Гуриева Л.К.
д.э.н., профессор Финансового университета (Владикавказский филиал)
МИГРАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА
Ключевые слова: миграционные процессы, региональное развитие, стратегическая конкурентоспособность.
Миграция населения - это сложный процесс, который касается многих сторон социально-экономической, общественно-политической, национально-культурной жизни всех стран и регионов. Миграционный процесс имеет сложные формы проявления и сложные последствия. Интенсивные миграционные процессы приводят к существенным изменениям социальной структуры населения и его территориального размещения. За счет миграции происходит обмен навыками труда, производственным опытом. Она способствует развитию личности, оказывает влияние на семейный состав, на половозрастную структуру, а также на профессиональную и отраслевую мобильность.
Миграция также оказывает непосредственное воздействие на демографические процессы. В результате миграционных перемещений происходят изменения в половозрастной структуре населения в тех районах, откуда идет отток мигрантов и куда идет приток мигрантов. Там, где отток превышает темпы воспроизводства населения, его численность сокращается, это приводит к снижению рождаемости, так как мигрирует в основном молодое поколение. В этих районах увеличивается численность населения старшего поколения. А в районах, куда мигрирует молодое население, увеличивается уровень воспроизводства населения. Не менее активную роль миграция играет в процессах урбанизации, так как происходит неравномерное расселение населения в городах и селах: люди покидают сельские местности и переезжают в города.
Но самое главное с точки зрения развития экономики это то, что миграция участвует в территориальном перераспределении населения и трудовых ресурсов, в развитии качественных характеристик экономики региона. Привлечение высококвалифицированных специалистов в регионы позволяет осваивать технически сложные производства. Часто переселенцы создают новые города, сельскохозяйственные предприятия, промышленные объекты, это повышает экономический потенциал территории. Но неорганизованные массовые переезды мигрантов в районы, где низок уровень социально-экономического развития, может вызвать сложности с материальными и культурно-бытовыми условиями жизни населения в таких районах, мигранты имеют некоторые сложности с приживаемостью, ухудшается текучесть населения. А факт массового приезда вынужденных переселенцев требует больших расходов на предоставление им жилья, социальных выплат, обеспечение рабочими местами.
Огромное влияние миграция оказывает на рынок труда. При выезде населения из региона сокращается предложение рабочей силы, при въезде - увеличивается. В данном случае конкуренция на рынке рабочей силы обостряется.
Современные межгосударственные миграционные потоки ориентированы из менее развитых в более развитые страны и регионы с высоким уровнем заработной платы и лучшими социально-экономическими условиями. Так, Россия и США, по данным 2013 года, стали мировыми лидерами по числу мигрантов. Согласно данным доклада, подготовленного департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам, Россия занимает второе место в мире после США по количеству мигрантов, проживающих в стране: в США в настоящее время проживает 45,8 млн. мигрантов, а в России сейчас находится более 11 млн. мигрантов [1, с. 1].
По оценкам экспертов ООН в различные виды миграции в мире ежегодно вовлечено около 2-3% населения. В некоторых странах эта цифра может быть гораздо выше - например, ежегодно только во внутренних миграциях в США участвуют до 15% населения [2, с. 14], в России эта цифра составляет около 1-2%, если учитывать миграцию, связанную со сменой места жительства, или 5-6% с учетом различных форм временной миграции. [3, с. 3].
Показатели и факторы миграции в Российской Федерации как самого большого по территории и одного из самых многонациональных государств в разных регионах различны, что требует со стороны региональных органов государственного управления постановки эффективной системы постоянного мониторинга миграционных потоков, профессиональной экспертной оценки причин, лежащих в основе смены жительства людей, и разработки мер краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного регулирования миграционных потоков с учетом стратегических целей социально-экономического развития регионов и Российской Федерации в целом.
Благодаря своему геополитическому положению и природно-климатическим условиям Северный Кавказ традиционно являлся принимающей территорией как для россиян, так и для жителей других стран. Например, за 19902010 гг. миграционный прирост населения района составил 1,1 млн. человек. Такие масштабы иммиграции во все субъекты СКФО, за исключением Чеченской Республики, были связаны с Чеченской войной и межнациональными конфликтами на Северном Кавказе, ухудшением социально-экономического положения и общественно политической обстановки на постсоветском пространстве. В последние годы ситуация резко изменилась, и регионы СКФО уже
имеют отрицательное сальдо миграции, о чем свидетельствуют данные табл. 1. По сути, положительное сальдо миграции наблюдается только в Республике Ингушетия и Ставропольском крае, причем с явной тенденцией к сокращению в 2013 году, что подтверждается официальными данными региональных органов статистики субъектов СКФО.
Таким образом, субъекты Северо-Кавказского федерального округа из традиционно принимающих всего за 2 года де факто стали покидаемыми.
Таблица 1
Коэффициенты миграционного прироста населения по субъектам Северо-Кавказского федерального округа РФ в 2000-2012 гг. (миграционный прирост за год на 10 000 человек населения)
2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Северо-Кавказский федеральный округ -1 39 43 83 30 29 6 -10 -41
Республика Дагестан 72 154 179 153 73 92 147 -52 -82
Республика Ингушетия 2466 -485 -364 -177 -91 -135 216 380 92
Кабардино-Балкарская Республика 88 -158 -120 -48 -43 -36 -86 -75 -72
Карачаево-Черкесская Республика 39 110 98 20 79 25 -19 -134 -99
Республика Северная Осетия - Алания 85 -9 -26 -26 -27 -21 -0,4 -66 -87
Чеченская Республика -1771 -18 -16 190 -33 -84 -574 -58 -35
Ставропольский край 41 97 64 111 60 63 65 49 8
Составлено по: Демографический ежегодник России. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012; Демографический ежегодник России. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013.
Для Республики Северная Осетия-Алания миграция - явление не новое; на ее территории всегда происходили довольно масштабные внешние или внутренние миграционные процессы. Интенсивность направления и структура миграционных потоков менялась в зависимости от созданной общественно-политической, социально-экономической или военно-террористической обстановки на том или ином историческом этапе [4, с. 121-125; 5, с. 60-63; 6]. Общую миграционную обстановку Северной Осетии в последнее десятилетие можно оценить по данным табл. 2 и рис. 1.
Как видно из рис. 1, поток убывающего населения растет сравнительно большими темпами, а с 2010 года отрицательное сальдо миграции РСО-Алания растет по экспоненте.
Таблица 2
Общая миграционная подвижность населения РСО - Алания в период 2001-2012 гг., человек
Годы Абсолютные данные
прибывшие выбывшие Сальдо («+» увеличение численности населения, «-» уменьшение численности населения)
2001 9657 9416 241
2002 9192 10 149 -957
2003 9674 11 615 -1991
2004 8403 10 694 -2291
2005 8935 10 231 -1296
2006 8675 9739 -1064
2007 9245 9983 -738
2008 7652 10 307 -2655
2009 6632 9611 -2979
2010 7037 10 179 -3142
2011 11 057 17 139 -6082
2012 12 775 18 960 -6185
Составлено по: Демографический ежегодник России.2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012; Демографический ежегодник России. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013.
Анализ данных табл. 2 и рис. 1 показывает, что в 2001-2012 гг. наблюдается как рост прибывающих в регион, так и рост покидающих его людей.
- прибьвшие в РСО-Апания выоьвшие из РСО-Алания
2001 2002 2003 2004 2005 20С6 2007 2006 2009 2010 2011 2012
Источник: составлено по данным таблицы 2.
Рисунок 1.
Миграционные потоки населения РСО - Алания в период 2001-2012 гг., человек
Таблица 3
Естественный прирост населения в регионах Северо-Кавказского федерального округа
в 2011-2012 гг.
Всего, человек На 1000 человек населения
Родившихся умерших естественный прирост Родившихся умерших естественный прирост
Северо-Кавказский федеральный округ
2011 165 890 80 277 85 613 17,5 8,5 9,0
2012 166 020 78 823 87 197 17,4 8,3 9,1
Республика Дагестан
2011 54 646 16 872 37 774 18,7 5,8 12,9
2012 56 186 16 642 39 544 19,1 5,7 13,4
Республика Ингушетия
2011 11 408 1705 9703 27,0 4,0 23,0
2012 9350 1595 7755 21,4 3,7 17,7
Кабардино-Балкарская Республика
2011 12 926 8107 4819 15,0 9,4 5,6
2012 13 786 7709 6077 16,0 9,0 7,0
Карачаево-Черкесская Республика
2011 6284 4696 1588 13,2 9,9 3,3
2012 6499 4633 1866 13,7 9,8 3,9
Республика Северная Осетия-Алания
2011 10 398 7765 2633 14,6 10,9 3,7
2012 10 801 7525 3276 15,3 10,6 4,7
Чеченская Республика
2011 37 339 6840 30 499 29,0 5,3 23,7
2012 34 385 7192 27 193 26,2 5,5 20,7
Ставропольский край
2011 32 889 34 292 -1403 11,8 12,3 -0,5
2012 35 013 33 527 1486 12,6 12,0 0,6
Составлено по: Демографический ежегодник России. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013.
Нарастание отрицательного сальдо миграции в условиях не вполне благоприятной демографической ситуации (как видно из табл. 3, естественный прирост населения в РСО-Алания составил в 2011 году 3,7 промилле, а в 2012 году 4,7 промилле при средних показателях СКФО в 9,0 и 9,1 промилле соответственно) наносит ощутимый урон трудовому и демографическому потенциалу республики, снижая его стратегическую конкурентоспособность.
Интенсивность влияния миграции на численность и качественные характеристики трудовых ресурсов во многом зависит не только от масштабов миграции, но и от половозрастного состава мигрантов. По последним статистическим данным, среди всех зафиксированных лиц, выбывших из Северной Осетии, в трудоспособном возрасте находилось 74,0%. При этом около половины мигрантов - это молодежь в возрасте до 35 лет. Среди прибывших это соотношение следующее: 75 и 12%.
Такая возрастная структура миграции населения, естественно, уменьшает численность трудовых ресурсов, ухудшает демографический потенциал РСО-Алания и, наоборот, увеличивает ее в регионах, где прибывающие потоки по своим масштабам превышают выбывающие потоки.
В миграционных потоках разным удельным весом представлены мужчины и женщины. Это также воздействует на демографическую обстановку и на структуру рабочей силы, поскольку мужчины и женщины владеют разными навыками, разными трудовыми возможностями. Из всех прибывших в республику в прошлом году мужчины составляли -44,8%, женщины - 55,2%.
На численность и структуру населения республики по-разному влияют миграционные связи с российскими регионами, со странами СНГ и с дальним зарубежьем. Все эти потоки объединяются под общим названием - «внешние республиканские миграционные связи». О масштабах и динамике международных миграционных связей РСО-Алания дают представление приведённые данные в табл. 4.
В табл. 4 отражена миграционная связь как с республиками бывшего Советского Союза, так и со странами дальнего зарубежья. Следует отметить, что в прибывающих миграционных потоках РСО-Алания страны дальнего зарубежья играют незначительную роль: всего за 2001-2012 гг. из стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья в Северную Осетию прибыло 17,9 тыс. чел., из них 97,4% составляли мигранты из стран бывшего Советского Союза, а остальные 2,6% - бывшие жители дальнего зарубежья.
В структуре выбывающих потоков вырисовывается иная картина: значительная часть мигрирующих из Северной Осетии уезжает в дальнее зарубежье. В период 2001-2012 гг. численность выбывших из Северной Осетии в страны СНГ, Балтии и дальнего зарубежья составила 2,3 тыс. чел, из них 64,6% уехали в бывшие республики СССР, а остальные 35,4% - в страны дальнего зарубежья.
Вместе с тем интенсивность международных миграционных связей Северной Осетии в последние годы значительно уменьшается. Однако изменение размеров прибывших и выбывших за границу происходят разными темпами.
За анализируемый период коэффициент прибытия уменьшился с 3,5 до 2,1 промилле. При этом коэффициент выбытия уменьшился лишь на 0,4 пункта - с 0,5 до 0,1 промилле
Таблица 4
Международная миграция населения Республики Северная Осетия-Алания в 2001-2012 гг.
Годы Абсолютные данные, человек На 1000 чел.
прибывшие выбывшие сальдо прибывшие выбывшие сальдо
2001 2503 376 2127 3,5 0,5 3,0
2002 1692 284 1408 2,4 0,4 2,0
2003 874 192 682 1,2 0,2 1,0
2004 1425 223 1202 2,0 0,3 1,7
2005 1762 288 1474 2,5 0,4 2,1
2006 2272 253 2019 3,2 0,4 2,8
2007 2983 195 2762 4,2 0,3 3,9
2008 1917 198 1719 2,7 0,3 2,4
2009 1299 187 1112 1,9 0,3 1,6
2010 1168 114 1054 1,7 0,2 1,5
2011 1498 105 1393 1,5 0,2 1,3
2012 1754 255 1499 1,7 0,2 1,4
Составлено по: Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб. / Росстат. - М., 2010; Демографический ежегодник России. 2012: Стат. сб./ Росстат. - М., 2012; Демографический ежегодник России. 2013: Стат. сб. / Росстат. - М., 2013.
Несмотря на уменьшение в международных миграционных связях Северная Осетия сохраняет положительное сальдо миграции. Это происходит за счёт бывших республик Советского Союза. С дальним зарубежьем Осетия имеет отрицательное сальдо миграции, объем которого за указанный период составил 2,1 тыс. чел. Среди стран СНГ и Балтии у Северной Осетии особо интенсивные и положительные миграционные связи с Грузией, Казахстаном, республиками средней Азии. Не очень интенсивное, но положительное сальдо миграции имеется также с Арменией, Азербайджаном, Украиной и т.д. Отрицательное сальдо миграции за указанный период зафиксирован лишь с Белоруссией. Такая тенденция прослеживается почти весь анализируемый период. Общее отрицательное внешнереспубликанское сальдо миграции в основном обеспечивается за счёт миграционных связей с другими субъектами РФ (табл. 5).
Таблица 5
Миграционные связи населения Северной Осетии с регионами Российской Федерации
в 2001-2012 гг.
Годы Абсолютные данные, человек На 1000 чел.
прибывшие выбывшие сальдо прибывшие выбывшие сальдо
2001 3271 5157 -1886 4,6 7,3 -2,7
2002 3171 5536 -2365 4,5 7,8 -3,3
2003 3472 6145 -2673 4,9 8,7 -3,8
2004 2493 5986 -3493 3,5 8,4 -5,2
2005 2695 5465 -2770 3,8 7,7 -3,9
2006 2519 5602 -3083 3,6 8,0 -4,4
2007 2678 6173 -3495 3,8 8,8 -5,0
2008 2511 6885 -4374 3,6 9,8 -6,2
2009 2313 6404 -4091 3,3 9,1 -5,8
2010 2957 7153 -4196 4,2 10,2 -6,0
2011 5223 12698 -7475 2,7 11,3 -8,6
2012 5327 12986 -7659 2,9 11,6 -8,7
Составлено по: Сайт «Северная Остетиястат». Официальная статистика. Население. - http://osetstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/osetstat/ru/statistics/population
Как видно из табл. 5, за 11 лет наблюдений из разных российских регионов в Северную Осетию прибыло 38 630 чел., выбыло же в эти регионы 86 190 чел., отрицательное сальдо составило 47 560 чел. При этом сальдо миграции с российскими регионами не только отрицательно за весь анализируемый период, но и существенно нарастает в последние три года (рис. 2).
Интенсивность прибытия из других регионов России в Северную Осетию, так же, как и из-за рубежа, в целом уменьшается. Так, если в 2001 году коэффициент прибытия из российских регионов в Республику Северная Осетия-Алания составил 4,6 промилле, то в 2012 г. он равнялся 2,9 промилле. Что же касается интенсивности выбытия в эти регионы, она, наоборот, увеличился с 7,3 промилле в 2001 г. до 11,6 промилле в 2012 году. В результате таких динамических показателей интенсивность отрицательного сальдо миграции увеличилась с минус 2,7 промилле в 2001 г. до минус 8,7 промилле 2012 году.
2001 2002 2003 2004 2005 2006
Источник: составлено по данным таблицы 5.
Рисунок 2.
Динамика общей миграции РСО-Алания с регионами Российской Федерации в 2001-2012 гг.
Внутри России самые масштабные миграционные связи Северная Осетия - Алания имеет с соседними регионами юга России, особенно со Ставропольским и Краснодарским краями, а также с Ростовской областью (табл. 6). С другими регионами имеются менее интенсивные миграционные связи. С большинством регионов России Республика Северная Осетия-Алания имеет отрицательное сальдо миграции.
Рассмотрим внутреннюю и национальную миграции, оказывающие существенное влияние на изменения демографической структуры, этнический состав, воспроизводство населения, социальное движение и другие стороны жизнедеятельности населения.
Таблица 6
Распределение мигрантов РСО-Алания по территории прибытия и выбытия в пределах Российской
Федерации в 2012 году, человек
Число прибывших Число выбывших Сальдо
Миграция с Российскими регионами - всего 2511 6885 -4374
В том числе: 368 1862 -1494
Центральный ФО
Северо-Западный ФО 143 615 -472
Приволжский ФО 167 322 -155
Уральский ФО 115 201 -86
Сибирский ФО 152 313 -161
Дальневосточный ФО 130 165 -35
ЮФО и СКФО 1436 3407 -1971
В том числе:
Республика Дагестан 136 90 46
Республика Ингушетия 106 942 -836
Кабардино-Балкарская Республика 230 220 10
Чеченская республика 96 75 21
Краснодарский край 153 638 -485
Ставропольский край 415 832 -417
Волгоградская область 69 80 -11
Ростовская область 153 384 -231
Составлено по: Сайт «Северная Остетиястат». Официальная статистика. Население. - http://osetstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/osetstat/ru/statistics/population
В течение многих лет население интенсивно перемещалось из сельских местностей в города. Такая тенденция была характерна как для России в целом, так и для Северной Осетии. Это уменьшало трудовой и демографический потенциал села. В последние несколько лет наблюдается обратная картина - люди интенсивно мигрируют в обратном направлении - из городов в села. Такую тенденцию можно считать положительным явлением как с точки зрения экономики, так и с точки зрения демографического развития.
В отдельных сельских районах РСО-Алания такая тенденция статистически заметна, однако в целом по региону пока наблюдается отстающая тенденция миграции из села в город.
Анализ изменения национальной структуры населения показывает, что в период 2002-2010 гг. в РСО-Алания заметно сократилась численность населения русской, армянской, грузинской, украинской, греческой и татарской национальностей (табл. 7).
Таблица 7
Национальный состав населения РСО-Алания в 2002-2010 гг.
Народ Численность, перепись 2002 года, человек (*) Численность, перепись 2010 года, человек
Осетины / 445 310 (62,7%) 459 688 (64,5%)
Русские \ 164 734 (23,2%) 147 090 (20,6%)
Ингуши / 24 442 (4,1%) 28 336 (4,0%)
Армяне \ 17 147 (2,4%) 16 235 (2,3%)
Кумыки / 12 659 (1,8%) 16 092 (2,3%)
Грузины \ 10 803 (1,5%) 9 095 (1,3%)
Турки / 2835 3383
Украинцы \ 5198 3251
Азербайджанцы / 2429 2857
Кабардинцы \ 2902 2802
Чеченцы \ 3383 2264
Греки \ 2332 1880
Цыгане / 1553 1684
Корейцы \ 1841 1458
Татары \ 2108 1411
Источник: Население Северной Осетии. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Северная_Осетия * Показаны народы c численностью более 1000 человек
В этой связи считаем, что для РСО-Алания важной задачей является работа по привлечению для постоянного проживания в регион русского и русскоязычного населения из государств - участников СНГ, прежде всего высококвалифицированных специалистов армянской, грузинской, украинской, кабардинской, чеченской и греческой и других национальностей.
Оценивая влияние миграционных потоков на половозрастную структуру населения, следует отметить, что в РСО-Алания на промежутке 2000-2013 гг. возрастная структура населения региона несколько ухудшилась. Так, численность лиц моложе трудоспособного возраста сократилась на 19,7 тыс. человек, при одновременном увеличении численности трудоспособного населения на 23, 5 тыс. чел. и численности населения пенсионного возраста на 8,8 тыс. человек. Как видно из данных табл. 8, в 2000 году удельный вес лиц старше трудоспособного возраста в общей структуре населения составлял 20,4%, а лиц моложе трудоспособного возраста - 23,3%. В 2013 году это соотношение изменилось в пользу пенсионеров и составило 21,3 и 20,1% соответственно. При этом доля граждан трудоспособного возраста также возросла с 56,3 до 58,6%.
Таблица 8
Возрастная структура РСО-Алания в 2000-2013 гг., тыс. человек
2000 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. к 2000 г.3
Численность населения, всего, тыс. чел.1 693,6 708,8 711,5 711,7 711,7 712,5 709,0 706,1 12,5
Из общей численности населения: моложе трудоспособного возраста 161,3 141,1 140,9 140,5 141,0 141,0 140,7 141,6 -19,7
в трудоспособном возрасте2 390,7 427,1 428,3 428,0 425,7 424,4 419,9 414,2 23,5
старше трудоспособного возраста 141,5 140,6 142,3 143,2 145,0 147,1 148,4 150,3 8,8
1 Оценка на 1 января соответствующего года.
2 Мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года.
3 Абсолютное изменение численности: «+» - увеличение численности населения,
«-» - уменьшение численности населения
Рассчитано по: Сайт «Северная Остетиястат». Официальная статистика. Население. - http://osetstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/osetstat/ru/statistics/population
В этой связи актуальным является анализ занятости в регионе. Данные таблицы 9 свидетельствуют об остроте молодежной безработицы среди сельского населения региона. Уровень зарегистрированной безработицы среди молодежи в возрасте 20-29 лет в сельской местности составляет 24,1%. Достаточно высокий уровень безработицы в селе и среди людей в возрасте 30-49 лет: 13,6%. А среди городского населения самый высокий уровень безработицы - 7,1% -среди лиц 30-49 лет.
Таблица 9
Уровень зарегистрированной безработицы по возрастным группам в РСО - Алания
в 2012-2013 гг., в %
Всего 20-29 лет 30-49 лет 50-59 лет
Городское население 3,5 2,1 7,1 5,3
Сельское население 18,6 24,1 13,6 17,5
Источник: Данные Комитета РСО-Алания по занятости населения.
Очевидно, что перед Правительством РСО-Алания стоит актуальная задача разработки миграционной политики. По нашему мнению, разработке подлежат как минимум, два альтернативных прогнозных сценария:
Сценарий 1. Поддержание сложившейся тенденции отрицательного миграционного потока с реализацией политики по созданию всяческих условий для выезда людей из региона, прежде всего в ближние и дальние регионы России. Эта политика касается, в первую очередь, образованной молодежи и лиц трудоспособного возраста. Организационно-управленческий механизм реализации такой миграционной политики хорошо просматривается в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года [12]. Констатируя факт крайне неблагополучной ситуации на рынке труда во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, разработчики Стратегии в качестве одного из «ключевых направлений в области развития рынка труда» считают необходимым «создание условий для развития территориальной мобильности граждан, а именно трудоустройство жителей Северо-Кавказского федерального округа в других регионах Российской Федерации [12, с. 16]. Для этого ими предлагается создание Агентства по трудовой миграции [12, с. 96].
И действительно, количество безработных в Северо-Кавказском федеральном округе в 2015 году может превысить 400 тыс. человек, а возможности по обеспечению занятости населения в округе на сегодняшний день существенно ограничены, поэтому одним из вариантов решения этой проблемы в среднесрочной перспективе может стать учреждение агентства по трудовой миграции. Такое агентство может быть учреждено как в составе института развития, так и в форме самостоятельной организации.
Основные функции агентства, согласно замыслу разработчиков Стратегии, должны распределяться по следующим направлениям: переговоры с работодателями; привлечение населения; организация переезда и проживания работников; контроль соблюдения прав работников [12, с. 96].
В рамках первого направления агентство может осуществлять следующие функции: поиск потенциальных работодателей вне Северо-Кавказского федерального округа (в первую очередь крупных государственных и государственно-частных строительных организаций); проведение переговоров об условиях привлечения рабочей силы из Северо-Кавказского федерального округа; заключение единого договора с работодателем.
Для привлечения населения Агентство может активно предлагать вакансии населению Северо-Кавказского федерального округа, в первую очередь безработным; заключать договоры с работниками на поиск вакансий.
В сфере осуществления контроля за соблюдением прав работников функциями агентства могут выступать: контроль соблюдения прав работников во время проведения работ, в том числе условий проживания, питания, соблюдения техники безопасности, соблюдения условий по зарплате; реагирование на жалобы работников.
В результате деятельности Агентства предполагается не только значительно сократить безработицу, но и занять до 10 процентов рынка рабочей силы в Российской Федерации (около 250 тыс. человек) [12, с. 97].
То есть реализация политики управляемой миграции населения из регионов СКФО вполне реализуема, поскольку она вписывается в утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации Стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Однако при этом следует четко представлять, что возрастная структура коренного населения региона претерпит дальнейшую деградацию, а естественный рост численности населения будут обеспечивать приехавшие из других регионов и стран СНГ мигранты. С одной стороны, спадет напряженность на рынке труда (сократится спрос прежде всего на высококвалифицированные рабочие места), будут стабильно ниже цены на жилье и услуги, однако с другой, - будет наблюдаться обезлюжи-вание сельской местности, сокращение численности студентов и образованной молодежи, падение качества городской среды, снижение инвестиционной привлекательности региональной экономики; возможно обострение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, рост теневой экономики и экономических преступлений, усиление коррупции и падение общественно-политической стабильности.
Считаем, что этот сценарий, может решить проблемы безработицы и стабилизировать общеэкономическое равновесие в среднесрочной перспективе, однако в целом он приведет к падению стратегической конкурентоспособности региональной экономики, под которой автором понимается система ее высших свойств в обозримой перспективе, обеспечивающая лидирующие позиции региона в мировых обменах и создающая условия для достижения высокого дохода собственникам всех видов капиталов на данной территории [13, с. 45-46].
Реализация стратегической конкурентоспособности региональной экономики невозможна без активной миграционной политики, направленной на привлечение в регион нового человеческого капитала. В этой связи рассмотрим второй альтернативный сценарий миграционной политики.
Сценарий 2. Реализация активной миграционной политики, направленной на создание устойчивого положительного миграционного потока из ближних и дальних регионов России, а также из-за рубежа. Эта политика касается, в первую очередь, образованной молодежи и лиц трудоспособного возраста. Она направлена на повышение качества человеческого капитала региона и качества жизни людей. Такая политика является инструментом реализации стратегии формирования конкурентоспособности региональной экономики.
Считаем, что системные качества конкурентоспособности достигаются на основе устойчивого экономического развития региона [13]. Говоря иначе, стратегическая конкурентоспособность региональной экономики - это внешнее системное свойство региона, возникающее при определенных условиях и как следствие его внутреннего свойства -устойчивости развития региональной экономики. К таким условиям относятся целенаправленно создаваемые региональной властью и инновационно ориентированным бизнесом системы воспроизводства и использования знаний, воплощения их в инновации; механизмы их расширенного воспроизводства и капитализации; положительная динамика развития передовых технологий в регионе, обеспечивающих устойчиво высокие темпы роста ВРП; наличие значимых
ниш на национальном рынке, а также механизмов проникновения регионального бизнеса на перспективные глобальные рынки [14, 15].
Точка зрения автора о взаимосвязи понятий общей и экономической конкурентоспособности региона и качестве жизни населения региона состоит в следующем:
1. Несмотря на существующую взаимосвязь между показателями экономического роста и индикаторами качества жизни населения, было бы неправильно полагать, что жизненные ценности людей обеспечиваются только факторами материального порядка. Следовательно, экономическая конкурентоспособность инновационно ориентированного региона - это ведущий, но не единственный фактор его общей конкурентоспособности, а рост экономики региона -лишь один из путей повышения качества жизни населения.
2. В XXI веке региональная экономика не может опираться только на внутренние факторы и источники развития. В силу целого ряда рыночно обусловленных причин региональным фирмам выгодно привлекать внешние ресурсы экономики, тем более, если это позволяет осваивать новые рынки сбыта. Благодаря усилению обменов меняется статус и положение региона в международном разделении труда, меняется структура и производительность региональной экономики, получает ускоренное развитие вся инфраструктура региона, происходит рост доходов собственников капиталов, растет благосостояние населения.
3. Принятие целостной трактовки конкурентоспособности инновационно ориентированного региона и ведущей роли человеческого капитала в системе факторов ее обеспечения существенно влияет на методологию формирования конкурентной стратегии региона, которая должна быть нацелена на повышение качества жизни людей (включая уровень жизни, качество образования и здравоохранения, качество окружающей среды, качество социальных отношений, качество трудовой и предпринимательской жизни, качество инфраструктуры) средствами достижения конкурентоспособности региональной экономики.
Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что за прошедшее десятилетие в РСО-Алания сложились неблагоприятные для конкурентоспособного социально-экономического развития региона миграционные потоки: во-первых, устойчиво нарастает поток лиц трудоспособного возраста, уезжающих в соседние и дальние регионы России; во-вторых, растет численность мигрантов из экономически менее развитых стан СНГ, приезжающих в РСО-Алания в поисках лучшей доли и надежде больших заработков. Это привело к выраженному изменению национальной, возрастной и социальной структур населения. Требуется разработка активной миграционной политики региона, целенаправленной на стабилизацию имеющегося и возвращение ранее выбывшего коренного многонационального населения Северной Осетии.
Считаем, что новому региональному правительству РСО-Алания, формирование которого должно произойти в 2015 году после переизбрания главы региона, необходимо четко определиться с механизмами модернизации экономики, ее инновационного обновления и достижения конкурентоспособного развития Северной Осетии, население которой - и цель, и средство развития. Следует переломить негативные тенденции миграции населения и направить все усилия на создание новых высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест. Такие задачи поставлены Президентом РФ, они прописаны в известных Указах Президента России 2012 года.
Организационно-управленческий механизм реализации активной миграционной политики, способствующей достижению стратегической конкурентоспособности региона, по нашему мнению, следует прописать и в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального, и соответствующей стратегии Республики Северная Осетия-Алания.
Список литературы
1. Россия и США - лидеры по числу мигрантов. - http://emigrant.name/novosti-immigracii/rossiya-ssha-lidery-migrantov.html
2. Миграционное движение населения: теория, политика, практика, перспективы / Под ред. Воробьевой О. Д., Топилина А.В. - М., 2013.
3. Локосова В.В., Рыбаковский Л. Л. Миграционные процессы в России. - М., 2014.
4. Каберты Н.Г., Гайтова А.Ф. Сущность и необходимость проведения региональной демографической политики // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. - № 2.
5. Каберты Н.Г. О Необходимости разработки и реализации миграционной политики, общей для Южной и Северной Осетии // Вестник Владикавказского научного центра. 2010. - Т. 10. - № 3.
6. Гуриева Л.К., Каберты Н.Г. Миграция в Республике Северная Осетия-Алания: итоги десятилетия // Миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов. Сборник Международной научно-практической конференции. -Ставрополь: СКФУ, 2014.
7. Демографический ежегодник России. 2013: Стат. сб. / Росстат. - M., 2013.
8. Демографический ежегодник России. 2012: Стат. сб. / Росстат. - M., 2012.
9. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб. / Росстат. - M., 2010.
10. Сайт «Северная Остетиястат». Население. - http://osetstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/osetstat/ru/statistics/population
11. Сайт «Википедия». Население Северной Осетии. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Северная_Осетия.
12. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р.
13. Гуриева Л. К. Конкурентоспособность инновационно ориентированного региона. - Владикавказ, 2008.
14. Гуриева Л.К. Система стратегий в государственном регулировании инновационной деятельности регионов // Инновации. -СПб., 2006. - № 3.
15. Гуриева Л.К. Новые подходы к инновационному развитию регионов // Гуманитарные и социальные науки. 2013. - № 5.