местные власти обязаны были отводить участки свободной земли для ведения хозяйства и разрешать строить собственные дома в ближайших селениях. «Военнослужителям», не имеющим собственных домов, следовало предоставлять обывательские квартиры с отоплением и освещением. Обязанности по строительству тюремных помещений и предоставлению подвод «для разных тягостей при партиях» возлагались на местное население.
Список использованной литературы: Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ: официальный текст: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009.- № 4.
2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 03 июля 2016 г. // Российская газета. - 2016. - № 146.
Научная и учебная литература: Один автор:
1. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского / С.А. Чибиряев. - М.,1993. - 187 с.
2. Советкин А.С. Проблема изучения источников законотворческой деятельности М.М. Сперанского/М.М. Советкин//История государства и права. - 2013. - № 17. - С.35-36.
Периодические издания: Один автор:
1. Осипов И.Д. Истинная монархия М.М. Сперанского /И.Д. Осипов//Сперанский М.М. Руководство к поднятию законов - СПб., Наука, 2002. - 680 с.
2. Штуман С.С. На страже тишины и спокойствия: из истории внутренних войск России (1811-1917 год.). / С.С. Штуман. - М., 2000. - 240 с.
© Коковкин А.Г., 2024
УДК 34
Корина С.А.
Студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Научный руководитель: Юзефович Ж.Ю.,
доцент кафедры ГПиУПД ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», кандидат юридических наук
МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Аннотация
Статья посвящена проблемам законодательного регулирования миграционных потоков в Республике Хакасия. На основе выявления данных проблем, автором предложены пути их решения.
Ключевые слова: миграционные потоки, миграция, мигранты.
Для современной административной системы управления протекающими миграционными
процессами на территории различных муниципальных образований характерно использование административных методов, предполагающие изначально соблюдение паспортного режима, принятого порядка регистрации, в том числе привлечения, а также применения иностранных граждан в качестве рабочей силы, иных законотворческих норм, правил, включая административную ответственность в связи с нарушением современных нормативно-правовых актов. Однако различные оперативные методы предполагают оперативный надзор за соответствующий миграционный порядок. Среди мер, направленных на распределение иммиграционных потоков, экстрадиции мигрантов, нарушивших закон и т. д. Таким образом, миграционная обстановка, характерная для нашей республики основывается на обеспечении вхождения мигрантов именно в социально культурную среду, также создании условий для воспитания у населения данной местности толерантности к данным гражданам.
Одним из благоприятных регионов для мигрантов, прибывших из стран зарубежья, стоит рассматривать Республику Хакасия. А значит такие права, как обеспечение местом занятости, вполне достойной заработной платы, обеспечение прибывших из-за рубежа граждан жильем благоприятствовало бы закреплению граждан в данной местности на постоянное жительство. Об этом же идет речь и в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года [1]. В ней, в частности, отмечается, что все территории РФ должны вести принятие социально-экономических мер, цель которых - повысить миграционную привлекательность. Существенную роль при этом имеет создание благоприятных условия с целью адаптации иммигрантов, включая вхождение данных граждан непосредственно в общество, основываясь на определенном уровне уважения к местной культуре, религии, а также обычаям, традициям, включая жизненный уклад российских граждан.
Международная миграция в зависимости от своих масштабов и структуры влияет на социально-экономические характеристики населения, рынок труда, на экономику в целом, как в стране (или регионе) прибытия, так и в стране (или регионе) выбытия.
Миграция населения в условиях естественной убыли в Республике Хакасия стала важным источником восполнения его численности. При таких обстоятельствах международная иммиграция предопределяет общую численность народонаселения, оказывает непосредственное влияние на усиление эффективности использования рабочей силы.
Более подробно рассмотрим состояние рынка труда региона. Здесь важно учесть, что приезжающие граждане в основном находятся в трудоспособном возрасте. Отталкиваясь от этого, оценим влияние иммигрантов на регион в целом.
Рассмотрим некоторые показатели, которые помогут нам провести анализ текущей ситуации в регионе и проследить ее изменения в динамике.
Наибольшее количество населения занято в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств 16 %, в образовании 12 % и в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности 11%. Другие виды деятельности в структуре занятых занимают менее 11%. При этом по квалификационным группам большая часть приходится на работников среднего уровня квалификации - 63%, доля высококвалифицированных работников составляет 24 % и низкоквалифицированных работников - 13 %.
В наибольшей степени спрос на рабочую силу имел место в организациях, занимающихся строительством, добычей полезных ископаемых, оптовой и розничной торговлей. Важно подчеркнуть, что отмечался дефицит именно квалифицированных рабочих кадров. По полученным оценкам, в целом его испытывали более 65% организаций, а по инженерно-техническим работникам и менеджерам - 41%. Анализ структуры вакансий на рынке труда показывает, что в Хакасии наблюдается острая нехватка многих профессий.
Причинами несоответствия предложения рабочей силы и спроса на нее является, то, что на рынке
труда предлагаются невостребованные в настоящее время профессии. Зачастую выпускники вузов не могут найти работу по специальности и пополняют ряды безработных, либо работают не по своему профилю. Лишь единицы получают дополнительную квалификацию с целью дальнейшего трудоустройства, но уже как более квалифицированные работники. Причинами несоответствия спроса и предложения также являются: временный характер работы, предложение низкооплачиваемых рабочих мест, неблагоприятные условия труда и несоответствие квалификации кадров требованиям работодателей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что конъюнктура рынка труда в РХ отличается несбалансированностью, имеющееся наличие недостатка работников в одних профессиях при превалировании по другим. В связи с отсутствием соответствия по признаку спроса-предложения на трудовом рынке региона обнаруживается острая нехватка активного в плане трудовой деятельности граждан. Отсутствие оптимального количества трудовых ресурсов ставит работодателя в условия поиска дополнительных таковых, в частности, иммигрантов.
На наш взгляд, определение численности иностранной рабочей силы должно соответствовать потребностям экономического развития региона. Однако, рынок труда и сама экономика довольно подвижны, поэтому определить необходимую численность иностранных граждан с высокой степенью точности довольно сложно.
Анализ влияния международной миграции рабочей силы на региональный рынок труда и регион в целом показал, что в РХ имеет место недостаток местных трудовых ресурсов. При высоком уровне безработицы наблюдается устойчивый спрос на привлечение иностранной рабочей силы из-за рубежа. В условиях экономического кризиса и высокой безработицы феномен спроса на труд мигрантов в регионе вытекает прежде всего из дешевизны иностранной рабочей силы. Со стороны иностранцев готовность работать за низкую зарплату становится преимуществом в конкурентной борьбе мигрантов за рабочие места с местными работниками. Такое положение, как правило, отражает и неблагоприятную экономическую ситуацию в странах, из которых приехали мигранты, где они даже, имея работу, получали бы в несколько раз меньше, чем в Республике Хакасия.
Неравномерность в регионе между потребностью работодателей и численностью иностранной рабочей силой, а также несбалансированное распределение мигрантов по отраслям экономики вызывает необходимость в определенных мерах по устранению данной проблемы. С целью определения нужного количество иностранной рабочей силы в Республике Хакасия необходимо:
- создать специальную отдел в государственной службе для изучения потребностей регионального рынка труда и выработки практических мер в отношении привлечения иностранной рабочей силы;
- введение разнообразных форм квотирования на региональном уровне, а именно квоты на привлечение определенных профессий в конкретные отрасли экономики, а также квоты для определенных категорий работников, которые будут соответствовать реалиям экономики региона;
- наделение работодателей, использующих труд иностранцев обязанностью предоставлять официальные подтверждения, что они платят зарплату по действующим ставкам [3].
Следует работать над улучшением условий пребывания иммигрантов с целью закрепления их в Республике Хакасия на постоянное место жительство. Такие условия могут включать в себя совокупность определенных временных льгот на какой-либо период, например, сдача в аренду дешевого жилья, проезд общественным транспортом и т.п.
В сфере обеспечения контроля за миграционными процессами целесообразны:
- усовершенствование единой системы миграционного контроля на территории как города Абакана и Республики Хакасия, путем создания совместной рабочей группы, занимающейся вопросами данного направления;
- повышение ответственности руководителей организаций независимо от их организационно-
правовой формы за незаконное использование иностранных работников.
То есть следует перейти к целевому набору трудовых мигрантов, что предполагает завоз из-за границы сотрудников работодателем под конкретные рабочие места через создаваемую ведомством публично-правовую компанию «Работа в России» [4].
Целевой организованный набор будет представлять собой комплекс мероприятий по привлечению иностранцев к труду на определенное время.
Оператором целевого организованного набора выступит специально созданная для этого компания.
Список использованной литературы:
1. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы: Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 45. Ст. 6917.
2. Лялякин Ю.А. Конституционно-правовые основы регулирования миграционных отношений в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
3. Моисеенко В.М. Вопросы изучения миграции в России во второй половине XIX- начале XX в. // Миграция и развитие (Пятые Валентеевские чтения): материалы международной конференции издательство. М., 2007.
4. Сандугей А. Н. Проблемы формирования и реализации миграционной политики в Российской Федерации. М.: ВНИИ МВД России, 2008. 214 с.
© Корина С.А., 2024
УДК 347.44
Мазина Н. Е.,
к.полит.н., доцент ФГБОУ ВО «Донбасский государственный университет юстиции», г. Донецк, ДНР, РФ
ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
Аннотация
В работе рассмотрены вопросы правового и договорного регулирования оказания возмездных медицинских услуг. Раскрыто понятие «возмездные медицинские услуги», определены отличительные черты медицинской услуги.
Ключевые слова:
медицинская услуга, медицинская помощь, договор оказания возмездных медицинских услуг, пациент, потребитель, заказчик, исполнитель, договор на оказание медицинских услуг.
Правовое регулирование представляет собой необходимое условие для существования и развития как общества в целом, так и его отдельных сфер, включая здравоохранение. По данным Министерства здравоохранения РФ существенно возросла доступность бесплатной медицинской помощи: ее финансирование увеличилось в 2023 году на 9,1% по сравнению с 2022 годом. Однако несмотря на это, из года в год наблюдается тенденция роста объема оказанных возмездных медицинских услуг. В 2023