Министерство внутренних дел Российской Федерации как субъект реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних
А. В. ВИНОГРАДОВ,
старший преподаватель-методист кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях
центра командно-штабных учений (Академия управления МВД России) E-mail: avinogradov61@mvd.ru
Ministry of Internal Affairs of Russia as a Subject of Realization
in Criminal Policy for Minors
A. V. VINOGRADOV,
Senior Lecturer-Methodist at the Department of Management of Bodies and Units
of the Internal Affairs in Special Conditions (Centre for Command Staff Trainings) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В статье проведен краткий анализ тех задач и функций, которые возложены на подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации в части реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних, который показал ряд недостатков в данной деятельности, в том числе необходимость наличия у сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, прежде всего, педагогического образования.
Министерство внутренних дел Российской Федерации, реализация уголовной политики, несовершеннолетние.
УДК 342.518:343
The paper analyzes tasks and functions which are assigned to divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia regarding realization of criminal policy for minors. Some shortcomings of this activity, especially need of presence at the staff of divisions for minors, first of all, of pedagogical education is carried out.
Ministry of Internal Affairs of Russia, realization of criminal policy, minors.
Несовершеннолетние — неотъемлемая составная часть любого общества, и возраст — это всего лишь переходное состояние человека, поэтому сегодня политика государства в отношении несовершеннолетних — это многофункциональная политика, включающая большой комплекс мер, прямо или косвенно затрагивающих лиц с рождения и до 29 лет, охватывающая деятельность специализированных центральных правительственных и муниципальных учреждений, комитетов по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних, а также общественных организаций. Это система мер по «завоеванию», удержанию и поддержанию определенного социального (экономического, правового, политического, этнического, культурного
и т. д.) статуса молодежи, которая в силу тех или иных причин оказывается или может оказаться в перспективе в трудном, ущемленном положении по сравнению с другими группами населения, не в состоянии только собственными силами улучшить свое положение [8].
Можно констатировать тот факт, что на сегодняшний день приоритеты уголовной политики существенно изменились, и основное направление деятельности по отношению к несовершеннолетним — это деятельность по выявлению причин их преступности и нейтрализации способствующих им условий.
Профилактика правонарушений является составной частью различных видов деятельности (например, таких, как процессуальная,
административная, воспитательная, хозяйственная и др.). Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних — это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих беспризорности, безнадзорности, антиобщественным действиям и правонарушениям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [1, 5, 7]. В качестве таких причин могут выступать любые антиобщественные проявления в поведении несовершеннолетних, в том числе злостное уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, уход из дома и т. п.
К настоящему моменту, как совершенно справедливо указывает А. А. Беженцев, основной центр тяжести профилактической работы по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних сместился в сторону органов внутренних дел, поскольку они в целом и подразделения по делам несовершеннолетних в частности являются замыкающим звеном в длинной цепи субъектов государственной профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, возраст которых не достиг 18 лет. Таким образом, роль подразделений МВД России заключается, с одной стороны, в смягчении тех последствий, которые вызваны неэффективностью превентивной работы других субъектов на более ранних этапах профилактики, а с другой стороны, в осуществлении профилактических мероприятий непосредственно с несовершеннолетними лицами, поведение которых приобрело крайние формы девиации [6].
Основной объем непосредственной реализации уголовной политики в системе МВД России приходится на подразделения, организации и службы полиции, что вытекает, в частности, из ее основных направлений деятельности, установленных Федеральным законом «О полиции» [2], в числе которых защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, обеспечение правопорядка в общественных местах и ряд иных.
Анализ задач МВД России и направлений деятельности полиции показывает, что в реализации уголовной политики, в том числе уголовной политики в отношении несовершеннолетних, участвуют практически все подразделения органов внутренних дел, осуществляя админи-
стративную, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, профилактическую деятельность и другие функции. Исходя из целей и задач уголовной политики, основной в этой сфере является деятельность по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию преступлений.
Среди множества обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, необходимо выделить такую, на наш взгляд, наиболее важную, как выявление причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, принятие в пределах своих полномочий мер по их устранению; выявление лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы; участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участие в пропаганде правовых знаний, осуществление оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также принятие мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан и др.
Систему субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних МВД России можно условно разделить на три уровня:
— субъекты общего предупреждения правонарушений несовершеннолетних, для которых основной задачей является создание необходимых материально-организационных условий деятельности других субъектов в целом (хозяйственная, финансовая, строительная и другие службы);
— субъекты специального предупреждения, для которых предупреждение преступности является одним из основных видов деятельности, но не доминирующим (следственный аппарат, уголовный розыск и т. д.);
— субъекты специального предупреждения преступности, для которых профилактика является основным и доминирующим видом деятельности (подразделения по делам несовершеннолетних).
В целом предупреждением преступности несовершеннолетних задействованы все службы и подразделения органов внутренних дел.
Например, наряды патрульно-постовой службы в целях осуществления предупреждения и пресечения правонарушений среди несовершеннолетних обязаны:
— предупреждать и пресекать преступления и иные правонарушения со стороны несовер-
шеннолетних на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;
— выявлять заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, доставлять таких несовершеннолетних в дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне;
— принимать меры к выявлению групп несовершеннолетних антиобщественной направленности, установлению мест их концентрации, докладывать о них оперативному дежурному, а также информировать участкового уполномоченного полиции и инспектора по делам несовершеннолетних, обслуживающих данный участок;
— знать на патрулируемой территории несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний, осужденных к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора, контролировать их поведение в общественных местах, обо всех правонарушениях с их стороны информировать инспектора по делам несовершеннолетних;
— выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий и докладывать о них оперативному дежурному, сотруднику уголовного розыска, участковому уполномоченному полиции и инспектору по делам несовершеннолетних;
— принимать меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (иных законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей [3].
В обязанности участковых уполномоченных входит установление организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, и принятие к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции мер, предусмотренных законодательством; оказание содействия сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в выявлении родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также ра-
ботников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и по принятию к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации [4].
Профилактическая деятельность подразделений следствия и дознания реализуется в двух основных формах — процессуальной (внесение представлений в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ) и непроцессуальной (индивидуальные профилактические беседы с несовершеннолетними, доклады, лекции в общественных организациях и объединениях, использование коммуникационных возможностей средств массовой информации и т. д.).
Процессуальная форма профилактической деятельности следователя (дознавателя) сводится к тому, что следователь (дознаватель) доводит до сведения соответствующих должностных лиц информацию о причинах и условиях, предлагая им принять меры, направленные на устранение (или минимизацию действия) указанных причин. По делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к таким обстоятельствам прежде всего относят условия и причины формирования у несовершеннолетнего антиобщественных взглядов и привычек, преступного намерения и его реализации, а также условия, которые способствовали преступному деянию, облегчили реализацию преступного замысла. Необходимо отметить, что предмет доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних значительно шире общего предмета доказывания и требует установления дополнительных социально-психологических, физиологических, правовых и иных данных, что обусловлено особым порядком судопроизводства по делам этой категории, его регламентацией как общими, так и специальными правилами.
Подразделения по делам несовершеннолетних (далее — ПДН), по нашему мнению, относятся к субъектам специального предупреждения преступности, для которых профилактика является основным и доминирующим видом деятельности.
В целом необходимо отметить, что деятельность ПДН достаточно эффективна, но не лишена недостатков, которые связаны как с нормативным обеспечением данной деятельности, так и субъективными факторами, такими как недостаточность предусмотренных законом мер в сфере профилактики преступности несовершеннолетних, необходимость более широкого взаимодействия с исполнительной властью органами местного самоуправления,
а также, по нашему мнению, необходимость усиления мер ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или правонарушений и явно излишняя либеральность судов при назначении наказания за данные деяния.
Кроме того, необходимо говорить о возложении на инспекторов ПДН выполнение несвойственных им функций — оцепление, требование выполнения функций дознания в ущерб профилактической работе. Среди нормативных проблем следует говорить о недостаточно регламентированном взаимодействии с иными учреждениями, осуществляющими профилактическую деятельность, о недостаточно проработанных момента в отношении предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. Требования о постановке на учет и осуществлении профилактической работы с категориями подростков, совершивших не только правонарушения, но и просто
с отклоняющимся поведением привели к тому, что школы, а тем более средние специальные учебные заведения, в том числе ПТУ, практически устранились от работы с трудными подростками. Сегодня существует требование о наличии у сотрудника полиции высшего юридического образования, однако требования наличия педагогического образования у инспектора ПДН нет, что существенно снижает эффективность профилактической работы с молодежью.
По нашему мнению, предупреждение общественно опасных деяний несовершеннолетних представляется наиболее злободневной проблемой. Это объясняется важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и формированием в связи с этим государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков как самостоятельного направления деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных, так и общества в целом.
Список литературы:
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) // Рос. газ. 1999. № 121.
2. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 (ред. 12.02.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 27. 7 июля.
4. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 (ред. 08.09.2016) // Рос. газ. № 6041. 27 марта.
5. Аносов А. В., Ищук Я. Г. Оперативно-разыскная профилактика преступлений несовершеннолетних: направления, содержание, меры // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 1 (45).
6. Беженцев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие. М., 2012.
7. Подколзина А. Ю. Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей как мера воздействия на противоправное поведение несовершеннолетних // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41).
8. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики / отв. ред. В. Т. Лисовский. М., 1994.