Миграционная ситуация на территории Дальневосточного федерального округа и борьба с преступлениями, совершаемыми иностранными гражданами на потребительском рынке
Р. В. ШИШКИН,
старший преподаватель кафедры уголовной политики (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Migration situation on the Territory of the Far Eastern Federal District and a Fight Against the Crimes Making by the Foreign
Citizens in a Consumer Market
R. V. SHISHKIN,
Senior Lecturer at the Department of the Criminal Policy (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся миграционной ситуации на территории Дальневосточного федерального округа и борьбы с преступлениями, совершаемыми иностранными гражданами на потребительском рынке.
Миграционная ситуация, государственная миграционная политика России, преступления, совершаемые иностранными гражданами в экономической сфере потребительского рынка, процессы миграционного потока, предпринимательская и хозяйственная деятельность, потребительский рынок как элемент экономической сферы, объект посягательств, демократизации и либерализации.
УДК 314.7:341.412.5
The article considers the questions relating to migration situation on the territory of the Far Eastern Federal District and a fight against the crimes making by foreign citizens in a consumer market.
Migration situation, state migration policy of Russia, crimes making by foreign citizens in an economic sphere of a consumer market, migration flow processes, entrepreneurial and economic activities, consumer market as an element of an economic sphere, object of encroachments, democratization and liberalization.
Закономерные процессы демократизации и либерализации определили современную государственную миграционную политику в России, что всецело отражает трудности нашего общественного развития последних лет, и поэтому носит в целом кризисный, остропроблемный характер, а связанные с ними проблемы получили иное звучание в Дальневосточном федеральном округе (далее — ДФО).
На современном этапе Указом Президентом Российской Федерации (далее — Президент РФ) от 3 ноября 2018 г. № 632 были внесены изменения в Указ от 13 мая 2000 г. № 849 «О внесении изме-
нений в перечень федеральных округов», которым в состав ДФО введены два региона — Республика Бурятия и Забайкальский край. Таким образом, ДФО увеличился. Теперь в составе округа 11 субъектов Российской Федерации (ранее было 9). Прежде всего такой подход со стороны руководства страны обращает внимание на пополнение численности ДФО, в том числе миграционной активности в перемещении граждан из других регионов на территорию ДФО, а также соотечественников, проживающих за рубежом.
Кроме того, Указом Президента РФ была утверждена государственная миграционная по-
литика России, в нем рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями настоящей Концепции при осуществлении своей деятельности в сфере миграции [1].
Однако этот правовой акт только вступил в законную силу и себя еще не проявил с точки зрения положительного воздействия на процессы миграции, сложившейся на протяжении последних десятилетий, как в целом по стране, так и на территории ДФО. Это выразилось в возникновении иных тенденций в рамках традиционных форм миграционного перемещения и соответствующей модификации долговременных проблем [2].
И поэтому заложенные и привычные процессы миграционного потока остаются на низком и неприемлемом уровне, что на руку иностранным гражданам, прибывающим (пребывающим) на территорию ДФО. В указе Президента РФ о государственной миграционной политике говорится, что центрами миграционного внимания для иностранных граждан становятся в первую очередь крупные экономически развитые приграничные территории Дальнего Востока. В том числе существенно возросла миграционная активность вблизи приграничных территорий. Такой миграционный поток становится, причиной негативных социально-экономических процессов, способствует проникновению членов криминальных и иных структур, все это может стать угрозой для Российской Федерации.
Вопрос времени: что будет дальше?
Потребительский рынок является элементом формирования экономики страны, где всегда и во все времена наступали правоотношения между государством, производителем, покупателем и продавцом. Поэтому сфера экономики всегда привлекала к себе особое внимание криминальных структур, создавая реальную угрозу экономической безопасности государства.
Законодательство (уголовное, административное, о защите прав потребителей и т. д.), регулирующее потребительский рынок, является сдерживающим фактором и механизмом защиты объектов посягательства, потребителей, покупателей, государства, а преступления, совершаемые на потребительском рынке, являются виновно уголовно наказуемыми противоправными деяниями (наравне с общеуголовными) [3].
Сегодня потребительский рынок как элемент экономической сферы становится объектом посягательств со стороны иностранных граждан, пребывающих на территории ДФО,
где они активно занимаются предпринимательской и иной хозяйственной деятельностью в нарушение российского законодательства.
В системе органов исполнительной власти важное место в обеспечении миграционной политики государства принадлежит правоохранительным органам, в том числе органам внутренних дел, чья роль существенно отличается от других органов исполнительной власти в сфере контроля над процессами миграции, в том числе иностранных граждан, пребывающих на территории России незаконно и совершающих преступления.
Анализируемый период с 2007—2017 гг. отражает криминогенную ситуацию в ДФО, в результате которого органами внутренних дел выявлено 2 248 преступлений, совершенных иностранными гражданами в экономической сфере потребительского рынка, доля нагрузки от общего количества совершаемых в данной сфере составила — 10 %.
Преступления, совершаемые на потребительском рынке, отнесены к сфере экономической деятельности. Не зря потребительский рынок является стратегически важной частью при формировании экономической системы нашего государства. Именно рынок определяет социальную стабильность посредством складывающихся отношений, влияя на жизнедеятельность общества и его отдельные элементы [3].
В результате политических настроений государственной политики происходят изменения в структуре правового регулирования миграционного процесса, в том числе идет процесс обновления функционального обеспечения органов внутренних дел, осуществляются функциональные и структурные преобразования служб и подразделений силовых структур — объединяющих в одно ведомство (например, Госнаркоконтроль РФ и УФМС России вошли структурными подразделениями МВД России и др.). Такое содержание необходимо для эффективного механизма и сконцентрированного воздействия на преступность, в том числе иностранных граждан.
В заключение можно сделать следующие выводы: потребительский рынок — это объект криминального воздействия со стороны иностранных граждан; рассматривать потребительский рынок как базовый элемент национальной экономики, важный фактор экономического роста страны и основу стабильности общества, производство и реализацию продукции, товаров и услуг должного качества; это определенная, регулируемая государством децентрализованная структура хозяйствующих субъектов; складывающиеся правоотношения между субъ-
ектами и объектами в сфере экономической деятельности.
Содержание борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка определяется как деятельность органов внутренних дел
по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений в сфере потребительского рынка, применению мер предупреждения, выявлению и устранению причин и условий совершения противоправных деяний.
Список литературы:
1. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы: указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622. Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 04.11.2018).
2. Шишкин Р. В. Особенности миграционных процессов и их влияние на состояние пре-
ступности в Дальневосточном федеральном округе // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22).
3. Шишкин Р. В. Некоторые особенности преступлений на потребительском рынке // Академическая мысль. 2018. № 3 (4).