И.В. Игнатова
МИЛЛИАРДЕРЫ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Игнатова Ирина Викторовна - кандидат социологических наук, доцент, докторант Тюменского государственного университета.
С концептуальной точки зрения исследование положения и роли тех, кто принадлежит к высшему слою предпринимателей требует использования подходов и инструментария теории элит, в том числе бизнес-элит. Аксиологический подход базируется на первоначальном понимании элиты как лучшего и подразумевает, что входящие в нее индивиды обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению с представителями других слоев социума. Альтиметрический подход оценивает принадлежность к элите по факту обладания индивидуумами реальной властью и влиянием, без учета их интеллекта и морально-этических качеств.
До настоящего времени приверженцы аксиологического подхода не выработали четкие критерии принадлежности к элите, поэтому наиболее широко распространено альтиметрическое направление определения элиты. Данное понятие в значительной степени используется в качестве самоназвания той части социума, которая обладает реальной властью и влиянием (5).
Можно сказать, что крупный бизнес представляет собой ту часть элиты, которая является неотъемлемой и важной частью современного социума. Соответственно мы будем рассматривать бизнес-элиту или экономическую элиту как группу людей, контролирующих основные экономические ресурсы общества. Крупный бизнес осуществляет функции управления обществом, а также вырабатывает новые модели поведения, позволяющие социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Критериями причисления миллиардеров к элите является их финансовый капитал, который позволяет оказывать влияние на политическую власть в стране. При этом, по данным исследования Э. Панеях, предприниматели классифицируют принадлежность бизнеса к малому, среднему и крупному в зависимости от деловых контактов
с представителями органов власти. Отсутствие взаимодействий предпринимателей с чиновниками местного самоуправления свидетельствует о мелком размере бизнеса. Наличие таких контактов определяет средний бизнес. Возможность продвижения в Государственной думе законов, оплата Правительству России различных постановлений и т.д. свидетельствует о крупном бизнесе (4). В 2007 г. 13 участников «золотой сотни» были представлены в Федеральном собрании РФ (7, с. 178). Если учесть, в соответствии с классическими теориями элит, что крупный бизнес действует в своих интересах, то налицо лоббирование интересов миллиардеров, никак не связанное с нуждами рядовых граждан.
Можно утверждать, что в России статус миллиардера зависит от взаимоотношений с политической властью. При всем неоднозначном отношении общества к отечественным олигархам, следует признать их незаурядность и лидерские способности.
В данном контексте целесообразно проанализировать социальные характеристики миллиардеров как элиты различных стран мира, выявить их особенности, рассмотреть отношение к ним, их деятельности и возможностям со стороны рядовых граждан.
По данным журнала «Forbs Russia», наибольшее число миллиардеров в 2006 г. находилось в США (415 человек), в Европе - 182 человека (лидером является Германия - 55 человек), в Индии - 36, Китае и Гонконге - 41, в Японии - 24 человека, в Австралии и Новой Зеландии - 15 человек, в России (в 2009 г.) - 77 человек. В расчете на 100 000 человек населения в 2006 г. наибольшее число миллиардеров находится в Австралии и Новой Зеландии -0,6%, минимальное - в России (в 2009 г.) 0,001%. Самые молодые миллиардеры в России, их средний возраст составляет 46 лет, самые старые - в США и Японии, средний возраст местных миллиардеров 65 лет, в Европе - 64, в Австралии - 62, в Индии - 56, в Китае - 54 года. В разрезе стран совокупное состояние миллиардеров в 2006 г. оценивалось следующим образом: самое большое состояние - у миллиардеров США, оно составило 1,36 трлн. долл., самое маленькое - в Австралии и Новой Зеландии - 33,3 млрд. В Японии -64,4 млрд., в России (2009) - 139,3 млрд., в Китае и Гонконге - 140,2 млрд., в Индии - 191 млрд., в Европе - 803 млрд. долл. В Гонконге проживают самые богатые миллиардеры (более половины) и самая богатая миллиардер-женщина, ее состояние оценивается в 2,4 млрд. долл. (дочь армейского офицера).
Доля совокупного состояния миллиардеров в валовом внутреннем продукте страны их проживания составляет, в 2006 г. соответственно, максимум - в Индии - 24%, минимум - в Японии - 1,3%, что свидетельствует об отсутствии значительного расслоения общества в этой стране. В Индии всего 36 человек в стране с населением более 1 млрд. человек имеют состояние в 144
24% ВВП, что свидетельствует об огромном расслоении общества. Рейтинг других стран выглядит следующим образом - в России (2008) 11,3%, в 2006 г. в США - 10,3, в Европе - 5,6, Китай и Гонконг - 5,2%, Австралия и Новая Зеландия - 4,5%.
Интерес представляют типичные сферы деятельности, где миллиардеры зарабатывают свои доходы. Для США - это любая область хозяйства, зачастую они реализуют старую идею в новой упаковке. При этом 1/3 миллиардеров унаследовали свое состояние полностью или частично. С одной стороны, это свидетельствует о высоком уровне преемственности, с другой - о том, что большую часть крупнейших состояний создают новички. В Европе - это розничная торговля, медиабизнес, производство предметов роскоши, литература. Однако 47% европейских миллиардеров унаследовали полностью или частично свой бизнес (без учета бывших соцстран). В Индии типичными сферами деятельности миллиардеров являются производство программного обеспечения, лекарств, владение сырьевыми компаниями, участие на рынке недвижимости, медиабизнес. В Китае и Гонконге - экспорт продукции, инвестиции в недвижимость. В Японии - современные технологии, недвижимость. В Австралии и Новой Зеландии - медиаиндустрия, недвижимость. В России - сырье, инвестиции, черная и цветная металлургия, финансы, недвижимость.
Результаты анализа данных журнала «Forbs Russia» об отечественных миллиардерах свидетельствует, что в 2009 г. их насчитывалось 33 человека, все имеют высшее образование, 18% из их числа - несколько высших образований, 3 человека (9%) - ученую степень. В 2007 г. долларовых миллиардеров в России было 60 человек, их средний возраст составлял 45,3 года. Из числа богатейших людей России, 88% - женатые, 7 - разведенные, 5% - холостяки. Большинство миллиардеров имеют двоих детей - 46,7%, одного ребенка - 18,3, троих детей - 13,3, четверых детей - 6,7, не имеют детей - 6,7, шестерых детей - 3,3, пятерых детей - 1,7% (7, с. 121-199, 232-242).
По данным исследований Левада-Центра, за период с 1999 по 2008 г. в российском обществе сложилось неоднозначное отношение к людям, которые легально получают миллионы: в 2008 г. 48%, из числа опрошенных ответили, что относятся отрицательно к миллионерам, так как честно такие деньги не заработаешь; 30% относятся положительно, при условии, что деньги заработаны честно; 13% - ничего не имеют против таких людей (11, с. 93). При этом в 2008 г. 70% опрошенных считали, что честно заработать миллионы сейчас невозможно, 22% полагают, что это можно сделать (2, с. 93-94).
На современном этапе развития российского общества отмечается стабильность в отношении россиян к деятельности крупных российских бизнесменов и предпринимателей, отражающая эффект антиномии. В 2005 г. 39% опрошенных считали, что их деятельность идет на пользу России (49% оп-
рошенных считают, что во вред), в 2006 г. - 43% (45 - во вред), в 2007 г. -44% (40 - во вред), в 2008 г. - 45% (38% - во вред). По мнению Ж.Т. Тощенко, «антиномии сознания проявляются практически во всех сферах общественной и личной жизни людей» (6, с. 7). Данное явление, по его мнению, может привести к общественным конфликтам, при неэффективном управлении социальными процессами в стране.
В отношении олигархов у россиян сформировалось вполне четкое представление о том, что они пользуются неограниченной властью, «что хотят, то и делают». В 2008 г. так считали 81% опрошенных респондентов, не согласны с данным утверждением 12% (2, с. 93).
В таблице представлено мнение россиян о том, что дает богатство человеку.
Таблица
РЕЙТИНГ МНЕНИЙ РОССИЯН О ТОМ,
ЧТО ДАЕТ БОГАТСТВО ЧЕЛОВЕКУ
(СОСТАВЛЕН ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА В 2008 г.), %
Вариант ответа 2008 1999
Возможность жить в свое удовольствие 32 33
Возможность реализовать свои идеи, планы 29 25
Власть над людьми 26 28
Независимость, свободу выбора 25 25
Делает равнодушным, жестоким 18 15
Возможность помогать другим 13 14
Отталкивает людей, порождает зависть, вражду 13 13
Развращает, отупляет 13 10
Делает человека зависимым, несвободным 8 7
Возможность обеспечить себя и своих потомков 4 55
Делает человека одиноким 4 3
Затруднились ответить 6 6
Число опрошенных 1500 2000
Источник: (2, с. 94).
По данным таблицы, за десятилетие представление россиян о том, что дает богатство человеку, принципиально изменилось. Следует отметить, что на первый план в 2008 г. вышли возможности эгоистического характера -жить в свое удовольствие, реализовать свои планы, власть над людьми, независимость. В 1999 г. на первом месте находилась возможность обеспечить себя и своих потомков (55%), которая в 2008 г. становится аутсайдером (4%). Среди причин таких изменений мнения россиян можно выделить повышение уровня и качества жизни населения. Так, за период с 1998 по 2009 г., численность населения России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась на 15,8 млн. человек, что составляет 11% от числен-
ности постоянного населения страны (рассчитано по данным Росстата РФ, www.gks.ru). Среднедушевые доходы населения в 2008 г. составили 16 886,5 руб. в месяц. Средний ежегодный прирост среднедушевых доходов населения за период с 2004 по 2009 г. - 22% (рассчитано по данным Росстата РФ, www.gks.ru). По данным исследований общественного мнения Левада-Центр, за период с 1999 по 2009 г. оценка россиян материального благосостояния своей семьи изменилась кардинальным образом: в 1999 г. 52% ответили, что еле сводят концы с концами, 15% - живут за гранью бедности, в 2009 г. таких стало 38 и 4%, соответственно. Отметили, что живут хорошо, без особых материальных затруднений в 1999 г. 2%, в 2009 г. - 3% респондентов; живут более или менее прилично - 30 и 53%, соответственно (5, 44). Итак, в 2009 г. негативные оценки своего материального положения снизились на 25%, по сравнению с 1999 г., а положительные увеличились на 24%.
Таким образом, это свидетельствует об улучшении уровня и качества жизни населения в данный период стабильности в обществе и экономике. Следовательно, в соответствии с пирамидой потребностей, после удовлетворения первичных потребностей, появляется необходимость реализации творческих способностей человека, поэтому, дальнейшее желание зарабатывать деньги связано не с необходимостью обеспечения себя и близких, а с реализацией собственных идей и планов. Именно эти изменения фиксирует динамика мнения россиян о том, что дает богатство человеку.
Сегодня в России особо встает вопрос о социальной функции миллиардеров. По итогам конкурса «Корпоративный донор России 2008», проводившегося среди крупнейших представителей отечественного бизнеса, определены лидеры на основе данных по объему выделенных благотворительных средств. Пятерку таких компаний составляют ОАО «Лукойл», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Татнефть» имени В. Д. Шашина, ОАО «Северсталь», группа компаний «РЕНОВА» (1). По данным того же источника, практически каждое крупнейшее предприятие России имеет свой благотворительный фонд или реализует программы разного рода социальной поддержки населения.
Таким образом, социологический портрет российского миллиардера выглядит следующим образом - это мужчина, 46 лет, с высшим образованием, женат, имеет двоих детей, основные доходы получает от нефтяного бизнеса, инвестиций, черной и цветной металлургии, в сфере финансов и недвижимости. Бизнес-элита (скажем точнее: top business-элита) с позиции своих интересов участвует в решении экономических, политических и социальных вопросов страны.
Литература
1. Благотворительные фонды российских олигархов http://www.childheart.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=37:2009-04-13-21-00-27&catid=6:2008-12-29-02-11-27&Itemid=13
2. Общественное мнение - 2008. М.: Левада-Центр, 2008. - 192 с.
3. Общественное мнение - 2009. М.: Левада-Центр, 2008. - 208 с.
4. Панеях Э. Правила игры для российского предпринимателя / Предисл. Е. Ясина. - М.: КоЛибри, 2008. - 240 с.
5. Теория элит [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.wikipedia.ru.
6. Тощенко Ж.Т. Антиномия - важнейшая и специфическая характеристика общественного сознания // Социокультурные проблемы развития регионов России в условиях кризиса: Материалы Тюменского социологического форума 15-16 октября 2009 г. / Под ред. М.М. Акулич, Г.С. Корепанова, В.А. Юдашкина. Тюмень: Тюменская областная дума, Тюменский государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет. 2009. - С. 3-10.
7. Forbes. - 2007. - № 5. - С. 121-199, 232-242.