МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
THE MINERAL RESOURCES SECTOR AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY
Окончание. Начало в номере 12
Т. К. Салина,
кандидат экономических наук
В условиях современного состояния российской экономики минерально-сырьевой комплекс является фактором ее устойчивого развития. В данной статье будет представлена попытка выявить основные проблемы комплекса, а именно, проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы как ключевого элемента и обозначить основные пути их решения.
In the current state of Russian economy mineral complex is a factor in its sustainable development. In this article an attempt will be identify the main problems the complex - problems of reproduction of mineral resources as a key element and identify the main ways to solve them. Ключевые слова: минерально-сырьевой комплекс, минерально-сырьевые ресурсы, воспроизводство, развитие национальной экономики. Key words: mineral complex, mineral resources, reproduction, development of national economy.
Несколько условен и тезис об общей «ограниченности» ресурсов минерального сырья. Даже по отношению к большинству наиболее дефицитных из них речь чаще всего идет не столько о скором исчерпании общих их запасов, сколько об ограниченности наиболее экономически эффективной их части. Говорить об исчерпании столь дефицитного топлива, как нефть, преждевременно до тех пор, пока не использованы резервы вторичного и третичного ее извлечения из недр, а также значительные ее ресурсы, представленные в битуминозных песках и сланцах. Имеется в виду то, что близка к завершению эра относительно дешевой нефти, так как и третичное извлечение, и добыча нефти из битуминозных песков и сланцев многократно повысят ее стоимость. Но если к тому времени и не окажется лучших альтернатив (а они есть), то это будет означать лишь соответствующий рост цен на нефть, но не прекращение ее добычи. В этом смысле ак-цент проблемы рационального использования ограниченных запасов минерального сырья все больше переносится в область собственно экономических обоснований.
Таким образом, воспроизводство, с одной стороны, это открытие новых месторождений посредством проведения геолого-разведочных работ (ГРР), с другой стороны, процесс перевода запасов из одной категории в другую.
Исходя из вышеизложенного, для обеспечения национальной экономики МСР необходимы инвестиции. Однако, инвестиции в воспроизводство МСБ в 2009 г. составили 168,8 млрд руб., сократившись по сравнению с 2008 г. почти на четверть; близкий уровень затрат фиксировался в 2007 г. (рис. 3) (О состоянии и использовании ..., 2010).
Рис. 3. Структура затрат на воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2004-2009 гг., млрд. руб.
В 2008 г. затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы России составили 223 млрд. руб., из которых 197 млрд. пришлось на средства недропользователей, 22 млрд. руб. - на федеральный бюджет и 3,6 млрд. - на региональные бюджеты. Однако в 2009 году в связи с мировым экономическим кризисом объемы финансирования геологоразведочных работ в России сократились до 169 млрд. руб., в том числе, за счет средств недропользователей - до 149 млрд. руб., федерального бюджета - до 19 млрд. руб., региональных бюджетов - до 1,3 млрд. руб. (О состоянии и использовании ..., 2010).
Таким образом, сокращение затрат на ГРР привело к ухудшению состояния МСБ по многим видам ресурсов (рис. 4).
ж
РАЗВИТИЕ
добыча 100%
калии хром железо марганец
молибден никель медь серебро алмазы золото МПГ уголь газ нефть
96
37
171
420
¡1 1 7
575
181
223
38
100
111
640
61
100
121
Рис. 4. Соотношение прироста запасов в результате геологоразведочных работ и добычи основных видов минерального сырья в 2009 г., %
Другой возможностью воспроизводства МСБ, как уже было сказано, является вовлечение в разработку низкорентабельных и забалансовых запасов или повышения коэффициента извлечения ресурсов. Нельзя сказать, что крупные вертикально интегрированные компании России не имеют на такие цели инвестиционных ресурсов, однако объемы геологоразведочных работ (ГРР) не растут.
В условиях действующей налоговой системы компании экономически заинтересованы в прекращении эксплуатации малорентабельных месторождений, что позволяет им избегать убытков и повысить общую рентабельность своей деятельности.
Однако прекращение эксплуатации малодебит-ных нерентабельных месторождений наносит ущерб государству за счет безвозвратных потерь в недрах невоспроизводимого сырья, сокращения доходов бюджета, а также дополнительных проблем в социальной сфере, возникающих в связи с сокращением рабочих мест.
Анализ эффективности освоения остаточных запасов объектов разработки ОАО «Башнефть», ОАО «Татнефть», находящихся на поздней стадии эксплуатации, показывает, что при оптимизации налоговой системы в эксплуатацию может быть вовлечено значительное количество новых, и/или интенсифицирована добыча из старых ныне убыточных объектов. При этом доходы как недропользователя, так и государства существенным образом возрастут (Григорьев Ю.П., 2011).
В настоящее время весь комплекс указанных негативных факторов предельно обострил эту проблему, что еще раз подчеркивает актуальность постановки задачи совершенствования методов экономического стимулирования добычи нефти из малорентабельных скважин, оценки месторождений с падающей добычей нефти.
Сложившиеся негативные тенденции наиболее показательны в сырьевой базе нефти. Ее современная структура в координатах используемой в США классификации запасов и ресурсов (доказанные, вероятные, возможные, спекулятивные) отвечает примерному соотношению 1:1:1:4. Доказанные запасы нефти в России в последнем десятилетии ежегодно сокращаются в среднем на 1,3%, в то время как в мире за вычетом добычи они систематически прирастают на 1,2-1,6%. В России, в отличие от США, чаще оперируют суммой запасов всех категорий, что по меньшей мере некорректно, но благодаря этому и образуется иллюзия благополучия с расчетной обеспеченностью запасами российских компаний. Это постоянно подчеркивают российские и зарубежные специалисты, но далеко не всегда учитывают.
С учетом вышеизложенного, устойчивое развитие национальной экономики возможно при условии решения следующих основных проблем в МСК.
1. Освоение трудноизвлекаемых, остаточных запасов. Крупные месторождения находятся на стадии «затухания». Так, отработанность запасов углеводородного сырья в Западной Сибири свыше 45, регионах Урало-Поволжья - 50-70, на Северном Кавказе - 70-80%. В нераспределенном фонде остались в основном сложные для эксплуатации и менее инвестиционно привлекательные запасы, не представляющие, как правило, интереса для потенциальных недропользователей.
2. Создание конкурентной среды в МСК. Добыча ряда полезных ископаемых, в том числе и стратегических, сконцентрирована в одной-двух компаниях. Рыночной можно назвать ситуацию в угольной промышленности и на предприятиях, добывающих россыпное золото. Понятно, что в тех случаях, когда отдельные компании контролируют весь сырьевой рынок страны и этим компаниям тем или иным способом государством переданы практически все разведанные запасы данного вида минерального сырья, обеспечивающие рентабельную работу соответствующих коммерческих структур на 15-25 лет, инвестированием воспроизводства МСБ последние в ближайшие годы заниматься не будут
3. Увеличение коэффициента извлечения ресурсов. Предприятия, стремясь получить наибольшие прибыли, отрабатывают преимуществен-
Т. К. Салина
Минерально-сырьевой комплекс и его роль в развитии экономики России
но богатые месторождений, что отрицательно сказывается на структуре отечественной МСБ.
4. Проблема более полного, комплексного использования минерального сырья, извлечение как основных, «профильных», так и со-путствующих компонентов.
5. Техническое обновление основных фондов, поскольку степень изношенности очень высок: для горнорудных предприятий - 60, нефтедобывающего - 50, нефтеперерабатывающего - 80%. Аналогичная ситуация и в других горнодобывающих отраслях.
6. Повышение степени адаптации институциональной структуры в условиях исчерпания запасов. На практике это означает не только новые технологии, но и иные методы управления компаниями и в целом формирование новых взаимоотношений между организациями в рамках комплекса.
Решению выделенных проблем может способствовать изменение налогового регулирования деятельности предприятий МСК.
Уход государства в 90-е годы из сферы регулирования экономики нанес большой ущерб отечественной геологии. Во всем мире государства участвуют на всех четырех этапах, начиная от прямого финансирования опережающих и поисковых работ, создания условий для освоения разведанных месторождений, включая прежде всего инфраструктурное обеспечение и кончая обеспечением государственного контроля.
Задача усовершенствования системы налогов и платежей, связанных с пользованием недрами, является сложной, поскольку основу платного недропользования в России составляют, помимо общих налогов, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенных пошлин, уплата которых в случае низкорентабельных месторождений может быть разорительна, а в случае высокорентабельных - практически нечувствительна для недропользователя. Оборот прав на пользование недрами должен касаться прав не только на отдельные месторождения, но и на участки недр (в пределах данных месторождений), а в последующем даже на отдель-ные фрагменты данных участков. Последнее обстоятельство связа-но с расширением участия специализированных и узкопрофильных фирм и подрядчиков, выполняющих отдельные виды работ - от поиска и разведки до ремонта и обслуживания разработки месторождений, их участков и даже отдельных фрагментов (скважин) в пределах данных участков.
Предлагается налоговое регулирование осуществлять в зависимости от степени освоения месторождений. Обычно выделяют четыре этапа освоения:
опережающие работы; поиск конкретных месторождений; оценка и разведка месторождений; подготовка месторождения к эксплуатации и организации добычи полезного ископаемого. Динамика геолого-технических параметров, определяемых степенью освоения месторождений, оказывает важнейшее влияние на изменение основных экономических характеристик развития месторождения - уровня затрат, экономической ренты, прибыли. Это, в свою очередь, ведет к изменению целей и задач регулирования, и прежде всего к изменению характера и уровня налогообложения. Постепенно одной из основных задач регулирования становится обеспечение ввода в разработку все возрастающего числа малорентабельных месторождений и поддержание добычи на них (табл. 1).
Государственное регулирование МСК как на федеральном, так и на региональном уровне целесообразно осуществлять с учетом:
• стадии освоения и разработки месторождений;
• потенциальных возможностей МСК генери-ровать дополнительный доход рентного характера (в этом случае сохраняются и усиливаются формы прямого участия государства);
• социальной ситуации в пределах той или иной территории, прежде всего необходимости поддержания занятости и минимизации расходования бюджетных ресурсов на данные це-ли (в этом случае государство и, прежде всего, региональные власти стремятся оказать поддержку в виде мер косвенного регулирования деятельности малых и средних компаний);
• необходимости формирования и поддержания конкурентной среды, прежде всего за счет понижения барьеров входа в МСК для новых участников, а также за счет ограничения рамок вертикального контроля со стороны поставщиков оборудования, материалов и услуг и обеспечения равного доступа к объектам общерайонной производственной и технологической инфраструктуры.
Общая тенденция государственного регулирования минерально-сырьевого сектора состоит в том, что по мере ухудшения условий освоения и поддержания добычи на все большем числе мелких и сложных месторождений усиливается роль государства. Институциональные инновации, и прежде всего изменение норм и правил ведения бизнеса в МСК, позволяют не только смягчить темпы падения добычи ресурсов, но и продлить период экономически целесообразного функционирования экономики добывающих регионов.
Исходя из вышеизложенного, государство может сыграть позитивную роль в замедлении процесса истощения МСБ, но проблему обеспечения сырьем следует искать в увеличении объемов ГРР,
Научно-практический журнал
январь-март 2013
Таблица 4
Динамика изменения экономических параметров и налогового регулирования в процессе освоения месторождений минерально-сырьевых ресурсов
Параметр Стадии освоения месторождения
Поисково-разведочная Ранняя добыча Зрелость Падающая добыча
Экономическая рента Нет Растущая Высокий уровень Уменьшающаяся, вплоть до исчезновения
Прибыль Скромная Быстро растущая Высокая Уменьшающаяся, вплоть до уровня ниже нормы
Налоговое давление Слабое Усиливающееся Сильное Ослабевающее, вплоть до льготного
Основные задачи налоговой политики Стимулирование геологоразведочных работ и начала добычи нефти Изъятие ренты и части прибыли Изъятие ренты и части прибыли Изъятие части прибыли, затем решение социальных проблем
Характер налогообложения Обычное Обычное и специальное Обычное и специальное Специальное, затем обычное, далее льготные системы
Доля малорентабельных месторождений в разработке Нет Низкая Низкая, медленно растущая Быстро растущая, вплоть до пре-обладащей
Преобладающие функции налогов Стимулирующая Фискальная Фискальная Стимулирующая, социальная
в их локализации на наиболее эффективных направлениях: в материало- и энергосбережении, транснационализации российских предприятий и активизации их участия в разведке и разработке минеральных ресурсов, развитии технологий и институциональных структур, обеспечиваю-щих более полное извлечение сырья из недр, импорте дефицитных видов сырья с высокой себестоимостью внутреннего производства.
Библиографический список
1. Григорьев Ю.П. Концептуальные аспекты оценки месторождений нефти с падающей добычей в условиях современной России / Оценка месторождений полезных ископаемых с падающей добычей в условиях исчерпания запасов: Сб. науч. тр. по материалам межвуз. науч.-практ. конф. 25 марта 2011 г. СПб.: изд-во По-литехн. ун-та, 2011.
2. Минерально-сырьевой потенциал недр Российской Федерации. Том 2. «Минерально-сырьевой и стоимостной анализ» / под ред. О.В. Петрова. СПб.: изд-во ВСЕГЕИ, 2009. - 492 с.
3. О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2009 году: Государственный Доклад. М., 2010 г.
4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // www.minfin.ru.
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы // www.nalog.ru
6. Официальный сайт Федеральной таможенной службы // www.customs.ru
7. Промышленность России: Стат. сборник, 2010.
8. Российский статистический ежегодник: Стат. сборник, 2010.
Салина Т. К. - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента в нефтега-зохимическом комплексе Санкт-Петербургского инженерно-экономического университет
Salina T. K. - Candidate of Economic Sciences, Senior lecturer, Chair of Economics and Management in petrochemical complex St. Petersburg State Engineering Economy
e-mail: [email protected]