol. 38, №5.
— P. 427-30.
10. Kempen J.H., Mitchell P., Lee K.E. The prevalence of refractive errors among adults in the United States, Western Europe, and Australia // Arch. Ophthalmol. — 2004. — Vol. 122. — P. 495-505
11. Pan C.W., Ramamurthy D., Saw S.M. Worldwide prevalence and risk factors for myopia // Ophthalmic Physio. — 2012. — Vol. 32. — P. 3-16.
12. Pizzarello L., Abiose A., Duerksen R. et al. VISION 2020: The Right to Sight: a global initiative to eliminate avoidable blindness // Arch. Ophthalmol. — 2004. — Vol. 122, №4. — P. 615-620.
13. Vu H.T., Keeffe J.E., McCarty C.A., Taylor H.R. Impact of unilateral and bilateral vision loss on quality of life // Br. J. Ophthalmol.
— 2005. — Vol. 89. — P. 360-363.
14. Rim T.H., Kim S.H., Lim K.H. et al. Refractive Errors in Koreans: The Korea National Health and Nutrition Examination Survey 20082012 // Korean J. Ophthalmol. — 2016. — Vol. 30, №3. — P. 214-24.
15. Santos-Bueso E., Dorronzoro-Ramirez E., Gegundez-Fernandez J.A. et al. Causes of childhood blindness in a developing country and an underdeveloped country // J. Fr. Ophtalmol. — 2015.
— Vol. 38, №5. — P. 427-30.
16. Bourne R.R., Jonas J.B., Flaxman S.R. et al. Prevalence and causes of vision loss in high-income countries and in Eastern and Central Europe: 1990-2010 // Br. J. Ophthalmol. — 2014. — Vol. 98, №5. — P. 629-38.
17. Ковалевский Е.И. Руководство к практическим занятиям по детской офтальмологии. — М.: Медицина, 1973. — С. 77-79.
18. Никифоров А.С., Гусева М.Р. Офтальмоневрология. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. — С. 162-163.
Конфликт интересов отсутствует
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ I