Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №4. С. 131-149
УДК 37.018 Терехина Ольга Викторовна
Михаил Николаевич Муравьев-Виленский: между славой и проклятием
Аннотация: Настоящая научная статья посвящена исследованию жизни и деятельности Михаила Николаевича Муравьева-Виленского (1796-1866), одной из наиболее противоречивых исторических фигур в истории России. Автор обращается к разнообразным источникам для всестороннего изучения Михаила Николаевича Муравьева-Виленского и использует архивные материалы, такие как письма, дневники, отчеты и периодические издания, а также работы современных историков. В статье рассматриваются различные аспекты жизни и карьеры Михаила Николаевича Муравьева, начиная от его участия в Отечественной войне 1812 года, деятельности в формировании тайных обществ декабристов, усилиям по спасению голодающих в Рославльском уезде Смоленской губернии, а также краткая история конфликта, национальные и межконфессиональные разногласия населения Северо-Западного края, ставшие причиной восстания 1863 года и решающий вклад М.Н. Муравьева в его подавлении. Статья раскрывает некоторые аспекты деятельности смолян в восстании 1863 года от активного участия в его разжигании до выражения благодарности за действия Муравьева, направленные на поддержание порядка и стабильности в регионе.
Ключевые слова: Михаил Николаевич Муравьев-Виленский, Отечественная война 1812 года, декабристы, польское восстание 1863 года, Северо-Западный край, православие, история России.
«Большая будет задача для будущего историка разобраться в различных россказнях обо мне, прежде чем сказать обо мне правду»1.
Из прощальной беседы М.Н. Муравьева с митрополитом Литовским и Виленским Иосифом (Семашко)
О Михаиле Николаевиче Муравьеве-Виленском (1796-1866), можно с уверенностью сказать, что это одна из самых ярких и оболганных личностей в нашей истории. В 15 летнем возрасте участвовал в сражениях Отечественной войны 1812 года. Героически проявил себя в сражениях под Смоленском, на
1 Черепица В.Н. Граф М.Н. Муравьев в Отечественной войне 1812 года. Западная Русь: [сайт] https://zapadrus.su/2012-04-11-14-59-43/2016-g/gr-mv/1734-graf-m-n-muravev-v-otechestvennoj-vojne-1812-goda.html (дата обращения 27.06.2024).
Бородинском поле. Вместе со старшими братьями участвовал в создании первых тайных обществ декабристов, один из авторов знаменитой «Зеленой книги», устава «Союза Спасения». Однако, вышел из всех тайных организаций задолго до декабрьского восстания 1825 года. В 1820 году он переезжает жить в имение Лозицы, Федоровской волости, Рославльского уезда Смоленской губернии и вскоре, неожиданно для себя, оказывается в гуще событий. В 1821 году в Рославльском уезде из-за халатности и бездействия властей начинается голод, и Муравьев начинает активную деятельность по спасению голодающих. О ситуации он сообщает московскому дворянству, своим друзьям по тайному обществу - И.Д. Якушкину и М.А. Фонвизину и добивается не только всесторонней огласки событий, но и участию императора в решении проблемы, который в результате серьезной инспекции выделяет миллион рублей для пострадавших. Наиболее подробно об этом событии позже напишет его активный участник, родственник со стороны жены Муравьева, будущий декабрист И.Д. Якушкин2.
Возможно, именно эта дружба послужила одной из причин ареста Михаила Муравьева после декабрьского восстания 1825 года. Несмотря на то, что с 1820 года он никакого отношения к тайным обществам не имел, еще Александр I о нем и его друзьях, спасших рославльских крестьян в разговоре с князем П.М. Волконским сказал: «Ты ничего не понимаешь, эти люди могут кого хотят возвысить или уронить в общем мнении; к тому же они имеют огромные средства; в прошлом году во время неурожая в Смоленской губернии, они кормили целые уезды». 3
За год, проведенный в заключении Муравьев написал большую аналитическую записку о причинах злоупотреблений чиновников и способах реорганизации уездного и губернского управления, которую и представил императору Николаю I сразу же, после оправдательного приговора 9 декабря 1826 года.
Император внимательно изучил документ и предложил Муравьеву вернуться на службу с повышением чинов и званий, обосновав это тем, что столь светлые умы должны служить на благо общества.4 Можно сказать, именно с этого момента начинается его новая страница жизни, тесно связанная с Северо-Западным краем. Практически сразу Муравьева назначают витебским вице-губернатором, менее, чем через год могилевский губернатором и с 1831 по 1835 год - гродненским губернатором.
2 Якушкин И.Д. Записки. - М., Типография Товарищества «Общественная польза». - 1905. - С. 58-64.
3 Якушкин И.Д. Записки. - М., Типография Товарищества «Общественная польза». - 1905. - С. 64.
4 Федосов П.А. Жизнь М. Н. Муравьева (1796-1866). Факты, гипотезы, мифы. Издательство «Нестор-История», 2021. - 432 с., ил. ISBN 978-5-4469-1800-3.
Северо-Западный край Российской империи включал в себя Виленскую, Ковенскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую и Витебскую губернии. Административным центром края являлся город Вильно (ныне Вильнюс, столица Литвы). Эти территории были присоединены к России в результате трех разделов Польши и Литвы в конце ХУШ века (1772, 1793 и 1795 годы). В 1815 году по итогам Венского конгресса в состав России были включены коренные польские земли, Царство Польское, где Александр I создал государство с собственной конституцией и армией. Таким образом, возникла парадоксальная ситуация, когда недавно присоединенные регионы превратились в идеологический центр, который стали воспринимать как эталон для подражания. Внутри страны возникла своего рода «заграница».
В истории России это не первый пример особого статуса приграничных территорий. После вхождения Смоленских земель в состав России в 1654 году, на протяжении длительного времени сохранялись особые привилегии для смоленской шляхты - особого сословия, включающего в себя поляков, проживавших на смоленских землях и принявших российское подданство. Это сословие имело ряд особых привилегий в политической, экономической и социальной жизни. Смоленская шляхта воспринималась как обособленная группа, даже в Манифесте о вольности дворянства 1762 года только они упоминаются отдельно: «А как по сему Нашему Всемилостивейшему установлению никто уже из Дворян Российских неволею службу продолжать не будет, ниже к каким-либо земским делам от Наших учрежденных правительств употребится, разве особливая надобность востребует, но то не инаково, как за подписанием Нашей собственной руки Именным указом повелено будет, то ж и Смоленское Шляхетство»5
Особое отношение было причиной медленной интеграции смоленской шляхты в российское общество. Наиболее показательны в этой ситуации два процесса, происходивших в середине ХУШ века. В 1728 году в Сенате рассматривалось дело о «превращении» 30 представителей смоленской шляхты в католическую веру. Среди обвиняемых были самые крупные представители смоленского дворянства Потемкины, Вонлярлярские, князья Друцкие-Соколинских и другие. На допросе обвиняемые утверждали, что они были обращены в католическую веру в детстве, когда их отдавали для обучения латинскому языку в монастыри иезуитов в Орше, Мстиславле или Витебске6.
5 Манифест «О даровании вольности и свободы всему Российскому Дворянству»/Исторический портал. История госуарства Российского: [сайт] http://www.historyru.com/docs/rulers/piter-3/piter-3-doc-11-444.html#/overview (дата обращения 27.06.2024).
6 Смоленская шляхта. Т.1. - М.: Русское экономическое общество, 2006 — 496 с. // Историческая библиотека Б.Г. Федорова. Научный редактор Б.Г. Федоров. Редактор Д.Д. Лотарева. С- 16-18.
А в 1744 году рассматривалось дело о 36 незаконных браках7. Во время судебного процесса оказалось, что смоленская шляхта, ратуя за чистоту крови не желают родственных связей с представителями великорусских родов, а заключают брак только с выходцами Речи Посполитой, или, за неимением претендентов, совершаются близкородственные браки. Однако, меры российского правительства в XVIII веке направленные на укрепление православия, в том числе открытие Смоленской Православной Духовной Семинарии в 1728 году, ограничение связей с Польшей и выезда за границу к XIX веку возымели свое действие, и смоленская шляхта начала интегрироваться в общероссийское общество. События Отечественной войны 1812 года подтвердили, что смоленское дворянство обладает высоким чувством патриотизма и готовностью защищать Родину.
Вероятно, поэтому, прибыв в Северо-Западный край, М.Н. Муравьев был шокирован резкими контрастами во всех аспектах жизни по сравнению даже с приграничной Смоленщиной. Край до сих пор управлялся не по российским законам, а по Литовскому Статуту8 - своду русско-литовских законов, первое издание которого было в 1529 году, последнее в 1616 году. Статут кодифицировал обычаи, постановления земских сеймиков и королевские привилеи. Католическая церковь полностью владела духовной жизнью, многочисленные польско-католические учебные заведения от начальных до Виленского университета, содержались на российские деньги, но активно пропагандировали полонизм и русофобию. Особенно нетерпимым было отношение к православию. Это отношение возникло не одномоментно. После заключения Брестской унии 1596 года и особенно Замойского собора 1720 года православное население отходит в прямое подчинение католической церкви. Постепенное окатоличивание литовских магнатов привело к тому, что православными остались только крестьяне, попавшие под тройной гнет: экономический, политический и религиозный. Крепостное право на этих территориях носило самые уродливые его проявления в том числе и по причине конфессиональной, когда католик, всегда хозяин, православный - раб. Таким образом, уже к XIX веку православие воспринималась религией холопской, рабской. В целом, ситуация представлялась следующим образом -цивилизованная европейская польская католическая культура и государственность угнеталась деспотической азиатской «московитской» недокультурой и «недорелигией». Администрация же края, которая назначалась из Санкт-Петербурга, предпочитала поддерживать польско-католическое господство из соображений сословной солидарности.
7 Смоленская шляхта. Т.1. - М.: Русское экономическое общество, 2006 — 496 с. // Историческая библиотека Б.Г. Федорова. Научный редактор Б.Г. Федоров. Редактор Д.Д. Лотарева. С- 404.
8 Назарова Н.Л. Литовский статут как источник русского права// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Н. Новгород, 2024. - № 1, с. 116.
Эта ситуация не могла не возмутить М.Н. Муравьева, настоящего патриота своего отечества, твердо стоящего на позиции православия. Вскоре он подает Николаю I аналитические записки «О нравственном положении Могилевской губернии и о способах сближения оной с Российской империей» (1830) и «Об учреждении приличного гражданского управления в губерниях, от Польши возвращенных, и уничтожении начал, наиболее служивших к отчуждению оных от России» (1831) с подробным описанием сложившейся ситуации и предложениями по ее исправлению. В первую очередь Муравьев настаивает на восстановлении статуса православия и поддержки православного населения.
В 1830 году в Варшаве началось антироссийское восстание, которое вызвало неоднозначную оценку в стране. Даже польский наместник, Великий князь Константин Павлович заявил: «Я не хочу участвовать в этой польской драке!» и распустил войска. Несмотря на политическое подавление восстания, его итоги оказались достаточно противоречивыми.
С одной стороны, в Польше была полностью отменена Конституция 1815 года, было запрещено иметь собственную армию, ликвидирован Польский Сейм, т.е. Польша с этого момента теряет все элементы самостоятельности. Но, например, Литовский Статут был отменен только в 1840 году.
Одним из главных итогов восстания стало поистине эпохальное событие. В феврале 1839 года состоялся Полоцкий Объединительный Собор, на котором был подписан Соборный Акт, объявлявший о возвращении униатов к православному вероисповеданию. К Русской Православной Церкви присоединялось более полутора миллионов человек из состава бывших Белорусской и Литовской униатских епархий.
Гораздо позже Муравьев скажет: «Что, если бы в нынешнюю бурную эпоху [1863 г. - прим. автора] существовала еще уния в Белоруссии и Литве? Какими средствами можно было бы подавить мятеж, раздуваемый ксендзами, перед коими раболепствовали и самые униаты?»9
Однако это событие мирового масштаба было недооценено Николаем I. Более того, через 8 лет, в 1847 году все достижения по укреплению авторитета Православной церкви в Северо-Западном крае были перечеркнуты Римским конкордатом. Документ предусматривал создание Херсонской католической епархии на территории от юга и юго-востока России до Поволжья. Папа римский теперь определял сам пространство и границы епархий (до этого только русский император имел такое право), а епископы епархий теперь
9 По поводу исполнившегося пятидестилетия со дня воссоединения с православной церковью униатов западных областей России. - Смоленские епархиальные ведомости. - 1889. - 30.04. - № 8. - С. 389.
назначались по предварительному соглашению между императором и Святым престолом, а их утверждение осуществлялось папой римским.
Конкордат дезориентировал представителей правительственных структур Северо-Западного края и стал причиной нарастания конфронтации между православным духовенством и высшими российскими чиновниками, которые рассматривали дворянство, в данном случае католическую шляхту, как главную политическую опору своей власти в частности и самодержавия в целом, а не православную иерархию и духовенство. В результате, митрополит Иосиф (Семашко) в конце 1840-х и в течение 1850-х гг. так и не сумел выстроить отношения с виленскими генерал-губернаторами.
Но, самое главное, Конкордат вдохновил временно утратившее влияние католическое духовенство к подготовке нового восстания. В 1861 году французский император Наполеон III и другие европейские державы, включая Австрию и Англию, поддержали идею объединения Польши. Поляки начали готовиться к восстанию, сосредотачиваясь в различных городах, включая Париж, Краков, Львов, Варшаву и Вильно. Католическое духовенство активно поддерживало подготовку к восстанию, призывая верующих к оружию. В Польше начинаются беспорядки, в основном направленные на православное население, но на которые местные власти не реагируют. Не случайно, Ф.И. Тютчев в разгар восстания пишет:
Ужасный сон отяготел над нами, Ужасный, безобразный сон: В крови до пят, мы бьемся с мертвецами10,
Воскресшими для новых похорон. Осьмой уж месяц длятся эти битвы, Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы, В одной руке распятие и нож. И целый мир, как опьяненный ложью, Все виды зла, все ухищренья зла!.. Нет, никогда так дерзко правду божью
Людская кривда к бою не звала!.. И этот клич сочувствия слепого, Всемирный клич к неистовой борьбе, Разврат умов и искаженье слова — Все поднялось и все грозит тебе, О край родной! — такого ополченья
10 Т.е. с наследием прошлого восстания.
Мир не видал с первоначальных дней...
Велико, знать, о Русь, твое значенье! Мужайся, стой, крепись и одолей!
В январе 1863 года началось открытое восстание, которое охватило не только Польшу, но и Литву, Белоруссию, Киевскую и Волынскую губернии. Политическую, дипломатическую и частично военную (оружием и добровольцами) поддержку мятежу оказывали правительства Франции, Великобритании, Австрии и Ватикан.
Восстание 1863 года шло под знаменами агрессивно русофобского светского и религиозного национализма. Основными участниками восстания были католические священники и шляхта. Не случайно в журнале «Вестник Юго-Западной России» раздел, который освещал события мятежа назывался «Ксензско-шляхетский мятеж». Пропаганда и открытые религиозные проповеди ксендзов разжигали ненависть к «москалям» и «схизматикам», то есть к России и ее православным жителям, во всех слоях общества и невероятную жестокость к русскому врагу и населению, сохранявшему верность императору.
Общее руководство восстанием приняло на себя Временное Национальное Правительство (Жонд Народово), и через несколько месяцев карательные органы - «жандармы-вешатели» и «кинжальщики». По названиям понятно, что эти органы запугивали население, расправлялись с теми, кто не поддерживал восстание, а в первую очередь с православным населением и особенно с православными священниками. По инициативе архиепископа Михаила (Голубовича) при Минском кафедральном Петропавловском соборе, был создан Комитет для оказания помощи пострадавшим Минской губернии. В первые дни начала мятежа на страницах «Литовских епархиальных ведомостей» вышло обращение с просьбой рассказывать о случаях насилия над православными. Но первые рассказы появились только в майском номере, когда в Вильно приехал М.Н. Муравьев. До этого, как написано в журнале, присылать информацию просто боялись. Например, священник Микулицкой церкви Минской губернии Порфирий Ральцевич показал, что местные помещики Свенторжецкий и Коркосевич пообещали, что «все попы буду висеть, и они сами это увидят»11.
«Вестник Юго-Западной России» в майском номере перечисляет зверства восставших против мирного населения. Информация скупая, только место преступления и имя, или имена погибших, но этот перечень продолжается на четырех страницах, всего перечислено 45 эпизодов, среди которых можно увидеть: «В деревне Шоаст, близ Белостока; шайка инсургентов окружила дом священника, которого хотела убить, но не найдя его, зажгла православную церковь, и запретила крестьянам, под страхом смерти, гасит огонь.
11 Малеев Н. Архиепископ Михаил Голубович: штрихи к портрету. - Минск: Музей малой родины в Студзиводах, 2021. - 119 с. ISBN 978-83-961890-0-4.
В уезде Белостокском, в местечке Сураж, инсургенты схватили православного священника Константина Прокоповича и измучив его жестокими пытками, убили...
В Минской губернии сорок человек инсургентов, состоявших под начальством Свенторжицкого, вторгнувшись в имение Богушевича Игуменского уезда, схватили православного священника Конопасевича и повесили его на воротах его собственного дома...
Кроме этих нами исчисленных злодейств, от имени так называемого национального правительства, было совершено триста двадцать девять убийств, но имена жертв еще неизвестны»12.
Таким образом, только к маю 1863 года известно о 374 преступлениях против мирного населения. Однако, запугивания привели к обратной ситуации. Крестьяне отказывается поддерживать восставших.
Ситуацию пытается переломить один из лидеров восстания Викентий (Кастусь) Калиновский, который выпускает пропагандистские листки «Мужицкая правда», написанные на белорусском языке, но латиницей, где разъясняет крестьянам почему они должны поддержать восстание. Письмо №6 посвящено вопросам веры: «Не один уже, может, забыл, что отец его был еще Справедливой униатской веры, и никогда уже не помянет на то, что перевернули его на схихзму, на православие, что он сегодня, как тот пес, живет без веры и, как пес, сдохнет чертом до ада!!! О, ребятки, лихо такому человечку! А если мы будем так поступать с Богом, так что же Бог высочайший с нами сделает? Отдаст в ад на вечные муки, будут черти душу нашу на куски рвати, а смола во внутренностях кипятка будет. Ты знаешь, что такое зло, но в аду уже не будет, и не попросишь тогда праведного Бога, и мукам твоим никогда конца не будет... Наделал нам этого зла, пацаны, это царь московский, он-то, перекупив много Попов, велел нас в схизму записать, он-то платил деньги, чтобы только переходили на православие, и, как этот Антихрист, отнял от нас нашу справедливую-униатскую веру и погубил нас перед Богом навеки; а сделал это для того, чтобы мог нас без конца драть, а Бог праведный не имел пощады над нами. (перевод автора)13.
Калиновский призывает вернуться в униатство и пугает крестьян уже судом Божим за «отступничество» после Полоцкого Собора. Но крестьяне остаются тверды в своей вере и доверяются Муравьеву, действия которого направлены в первую очередь на их защиту от хозяев-католиков.
12 Продолжение перечня злодейств, совершенных польскими лесными бродягами //Вестник Юго-западной России. - 1863г. - № 10. - Часть IV. - С. 54.
13 Мужицкая правда № 6// декабрь 1862 г. Фотокопия. Фотоснимок. К. Калиновский. Из печатного и рукописного наследия. Минск, 1988. На белорусском языке латинским шрифтом //Архивы Беларуси: [сайт]. https://archives.gov.by/home/tematicheskie-razrabotki-arhivnyh-dokumentov-i-bazy-dannyh/istoricheskie-sobytiya/arhivnye-dokumenty-i-materialy-3/vosstanie-1863-1864-godov-na-territorii-belarusi-3/kanun-vosstaniya/muzhiczkaya-pravda-№-6-2 (дата обращения 27.06.2024).
В это время в стране создалась парадоксальная ситуация. Большинство населения империи, особенно в столице, изначально поддерживало восставших поляков. А. И. Герцен на страницах «Колокола» поддерживал польские требования даже до начала восстания, а с его началом открыто призывал к убийству русских солдат в Польше. Над теми, кто пытался осудить восстание откровенно насмехался, обвинял во лжи. Так, в номере от 10 июня 1863 года Герцен смеется над дворянами Юхновского уезда Смоленской губернии, которые предложили объявить бойкот европейским товарам14.
Князь П. Долгоруков, сподвижник Герцена, уверял, что потеря территорий даст России моральный выигрыш: «Может быть, тогда губерния Ковенская и несколько уездов губерний Виленской и Гродненской отошли бы от России; но что за беда? Если из семисот уездов империи Всероссийской убавится дюжина или полторы дюжины уездов, сила России не уменьшится, а зато честь русская высоко вознесется тем, что никого не будут принуждать быть русским, принуждать мерами насильственными и кровавыми, мерами гнусными и позорными для тех, которые их употребляют, и что каждый из граждан России будет гордиться тем, что он русский!»15
Офицер Генерального штаба Зигмунд Сераковский в конце марта 1863 года отпросился со службы в отпуск на 2 недели и направился в Вильно, где провозгласил себя воеводой Литовским и Ковенским под именем Доленго16. И это не единичный случай. В журнале «Вестник Западной России» за октябрь 1864 года подробно рассказывается о деятельности в Могилевской губернии шайки Жуковского-Косы, артиллерийского поручика, сбежавшего в начале мятежа из Смоленска17.
В крупных ресторанах поднимали бокалы за успехи «польских братьев» и рассуждая о несправедливости в отношении Польши, и что вслед за освобождением крестьян надо бы освободить и польский народ. Прокламации с призывом к солдатам поддержать польских мятежников появились в Москве и Петербурге. М. Бакунин пытался отправить корабль с оружием для мятежников. Эта всеобщая поддержка поляков со стороны русского «передового» общества ставила Российскую империю на грань распада.
Ситуацией тут же воспользовались и европейские страны. 17 апреля 1863 года Англия, Франция, Австрия, Испания, Португалия, Швеция, Нидерланды,
14 Юхновцы//Колокол. - 1863. - 10.07 - Лист 167. - С. 1378.
15 Долгоруков П. В. Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта. М.: Новости, 1992/ - 558,[1] с., [16] л. ил.: портр.; 20 см. -(Голоса истории).; ISBN 5-7020-0193-1. - С. 340.
16 Забегая вперед следует сказать, что Сераковский за все совершенные преступления, в том числе и уголовные, был приговорен к смертной казни. Но до последней минуты он был уверен в своей безнаказанности, открыто насмехался на судебном процессе над его участниками, так как знал, что его влиятельные друзья в Петербурге добьются отмены приговора. В принципе, так и произошло. В день казни пришла срочная депеша, с оправдательным приговором, но Муравьев, предполагая, содержание депеши демонстративно вскрыл ее только после казни
17 Очерки мятежного движения в Могилевской губернии в 1863 году//Вестник Западной России. - 1864. - октябрь. - т.1. - С. 151.
Дания, Османская империя и папа Римский предъявили России дипломатическую ноту, больше похожую на ультиматум, в которой содержались требования решить польский вопрос вернув ей границы Речи Посполитой 1772 года на международном конгрессе под руководством западных стран. В случае отказа выполнить эти требования, западные страны угрожали России войной. Началась скрытая интервенция, которую организовали Англия и Франция, но руками польских эмигрантов.
Летом 1863 года на черноморском побережье Кавказа высадился вооруженный отряд польских эмигрантов с целью открыть «второй фронт» против России. Другой отряд пытался пробиться на юг России, но был разоружен румынскими властями. Британский флот начал крейсировать у российских берегов на Тихом океане, а среднеазиатские ханства начали набеги на российские владения в Казахстане. Зигмунд Сераковский со своими отрядами обеспечивал место высадки французских войск на Балтийском побережье в Курляндской губернии.
Планировалось распространение мятежа на Смоленщину и Лифляндию. 22 апреля 1863 г. в районе Лиозно витебские крестьяне смогли обезвредить шайку Будзилевича, которая, по их признанию направлялась в Смоленск.
Для того, чтобы убедить западные страны, в успешном продвижении восстания вглубь России появились листовки походной типографии одного из «диктаторов восстания» М. Лягневича о действиях поляков в глубине великорусских территорий, на Левобережной Украине и Бессарабии, а также о множестве убитых русских солдат. В Европе уже были отпечатаны карты, на которых была изображена Польша «от моря до моря» с такими «польскими» городами, как Киев, Рига, Смоленск, Одесса, и пр.
Таким образом, повторялась ситуация 1854 года, когда Россия в одиночку противостояла всей Европе, только теперь на несравнимо худших, в результате поражения в Крымской войне, геополитических позициях. Именно в этой ситуации Александру II советуют пригласить М.Н. Муравьева для попытки решить «польский вопрос». Несмотря на то, что император недолюбливал Муравьева за его неуступчивость и радикализм в национальном вопросе, его негативное отношение к решению крестьянского вопроса, он все же прислушался к советам и рекомендациям и 1 мая 1863 года был подписан приказ о назначении М. Н. Муравьева генерал-губернатором шести губерний Северо-Западного края. К этому времени ситуация полностью вышла из-под контроля, и потеря охваченных мятежом территорий уже всем обществом воспринималась как неизбежная реальность. Характерно напутствие императрицы Марии Александровны
Михаилу Николаевичу перед отъездом в Вильно: «Хотя бы Литву, по крайней мере, мы могли бы сохранить»18
В конце мая Муравьев прибывает в Вильно и наблюдает удручающую картину: «Все шесть губерний были охвачены пламенем мятежа; правительственной власти нигде уже не существовало; войска наши сосредоточивались только в городах, откуда делались экспедиции, как на Кавказе в горы; все же деревни, села и леса были в руках мятежников. Русских людей почти нигде не было, ибо все гражданские должности были заняты поляками. Везде кипел мятеж, ненависть и презрение к нам, к русской власти и правительству; над распоряжениями генерал-губернатора смеялись, и никто их
19
не исполнял...»1
Осознавая бесполезность уступок, Муравьев решился на жесткое подавление восстания, готовясь пойти на конфликт с общественным мнением во имя восстановления порядка: «Я с удовольствием готов собою жертвовать для пользы и блага России: но с тем вместе желаю, чтобы мне были даны и все средства к выполнению возлагаемой на меня обязанности... необходимо, дабы и министры Его Величества были проникнуты тою же системою и теми же мыслями, ибо, в противном случае, не может быть успеха в действиях на местах»20. Согласие Александра II было получено, и Муравьев начинает мероприятия по подавлению восстания: арест и последовавшие казни лидеров восстания и откровенно уголовных элементов, терроризировавших территорию (всего было казнено 127 человек), тщательное рассмотрение виновности с последующим направлением в арестантские роты или на каторгу. Всего репрессиям подверглось - 8964 человека, помиловано и освобождено по итогам расследования - 9229 человек21.
Меры оказались достаточно эффективными - 26 мая Муравьев прибыл в Вильно в качестве Наместника, а уже 8 августа он принимал депутацию виленского шляхетства с изъявлением покаяния и покорности. К весне 1864 г. восстание было окончательно подавлено. И именно в это время через своего адъютанта, полковника Павлова Муравьев отправляет в Смоленск невероятный подарок - крест и потир, украденные из Успенского Собора в 1611 году. К этому дару прилагалось письмо и акт подтверждения подлинности вещей. В благодарственном письме от 3 мая 1864 года архиепископ смоленский Антоний обращает внимание на то, что «драгоценные по времени и воспоминаниям вещи сии, действительно, будут напоминанием жителям города Смоленска бедствия,
18 Воспоминания современников о Михаиле Муравьеве, графе Виленском // Составление, предисловие и комментарии: Лебедев С. В. /Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. - С. 19.
19 Записки графа Муравьева // Русская старина. Т. 36. - 1882. - С. 399.
20 Записки графа Муравьева// Русская старина. Т.36. - 1882. - С. 395.
21 Воспоминания современников о Михаиле Муравьеве, графе Виленском // Составление, предисловие и комментарии: Лебедев С. В. / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. - С. 19-20.
претерпенныя их предками.в тоже время сии вещи будут напоминать и о той
новой крамоле в столь близком к Смоленску крае, которая недавно поднята была
22
теми же врагами»22
Практически сразу, после получения этого бесценного дара, в июне 1864 года крестьяне всех волостей Краснинского и Поречского уездов постановили собрать средства для подарка Муравьеву в благодарность «за истребление шаек польских мятежников, свирепствовавших в Могилевской и Витебской губерниях и замышлявших в 1863 г. с огнем и мечом проникнуть оттуда в смежные уезды Смоленской губернии и в самый Смоленск, и за избавление Смоленских пределов от грабежей, опустошений, пожаров и убийств, - всегдашних спутников героев
23
кровавой польской справы»23.
После проведения крестьянских сходов были составлены мирские приговоры о сборе добровольных пожертвований. Эти приговоры были переданы Управляющему Смоленской Палатой, Статскому Советнику В.В. Юзефовичу для того, чтобы он довел информацию до императора и получил его согласие. О популярности М.Н. Муравьева среди крестьян говорит тот факт, что деньги сдавали не только государственные крестьяне, но и отставные солдаты и солдатские вдовы, проживающие в волостях.
Кроме этого было решено собрать средства для восстановления храма в Вильно. Причем, судя по отчетам, их собрали больше, чем планировалось изначально. В приговоре крестьян читаем: «положили мы послать к Его Высокопревосходительству, через тех же доверенных лиц денежное пожертвование на возобновляющуюся по желанию его в городе Вильно древнюю православную Николаевскую церковь, и на все сие жертвуем все единодушно и радостно двести один рубль, тридцать копеек», а в благодарственном письме М.Н. Муравьева озвучена уже другая сумма: «Представленное депутацией денежное пожертвование, в количестве двухсот пятидесяти шести руб., на нужды возобновляющейся в г. Вильно древней православной Николаевской
24
церкви»
В 1863 году Михаил Николаевич инициировал всероссийский сбор пожертвований для реконструкции Церкви Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в Вильно. Храм, построенный в XIV веке при Гедемине, считается одним из древнейших православных сооружений в Литве. Он
22 Поздравительные письма епископа Смоленского Антония, Юзефовича и др. лиц Муравьеву М. Н. в связи с подавлением им польского восстания 1863 г. Опись дел фонда М. Н. Муравьева за 1825-1897 гг.//Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина: [сайт]. - Л. 10.
23 По поводу освящения списка с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, предназначенного Поречско-краснинскими Смоленской губернии государственными крестьянами к поднесению М. Л. Муравьеву//Смоленские епархиальные ведомости. - 1865. - 15.01. - № 2. - т.1. - С. 58.
24 Письмо Г-на Главного Начальника Северозападного края, Генерал-от-Инфантерии М. Н. Муравьева, к Управляющему Смоленскою Палатою, Статскому Советнику В. В. Юзефовичу, от 24 Октября 1864 года//Смоленские епархиальные ведомости. № 2 от 15.01.1865. т.1. - С. 67.
неоднократно перестраивался, приобретая различные архитектурные стили. К началу XIX века он окончательно обветшал. По идее Муравьева храм стоило восстановить в русско-византийском стиле. Проект был составлен профессором петербургской академии художеств А. Н. Резановым, а воплощен виленским епархиальным архитектором академиком архитектуры Николаем Михайловичем Чагиным. Слева от главного входа было решено установить часовню во имя архистратига Михаила, небесного покровителя М.Н. Муравьева. По желанию смолян, именно для этой часовни было приобретено Евангелие на Алтарь. Храм существует и сейчас. Перед входом его можно увидеть две мемориальные доски, одна из них хорошо сохранилась и рассказывает историю храма, а вот текст на второй по известным причинам прочесть практически невозможно, так как он рассказывает о том, что храм восстановлен в 1865 году «в благодарность начальнику Северо-Западного края Михаилу Николаевичу Муравьеву за водворение в крае спокойствия и возвеличение православия».
В качестве подарка крестьяне решили преподнести М.Н. Муравьеву икону Одигитрии Смоленской, которую выполнял придворный фабрикант серебряных изделий Игнатий Павлович Сазиков. В конце сентября 1864 года икону привезли в Смоленск. Как и все произведения Сазикова, икона была выполнена на высоком художественном уровне. Особенно искусно была сделана серебряная позолоченная риза, где выпуклой резною вязью была сделана надпись: «Вечной благодарности достойному смирителю врагов России, Михаилу Николаевичу Муравьеву от признательных ему крестьян осьми казенных волостей Поречского и Краснинского уездов Смоленской губернии, числом 25 390 душ, охраненных мудрым попечение его от лютых шаек польских мятежников, готовившихся в
1863 году нести в край их смерть и опустошение. Поднесена в городе Вильно
1864 года»25
29 сентября 1864 года в 9 утра в торжественной обстановке при стечении всех официальных лиц и жителей города, представителей всех волостей губернии Митрополит Антоний освятил икону. Во время пения акафиста приносилась молитва о здравии и спасении боярина Михаила. На следующий день икону, согласно крестьянскому приговору, повезли по всем волостям, где проводились молебны пресвятой Деве о даровании, здравия и благоденствия государю императору, Царствующему дому, воинству и Генерал - от - инфантерии Михаилу Николаевичу Муравьеву26. Иногда во время поездки происходили незапланированные встречи. Так 8 октября, когда икона следовала через казенное село Касплю, которое не принимало участие в сборах, волостной старшина
25 По поводу освящения списка с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, предназначенного Поречско-краснинскими Смоленской губернии государственными крестьянами к поднесению М. Л. Муравьеву//Смоленские епархиальные ведомости. - 1865. - 15.01. - № 2. - т.1. - С. 61.
26 По поводу освящения списка с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, предназначенного Поречско-краснинскими Смоленской губернии государственными крестьянами к поднесению М. Л. Муравьеву//Смоленские епархиальные ведомости. - 1865. - 15.01. - № 2. - т.1. - С. 61.
упросил показать икону всем крестьянам волости, как пример выражения благодарности за спасение губернии от польских мятежников.
12 октября икона вернулась в Смоленск. К этому времени был готов и поздравительный адрес: «От всего сердца благодарим Тебя за охранение нас самих, ближайших жителей к белорусским губерниям, от кровожадных шаек Польских мятежников, готовившихся в 1863 году, с мечем и огнем, напасть на наш мирный край. В залог таких чувств благодарности нашей, любви и преданности, просим Тебе, через выборных от мира людей, списком с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, торжественно перед Святым его Первообразом освященный Архипастырем нашим: Прими от нас Святую икону сию с такою же любовию, с какою приносим ее тебе»27.
Так как крестьяне были неграмотными, за них подписался протоиерей Павел Жданов, благочинный Успенского кафедрального Собора. Личность о. Павла тоже вызывает интерес. Он был выпускником Смоленской Православной Семинарии и преподавал в среднем отделении семинарии. В 1862 году он стал ректором Смоленского духовного училища. Протоиерей Павел был пострижен в монашество с именем Иоанн в 1870 году и вошел в братию Смоленского архиерейского дома. Однако, через две недели его назначили ректором Новгородской духовной семинарии и настоятелем Новгородского монастыря. В декабре он стал архимандритом. Позже он был хиротонисан в епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. В последние годы жизни он был епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии, и настоятелем Киевского Михайловского Златоверхого монастыря.
14 октября 1864 года 8 выборных от волостей депутатов отправились по тракту на Остров, в Вильно. О каждом выборном и о том, какое количество крестьян он представлял сохранились подробные сведения. Всего выборные представляли 25 360 смоленских крестьян 28. Самым старшим из них был волостной голова Силуяновской волости, Поречского уезда Павел Ластовкин, участник Отечественной войны 1812 года, 40 лет прослуживший волостным старостой.
Недруги изображали М.Н. Муравьева кровожадным, внук А. Суворова назвал его людоедом, но насколько разителен с этими эпитетами тот факт, что 22 октября, когда депутаты прибыли в Вильно М.Н. Муравьев их лично принял и далее, в письме к Управляющему Смоленскою Палатою, Статскому Советнику В.В. Юзефовичу, от 24 Октября 1864 года он пишет: «С душевным удовольствием
27 Письмо Г-на Главного Начальника Северозападного края, Генерал-от-Инфантерии М. Н. Муравьева, к Управляющему Смоленскою Палатою, Статскому Советнику В. В. Юзефовичу, от 24 Октября 1864 года//Смоленские епархиальные ведомости. № 2 от 15.01.1865. т.1. С. - 67
28 Поздравительные письма епископа Смоленского Антония, Юзефовича и др. лиц Муравьеву М. Н. в связи с подавлением им польского восстания 1863 г. Опись дел фонда М. Н. Муравьева за 1825-1897 гг.//Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина: [сайт]. - Л. 20-22
принял я депутацию от государственных крестьян Поречского и Краснинского уездов... Отрадно было видеть мне это посещение ... В посещении этом я вижу возобновление неразрывного союза православного русского народа с православным здешним краем ...покорнейше прошу Вас принять на себя труд объявить всему мирскому обществу и прочим лицам, участвовавшим на этих сходах, мою душевную благодарность за столь трогательное выражение внимания ко мне, в котором отразилась горячая любовь их к общей нашей родине России, ко всему русскому и православному»29.
Подаренную икону Муравьев пообещал сделать семейной реликвией. Возможно, и сейчас она хранится у кого-то из его многочисленных потомков, однако, никакой информации о дальнейшей судьбе иконы пока не найдено.
В 1866 году, уже будучи в отставке Муравьев пишет воспоминания о прошедших событиях и одну из глав посвящает формам признания его заслуг именно крестьянами: «все эти манифестации и заявления русского чувства составляют для меня высшую из всех наград, которые я мог получить в своей жизни. Это выше всего, что могло дать мне правительство, ибо ленты и звезды суть награды рядовые, которые даются весьма часто по искательству и интригам, без рассмотрения настоящих заслуг. Заявление же благодарности России... составляют такие награды, которые превосходят все, что может получить человек, который посвятил себя на служение Отечеству! Бог благословил меня этим счастием, которое еще раз скажу, превыше всех правительственных наград: его никто не может ни дать, ни взять»30.
Муравьеву не повезло с сохранением официальной памяти о нем по многим причинам. Невыгодным он стал практически сразу после подавления мятежа. Новоназначенные губернаторы, пытавшиеся продолжить курс Муравьева, тут же смещались с должности. Еще при жизни, во время восстания, Муравьева демонизировали, а в последующие годы его образ стал еще более отрицательным. Революционные движения всех направлений называли его душителем свободы, шляхта приписывала ему тысячи жертв, а правительство молчаливо соглашалось с этими обвинениями. В 1667 году последовала амнистия для бывших повстанцев, а конфискованные земли возвращались их прежним владельцам.
В 1889 году в Вильно был установлен памятник М.Н. Муравьеву -Виленскому. Он создавался по проекту виленского художника В.В. Грязнова. Бронзовая фигура графа Муравьева была изготовлена академиком М.А. Чижовым по статуэтке, созданной им еще в 1865 году. Работы по устройству фундамента
29 Письмо Г-на Главного Начальника Северозападного края, Генерал-от-Инфантерии М. Н. Муравьева, к Управляющему Смоленскою Палатою, Статскому Советнику В. В. Юзефовичу, от 24 Октября 1864 года//Смоленские епархиальные ведомости. № 2 от 15.01.1865. т.1. С. - 67
30 Граф Михаил Николаевич Муравьев. Записки его об управлении Северо-Западным краем и об усмирении в нем мятежа, глава третья. 1864 и 1865 гг.//Русская старина. Ежемесячное историческое издание. Год четырнадцатый. -том XXXVII, 1883. - С. 165
для памятника выполнили местные подрядчики - старообрядцы М.Т. Пимонов и его сын А.М. Пимонов. Памятник окружала декоративная решетка, созданная в Вильне в художественной слесарне Сченсновича. На лицевой стороне пьедестала был прикреплен герб рода Муравьевых с девизом: «Не посрамим земли Русской». Простоял памятник 17 лет. В 1915 году накануне захвата Вильно немцами он был демонтирован и эвакуирован. Дальнейшая судьба его неизвестна. Спустя сто с лишним лет, 18 октября 2023 года в Калининграде, возле Инженерно-технического института БФУ имени И. Канта и консульства Литвы, была установлена точная копия уничтоженного памятника. Это событие стало символом восстановления исторической памяти и заслуженной данью уважения великому государственному деятелю.
Михаил Николаевич Муравьев-Виленский скончался 31 августа (12 сентября) 1866 года в возрасте 69 лет. Его похороны состоялись на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Император Александр II лично проводил его в последний путь. Вскоре над могилой М.Н. Муравьева была возведена часовня, точная копия часовни святого Александра Невского в Вильне, построенной в память о всех погибших в восстании. Виленская часовня была уничтожена в 1918 году, а на могиле Муравьева она сохранилась в первоначальном виде, как память о всех его заслугах перед Россией.
В день похорон газета «Русский инвалид» опубликовала эпитафию, написанную И. Тютчевым. Эти строки отражают всю многогранность и сложность личности М.Н. Муравьева. Они говорят о его силе и решимости, о его преданности Родине и готовности пойти на любые жертвы ради ее блага. Эпитафия И. Тютчева стала не просто данью уважения к ушедшему, но и вечным напоминанием о его вкладе в историю нашей страны.
На гробовой его покров
Мы, вместо всех венков, кладем слова простые: Не много было б у него врагов, Когда бы не твои, Россия.
1866 г.
Литература
1. Адрес г-ну Главному Начальнику Северозападного края, Генерал-от-Инфантерии М. Н. Муравьеву, поднесенный 22-го Октября 1864 года в г. Вильно депутациею от государственных крестъян Поречьского и Краснинскаго уездов Смоленской губернии// Смоленские епархиальные ведомости. № 2 от 15.01.1865. т.1. - С. 65-66.
2. Вестник Западной России. - 1864. - октябрь. - т.1
3. Вестник Юго-западной России. - 1863г. - № 10. -Часть IV.
4. Воспоминания современников о Михаиле Муравьеве, графе Виленском // Составление, предисловие и комментарии: Лебедев С. В. /Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014.
5. Долгоруков П. В. Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта. М.: Новости, 1992/ - 558,[1] с., [16] л. ил.: портр.; 20 см. - (Голоса истории).; ISBN 5-7020-0193-1
6. Записки графа Муравьева // Русская старина. Т. 38. - 1883. - С. 224.
7. Манифест «О даровании вольности и свободы всему Российскому Дворянству»/Исторический портал. История государства Российского: [сайт] http://www.historyru.eom/docs/rulers/piter-3/piter-3-doc-11-444.html#/overview_ (дата обращения 27.06.2024)
8. Малеев Н. Архиепископ Михаил Голубович: штрихи к портрету. - Минск: Музей малой родины в Студзиводах, 2021. - 119 с. ISBN 978-83-961890-0-4
9. Мужицкая правда № 6// декабрь 1862 г. Фотокопия. Фотоснимок. К. Калиновский. Из печатного и рукописного наследия. Минск, 1988. На белорусском языке латинским шрифтом //Архивы Беларуси: [сайт]. https://archives.gov.by/home/tematicheskie-razrabotki-arhivnyh-dokumentov-i-bazy-dannyh/istorieheskie-sobytiya/arhivnye-dokumenty-i-materialy-3/vosstanie-1863-1864-godov-na-territorii-belarusi-3/kanun-vosstaniya/muzhiezkaya-pravda-№-6-2 (дата обращения 27.06.2024)
10. Назарова Н.Л. Литовский статут как источник русского права// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - Н. Новгород, 2024. - № 1, с. 116
11. Очерки мятежного движения в Могилевской губернии в 1863 году//Вестник Западной России. - 1864. - октябрь. - т.1. - С. 151 - 178
12. Письмо Г-на Главного Начальника Северозападного края, Генерал-от-Инфантерии М. Н. Муравьева, к Управляющему Смоленскою Палатою, Статскому Советнику В. В. Юзефовичу, от 24 Октября 1864 года//Смоленские епархиальные ведомости. № 2 от 15.01.1865. т.1 . - С. 66-67
13. Поздравительные письма епископа Смоленского Антония, Юзефовича и др. лиц Муравьеву М. Н. в связи с подавлением им польского восстания 1863 г. Опись дел фонда М. Н. Муравьева за 1825-1897 гг.//Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина: [сайт]. - 87 л.
14. По поводу освящения списка с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, предназначенного Поречско-краснинскими Смоленской губернии государственными крестьянами к поднесению М. Л. Муравьеву//Смоленские епархиальные ведомости. - 1865. - 15.01. - № 2. - т.1. - С. 58-64
15. По поводу исполнившегося пятидестилетия со дня воссоединения с православной церковью униатов западных областей России. - Смоленские епархиальные ведомости. - 1889. - 30.04. - № 8. - С. 383-391
16. Русская старина. Ежемесячное историческое издание. Год четырнадцатый. - том XXXVII, 1883.
17. Смоленская шляхта. Т.1. - М.: Русское экономическое общество, 2006 — 496 е. // Историческая библиотека Б.Г. Федорова. Научный редактор Б.Г. Федоров. Редактор Д.Д. Лотарева.
18. Федосов П.А. Жизнь М. Н. Муравьева (1796-1866). Факты, гипотезы, мифы. Издательство «Нестор-История», 2021. - 432 с., ил. ISBN 978-5-4469-1800-3
19. Черепица В.Н. Граф М.Н. Муравьев в Отечественной войне 1812 года. Западная Русь: [сайт] https://zapadrus.su/2012-04-11 -14-59-43/2016-§/§г-шу/1734-§гаГ-ш-п-шигауеу-у-otechestvennoj-vojne-1812-goda.html (дата обращения 27.06.2024)
20. Юхновцы//Колокол. - 1863. - 10.07 - Лист 167. - С. 1378
21. Якушкин И.Д. Записки. - М., Типография Товарищества «Общественная польза». - 1905. -211с. С. 58-64
Terekhina O. V.
Mikhail Nikolayevich Muravyov-Vilensky: between glory and curse
Abstract: This scientific article is dedicated to the study of the life and activities of Mikhail Nikolayevich Muravyov-Vilensky (1796-1866), one of the most controversial historical figures in the history of Russia. The author draws on a variety of sources to comprehensively examine Mikhail Nikolayevich Muravyov-Vilensky, utilizing archival materials such as letters, diaries, reports, and periodicals, as well as works by contemporary historians. The article covers various aspects of Muravyov's life and career, from his participation in the Patriotic War of 1812, involvement in the formation of the Decembrist secret societies, efforts to alleviate famine in the Roslavl district of the Smolensk province, to a brief history of the conflict, national and interfaith disputes among the population of the Northwest region, which became the cause of the 1863 uprising, and Muravyov's decisive contribution to its suppression. The article also reveals some aspects of the activities of the residents of Smolensk in the 1863 uprising, from active involvement in its incitement to expressing gratitude for Muravyov's actions aimed at maintaining order and stability in the region.
Keywords: Mikhail Nikolayevich Muravyov-Vilensky, Patriotic War of 1812, Decembrists, Polish Uprising of 1863, Northwest region, Orthodoxy, history of Russia.
References
• Address to Mr. Chief Commander of the Northwestern Territory, General of Infantry M. N. Muravyov, presented on October 22, 1864 in the city of Vilno by a deputation of state peasants of the Porechsky and Krasninsky districts of the Smolensk province // Smolensk diocesan news. No. 2 of 15.01.1865. v. 1. - P. 65-66.
• Bulletin of Western Russia. - 1864. - October. - v. 1
• Bulletin of South-Western Russia. - 1863. - No. 10. -Part IV.
• Memories of contemporaries about Mikhail Muravyov, Count of Vilnius // Compilation, preface and comments: Lebedev S. V. / Ed. O. A. Platonov. Moscow: Institute of Russian Civilization, 2014.
• Dolgorukov P. V. Petersburg Essays. Pamphlets of an Emigrant. Moscow: Novosti, 1992/ -558,[1] p., [16] p. ill.: port.; 20 cm. - (Voices of History).; ISBN 5-7020-0193-1
• Notes of Count Muravyov // Russian Antiquity. V. 38. - 1883. - P. 224.
• Manifesto "On Granting Liberty and Freedom to the Entire Russian Nobility"/Historical Portal. History of the Russian State: [website] http://www.historyru.com/docs/rulers/piter-3/piter-3-doc-11-444.html#/overview (date accessed 06/27/2024)
• Maleev N. Archbishop Mikhail Golubovich: strokes to the portrait. - Minsk: Museum of the small homeland in Studzivody, 2021. - 119 p. ISBN 978-83-961890-0-4
• Muzhitskaya Pravda No. 6 // December 1862. Photocopy. Photograph. K. Kalinovsky. From the printed and manuscript heritage. Minsk, 1988. In Belarusian in Latin script // Archives of Belarus: [website]. https://archives.gov.by/home/tematicheskie-razrabotki-arhivnyh-dokumentov-i-bazy-dannyh/istoricheskie-sobytiya/arhivnye-dokumenty-i-materialy-3/vosstanie-1863-1864-godov-na-territorii-belarusi-3/kanun-vosstaniya/muzhiczkaya-pravda-№-6-2 (date of access 06/27/2024)
• Nazarova N.L. Lithuanian Statute as a Source of Russian Law// Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. - N. Novgorod, 2024. - No. 1, p. 116
• Essays on the rebellious movement in the Mogilev province in 1863// Bulletin of Western Russia.
- 1864. - October. - v.1. - P. 151 - 178
• Letter of Mr. Chief Commander of the North-Western Territory, General of Infantry M. N. Muravyov, to the Manager of the Smolensk Chamber, State Councilor V. V. Yuzefovich, dated October 24, 1864 // Smolensk diocesan news. No. 2 dated January 15, 1865. v.1 . - P. 66-67
• Congratulatory letters from Bishop Anthony of Smolensk, Yuzefovich and other persons to M. N. Muravyov in connection with his suppression of the Polish uprising of 1863. Inventory of the files of the M. N. Muravyov fund for 1825-1897 // Presidential Library named after B.N. Yeltsin: [website]. - 87 p.
• On the occasion of the consecration of a copy of the miraculous Smolensk icon of the Mother of God Hodegetria, intended by the Porechsko-Krasninsky state peasants of the Smolensk province for presentation to M. L. Muravyov//Smolensk diocesan news. - 1865. - 15.01. - No. 2. - v. 1. - P. 58-64
• On the occasion of the fiftieth anniversary of the reunification of the Uniates of the western regions of Russia with the Orthodox Church. - Smolensk diocesan news. - 1889. - 30.04. - No. 8.
- P. 383-391
• Russian antiquity. Monthly historical publication. Year fourteen. - volume XXXVII, 1883. 17. Smolensk gentry. T.1. - M.: Russian Economic Society, 2006 - 496 p. // Historical Library B.G. Fedorov. Scientific editor B.G. Fedorov. Editor D.D. Lotareva.
• Fedosov P.A. Life of M. N. Muravyov (1796-1866). Facts, hypotheses, myths. Publishing house "Nestor-History", 2021. - 432 pp., ill. ISBN 978-5-4469-1800-3 19. Tile V.N. Count M.N. Muravyov in the Patriotic War of 1812. Western Rus': [website] https://zapadrus.su/2012-04-11-14-59-43/2016-g/gr-mv/ 1734-graf-m-n-muravev-v-otechestvennoj -vojne-1812-goda.html (date of access 06/27/2024)
• Yukhnovtsy//Kolokol. - 1863. - 10.07 - Sheet 167. - P. 1378
• Yakushkin I D. Notes. - M., Printing House of the Partnership "Public Benefit". - 1905. - 211s. P. 58-64