Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики
Е.С. Мартемьянова
Факультет менеджмента и экономики МГТУ, кафедра прикладной математики и естественнонаучных дисциплин
Аннотация. В статье показано влияние экологического фактора на развитие экономики и благосостояние общества и необходимость его учета в расширенном воспроизводстве. На примере использования минерально-сырьевых ресурсов сравниваются подходы к ресурсопользованию при государственном регулировании и рыночной экономике. Делается вывод о необходимости структурной перестройки и экологизации экономики, управления природопользованием вне зависимости от существующих форм собственности на землю и недра, от форм хозяйствования, о создании условий для сбалансированного природопользования как основного фактора устойчивого развития страны.
Abstract. In the paper the environmental factor influence on economics and welfare of the society has been shown. The conclusion on the necessity of structural reorganization and ecologization of economics, control on nature exploitation independently from ownership form and from forms of managing has been made. The author has tried to prove that the balanced nature exploitation is one of the main factors of country steady progressing.
1. Введение
Успехи большинства экономически развитых стран мира во многом обязаны использованию возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов (ПР). Однако бессистемный и разрушительный характер ресурсопользования порождает экологические проблемы. Устаревшие технологии, являющиеся основным источником загрязнения окружающей природной среды (ОПС), наиболее энергоемки, требуют использования дефицитных невозобновляемых ПР, характеризуются опасными отходами, поэтому их применение должно сдерживаться будущими расходами на охрану ОПС. Внедряемые подходы и элементы рыночной экономики не сопровождаются адекватными действиями по созданию безопасных для жизни и безвредных для здоровья человека условий труда и среды обитания. Таким образом, экологический фактор оказывает значительное влияние на благосостояние общества: ухудшается состояние здоровья населения, увеличивается число генетических нарушений, сокращается продолжительность жизни. Другим следствием изменения состояния ОПС является ухудшение биологической продуктивности естественных экосистем (биогеоценозов). Показателен такой пример. Незамерзающее Баренцево море является одним из важнейших районов рыбного промысла. По значимости этот регион можно сравнить с районами Исландии и Норвежским морем. Особенно важным для России является сохранение и оптимальное использование биоресурсов на шельфе Баренцева моря, в том числе и в экономической зоне. Продуктивность моря за последние 30 лет снизилась в пять раз из-за ядерных испытаний, проводившихся на Новой Земле в 1960-1961 гг. Самая крупная в Северном полушарии колония рыбоядных птиц, насчитывавшая 8 млн особей и находившаяся в этом море, сократилась до 25 тысяч. Стадо сельди пришло к нулю и лишь теперь начинает восстанавливаться (Берестовский и др., 1997).
2. Структурная перестройка и экологизация экономики
Возрастание зависимости экономического развития от состояния ОПС привело к необходимости рассмотрения ОПС и общественного производства в качестве компонентов единой системы "общество -природа" и заставило по-новому взглянуть на традиционные экономические теории и методы. Поэтому в последнее время все чаще говорят о необходимости совершенствования экономической теории и разработки новых методов управления общественным производством, перехода к рациональному ресурсопользованию и экономике природопользования (Ляпина, 1997; Гирусов и др., 1998). Например, основным принципом в управлении запасами рыб и беспозвоночных в Баренцевом море стало установление общего лимита вылова в зависимости от состояния эксплуатируемых запасов. Цель управления - рациональное использование сырьевых ресурсов, получение максимального устойчивого улова при сохранении биопродуктивности водоема. Квотирование промысла здесь началось с 1977 г. Трансграничный характер запасов большинства промысловых рыб вызвал необходимость совместного регулирования промысла государствами-совладельцами биоресурсов через их интенсивный мониторинг.
Суть нового эколого-экономического мышления хорошо выражена в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее", выводы и предложения которого были положены в основу многих решений Конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992):
"Экономика не ограничивается созданием материальных ценностей, а экология не относится только к охране природы; оба понятия в равной мере касаются улучшения судьбы человечества" (Конференция ООН..., 1994). Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и видов деятельности человека. Это потребует целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических мер. Очевидно, что в этом случае осуществление принципов рационального природопользования возможно лишь в общих рамках управления общественным производством. Рациональное природопользование обязывает рассматривать природные (экологические) процессы и хозяйственную деятельность человека как единую биоэкологическую систему "производство - окружающая среда". Следовательно, проблема управления общественным производством перерастает в несравнимо более сложную проблему биосферосовместимой деятельности. В самом общем виде она может быть сформулирована следующим образом: выбрать такое соотношение между достигнутым уровнем мощностей технологических систем и их дальнейшим развитием, которое обеспечило бы сохранение качества ОПС в определенных строго заданных пределах.
Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должно базироваться на планомерном росте ее составляющих, и прежде всего за счет минерально-ресурсного потенциала. Под понятием "устойчивое развитие" (УР) мировое сообщество подразумевает такую модель развития общества, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без лишения такой возможности будущих поколений, т.е. под УР понимают устойчивость темпов экономического роста (по некоторым оценкам, не более 2-3 % в год), при котором уровень давления на ОПС компенсировался бы темпами самовосстановления ее качеств. В настоящее время сохранение экологического равновесия трактуется как достижение УР. Уровень жизни человека напрямую связан с потреблением ПР до тех пор, пока среда самовосстанавливает свои качества. Но как только темпы использования ПР превышают темпы самовосстановления среды жизни, человек, чтобы выжить, должен тратить новые ресурсы и энергию на поддержание качества среды. Например, известно, что способность к самостоятельному восстановлению основных свойств ОПС (экологическая емкость среды) на Севере существенно ниже, чем в умеренных и южных регионах (табл. 1). Следовательно, в эпоху товарно-денежных отношений экологическое равновесие выступает как своеобразный товар. Его стоимость включает прямые затраты на охрану ОПС и косвенные, связанные с отказом от перспективных экономических, но экологически неприемлемых начинаний.
Таблица 1. Особенности восстановления компонентов ОПС в районах Севера
Характер антропогенного воздействия Увеличение периода восстановления по сравнению со среднеширотными районами
Вырубка леса в 3-4 раза
Разрушение плодородного слоя почвы (2.5-3 см) в 2.5-10 раз
Колеи от транспорта в 3-5 раз во влажных грунтах; в 15-20 раз в сухом мерзлом грунте
Сброс отходов целлюлозно-бумажного производства средней мощности в 7-10 раз
Загрязнение воздуха в 2 раза
Загрязнение воды нефтепродуктами в 25 и более раз
Под УР применительно к минерально-сырьевым ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем создания надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России с учетом экологических, социальных, демографических, оборонных и других факторов. В РФ, так же, как и во многих других государствах, проводивших индустриализацию на основе экстенсивного использования ПР, резко увеличен ресурсный сектор и наиболее развиты природоэксплуатирующие отрасли (рис. 1). Однако при этом бережное, экономное отношение к ресурсам отсутствует, мало новых ресурсосберегающих технологий, в продукцию превращается лишь 5-10 % добываемого минерального сырья, около 11 % биологической продукции сельского и лесного хозяйства. Поэтому именно первичные отрасли, особенно перерабатывающие производства, становятся главными загрязнителями ОПС и представляют опасность для людей. На "этажах" производств, перерабатывающих ПР в конструкционные материалы, вещества и энергию, непомерно растет промежуточный продукт невысокого качества, что приводит к огромным затратам. Например, по производству стали Россия в 1990 г. превосходила США, но при этом в 2-3 раза уступала им по производству машиностроительной продукции. Поэтому изменения в технологии, повышение качества стали при экономии сырья и энергии, выпуск новых сортов проката позволят снизить потребности в металле, потери при его обработке, а также уменьшить вес конструкций.
Новые технологии снижают долю затрат на энергообеспечение валового продукта (в странах мира) до 3.5 %, в то время как в России эти затраты превышают 11 %. Следовательно, необходима переоценка в развитии не только традиционных для России природоэксплуатирующих первичных отраслей, но и производств, перерабатывающих ПР. Только так можно ликвидировать затратный характер экономики страны.
Рис. 1.
Функциональная структура хозяйства России
Структурная перестройка экономики должна проводиться в условиях изменения законодательства в области экологизации экономики, ужесточения стандартов технологических процессов, обеспечивающих восстановление качества среды обитания и получение экологически безопасной продукции. Сегодня основной стратегической линией научной и хозяйственной деятельности людей должна стать формула: понять, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы рационально использовать. Экологизация - это процесс последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования ПР и условий наряду с улучшением или хотя бы сохранением качества ОПС на локальном, региональном и глобальном уровнях (от отдельного предприятия до техносферы). Определив понятие "экологизация" как совокупность методов и средств оптимизации природопользования, следует сделать вывод о необходимости приведения структуры потребления, охраны и воспроизводства ПР и условий ОПС в соответствие с законами и принципами функционирования биосферы и ноосферы. Экологизация природопользования - научный подход к решению проблем изменения отношений человека к ПР и условиям ОПС, оценке путей и средств развития общественного производства, науки и образования, воспитания людей. Главные цели экологизации:
- оптимизация условий жизнедеятельности общества путем сохранения и улучшения свойств ОПС;
- перевод производств на безотходные технологии и замкнутые циклы ресурсопотребления;
- рациональное использование ПР, обеспечивающее их охрану и расширенное воспроизводство;
- защита и сохранение генофонда биосферы.
Если во всех секторах общественного производства, на каждом предприятии не будет осуществляться политика, ориентирующая на снижение негативных воздействий на ОПС, то это приведет к снижению экономической эффективности их функционирования, конкурентоспособности и исключению из сферы общественного производства. Целесообразны следующая последовательность и приоритетность в экологизации экономики:
- альтернативные варианты решения экологических проблем;
- развитие малоотходных и ресурсосберегающих технологий, технологические изменения;
- внедрение природоохранных мероприятий.
При этом на каждом этапе экологизации необходимо соблюдать принцип разумных компромиссов между экологическим регламентом и потребностями развития хозяйственной сферы. В социально-экономическом плане экологизация требует перехода от затратного принципа к природосберегающим методам хозяйствования, отказу от экстенсивного, расширенного потребления ПР, получению максимума полезностей при минимуме вовлекаемого сырья и нарушения среды жизни. Заслуживает внимания определение "экологичное" предприятие, приведенное в докладе Международного Совета предпринимателей по УР (1991): "Если корпорации способны достичь больших результатов с помощью разумной хозяйственной деятельности, предотвратить загрязнение ОПС, применить экологически чистое сырье, более совершенные технологии и чистые продукты, то они тем самым способствуют эффективному восстановлению ресурсов и могут по праву считаться "экологичными" (Самкова и др., 1996).
Приоритетным направлением в решении указанных проблем является внедрение наукоемких, малоотходных, экологически безопасных и природосберегающих технологий переработки природного сырья. Анализ развития мировой экономики показывает, что экономический рост развитых стран составляет 2-3 % в год и достигается, как правило, за счет внедрения высоких технологий. Учитывая это, российская экономика должна
иметь темп роста 4-6 %, и это может быть обеспечено за счет добычи, переработки и эксплуатации минерально-сырьевых ресурсов. Смена технологий в одних случаях удорожает производство, в других - удешевляет. Считается, что уровень инфляции от принятия экологических требований не превышает 1-1.5 % в год, хотя цена очистных сооружений и устройств достигает 5-10, а иногда 40-45 % от капиталовложений в новые промышленные объекты. Таким образом, экотехнологии — это инженерно-технические приемы (совокупность приемов и способов извлечения и использования ПР, способов обработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, утилизации отходов производства и (или) их обезвреживания перед выбросом (сбросом) в ОПС), сводящие к минимуму негативные воздействия предприятий на ОПС, построенные по принципу природных процессов, иногда как прямое их продолжение, например контурное земледелие, почвосберегающие приемы обработки земель (безотвальная обработка) и др. Термин "экологическая промышленность" распространяется также на производство очистного оборудования, "экологизированной техники" (например, солнечные коллекторы, гелиоустановки), товаров одноразового потребления (шприцы, детское белье) идр.
Современная научно-техническая революция (НТР) подразумевает в первую очередь развитие науки, техники и технологий, производства, управления и характеризуется превращением науки в непосредственную производительную силу общества, при этом производство становится все более наукоемким. Возникает система "наука - производство" и "образование - наука - производство". Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции. В экономически развитых странах затраты на науку составляют 2-3 % ВВП, в развивающихся странах - доли процента. Огромная доля (85 %) таких расходов в мире приходится на промышленно развитые страны. Так, общепризнанные в мире успехи Японии во внедрении достижений НТР в промышленность тесно связаны с блестяще поставленной системой образования и крупными затратами на него. В США расходы на НИОКР примерно соответствуют совокупным расходам стран Западной Европы и Японии и в несколько раз превышают аналогичные затраты в России. Недостаточное финансирование НИОКР в России - одна из причин того, что ряд показателей технического уровня производства в нашей стране ниже, чем на Западе.
Процесс перехода от природоразрушающей к биосферосовместимой деятельности уже начался в глобальном масштабе. Например, в настоящее время в Японии реализуется программа перехода от технологий, эксплуатирующих природу (мало- и безотходных, но в целом чужеродных для нее), к технологиям, взаимодействующим с природой, завершение которой планируется к 2000 г. Анализ такого взаимодействия позволяет сделать вывод о том, что в современной экологической ситуации в классическую схему расширенного воспроизводства, наряду со средствами производства и предметами потребления (экономическая подсистема), следует включить также воспроизводство ПР и благоприятной для человека ОПС (экологическая подсистема) (рис. 2).
Можно ли изменить технологию? Убедительным является такой пример. Когда использование фенилртути в шведской бумажной промышленности было признано причиной "ртутной катастрофы" в стране и биологи предложили изменить технологию производства бумаги, т.е. отказаться от применения ртути, представители промышленности заявили, что сделать это невозможно, так как нет иного способа предотвратить развитие плесени на бумажной массе, идущей на экспорт. Однако вскоре был разработан метод подсушивания биомассы, позволяющий консервировать ее без ущерба для качества бумаги. Вывоз бумажной массы обходится теперь даже дешевле, так как вес ее уменьшился в результате удаления воды, которая раньше утяжеляла продукт и удорожала его транспортировку.
Современная техника допускает бурение глубиной до 5 км и более не только вертикальных, но и наклонных скважин. Использование буровых стационарных платформ типа "Шельф" позволило обеспечить добычу нефти в открытом море на глубине до 300 м. Большое значение имеет совершенствование способов извлечения нефти и повышение степени ее извлечения с 30-35 % по отношению к ее содержанию в недрах до 50-60 %, с закачкой в нефтяные пласты теплой воды и пара при температуре 100-110° С. Глубина переработки нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах не
Рис. 2. Схема расширенного воспроизводства с учетом экологических факторов
превышает 62 %, в то время как мировой уровень составляет 85-90 %. Выход светлых нефтепродуктов из 1 т нефти в России составляет 53 %, в мире - 90 % (Россия в окружающем мире..., 1998).
Челябинский ДСК производит экологически чистый пористый бетон из отработанных горных пород в виде блоков, заменяющих кирпич. При этом одновременно происходит экономия природного строительного материала и снижение отходов производства; Ковдорский ГОК в Мурманской области перешел на реутилизационное производство - извлечение ценных веществ из своих хвостохранилищ. Таких "отходов" на Кольском полуострове скопилось более чем на 20 лет работы предприятия.
Другим примером наукоемких технологий являются биотехнологии. Биотехнология - это использование живых организмов (или их составных частей) в практических целях. Когда говорят о современной биотехнологии, то данное определение дополняют словами: на базе достижений молекулярной биологии. Если не сделать такого добавления, то под определение "биотехнология" попадут и традиционное сельское хозяйство, и животноводство, и многие сферы пищевой промышленности, использующие микроорганизмы (виноделие, пивоварение, хлебопечение, получение кисломолочных продуктов и т.д.). Биотехнология использует традиционные знания и современную технологию для изменения генетического материала растений, животных и микроорганизмов с выходом на разработку новых технологий и получение новых продуктов. Биотехнология может внести существенный вклад в улучшение здравоохранения, увеличение производства продуктов питания, обеззараживание воды и очистку опасных отходов, восстановление лесов, повышение производительности в промышленности. Следует особо отметить широкие возможности биотехнологий применительно к проблемам охраны ОПС: использование биотехнологий для экологически устойчивого освоения минеральных ресурсов (биогеотехнологии); замена части производственных химических технологий на биотехнологии; расширение использования биоудобрений; утилизация биомассы и различных видов органических отходов; удаление веществ, загрязняющих ОПС (в частности, в результате аварийной утечки нефти); эффективная обработка сточных вод; создание стрессоустойчивого посадочного материала для восстановления земель и лесовосстановления и т.д. С помощью био- или геотехнологий можно добывать руды, не нарушая ландшафт. Себестоимость металла снижается в 2 раза, затраты - в 4 раза. С помощью биометода в России добывают около 2.5 тыс. т, в США - 300 тыс. т меди в год. Очевидно, что био- и фитосорбенты занимают обширную экологическую нишу и могут быть с успехом использованы при решении большого круга вопросов, включая снабжение больших мегаполисов чистой водой и очистку водных бассейнов от вредных для здоровья человека примесей (Конференция ООН..., 1994).
Таким образом, надо "встраивать" хозяйственную деятельность в природу, сознательно используя мощные природные механизмы продуктивности и саморегуляции в своих технологиях вплоть до прямого конструирования искусственных экосистем с заданными свойствами. Наука опережает развитие общества. Так, экология способна представить теоретические основы для обновления принципов хозяйствования, но способно ли современное общество к реализации таких принципов? Для этого требуются огромная организационная работа, большие затраты материальных средств, грамотные, компетентные кадры, т.е. соответствующая социально-экономическая система. Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1) биотехнология - основа экологической безопасности хозяйственной деятельности; 2) перспективы экологической перестройки экономики на основе уже разработанных принципов чрезвычайно велики, но имеют одну значительную сложность: они наукоемки, предполагают постоянную исследовательскую активность исполнителей и требуют грамотного общества; 3) прогрессивные технологии и биотехнологии открывают новые возможности для глобального партнерства между странами с развитым технологическим потенциалом, и развивающимися странами, располагающими богатыми биологическими ресурсами, но не имеющими средств и опыта для их использования; 4) процесс создания биотехнологий путем модификации генетического материала и их использование связаны с определенным риском.
Примером может служить генная инженерия. Генная инженерия - это технология манипуляций с веществом наследственности - ДНК, т.е. создание новых форм живого путем непосредственного изменения их генетического аппарата. Клеточная инженерия - область биотехнологии, основанная на культивировании растительных клеток и тканей, способных вне организма производить нужные человеку вещества. В 60-е гг. ученые расшифровали генетический код. Оказалось, что он универсален для всего живого мира. Это означает, что весь живой мир "разговаривает" на одном языке. Если передать в какую-либо клетку "чужеродную" ДНК, то информация, закодированная в ней, будет правильно воспринята клеткой-реципиентом. Годом и местом "рождения" генной инженерии считается 1972 г., лаборатория Пола Берга в США. Принципиальная особенность генной инженерии - способность создавать структуры ДНК, которые никогда не образуются в живой природе. Генная инженерия преодолела барьер, существующий в живом мире, где генетический обмен осуществляется только в пределах одного вида или близкородственных видов организмов. Она позволяет переносить гены из
одного организма в другой. Эта технология открыла безграничные перспективы для создания микроорганизмов, растений и животных с новыми полезными свойствами. Существует мнение, что таким путем можно будет поправить положение с исчезающими видами, занесенными в Красную книгу.
Одно из наиболее важных направлений генной инженерии - производство лекарств нового поколения (экологически безопасных лекарств), представляющих собой биологически активные белки человека. Использование рекомбинантных белков человека - принципиально новая терапия. В результате исследований ученые установили, что более половины "бывших в употреблении" современных лекарств покидают организм в биологически активной форме, т.е. практически не теряют своих свойств и, сохраняя свою "убойную" силу, попадают в водоемы, из которых мы берем воду, оказываются в мясе домашнего скота, в овощах и фруктах. Концентрации антибиотиков в грунтовых водах в тысячи раз превышают те, которые необходимы для создания устойчивых к лекарствам форм кишечной палочки, холерного вибриона, туберкулезной микобактерии, золотистого стафилококка и других возбудителей смертельно опасных инфекций. И проблема здесь не только в токсичности. Постоянно сосуществуя в природе с нашими злейшими врагами - микробами, антибиотики делают их невосприимчивыми к лекарствам и потому совершенно неуязвимыми для них. Постоянный контакт с лекарствами ведет к сенсибилизации организма и развитию аллергических реакций. В этом ученые видят одну из основных причин появления с трудом поддающихся лечению форм дизентерии, туберкулеза, холеры. Ученые разных стран мира предупреждают, что регулярно попадающие в воду лекарства меняют экологию водоемов, обусловливая у их обитателей глубокие изменения на генетическом уровне. По их мнению, такая "лекарственная вода" способна разрушить и наследственный аппарат человека (Шпаков, 1999). Следовательно, необходимо ускорить разработку и внедрение экологически безопасных лекарств. Таким образом, экологически чистые лекарства - это препараты, которые после оказания человеку необходимой помощи будут быстро разрушаться, превращаясь в биологически неактивные "осколки" еще до того момента, как покинут организм. В крайнем случае, это должно происходить в очень короткие сроки после их попадания в природную среду.
За рубежом уже разработаны экологически безопасные формы для отдельных классов лекарств. В настоящее время в мире применяются более 30 препаратов, созданных методами генной инженерии, и более 200 находятся на разных стадиях клинических исследований. Считается, что уже к 2000 г. до 20 % фармацевтического рынка лекарств составят лекарства новой биотехнологии. По заключению экспертов конгресса США, биотехнология в наибольшей степени изменит образ жизни людей в XXI в.
Конечно, нарушение барьеров живой природы может таить потенциальную опасность. Поэтому при разработке новых биотехнологий необходимо предусмотреть, чтобы новые методы не нанесли ущерба экологической целостности и не представляли угрозу для здоровья людей. Общество должно знать как о преимуществах, так и о рисках, связанных с биотехнологией. Правовые, этические аспекты этой проблемы широко обсуждаются на международном уровне. В развитых странах мира существуют производственные правила и правовые акты, регулирующие генно-инженерную деятельность. Значительное место экологически безопасному использованию биотехнологий отведено в принятой в "Рио-92" программе "Повестка дня на XXI в." (Конференция ООН..., 1994). В РФ также принят Закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности".
3. Управление природопользованием
Как решаются эти вопросы в РФ? Коротко можно ответить так: "применительно к бедности". Что необходимо предпринять в условиях ограниченных средств, разрушенной экономики и сложной экологической ситуации? Путь России не должен быть повторением пути Запада. У нас имеется мощный ресурсный потенциал (в 2.5 раза больше, чем в США, в 6 раз больше, чем в ФРГ), территория превышает 17 млн км2, что составляет 1/6 часть мировой суши, плотность населения составляет 8.6 чел./км2, что на порядок меньше, чем в странах Европы. Свыше 70 % территории являются неосвоенными, из них 40 % занимает тайга (что составляет 25 % мировых запасов леса), 10 % - земли, занятые сельскохозяйственными угодьями. РФ обладает значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов. Суммарная ценность минерально-сырьевой базы России по разведанным и оцененным запасам всех видов полезных ископаемых составляет не менее 28 трлн долл. США, однако, по оценкам, их рентабельная часть составляет лишь 1.5 трлн долл. США. Например, при всем богатстве углеводородного сырья на шельфе Баренцева моря по добычным возможностям месторождений только два из них - конденсатно-газовое Штокмановское и нефтяное Приразломное - ВНИПИМОРНЕФТЕГАЗ оценивает как реальные для эксплуатационного обустройства. Капиталоемкость обустройства остальных, учитывая запасы минерального сырья и его качество, глубину залегания, тяжелые ледовые условия, вряд ли позволит в ближайшие 10-15 лет считать возможной организацию добычи (Остистый и др, 1999).
Следовательно, основу экономики будут составлять сырье- и топливодобывающие отрасли, но после восстановительного периода императивом развития (и экономическим, и экологическим) станет более рациональное природопользование (глубокая переработка сырья, а главное - развитие наукоемких отраслей). С помощью чистых и ресурсосберегающих технологий можно существенно снизить антропогенную нагрузку на ОПС. Но какими средствами обеспечить переход на этот путь хозяйствования? Директивный метод заведомо неприемлем, тому есть множество подтверждений, но и рыночное регулирование часто дает в природоохранной сфере противоположный ожидаемому результат (стремление к сверхприбыли преодолевает природоохранные ограничения, даже инновационные предприятия зачастую не используют ресурсосберегающие технологии). Рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает решение стратегических задач природопользования, охраны природы, устойчивой экономической безопасности, о чем свидетельствуют итоги Конференции ООН "Рио-92".
В начале рыночных реформ в России государство выпустило из рук стратегическое управление природно-ресурсным комплексом. Это обернулось застоем национального природно-ресурсного потенциала, развалом формировавшейся в течение многих десятилетий геологической отрасли, рядом других негативных последствий. Но сейчас рыночная эйфория первых лет экономических реформ постепенно уступает место более взвешенному подходу, допускающему возможность и признающему необходимость регулирующего воздействия государства на хозяйственные процессы в целом и на природопользование в частности. Практика стран с развитой рыночной экономикой дает нам немало примеров эффективного государственного вмешательства в долговременные проекты освоения ПР.
В России, следовательно, необходимо реализовать такой принцип рационального природопользования, как органическое сочетание рыночных механизмов саморегулирования и государственной поддержки рационального ресурсопотребления и ресурсосбережения. Система государственного регулирования и поддержки последних должна включать в себя, как минимум, следующие подсистемы: а) правового обеспечения, б) финансово-кредитной поддержки, в) инфраструктурного и информационного обеспечения, г) страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий. Можно также выделить подсистемы научного обеспечения, экологического и экономического образования и повышения квалификации и др. Рациональное ресурсопотребление и ресурсосбережение - проблема комплексная и многоплановая. Наряду с социально-экономическими и экологическими аспектами исследователями выделяются аспекты технико-технологические. Совершенствование и кардинальное обновление технологий должно быть поставлено во главу угла развертывания предпринимательской деятельности. Согласно ряду серьезных зарубежных и отечественных разработок в области технологической макродинамики, Россия остается (и при нынешней непродуманной стратегии рыночного реформирования надолго останется) многоукладной не только по формам собственности, но и по так называемым технологическим укладам. При этом у нас господствует "третий (ресурсозатратный) уклад", пройденный развитыми странами уже в конце 70-х годов, а "четвертый технологический уклад", связанный с переходом на ресурсосберегающие инновационные технологии, представлен только в ряде производств ВПК.
Потенциальные условия для перехода к новым укладам в России по ряду направлений имеются, но для реализации этих возможностей необходимо обеспечить распространение передовых технологий из ВПК в мирные отрасли и сферы экономики. С помощью разработки и внедрения технологий новых укладов предстоит прежде всего обеспечить эффективное ресурсопотребление предпринимательских структур в топливно-энергетическом комплексе, АПК, в отраслях и сферах производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. Для решения этих задач Правительством РФ принято Постановление "О формировании федеральных центров науки и высоких технологий".
В целях рационализации ресурсопотребления необходимо создание соответствующих организационно-экономических условий. Речь идет о противодействии монопольному поведению "крупных" корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования, об обеспечении биосистем, блокировании тенденций к экологическому загрязнению и т.д. (Путин, 2000). Во всех развитых государствах в наибольшей мере (хотя и далеко не всегда результативно) регулируется именно природопользование - вне зависимости от существующих форм собственности на землю и ее недра, от форм хозяйствования (Америка и устойчивое развитие, 1996; Баренцев регион, 1999; Иванов и др., 1991; Пашков, 1997; Управление окружающей средой..., 1998). Важнейшей целью природно-ресурсной политики является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики страны и экспорта. Она должна обеспечить осуществление принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное ресурсорасточительное природопользование, создание экономических механизмов комплексного решения задач рационального использования, охраны и воспроизводства ПР, включая государственную поддержку новых методов и способов изучения,
прогнозирования, мониторинга состояния ОПС, совершенствование взаимоувязанных систем кадастров на основе компьютерных геоинформационных систем (ГИС-технологий).
В этой связи "стратегической целью государственной политики в сфере восполнения (восстановления), использования и охраны ПР на ближайшее десятилетие становятся: достижение оптимальных уровней воспроизводства; неистощительное рациональное и сбалансированное потребление и охрана всего комплекса природных богатств, направленные на повышение социально-экономического потенциала страны, качества жизни населения, реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом и благоприятную ОПС; усиленная экономия сырья, материалов, энергии на всех стадиях производства и потребления; создание основы для перехода к УР; высокая ответственность при принятии различных внутри- и внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдения национальной безопасности России" (Путин, 2000).
При этом основными стратегическими задачами для природно-ресурсного блока являются:
- завершение перехода к рациональному сочетанию административных и экономических методов государственного регулирования в области природопользования;
- формирование эффективной системы органов государственного управления в сфере природопользования, четкая координация и разграничение сфер их деятельности;
- развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и приватизационного процессов в сфере природопользования;
- оптимизация объемов и расширение диверсификации источников инвестиций при воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов;
- развитие государственного регулирования экспортно-импортных операций в сфере ПР;
- осуществление государственной поддержки научных исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны ПР;
- создание условий для сбалансированного природопользования как основного фактора устойчивого развития страны;
- разграничение функций и прав федеральных органов и субъектов РФ в сфере природопользования;
- учет региональных особенностей и потребностей природопользования при совершенствовании структуры экономики России в целом.
На первом этапе усилия государства должны быть направлены на решение следующих проблем:
- совершенствование природно-ресурсного законодательства, в том числе усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение;
- углубление и совершенствование экономического механизма природопользования;
- уточнение и корректировку системы лицензирования и регламентации режимов природопользования;
- разработку механизмов аудита в области природопользования;
- расширение перечня видов ПР, используемых на платной основе;
- создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране ПР;
- формирование критериев и требований к разграничению государственной и иных видов собственности на природные ресурсы;
- создание федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов естественных богатств и др.
В этой связи уместно вспомнить, например, заявление госдепартамента США, который еще в 1950 г. отмечал, что использование ближневосточной нефти сохраняет жизненно важные ресурсы западного полушария. Обладая собственными значительными запасами дефицитных ископаемых, США предпочитают не осваивать их, а идти по пути использования дешевого иностранного сырья, импортируя до 40 % потребляемой нефти. Для многих стран мира типична эта тенденция - "попридержать" свои ресурсы, используя перспективные источники нефти за рубежом, т.е. наблюдается скрытая экологизация хозяйственного механизма природопользования своих стран. К 2000 г. объем импорта нефти в США будет вдвое превышать добычу своей нефти. Япония и ФРГ запасов нефти не имеют вообще. Все это дает основание предполагать, что в первые десятилетия XXI в. цены на нефть возрастут в 4-5 раз. А это значит, что нефтяные ресурсы России (около 10 % мировых разведанных запасов и 25 % неразведанных) - шанс для ее будущего экономического подъема.
В России складывающаяся до самого последнего времени парадоксальная ситуация "бесплатности" ПР стала одной из причин их расточительного использования. Предприятия вносили в бюджет плату за имеющиеся у них фонды и в тоже время бесхозяйственно использовали средства производства природного
происхождения, не неся при этом никакого ущерба, а зачастую и улучшая свои производственные результаты. Поэтому целесообразно включать стоимость ПР в национальное богатство страны, так как природный потенциал наряду с производственными и непроизводственными фондами во многом определяет развитие народного хозяйства на перспективу. По имеющимся расчетам, ПР России составляют свыше 40 % национального богатства страны. В связи с этим реальные цены ПР могут стать эффективными рычагами в рыночном механизме. Например, с учетом того, что планируемые для изъятия земельные ресурсы могут использоваться в сельском хозяйстве и давать продукцию, можно сделать целесообразным изменение инвестиционных проектов в сторону удорожания объекта строительства за счет его максимальной концентрации, дополнительных расходов на привлечение неудобных земель. Так, широко распространено мнение об электрической энергии, вырабатываемой на ГЭС, как о самом дешевом виде, по сравнению с ТЭС и АЭС. Но при эксплуатации ГЭС не учитывалась цена многих тысяч гектаров затопленных земель, экономическая оценка которых составляет значительную часть затрат на строительство станции (табл. 2).
Таблица 2. Площади отчужденных земель (в среднем), необходимые для производства 1 МВт электроэнергии в год на электростанциях разного типа
Тип станций АЭС ТЭС на жидком топливе ТЭС на природном газе ТЭС на угле ГЭС солнечные ветроэнергетические
Площадь, га 6.3 8.7 15 24 2650 1000 17000
Создание в России федеральных и территориальных органов по управлению ПР свидетельствует об осознании роли экологического фактора, природно-ресурсного потенциала в перспективном развитии народного хозяйства субъекта Федерации, региона и страны в целом. К отраслевым, функциональным, территориальным специально уполномоченным органам относятся Роскомрыболовства, Минсельхозпрод, Госатомнадзор, Госгортехнадзор, Госстандарт, Роскартография, Государственный таможенный контроль, МВД, Министерство экономики (решает задачи по формированию стратегии социально-экономического развития России, размещению производительных сил, разработке основных направлений инвестиционной политики, учитывая экологические интересы общественного развития. Совместно с Госкомитетом ПР оно обеспечивает развитие экологически чистого производства, внедрение безотходной и малоотходной технологии). Вопросы правового регулирования природопользования в деятельности перечисленных организаций и перечень правовых актов представлены в работах автора (Мартемъянова, 1999, 2000).
В дальнейшем основные усилия следует сконцентрировать на: завершении создания унифицированной системы нормативно-правового обеспечения; реализации государственной политики в области природопользования; переходе к управлению и регулированию природопользования на основе разграничения государственной собственности на ПР между центром и субъектами; развитии (реформировании) системы налогообложения в сфере природопользования с преимущественным замещением акцизов рентными платежами; внедрении системы страхования и аудита в практику природопользования; введении территориальных комплексных кадастров ПР; создании единой унифицированной информационно-аналитической и учетно-статистической системы по ПР и ряду других направлений.
Примером управления и регулирования природопользованием на основе разграничения государственной собственности на ПР между центром и субъектами являются Договор и Соглашение между Правительством РФ и администрацией Мурманской области о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения минерально-сырьевыми и другими ресурсами региона (Договор о разграничении..., 1997). На их основании осуществляются скоординированная экономическая, научно-техническая, инвестиционная политика в отношении ресурсопользования, мониторинга состояния среды и ресурсов и реализация целевых программ развития минерально-сырьевой базы области, прилегающего территориального моря и континентального шельфа Баренцева и Белого морей.
4. Заключение
Сложившиеся социально-экономические предпосылки, а также стратегия выхода России из глубокого кризиса свидетельствуют, что важнейшим фактором в развитии государства на ближайшую перспективу остается состояние минерально-сырьевого комплекса страны. Целесообразно включать стоимость ПР в национальное богатство страны, так как природный потенциал наряду с производственными и непроизводственными фондами во многом определяет развитие народного хозяйства на перспективу. Введение платы за ПР и загрязнение ОПС, лимитов на их использование принципиально изменило отношение предпринимателей к природопользованию. Если за ПР, выбросы и сбросы, отчуждение земель
под отходы надо платить, то применение экологически безопасной, ресурсосберегающей технологии оказывается предпочтительнее других вариантов, что означает переход к экономике природопользования. Плата за загрязнение ОПС - это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану ОПС экономически выгодным делом. Во-первых, платежи за загрязнение носят налоговый характер, поэтому их неуплата дает право органам Минприроды взыскивать с предприятий в безакцептном порядке, во-вторых, если платежи предприятий равны или превышают размер прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, то местными органами охраны ОПС или органами санэпиднадзора рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта. Однако большинство экологов сходятся во мнении, что существующая система платежей не оказывает значительного регулирующего влияния на природопользователей и товаропроизводителей. Основным недостатком экологического налогообложения является низкий эффект стимулирования охраны природы и ресурсов в связи с тем, что сумма налогов и платежей включается в издержки производства и производитель не несет от них убытков. Стимулировать природоохранную деятельность сборы и налоги могут только в том случае, если очень велики и продукция становится неконкурентоспособной из-за высокой стоимости, что заставит производителя внедрять ресурсосберегающую технологию, устанавливать природоохранное оборудование, снижать размер выбросов.
Потребители экономической информации - сотрудники аппарата госуправления, предприниматели, ученые, работники средств массовой информации - не могут, опираясь на неэкологизированные показатели, получить адекватное представление об истинном состоянии народного хозяйства. В результате не принимаются оптимальные народно-хозяйственные решения. Одним из современных инструментов экономической теории и практики, направленных на решение задачи является система эколого-экономического учета (СЭЭУ). СЭЭУ ставит конечной целью внесение экологического компонента в главные макроэкономические показатели. Согласно концепции ООН, целью системы экологического учета является наблюдение за изменениями ОПС, вызываемыми экономической деятельностью, и обеспечение на этой основе информационной базы для проведения комплексной экологической и экономической политики.
От уровня рациональности, продуманной ответственности и масштабности использования потенциала естественных богатств в подавляющей степени зависит быстрота преодоления кризисных явлений в стране; создание материально-технической базы для производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, включая товары длительного пользования; обеспечение государственной безопасности России в области экологической, демографической, продовольственной, а следовательно, и экономической безопасности; изменение структуры внешней торговли, соответствующей товарообороту развитых стран мира; решение многих социальных проблем и целый ряд других факторов, определяющих будущее Российской Федерации.
Литература
Америка и устойчивое развитие. Новая концепция охраны окружающей среды, сохранения ресурсов и
возможностей для будущих поколений. М., Мир, 218 е., 1996. Баренцев регион: сотрудничество и перспективы. Осло, Королевское мин-во иностр. дел Норвегии, 16 е., 1999.
Берестовский Е.Г., Муравейко В.М., Чинарина А.Д. Перспективные объекты рыбного промысла в
Баренцевом море. Апатиты: Изд-во КНЦРАН, 229 е., 1997. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л. Экология и экономика природопользования: Учебн. для
вузов. М., Закон и право, 455 е., 1998. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ
и органами государственной власти Мурманской области. Рос. Вести, № 239, 11с., 1997. Иванов О.В. В борьбе с драконом "Когай". Опыт природопользования Японии. М., Мысль, 185 е., 1991. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992). ЭКОС-ИНФОРМ, № 3-4, с.8-106, 1994. Ляпина A.A. Экономика, экология, затраты. М., Изд-во МГУ, 143 е., 1997.
Мартемьянова Е.С. Природопользование: Метод. Указания к практич. занятиям студентов вузов
экономических специальностей. Мурманск, Изд-во МГТУ, 98 е., 1999. Мартемьянова Е.С. Природопользование: Учеб. пособ. для вузов. В 2 ч. Мурманск, Изд-во МГТУ, 480 е., 2000.
Остистый Б.К., Лузин Г.П., Меркулова О.Н. Проблемы освоения углеводородных ресурсов шельфовых акваторий Западной Арктики. Апатиты, КНЦРАН, 147 е., 1999.
Пашков Е.В., Фомин Г.С., Красный Д.В. Международные стандарты. ИСО 14000: Основы
экологического управления. М., Изд-во стандартов, 462 е., 1997. Путин В.В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики. Зеленый мир, № 14, с.6-7, 2000.
Россия в окружающем мире: 1998. Аналитический ежегодник. Под ред. H.H. Моисеева. М., Изд-во МНЭПУ, 311 е., 1998.
Самкова В.А., Прутченков A.C. Экологический бумеранг. М., Новая школа, 47 е., 1996. Управление окружающей средой в Норвегии. Управление окружающей средой в России. Осло, 157 е., 1998. Шпаков А. Смерть из канализации. Коммерсант, № 110, 26 июня, с.17-21, 1999.