В.А. Василенко
МИГРАЦИОННЫЙ ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ
ПОДХОД
Миграционный правовой порядок представляет собой систему закрепленных законодательством юридических способов реализации установок государственной миграционной политики на реализацию прав человека и гражданина на миграцию. Институциональной основой миграционного правового порядка является закрепленное законодательством содержание миграции как явления, выражаемого определенной совокупностью правовых норм. К сожалению, законодательством России не определено понятие миграции. Но если исходить из содержания действующих в Российской Федерации нормативных правовых документов, регулирующих правоотношения в этой сфере, то под миграцией следует понимать территориальные перемещения людей, опосредуемые государственно-правовым регулированием, влекущие изменение их правового статуса. Можно также сказать, что миграция представляет собой правовые отношения по поводу реализации территориально перемещающимися лицами определенной совокупности прав и обязанностей. Поэтому, если данные отношения не регулируются нормами права, они не являются юридическим фактом и, соответственно, не относятся к миграционным правоотношениям. В этом смысле миграционный правовой порядок можно отождествить со всей совокупностью миграционных правоотношений.
Миграционные правоотношения всегда выступают в форме связи между их субъектами, связанными между собой правами и обязанностями. Как и всякая правовая норма, нормы миграционного права имеют предоставительно-обязывающий характер, поскольку всегда кого-то на что-то управомочивают и кого-то чему-то обязывают. Следовательно, как правило, каждый из участников правоотношений не только имеет на что-то право, но и несет соответствующие обязанности.
Общим признаком миграционных правоотношений является и то, что они имеют волевой характер. Так, территориальные перемещения возможны лишь при условии волеизъявления, которое обычно выражается в форме реализации интересов. При этом волевой характер свойственен для всех участников правоотношений, как для мигрантов, так и для государства, регулирующего и проектирующего миграционные процессы, именно по той причине, что и мигранты, и государство имеют соответствующие интересы в данной сфере.
Последнее объясняет и тот факт, что миграционные правоотношения охраняются государством. Тем не менее они всегда строго персонифицированы и индивидуализированы, так как права и обязанности, выражаемые нормами миграционного права, не абстрактны и соотнесены с конкретными носителями.
В соответствии с данным выше определением миграции следует отметить, что миграционный порядок институционализируется в пределах четырех юридических явлений: въезд в страну, выезд из страны, пребывание и проживание на ее территории. Это позволяет проанализировать структуру миграционного порядка, фактически определяемого структурой правоотношений, возникающих в связи указанными юридическими явлениями: субъекты, объекты, субъективное право, юридическая обязанность.
Субъектами миграционных правоотношений являются субъекты миграционного права или непосредственные участники миграционного процесса. Под субъектами права, как правило, «понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей» [1, с. 517], перечень которых в конечном счете определяется государством. Миграционное законодательство России, таким образом, к субъектам миграционных правоотношений относит иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, лиц, ищущих убежище, вынужденных переселенцев, вынужденно перемещенных лиц. Они и являются непосредственными участниками миграционных процессов, а значит - миграционных правоотношений. В целом, данные категории мигрантов охватывают внутреннюю и внешнюю миграцию.
Так, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ [2], иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Пункт 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 [3; 4] определяет беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 [5] вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Потенциально каждый человек может стать субъектом миграционных правоотношений, поскольку он обладает правами, которые принято называть естественными. Однако собственно миграционные правоотношения возникают лишь тогда, когда человек заявляет о себе как о субъекте (носителе) определенного права. Тогда определяется объект миграционных правоотношений, а именно, тот правовой статус, на который данное лицо претендует.
В юридическом плане миграционный правовой порядок связан, прежде всего, с реализацией субъективного права мигрантов, в ходе которой и возникают миграционные правоотношения. Это право охватывается свободой передвижения; выбором места пребывания и жительства; возможностью въезжать в страну и покидать ее территорию. Субъективное право мигрантов отражено определенным массивом действующего миграционного законодательства страны, которое базируется на международных правовых нормах в этой сфере. В точном соответствии с общепринятыми нормами международного права, в том числе с положениями части 1 ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, в ст. 27 Конституции РФ закреплено, что «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» (часть 1), а также то, что «каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации». Кроме того, «гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» (часть 2).
Однако международно-правовые нормы не регулируют миграционные отношения непосредственно. Их действие опосредовано национальным миграционным правовым порядком. Согласно конституционным требованиям Российской Федерации, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства предоставляется лишь тем, «кто законно находится на территории Российской Федерации». Если все граждане Российской Федерации отвечают таким требованиям без каких-либо ограничений, то для иностранных граждан и лиц без гражданства законность их нахождения на территории нашего государства устанавливается российским законодательством. Наряду с этим право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а также право граждан Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию не может трактоваться в буквальном смысле, как право собственного усмотрения на способы и место пересечения через государственную границу Российской Федерации.
Таким образом, миграционный правовой порядок может быть охарактеризован как соотношение между правом свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства и правом свободно въезжать в страну и выезжать из страны. При этом наиболее существенными представляются два аспекта:
а) внутригосударственная миграция осуществляется на основе равных возможностей свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации для каждого, кто законно находится на ее территории;
б) межгосударственная миграция детерминирована гражданством и особенностями правового статуса мигрирующего лица, т.е. связана с предоставлением «режима благоприятствования» российским гражданам и с государственным иммиграционным контролем над миграционными потоками иностранных граждан и лиц без гражданства.
Поэтому миграционный правовой порядок в Российской Федерации представляет собой систему юридических предписаний, создающих необходимые условия для специфического способа реализации права теми, кто законно находится на ее территории, - конституционного права свободно передвигаться,
выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а также права въезжать в Российскую Федерацию и выезжать за ее пределы в установленном российским законодательством порядке.
Литература
1. Теория государства и права: Курс лекций. М., 2001.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4437.
3. Ведомости СНД и ВС Российской Федерации. 1993. № 12. Ст. 425.
4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 26. Ст. 2956; 2000. № 46. Ст. 4537; 2003. № 27. Ст. 2700 (ч. 1).
5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 52. Ст. 5110; 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. № 52 (ч. 1). Ст. 5038.