Научная статья на тему 'Министерство образования ввело единый государственный экзамен, но антикоррупционный эффект оказался мизерным'

Министерство образования ввело единый государственный экзамен, но антикоррупционный эффект оказался мизерным Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Министерство образования ввело единый государственный экзамен, но антикоррупционный эффект оказался мизерным»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВВЕЛО ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН, НО АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ ОКАЗАЛСЯ МИЗЕРНЫМ

Не веря в объективность школьных учителей, Министерство образования ввело единый государственный экзамен. В Интернете предлагаются тестовые тексты по разумной цене и с возможностью списывать на современном техническом уровне. Впрочем, это не единственный недостаток ЕГЭ...

Эксперты Фонда «Общественное мнение» настаивают, что число сторонников Единого госэкза-мена (ЕГЭ) в России растет и расти будет. За последние два года число одобряющих выросло на целых 6%. Количество осуждающих снизилось на 7%.

Надо понимать - прозревшие оппоненты плавно перетекли к апологетам. Вот только «одобрямс» по-прежнему недотягивает даже до трети опрошенных - всего-то 28%. По-прежнему наибольшее число противников (41%) с высшим образованием, против - каждый третий москвич. А по городам и весям - там как? Здесь авторы похожего на заказной социологического панегирика изъясняются неопределенно-закругло; «Среди жителей областных центров, малых городов и сел относительное большинство респондентов воспринимают введение ЕГЭ с одобрением». Ну-ну...

Впрочем, можно согласиться: провинциалы верят, что волшебный ЕГЭ откроит их чадам дорогу к вершинам знаний. Еще бы, сколько лет людям вколачивали в сознание: «Любой школьник посылает результаты в любой вуз, его по этим результатам зачисляют». Но ведь это лукавство, если не прямая ложь. Самые престижные вузы (в представлении не нуждаются) противились и будут противиться ЕГЭ.

Они хотят посмотреть в глаза тем индивидуумам, из которых предстоит вылепить будущую интеллектуальную элиту страны. В творческих вузах «почтовые романы» с абитуриентами невозможны по определению. Другое дело какой-нибудь «чулочно-носочный» университет. Но таких и по регионам пруд пруди, стоит ли на столицу тратиться?

Одна из главных целей эксперимента по ЕГЭ, которую всегда озвучивают чиновники из Минобразования, - обеспечение равного доступа к получению высшего образования для всех, даже для школьников из провинции, у которых нет денег на подготовительные курсы или репетиторов.

Кстати, любопытная статистика: в один из московских вузов из присланных провинциалами 400 ЕГЭшных документов в Москву в результате не приехал ни один. И вообще: нигде в мире выпускников школ не принимают в вуз на основании свидетельства ЕГЭ. Только в Китае. В США при поступлении в вуз учитывается средний балл школьного аттестата, тесты (платные, обычно от 70 до 100 долларов) и очень в чести рекомендательные письма преподавателей, лично знающие абитуриента.

У нас есть похожая практика, только без писем. Родители абитуриентов буквально гоняются за репетиторами из числа будущих экзаменаторов. Их гонорар - завуалированная форма взятки за будущую «поддержку» при поступлении.

Письменный тест единого госэкзамена - это набор вопросов, к каждому из которых прилагается 4 возможных варианта ответов. Учащийся должен выбрать правильный вариант. По словам специалистов Российской академии образования, образец для отечественного ЕГЭ был взят в средней школе Америки.

Перед началом эксперимента они по заказу Минобразования проанализировали особенности экзаменов в развитых странах - Англии, Германии, Франции, Японии, США, подвергнув наибольшей критике американский вариант - единственный, включающий тесты с выбором ответов, Однако министерство почему-то выбрало именно его.

«Вступительный экзамен превратился в игру «Кто хочет стать миллионером», - говорится на одном из читательских форумов на «горячую» тему. - И свои ответы абитуриенты очень

Экономика образования ♦ № 1, 20081

65

часто дают по тому же принципу: «Не знаю, но, мне кажется...», «Звонок другу», «Помощь зала» и т. д. К сожалению, наши дети с введением ЕГЭ разучились аналитически мыслить, разучились говорить».

Единого «госа» все еще нет. Только в 2009-м Единые госы станут обязательными для всех российских выпускников и по всем 12 предметам. А пока есть эрзац-ЕГЭ. Кроме русского языка выпускники-2007 сдавали обязательные алгебру и литературу, а также два предмета по выбору. Но тут применимы «традиционные» формы. Причем повсеместно. То есть - в своей школе, своему учителю.

В сущности, затея с ЕГЭ - это ярко выраженный министерский вердикт недоверия школьному учителю. Но антикоррупционная составляющая оказалась мизерной. В Интернете вы без труда найдете сайт, предлагавший тест, текст вчерашнего Единого государственного экзамена по цене, сопоставимой со стоимостью теста в американском университете. Сервис на уровне информа-

ционного века: «Все наши клиенты получат доступ к Wap и sms-поддержку для списывания ответов с экрана мобильного телефона».

Еще один элемент профанации. Раньше у выпускника школы был единственный документ об образовании, тот самый «аттестат зрелости». Теперь буде два - еще и свидетельство о сдаче ЕГЭ в баллах от 100. Почти официально признано, что сотни не наберет никто. Поэтому баллы будут как-то трансформировать в общечеловеческие «пятерки», «четверки» или на худой конец, «тройки».

Но вот еще потрясающая деталь - система + 1! Говорят, временная. Это значит, что в борьбе с ЕГЭ и аттестата побеждает высшая оценка. Тогда, по логике от противного, двойку на Едином го-сэкзамене получить невозможно! В родной школе уж как-нибудь да натянут трояк! И он победит инновацию министра Фурсенко. А что до бумажки с высчитанными компьютером баллами, то, как сказал однажды Эрасту Фандорину Никита Михалков: «Засуньте его себе... в портмоне!»

М. Б. Гитман, Е. К. Гитман, Н. Н. Матушкин ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА В АСПИРАНТУРУ В УСЛОВИЯХ ДВУХСТУПЕНЧАТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Участвуя в Болонском процессе, Россия уверенно входит в мировое образовательное сообщество [1]. На этом пути должен быть осуществлен переход на двухступенчатую (бакалавриат и магистратура) систему подготовки в сфере высшего образования. Один из сложнейших вопросов, возникающих в связи с этим, касается организации приема в аспирантуру [2].

В российских вузах процесс поступления в аспирантуру отлажен и действовал долгие годы практически в неизменном виде. Все просто и понятно: специалист с высшим образованием имел право поступления в аспирантуру, в то время как человек, не получивший высшего образования, такого права был лишен.

Следует отметить, что во многих вузах исторически сложилась следующая практика. Ученый, к которому будет прикрепляться аспирант, по существу, сам выбирает претендента, с которым он хотел бы работать. Чаще всего это

студент, который какое-то время занимался под его научным руководством. Конкурс в аспирантуру в подобном случае превращается в формальность, а вступительные экзамены как орудие отбора не работают. Возможно, это не худший вариант, т.к. в аспирантуру принимают человека, имеющего некоторый опыт научной работы. Но и не лучший, поскольку при таком подходе многие способные выпускники остаются за бортом.

Пока система высшего образования оставалась одноступенчатой, прием в аспирантуру осуществлялся по традиционной схеме. Проблемы усугубились, когда ступеней стало две, а выпускник официально получает диплом о высшем образовании после окончания не только магистратуры, но и бакалавриата. Итак, бакалавр, как человек с высшим образованием, имеет полное право поступать в аспирантуру. Заметим, что при этом он имеет преимущество перед магистром

66

© М. Б. Гитман, Е. К. Гитман, Н. Н. Матушкин, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.