УДК 621.37
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРИОД ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА
Г.А. Барышева, И.В. Черданцева
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы интенсивности миграционных потоков на примере Томской области, проводится анализ миграционной статистики, выявляются тенденции миграции, оценка влияния иностранной рабочей силы на рынок труда, предлагаются пути повышения миграционной привлекательности региона.
Ключевые слова:
Естественный прирост населения, демографические тренды, миграционные процессы, экономические прогнозы, структура миграции, миграционная статистика.
Key words:
Natural increase of population, demographic trends, migratory processes, economic forecasts, migration structure, migratory statistics.
Для реализации инновационных преобразований экономики в соответствии со стратегической целью России необходима разработка перспективных региональных стратегий. В Томской области в настоящее время разрабатывается новая стратегия развития до 2022 г. Однако демографические тренды и низкая интенсивность миграции ставят под грозу реализацию модели устойчивого инновационного экономического развития. Согласно прогнозам ООН население Земли к 2025 г. вырастет с 5900 до 7800 млн чел., но это будет происходить неравномерно. Численность населения в США увеличится, в Западной Европе стабилизируется при небольшом сокращении, в России же все прогнозы показывают ее существенное снижение (до 124,9 млн чел. к 2025 г. и 111,8 млн чел. к 2050 г.). Ежегодно страна теряет 650-700 тыс. чел., что примерно составляет численность населения среднестатистического города [1, 2].
Для большинства регионов России численность населения незначительно растёт только в базовых и оптимистичных сценариях развития. В пессимистичных прогнозах, как правило, отмечается его сокращение. Стабилизация демографического развития наметилась в Тюменской, Томской и Иркутской области, Красноярском и Забайкальском крае, Республике Хакасии, Бурятии, Алтае и Тыве.
Наибольший естественный прирост населения на 1000 человек в 2010 г. отмечался в республике Тыва - 15, 3 человека. В Томской области впервые за 18 лет так же зафиксирован естественный прирост населения. В 2010 г. данный показатель составил 0,5 на 1000 человек населения. Это седьмое рейтинговое место в Сибирском федеральном округе и 25-е рейтинговое место в целом по России.
Экономические прогнозы по численности населения Томской области показывают незначительный рост, к 2025 г. - всего 1094 тыс. чел. (2010 г. - 1047, 2011 г. - 1054,6). Это связано с наметившейся тенденцией увеличения рождаемости и снижением смертности населения. Естественный прирост населения увеличился в 2011 г. по сравне-
нию с 2010 г. в 1,9 раза. Показатель естественного прироста на 1000 человек населения в Томской области составил (0,8), по СФО данный показатель равен (0,3), по РФ показатель естественной убыли населения составил (-1,0). В целом по области на 100 человек родившихся приходилось 94 умерших (в 2010 г. - 97). Но даже при таком оптимистичном сценарии развития доля старше трудоспособного возраста будет расти, согласно экспертной оценке, значительно быстрее - 264 тыс. чел. (2010 г. - 206 тыс. чел.), а доля трудоспособного возраста уменьшится: с 666 до 631 тыс. чел.
Стабилизация демографического развития непосредственно связана с миграционными процессами. Сохранение нынешней численности и существующего уровня экономически активного населения невозможно без увеличения ежегодного притока иммигрантов в страны Европы и в Россию численностью до одного миллиона человек. Наблюдающийся процесс депопуляции объективно обусловливает необходимость увеличения интенсивности как внешних, так и внутренних миграционных потоков, что подтверждается успешным опытом борьбы за миграцию США. По мнению специалистов Международной организации труда, без иммигрантов уровень европейских жизненных стандартов к 2050 г. снизится до 78 %, по сравнению с существующим уровнем [3].
Данный подход к миграции разделяют не все ученые и представители политических организаций. Есть точка зрения, что нехватку трудовых ресурсов следует компенсировать в основном «своими силами» с помощью роста рождаемости. Трудовая миграция как масштабное явление в условиях глобализации отрицается по следующим причинам: снижается количество носителей национальной культуры; обостряется конкуренция на рынке за счет готовности мигрантов работать на более выгодных для работодателя условиях, ухудшается качество трудовых ресурсов и профессиональноквалификационного уровня значительной части населения, снижается уровень жизни.
С 2005 г. в Томской области наблюдается стабильный миграционный прирост населения, сравнимый по масштабам с наиболее развитыми субъектами Российской Федерации, такими как Санкт-Петербург, Москва, Татарстан, Пермь. На протяжении семи лет Томская область занимает 2-е место среди регионов СФО по миграционному приросту на душу населения [3].
Таблица. Динамика и структура миграционного прироста в Томской области
Год Миграционный прирост, чел.
город село всего
2005 1505 2347 -842
2006 1392 2325 -933
2007 2707 2782 -75
2008 3568 4078 -510
2009 4919 5148 -229
2010 4972 4835 137
2011 8354 11480 -3126
Комплексный анализ миграционных процессов на территории Томской области показывает, что за период с 2005 по 2011 гг. в Томскую область прибыло 155,22 тыс. чел., выбыло 127,80 тыс. чел. Структура миграционного прироста (27,4 тыс. чел.) показывает, что на межрегиональное переселение приходится примерно половина из субъектов Российской Федерации, другая половина -из стран СНГ. Страны дальнего зарубежья представлены незначительно.
Всего за указанный период в регион из государств - участников СНГ и Балтии - прибыло
20,4 тыс. чел., выбыло 1,8 тыс. чел. Выезд из области в эти государства снизился в 1,4 раза - с 302 чел. в 2005 г. до 210 чел. в 2011 г. Иммиграция из стран СНГ и Балтии имеет тенденцию к увеличению. В 2011 г. в область из этих стран прибыло 4399 чел. против 1905 чел. в 2005 г., то есть увеличение составило 2,3 раза.
Выезд населения Томской области в страны дальнего зарубежья на постоянное место жительства сократился в 2011 г. до 117 чел. против 376 чел. в 2005 г. (снижение в 3,2 раза). Приток сельских жителей в более крупные российские города продолжается. За 2005-2011 гг. городская местность Томской области за счет миграционного прироста увеличила свою численность на 33,0 тыс. чел., только в областном центре миграционный прирост за данный период составил 17,2 тыс. чел. Сельская местность за эти годы потеряла за счет миграционного оттока населения 5,6 тыс. чел.
По данным Томскстата в 2011 г. в Томскую область прибыло 34925 человек, выбыло 26571 человек. Миграционный прирост составил 8354 человека. В сравнении с 2010 г. наблюдается его увеличение на 68 %. Общий миграционный оборот (сумма прибытий и выбытий) в целом по области в 2011 г. был на 53,2 % выше, чем в 2010 г. Однако
следует отметить, что тенденция миграционного прироста характерна для крупных городских округов, в остальных муниципальных образованиях, как правило, наблюдается миграционная убыль населения.
Значительная часть внутриобластных мигрантов выбирает местом постоянного жительства областной центр. Из 11330 чел., выбывших из сельской местности, в город Томск прибыло 10004 чел., что составило 88,3 % (в 2010 г. - 70,5 %) [4].
Внутренняя миграция населения является доминирующей составляющей миграционных процессов. В общем миграционном обороте Томской области внутриобластные и межрегиональные перемещения в 2011 г. составили 92,1 % (в 2010 г. -89,7 %).
Анализ структуры мигрантов по возрастному составу показывает, что наиболее мобильным неизменно является население в трудоспособном возрасте. Из приведенной ниже диаграммы видно, что наибольшая миграционная активность присуща населению в молодом (20-34 года) возрасте [4].
Структура миграционного прироста по основным возрастным группам сформировалась таким образом, что население в возрасте моложе и старше трудоспособного составляет весьма незначительную долю. На протяжении последних лет доля лиц трудоспособного возраста составляет в среднем около 80,0 % от общего числа прибывших и примерно столько же от общего числа выбывших.
Значительную часть мигрантов составляет молодежь, прибывающая в Томскую область на учёбу (в 2011 - 25,9 %). За последние 5 лет в структуре миграционного прироста населения Томской области от 2,0 до 2,7 тыс. чел. в год составляют студенты.
В миграционных потоках последних лет число прибывающих в область женщин превышает число мужчин в среднем на 9,2 %. В 2011 г. в структуре миграционного прироста мужчины составили
49,5 %, женщины - 50,5 %.
Интенсивность современного миграционного потока и показатели его структуры непосредственно связаны с уровнем социально-экономического развития региона, состоянием системы образования, реализацией глобализационных тенденций и формированием инновационной экономики.
Привлечение на территорию Томской области мигрантов, прежде всего молодежи и квалифицированных специалистов, обусловлено:
• высоким уровнем и качеством жизни, которое оказывается выше, чем в территории предыдущего проживания мигрантов, в основном благодаря совокупности экономических и социальных условий;
• дефицитом трудовых ресурсов для экономики Томской области, создающим возможность трудоустроиться с оплатой труда выше, чем в среднем по России и СФО;
598 [ 349 5041 300 □ 796 1 148 с 1 278 ц 1 162 с 1 216 ц 1 850
2 977 [
5 187 [
7 751 |
6 308 [
884 [ 1 067 с 1 5501=
80 лет и более
75-79
70-74
65-69
60-64
55-59
50-54
45-49
40-44
35-39
30-34
25-29
20-24
15-19
10-14
5-9
0-4
I—I 524
□ 309
1 1438
□ 283
I----1827
=11 122 ----11 199
1 044 =11 149 --------11 770
2 908
4 342 4 126
2 979
887 1 085 -------11 579
10 000 8 000 6 000 4 000 2 000
2 000
□ прибыло
Рисунок. Возрастной состав мигрантов Томской области по итогам 2011 г.
4 000
□ выбыло
6 000
• наличием в Томске ведущего российского научно-образовательного комплекса, который является центром миграционного притяжения для тысяч абитуриентов: 10 вузов, в том числе 6 государственных университетов, из них 3 инновационных, 2 национальных исследовательских; 11 НИИ, 7 институтов ТНЦ СО РАН, 6 институтов ТНЦ РАМН; 76 субъектов научной деятельности. Значительная доля студентов после окончания вузов остается в регионе на постоянное жительство. Число трудоустроенных выпускников на территории Томской области в 2011 г. составило 51 % от выпуска;
• признанием Томска как центра инноваций (реализация проектов «ИНО Томск-2020», ОЭЗ ТВТ, консорциум университетов), развитой инфраструктурой инновационной деятельности;
• ведущими местами в российских рейтингах томских вузов, которые ведут подготовку более чем по 300 специальностям, 60 из которых связаны с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития России;
• привлекательностью студенческой жизни. Томская область является одним из лидеров по численности студентов вузов на 10 000 человек населения. Ближайшим конкурентом из регионов СФО является Новосибирская область. Каждый пятый житель Томска - студент;
• формированием зон опережающего развития на территории региона (южная зона - территория инновационного развития и создания высоких технологий, северная зона - территория промышленной площадки).
Среди основных причин, влияющих на миграционный прирост населения Томской области, следует отметить активную международную маркетинговую деятельность высших учебных заведений по привлечению иностранных граждан с целью обучения, возрастающий интерес к деятельности научных сообществ города Томска к проводимым форумам и съездам международного уровня. Приток
мигрантов также обеспечивает возможность обустройства переселенцев за счет удовлетворения потребности в продовольствии на базе подсобного хозяйства и возможности быстрого получения жилья (в том числе вследствие ценовой доступности), особенно в сельской местности.
Немаловажную роль играет возможность быстрой адаптации мигрантов на территории области и их интеграция в современную общественно-политическую и экономическую жизнь региона вследствие высокого уровня его культурного развития и гражданского общества. Об этом свидетельствует наличие здесь более 5000 тысяч общественных организаций, в том числе национально-этнического характера.
Положительно отразилось на показателях интенсивности миграции применение Росстатом новой методики регистрации прибывших и выбывших мигрантов. Листки статистического учета прибытий заполняются на каждого гражданина Российской Федерации, прибывшего к месту проживания на срок 9 месяцев и более (ранее - на 1 год и более). По данным ФМС России по Томской области в 2011 г. на миграционный учет по месту временного пребывания поставлено 47970 иностранных граждан и лиц без гражданства (2010 г. -41671 человек, увеличение в 1,15 раза).
Доля иностранных граждан, прибывающих на территорию Томской области за счет международной миграции, составляет 19,8 % (9486 человек). Наибольшее количество иностранных граждан прибыло из государств-участников СНГ: Кыргызстан - 22,7; Казахстан - 22,4; Таджикистан -20,1; Украина - 11,9; Узбекистан - 10,0; Армения -6,9; Азербайджан - 5,4 %.
Основными целями въезда иностранных граждан в рамках внешней миграции являются частные и деловые визиты, обучение, трудоустройство, туризм, решение гуманитарных задач. В Томскую область большинство иностранных граждан прибывает с частным визитом или с целью обучения.
0
0
Регулирование притока квалифицированной иностранной рабочей силы осуществляется через формирование квоты на осуществление иностранными работниками трудовой деятельности. В Томской области за 2010-2011 гг. квота увеличилась в 1,8 раза и составила на 2011 г. 3778 человек. Распределение квоты сложилось следующим образом: строительство - 60,1 % от общего объема, обрабатывающее производство - 13,9 %, транспорт -5,9 %, добыча полезных ископаемых - 5,3 %, лесное хозяйство - 5,1 %. Оставшиеся 9,7 % распределились на деятельность ресторанов и кафе, сельское хозяйство, предоставление услуг, торговлю.
В профессионально-квалификационном разрезе доля специалистов составляет 7,9 %, квалифицированных рабочих - 90,0 %. Интеллектуальная миграция специалистов на высокотехнологичные производства - это наиболее востребованный миграционный поток, требующий комфортных условий ведения и свободы бизнеса, академической мобильности. Интеллектуальная миграция пока носит случайный, единичный характер и имеет место при запуске нового производства, проведении технологических аудитов и консультаций, организации визитов зарубежных профессоров для чтения лекций и проведения мастер-классов, работе в представительствах зарубежных компаний. Интеллектуальную миграцию не следует противопоставлять неквалифицированной трудовой миграции. Трудовая миграция может быть как квалифицированной (в строительных отраслях, энергетике), так и неквалифицированной. Чаще всего интеллектуальная миграция представлена достаточно тонким слоем интеллигенции. Для того чтобы стать масштабным явлением, необходимо фокусироваться на создании новых рабочих мест в отраслях с высоким уровнем производительности, снижении значений показателя уровня преступности.
В 2011г. 17 высококвалифицированных специалистов были привлечены по упрощенной схеме (сверх квоты) из 14 тыс. человек по Российской Федерации в целом (по данным Минэкономразвития РФ):
• 14 человек из Индии привлечены ООО «Норд-империал» (главные советники 4, генеральный директор - 1, директор департамента - 1, советники - 5, менеджер - 1, директор дирекции - 1);
• 3 человека привлечены в Национальный исследовательский Томский политехнический университет (2 научных сотрудника из Германии, 1 главный эксперт из Бельгии).
Регулирование притока иностранной рабочей
силы в Томскую область осуществляется с учётом потребности экономики в трудовых ресурсах, их качества и обеспечения приоритетного права российских граждан на вакантные рабочие места. Привлечение иностранных работников осуществляется в муниципальные образования с низким уровнем безработицы на рабочие места, невостребованные населением региона. Кроме того, привлекаются квалифицированные специалисты из-за
рубежа для занятия теми видами трудовой деятельности, которые не могут быть обеспечены в полном объеме местными трудовыми ресурсами.
По данным Управления ФМС по Томской области в 2011 г. квота выбрана работодателями Томской области на треть от утверждённого объема. Низкий уровень освоения квоты обусловлен снижением объема выполняемых работ организациями, заявившими о потребности в строительстве и нефтегазовом секторе экономики в связи с банкротством, сменой собственника, реорганизацией, отсутствием заказов на выполнение работ. Снизились объемы добычи сырья отдельными организациями нефтегазовой отрасли, заявившими при формировании квоты о потребности в трудовых ресурсах из-за рубежа. Кроме того, изменение миграционного законодательства РФ расширило перечень профессий, на которые квотирование не распространяется (строительной и лесной отраслях). Иностранные работники, получившие патенты для работы у физических лиц, зачастую фактически заняты в организациях по договорам подряда.
Анализ демографических процессов на примере Томской области показывает, что миграционная составляющая является важнейшим компонентом демографической динамики населения региона.
Для повышения интенсивности инновационных преобразований в регионе за счет миграционной привлекательности Томской области необходимо дальнейшее развитие следующих направлений:
1. Стимулирование муниципальных образований Томской области на создание и сохранение рабочих мест для добровольных переселенцев.
2. Привлечение в регион носителей высоких квалификаций.
3. Стимулирование образовательной иммиграции, с последующей интеграцией и трудоустройством в области иностранных выпускников томских вузов.
4. Развитие социальной и экологической инфраструктуры.
5. Регулирование притока квалифицированной иностранной рабочей силы в соответствии с приоритетами развития экономики.
Мало быть богатыми нефтью и газом, чтобы добиться высокой рентабельности вложений, необходим рост продолжительности жизни и решение демографических проблем. Необходимо признать угрозы демографического характера, связанные с прогнозируемой депопуляцией. В ряде регионов России благодаря проводимой социально-экономической политике, созданию благоприятных условий для развития бизнеса, для применения интеллектуальных способностей наметилась стабилизация демографического развития.
Одним из основных демографических процессов наряду с рождаемостью и естественным воспроизводством населения является миграция. На региональном уровне необходимо продолжить
разработку целенаправленных форм регулирования миграции:
• на основе достоверной информации о трудовой миграции в регионах для формирования квот по осуществлению трудовой деятельности иностранными гражданами;
• с учетом ориентации на привлечение не физической, а интеллектуальной силы из-за рубежа;
• с выявлением на территории приоритетных факторов привлекательности миграции, кото-
рые могут быть связаны с работой медицинских учреждений, дорожных служб, средним специальным образованием или преступностью;
• с сокращением теневого использования иностранных работников в частном секторе за счёт усиления соответствия выполняемой ими работы заявленной квалификации.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП«Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013годы (ГК№ 12.741.11.0170).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года // Наследие^. 1999-2012. http://www.nasledie.ru (дата обращения: 25.09.2012).
2. Медведков В.М. Депопуляционные прогнозы численности на-
селения России в 2005-2050 годах // Демография.ру. Институт демографических исследований. www.demographia.ru/ar-
іїс^_^Мех.Мт1? idR=22&idArt=254 (дата обращения: 25.09.2012).
3. Черевичко ТВ. Глобализация и современная миграция трудовых ресурсов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. - 2009. - Вып. 1. - С. 16-22.
4. Миграция населения Томской области: Стат. сборник. -Томск: Томскстат.Т., 2012. - 52 с.
Поступила 22.07.2012 г.
УДК 336.71:378.09(47+57)
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВУЗАМИ
И.Е. Никулина
Томский политехнический университет E-mail: [email protected]
Исследована роль банковской системы России в становлении и развитии инфраструктуры институтов экономики, включая высшие учебные заведения. Проанализированы проблемы банковской системы России, продолжающие быть препятствием на пути выхода российской экономики из кризиса и не способствующие развитию университетов. Приведены направления совместных финансовых интересов и точек соприкосновения коммерческих интересов банков и вузов.
Ключевые слова:
Банковская система, проблемы коммерческих банков, банковские программы, услуги банков, кризис банковской системы, взаимодействие банков и вузов.
Key words:
Banking system, problems of private banks, bank programs, bank services, crisis of banking system, interrelation of banks and universities.
Деятельность и развитие высших учебных заведений Российской Федерации зависят от тесного взаимодействия с элементами макросреды, одними из которых являются банки, входящие в банковскую систему. Известно, что российская банковская система находится с одной стороны, в непосредственной зависимости от макроэкономической среды, а с другой, - существенно влияет на состояние этой среды, являясь элементом ее инфраструктуры. Такое положение банков в экономике обусловливается их задачей проводить расчетное обслуживание, осуществляя и поддерживая на должном уровне денежный оборот страны, а также, в силу объективных и субъективных причин, того, что банковская система выступает сейчас в качестве основного источника финансирования реального сектора экономики. Су-
ществуя в условиях перманентного кризиса, банковская система России остается в стадии формирования и поиска форм управления ее деятельностью. Сейчас Россия выходит из глубокого системного кризиса, находится в поиске новых форм и подходов в социально-экономической политике, выбирает приоритеты и выстраивает концепцию развития, выявляя первоочередность решаемых задач в построении цивилизованной рыночной экономики.
В этой связи значимость последовательных мер по финансовой стабилизации России в целом и ее административных регионов неумолимо возрастает. Поскольку банковская система входит в единую экономическую систему страны, она отражает происходящие в ней изменения и потрясения. Начало XXI в. стало достаточно сложным