DOI 10.24411/2076-1503-2020-10645 МОНАХОВА Галина Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» e-mail: gamonahova@yandex.ru
МОНАХОВ Данила Никитич,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры методологии социологических исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
e-mail: monahovdn@yandex.ru
ПРОНЧЕВ Геннадий Борисович,
кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой методологии социологических исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
e-mail: pronchev@rambler.ru
МИКРООБУЧЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена анализу трансформация образования под влиянием процессов цифровизации общества. Развитие новых информационно-коммуникационных технологий приводит к необходимости модификации цифровой образовательной среды. Возникает потребность в совершенствовании способов обучения. Мировая практика привела к пониманию необходимости широкого использования микрообучения, которое начинает доминировать в корпоративном обучении сотрудников. В статье описывается сущность этого феномена, анализируются достоинства и недостатки, область применения, инструменты создания микрокурсов.
Ключевые слова: микрообучение, микрокурс, микрозанятие, цифровизация, цифровая трансформация.
MONAKHOVA Galina Anatolyevna,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of General Education of Academy of Public Administration
MONAKHOV Danila Nikitich,
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior lecturer of the Department of Sociological Research Methodology at Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University
PRONCHEV Gennadi Borisovich,
Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor,
Deputy Head of the Department of Sociological Research Methodology at the Faculty of Sociology of
Lomonosov Moscow State University
MICRO-EDUCATION AS A PHENOMENON OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION
Annotation. The article analyzes the transformation of education under the influence of the processes of digitalization of society. The development of new information and communication technologies leads to the need to modify the digital educational environment. There is a need to improve teaching methods. World practice has led to an understanding of the need for widespread use of micro-training, which is beginning to dominate in corporate employee training. The article describes the essence of this phenomenon, analyzes the advantages and disadvantages, scope, tools for cre-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
ating micro-courses.
Key words: micro-training, micro-course, micro-employment, digitalization, digital transformation.
В эпоху цифровой трансформации образования [7] становится все более популярным микрообучение (англ. microlearning). Само название говорит о том, что это обучение небольшим количеством («микро») учебной информации с концентрацией на определенной теме или задаче.
«Микрообучение - новый формат образования, предлагающий разбить процесс получения знаний на очень короткие интервальные занятия» [2]. «1Мсго1еаттд - это информация в таблетке. Когда учебный контент разбивается на маленькие порции, которые по аналогии с принципом дробного питания лучше усваиваются. Каждый блок занимает 5-8 минут, за которые надо успеть донести мысль, идею, знание» [11].
По сути, оно не является инновационным. Его новизна состоит лишь в использовании современных средств обучения - компьютеров и планшетов, смартфонов, а также соответствующего программного обеспечения.
Обучение (подачу учебного материала) «порциями» информации в начале 50-х г. XX в. предложил американский психолог Б. Скиннер. Целью было повышение эффективности управления усвоением материала за счёт построения его в виде последовательной программы подачи порций и их контроля. Немного позднее Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали обучающемуся материал для самостоятельной работы [3]. Управляемое усвоение учебного материала с помощью обучающего устройства называлось программированным обучением.
В эпоху цифровизации микро-занятия обычно длятся от 1 до 5 мин., в течение которых обучающийся получает определённую информацию, отвечает на контрольные вопросы или повторяет пройденный материал. Примером такого подхода является сайт и популярное приложение Duolingo, направленное на персонализированное изучение иностранных языков (английский, испанский, немецкий, французский). «Главная задача -при помощи технологий предоставить каждому доступ к обучению, сравнимому с занятиями с репетитором» - миссия сайта [13].
Рассмотрим особенности данного обучения.
Во-первых, концентрированность: занятие должно быть максимально кратким и соответствовать единой цели обучения, сфокусировано на конкретной теме. В 2015 г. немецкие учёные сообщили, что «микрообучение улучшило показатели запоминания на 20%. Их исследование показало, что при микрообучении обучающимся потребовалось на 28% меньше времени, чтобы ответить на вопросы» [2].
Во-вторых, разнообразие: использование аудио, видео, тестов, инфографики, интерактивных PDF-файлов.
В-третьих, интерактивность: включение взаимодействий для вовлечения обучающихся в процесс обучения.
В-четвёртых, гибкость: доступность на различных устройствах - смартфонах, планшетах, ноутбуках и персональных компьютерах [6].
Достоинства и недостатки микрообучения схематично можно представить в виде рис. 1.
минусы
плюсы
Модульность,, гибкость
Ориентир крэткоеАоны*целей
Фрагмент содержания
Мобильность
Доступность
Концентрация
внимания
Рис. 1. Достоинства и недостатки микрообучения.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
К достоинствам этого формата обучения, как показано на рис. 1, можно отнести:
1. Концентрацию внимания. Формат микрозанятий учитывает тот факт, что среднее время, в течение которого обучающиеся могут оставаться сосредоточенными на одной задаче, составляет всего несколько минут, после чего их мозг начинает искать новый объект.
2. Доступность. Приложение на смартфоне или планшете транслирует учебный материал в виде аудио- или видеоформата, проверит его усвоение, что и делает обучение более доступным, дешёвым. «Цифровое» поколение выросло вместе с Интернетом и мобильными гаджетами. Как мы отмечали ранее, интерес к дистанционным образовательным технологиям в России традиционно большой [15].
3. Мобильность. Во время занятия обучающиеся не привязаны к определённому месту и времени. Можно путешествовать, работать, болеть и при этом изучать необходимый материал.
4. Модульность. «Микрообучение подразумевает получение знаний в виде небольших блоков, каждый из которых можно легко изменить, переставить или вообще исключить» [11].
В мобильном мире из-за большой занятости люди хотят быстро получать необходимую информацию, когда им это нужно. Можно найти образовательные ресурсы - библиотеки таких интерактивных онлайн-микрокурсов. Примером являются Coursmos и Eduson.
Coursmos [10] - первая в мире американо-российская обучающая онлайн-платформа, запущенная ещё в 2014 г. Отличительной чертой Coursmos является средняя продолжительность полного обучающего курса - всего 15 мин.
Eduson - с 2013 г. ведущий сервис корпоративного онлайн-обучения в России. В библиотеке Eduson ежемесячно появляются новые практи-ко-ориентированные курсы по продажам, менеджменту, маркетингу, управлению персоналом, тайм-менеджменту и публичным выступлениям [14].
К недостаткам микрообучения, как показано на рис. 1, можно отнести то, что оно предназначено для легко усваиваемых тем, направлено на быстрое и эффективное онлайн-обучение. К тому же, такой формат обучения в рамках полноценного курса является лишь фрагментом содержания.
Микрообучение не подходит для изучения сложной темы с многочисленными этапами, навыками и задачами. Другими словами, оно ориенти-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
ровано на решение краткосрочных, а не долгосрочных целей, когда обучающиеся должны углубиться в тему.
«Микрообучение представляет собой обучение небольшому объёму материала за короткий промежуток времени. Чаще всего термин употребляется в контексте электронных форматов обучения» [5].
Такой подход может применяться для приобретения профессиональных компетенций. Микрообучение - один из трендов в сфере корпоративного образования. Его миссия - нацеленность на решение прикладных задач.
Обычно микрообучение построено только на видео и дидактических играх, которые улучшают усвоение материала и способствуют росту вовлеченности, но микрообучение может принимать множество разных форм (текст, викторина, инфо-графика, лонгрид и т.д.), которые зависят от поставленной задачи в каждом конкретном случае.
Основные тезисы микрообучения можно сформулировать так:
1. Самодостаточность и максимальная содержательность.
2. По длительности занимает ровно столько времени, чтобы доходчиво объяснить суть изучаемого вопроса. При этом следует помнить слова Уильяма Джеймса: «Мудрость - в умении научиться пропускать незначительное» [1].
3. Игровая разнообразная «упаковка» используется для лучшего усвоения материала и большей вовлеченности. Здесь следуют словам Платона: «Любое обучение связано с эмоциями» [1]. Игры создают положительный эмоциональный фон.
4. Контент может принимать множество форм, от текста до полноценных интерактивных мультимедиа, но всегда должен быть коротким.
5. Это лишь часть комплексного образовательного подхода, где для каждой проблемы найдется наиболее адекватный ей формат образования.
6. НТ1^5 - современный формат микрообучения.
Если нужно обучить чему-то очень много людей, то необходимо сделать ставку на микрообучение. Современный человек проводит в смартфоне больше 4 час. в день, и с каждым годом этот показатель растет [4].
Микрообучение рекомендуют использовать фирмам, корпорациям, предприятиям и т.д. для адаптации и обучения нового персонала, вместо инструктажа, для повышения квалификации.
Такой формат особенно привлекателен для современных молодых людей, живущих в онлайн-пространстве.
Все это согласуется с образовательной моделью Bring Your Own Device (англ. «принеси свое собственное устройство»), ведь у каждого обучающегося есть свой смартфон, на который можно установить приложение. Обучающиеся могут быстро изучить порцию информации по интересующей их теме в свободное время и сразу применять знания в своей профессиональной деятельности [8; 9].
Микрокурс можно использовать при 1. подготовке к очным занятиям при смешанном обучении (модель «перевёрнутое обучение»);
Г--
1
ознакомился
Рассмотрим инструменты, которые помогут самостоятельно создавать микрокурсы для реализации на практике микрообучения.
iSpring Page - новый российский конструктор для создания микрокурсов (типа многостраничного лонгрида), который позволит создать профессиональный курс за минуту. Чтобы создать профессиональный микрокурс, понадобится только iSpring и доступ в Интернет.
Написанный ранее текст надо скопировать и вставить, добавить упражнения, картинки, фотографии, видео с YouTube и Vimeo, нажать «Опубликовать».
iSpring Page подходит для совместной работы. Пока кто-то работает с текстом, другие авторы могут подобрать видео, расставить картинки или собрать тест. Все изменения сохраняются автоматически. Курс автоматически подстраивается под размер экрана любых устройств.
Выбор определённой цветовой палитры для учебного материала и подходящий шрифт приведёт к оформлению курса в корпоративном стиле.
При создании теста можно использовать следующие типы вопросов: выбор одного ответа, ввод слова, множественный выбор. Количество заданий в тесте неограниченно.
Сохранять созданный курс лучше в SCORM или xAPI, чтобы загрузить в любую систему дистанционного обучения и назначить сотрудникам.
2. закреплении материала в традиционном обучении;
3. обучении на тематических курсах по конкретной проблематике;
4. формировании базы, из которой составляются курсы по выбору с применением дистанционных образовательных технологий. Микрокурс - это законченное занятие, ориентированное на решение конкретной проблемы или формирование (совершенствование) конкретной компетенции. Микрокурс имеет схему трёх «О», как показано на рис. 2: Ознакомился с материалом ^ Осмыслил ^ Опробовал на практике.
Другой российский инструмент для создания микрокурсов - CORE [12] - проект Агентства стратегических инициатив (АСИ). Данная онлайн-плат-форма является конструктором образовательных материалов с аналитической системой выработки индивидуальных рекомендаций для пользователей.
С помощью данного конструктора можно вставить текст, изображение, видео, прикрепить документ, ввести тест или организовать опрос.
Тест может включать задания с единичным и множественным выбором правильных ответов; открытый вопрос (типа эссе), вопросы на классификацию; с автопроверкой; заполни пробелы. По сравнению с iSpring Page конструктор CORE обладает более широким ассортиментом типов тестовых вопросов. Но, следует заметить, что команда iSpring готовит в ближайшем будущем расширение возможностей инструментария.
CORE позволяет ввести созданные в Learningapps интерактивные задания, дидактические игры. Достаточно скопировать ссылку, и любое задание появится на странице в полном объёме [9].
Если сравнивать внешний вид полученных образовательных продуктов, то микрокурс, созданный с помощью iSpring Page, выглядит как «традиционный» лонгрид - страница (англ. longread; long read - «долгое чтение») - формат
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
Рис. 2. Схема трёх «О»
Ф
подачи материалов в интернете: текст, разделённый на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики и пр.), а с помощью CORE - как лонгрид-слайдер.
Существует ещё один российский конструктор курсов фирмы iSpring - iSpring Suite. Он даёт возможность создавать интерактивные курсы, доступные для просмотра на мобильных устройствах; записывать аудио- и видео-сопровождение; добавлять тесты и опросы, внедрять 14 видов интерактивностей [8; 9]. Это программное обеспечение более широких возможностей, т.к. с помощью него можно создавать полноценные курсы (можно и микрокурсы).
Благодаря рассмотренному феномену (микрообучение) трансформируется цифровая образовательная среда: практически все курсы начинают модифицироваться в системы модулей - микрозанятий. Особенно наглядно это происходит на курсах повышения профессионального мастерства. У слушателей появляется возможность из кирпичиков - микрозанятий создавать собственную образовательную траекторию совершенствования профессиональных компетенций.
Несмотря на все преимущества микрообучения, далеко не всегда разумно полностью отказываться от других обучающих программ. Некоторые темы слишком сложны, чтобы их можно было охватить за одно занятие. Более того, некоторые вопросы и вовсе не имеют простых, однозначных и быстрых тактик решения. Закончить статью хочется словами Клэя Бедфорда: «За один день вы можете преподать студенту урок, но если вы воспитаете в нём любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь» [1].
Список литературы:
[1] 50 цитат про обучение / Newtonew [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// newtonew.com/school/50-citat-pro-obuchenie (дата обращения: 20.06.2020).
[2] Горчаков Д. Микрообучение - система образования будущего / Лайфхакер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lifehacker.ru/ microlearning (дата обращения: 27.06.2020).
[3] Грицык В.А. Принципы и методы компьютерного обучения / SuperInf.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://superinf.ru/view_ helpstud.php?id=1668 (дата обращения: 27.06.2020).
[4] Коровин А. Уроки в стиле инстаграма: что такое микрообучение / Теории и практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// theoryandpractice.ru/posts/17463-uroki-v-stile-instagrama-chto-takoe-mikroobuchenie (дата обращения: 20.06.2020).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
[5] Микрообучение / Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia. org/wiki/Микрообучение (дата обращения: 27.06.2020).
[6] Михайлов В. Микрообучение - особенности, преимущества и недостатки / Центр российского образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu-russian.ru/mikroobuchenie-osobennosti-preimushchestva-i-nedostatki.html (дата обращения: 26.06.2020).
[7] Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. От цифры к цифровому обществу // Вопросы политологии. -2020. - Т. 10. - № 6(58). - С. 1763 - 1771. DOI: 10.35775/PSI.2020.58.6.008
[8] Монахов Н.В., Монахова Г.А. Сравнительный анализ программных средств для разработки образовательных продуктов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2015. - № 9 (99). - С. 111-116.
[9] Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Инструментальные возможности iSpring Suite 7 для дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2015. - № 2 (92). - С. 67 - 73.
[10] Платформа микрокурсов Coursmos / Медина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://medinaschool.org/world/platforma-mikrokursov-coursmos (дата обращения: 21.06.2020).
[11] Arihainfo. Что такое микрообучение? Полное руководство для начинающих / Aruna. website [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://aruna.website/jeto-interesno/chto-takoe-mikroobuchenie-polnoe-rukov (дата обращения: 13.08.2020).
[12] CORE / Платформа для онлайн-обуче-ния [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://live.coreapp.ai/main (дата обращения: 12.06.2020).
[13] Duolingo / Уроки в игровой форме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru. duolingo.com (дата обращения: 27.06.2020).
[14] Eduson / Сервис корпоративного онлайн-обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eduson.tv/ru (дата обращения: 27.06.2020).
[15] Pronchev G.B., Goncharova I.V., Pronchev K.G., Krichever E.I. Russians' attitude to distance learning: a runet survey // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. -2019. - V. 18. - N. 11. - P. 370 - 384. DOI: 10.26803/ ijlter.18.11.22
Spisok literatury:
[1] 50 citat pro obuchenie / Newtonew [Elek-tronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://newtonew. com/school/50-citat-pro-obuchenie (data obrash-cheniya: 20.06.2020).
[2] Gorchakov D. Mikroobuchenie - sistema obrazovaniya budushchego / Lajfhaker [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://lifehacker.ru/ microlearning (data obrashcheniya: 27.06.2020).
[3] Gricyk V.A. Principy i metody komp'yuter-nogo obucheniya / SuperInf.ru [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://superinf.ru/view _helpstud.php?id=1668 (data obrashcheniya: 27.06.2020).
[4] Korovin A. Uroki v stile instagrama: chto takoe mikroobuchenie / Teorii i praktiki [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://theoryandpractice. ru/posts/17463-uroki-v-stile-instagrama-ch-to-takoe-mikroobuchenie (data obrashcheniya: 20.06.2020).
[5] Mikroobuchenie / Vikipediya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Mikroobuchenie (data obrashcheniya: 27.06.2020).
[6] Mihajlov V. Mikroobuchenie - osobennosti, preimushchestva i nedostatki / Centr rossijskogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://edu-russian.ru/mikroobuchenie-osobennos-ti-preimushchestva-i-nedostatki.html (data obrashcheniya: 26.06.2020).
[7] Monahov D.N., Pronchev G.B. Ot cifry k cifrovomu obshchestvu // Voprosy politologii. - 2020. - T. 10. - № 6(58). - S. 1763 - 1771. DOI: 10.35775/ PSI.2020.58.6.008
[8] Monahov N.V., Monahova G.A. Sravnitel'nyj analiz programmnyh sredstv dlya razrabotki obrazo-
vatel'nyh produktov // Distancionnoe i virtual'noe obu-chenie. - 2015. - № 9 (99). - S. 111-116.
[9] Monahova G.A., Monahov D.N. Instrumen-tal'nye vozmozhnosti iSpring Suite 7 dlya distancion-nogo obucheniya // Distancionnoe i virtual'noe obu-chenie. - 2015. - № 2 (92). - S. 67 - 73.
[10] Platforma mikrokursov Coursmos / Medina [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://medi-naschool.org/world/platforma-mikrokursov-coursmos (data obrashcheniya: 21.06.2020).
[11] Arihainfo. Chto takoe mikroobuchenie? Polnoe rukovodstvo dlya nachinayushchih / Aruna. website [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://aruna.website/jeto-interesno/ chto-takoe-mikroobuchenie-polnoe-rukov (data obrashcheniya: 13.08.2020).
[12] CORE / Platforma dlya onlajn-obucheniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://live. coreapp.ai/main (data obrashcheniya: 12.06.2020).
[13] Duolingo / Uroki v igrovoj forme [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ru.duolingo. com (data obrashcheniya: 27.06.2020).
[14] Eduson / Servis korporativnogo onlajn-obu-cheniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.eduson.tv/ru (data obrashcheniya: 27.06.2020).
[15] Pronchev G.B., Goncharova I.V., Pronchev K.G., Krichever E.I. Russians\' attitude to distance learning: a runet survey // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. -2019. - V. 18. - N. 11. - P. 370 - 384. DOI: 10.26803/ ijlter.18.11.22
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020