Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 5 (334).
Экономика. Вып. 43. С. 40-43.
Ф. Б. Барлыбаева, Д. У. Ишназаров, З. М. Салихова
миграция интеллектуального капитала: сущность, тенденции, направления
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Исследуется влияние миграции интеллектуального капитала на рынок труда России и Республики Башкортостан. Показывается, что интеллектуальная миграция требует системного подхода к регулированию на всех уровнях управления.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, рынок труда, трудовая миграция, интеллектуальная миграция, квалифицированный труд.
Конкурентоспособность любой социально-экономической системы определяется наличием в ней интеллектуальной составляющей и соответствующих механизмов ее эффективного использования. Современные экономические процессы характеризуются значительным интеллектуальным наполнением, в связи с чем все более востребованными становятся специалисты, обладающие знаниями, которые позволяют им выполнять умственно сложный труд. Совокупность квалифицированных специалистов образует интеллектуальный капитал социально-экономической системы, который можно интерпретировать как интеллектуально-мыслительные способности, профессиональные знания и навыки, использование которых повышает производительность и эффективность деятельности [2. С. 121-131].
Миграция интеллектуального капитала становится одной из тенденций развития современного общества, а «утечка умов» — выезд ученых и квалифицированных специалистов за пределы страны, региона в поиске более благоприятного места приложения их способностей — проблемой многих стран и регионов, не способных создавать у себя условия для достойной реализации творческого потенциала обладателями интеллектуального капитала. Необходимо отметить, что «утечка
умов» представляет собой неоднозначное явление: с одной стороны, страна (регион) теряет подготовленных специалистов, с другой — результаты интеллектуальной деятельности становятся мировым благом.
Интенсификация миграционных процессов, в том числе интеллектуальных, требует диагностики ситуации на рынке труда, детального анализа динамики происходящих на нем процессов, разработки соответствующих мер для закрепления квалифицированных кадров (интеллектуального капитала) на территориях их формирования и развития.
В Российской Федерации коэффициент миграционного прироста (КМП) на 10 тыс. человек населения за последние два десятилетия имел положительную динамику (табл. 1). Наибольшего значения данный показатель достиг в 2007-2008 гг. (25 мигрантов на каждые 10 тыс. человек населения).
В Приволжском федеральном округе наибольшего значения КПМ достиг в 2000 г. (+11), наименьшего — в 2010 г. (-12), в Республике Башкортостан — в 2000 г. (+18) и 2011 г. (-23) соответственно.
В 2012 г. в республике наблюдалась миграционная убыль (-7648 человек), а миграционный прирост за январь — ноябрь 2013 г. составил 2349 человек [4]. Необходимо отметить, что положительное сальдо
Таблица 1
Коэффициенты миграционного прироста на 10 000 человек населения1 2
Регион Год
1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Российская Федерация 19 25 19 16 18 18 20 22 25 25 24 19 22
Приволжский федеральный округ -7 11 -3 -2 -3 -9 -8 -7 2 2 5 -12 -4
Республика Башкортостан -12 18 13 16 11 -2 -3 -6 13 14 17 2 -23
1 За 2003-2010 гг. показатели рассчитаны с использованием численности населения, пересчитанной с учетом итогов ВПН-2010.
2 Знак (-) означает убыль.________________________________________________________________________
Источник: Рынок труда, занятость и заработная плата. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
за счет международной иммиграции: в 2013 г. количество иммигрантов увеличилось в четыре раза по сравнению с предыдущим годом (43,6 тыс. человек). Основную массу составили мигранты из стран СНГ, значительная часть которых ориентирована на выполнение неквалифицированного физического труда, без какой-либо интеллектуальной нагрузки. Согласно статистическим данным, уровень прибывших в Республику Башкортостан составляет 14-17 % от общего числа мигрантов.
В Республике Башкортостан высокий процент выбывших (60-70 %) наблюдался внутри региона (табл. 2), в основном в Уфе и на территории Стерлитамакско-Салаватской промышленной агломерации. В другие регионы России — сопредельные Челябинскую, Оренбургскую, Свердловскую области, в Сибирь, на Север, в Центральную Россию — выбыло 27,2-32,7 % мигрантов, за пределы России — 0,3-2,2 % [5].
деятельности, а в последнее время — и противоборство между научным сообществом и правительством. По статистике, до 60 % российских школьников и студентов — победителей международных олимпиад — уезжает на стажировку или постоянную работу за границу. При этом назад возвращается лишь 9 % уехавших [5]. По данным Госкомстата России, среди эмигрировавших за 2009 г. высшее образование имели 23,2 %, среднее специальное — 24,2 %, при этом только 13 % всех россиян имеют высшее и незаконченное высшее образование [1]. Таким образом, решение об эмиграции принимает профессионально подготовленная часть россиян.
Необходимо отметить, что миграция интеллектуального капитала происходит избирательно и по уровню квалификации, и по научно-дисциплинарной структуре. Как правило, мигрируют специалисты, занятые в направлениях, определяющих основные тенденции развития современной науки
Таблица2
Распределение числа мигрантов по направлениям передвижения (в процентах от общего числа выбывших)
Число выбывших
в пределах региона в другие регионы России за пределы России
Регион Год Год Год
2000 2005 2011 2000 2005 2011 2000 2005 2011
Российская 53,1 55,3 55,1 40,9 41,2 43,7 6,0 3,5 1,2
Федерация
Приволжский 62,6 63,6 63,8 33,6 34,1 35,4 3,8 2,3 0,8
федеральный округ
Республика 69,4 71,8 67,0 28,4 27,2 32,7 2,2 1,0 0,3
Башкортостан
Источник: Рынок труда и занятость населения. Территориальный орган государственной статистики по Республике Башкортостан (http://bashstat.gks.ru/).
Как правило, из республики уезжают молодые люди в трудоспособном возрасте, имеющие хорошую профессиональную подготовку в области естественных и технических наук, а также молодые ученые и научные работники.
Исследования показывают, что основная часть выбывающих из страны и региона — квалифицированные специалисты, в том числе молодые люди с высшим образованием. Согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития, пик интеллектуальной миграции в России приходился на 2002-2005 гг. [3]. К 2013 г. интеллектуальная миграция снизилась до 1,2 %. Несмотря на положительную тенденцию, причины, вызывающие высокий отток квалифицированных специалистов из страны и региона, остались прежними: низкий уровень оплаты труда, отсутствие перспектив карьерного роста, недостаточные условия для научной
и техники — физики, математики, биологии, химии, медицины, космических технологий. Так, ежегодно из общего числа выпускников элитарных факультетов ведущих вузов страны выезжают из России за рубеж 25 % специалистов в области математики. Это доказывает, что именно страны иммиграции диктуют сегодня условия на мировом рынке труда. Согласно А. Бадаевой, «традиционно на первом месте по привлечению квалифицированных кадров находятся США, предъявляющие высокий спрос на отдельные категории специалистов, что находит отражение в соотношении “своей” и “пришлой” рабочей силы в ряде отраслей занятости. Сейчас в США около 40 % докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин и 25 % преподавателей технических дисциплин в вузах — иммигранты» [7. С. 14].
Среди основных причин интеллектуальной эмиграции россиян необходимо отметить следующие:
1. Несоответствующие потребностям среда существования и социальные нормы, что предопределяет результат принятия миграционных решений на индивидуальном уровне. Противоречия между уровнем развития личности, ее потребностями и возможностями и условиями их удовлетворения порождают у потенциального эмигранта убеждение, что разрешить это противоречие он может, лишь перешагнув через государственную границу.
2. Стремление в полной мере реализовать профессиональные интересы и накопленный человеческий капитал. Иными словами, потребность в профессиональной реализации, без удовлетворения которой проблематично надежное обеспечение персонального статуса и личного достоинства ученого, диктует смену места приложения труда и жительства.
3. Желание более полного удовлетворения потребностей в лучших жизненных условиях, расширения и укрепления индивидуальной экономической безопасности. В этом случае эмигрант в первую очередь оценивает различия в уровнях социально-экономического развития государств «выбытия» и «прибытия». Главной целью выступает сам переезд в другую страну. Новая работа является лишь средством к существованию.
Для современного рынка труда Республики Башкортостан (в том числе интеллектуального) характерны нарастание напряжения и определенные проблемы, приводящие к негативным последствиям:
1) сокращение численности населения трудоспособного возраста и старение населения. По данным органов статистики России, за последние двадцать лет произошло снижение численности населения моложе трудоспособного возраста на 26-30 %;
2) недостаточная обеспеченность ряда отраслей экономики (сельское хозяйство, легкая промышленность) квалифицированными специалистами с высшим образованием;
3) увеличение количества мигрирующих в другие регионы страны. Так, в 2010-2012 гг. наблюдалось увеличение мигрирующих в регионы страны при уменьшении числа выехавших за пределы страны. В 2013 г. произошел резкий рост миграции за пределы региона (на 5,4 % по сравнению с 2012 г.).
Все это приводит к негативным изменениям в профессионально-квалификационной структуре регионального рынка труда: снижается количество квалифицированных молодых работников, происходит старение кадров. Из-за низкой заработной платы молодые специалисты не могут решить свои жилищнобытовые проблемы и вынуждены уезжать из региона.
Результаты исследования показывают, что затраты государства на формирование местных квалифицированных кадров неэффективны, республика теряет ресурсы, инвестированные в образование, что происходит вследствие оттока молодых
специалистов, получивших образование в учебных заведениях Республики Башкортостан, в другие регионы или страны.
Сохранение и эффективное использование интеллектуального капитала «на местах» требует постоянных и планомерных действий. В ряде субъектов РФ реализуется политика сохранения сформированного интеллектуального капитала в своем регионе. Так, например, в Пермском крае осуществляются меры, направленные на закрепление подготовленных в регионе кадров, в том числе программа «Вуз и регион» [6]; меры по формированию позитивной структуры поступающих абитуриентов по стратегически важным направлениям развития региона; проекты по созданию малых инновационных групп, включающих профессоров из региональных вузов, одного профессора из зарубежного вуза, группу магистров, занимающихся под их руководством исследованиями и имеющих целью доведение результатов исследований до стадии коммерциализации; совместно с зарубежными университетами используется практика получения двойного диплома по окончании учебного заведения.
В Республике Татарстан разработаны концепция развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи «Перспектива» [1. С. 64], «Стратегия развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года», долгосрочная целевая программа «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013-2020 годы». Правительство региона уверено, что одним из необходимых и базовых условий инновационного развития является цивилизованный рынок интеллектуальной собственности как на международном, так и на национальном и региональном уровнях.
В Республике Башкортостан в последние годы реализуется ряд программ поддержки молодых специалистов, в том числе республиканская целевая программа «Молодой специалист Республики Башкортостан» на 2008-2010 гг., направление «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» в рамках проекта «Развитие АПК». Однако данных действий недостаточно для того, чтобы удержать молодых специалистов в регионе.
На наш взгляд, необходимы программные меры, позволяющие сохранять в регионе специалистов интеллектуально сложного труда, получивших здесь образование (и привлекать специалистов из других регионов). Данные программы должны быть направлены на закрепление квалифицированных специалистов посредством помощи в трудоустройстве, обеспечения соответствующих условий труда, предоставления возможности льготного получения жилья. В качестве одной из мер может стать «Программа
развития человеческого капитала в Республике Башкортостан до 2025 г.», которая, по нашему мнению, должна содержать несколько направлений:
1. Развитие научной и инновационной деятельности, ориентированное на интеграцию вузовской, отраслевой науки и инновационной деятельности в единую эффективную синхронно функционирующую систему и укрепление устойчивости научного и интеллектуального потенциала региона.
2. Обеспечение доступным жильем квалифицированных специалистов (в том числе и развитие системы ипотечного кредитования). Здесь необходимо учитывать такой фактор, как возраст и профессиональные достижения. Например, обеспечение жильем в зависимости от результатов в своей сфере деятельности молодых специалистов до 35 лет, с 36 до 55 лет, с 56 лет и более. Это также позволит мотивировать работников на интенсивный труд.
3. Поддержка в регионе интеллектуального предпринимательства (в научно-технической сфере, сфере управленческих и маркетинговых услуг, подготовки и образования кадров, в расчетно-консультационной деятельности), к примеру развитие опыта «единого окна» при регистрации, участие в конкурсах по финансированию проектов и другие меры поддержки.
4. Усиление защиты прав интеллектуальной собственности с помощью совершенствования нормативно-правовой базы, в особенности защиты интеллектуальной собственности в области авторского права, бизнес-идей и организационных разработок, аутсорсинга и сопровождения.
5. Стимулирование и поддержка международного сотрудничества специалистов и научных сотрудников, стажировки, финансирование международных исследовательских проектов.
В каждом из направлений должны быть разработаны организационно-экономические и финансовые механизмы реализации, определены ожидаемые результаты и индикаторы, установлены ответственные. Данная программа, представляющая собой комплекс последовательных мероприятий, позволит удержать и развивать интеллектуальный капитал региона.
Таким образом, интеллектуальный капитал становится одним из ключевых ресурсов развития современной экономики, а индивидуумы — носители частного интеллектуального капитала — оказываются вовлеченными в сложную, многогранную и многоуровневую систему социально-экономических взаимосвязей. В виду этого необходим системный подход к регулированию миграции
интеллектуального капитала, в том числе на уровне региона, включающий комплекс мероприятий как по удержанию, так и по поддержке специалистов интеллектуального труда, реализации накопленного ими интеллектуального капитала, по согласованной работе науки и бизнеса, по оптимизации молодежных миграционных потоков. Это позволит создать в регионе условия для формирования, сохранения и приумножения интеллектуального капитала, что в свою очередь будет способствовать улучшению профессионально-квалификационной структуры регионального рынка труда, повышению эффективности регионального социально-экономического развития, роста уровня и качества жизни населения.
Список литературы
1. Бадаева, А. Интеграция европейского образовательного пространства / А. Бадаева ; под ред. А. В. Рябова // Мировая экономика и междунар. отношения. 2009. № 4. С. 63-16.
2. Барлыбаева, Ф. Б. Роль человеческого капитала в формировании и развитии экономики, основанной на знаниях Республики Башкортостан / Ф. Б. Барлыбаева, И. А. Ситнова, Д. У Ишназаров, З. М. Салихова. Уфа : Гилем, 2014.
3. Адоманис, М. Миф об утечке мозгов из России : The Myth of Russia's Brain Drain [Электронный ресурс] / М. Адоманис // Forbes : сайт. URL: http:// www.forbe s. com/site s/markadomanis/2013/02/27/the -myth-of-russias-brain-drain/
4. Рынок труда и занятость населения [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан : сайт. URL: http:// bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/ ru/statistics/employment/
5. Рынок труда, занятость и заработная плата [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : сайт. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/wage s/
6. Сарксян, В. Б. Пермский край: опыт противодействия интеллектуальной миграции молодежи / В. Б. Сарксян // Рос. предпринимательство. 2012. № 17 (215). С. 44-50.
7. Ситнова, И. А. Роль информации и знаний в формировании и эффективной реализации кластерных способов взаимодействия субъектов сельской экономики / И. А. Ситнова, З. М. Салихова // Вестн. Башк. гос. аграр. ун-та. 2012. № 4 (21). С. 12-15.