ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВВЕЛО ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН, НО АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ ОКАЗАЛСЯ МИЗЕРНЫМ
Не веря в объективность школьных учителей, Министерство образования ввело единый государственный экзамен. В Интернете предлагаются тестовые тексты по разумной цене и с возможностью списывать на современном техническом уровне. Впрочем, это не единственный недостаток ЕГЭ...
Эксперты Фонда «Общественное мнение» настаивают, что число сторонников Единого госэкза-мена (ЕГЭ) в России растет и расти будет. За последние два года число одобряющих выросло на целых 6%. Количество осуждающих снизилось на 7%.
Надо понимать - прозревшие оппоненты плавно перетекли к апологетам. Вот только «одобрямс» по-прежнему недотягивает даже до трети опрошенных - всего-то 28%. По-прежнему наибольшее число противников (41%) с высшим образованием, против - каждый третий москвич. А по городам и весям - там как? Здесь авторы похожего на заказной социологического панегирика изъясняются неопределенно-закругло; «Среди жителей областных центров, малых городов и сел относительное большинство респондентов воспринимают введение ЕГЭ с одобрением». Ну-ну...
Впрочем, можно согласиться: провинциалы верят, что волшебный ЕГЭ откроит их чадам дорогу к вершинам знаний. Еще бы, сколько лет людям вколачивали в сознание: «Любой школьник посылает результаты в любой вуз, его по этим результатам зачисляют». Но ведь это лукавство, если не прямая ложь. Самые престижные вузы (в представлении не нуждаются) противились и будут противиться ЕГЭ.
Они хотят посмотреть в глаза тем индивидуумам, из которых предстоит вылепить будущую интеллектуальную элиту страны. В творческих вузах «почтовые романы» с абитуриентами невозможны по определению. Другое дело какой-нибудь «чулочно-носочный» университет. Но таких и по регионам пруд пруди, стоит ли на столицу тратиться?
Одна из главных целей эксперимента по ЕГЭ, которую всегда озвучивают чиновники из Минобразования, - обеспечение равного доступа к получению высшего образования для всех, даже для школьников из провинции, у которых нет денег на подготовительные курсы или репетиторов.
Кстати, любопытная статистика: в один из московских вузов из присланных провинциалами 400 ЕГЭшных документов в Москву в результате не приехал ни один. И вообще: нигде в мире выпускников школ не принимают в вуз на основании свидетельства ЕГЭ. Только в Китае. В США при поступлении в вуз учитывается средний балл школьного аттестата, тесты (платные, обычно от 70 до 100 долларов) и очень в чести рекомендательные письма преподавателей, лично знающие абитуриента.
У нас есть похожая практика, только без писем. Родители абитуриентов буквально гоняются за репетиторами из числа будущих экзаменаторов. Их гонорар - завуалированная форма взятки за будущую «поддержку» при поступлении.
Письменный тест единого госэкзамена - это набор вопросов, к каждому из которых прилагается 4 возможных варианта ответов. Учащийся должен выбрать правильный вариант. По словам специалистов Российской академии образования, образец для отечественного ЕГЭ был взят в средней школе Америки.
Перед началом эксперимента они по заказу Минобразования проанализировали особенности экзаменов в развитых странах - Англии, Германии, Франции, Японии, США, подвергнув наибольшей критике американский вариант - единственный, включающий тесты с выбором ответов, Однако министерство почему-то выбрало именно его.
«Вступительный экзамен превратился в игру «Кто хочет стать миллионером», - говорится на одном из читательских форумов на «горячую» тему. - И свои ответы абитуриенты очень
Экономика образования ♦ № 1, 20081
65
часто дают по тому же принципу: «Не знаю, но, мне кажется...», «Звонок другу», «Помощь зала» и т. д. К сожалению, наши дети с введением ЕГЭ разучились аналитически мыслить, разучились говорить».
Единого «госа» все еще нет. Только в 2009-м Единые госы станут обязательными для всех российских выпускников и по всем 12 предметам. А пока есть эрзац-ЕГЭ. Кроме русского языка выпускники-2007 сдавали обязательные алгебру и литературу, а также два предмета по выбору. Но тут применимы «традиционные» формы. Причем повсеместно. То есть - в своей школе, своему учителю.
В сущности, затея с ЕГЭ - это ярко выраженный министерский вердикт недоверия школьному учителю. Но антикоррупционная составляющая оказалась мизерной. В Интернете вы без труда найдете сайт, предлагавший тест, текст вчерашнего Единого государственного экзамена по цене, сопоставимой со стоимостью теста в американском университете. Сервис на уровне информа-
ционного века: «Все наши клиенты получат доступ к Wap и sms-поддержку для списывания ответов с экрана мобильного телефона».
Еще один элемент профанации. Раньше у выпускника школы был единственный документ об образовании, тот самый «аттестат зрелости». Теперь буде два - еще и свидетельство о сдаче ЕГЭ в баллах от 100. Почти официально признано, что сотни не наберет никто. Поэтому баллы будут как-то трансформировать в общечеловеческие «пятерки», «четверки» или на худой конец, «тройки».
Но вот еще потрясающая деталь - система + 1! Говорят, временная. Это значит, что в борьбе с ЕГЭ и аттестата побеждает высшая оценка. Тогда, по логике от противного, двойку на Едином го-сэкзамене получить невозможно! В родной школе уж как-нибудь да натянут трояк! И он победит инновацию министра Фурсенко. А что до бумажки с высчитанными компьютером баллами, то, как сказал однажды Эрасту Фандорину Никита Михалков: «Засуньте его себе... в портмоне!»
М. Б. Гитман, Е. К. Гитман, Н. Н. Матушкин ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА В АСПИРАНТУРУ В УСЛОВИЯХ ДВУХСТУПЕНЧАТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Участвуя в Болонском процессе, Россия уверенно входит в мировое образовательное сообщество [1]. На этом пути должен быть осуществлен переход на двухступенчатую (бакалавриат и магистратура) систему подготовки в сфере высшего образования. Один из сложнейших вопросов, возникающих в связи с этим, касается организации приема в аспирантуру [2].
В российских вузах процесс поступления в аспирантуру отлажен и действовал долгие годы практически в неизменном виде. Все просто и понятно: специалист с высшим образованием имел право поступления в аспирантуру, в то время как человек, не получивший высшего образования, такого права был лишен.
Следует отметить, что во многих вузах исторически сложилась следующая практика. Ученый, к которому будет прикрепляться аспирант, по существу, сам выбирает претендента, с которым он хотел бы работать. Чаще всего это
студент, который какое-то время занимался под его научным руководством. Конкурс в аспирантуру в подобном случае превращается в формальность, а вступительные экзамены как орудие отбора не работают. Возможно, это не худший вариант, т.к. в аспирантуру принимают человека, имеющего некоторый опыт научной работы. Но и не лучший, поскольку при таком подходе многие способные выпускники остаются за бортом.
Пока система высшего образования оставалась одноступенчатой, прием в аспирантуру осуществлялся по традиционной схеме. Проблемы усугубились, когда ступеней стало две, а выпускник официально получает диплом о высшем образовании после окончания не только магистратуры, но и бакалавриата. Итак, бакалавр, как человек с высшим образованием, имеет полное право поступать в аспирантуру. Заметим, что при этом он имеет преимущество перед магистром
66
© М. Б. Гитман, Е. К. Гитман, Н. Н. Матушкин, 2008