Научная статья на тему 'Михаилу Константиновичу треушникову - 70 лет'

Михаилу Константиновичу треушникову - 70 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Михаилу Константиновичу треушникову - 70 лет»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2008. № 6

А.В. Соловьев

ФЕНОМЕН ВОЙНЫ И МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ЖЮЛЬЕНА

ФРЁНДА

Жюльен Фрёнд родился 8 января 1921 г. в семье рабочего-социалиста и крестьянки в Анридорфе (департамент Мозель, Франция). Кроме него у родителей было пять детей. Как старший по возрасту в 17 лет в связи со смертью отца он был вынужден прервать свое обучение и заняться преподавательской деятельностью, чтобы прокормить семью. С детского возраста проявил интерес к литературе. В студенческие годы познакомился с творчеством русских писателей, ценил талант Ф. Достоевского, восхищался поэмой А. Блока "Двенадцать", уже преподавателем читал со студентами произведения Б. Пастернака и др.

Во время Второй мировой войны Ж. Фрёнд участвовал в движении Сопротивления. После ареста в июне 1942 г. был заключен в пересылочную тюрьму Эссеса, затем Систерона, откуда совершил побег в июне 1944 г. После этого примкнул к отряду партизан в Нижних Альпах и Дроме, где сражался до освобождения Франции от немецкой оккупации. В ноябре 1944 г. вернулся в Страсбург и занялся журналистикой и политической деятельностью, но, разочаровавшись, решил вернуться к преподаванию. В 1946 г. получил должность преподавателя философии, затем степень агреже. Преподавал в колледже Сарребурга (1946—1949), лицеях Меца (1949—1953) и Фюстель де Куланж (1953—1960). С 1960 по 1965 г. занимался политическим анализом в Национальном центре научных исследований.

При написании диссертации Ж. Фрёнд столкнулся с трудностями. Его первый научный руководитель Жан Ипполит отнесся без понимания к творческому замыслу своего аспиранта. Он отказался от руководства диссертацией, так как был категорически не согласен с тезисом Ж. Фрёнда, что политика только там, где есть враг. Поэтому Ж. Фрёнд вынужден был обратиться к Раймону Арону с просьбой стать его научным руководителем и под его руководством защитил диссертацию на тему "Сущность политического" в Сорбонне 26 июня 1965 г. Первоначальную формулировку "Сущность и значение политики" Ж. Фрёнд изменил, так как хотел сконцентрировать поиск на идее сущности. В диссертационном исследовании прослеживается влияние К. Шмитта, особенно его агонистического подхода к рассмотрению сущности политического. Ж. Фрёнд сравнивает с ударом грома первое знакомство с творчеством немецкого политического мыслителя, юриста и государственного деятеля эпохи Третьего рейха. Личное знакомство с К. Шмиттом стало поворотным моментом в понимании Ж. Фрёндом соотношения войны и мира. Поэтому в диссер-

тации он попытался дать анализ основополагающих категорий политики, делая акцент на тройном отношении между повиновением и командованием, другом и врагом, публичным и частным. В этом же 1965 г. французский исследователь был назначен профессором социологии Страсбургского университета, в создании которого он принял деятельное участие, а впоследствии руководил факультетом социальных наук.

В рамках Страсбургского университета Ж. Фрёнд создал Страс-бургский институт полемологии, Исследовательский центр по изучению социальных наук, "Журнал социальных наук Франции и Востока", Исследовательский центр региональной социологии, сотрудничал с журналом "Нувель эколь" ("Новая школа"). В 1973—1975 гг. преподавал в Европейском колледже в Брюге, затем в 1975 г. — в Монреале. В 1979 г. он был избран президентом Международной ассоциации политической философии, но вскоре оставил этот пост и посвятил себя научной деятельности.

На предложения перебраться в Париж для ведения научной деятельности он ответил отказом, следуя примеру И. Канта, который предпочел жить в Кенигсберге, а не в Берлине. Его творчество оказало влияние на взгляды учеников, например Шанталь Дельсоль и Мишеля Маффесоли.

Благодаря своему произведению о Максе Вебере, переведенному на английский язык, Ж. Фрёнд стал известен в мировой социологии. В книге "Социология во Франции" он причисляется к двенадцати известнейшим французским социологам1. Помимо социологии он внес значительный вклад в развитие французской и мировой философии и политологии, был специалистом в области социального конфликта, вторым по значимости ученым среди полемологов после Г. Бутуля, сторонником расширительной трактовки понятия "поле-мология".

Жизненный путь Ж. Фрёнда наложил отпечаток на его творчество. Значительное место в нем занимала проблема конфликта, которую он изучал, возглавляя Страсбургский институт полемологии, созданный им по аналогии с Французским институтом полемологии, основанным Г. Бутулем2. С ним Ж. Фрёнд поддерживал творческие и дружеские контакты. Активно сотрудничал с журналом "Guerre et paix" (впоследствии переименованным в "Etudes polemologiques"), официальным органом Французского института полемологии.

Ж. Фрёнд является автором многочисленных книг, но гораздо больше он написал статей на самые различные темы, так как они, по его мнению, своей короткой формой лучше соответствовали духу времени. Много работ он посвятил проблемам войны и мира, рас-

1 La sociologie en France. P., 1988. P. 124.

2 См.: Соловьев A.B. Французская школа полемологии: этапы становления // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 3. С. 32—42.

сматривая различные аспекты этих взаимосвязанных политических феноменов3. С его точки зрения, война и мир связаны уже тем, что тот, кто хотел бы поддерживать мир, должен обладать средствами, чтобы вести войну или, если нужно, помешать ее развязыванию. Ж. Фрёнд рассматривает войну в традиции, свойственной его учителю Р. Арону и К. Клаузевицу. Для него вполне естественными являются принадлежность войны к разряду политических явлений и вследствие этого — необходимость анализировать ее, следуя логике политики. Современность наложила отпечаток на рассмотрение им войны в ее новом качественном состоянии. С появлением ядерного оружия подчинение войны политике, по мнению Ж. Фрёнда, только усилилось. Он был уверен, что никогда до этого оружие не было в такой степени зависимо от политики. Для него было очевидно, что война обладает защитной внутренней и внешней функцией. Он разделял точку зрения своего учителя Р. Арона, что целью стратегии является мир — инструмент политики. Ж. Фрёнд, как и Г. Бутуль, отдавал предпочтение изучению войны и ситуаций, порождающих ее.

Размышляя о мире, он усматривал четыре препятствия на пути его реализации: 1) пацифизм в различных его проявлениях; 2) учреждение Нобелевской премии за мир, порождающей веру в главенство добрых чувств в политике; 3) энциклики Папы Римского, так как мир в сердцах людей не тождествен миру политическому исходя из того, что личный враг (Штюш) и враг общественный (Иовив) — не одно и то же; 4) саму Организацию Объединенных Наций, кото-

3 Der unauffindbare Friede // Der Staat (Berlin). 1964. Vol. 3. N 2. S. 159-182; Ist der Welt friede unvermeidlich? // Bergerdorfer Gespräzu Fragen der freien industriellen Gesellschaft. 1966. N 24. S. 18-11, 22, 27, 45; Une armee de la paix reste une armee // Guerre et paix (Paris). 1967. Vol. 2. N 4. P. 42-48; La paix, oeuvre politique // Guerre et paix (Paris). 1968. Vol. 3. N 3. P. 20-29; Guerre civile et absolutisme. Contribution historique a une sociologie de la politique // Archives europeennes de sociologie (Paris). 1968. Vol. 9. N 1. P. 307-322; Die neue Bewertung des Kriegsals Mittel der auswärtigen Politik nach 1870 // Entscheidung 1870. Der deutsch-französische Krieg. Stuttgart, 1970. S. 316-339; La violence des suralimentes // Zeitschrift fur Politik (Berlin). 1972. Vol. 19. N 2. S. 178-205; Le pacifisme a l'age de l'armement nucleaire // Defense national (Paris). 1974. Vol. 30. N 1. Mai. P. 33-52; La reconnaissance de l'ennemi et le tiers // International Problems (Jerusalem). 1974. Vol. 13. N 4. Septembre. P. 17-27; Reflexions d'un socilogue chretien // Une paix pour notre temps. Reflexion sur un texte du cardinal Roy, Gembloux (Belgique). Duclot, 1975. P. 159-179; La finalite de l'armee // Etudes polemologiques (Paris). 1976. N 20-21. Avril-juin. P. 31-47; Friedensforschung/Kriegsforschung. Lerne den Krieg kennen um ihn zu vermeiden // Initiative (Fribourg). 1976. Vol. 13 (Bereiten wir den falschen Frieden vor? - Vom Gestaltwandel internationaler Konflikte). S. 17-37; Guerre et paix // Nation - Armee (Paris). 1976. Vol. 1. N 2. Mars-avril. P. 26-29; Guerre et politique de Karl von Clausewitz a Raymond Aron // Revue francaise de sociologie (Paris). 1976. Vol. 17. P. 643-651; Oorlog en politiek. -Bedenkingen n.a.v. een uitspraak von Clausewitz // Tijdschrift voor sociale wetenschappen (Gand). 1978. Vol. 1. N 1. S. 3-16; Evolutions des recherches sur la guerre et la paix // Strategique (Paris). 1979. Vol. 1. N 1. P. 9-30.

рая, руководствуясь Хартией от 26 июня 1945 г., отказывается признать возможность наличия политического врага в своих рядах.

Рассматривая перспективы существования войн в политической практике человечества, Ж. Фрёнд видит только два средства, способные положить конец войне: 1) победу одной из противоборствующих сторон, когда победитель и побежденный подписывают договор; 2) переговоры, когда конфликт безысходен, потому что ни одна из сторон не может достичь решительного превосходства.

По его глубокому убеждению, мир чреват будущими конфликтами, фатальной неизбежности мира нет.

Жюльен Фрёнд ушел из жизни 10 сентября 1993 г. в Страсбурге в возрасте 72 лет, оставив после себя богатое творческое наследие.

В последнее десятилетие исследование творчества Ж. Фрёнда приобретает все больший размах как во Франции, так и в странах, государственные языки которых относятся к романской группе. Интерес к его творчеству проявляется и в других странах, на языках которых публиковались его работы (на немецком, английском, голландском). На русский язык произведения Ж. Фрёнда не переводились, хотя знакомство с ними представило бы, на наш взгляд, интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся проблемами конфликта, войны и мира и другими, потому что этим не исчерпываются научные интересы французского философа, социолога и политолога.

СОЧИНЕНИЯ

"Сущность политического" (1965), "Социология Макса Вебера" (1966), "Что есть политика?" (1968), "Новое время" (1970), "Теории в гуманитарных науках" (1973), "Парето. Теория равновесия" (1974), "Утопия и насилие" (1978), "Коне ц Ренессанса" (1980), "Со циология конфликта" (1983), "Декаданс. Философская и социологическая история одной категории человеческого опыта" (1984), "Философия и со циология" (1984) и др.

ЛИТЕРАТУРА

Freund J. Ebauche d'une autobiographie intellectuelle // Revue europeenne des sciences socials. Geneve, 1981. T. XIX. N 54-55. Р. 7-47.

Freund Sociologie du conflit. Paris, 1983.

Renaud G. Julien Freund: la guerre et la paix face au phenomene politique (http://www.stratisc.org/strat72_Renaud2.html).

Tommisen P. La bibliographie de Julien Freund // Revue europeenne des sciences sociales. Geneve, 1981. T. XIX. N 54-55. Р. 48-70.

http://fr.wikipedia.org/wiki/Julien_Freund

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.