УДК 314(470.344)"199/200" ББК С73(2Рос.Чув)64
И.В. ПУПЫШЕВ, К.Н. САНУКОВ, Е.К. МИНЕЕВА
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЧУВАШСКОЙ республике В КОНЦЕ 1990-х - НАЧАЛЕ 2000-х ГОДОВ*
Ключевые слова: Чувашская Республика, демография, рождаемость, смертность, миграция.
В статье исследуются основные тенденции демографической ситуации в Чувашии в конце 1990-х - начале 2000-х гг., обсуждаются миграционные процессы в Чувашской Республике, их причины и направленность, анализируются результаты переписей, проводимых с 1989 г. по 2010 г., рассматриваются мероприятия, принимаемые руководством Чувашии по изменению демографической ситуации в республике в рассматриваемый период времени.
Чуваши входят в пятерку крупных этносов страны. Однако на сегодняшний день для Чувашской Республики характерен ряд острых демографических проблем, например вымирание населения, а также переезд молодежи в наиболее перспективные районы страны. Кроме того, в Чувашии наблюдается еще одна негативная закономерность - отчетливо проявляется «старение» населения. Демографические проблемы постепенно сказываются и на экономическом развитии региона. В период с 2012 по 2015 г. численность трудоспособного населения ежегодно уменьшалась. Систематическая убыль населения Чувашской Республики связана в первую очередь с миграционными процессами. Из республики ежегодно уезжает больше людей, чем прибывает. Основными причинами переезда являются маленькая заработная плата, низкий уровень жизни населения и безработица. В регионе имеются проблемы, связанные с незаконной миграцией из государств Средней Азии и СНГ. Для того, чтобы рынок труда не пострадал от наплыва иностранной рабочей силы, необходим жесткий контроль за соблюдением российского трудового законодательства.
Немаловажным фактором увеличения численности населения является привлечение власти к проблеме демографии. Строительство федеральных центров, обновление медицинской аппаратуры, своевременное профилактическое обследование и т.д. дают положительные результаты. Однако, несмотря на определенные усилия в данной сфере, конкретные государственные меры, республика по ряду демографических показателей имеет отрицательную динамику. Поэтому существует необходимость дальнейшего активного проведения властными структурами республики мероприятий по улучшению демографической ситуации, предусматривающие системный подход и целенаправленное воздействие на сокращение отрицательного влияния социальных факторов риска, ухудшающих качество здоровья жителей региона.
Российская Федерация - одно из крупнейших многонациональных государств в мире, в состав которого входит более 140 млн человек и не менее 170 этносов. Поэтому в общественной жизни России вопросам развития и сохранения этносов уделяется большое внимание.
Проблемы процветания этносов и отношений между ними затрагивают все без исключения регионы страны. Главной целью современной России является стремление упрочить федеративные контакты, укрепить национальные отношения и взаимосвязи между субъектами федерации и Центром, а также сохранить целостность государства и обеспечить нормальное развитие всех народов, входящих в состав государства [7. С. 44].
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Кабинета министров Чувашской Республики в рамках научного проекта № 17-46-210691 р_а.
В составе Российской Федерации существуют группы тюркских республик, среди которых особое место занимает Чувашская Республика. Демографические проблемы, существовавшие в Чувашии в конце 1990-х - начале 2000-х гг., а также миграционные процессы, происходившие в республике в указанный период, пока не стали объектом комплексного изучения. В настоящее время не имеется обстоятельных исследований, посвященных данной тематике. В центре авторского внимания - демографическая ситуация в Чувашии в конце 1990-х - начале 2000-х гг., в работе обсуждаются миграционные проблемы, существующие в Чувашской Республике, их причины и направленность, рассматриваются меры, предпринимаемые руководством региона для улучшения демографической ситуации [6. С. 61].
Чуваши входят в пятерку крупных этносов страны. Согласно переписи, проведенной в 1989 г., они занимали 4-е место в составе РСФСР, после русских, украинцев и татар. Численность их составляла 1773,6 тыс. человек [3. С. 8]. В начале XXI в. ситуация изменилась, и по итогам переписи 2002 г. чувашский народ переместился на 5-е место после башкир, численно составляя 1637,2 тыс. человек [5]. С одной стороны, уменьшение численности чувашей на 136 тыс. человек кажется не столь значительным, однако в любом случае это сокращение этноса, что говорит о наметившейся для него опасной тенденции [8. С. 13]. Над преодолением создавшейся проблемы, безусловно, задумываются как государственные структуры, так и общественность не только Чувашской Республики, но и Российской Федерации в целом. С другой стороны, проведенная в 2002 г. перепись показала и значительное увеличение численности некоторых народов, в частности башкир, численность которых увеличилась на 329 тыс. человек. По данным Всероссийской переписи, проведенной в 2010 г., чувашский этнос сократился до 1435,8 тыс. человек [12]. На сегодняшний день для Чувашии характерен ряд острых демографических проблем, например вымирание населения, а также переезд молодежи в наиболее перспективные районы страны.
На 1 января 2017 г. в Чувашской Республике проживало 1 235 863 человека. По данным Чувашстата, городское население составляло 766 514, а сельское - 469 349 человек. Чувашстат рассчитал оценку численности населения на 1 января 2018 г. По его оценке, постоянное население Чувашской Республики на 1 января 2018 г. составило 1 231 117 человек, в том числе городское - 768 968 (62,5%), сельское - 462 149 человек (37,5%). За 2017 г. численность жителей республики уменьшилась на 4746 человек (0,4%) [11].
Население Чувашии прочно взяло курс на «убыль», и в период с 2000 г. по 2007 г. республика ежегодно теряла от 6 до 12 тыс. жителей. Максимальное снижение было зафиксировано в 2005 г., которое составило 12,2 тыс. человек. Однако начиная с 2013 г. темпы потерь заметно снизились и ограничили ежегодную убыль населения до 2-3 тыс. человек. В 2015 г. Чувашская Республика потеряла 1,5 тыс. жителей. Очевидно, что темпы снижения замедлились, но отрицательная тенденция пока еще сохраняется. В итоге за период с 1 января 2000 г. по 1 января 2016 г. население республики сократилось на 97,6 тыс. человек [14. С. 17].
Кроме того, в Чувашии наблюдается еще одна негативная закономерность - отчетливо проявляется «старение» населения. Разделив всех жителей республики по возрастным группам, мы получим существенное снижение численности молодежи. Так, например, количество молодых людей в возрас-
те от 15 до 19 лет в 2012 г. составляло 71 052, а в 2015 г. - только 60 705 человек. Сократилось и количество молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет. Если в 2012 г. их было зафиксировано 101 688, то в 2015 г. произошло сокращение до 77 510 человек. Возрастные группы в диапазоне 25-55 лет пока сохраняют прежние пропорции с небольшими отклонениями. Вместе с тем число пенсионеров продолжает расти.
Количество граждан в возрасте от 55 до 59 лет возросло за аналогичный период с 85 647 до 94 014 человек. Увеличилась численность группы лиц в возрасте 60-64 года - с 67 867 до 74 763 человек, а группы 65-69 лет - с 30 667 до 49 380 человек, соответственно.
Демографические проблемы постепенно сказываются и на экономическом развитии региона. В период с 2012 г. по 2015 г. численность трудоспособного населения (мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины в возрасте от 16 до 54 лет) уменьшилась с 763 920 до 724 043 человек. Необходимо отметить, что количество детей (от 0 до 4 лет) тоже выросло - с 76 678 до 83 119. Однако ни они, ни другие возрастные группы от 4 до 14 лет со своими небольшими количественными приростами не в состоянии компенсировать наметившуюся возрастную яму. В этой связи необходимо особо отметить, что миграционная ситуация в республике усугубляет демографические проблемы региона [13. С. 16]. Систематическая убыль населения Чувашии связана в первую очередь с миграционными процессами, происходящими в республике.
Отток населения, вероятно, связан с социально-экономическими особенностями. Республика, к сожалению, так и не смогла стать экономически привлекательным регионом как для иностранцев, так и для граждан России. По данным Росстата, Чувашия продолжает оставаться трудовым «донором» для более «денежных» регионов [14. С. 17].
Из республики ежегодно уезжает больше людей, чем прибывает. Максимальные показатели миграционной убыли зафиксированы в 2012-2013 гг., в эти годы разница достигла отметки 4,5 тыс. человек ежегодно. Наиболее популярным местом расселения жителей Чувашии являются Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Нижегородская область. Кроме того, увеличилась и внутрирегиональная мобильность населения. Охотнее всего жители Чувашии переезжают из районов в центр - Чебоксары и Новочебоксарск. Основными причинами переезда в первую очередь являются низкие заработные платы, снижение уровня жизни населения и рост безработицы [13. С. 16].
В то же время тяжелый труд, низкая заработная плата и условия проживания вполне устраивают рабочих из бывших советских республик. В настоящие время в Чувашию приезжают мигранты из республик Средней Азии и Закавказья, переселяющиеся сюда, как правило, по экономическим причинам [15. С. 121].
Количество разрешений на вовлечение и использование иностранных работников в России ежегодно устанавливается на официальном уровне. В условиях необходимости обеспечения приоритетности трудоустройства российских граждан квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу постепенно сокращается. Основная часть иностранных рабочих занята в промышленном производстве, строительстве и торговле. В Чувашской Республике преобладают работники из Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана и Армении [9. С. 78].
В регионе имеются проблемы, связанные с незаконной миграцией из государств Средней Азии и СНГ. Местами наибольшего скопления незаконных мигрантов на территории республики являются розничные рынки и строительные объекты. Большая часть из них проживает в частном секторе [4. С. 10].
Работниками УФМС РФ по Чувашии совместно с правоохранительными органами проводятся целенаправленные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по выявлению каналов незаконной миграции и нарушений порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, соблюдению правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности [2. С. 33].
К числу основных отрицательных результатов миграции из ближнего зарубежья относятся заниженные требования к заработной плате и условиям труда, деградация рынка труда с падением стоимости рабочей силы и усиление конкуренции. Кроме того, негативным проявлением миграционных процессов в регионы РФ является рост социальной и межнациональной напряженности, миграция также оказывает влияние и на уровень преступности [4. С. 10].
Для того, чтобы рынок труда не пострадал от наплыва иностранной рабочей силы, необходим жесткий контроль за соблюдением российского трудового законодательства. Важным становится и требование для работодателей, чтобы приезжие рабочие в полной мере, наравне с местным населением, трудились и проживали в нормальных условиях, получали легальную, а не «серую» зарплату, которая должна фиксироваться в трудовых договорах. Иностранные работники должны иметь полный соцпакет. Поскольку данные меры связаны с определенными затратами со стороны работодателей, они не всегда выполняются. Жесткий контроль за их применением ослабляет заинтересованность предпринимателей, их желание нанимать на работу нелегальных мигрантов [1. С. 4].
При проведении миграционной политики органы власти РФ вынуждены учитывать состояние экономики и заинтересованности государства в трудовых ресурсах, а также возможности российского общества принимать мигрантов из государств Средней Азии и СНГ с учетом культурных и языковых особенностей населения стран ближнего зарубежья.
Вместе с тем в условиях, когда происходит сокращение населения в отдельных регионах России, мигранты становятся важным источником комплектования трудовых ресурсов, частично компенсирующим его убыль в количественном соотношении. Следовательно, контролируемая миграция является одним из направлений объединенной деятельности как федеральных органов, так и властных структур субъектов Российской Федерации [4. С. 11].
В отношении второй из основных причин сокращения населения Чувашии, а именно вымирания и старения жителей республики, следует отметить, что главными причинами смертности населения Чувашской Республики являются болезни системы кровообращения, а также внешние причины смерти, т.е. вызванные не болезнями, а различными воздействиями извне. Так, в 2015 г. 38,4% жителей республики умерли из-за болезней, связанных с системой кровообращения, а внешние причины смерти составили 14,2%. Наибольший вес в структуре смертности от внешних причин составляют транспортные аварии. В то же время благодаря проводимым мероприятиям в рамках государственных и региональных программ РФ и Чувашской Республики,
направленных на усовершенствование оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим в ДТП, смертность населения в Чувашии от всех видов транспортных несчастных случаев снизилась на 23%. В рамках данных программ в 2015 г. был разработан план снижения смертности пострадавших от ДТП, согласованный с Министерством здравоохранения РФ, внесены поправки в маршрутизацию пациентов, получивших травмы при ДТП, и т.п.
Немаловажным фактором увеличения численности населения является привлечение власти к проблеме демографии. Так, в результате осуществления целенаправленной демографической политики в Чувашии в сочетании с целевыми федеральными программами в 2015 г. в республике была зарегистрирована положительная динамика по ряду демографических показателей. Так, произошло снижение смертности по основным причинам смерти населения (ишемической болезни сердца, заболеваний органов дыхания, туберкулеза, ДТП). Строительство федеральных центров, обновление медицинской аппаратуры, своевременное профилактическое обследование и т.д. дают положительные результаты.
Однако, несмотря на определенные усилия в данной сфере, конкретные государственные меры, республика по ряду демографических показателей имеет отрицательную динамику. Достаточно высоким остается уровень смертности трудоспособного населения от онкологии, отравления алкоголем, поэтому в Чувашии существует необходимость дальнейшего активного проведения властными структурами республики мероприятий по улучшению демографической ситуации, предусматривающих системный подход и целенаправленное воздействие на сокращение отрицательного влияния социальных факторов риска, ухудшающих качество здоровья жителей региона [10. С. 13-14].
Литература
1. Арзамасова Л. Рабочих рук станет больше: о рынке труда в Чувашской Республике // Советская Чувашия. 2007. 24 янв.
2. Данилов С.Б. Реализация миграционной политики в Чувашской Республике // Чебоксарский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Чебоксары, 2015. С. 32-37.
3. Иванов В.П. Этническая география чувашского народа. Историческая динамика численности и региональные особенности расселения. Чебоксары, 2005. 383 с.
4. Иванов С.К. О мигрантах... и не только...: интервью с начальником Управления федеральной миграционной службы по Чувашской Республике, полковником внутренней службы Станиславом Константиновичем Ивановым // МК в Чебоксарах. 2008. № 12, 18 марта - 25 марта. С. 10-11.
5. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года [Электронный ресурс] // Рос. газета. Фед. выпуск. 2004. № 3442, 31 марта. и^: https://rg.ru/2004/03/31/perepis-dok.html (дата обращения: 01.03.2018).
6. Кирчанов М.В. Культурный национализм в Чувашской Республике (вторая половина 1990-х - первая половина 2000-х гг.) // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 3(22). С. 60-69.
7. Минеева Е.К. Национально-территориальные образования и историческая обусловленность межэтнических отношений в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 43-47.
8. Минеева Е.К. Формирование и развитие национальной государственности в педагогическом наследии историков Чувашии // Вестник Чувашского университета. 2007. № 1. С. 11-26.
9. Рыбкина М.В. Аспекты трудовой миграции в Чувашской Республике // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2012. № 1 (57). С. 77-79.
10. Самойлова А.В., Богданова Т.Г. Демографическая ситуация в Чувашской Республике в 2011-2015 гг. // Здравоохранение Чувашии. 2016. № 4(49). С. 5-16.
11. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике: офиц. сайт. URL: http://www.chuvash.gks.ru (дата обращения: 05.03.2018).
12. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.03.2018).
13. Федоров И. Население Чувашии продолжает стареть // МК в Чебоксарах. 2016. № 28, 6-13 июля. С. 16.
14. Федоров И. Призрак депопуляции в погоне за Чувашией // МК в Чебоксарах. 2016. № 15, 6-13 апр. С. 17.
15. Чернышев К.А. Миграционные проблемы депрессивных регионов России // Обозрева-тель-Observer. 2015. № 1. С. 112-122.
ПУПЫШЕВ ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ - аспирант кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
САНУКОВ КСЕНОФОНТ НИКАНОРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедр отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола.
МИНЕЕВА ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедр отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.
I. PUPYSHEV, K. SANUKOV, E.K. MINEEVA MIGRATION PROCESSES AND DEMOGRAPHIC SITUATION IN THE CHUVASH REPUBLIC IN THE LATE 1990s - EARLY 2000s
Key words: the Chuvash Republic, demography, birth rate, mortality, migration.
The article examines the main tendencies of demographic situation in Chuvashia in the late 1990s - early 2000s, migration processes in the Chuvash Republic, their causes and orientation are discussed, results of the censuses conducted from 1989 to 2010 are analyzed, the actions taken by the leadership of Chuvashia for changing the demographic situation in the republic during the time period under study are considered.
Chuvash people are in the five largest ethnoses of the country. However currently the Chuvash Republic faces a number of acute demographic issues, for example, extinction of the population, as well as the youth's moving to other, more advantageous regions of the country. In addition, another negative regularity is observed in Chuvashia - «aging» of the population is distinctly shown.
Demographic problems gradually affect the economic development of the region. During the period from 2012 to 2015 the number of able-bodied population was annually decreasing. Systematic decline in population of the Chuvash Republic is connected, first of all, with migration processes taking place in the republic. Annually more people leave the republic than arrive. First of all, low salaries, decrease in the standard of living of the population and rise in unemployment are the main reasons of moving.
In the region there are problems connected with illegal migration from the states of Central Asia and the CIS. In order for the labor market not to suffer from influx of foreign labor, strict control of observing the Russian labor legislation is necessary.
An important factor for increase in population is involvement of the power to the problem of demography. Construction of the federal centers, updating medical equipment, timely preventive examinations, etc. yield positive results. However, despite certain efforts in this sphere, specific state measures, in a number of demographic indicators the republic experiences negative dynamics. Therefore in Chuvashia there is a need in further active events carried out by power structures of the republic to improve its demographic situation, foreseeing a systematic approach and purposeful influencing for reducing the negative influence of social risk factors worsening the quality of health among inhabitants of the region.
References
1. Arzamasova L. Rabochikh ruk stanet bolshe: o rynke truda v chuvashskoi respublike [Working hands will become more: about labor market in the Chuvash Republic]. Sovetskaya Chuvashiya, 2007, Jan. 24.
2. Danilov S.B. Realizatsiya migratsionnoi politiki v chuvashskoi respublike [Realization of migration policy in the Chuvash Republic]. Cheboksary, 2015, pp. 32-37.
3. Ivanov V.P. Etnicheskaya geografiya chuvashskogo naroda. Istoricheskaya dinamika chislen-nosti i regionalnye osobennosti rasseleniya [Ethnic geography of the Chuvash people. Historical dynamics of number and regional features resettlements]. Cheboksary, 2005, 383 p.
4. Ivanov S.K. O migrantakh i ne tolko: intervyu s nachalnikom Upravleniya federalnoi migratsion-noi sluzhby po Chuvashskoi Respublike polkovnikom vnutrennei sluzhby Stanislavom Konstantino-vichem Ivanovim [About migrants... and not only...: an interview with the head of department of Federal Migration Service across the Chuvash Republic, the colonel of internal service Stanislav Konstanti-novich Ivanov]. MK v Cheboksarakh, 2008, no. 12, Mar. 18-25, pp. 10-11.
5. Itogi Vserossiiskoi perepisi naseleniya 2002 goda [The 2002 all-russian population census: main results]. Rossiiskaya gazeta, 2004, no. 3442, March 31. Available at: https://rg.ru/2004/03/31/ perepis-dok.html (Accessed 1 March 2018).
6. Kirchanov M.V. Kulturnyi natsionalizm v Chuvashskoi Respublike. Vtoraya polovina 1990-kh -pervaya polovina 2000-kh gg. [The cultural law nationalism in Chuvash the Chuvash to the Republic (the second council a half of the 1990th - the first elections a half of the 2000th the number of)]. Voprosy natsionalnykh i federativnykh otnoshenii, 2013, no. 3, pp. 60-69.
7. Mineeva E.K. Natsionalno-territorialnye obrazovaniya i istoricheskaya obuslovlennost mezhet-nicheskikh otnoshenii zakon v Rossiiskoi Federatsii na sovremennom etape [National and territorial aty educations and a historical erkhovnymobuslovlennost the coat of arms of the interethnic relations the law in the Russian Federation overcoming at the present stage]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2013, no. 4, pp. 43-47.
8. Mineeva E.K. Formirovanie i razvitie natsionalnoi gosudarstvennosti v pedagogicheskom nasledii istorikov Chuvashii [Formation and development have taken place national statehood the program in the Bulletin of the Chuvash university is put pedagogical heritage sovereignty of historians of Chuvashia]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2007, no. 1, pp. 11-26.
9. Rybkina M.V. Aspekty trudovoi migratsii v Chuvashskoi Respublike [Aspects of labor migration in the Chuvash Republic]. Vestnik Ulyanovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2012, no. 1, pp. 77-79.
10. Samoilova A.V., Bogdanova T.G. Demograficheskaya situatsiya v Chuvashskoi Respublike v 2011-2015 gg. [A demographic situation in the Chuvash Republic in 2011-2015]. Zdravookhranenie Chuvashii, 2016, no. 4, pp. 5-16.
11. Territorialnyi organ Federalnoi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Chuvashskoi Respublike: sait [Territorial authority of Federal State Statistics Service in the Chuvash Republic: site]. Available at: https://chuvash.gks.ru (Accessed 5 March 2018).
12. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoi statistiki: sait [Federal service of satisfaction state council of statistics: site]. Available at: https://chuvash.gks.ru (Accessed 1 March 2018).
13. Fedorov I. Naselenie chuvashii prodolzhaet staret [The population of Chuvashia continues to grow old]. MK v Cheboksarakh, 2016, no. 28, July 6-13, p. 16.
14. Fedorov I. Prizrak depopulyatsii vpogone za Chuvashiei [The depopulation ghost in a pursuit of Chuvashia]. MK v Cheboksarakh, 2016, no. 15, Apt. 6-13, p. 17.
15. Chernyshev K.A. Migratsionnye problemy depressivnykh regionov Rossii [Migration problems of depressive regions of Russia]. Obozrevatel-observer, 2015, no. 1, pp. 112-122.
PUPYSHEV IGOR - Post-Graduate Student of Russian History Department named after A.V. Arsenryeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).
SANUKOV KSENOFONT - Doctor of Historical Sciences, Professor of Russian History Department, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.
MINEYEVA ELENA - Doctor of Historical Sciences, Professor of Russian History Department named after A.V. Arsenryeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
Формат цитирования: Пупышев И.В., Сануков К.Н., Минеева Е.К. Миграционные процессы и демографическая ситуация в Чувашской Республике в конце 1990-х - начале 2000-х годов // Вестник Чувашского университета. - 2018. -№ 4. - С. 114-120.