Научная статья на тему 'МИНИАТЮРНЫЕ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

МИНИАТЮРНЫЕ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
19
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миниатюра / Алишер Навои / “Xamsa” / достон / “Садди Искандарий” / “Фарход ва Ширин” / “Сабай сайер”

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Дурдона Пулатжоновна Сайфутдинова

Миниатюрные работы обеспечивают наглядность на уроке, развивают устную речь, воспитывают учащихся в духе прекрасного, дают подробную информацию об образе жизни, одежде, обычаях и флоре и фауне наших предков того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МИНИАТЮРНЫЕ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 1 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

МИНИАТЮРНЫЕ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Дурдона Пулатжоновна Сайфутдинова

Преподаватель Андижанского государственного университета

АННОТАЦИЯ

Миниатюрные работы обеспечивают наглядность на уроке, развивают устную речь, воспитывают учащихся в духе прекрасного, дают подробную информацию об образе жизни, одежде, обычаях и флоре и фауне наших предков того времени.

Ключевые слова: миниатюра, Алишер Навои, "Xamsa", достон, "Садди Искандарий", "Фарход ва Ширин", "Сабай сайер"

Объем новых педагогических знаний расширяется в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», а исследования ориентированы на формирование свободной личности. Сегодня важно эффективное использование различных методов обучения в образовании.1

Один из важнейших вопросов сегодня - воспитать наших детей, за которыми стоит светлое будущее нашей страны, порядочными, добрыми, благородными и совершенными людьми. Связывание уроков родного языка и литературы с другими предметами, включая изобразительное искусство, важно для привития учащимся чувства утонченности и воспитания в духе красоты.

За годы независимости нашей республики широко изучается наше богатое историко-культурное наследие. В процессе изучения «Хамсы» Алишера Навои стоит познакомиться с миниатюрами эпоса. Начать лучше с сведений об искусстве миниатюры, о великом художнике Востока Камолиддине Бехзоде и его учениках Касиме Али, Мираке Наккаше, Дост Мухаммаде, Махмуде Музаххибе. Урок также будет более интересным, если вы познакомитесь с понятием миниатюрного «чтения». Ведь миниатюра - это небольшое по объему произведение, и в ней отражены несколько его проявлений. Эти представления располагаются сверху вниз. Каждая из них приобретает глубокий смысл и выполняет в произведении особые задачи. В миниатюре отражены образцы тюркского письма древней арабской письменности, изображение животного и растительного мира, пейзажей природы. Центральная часть произведения описывает событие, имеющее глубокое идейное содержание.

1 Sayfutdinova Durdona. "BOSHLANG'ICH SINFLARDA SIFAT SO'Z TURKUMINI O'QITISHDA MUAMMOLI TA'LIM TEXNOLOGIYALARI" Academic research in educational sciences, vol. 2, no. 9, 2021, pp. 159-163.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 1 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

Миниатюры к эпосам Алишера Навои были созданы в XV-первой половине XVI века и являются одним из самых ярких образцов изобразительного искусства периода Тимуридов. В них воплощены эстетические идеалы и художественный гений узбекского народа. Главные герои этих картин, считающихся уникальными памятниками мировой культуры, - бессмертные герои Навоийских эпосов. Они очаровывают своими блестящими общественными идеалами, благородными человеческими качествами, чистым сердцем и искренней любовью.

Для примера возьмем миниатюру из эпоса «Садди Искандарий» из альбома «Картины былин Алишера Навои» под названием «В присутствии шаха Искандера, сменившего трон на нищенство».

Картина представляет собой прекрасное изображение природы, наряду с образцами старинной узбекской письменности. В центре находится шах Искандер, а вокруг него искусно изображены чиновники и фигура нищего. Шах и его окружение с удивлением смотрели на нищего и кости в его руках.

Из картины видно, что Искандер, захватив западную землю, хотел назначить туда справедливого царя. По его опросу люди рекомендуют на царство одного из царских вельмож. Этот человек уехал из страны и жил на кладбище. Они приводят его к Искандеру. Босой и с обнаженным торсом, мужчина приходит с

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 1 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

двумя костями в руке. Когда Искандер спросил причину этого, нищий ответил: «Обходя гробницы, я увидел эти две кости и не мог определить, какая из них принадлежала царю, а какая нищему».

Нищие люди ставят щедрость выше царства, а щедрые люди ставят бедность выше царства. Эта картина прививает ученикам качества щедрости. Заслуживает внимания и картина «Похороны Искандера» по мотивам этого эпоса. На картине изображено песчано-голубое небо и плывущие по нему облака, облака с высокой совестью, плачущие женщины с черными платками на головах и люди, несущие на погребение усопшего Искандера, у которого обе руки были вынуты из гроба.

Шах Искандер покорил все климаты. Вся земля и воды мира перешли под его власть, и он произнес проповедь на голубом куполе неба, высек знаки справедливости на звездах. Перед смертью он завещал: «Выньте мою руку из гроба, чтобы люди видели, что эта рука, захватившая мир, уходит пустым из мира, и пусть это будет для них примером». По этим словам учим детей, что нельзя завидовать чужому имуществу. В то же время, если учащихся спросить об их впечатлениях от миниатюр и они будут отвечать, урок будет более живым.

Изучение эпоса «Фарход и Ширин» примечательно в миниатюре «Ёсуман извещает Фархода о смерти Ширин». На миниатюре изображены турецкие надписи арабским шрифтом, горы и дикая природа, а также образ Фархода и старой ведьмы. Изображен образ Фархода и ведьмы. На миниатюре изображена одежда старухи и трость в руке, а также дикое животное на ней. То, что намерения старухи злые, а сердце у нее черное, раскрывается через черное.

Заслуживает внимания и миниатюра «Бахром и Дилором на охоте» по мотивам эпоса «Сабъай Сайяр». Перед изучением «Истории пришельца из пятого климата», «Мехр и Сухайл» будут объяснены отношения между Бахромом и Дилором и причины строительства семи башен.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 1 I 2023

ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

П Шс.Ьсратоб. "Са&ьаи caùép" достонига ишланган миниатюра.

На картине изображены сцены охоты, как Дилором едет на лошади и наблюдает за Бахромом; шах Бахром целится из лука на оленя; раненый олень и охотящиеся люди Бахрома. Художник умел подбирать цвета с тонким вкусом. Черный цвет на миниатюре словно указывает на то, что грядут трудные дни. Ведь и конь Бахрома, и вода, текущая в канаве, изображены черным цветом.

Художник изобразил Дилором юной и красивой, любящей музыку, нежной принцессой в красном и с инструментом в руке. Скатывающиеся сверху камни говорят об усилении охоты. И вот однажды Бахром охотился. Рядом с ней Дилором. В этот момент появился олень. Бахром спросил Дилором, как стрелять в оленя. Дилором приказала связать обе ноги оленя и отрубить ему голову. Бахром убил оленя, как сказала Дилором. Вместо того, чтобы похвалить его, Дилором не признает мастерство Бахрома. По приказу шаха Дилором брошена в пустыню. На следующий день Бахром потерял сознание от угрызений совести. Чтобы облегчить его боль, строятся семь башен, где он слушает историю семи незнакомцев.

После прохождения определенной темы на уроках родного языка можно использовать эссе для усвоения информации о грамматических понятиях в сознании учащихся. Сочинения можно писать и на основе миниатюр. Возможно

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 1 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

использование изображения природы, изображения вещей, изображения времен года и описания изображений. Написание сочинений для учащихся по миниатюрам играет важную роль в развитии их устной и письменной речи. Это также расширяет кругозор учащихся. Приобретенные грамматические знания закрепляются.

Таким образом, миниатюрные произведения обеспечивают наглядность на уроке, развивают устную речь, воспитывают учащихся в духе красоты, дают исчерпывающую информацию об образе жизни, одежде, обычаях наших предков, а также о животном и растительном мире того времени. Одним словом, использование миниатюрных произведений на уроках родного языка и литературы дает положительные результаты. Неудивительно, что сегодня мы можем возродить нашу национальную культуру, придать ей новый смысл, содержание, придать воспитательной работе восточный дух.

Использованная литература

1. Авлиякулов H.X., Намозова H.J. Технологии проблемного обучения. - Т.: Изд-во "Наука и техника", 2008. - 80 стр.

2. Аминова С. Нетрадиционные методы на уроках родного языка / / языковое и литературное образование. - Ташкент, 1995. - № 1. - Б.

3. Муслимов Н. и так далее. Инновационные образовательные технологии. Ташкент: 2015. - 208 с.

4. Сафо Матжон. "Узбекская литература". T. : 2005. - 200 С.

5. P.P.Шабаратов "Миниатюра". T. : Мысль, 2011. - 128 С.

6. Sayfutdinova Durdona. "BOSHLANG'ICH SINFLARDA SIFAT SO'Z TURKUMINI O'QITISHDA MUAMMOLI TA'LIM TEXNOLOGIYALARI" Academic research in educational sciences, vol. 2, no. 9, 2021, pp. 159-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.