Милитаризация международной политики и ее влияние на оборонную безопасность России
Полковник в отставке А.В. КОПЫЛОВ, доктор политических наук
Полковник И.В. ВАСИЛЬЕВ, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Раскрывается сущность и содержание современной политики милитаризации, ее влияние на национальную и международную безопасность, предложены мероприятия по противодействию милитаризации международных отношений, укреплению оборонной и мобилизационной безопасности России.
The paper reveals the essence and content of the current militarization policy, its effect on national and international security, and suggests measures of countering militarization in international relations and strengthening Russia's defense and mobilization security.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Милитаризм, милитаризация, международные отношения, международная политика, военная сила, вооруженные формирования, безопасность, оборона, оборонная безопасность, мобилизационная готовность.
Militarism, militarization, international relations, international politics, military force, armed formations, security, defense, defense security, mobilizational readiness.
ОКОНЧАНИЕ «холодной войны» предоставило народам мира уникальную возможность строить отношения между странами на основе взаимовыгодного сотрудничества, мирного разрешения конфликтов с помощью дипломатии в рамках международного права. Однако постбиполярный мир не принес народам ожидаемой политической стабильности и безопасности, градус конфлик-тогенности в отношениях между государствами и социальными группами не снижается, перечень и характер угроз военной безопасности государств возрастает, все отчетливее проявляется тенденция милитаризации мировой политики.
Как показывает исторический анализ, милитаризация сфер общественной жизни является неотъемлемой политической чертой. Создание вооруженных сил, развитие военной техники и оружия, применение военной силы обусловливалось либо интересами национальной обороны, либо целями военно-политической экспансии. При этом происходит распространение силовых методов за пределы собственно военной сферы, в результате чего милитаризм становится важным фактором международной политики. Милитаризация ведет к деформации политики и абсолютизации вооруженного насилия при реализации внешнеполитических целей и в конечном итоге — к достижению глобальной или региональной гегемонии1.
События последнего десятилетия показали, что Россия столкнулась с таким вызовом, как ремилитаризация политических отношений2. Ротация политических элит США и Западной Европы привела к новому витку милитаризма, который стал еще более оголтелым, нежели накануне Второй мировой войны. Современный милитаризм повторяет традиционные формы и качества, проникает во все сферы социальных отношений и становится одним из ведущих трендов общественного развития.
Милитаризация мировой политики продолжает оставаться важным
фактором формирования постбиполярной системы международных отношений, развития военно-политической обстановки на глобальном, региональном и локальном уровнях. Военная сила остается главным инструментом и организующим принципом внешней политики США и других государств, в которых ослаблен гражданский контроль над вооруженными силами и их применением для достижения политических целей.
В этом столетии практически все ведущие страны мира пересмотрели военно-политические стратегии, а ряд из них сделали упор на силовые методы разрешения международных конфликтов, разработку более смертоносного оружия и технологий военного назначения, развитие новых форм и способов вооруженной борьбы, использование космического и информационного пространства в военных целях.
Милитаризация мировой политики проявляется в игнорировании норм международного права, закрепленных в Уставе ООН, нарушении основополагающих принципов — неприменение силы или угрозы силой в практике международного общения и невмешательство во внутренние дела других государств.
Так, применение вооруженных сил США и их союзники обосновывают целым рядом надуманных аргументов: «исключительные обстоятель-
ства», «гуманитарное вмешательство», «превентивная оборона» и т. д.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что «в международных отношениях не снижается роль фактора силы... В Евро-Атлантическом, Евразийском и Азиатско-Тихоокеанском регионах не соблюдаются принципы равной и неделимой безопасности. В соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений»3.
Аналогичное видение нового тренда мирового развития, отражающего ремилитаризацию мировой политики представлено в Концепции внешней политики Российской Федерации: «. стремление к наращиванию и модернизации наступательных потенциалов, созданию и развертыванию новых видов вооружений размывает структуру глобальной безопасности, открыто игнорируются основополагающие международно-правовые принципы неприменения силы... реализуются концепции, направленные на свержение законной власти в суверенных государствах»4.
Силовые методы, по мнению министра обороны С.К. Шойгу, продолжают играть важную роль в разрешении политических и экономических противоречий между странами, происходит возрастание военных опасностей для России, уровень которых на период до 2030 года существенно повысится5.
Проявление милитаризма во внешней политике, его влияние на мировое развитие предопределяют необходимость научного осмысления феномена милитаризма и ремилитаризации в современном мире в контексте оборонной безопасности Российской Федерации.
В данной связи полагаем сосредоточить внимание на тех особенностях милитаризма, которые прямо или косвенно затрагивают национальные интересы России в оборонной сфере.
По нашему мнению, процесс милитаризации современного мирового развития имеет следующие особенности.
Во-первых, расширение субъектов милитаристской деятельности: возрастает значение транснациональных и негосударственных субъектов вооруженной борьбы, в военные конфликты все чаще вовлекаются малые государства и нейтральные страны, международные организации, которые ранее дистанцировались от наращивания военного потенциала (Евросоюз и Африканский союз), вынашиваются планы по созданию новых военно-политических блоков среди исламских государств, стран Персидского залива, «нордического альянса» в Арктике.
Во-вторых, наращивание ведущими государствами военных бюджетов и боевых потенциалов вооруженных сил.
В-третьих, разрушается сложившаяся система международных отношений и международно-правовые основы обеспечения безопасности, закрепленные в Уставе ООН, происходит деградация международной системы контроля над вооружениями.
В-четвертых, использование передовых достижений науки в создании современной техники и новых технологий в значительной мере работает на милитаризацию, способствует разработке робототехниче-ских комплексов с использованием искусственного интеллекта, оружия на новых физических принципах и других видов вооружения и военной техники.
Стимулирующее влияние на процесс милитаризации мировой политики оказывает развитие транснациональных военных компаний, происходит глобализация милитаристских центров, милитаристская активность смещается с национальных на наднациональные уровни, наблю-
дается постоянный рост объемов мировой торговли вооружением и военной техникой.
Крушение биполярного мирового порядка, появление новых геополитических центров силы, финансово-экономические кризисы, конкурентная экономическая борьба, «торговые» и «тарифные» войны, истощение углеводородных и водных ресурсов порождают новые вызовы и опасности для международного мира и стабильности, ведут к обострению конфликтов между странами, этническими и религиозными общностями, провоцируют использование военной силы в международных и внутригосударственных отношениях.
Все это расширяет перспективы милитаристской политики государств и военно-политических союзов. Геополитические соперники не могут смириться с бурным развитием Китая и возрождением России как мировых держав, способных отстаивать свои национальные интересы не только экономическими, политико-дипломатическими, информационными средствами, но и с помощью высокоразвитого оборонного потенциала. Во внешнем давлении на суверенные государства все чаще используется комплексное соединение военной и экономической мощи, стратегии непрямых, гибридных действий, которое образует мощный кулак внешнего влияния.
В процесс ремилитаризации мировой политики активно вовлекаются транснациональные компании. Глобализация, цифровизация экономики и финансовой сферы, возможность использовать материальный и научно-технологический потенциалы практически всей планеты создают новые модели милитаризации национальных экономик, не наносящие заметного ущерба другим отраслям народного хозяйства и благосостоянию граждан. Постоянный рост военных
расходов сопровождается тесной интеграцией военно-индустриальных концернов суверенных государств, где выделяются «англо-саксонская» и «континентальная» модели формирования транснационального военно-промышленного комплекса6.
Постиндустриальный тип милитаризации характеризуется многообразием субъектов, имеющих возможность применять средства вооруженного противоборства в связи с эрозией государственной монополии на легитимное насилие. Растет число частных военных компаний, которые берут на себя не только функции по охране имущества и сотрудников корпораций, выполнению логистических и разведывательных задач, но и участвуют в военных действиях. Создаются военизированные организации и формирования политических партий, радикальных националистических и религиозных движений, объединения бывших военнослужащих, некоторые из которых способствуют формированию в сознании граждан идей национализма и экстремизма, дестабилизируют обстановку на национальном и наднациональном уровнях.
В научной литературе такие субъекты называются «парамилитар-ными формированиями», негосударственными субъектами военной деятельности», «прокси-структура-ми»7. Увеличение количества субъектов военно-политической борьбы, автономных от институтов государства, является реальностью современной политической жизни.
По мнению российских ученых, в современном мире можно выделить три милитаризма: «гуманизированный», традиционный и террористический.
Наиболее деструктивную роль играет милитаризм «гуманизированный», представляемый атлантическими странами (США, Великобри-
тания, Франция). Его характерными чертами являются паразитирование на идеях общечеловеческих ценностей и «глобальной демократии», защиты прав и свобод человека, использование технологий «цветных революций» и других методов военно-политической экспансии, военное вмешательство в дела суверенных государств, наращивание военного присутствия с политическими целями за рубежом.
Опасность милитаризации внешней политики США признают некоторые американские государственные деятели и ученые8'9. По мнению бывшего министра обороны США Роберта Гейтса, Вашингтон чрезмерно полагается на свою военную мощь, пренебрегает невоенными инструментами власти, в результате чего они ослабевают. США пытаются развивать и претворять в жизнь политику с использованием той структуры и аппарата национальной безопасности, которые создавались для «холодной войны» и мало изменились с 1940-х годов10.
Традиционные модели милитаризации, которые мало отличаются от моделей ХХ столетия, присущи развивающимся странам Среднего и Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В основе милитаризма этих стран лежит ставка на военную силу, агрессивный курс во внешней политике и привлечение военной силы для подавления внутренней оппозиции, сохранение массовых армий, количественное накопление обычных вооружений. Современные региональные державы вынуждены примкнуть к лидерам постиндустриальной цивилизации (Турция, Пакистан, Южная Корея, монархии Персидского залива), обеспечивать свой нейтралитет при помощи наращивания военного потенциала (Китай, Индия, Алжир), отстаивать статус самосто-
ятельных акторов международной политики, опираясь на возможности милитаризма (Иран, Сирия, Венесуэла, Куба, КНДР)11.
Третья модель современного милитаризма присуща экстремистским сообществам, которые ряд авторов отождествляют с транснациональным терроризмом12. Наличие в современном терроризме милитаристского начала нашло отражение во многих научных трудах, посвященных исследованию политического, государственного, религиозного, националистического, военного и других типов терроризма.
Под воздействием процесса милитаризации политики сегодня меняются функции международных союзов и военно-политических блоков. Так, организация Североатлантического договора стремится изменить расстановку сил в мире, настойчиво проводит политику расширения НАТО на Восток, вмешивается во внутренние дела суверенных государств, активно вовлекается в военные конфликты в различных регионах мира, наращивает свое военное присутствие в Арктическом регионе. Системными стали тренировки НАТО, проводимые одновременно у западных, южных и восточных рубежей России. Только в августе — сентябре 2020 года в них участвовало 55 боевых самолетов, включая стратегические бомбардировщики, и 12 кораблей — носителей высокоточного оружия13.
Милитаризация мировой политики проявилась в создании Европейских сил быстрого реагирования, стремлении «объединенной Европы» расширить зону военно-политического влияния за пределы Европейского континента (как, например, военное вмешательство в гражданскую войну в Ливии), использовать военную силу для насаждения в других странах лояльных политических режимов.
В последние годы влияние военно-политических блоков и союзов испытали на себе большинство государств на постсоветском пространстве.
Современный милитаризм опирается на ресурсы государства и общества: растет численность вооружен-
В последние годы в мире, по существу, началась гонка вооружений, в которую включились ряд ведущих стран. Так военные расходы США выросли в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 4,6 %, у Китая — на 5 %, у Саудовской Аравии — на 6,5 %, у Турции — на 24,0 %. Среди мировых лидеров по росту расходов на оборону — Армения (+ 33 %), Латвия (+ 24 %), Украина (+ 21 %), Литва (+ 18 %), Чехия (+ 18 %), Казахстан (+ 16 %).
Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Гонка вооружений началась после выхода Вашингтона из договоренностей по ПРО. Сейчас есть угроза еще и прекращения договора СНВ. Тогда вообще не останется никаких ограничений, связанных с системой вооружений»15.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что тиражируемое западными СМИ мнение о российской военной угрозе не выдерживает ни-
ных сил, постоянно увеличиваются военные бюджеты.
Мировые расходы на оборону в 2019 году составили рекордную сумму — 1,8 трлн долл., что в пересчете на одного человека составляет 239 долл. (табл.)14.
какой критики, а военный бюджет США уже длительное время — вне конкуренции.
Национальная безопасность России находится под угрозой в связи с обострением военно-политической обстановки вблизи ее границ и созданием геополитической полосы (зоны) локальных войн и конфликтов. Если ранее (в начале 90-х годов ХХ столетия) конфликтогенная полоса простиралась по широте Балканы — Кавказ — Центральная Азия, то в XXI веке она простирается по территории Украины, Ливии, Египта, Ирака, Ирана, Сирии. В 2020 году в результате возобновления вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе, инспирируемого Турцией, был вновь нарушен геополитический баланс в Кавказском регионе.
Следствием милитаризации внешней политики, которая особенно характерна для США и их союзников по НАТО, является деградация между-
Таблица
Военные бюджеты ведущих стран мира в 2019 году
Место Страна Расходы на оборону, млрд долл. % от ВВП % от мировых затрат на вооружение
1 США 649 3 40
2 Китай 250 1,9 —
3 Саудовская Аравия 67,6 8,8 —
4 Индия 66,5 2,5 —
5 Франция 63,8 2,3 —
6 Россия 61,4 2,8 —
7 Великобритания 50,0 1,8 —
народной системы контроля над вооружениями. Под надуманными предлогами США уже вышли из Договора о противоракетной обороне, Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и Договора по открытому небу, которые выполняли задачи по ограничению и сдерживанию гонки вооружений, а также осуществляли функцию контроля над неконтролируемым распространением вооружения. Такие действия американского военно-политического руководства привели к нарушению стратегической стабильности в мире, подрыву баланса сил в международных отношениях, появлению новых угроз безопасности Российской Федерации.
Особую угрозу военной безопасности России представляет рост количества и масштабов учений, которые проводят США и их союзники по НАТО вблизи границ нашего государства. Так, в 2020 году были проведены крупнейшие за последние 25 лет учения НАТО под названием Defender Europe 20 с развертыванием американских сил из континентальной части США в Европе. В ходе учений отрабатывались сценарии военных действий с практическим развертыванием одной дивизии, трех танковых бригад и других частей из состава экспедиционных сил. Учения Defender Europe 20 по поставленным целям и решаемым задачам были направлены против России, что военные США и НАТО не скрывали16.
Наращивание военно-политического экспансионизма и милитаризация международной политики являются фактором, влияющим на рост межгосударственной конфронтации и нестабильности в мире, представляют собой вызов международной, региональной и национальной безопасности.
Таким образом, сущность современной милитаризации международной политики заключается в абсолютизации насилия для достижения
политических целей, нарушении норм международного права при применении военной силы для разрешения межгосударственных и внутригосударственных противоречий, усилении влияния военно-политических союзов и военно-промышленного комплекса в международных отношениях, наращивании военного присутствия с политическими целями за рубежом. Движущими силами милитаризации выступают противоречия между глобальными и региональными центрами силы, вызванные перестройкой постбиполярной конфигурации мирового порядка, непрекращающиеся конфликты в отношениях между государствами и социальными группами, идеологические доктрины и военно-политические стратегии агрессивного характера, потребности в развитии военно-промышленного комплекса мировых держав.
Современный процесс милитаризации политики представляет реальную угрозу национальным интересам Российской Федерации и требует принятия реальных и адекватных мер обеспечения оборонной безопасности страны. Защита суверенитета и национальных интересов России зависит от недопущения втягивания страны в гонку вооружений и поддержания при этом боеспособности Вооруженных Сил на уровне оборонной достаточности, активизации международно-договорной деятельности по сокращению и ограничению ядерных и неядерных вооружений, достижению баланса между международным правом и применением военной силы на международной арене.
Прогрессирующий характер милитаризации, многообразие ее форм и методов обусловливают необходимость противодействовать ей посредством не только политико-дипломатических усилий, но и посредством укрепления обороноспособности и мобилизационной
готовности страны, наращивания миротворческой деятельности Российской Федерации, отвечающей
в первую очередь ее национальным интересам на постсоветском пространстве и в других регионах мира.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Возжеников А.В., Цибаков Д.Л., Филонов В.И. Ремилитаризация мировой политики в контексте национальной безопасности современной России // Управленческое консультирование. 2018. № 1. С. 17—21.
2 Цибаков Д.Л. Ремилитаризация мировой политики как фактор национальной безопасности современной России. Милитаризация международной политики. М.: МАКС Пресс, 2012. 236 с.
3 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: https:// rg.ru/ 2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 16.12.2020).
4 Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 г.). URL: www.mid.ru/foreign_policy/news (дата обращения: 30.01.2021).
5 Шойгу заявил о военной угрозе России. URL: http://news/mail.ru/politih/1752431 (дата обращения: 30.01.2021).
6 Пухов Р., Макиенко К. «Окно возможностей» и оборонный научно-промышленный комплекс России. URL: inesnet.ru/ wp-content/mag_archive/1999-01/ES1999-01-89-101 (дата обращения: 01.02.2021).
7 Белозеров В.К. Негосударственные субъекты современных войн и военной деятельности // Проблемы безопасности. Бюллетень научно-издательского центра «Наука-XXI». 2009. № 5. С. 95—96.
8 The Militarization of U.S. Foreign Policy by John Gershman, Melvin Goodman. September 30, 2005 / Institute for Policy Studies. URL: https://ips-dc.org/ the_militarization_of_us_foreign_policy/ (дата обращения: 20.12.2021).
9 Sleepwalking into World War III. Trump's Dangerous Militarization of
Foreign Policy. By Carrie A. Lee. October 19, 2020. URL: https://www.foreignaffairs. com/articles/united-states/2020-10-19/ sleepwalking-world-war-iii (дата обращения: 20.12.2020).
10 Foreign Affairs (США): чрезмерная милитаризация американской внешней политики. 04.06.2020. URL: https://inosmi. ru/politic/20200604/247551402.html (дата обращения: 04.01.2021).
11 Возжеников А.В., Цыбаков Д.Л., Филонов В.И. Ремилитаризация мировой политики в контексте национальной безопасности современной России. Управленческое консультирование. 2018; (1):16-22. URL: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-1-16-22 (дата обращения: 04.01.2021).
12 Возжеников А.В., Выборнов М.А., Шекин М.В. и др. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. М.: ЭКСМО, 2007. 528 с.
13 Выступление Шойгу на расширенном заседании коллегии Минобороны России в 2021 году. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/64684 (дата обращения: 04.01.2021).
14 URL: Topormy.ru/ novosti-vooruzhennyk-sil-mira/ voennye-byudzhety-vedushix-stran-mira-2019-god (дата обращения: 31.01.2021).
15 Большая пресс-конференция Путина. 17.12.2020. URL: https://www.kommersant.ru /doc/4616884 (дата обращения: 17.12.2021).
16 Defender Europe 20 напоминает практиковавшееся с 1969 по 1993 годы американцами в Европе учение REFORGER (сокр. Return of Forces to Germany — «Возвращение войск в Германию»). В самом крупном REFORGER в 1988 году была развернута группировка в 125 тыс. солдат // Учения США и НАТО Defender Europe 20 открыто направлены против России — Новости политики, Новости России — EADaily (дата обращения: 21.12.2020).