Научная статья на тему 'Михаил Васильевич Ломоносов - великий ученый-новатор и подвижник российской науки (к 300-летию со дня рождения)'

Михаил Васильевич Ломоносов - великий ученый-новатор и подвижник российской науки (к 300-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
922
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Михаил Васильевич Ломоносов - великий ученый-новатор и подвижник российской науки (к 300-летию со дня рождения)»

© Бочко В. С., 2011

БОЧКО Владимир Степанович

Доктор экономических наук, профессор, заместитель директора

Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Контактный телефон: (343) 371-57-16

Михаил Васильевич Ломоносов -великий ученый-новатор и подвижник российской науки (к 300-летию со дня рождения)

В истории отечественной науки Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. В первую очередь с его именем связано становление российских естественных наук как целенаправленной поисковой деятельности, имеющей свой объект, предмет и метод исследования. Во-вторых, Ломоносов был первым, кто познакомил Западную Европу с российскими научными достижениями путем публикации своих работ в европейских (немецких, французских и английских) научных журналах. В-третьих, он первый начал читать лекции по естественным наукам на русском языке, а не только на латинском, который считался тогда исключительно языком науки.

Россия позже других европейских стран приступила к системному развитию науки. Причина этого - не отсутствие таланта у народа, а отсутствие условий для его произрастания, а именно: школ, академий, университетов, иных научно-исследовательских организаций. Как только они начали появляться в результате сознательных и целенаправленных действий государства, сразу же стал возникать слой людей интеллектуального труда, впоследствии украсивших многие отрасли науки, литературы, живописи, культуры. Так, уже через сто лет после создания Петербургской академии наук (1724), занимавшейся естественными науками, и Российской академии наук (1783), ставшей научным центром по изучению русского языка и словесности, а также Московского (1755) и других университетов Россия дала миру таких выдающихся ученых, как математик Н. И. Лобачевский (1792-1856), химик-органик А. М. Бутлеров (1828-1886), химик и экономист Д. И. Менделеев (1834-1907), металлург Д. К. Чернов (1839-1921), естествоиспытатель В. И. Вернадский (1863-1945), физиолог, Нобелевский лауреат И. П. Павлов (1849-1936) и др. Не менее сильными фигурами вошли в мировую классику писатель и историк Н. М. Карамзин (1766-1826), великий русский поэт А. С. Пушкин (1799-1837), писатели Н. В. Гоголь (1809-1852), Л. Н. Толстой (1828-1910), Ф. М. Достоевский (1821-1881), А. П. Чехов (1860-1904), философ П. Я. Чаадаев (1794-1856), историк Н. Я. Данилевский (1822-1885) и многие другие.

Открытия М. В. Ломоносова обогатили многие отрасли знания: он развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества, сформулировал принцип сохранения материи и движения, исключил флогистон из числа химических агентов, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести, выдвинул учение о цвете, описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.

«Первый наш университет» - так красиво и образно величал Ломоносова

А. С. Пушкин. В статье, которая в оставшихся рукописях поэта не имела названия, но после смерти издавалась как «Мысли на дороге», а с 1936 г. именуется «Путешествие из Москвы в Петербург», Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Между

Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» [1. С. 186]. Сам Ломоносов в рапорте графу И. И. Шувалову, по распоряжению которого все академические профессора и адъюнкты должны были давать отчет «о своих трудах и упражнениях в науках с 1751 года поныне», т. е. по 1757 г., оценивал свои научные результаты по четырем направлениям исследований: химия; физика; история; словесные науки. При этом им не выделены такие направления, как минералогия, общественно-экономические вопросы, география, астрономия.

Первоначальное непонимание и последующее возвеличение. Академик В. И. Вернадский (1863-1945) писал в 1911 г., что после смерти М. В. Ломоносова в 1765 г. «едва ли кто тогда думал о нем, как о великом ученом»; для своих современников он был прежде всего поэтом. О том, что он был ученый, забыли. Заговорили о научных трудах Ломоносова «через сто лет, когда Академия наук, Московский, Казанский, Харьковский университеты торжественно помянули годовщину его смерти, а Академия наук издала материалы для его биографии. Но и в 1865 г. его значение не рисовалось в истории научной мысли в таких ярких красках, в каких оно стоит теперь перед нами, сорок шесть лет спустя, через 200 лет после его рождения» [2. С. 400].

Причина такого отношения к М. В. Ломоносову кроется не в его научных разработках, а в неготовности общества воспринимать новые естественнонаучные идеи. Он был неизвестным русскому обществу, сделавшись в то же время известным западноевропейским специалистам. Знаменитый математик и физик Л. Эйлер (1707-1783) признает в Ломоносове «счастливое дарование к распространению истинного познания естествознания, чему образцы, впрочем, и прежде он представил в своих сочинениях». Академик Берлинской академии наук И. Формей (1711-1797) в октябре 1753 г. на страницах «Германского академического журнала» писал: «Я пространно и с радостию описал Вашу хорошую диссертацию о светлости металлов» [3. С. 94].

В России уважительно о М. В. Ломоносове как ученом-естествоиспытателе начали говорить лишь через 90 лет после его смерти, а именно в связи со 100-летней годовщиной со дня образования Московского университета. На торжественном университетском собрании, которое проходило 12 января 1855 г., известный российский историк М. П. Погодин (1800-1875) применил к имени Ломоносова следующие слова: «... первоначальник отечественной науки, славный сеятель просвещенья, естествоиспытатель, химик, физик, географ, металлург, историк, филолог, прозаик, поэт» [4. С. 727].

Социальное происхождение. О социальном происхождении М. В. Ломоносова существуют разные вымыслы: из дворян, из семьи священника; даже пытались приписать отцовство Петру I. В действительности он родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) Архангельской губернии Холмогорского уезда. Его отцом был Василий Дорофеевич (1681-1741), зажиточный крестьянин, занимавшийся рыбным промыслом. Мать Елена Ивановна (1693-1720), первая жена Василия Дорофе-евича, дочь дьякона, умерла, когда Михаилу исполнилось 9 лет.

Легенда о происхождении М. В. Ломоносова из дворянского рода была порождена им самим и использовалась для преодоления преград при поступлении в Славяно-греко-латинскую академию. Поскольку Указом Синода от 7 июня 1723 г. специально предписывалось «помещиковых людей и крестьянских детей, также непонятных и злонравных, отрешать и впредь таковых не принимать», то Ломоносов решил скрыть свое крестьянское происхождение и представиться сыном холмогорского дворянина. Благодаря этому его зачислили в состав учащихся академии.

Заявление о том, что он является поповичем, М. В. Ломоносов сделал в связи с желанием участвовать в экспедиции, которая была организована в 1734 г. Российским правительством для закрепления восточной окраины государства путем строительства на реке Орь города Оренбурга, установления торговых отношений с местными жителями

и распространения среди них православия. Для этого требовался «ученый священник». Поступило предложение в Славяно-греко-латинскую академию. Согласие дал Ломоносов. В то время строго следили, чтобы священниками становились только лица, имеющие на это право. Московская Синодального правления канцелярия 4 сентября 1734 г. учинила допрос о социальном происхождении Ломоносова. Специальная проверка показала, что он «из крестьянской семьи и положен в подушный оклад». О достоверности приведенных фактов свидетельствуют слова под текстом допроса: «К сему допросу Михайло Ломоносов руку приложил» [5. С. 51-52].

«Врата учености». Грамоте М. В. Ломоносов начал учиться в 10 лет у соседа по деревне крестьянина Ивана Шубного, затем его обучал сельский дьячок приходской церкви С. Н. Сабельников. Его первыми учебниками были церковные книги. Навыки письма он получил, переписывая духовные тексты [6. С. 4-5]. «Вратами учености», как писал Ломоносов, для него стали «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, изданная еще в 1645 г. и содержавшая не только правила письма, но и правила сочинения стихов, а также «Арифметика» Леонтия Магницкого (1703), в которой освещались также вопросы геометрии, физики и географии.

Славяно-греко-латинская академия. Желание учиться наукам стало главным для 19-летнего М. В. Ломоносова. Получив годичную отпускную, о чем в волостной курост-ровской книге имеется запись: «1730 года, декабря 7 дня, отпущен Михаил Васильев Ломоносов к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 731 года, а порукою по нем в платеже подушных денег Иван Банев расписался» [7. С. 17], Ломоносов с одним из многочисленных рыбных обозов ушел в Москву. В январе 1731 г. он подал архимандриту Заиконоспасского монастыря Герману прошение о принятии его в бывшую при монастыре Славяно-греко-латинскую академию и был зачислен 15 января с «жалованием» один алтын (3 коп.) в день. Основное внимание в академии уделялось изучению латинского языка и развитию с его помощью мыслительных способностей учащихся. Так, при обучении поэтическим навыкам им объясняли, что «вымысел - необходимое условие для поэта, иначе он будет не поэт, а версификатор. Но вымысел не есть ложь. Лгать - значит идти против разума. Поэтически вымышлять - значит находить нечто придуманное, т. е. остроумное постижение соответствия между вещами несоответствующими» [8. С. 25]. Всего в академии Ломоносов провел пять лет. Он изучил латинский, греческий и славянский языки, пиитику и риторику, географию и историю. В библиотеке академии в свободное от занятий время изучал русские летописи, книги по физике, философии, математике. Усвоение латыни, логики и диалектики духовно обогатило Ломоносова, дисциплинировало ум и способствовало развитию ясности мышления. «Те, кто пишут темно, - считал он, - либо невольно выдают этим свое невежество, либо намеренно, но худо скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют» [9. С. 145].

Петербургская академия наук. В 1735 г. (М. В. Ломоносов обучался в последнем классе Славяно-греко-латинской академии) президент Петербургской академии наук обратился в Сенат с просьбой «пополнить число учащихся при академии, для чего издать указ о присылке в академическую гимназию из монастырей и духовных академий учеников, подготовленных для слушания лекций профессоров». Ректору академии было предписано отправить в Петербург 20 учеников «в науках достойных», но набралось только 12. Ломоносов был зачислен студентом академического университета Петербургской академии наук и начал изучать математику, химию, физику, историю.

Петербургская академия наук основана Петром I в 1724 г. Решение о ее учреждении было объявлено указом Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. В Положении об учреждении Академии наук и художеств, утвержденном Петром I, сказано: «Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оные ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (издания)

оные совершить и умножить тщатся» [10. С. 70]. По уставу 1747 г. академия стала называться Императорской Академией наук и художеств, с 1803 г. - Императорской Академией наук, с 1836 г. - Императорской Санкт-Петербургской Академией наук. Академия наук была государственным учреждением и содержалась на государственные средства, ее члены состояли на службе и должны были обеспечивать все виды научно-технического обслуживания государства. В 1725 г. в Академии насчитывалось 17 действительных членов, а в 1917 г. - 49. С 1759 г. при Академии начала существовать новая категория сотрудников - членов-корреспондентов, первым из которых стал Петр Иванович Рычков (1712-1777), русский географ, историк и экономист, много сделавший для изучения археологии, этнографии и истории Оренбургского края, Поволжья и Прикаспия.

В 1736 г. Петербургская академия наук решила командировать наиболее способных студентов в Германию для обучения естественным наукам. За границей М. В. Ломоносов пробыл 5 лет, знакомясь с химией, металлургией и горнорудным делом1. В июне 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию и вскоре назначен был в Академию адъюнктом химии. В июле 1745 г. он был избран профессором по кафедре химии. В Академии наук Ломоносов проработал до конца жизни. В 1760 г. он был избран почетным членом Шведской Академии наук, в 1764 г. - членом Болонской академии.

Создание Московского университета. Под влиянием М. В. Ломоносова совершается в 1755 г. открытие Московского университета. В письме графу И. И. Шувалову (июнь-июль 1754 г.) Ломоносов поддерживает решение «произвести действо к приращению наук, следовательно, к истинной пользе и славе Отечества» и предлагает первоначальный проект учреждения Московского университета. В нем, по замыслу М. В. Ломоносова, должны быть организованы три факультета: юридический, медицинский и философский. Кроме того, «при Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян». Изначально Ломоносов предлагал «несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со временем комплект наберется» [11. С. 508, 513, 514]. Эта мысль базировалась на том, чтобы в будущем не переделывать устройство Университета, а с первых шагов дать ему возможность почувствовать свою важность и силу.

Официальное создание Московского университета было оформлено указом от 24 января 1755 г. Открытие состоялось 26 апреля (7 мая) 1755 г. По свидетельству очевидцев, здание было иллюминировано «многими тысячами ламп». Центральное место в иллюминации занимал вензель графа И. И. Шувалова - «его превосходительства господина куратора и основателя университетского». На открытии университета Ломоносов не присутствовал, имя его не упоминалось ни в официальных документах, ни в речах. Но Университет нашел великолепный способ отблагодарить его: первой большой книгой, напечатанной в типографии Университета, было Собрание сочинений М. В. Ломоносова, которое впервые в истории русской книги открывалось портретом автора, а не портретами царей, императриц, фельдмаршалов [12. С. 103-106].

Об экономическом могуществе России. До Ломоносова изучение социально-экономических явлений в Российском государстве было связано лишь с именами Юрия Крижанича, с трудами которого был знаком Петр I, и Ивана Тихоновича Посошкова.

1 В Марбурге 6 июня 1740 г. состоялась свадьба М. В. Ломоносова. Он женился на дочери своей квартирной хозяйки - Елизавете-Христиане Цильх (в России она получила имя Елизавета Андреевна), ставшей его верным другом на протяжении всей жизни (умерла в 1766 г.). Дочь М. В. Ломоносова - Елена Михайловна (по мужу Константинова) родилась в 1749 г., умерла в 1772 г. Единственная внучка М. В. Ломоносова была женой героя Отечественной войны 1812 г. Николая Раевского. Их младшая дочь - известная Мария Волконская (1805-1863), жена декабриста Сергея Григорьевича Волконского (1788-1865) [6. С. 34].

«Домострой» Сильвестра (до 1568 или 1578 г. - сведения разноречивы), а также работы И. С. Пересветова (XVI век, годы рождения и смерти неизвестны) и А. Л. Ордын-На-щекина (1605-1680) еще нельзя относить к научным изысканиям в строгом смысле, в которых целенаправленно выделяют предмет, объект и метод исследования.

Раздумья и заботы «о благе и славе Отечества» подвигли М. В. Ломоносова заняться изучением вопросов, «простирающихся к приращению общей пользы», т. е. социальноэкономических проблем. Важно заметить, что он не только интересовался вопросами экономической политики, но и был знаком с рукописным трудом российского экономиста И. Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», которая была написана в 1724 г. и содержала проекты реформ различных сторон государственной и общественной жизни и доказывала тесную связь между богатством страны и ее государственным устройством1. На знакомство Ломоносова с произведением И. Т. Посошкова указывают авторы Примечаний к шестому тому Полного собрания сочинений М. В. Ломоносова, отмечая, что работа Посошкова «была передана им в 1752 году для списания в Академическую библиотеку, где этот список и хранится (16. 3. 15)» [13. С. 597-598].

О желании заняться экономическими вопросами М. В. Ломоносов не только сообщает графу И. И. Шувалову в письме от 1 ноября 1761 г., но и приводит названия глав намечаемого труда:

«1. О размножении и сохранении российского народа.

2. О истреблении праздности.

3. О исправлении нравов и о большем народа просвещении.

4. О исправлении земледелия.

5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств.

6. О лучших пользах купечества.

7. О лучшей государственной экономии.

8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира».

Написать всё задуманное М. В. Ломоносов не успел. Была подготовлена лишь работа «О сохранении и размножении российского народа», впервые напечатанная в 1819 г., в которой Ломоносов писал: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей» [14. С. 384]. Направленность на повышение уровня жизни, улучшение быта и условий труда крестьян является стержневой ценностью данной работы.

Исследователи экономических взглядов М. В. Ломоносова, статьи которых начали появляться с 1911 г., т. е. в связи с 200-летием со дня рождения, считали Ломоносова то меркантилистом, разделявшим западноевропейские идеи и стремившимся вслед за Петром I «пересадить на русскую почву плоды западноевропейской культуры» (И. К. Сухоп-люев, И. А. Тихомиров, Б. Б. Кафенгауз), то меркантилистом и преемником идеи В. Н. Татищева о «просвещенном абсолютизме», а также поборником ускоренного развития производительных сил, опиравшимся на передовые слои дворянства, сторонником активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны и народа (М. В. Пту-ха, И. С. Бак), то чисто российским просветителем-рационалистом, которого нельзя отнести ни к одному западноевропейскому экономическому направлению (Ю. К. Авдаков,

В. П. Лысцов) [15-21]. Однако здесь мы не будем рассматривать философские и исторические взгляды Ломоносова, анализу которых посвящено множество публикаций.

Судя по отдельным, хотя и многочисленным, фрагментам работ можно с высокой долей уверенности утверждать, что Ломоносов был государственно мыслящим человеком и стремился к усилению и процветанию своей страны на основе идей Петра Великого, которого искренне уважал и почитал. Экономика страны, по его мнению, должна

1 В печатном виде книга И. Т. Посошкова появилась лишь в 1842 г.

служить источником материальных благ для всего общества, включая крестьян, купцов, мореплавателей и воинов, основываться на использовании эмпирических и научных знаний, развиваться преимущественно на базе национальных технических и научных кадров, быть сильной и самодостаточной. В работе «Слово похвальное Петру Великому, говоренное апреля 26 дня 1755 года» Ломоносов писал: «Коль многие нужные вещи, которые прежде из дальних земель с трудом и за великую цену в Россию приходили, ныне внутрь государства производятся и не токмо нас довольствуют, но избытком своим и другие земли снабдевают» [22. С. 592].

Интересовался М. В. Ломоносов также проблемами сельского хозяйства. Когда в сентябре 1763 г. Екатерина II повелела «учредить при Академии класс агрикультуры, т. е. земледельства», Ломоносов написал «Мнение о учреждении государственной коллегии земского домостройства», в котором намечал создать программу научных работ, направленных на улучшение экономики сельского хозяйства [23. С. 409-413].

Экономисты и политики для придания своим высказываниям о перспективах развития России фундаментальности и силы нередко ссылаются на знаменитые слова М. В. Ломоносова «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном» [24. С. 498] из заключительного абзаца большой работы под названием «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», написанной в 1762-1763 гг. Интерес к проблеме Северного морского пути был связан как с полемикой по вопросу о приоритете русских открытий в Тихом океане, так и оживлением в начале 1760-х годов исследований о возможности использования Северного морского пути для ведения торговли. В этой работе Ломоносов высказал ряд условий, которые составляют основу благополучия государства: «Благополучие, слава и цветущее состояние государства от трех источников происходит. Первое - от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных, второе - от победоносных действий против неприятеля с заключением прибыточного и славного мира, третье - от взаимного сообщения внутренних избытков с отдаленными народами через купечество» [24. С. 421].

Следуя мыслям М. В. Ломоносова о важности изучения восточных и северных территорий Российской державы, ученые-экономисты Уральского, Сибирского и Дальневосточного отделений РАН в 2009 г. подготовили обширное исследование «От идеи Ломоносова к реальному освоению территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока» [25], в котором раскрыли перспективы социально-экономического развития урало-сибирско-дальневосточных территорий и показали обоснованность и справедливость высказанного нашим великим соотечественником предвидения.

Источники

1. Пушкин А. С. Путешествие из Москвы в Петербург // Пушкин А. С. Собр. соч. : в 10 т. М. : Правда, 1981. Т. 6.

2. Вернадский В. И. Памяти М. В. Ломоносова // Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. М. : Сов. Россия, 1989.

3. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов. М. : Современник, 1989.

4. Погодин М. П. Воспоминания о Ломоносове // Погодин М. П. Вечное начало. Русский дух / отв. ред. О. А. Платонов. М. : Ин-т рус. цивилизации, 2011.

5. Показание о своем происхождении, данное при допросе в Московской Синодального правления канцелярии // Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов. М. : Современник, 1989.

6. Курмачева М. Д. Петербургская академия наук и М. В. Ломоносов. М. : Наука, 1975.

7. Меншуткин Б. Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова / при уч. П. Н. Беркова, С. И. Вавилова и Л. Б. Модзалевского; под ред. С. И. Вавилова и Л. Б. Мод-залевского. 3-е изд. М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1947.

8. Ломоносов и Московская славяно-греко-латинская академия (к стодвадцатипятилетней годовщине Ломоносова) : речь, произнесенная на публичном акте Московской духовной академии 1 октября 1890 г. экстраординарным профессором Г. Воскресенским. М., 1891.

9. Ломоносов М. В. 276 заметок по физике и корпускулярной философии. Темы будущих работ // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1950. Т. 1. Труды по физике и химии. 1738-1746.

10. Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, утвержденный Петром I 22 января 1724 г. // Курмачева М. Д. Петербургская академия наук и М. В. Ломоносов. М. : Наука, 1975.

11. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1957. Т. 10. Служебные документы. Письма. 1734-1765.

12. Белявский М. Т. М. В. Ломоносов - наш первый университет. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1961.

13. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1952. Т. 6. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747-1765.

14. Ломоносов М. В. О сохранении и размножении российского народа // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1952. Т. 6. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747-1765.

15. Сухоплюев И. К. Взгляды Ломоносова на политику народонаселения. Ломоносовский сборник. 1711-1911. СПб., 1911.

16. Тихомиров И. А. О трудах М. В. Ломоносова по политической экономии // Журнал М-ва народного просвещения. 1914. Кн. 2.

17. Кафенгауз Б. Б. Незавершенный труд М. В. Ломоносова // Доклады и сообщения Ин-та истории АН СССР. 1954. Вып. 3.

18. Птуха М. В. М. В. Ломоносов как экономист и статистик // Ломоносов : сб. ст. и материалов / под ред. А. И. Андреева, Л. Б. Модзалевского. М. ; Л., 1946. Т. II.

19. Бак И. С. Экономические воззрения М. В. Ломоносова / под общ. ред. И. Д. Удаль-цова. М., 1946.

20. Авдаков Ю. К. Экономические взгляды М. В. Ломоносова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Экономика, философия. 1961. № 5.

21. Лысцов В. П. М. В. Ломоносов о социально-экономическом развитии России. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1969.

22. Ломоносов М. В. Слово похвальное Петру Великому, говоренное апреля 26 дня 1755 г. // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1959. Т. 8. Поэзия. Ораторская проза. Надписи. 1732-1764.

23. Ломоносов М. В. Мнение о учреждении государственной коллегии земского до-мостройства // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1952. Т. 6. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747-1765.

24. Ломоносов М. В. Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1952. Т. 6. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747-1765.

25. От идеи Ломоносова к реальному освоению территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока / под общ. ред. А. И. Татаркина, В. В. Кулешова, П. А. Минакира. Екатеринбург, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.