РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК:911.3:312.1/.3(470+430) М.С. Савоскул
МИГРАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ НЕМЦЕВ В ГЕРМАНИЮ И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЩЕСТВО
В основу статьи легли результаты исследований автора в Германии (Бавария и Северный Рейн-Вест-фалия) и в России (Алтайский край), посвященные различным аспектам миграции этнических немцев в Германию и их интеграции в немецкое общество1.
В ходе работы были использованы следующие методы: сравнительно-статистический, интервьюирование, натурное обследование различных структур немцев-переселенцев в Германии, анализ публикаций в русскоязычных газетах Германии. Поскольку этнические немцы в странах СНГ и Балтии проживают не только на территории России, то автор считает более правомерным употребление термина "этнические немцы", а в отношении немцев, переселившихся из всех стран СНГ и Балтии в ФРГ, — "немцы-пере-селенцы" вместо принятого в работах других авторов термина "российские немцы".
Миграция этнических немцев из СССР, стран СНГ и Балтии
Этнические немцы-переселенцы из Восточной Европы и бывшего СССР к концу 1990-х гг. стали одной из самых многочисленных групп новых граждан Германии. Они составили наиболее значительный поток мигрантов в Германию во второй половине XX в. (4,13 млн человек) [7].
Прослеживается зависимость числа выезжавших из СССР этнических немцев от времени принятия Правительством Советского Союза постановлений относительно реабилитации этнических немцев и возможности их возвращения на свою этническую родину.
Например, в 1966 г., после принятия в январе 1965 г. Постановления Президиума Верховного Совета СССР [2] об отмене указа от 28.08.1941 г. о переселении немцев Поволжья, число этнических немцев, выехавших в Германию, резко выросло. Новую волну выезда этнических немцев из Советского Союза вызвал Декрет Президиума Верховного Совета СССР об отмене ограничений в выборе места жительства для отдельных категорий граждан, принятый в ноябре 1972 г. и касавшийся в первую очередь этнических немцев [8, с. 50—51].
С принятием указа "О въезде и выезде из СССР", который упростил процедуру переезда в ФРГ этнических немцев, было положено начало небывалой волне их эмиграции из республик бывшего СССР [10, с. 303—309]. Число переселенцев выросло за 1987— 1990 гг. в 5 раз, достигнув пика в период 1992—1995 гг.: за эти 4 года из всех стран СНГ и Балтии в ФРГ переехали на постоянное место жительства 825 546 этнических немцев.
Всего за 15 лет начиная с 1988 г. из СССР (СНГ) в Германию эмигрировали около 2 млн этнических немцев, а это более 70% всех этнических немцев-переселенцев этого периода (на Польшу пришлось 20%, на Румынию - 9%) [7].
По данным Всесоюзной переписи населения к 1989 г. в СССР насчитывалось более 2 млн этнических немцев (табл. 1). Почти половина из них (47%) проживали в Казахстане (северные области), 41% — в России (южные области Западной Сибири и Поволжье). Кроме этого существовали поселения этнических немцев в Киргизии (5% от всех этнических немцев в СССР), Узбекистане (2%), на Украине (1,9%) и в Таджикистане (1,6%) [11, с. 32].
К настоящему времени миграционный потенциал немцев, проживающих в странах СНГ, значительно снизился, их осталось в СНГ около 800—900 тыс. человек. Соответственно в несколько раз снизился и миграционный поток немцев, направленный из стран СНГ и Балтии в Германию. Так, в 2002 г. из России в зарубежные страны (преимущественно в Германию) выехали 18,7 тыс. немцев, что в несколько раз меньше по сравнению с 1999 г., когда из всех стран СНГ и Балтии выехали более 100 тыс. немцев [9, с. 70—76].
Для Казахстана и Киргизии (помимо Германии) не менее важной страной, куда мигрируют этнические немцы, является Россия. Данные переписей населения в Казахстане и Киргизии в 1999 г. зафиксировали существенное снижение как абсолютной, так и относительной численности этнических немцев в этих государствах. В Казахстане численность немцев в 1999 г. составила 353,4 тыс. человек, в Киргизии — 21,5 тыс. человек. По оценкам автора, в Казахстане численность немцев к настоящему времени снизилась до 200 тыс. человек [5, с. 3—4].
' В Германии исследования проводились в 2002 г. в Баварии в рамках научной стажировки ДААД (Немецкой службы межакадемических обменов), в 2004—2005 гг. в земле Северный Рейн-Вестфалия и в России в Алтайском крае в ходе проекта, поддержанного международным Центром исследования Германии и Европы Института социологии г. Билефельд в Германии и социологического факультета Санкт-Петербургского университета.
В России численность этнических немцев также снижается, но более медленными темпами. По данным переписи населения 2002 г. в РФ насчитывалось 597,2 тыс. немцев, половина из них проживала в Сибирском ФО (Алтайский край, Омская, Новосибирская, Кемеровская области, Красноярский край), а также в Уральском ФО (Челябинская, Тюменская области) и Приволжском ФО (Оренбургская, Саратовская, Пермская области).
В регионах наиболее массового проживания этнических немцев в России происходит процесс замещения немцев РФ, немцами, приезжающими из Казахстана и Киргизии. Рассмотрим процесс ротации немецкого населения на примере Немецкого национального района (ННР), который был восстановлен в Алтайском крае в 1991 г. на месте немецкой автономии, существовавшей на Алтае в 1927—1938 гг. В 2003 г. в районе проживали 20,3 тыс. человек, в 1991 г. — 20,5 тыс. человек [4, с. 9—12, 21]. Поданным официальной статистики, в 1991—2003 гг. из района в Германию выехали 12,7 тыс. человек, а естественный прирост в ННР за 12 лет составил около 1 тыс. человек. Возмещение численности населения района происходило в этот период за счет миграции немецких и русско-немецких семей из Казахстана и других стран СНГ [1, с. 22—23].
Роль внутренних структур в интеграции немцев, выезжающих из стран СНГ и Балтии, в Германии
Большинство немцев из республик бывшего СССР оказались сконцентрированными в землях Северный Рейн-Вестфалия (21,8% от всех поздних переселенцев, прибывающих в Германию), Бавария (14,4%) и Баден-Вюртемберг (12,3%). Для выравнивания миграционной нагрузки на федеральные земли в 1996 г. был принят указ об "организованном" распределении поздних переселенцев. Если переселенцы хотят получать социальное пособие, а таких в первые годы абсолютное большинство, то они обязаны первые 3 года пребывания в Германии проживать на территории указанной земли. По истечении этих трех лет значительная часть молодых переселенцев, проживающих в восточных землях, переезжают в поисках работы в западные земли. В июле 2000 г. действие этого закона было приостановлено [7].
Если ситуацию с регулированием новых потоков этнических немцев власти Германии уже взяли под контроль, то в сфере их интеграции они столкнулись с рядом непредусмотренных трудностей. До сих пор не существует универсального рецепта безболезненной интеграции этнических немцев в новое для них
Таблица
Численность этнических немцев в республиках бывшего СССР, человек,
по [11]
Союзные республики 1959 1970 1979 198 9
СССР 1 619 655 1 846 317 1 936 214 2 038 603
РСФСР 820 016 761 888 790 762 842 295
Молдавия 3843 9399 И 374 7 335
Украина 23 243 29 871 34 139 37 849
Казахстан 659 751 858 077 900 207 957 518
Узбекистан 17 958 33 991 39 517 39 809
Киргизия 39 915 89 834 101 057 101 309
Таджикистан 32 588 37 712 38 853 32 671
Туркмения 3647 4298 4561 4434
Белоруссия — — — 3517
Грузия _ - — 1546
Армения — _ — 265
Азербайджан _ _ — 748
Эстония 700 7900 3944 3466
Литва — — 2616 2058
Латвия - - 3299 3783
общество. По мнению многих публицистов и активистов землячеств этнических немцев, большая часть переселенцев брошена на произвол судьбы и самостоятельно решает проблемы адаптации к жизни в новой стране [6].
Автор полагает, что успешность интеграции достигается при наличии нескольких условий. Первое условие, без которого невозможно достижение остальных, — это знание немецкого языка; второе — возможность полноценного участия мигрантов во всех сферах общественно-политической жизни новой страны проживания (участие в выборах, работа в общественных организациях, контакты с "местными" немцами и т.д.); третье — достижение высокого социального статуса (получение образования, наличие работы); четвертое — равноправный с членами принимающего общества доступ к общественному достоянию.
Образование иммигрантами собственных внутренних общественных структур и выработка ими своих правил обыденного поведения часто рассматриваются в Германии как формирование своего рода гетто, препятствующих успешности интеграции переселенцев в принимающее общество.
Немецкий этнолог Г. Элверт в 1982 г. в докторской работе предложил противоположный, новый подход к пониманию роли "внутренних структур", образованных мигрантами в ходе их интеграции в принимающее общество. Под "внутренними структурами" он понимает различные общественные и экономические структуры (например, магазины, дискотеки, газеты, исторические общества), организуемые по инициативе самих мигрантов [12, с. 717—720]. Он полагает, что внутренние структуры через внутреннюю интеграцию {Binnenintegratiori) могут вести к полноценной интеграции в общественную структуру новой страны проживания. По мнению этого ученого, внутренние структуры играют роль шлюзов, про-
ходя через которые иностранные мигранты от культурных традиций и социальных установок страны выхода подходят к пониманию и правильной интерпретации "правил", принятых в принимающем обществе [12, с. 717-730].
При исследовании немцев—переселенцев из России и Казахстана этот теоретический подход использовал немецкий географ Р. Хенкель. На примере двух религиозных общин немцев-переселенцев в земле Гессен он показывает положительную роль внутренних структур в ходе их интеграции в Германии [14,
с. 445-458].
К сожалению, дефицит времени и материальных ресурсов не позволил автору провести массовое анкетирование переселенцев. Поэтому в двух исследованиях, проведенных в Германии, основное внимание уделялось изучению внутренних структур переселенцев. Внутренние структуры немцев-переселенцев были детально рассмотрены в городах Средней Франконии (Нюрнберг, Фюрт, Эрланген—Бавария), административном районе Липпе, городах Билефельд, Детмольд (Северный Рейн-Вестфалия). В ходе работы были опрошены сотрудники "Дома Родины" в Нюрнберге, продавцы и покупатели 10 русских магазинов, менеджеры и клиенты 5 русских туристических бюро, посетители русской дискотеки. Было взято 50 интервью у немцев-переселенцев, а также у сотрудников различных социальных учреждений, работающих с ними, проанализированы публикации, посвященные процессу интеграции, в популярных среди переселенцев русскоязычных газетах "Контакт" и "Русский Берлин". В работе использованы различные интернет-сайты немцев-переселенцев и официальные интернет-сайты ведомств, занимающихся переселенцами в Германии.
В Нюрнберге, Фюрте, Эрлангене и Билефельде немцами-переселенцами созданы следующие внутренние структуры: землячества, религиозные общины2 [3], "Дом Родины немцев из СССР", историческое общество в Нюрнберге, театр в Эрлангене, литературное общество, интернет-сайты, газеты, магазины, туристические агентства, дискотеки.
Естественно, что бывшие граждане СССР и СНГ, живущие к настоящему времени в Германии, не являются однородной гомогенной группой, разные группы используют различные внутренние структуры. Разнообразие самоощущений и самоидентификаций у различных групп немцев-переселенцев можно выразить в следующей сильногенерализованной типизации, проиллюстрировав ее выдержками из интервью.
Первая группа — те, кто относит себя к немцам, это ранние переселенцы, принадлежащие к первой
волне возвращения на историческую родину, которые живут в Германии более 30 лет. Большинство из них имеют высшее образование, превосходно владеют немецким языком. Многие собеседники (ранние переселенцы) выражали желание проводить интервью на немецком языке, демонстрируя таким образом свою принадлежность к немецкому народу. Они успешно интегрированы в немецкое общество, а их дети уже ассимилированы. Стать гражданами Германии для многих из них было жизненной целью, для которой они использовали все средства: "Я всю свою жизнь хотел переехать в Германию. Я всегда хотел тут жить. И сейчас мои дети — немцы. Они не говорят по-русски"3.
Переселенцы, которых автор относит к данной группе, практически не имеют проблем с самоидентификацией. Они считают себя немцами и активно демонстрируют это: "Германия — моя Родина, мой дом. Я чувствую себя немцем. Россия — это только место, где я родился"4.
В силу высокой степени интегрированное™ в немецкое общество они в своей повседневной жизни полностью окружены социальными связями "немецкого мира", являются его жителями. Поэтому ранние переселенцы не нуждаются в тех внутренних структурах, которые поздним переселенцам обеспечивают получение знаний о повседневной жизни в Германии, передают им необходимые ноу-хау.
Среди всех внутренних структур немцев-переселенцев представители данной группы активно (пожалуй, активнее, чем представители других групп) сами создают и участвуют в тех внутренних структурах, которые позволяют реализовывать в первую очередь их духовные и интеллектуальные запросы, которые Германия не может помочь им реализовать. Это работа в землячествах, в историческом обществе, проведение традиционных встреч земляков, различных конференций, диспутов. Считая себя немцами, представители данной группы активно изучают и хорошо знают историю переселения немцев в Россию и жизни этнических немцев в России/СССР.
Вторая группа — поздние переселенцы, считающие себя "российскими немцами", т.е. людьми, принадлежащими к двум культурам одновременно. Среди этой группы много людей с высшим образованием. Обычно это молодые и среднего возраста жители больших городов, которые в бывшем СССР не жили в моноэтничной среде этнических немцев. Большинство из них сразу после переезда в Германию пытаются улучшить знания немецкого языка или выучить его, найти достойную работу. В боль-
2 В проведенном исследовании роль религиозных общин в жизни российских немцев специально не рассматривалась, но по итогам работ коллег этнологов и географов религиозные общины можно отнести к внутренним структурам немцев-переселенцев. Подробно о конфессиях немцев-переселенцев в Германии см. [3].
3 Мужчина, 73 года, в Германии 29 лет. Сейчас на пенсии, до этого работал инженером на предприятиях концерна "Siemens". Член Исторического общества российских немцев.
4 Он же.
* Интенсивность использования внутренних структур оценивалась качественным путем на основании анализа проведенных интервью; + — низкая интенсивность использования внутренних структур, когда они не являются частью повседневных практик, а носят скорее случайный характер; ++ — средняя интенсивность использования внутренних структур, данные внутренние структуры используются достаточно часто, но еше не являются частью повседневной жизни, имеют нерегулярный характер; +++ — высокая интенсивность использования внутренних структур, когда они являются частью повседневной жизни, имеют регулярный характер.
Табли ца 2
Интенсивность использования внутренних структур различными группами переселенцев в зависимости от типа
этнической идентификации*
Внутренние структуры немцев-переселенцев Ранние переселенцы, считающие себя немцами Поздние переселенцы,
считающие себя российскими немцами испытывающие кризис этнической идентификации
Землячество +++ + —
"Дом Родины немцев из СССР" +++ + —
Историческое общество российских немцев в Нюрнберге +++ + —
Театр российских немцев в Эрлангене + + —
Литературное общество российских немцев в Эрлангене + ++ —
Русскоязычные газеты, издаваемые в Германии + +++ +++
Интернет-сайты российских немцев + +++ +
Русские магазины + + +++
Русские туристические агентства + +++ +++
Русские дискотеки, бары, рестораны - + +++
шинстве случаев они находят свое место в Германии и довольны своей жизнью.
Значительная часть переселенцев в этой группе не разрывают свои связи с Россией или другими местами, откуда они переехали, но и не замыкаются только в собственных семейных кругах. Представители данной группы настроены на интеграцию в жизнь Германии. У них достаточно много контактов с коренными немцами — коллегами по работе, соседями, друзьями.
Сразу после переезда в Германию они испытывали проблемы с самоидентификацией. Им сложно было понять, почему в Германии их воспринимают "русскими", ведь они же вернулись на свою историческую родину, имеют немецкие корни. В качестве выхода из ситуации для многих из них можно привести слова молодого человека, приехавшего в Германию в двадцатилетнем возрасте и уже прожившего в стране более девяти лет: " Ожидал, естественно, какие-то сложности. Но не думал, что мы не будем здесь восприниматься своими. Осознавал, что мы, конечно, и по менталитету, и по другим качествам будем отличаться от местного населения. Но не думал, что мы будем ими восприниматься чисто русскими, пришлым, чужим населением. Это какое-то время мне мешало, а потом я просто с этим смирился и не обращаю на это внимания. Это существует, но уже не мешает мне. Я считаю себя российским немцем"5.
Представители этой группы активно используют практически все внутренние структуры, созданные немцами-переселенцами. Для них характерен самый широкий спектр обращения к внутренним структу-
рам — от землячеств до русских баров и дискотек (табл. 2).
При таком варианте самоидентификации роль внутренних структур может не ослабевать со временем, и все они оказывают скорее положительное воздействие на ход интеграции мигрантов в принимающее общество.
Третья группа — поздние переселенцы, испытывающие кризис этнической идентификации, они не считают себя русскими в полной мере, но и не могут ощущать себя немцами. Большинство из них не интегрировались в принимающее общество, не прошли адаптацию и отделены от принимающего общества внутренними структурами.
Значительная часть представителей этой группы — выходцы из сельской местности, хотя среди них есть и жители городов, многие без высшего образования и после миграции также не стремятся повысить свой образовательный уровень. Большинство из опрошенных, относящихся к этой группе, отмечали, что их ожидания от жизни в Германии не оправдались во многом из-за того, что их воспринимают не немцами, а русскими. В Советском Союзе они всегда были "фашисты" и "немцы", а тут стали "русаками". Таким образом, они ощущают, что не принадлежат полностью ни к той стране, в которой они жили раньше, ни к той, в которой живут теперь: "Мы не немцы для местных немцев, мы русские тут. Я живу уже три года в Германии и почти не говорю на немецком^.
Их отношение к своей этнической принадлежности можно сформулировать следующим образом:
5 Мужчина, 29 лет, в Германии 9 лет, учится на факультете славистики в университете, работает в библиотеке университета.
6 Мужчина, 54 года, в Германии 3 года, работает временно подсобным рабочим.
"Я нахожусь где-то посередине. Я не знаю, кто я. Германия не моя родина, я не чувствую себя тут как дома. Я ощущаю себя не совсем полноценно тут"1.
Третья группа переселенцев наиболее многочисленная и наиболее проблематичная. В нее входят представители разных возрастных групп — от пенсионеров, которые переехали в Германию ради будущего своих детей (об этом говорят почти все пенсионеры), до подростков, которые, владея немецким языком, все равно не могут чувствовать себя полноценными гражданами Германии из-за разницы в моделях поведения, жизненных целях и ценностях по сравнению с немецкой молодежью.
Многие представители старшего и среднего поколения в этой группе не владеют немецким языком на уровне, достаточном для получения хорошей работы, и практически не имеют возможности улучшать немецкий язык. Их социальный статус после переезда в Германию сильно снизился, и они уже не надеются восстановить его. Для многих в Германии нет профессионального будущего.
Для данной категории переселенцев внутренние структуры, если они длительное время не выходят за их границы, начинают играть отрицательную роль, затрудняя интеграцию в Германии. В итоге происходит социальная изоляция немцев-переселенцев, замкнутых только на свои внутренние структуры, и усиливается закрытость принимающего общества к переселенцам.
В результате анализа интервью выяснилось, что переселенцы часто попадают в замкнутый круг обще-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демографический ежегодник Алтайского края. Статистический сборник. Алтайский краевой комитет госстатистики. Барнаул, 2002.
2. Известия Верховного Совета СССР. 1965. № 52. 5 янв.
3. Курило О.В. Интеграция российских немцев в Германии (этноконфессиональный аспект) // Этнографическое обозрение. 1999. № 2. С. 113—126.
4. Матис В.И. Немецкий национальный район на Алтае (1991-2001 гг.). Барнаул, 2001.
5. Население и общество // Информ. бюл. Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН. 2000. № 47. Август.
6. Тростановский Ж. Иностранцы в Германии: исторический парадокс или социально-экономическая реальность // Социология: теория, методы, маркетинг. Институт социологии Академии наук Украины. Киев, 2003. С. 173—185.
7. Фельтен H.H. Миграции населения Германии: пространственно-временной анализ: Автореф. канд. дис. СПб., 2002.
Кафедра экономической и социальной географии России
ния со своими соотечественниками, причем как в семье, так и на работе. Один из немецких журналистов назвал этот социальный мир немцев-переселенцев в ФРГ "Германистан" [13].
В зависимости от типа самоидентификации немцев-переселенцев меняется роль внутренних структур в обеспечении процесса их интеграции в Германии. Для тех групп переселенцев, которые обладают достаточно стабильной этнической самоидентификацией, внутренние структуры облегчают интеграцию в общественную структуру Германии, помогают переселенцам реализовывать определенные духовные потребности. В таком случае продолжительность положительного воздействия внутренних структур на переселенцев определяется не неделями и месяцами, а годами и десятилетиями.
Для тех переселенцев, которые испытывают кризис этнической идентификации, роль внутренних структур не столь однозначна. С одной стороны, они облегчают новоприбывшим узнавание страны, знакомят их с жизненными нормами и правилами поведения в Германии, с другой — при определенных условиях сдерживают интеграцию поздних переселенцев в Германии. Продолжительность положительного влияния внутренних структур может варьировать от нескольких недель до нескольких месяцев. Их отрицательное воздействие может затянуться на годы. В связи с этим в Германии должна проводиться грамотная политика приема поздних переселенцев и осуществляться программа их полноценной интеграции в немецкое общество.
8. Хроника защиты прав человека в СССР. Вып. 12. 1974. Ноябрь—декабрь. Нью-Йорк, 1975.
9. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2002 г.: Статистический бюллетень Госкомстата России. М., 2003.
10. Brendel T.J. Ein neues Gesetz zur Regelung von Ausreise und Einreise Hier Buerger der UdSSR // Osteuropa 42. 1992. N 4. April.
11. Dietz В., Hilkes P. Russlanddeutsche: Unbekannte im Osten. München, 1992.
12. Elwert G. Probleme der Ausländerintegration. Gesellschaftliche Integration durch Binnenintegration? // Kölner Zeitschrift Soziologie und Sozialpsychologie. 1982. Hf. 34. S. 717-733.
13. Gerlach T. Reise nach Germanistan // Die Tageszeitung. 2003. 22-23.02.
14. Henkel R. Binneintegration als Faktor fiier Eingliederung Russlanddeutscher Aussiedler in die Bundesrepublik Deutschland — das Beispiel zweier Gemeinden in Rheinhessen // Mainzer Geoögraphische Studien. 2001. Hf. 40. S. 445-458.
Поступила в редакцию 02.06.2005
7 Женщина, 24 года, в Германии 10 лет, работает временно на складе автосервиса.
M.S. Savoskul
MIGRATION OF ETHNIC GERMANS TO GERMANY
AND THEIR SOCIAL INTEGRATION
The article deals with the migration of ethnic Germans from the countries of the former USSR to Germany during the 1990-s and their adaptation in the country. The migration potential of ethnic Germans within the countries of CIS and the Baltic states is mostly exhausted; their numbers have considerably decreased during the last 10 years. At present about 2 mln. Germans and members of their families from Russia live in Germany, all of them having problems with adaptation in the country. The role of various social structures formed by Russian Germans to provide for their integration is discussed.