Научная статья на тему 'Милан Кундера, Вацлав Гавел и чешская доля'

Милан Кундера, Вацлав Гавел и чешская доля Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«чешская доля» / «чешский вопрос» / малая нация / этническая идентичность / оппозиционное движение / «социализм с человеческим лицом» / инакомыслие / «режим нормализации»
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Milan Kundera, Vaclav Havel and the Czech lot

The article is devoted to the analysis of the M. Kundera and V. Havel polemic over the fate and fortunes of the Czech ethnical identity, Czechoslovakian nationhood and ways of Czechoslovakian society development after the August, 1968. This polemic, together with the Prague Spring reflection, caused broad resonance, and some of its statements are still timely. The acceptability of the paradox of Havel being a spokesman of «the Czech lot» while at the same time being its critic in the polemic was proven.

Текст научной работы на тему «Милан Кундера, Вацлав Гавел и чешская доля»

224 Э.Г. Задорожнюк

с его идеей вечного мира, а Ян Гус явился предшественником победивших реформаторов Лютера, Кальвина и Цвингли. Но смысл и пафос рассуждений Кундеры о чешской доле этим не отменяются.

Примечания

1 Kaiser D. Disident. Viclav Havel 1936-1989. Praha-LitomySl, 2009 S. 44.

2 В 2008 г. чешский журнал «Респект» опубликовал статью А Градилека под названием «Донос Милана Кундеры», в которой якобы на основании архивного документа утверждалось, что в 1950 г. по доносу Кундеры западногерманский агент чешского происхождения Дворжак был арестован и провел 14 лет в чехословацкой тюрьме. В защиту доброго имени Кундеры публично выступили 11 всемирно известных писателей, в том числе четыре лауреата Нобелевской премии по литературе, назвавшие «клеветнической» развязанную против него кампанию. См.: http://www. tyden.cz/rubriky /kuJtura/literatura/ln-udani-je-prave-kunderovu-vinu-primo-nedoka2uje_ 144203.html. - Гавел обратился к Кундере со словами. «Милан, будьте выше этого! Человек, как Вы прекрасно знаете, сталкивается на своем жизненном пути с гораздо худшими ситуациями, нежели клевета в прессе». См.: http://www.tyden.cz/rubriky/kultura/kauza-kundera/havel-o-kunderovi-takto-hloupe-se-to-stat-nemohlo_86260.html

3 См.: Задорожнюк Э.Г. От крушения Пражской весны к триумфу «бархатной» революции. Из истории оппозиционного движения в Чехословакии. Август 1968 г. - ноябрь 1989 г. М., 2008; она же. О поисках альтернатив развития чехословацкого общества после крушения Пражской весны // HayKOBi пращ ¡сторичного факультету Запор1зького ушверситету. Вип. 27. Запор1жжя, 2009; она же. Диссидентское движение в Чехословакии: ключевая идея и формы реализации // Srodkowoeuropejskie studia polityczne. Poznan, 2010. № 3.

4 Literämi noviny. 2007. № 52.

5 Ibidem.

6 Подробнее см.: Задорожнюк Э.Г. «Россия и Европа» Т.Г. Масарика: новые подходы к старой идее европейского единения // Т.Г. Масарик и Россия СПб., 1997; она же. Социологическая теория и политическая практика Т.Г. Масарика // Социологические исследования. М., 1998. № 4; она же. Томаш Гарриг Масарик и его труд о России // http://www.mecenat-and-world.ru/33-3 6/zadoroj ny uk. htm

7 Т.Г. Масарик писал, что для него «чешский вопрос» - это вопрос о судьбах человечества Он, как и Я. Коллар, отрицал случайность истории народа, утверждая, что в ней проявляется определенный план Провидения. Задача же историков и философов, как и задача каждого народа, заключается в постижении этого мирового плана, в его познании и в точном определении в нем своего места, чтобы можно было абсолютно осознанно продвигаться вперед в любой, в том числе и политической, работе.

8 Literämi noviny. 2007. № 52.

9 Ibidem.

10 Ibidem.

11 В 2008 г., т.е. через 40 лет после выхода в свет второго эссе Кундеры, Я. Шабата сделал следующее уточнение: тезис писателя о «свободе, которую мир еще не видел», вовсе не идентичен лозунгу о «социализме, которого мир еще не видел». Согласно этой интерпретации, Кундера скорее ставил акцент не на возможности реформирования коммунистической системы в форме демократического социализма, а на несовместимости истинной свободы и демократии с капитализмом. Иными словами, акцентировалось внимание на возможности их реализации в среде, связанной коммерческими интересами, рынком и коммерциализацией. Помимо этого ставился вопрос: можно ли в качестве альтернативы капитализму и социализму предложить некий «третий» путь, политические абрисы которого как раз и стали вырисовываться в период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.