11. Война и мир в терминах и определениях. Под ред. Рогозина Д.О. М., 2004. С. 21.
12. Косолапое Н.А. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей // Мировая экономика и международные отношения, 1992. №11. С. 6.
13. Баталов Э. Предмет философии международных отношений // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. Том 2. № 1 (4). 2004. Янв. - -апр.
14. Posen B. The Security Dilemma and Ethnic Conflict // Survival.
Vol.35(1). 1993. P. 24.
15. Walter B. The Critical Barrier to Civil War Settlement // International Organisation. 1997. V. 51(3). P. 335 - 364.
16. Sisk T. Power sharing and international mediator in ethnic conflict. Washington, Institute of Peace Press. 1996. P. 31.
17. Чернобровкин И.П. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. Ростов н/Д. Изд-во Ростовского университета, 2003.С. 57.
18. Roe P. Actors Responsibility in Tight, Regular and Lose Security Dilemmas // Security Dialogue. 2001. V.32 (1). P. 105.
19. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2002. С. 5 - 16.
20. Posen B. The Security Dilemma and Ethnic Conflict // Survival.
Vol.35(1). 1993. P. 30 - 31.
21. Макеев В.В., Гулиев М.А. Политическая толерантность в межэтнических конфликтах. Ростов н/Д., 2003.
22. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С. 18 - 19.
23. Waterman H. Political order and the Settlement of Civil Wars/ N.Y.1993. P. 39.
24. Hartzeel C. Explaing the Stability of Negotiated Settlements to Interstate Wars // Journal of Conflict Resolution. 1999. V. 43(1). P. 5.
УДК 325
Фирсова Н.А., зав. консульским отделом Посольства Российской Федерации в Киргизской Республике
соиск. КРСУ
МИГРАЦИЯ КАК ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ФАКТОР РОССИЙСКО-КИРГИЗСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В статье анализируются миграционные ситуации в Киргизской Республике и деятельность государственных и общественных организаций, регулирующих миграционные процессы.
Ключевые слова и словосочетания: миграция, регулирование миграционных процессов, защита законных интересов мигрантов.
В современном мире миграция выступает важным фактором, объединяющим интересы стран-доноров и стран-реципиентов, а регулирование расширяющихся миграционных потоков становится важнейшим направлением международной политики. Примером формирования системы регулирования миграционных процессов на постсоветском пространстве может выступить российско-киргизское сотрудничество в этой сфере.
По официальным данным Госкомитета по миграции и занятости КР, в России проживают 580 тысяч киргизских мигрантов, а эксперты считают, что «из пятимиллионного населения Киргизской Республики почти треть трудоспособных граждан в настоящее время проживают на территории России», и отмечают сложившуюся тенденцию «роста численности киргизской диаспоры в России, которая сохранится и в ближайшие годы» /1/.
Факторами, влияющими на миграционные настроения населения по-прежнему остаются: нестабильная социально-политическая обстановка в республике, низкий уровень доходов, рост коррупции, активизация криминала, нарастающий экономический кризис и т.д. Одной из причин оттока населения из Киргизстана стал дефицит электроэнергии, вследствие чего вести свой бизнес стало экономически невыгодно, что вынуждает ряд граждан продавать свое дело и уезжать на постоянное место жительства за рубеж преимущественно в Россию и соседний Казахстан.
По данным национального статистического комитета Киргизской Республики, за 9 месяцев 2008 г. на территорию России въехали 428,1 тыс. граждан КР, на миграционный учет на территории России поставлено 316,7 тыс. граждан КР, на ПМЖ с оформлением документов выехало 25,8 тыс. человек, или 89,7% общего миграционного потока, 136,1 тыс. чел. получили разрешение на трудовую деятельность в России, а около 160 тыс. чел. приобрели российское гражданство /2/.
География расселения киргизов в России весьма широка, к 2009 г. Киргизские диаспоры сложились в городах: Астрахань, Волгоград, Воронеж, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Курск, Магнитогорск, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Сургут, Тольятти, Тюмень, Улан-Удэ, Уфа, Ханты-Мансийск, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Якутск, Ярославль.
Учитывая постоянно растущий объем миграции в 2007 г. была создана двусторонняя российско-киргизская рабочая группа ФМС России и Госкомитета по делам миграции и занятости КР, основной зада-
чей которой является разрешение трудностей, возникающих в связи с регистрацией, продлением срока регистрации и легальным трудоустройством киргизских мигрантов. Принципом работы группы является соблюдение норм международного права. Так, глава Государственного комитета КР по миграции и занятости Л. Рыскулова считает: «Есть надежда, что новая конвенция стран СНГ о защите прав мигрантов поможет решить многие проблемы нелегальной миграции в Киргизстане» /3/, что, «в случае подписания конвенции документ станет основным инструментом, по которому страны будут защищать интересы своих граждан в соответствии с международными нормами» /4/.
В 2009 году Правительство Киргизской Республики намерено решать вопрос о гражданах Киргизстана, которые получили еще и гражданство России. По словам председателя Госкомитета КР по миграции и занятости А. Рыскуловой, «сегодня сотни тысяч киргизстанцев получили гражданство России, и мы знаем об этом, знает об этом и российское правительство. И мы уже обращались в государственные органы России с тем, что если между нашими странами не будет подписано соответствующее соглашение, то, скорее всего, этим людям придется отказаться от одного из гражданств» /5/. Согласно законодательству Киргизстана, многие из граждан КР, принявших подданство РФ, пользуются двумя паспортами — киргизским и российским. После, по истечении срока действия документа из Киргизстана, они лишаются гражданства республики. Но имеют право в упрощенном порядке снова его обрести. Такую возможность мигрантам предоставили законодатели Киргизстана, а также Соглашение между Россией и КР об упрощенной процедуре принятия гражданства. При этом такие граждане не имеют права голосовать на выборах в республике.
В декабре 2008 г. состоялось очередное заседание российско-киргизской рабочей группы по обсуждению проблемных вопросов, возникающих при реализации Соглашения между правительствами России и КР о трудовой деятельности и социальной защите. Стороны пришли к выводу о необходимости создания системы организованного привлечения трудовых мигрантов из КР. Российская сторона сделала акцент на привлечении квалифицированных кадров, свободно владеющих русским языком, киргизская — па вопросе о совместном законодательном урегулировании обеспечения социальных и пенсионных гарантий на территории РФ и о фактах отказа во въезде киргизстанцам, имеющим на это законное основание /6/. По мнению А. Рыскуловой, «трудовая миграция в ближайшие год—три года продолжится и государство должно работать над тем, чтобы граждане КР, уезжающие на
заработки за рубеж, трудоустраивались за границей законно, легально, были защищены и повышали свою квалификацию» /7/.
На процессы управления миграционной сферой существенное влияние оказывают и новые институты гражданского общества, созданные трудовыми мигрантами. Необходимость решения всего комплекса проблем, с которыми столкнулись мигранты из Киргизстана, привела к их консолидации и формированию общественных объединений, которые, начиная с 2000 г., стали появляться в различных регионах России, а уже в 2003 г. была создана Ассоциация Киргизских диаспор России и Казахстана «Замандаш», целью которой было заявлено содействие возрождению национального самосознания, сохранение самобытности киргизов, проживающих за пределами Киргизской Республики, а также содействие в улучшении правового, экономического и социального статуса соотечественников, работающих в России, решение насущных проблем киргизстанцев в местах их пребывания. Позднее, учитывая, что киргизские диаспоры возникли не только в России и Казахстане, она была переименована в Международную Ассоциацию киргизских диаспор «Замандаш». В настоящее время Ассоциация «Замандаш» объединяет киргизские национально-культурные организации из 27 городов Российской Федерации, 6 городов Казахстана и 5 стран дальнего зарубежья. В июле 2003 г. вышел в свет первый номер полноцветного иллюстрированного журнала па киргизском языке «Замандаш», где были отражены проблемы и достижения киргизских мигрантов в России и Казахстане. В июле 2008 г. тиражом 5000 экземпляров был выпущен уже 60 номер ежемесячного журнала «Замандаш», который пользуется спросом и популярностью в городах компактного проживания киргизов в России и других государствах.
22-24 июля 2008 г. в Бишкеке состоялась очередная УП конференция Международной ассоциации киргизских диаспор «Замандаш». Тема конференции - «Роль и значение соотечественников за рубежом в социально-экономической жизни Киргизстана» - была избрана не случайно. По данным Всемирного Банка, республика занимает 4 место в мире по доле в ВВП денежных переводов от граждан, работающих за рубежом (27,4%). Если в 2006 году из России в Киргизстан было переведено $450 млн, при бюджете республики $681 млн., то в 2007 г. киргизские трудовые мигранты перечислили из России в КР сумму, почти равную бюджету республики (около 1 млрд. долл.).
Сразу после официальной части своим видением проблем киргизских мигрантов поделились представители киргизской диаспоры из различных регионов России, которые констатировали, что в целом проблемы мигрантов на территории России к настоящему времени по-
чти решены. Правовая и социальная защита законных интересов кир-гизстанцев в России находит поддержку со стороны городских, областных и краевых администраций государства пребывания. Региональные представители киргизских объединений в России подчеркивали необходимость продолжения своей деятельности. Поддержка нужна, отмечали выступающие, не только трудовым мигрантам, а особенно тем киргизстанцам, которыми принято решение остаться на постоянное место жительства в России. В этих целях объединениями киргизских соотечественников создаются национальные и межрегиональные культурные центры, которые призваны содействовать сближению народов России и Киргизстана, активизации экономического сотрудничества, налаживанию культурно-образовательной интеграции, пропаганде культурно-исторических связей между нашими странами. Созданные на базе объединений консультационные центры предлагают мигрантам бесплатную помощь юристов.
Представители диаспор отчитывались о проделанной ими работе, рассказывали о жизни диаспор в различных уголках России и Казахстана. Был затронут и вопрос безопасности трудовых мигрантов за рубежом. Выступающие призвали соотечественников, находящихся за рубежом знакомиться с культурой, традициями страны пребывания, с честью представлять Киргизстан, быть духовными и высоконравственными гражданами.
В своих выступлениях представители Ассоциации выражали убежденность в том, что киргизских соотечественников за рубежом волнует судьба родины, и они готовы принять все зависящие от них меры в устранении того тяжелого общественного и экономического кризиса, который возник в Киргизстане. В первую очередь, предлагалось принять неотложные меры, для чего «профессионально, комплексно изучить условия и разработать проект всестороннего развития Киргизстана». По мнению члена союза журналистов Киргизской Республики, члена киргизской диаспоры «Киргизский дом» в СанктПе-тербурге О. Мамаевой, одной из главных задач является создание рабочих мест в своей стране и обеспечение высококвалифицированными кадрами предприятий во всех отраслях производства. На конференции был поднят вопрос об использовании потенциала мигрантов-соотечественников, в частности, о привлечении их инвестиций в реализацию экономических проектов и инициатив правительства Киргизстана, направленных на развитие республики. Руководители Ассоциации убеждены, что на чужбине уже достаточно большое количество соотечественников, которые крепко стоят на ногах и их вовлечение в развитие экономики Киргизстана позволит создать сотни рабочих мест
в различных сферах жизнедеятельности страны. По сведениям банковских структур, вклад трудовых мигрантов в экономику Киргизской Республики уже сейчас исчисляется сотнями миллионов долларов в год. Выступающие отмечали свою готовность инвестировать средства в киргизскую экономику, желание не терять связи с родиной, но при этом ставили перед официальными лицами и серьезные вопросы.
Главный вопрос - о государственных гарантиях для инвестиций трудовых мигрантов. Проблема заключается в том, что многие мигранты, прибывшие в Россию, в течение короткого срока, приобретают российское гражданство и соответственно получают российские паспорта. При этом документы КР, несмотря на заявления мигрантов о выходе из киргизского гражданства, также остаются у них на руках. В соответствии с российским законодательством «за гражданином, имеющим российское гражданство и проживающим на территории России, признается только российское гражданство». Иное гражданство может быть за ним признано только в случае наличия между странами соответствующего международного договора. Но па сегодняшний день такого договора между Россией и Киргизстаном нет, зато в Конституцию КР внесена статья, в соответствии с которой «киргизы, проживающие за пределами Киргизской Республики, вне зависимости от наличия гражданства другого государства вправе приобрести гражданство Киргизской Республики в упрощенном порядке». Иными словами, в Киргизстане в одностороннем порядке введена норма о двойном гражданстве для этнических киргизов, что даёт возможность мигранту, получившему гражданство России, одновременно оставаться гражданином Киргизской Республики.
Но какими законами должны руководствоваться граждане с паспортами двух стран в случае их возвращения на родину, покупки и оформления недвижимости и земельных участков, не ясно. При существующей правовой неопределенности с двойным гражданством возникающие на практике вопросы решаются в Киргизстане с большим трудом. В результате киргизские мигранты - граждане России, сталкиваясь с множеством бюрократических препятствий, не видят перспектив для инвестирования, опасаются, что в будущем не смогут законно передать детям свое имущество, находящееся на территории Киргизстана. По прогнозам, к 2010 г. почти 90% киргизских мигрантов приобретут российское гражданство, и для того, чтобы они, по словам
О.Мамаевой, могли «возводить дворцы» на родине в прямом и переносном смысле, т.е. имели стимул вкладывать деньги в экономику Киргизстана, необходимы юридические гарантии, «закон, дающий
право защитить неприкосновенность недвижимости в Киргизской Республике».
Возникновение у мигрантов де-факто двойного гражданства приводит и к другой проблеме, актуальной в момент проведения избирательных кампаний. По российскому законодательству, трудовой мигрант, имеющий к моменту выборов российский паспорт, не может принимать участие в выборах, проводимых в другой стране, даже при наличии у него паспорта гражданина этой страны. Однако именно Ассоциация «Замандаш» в 2005 году настояла на том, чтобы киргизские мигранты за рубежом приняли участие в выборах Президента Киргизстана и организовала для этой цели избирательные участки в 11 регионах России.
Наряду с другими проблемами ставился вопрос о том, что нередки случаи, когда, находясь в отдаленных регионах России без документов и в стесненном материальном положении, трудовые мигранты не в состоянии добраться до Посольства или Консульства КР с целью получения соответствующего документа для возвращения на родину. Выступающие высказывали пожелания о возможности передачи более широких полномочий почетным консулам Киргизстана, осуществляющим свою деятельность в России. В частности, речь шла о предоставлении им права па выдачу «Свидетельств на возвращение» в Киргизстан лицам, оказавшимся в России без документов.
Необходимо отметить, что во всех выступлениях отражалась озабоченность присутствующих в том, что миграция из Киргизстана стабильно высокая, и эту проблему необходимо решать совместными усилиями. Председатель Госкомитета по миграции и занятости КР А.Рыскулова предложила создать постоянно действующую рабочую группу для рассмотрения насущных вопросов и обещала всестороннюю помощь со стороны своего ведомства. Министр юстиции КР рекомендовал представителям диаспор передать список существующих у них проблем в соответствующие министерства для рассмотрения и принятия, необходимых мер.
По итогам конференции участниками была принята резолюция, адресованная органам власти Киргизской Республики. Уже через несколько дней она была рассмотрена на рабочем совещании с участием руководителей министерств и ведомств, заведующих отделами администрации президента КР. В ответ на предложение Ассоциации «За-мандаш» создать инвестиционный фонд для поддержки проектов в промышленном, аграрном и перерабатывающем секторах КР министр экономического развития и торговли Республики сообщил, что в целях развития и стимулирования приоритетных и стратегических отраслей
экономики страны уже создано ЗАО «Фонд развития Киргизской Республики». Руководитель администрации Президента КР поблагодарил представителей МАКД «Замандаш» за проделанную работу по защите прав и интересов граждан Киргизстана за рубежом и заявил, что «наши соотечественники за рубежом и дальше будут поддерживаться государством, все вопросы, поднятые на конференции и этом совещании, будут находиться под контролем» /8/. Итогом встречи явилось рассмотрение наиболее актуальных вопросов, касающихся пребывания киргизстанцев за рубежом, в том числе таких, как: открытие информационно-консультативных центров для потенциальных мигрантов; увеличение квоты в российских вузах и предоставление мест для обучения этнических киргизов, проживающих за рубежом, в вузах Киргизии; разработка механизма отчислений пенсионных страховых взносов трудовыми мигрантами на местах их пребывания за рубежом; упрощение получения гражданства КР этническими киргизами и соотечественниками, ранее получившими гражданство других стран. Проанализированные процессы позволяют сделать позитивный прогноз относительно дальнейших перспектив взаимодействия России и Киргизстана в миграционной сфере.
Литература
1. Хопёрская Л. Киргизская диаспора в России / Новые этнические группы в России. Пути гражданской интеграции. М., 2008. С.1б4.
2. Рыскулова А. Не думай о мигранте свысока ... //Слово Киргизстана. 2009. 28. 01.С.б.
3. Рыскулова А. Есть надежда, что новая конвенция стран СНГ о защите прав мигрантов поможет решить многие проблемы нелегальной миграции в Киргизстане // http //www.24/kg/community/2008/10/28/96407.html .
4. Там же.
5. Рыскулова А. Есть надежда, что новая конвенция стран СНГ о защите прав мигрантов поможет ...
6. http //www.24/kg/community/2008/10/28/99563.html.
7. Там же.
8. // http //www.kirgisnews.com/readarticle.php?articie_id=1309.