миграционная
привлекательность региона (на примере республики саха
(якутия)
Т.С. МОСТАХОВА,
кандидат экономических наук,
заместитель начальника Комитета
по делам семьи и детства
при Президенте Республики Саха (Якутия)
д.В. ТУМАНОВА, научный сотрудник ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», аспирант Якутского государственного университета
В статье дан обзор миграционных процессов, их масштабов, структуры и результативности, необходимый для определения состояния демографической безопасности региона. Значительная потеря населения в результате миграционного оттока создает угрозу демографической безопасности. Особую значимость имеет миграция в районах Севера и Дальнего Востока, имеющих существенное геополитическое значение для сохранения национальной безопасности страны. Также проанализирована генетическая структура населения.
Ключевые слова: миграция, миграционная привлекательность, демографическая безопасность, депопуляция, генетическая структура.
Миграция населения, являясь специфическим демографическим процессом, издавна служила одним из ключевых факторов поддержания или восстановления демографического равновесия. В динамике региональных или локальных популяций всегда присутствует миграционный компонент [1]. Естественное движение населения обладает в достаточной степени инерционным характером, а для миграции свойственна более высокая степень реагирования на те или иные факторы. В результате миграционные потоки активно и быстро воздействуют на демографическую ситуацию, изменяя численность населения, состав населения по возрасту и полу, другие демографические структурные
характеристики. Миграционные процессы имеют весомое значение в формировании населения не только тогда, когда сальдо имеет положительный знак, но и когда они приобретают обратную направленность. Значительная потеря населения в результате миграционного оттока создает угрозу демографической безопасности и в аспекте уменьшения количественных параметров, и в плане сокращения потенциала роста населения региона. В связи с этим оценка миграционных процессов, их масштабов, структуры и результативности особенно необходима для определения состояния демографической безопасности региона.
Экономические аспекты миграционного движения заключаются в том, что благодаря трудовой миграции «облегчаются возможности региональных сдвигов в экономике за счет возможностей расселения мигрантов в нужных регионах, снижаются стоимость рабочей силы и общие издержки, с этим связанные, тормозится рост цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям, увеличиваются сбор налогов от заработной платы мигрантов и поступления в социальные фонды» [4, с. 448].
Особую значимость имеет миграция в районах Севера и Дальнего Востока, имеющих существенное геополитическое значение для сохранения
национальной безопасности страны. Мы солидарны с мнением Л. Л. Рыбаковского, известного эксперта в области миграции, что низкий уровень заселенности приграничных, а в первую очередь северных и восточных, регионов России связан с неспособностью государства защитить собственные территориальные интересы, а в итоге это «может привести к непоправимым геополитическим результатам» [3].
В отличие от Федерации в целом, где коэффициент миграционного прироста имеет положительное значение, Дальневосточный регион на протяжении последних двух десятилетий теряет свое население (табл. 1). Отрицательный коэффициент миграционной убыли хотя и несколько увеличился, но остается с отрицательным значением. Еще более сложное положение отмечается в Республике Саха (Якутия) - РС (Я). Хотя за 1990-2007 гг. коэффициент миграционного оттока несколько увеличился, но, тем не менее он в 2 раза больше, чем по Дальневосточному федеральному округу.
Иная ситуация складывается в миграциях городского населения. Российская городская местность хотя и с уменьшающимися показателями, но сохраняет положительное сальдо в миграционном обмене. На Дальнем Востоке миграционная ситуация обратная: городское население сокращается в миграционном обмене, хотя в последние годы уровень миграционных потерь в городской местности стал снижаться.
В Республике Саха (Якутия) динамика коэффициента миграционного прироста кардинально изменилась за последние 2 года. Если до 2006 г. городская местность республики теряла свое население за счет миграции, то в 2006-2007 гг. возник миграционный прирост. Причины изменений ситуации в городской местности в значительной
степени связаны с изменениями результативности миграционных процессов на селе. Село в Российской Федерации стало терять население в миграционном обмене все меньшими темпами; аналогична ситуация в Дальневосточном федеральном округе. А в Республике Саха (Якутия) центростремительные миграционные тенденции, наоборот, не изменяются. Более того, миграционные потери села стали еще большими. За 1990-2007 гг. коэффициент миграционной убыли увеличился в сельской местности республики в 2,89 раза. Это является, на наш взгляд, доказательством того, что на протяжении десятилетий не решаются вопросы повышения качества жизни сельского населения.
Изменение вклада миграционной составляющей в общий прирост численности населения РС (Я) по периодам времени связано, в первую очередь, с историей хозяйственного освоения территории. За 1960-2007 гг. сокращение чистой миграции произошло в середине 1960-х - начале 1970-х гг., после чего наблюдалось увеличение доли миграционной составляющей в общем приросте численности населения. Наибольшие значения миграционного прироста приходятся на середину 1970 - 1980 гг.
Возникший в 1990-х гг. в РС (Я) отрицательный миграционный отток был настолько существенным, что стало регистрироваться сокращение общей численности населения региона. Из региона, традиционно притягивающего население, как и все северные территории, РС (Я) стала регионом интенсивного миграционного оттока. Число прибывших в РС (Я) с 1990 г. и вплоть до 1998 г. постоянно сокращалось. Период роста данного показателя был непродолжительным и длился только в течение трех лет (1998-2000 гг.). В последние годы в республике вновь наблюдается увеличение потока
Таблица 1
Динамика миграционного прироста населения за 1990—2007 гг., на 10 000 чел.
Год
Регион 1990 1995 2000 2005 2006 2007 2007/1990
Все население
Российская Федерация 19 44 25 9 11 18 0,95
Дальневосточный федеральный округ -49 -188 -83 -32 -33 -23 0,47
Республика Саха (Якутия) -60 -219 -92 -49 -47 -49 0,82
Городское население
Российская Федерация 32 56 34 14 18 26 0,81
Дальневосточный федеральный округ -35 -160 -66 -29 -22 -6 0,17
Республика Саха (Якутия) -51 -229 -47 -34 8 49 -0,96
Сельское население
Российская Федерация -19 12 -1 -6 -7 -2 0,11
Дальневосточный федеральный округ -94 -274 -136 -42 -65 -73 0,78
Республика Саха (Якутия) -79 -199 -172 -75 -146 -228 2,89
прибывающих мигрантов, что связано с началом действия экономических мега-проектов.
В миграционном обороте РС (Я) доля внут-рироссийской миграции возросла с 73,8 % в 1990 г. до 97,2 % в 2007 г. Если не принимать во внимание внутриреспубликанскую миграцию, то доля миграции по России в 1990 г. составляла 58,1 %, а к 2007 г. возросла до 91,7 %. Доля республик бывшего СССР сократилась за эти годы почти в 5 раз. В 1990 г. доля мигрантов, прибывших и выбывших в страны СНГ и Балтии, составляла в миграционном объеме 41,7 %, а к 2007 г. снизилась до 8 %. Миграционный оборот республики с государствами дальнего зарубежья в настоящее время совершенно незначителен и составляет менее 0,3 %. Внутриреспубликанская миграция сохраняет преимущественную направленность потоков из сельской местности в городскую с ростом отрицательного сальдо сельской внутриреспубликанской миграции.
В возрастной структуре мигрантов в РС (Я) преобладает трудоспособное население, которое составляет 80 % объема миграции. Доля населения нетрудоспособного возраста за 1990—2005 гг. существенно возрастала (с 3,2 до 8,4 %), хотя в последние 3 года доля населения старше трудоспособного возраста в общем миграционном объеме стала несколько сокращаться (в 2007 г. — 6,3 %).
Динамика национальной структуры миграционного оборота характеризуется устойчивым повышением доли коренного населения, что вполне закономерно, учитывая региональную структуру миграционного обмена. По сравнению с 1990 г. в 2007 г. она увеличилась более чем в 1,7 раза. В то же время доля русских и представителей других национальностей сокращается.
К числу позитивных моментов в миграционной компоненте демографической безопасности, на наш взгляд, следует отнести увеличение доли внутренней миграции в общем объеме миграционных перемещений. Высокая доля в числе мигрантов трудоспособного населения также способствует демографической стабильности региона, действуя через омоложение демографического потенциала.
Увеличение доли коренного населения в национальном составе мигрантов также можно оценить как позитивный факт с той точки зрения, что мигранты других национальностей, особенно из дальнего и ближнего зарубежья, вряд ли могут составить стабильную основу демографического потенциала.
Важной структурной характеристикой миграции является так называемая генетическая структура населения — состав населения по месту рождения, времени вселения и продолжительности проживания на данной территории. Нам представляется, что ее вполне уместно использовать для оценки демографической безопасности региона. Население, длительное время проживающее на данной территории или являющееся ее уроженцами, создает более стабильную основу демографического потенциала, нежели население, часто мигрирующее. В связи с этим нам представляется необходимым дать некоторую характеристику генетической структуры населения, имея в виду ее значимость для оценки социально-демографической безопасности в регионе.
Генетическая структура включает доли в населении местных и неместных уроженцев; а среди неместных уроженцев — доли лиц, проживающих в месте постоянного жительства то или иное число лет. Эти показатели характеризуют не только общую подвижность, но и приживаемость новоселов в месте вселения, т. е. в первом приближении отражают миграционную привлекательность территории. Материалы переписей населения о распределении населения по продолжительности проживания в месте постоянного жительства свидетельствуют о том, что значительная часть населения РС (Я) участвовала в миграционных процессах. Особенно это характерно для горожан старше 30 лет, около 90 % которых хотя бы один раз меняли место жительства. В городской и сельской местности РС (Я) 61,7 % от общей численности населения проживают в месте постоянного жительства не с момента рождения (табл. 2). Для сравнения: аналогичный показатель для России составлял 51,1 %.
Возраст (лет) Все население Городское население Сельское население
1989 г. 2002 г. РФ - 2002 г. 1989 г. 2002 г. 1989 г. 2002 г.
Все население 61,7 47,0 43,6 70,8 58,2 43,3 27,4
В том числе в возрасте:
моложе трудоспособного 30,2 15,4 14,8 37,1 20,4 18,3 9,1
трудоспособном 78,0 57,6 46,2 85,5 67,7 60,5 36,4
старше трудоспособного 66,8 65,5 61,4 88,5 81,9 38,6 36,9
Таблица 2
Миграционная мобильность населения Республики Саха (Якутия) (доля лиц, живущих в данном населенном пункте не с момента рождения, в общей численности населения) по переписи 1989 и 2002 гг., %
Вообще для населения РС (Я) свойственна большая миграционная подвижность, нежели для РФ в целом. Доля проживающих в данном населенном пункте не с момента рождения в городской местности РС (Я) составляет 70,8 %, в сельской местности - 43,3 %.
По данным переписи населения 1989 г., в городском населении отмечалась высокая доля неместных уроженцев: от 37,1 % в возрасте до 15 лет до 92 % в группе 45-49-летних. Влияние территориальных передвижений населения на структуру сельских жителей было меньше, чем городских. Доля неместных уроженцев, максимальная в возрасте 35-39 лет, составляет 70,2 %. В составе городских жителей старше 15 лет и сельских в возрасте 20-54 лет преобладало население, изменившее место своего жительства в процессе миграционных перемещений.
Существенный вклад миграционных перемещений в формирование населения РС (Я) показали и результаты микропереписи населения 1994 г. Почти половина якутян (47,8 %) хотя бы раз в жизни сменили место жительства [2]. Почти пятая часть (17,4 %) живет в республике более 25 лет, 44,2 % - от 10 до 25 лет. То есть по сравнению с другими годами произошло существенное сокращение именно этой части населения; покинули республику наиболее адаптированные к суровым условиям Севера мигранты. Более трети (35,8 %) предыдущим местожительством назвали Якутию, т. е. оказались коренными якутянами (это число и раньше было таковым), 10,9 % - Украину, 7,5 % -Иркутскую область, от 2 до 5 % - Казахстан, Читинскую, Кемеровскую, Амурскую область, Красноярский край, Бурятию.
Значительный миграционный отток населения коснулся всех жителей РС (Я), что привело к заметному изменению генетической структуры населения. Сохранение доли неместных уроженцев говорит о снижении миграционной подвижности населения. По данным переписи населения 2002 г., более половины населения региона проживает в своем населенном пункте с момента рождения. Особенно это характерно для сельской местности республики, где доля неместных уроженцев в составе всего населения уменьшилась с 43,3 до 27,4 %. На снижение миграционной подвижности населения республики указывает и сократившаяся более чем в 2 раза доля населения младше трудоспособного возраста, живущего в данном населенном пункте не с момента рождения. В настоящее время РС (Я) по показателю доли населения, проживающего не с момента рождения в данном населенном пункте,
приблизилась к среднероссийскому уровню (43,6 %). Тем не менее и до сих пор показатели генетической структуры населения свидетельствуют о значительно большем вкладе миграционных процессов в формирование населения РС (Я) по сравнению с Российской Федерацией в целом. Миграционная компонента сохраняет свою значимость для демографической безопасности региона.
Понимание факторов повышения миграционной привлекательности дополняется причинами выезда мигрантов, которые указываются в статистических талонах выбытия. В основном таковыми являются причины личного, семейного характера (40,4 % выехавших в 2007 г.), выезд на учебу (23,5 %). В связи с работой выехало 17,2 %. Возвращение к прежнему месту жительства назвали в качестве причины выезда из республики 13,8 % выбывших мигрантов. Стоит отметить, что причины личного, семейного характера имеют обобщенный характер; в них фактически могут входить более разнообразные мотивы к отъезду, в том числе и неудовлетворенность уровнем жизни на Севере. Подробный анализ причин этого не входит в задачи настоящей статьи. Отметим только, что такое распределение причин отъезда мигрантов из РС (Я) подтверждает вывод о ее невысокой миграционной привлекательности для постоянного проживания, отсутствии надлежащих условий для закрепления населения, а также необходимость конкретных действий по повышению миграционной привлекательности региона. Среди них могут быть улучшение экономического климата в регионе, повышение качества жизни, развитие рынка труда. Перечень достаточно разнообразен; но в силу ограниченности объема статьи позволим себе далее остановиться только на таком существенном, на наш взгляд, моменте, как развитие экономики региона, создающее различные сферы применения труда и представляющее базу для последующего повышения качества жизни.
Миграционные тенденции последних лет непосредственно связаны с изменениями в социально-экономической политике республики. В связи с этим, на наш взгляд, стоит более подробно остановиться на Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия), поскольку именно в связи с этим документом будут определяться дальнейшие шаги в развитии экономики региона, которые в свою очередь окажут непосредственное воздействие на привлечение мигрантов в республику.
Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха
- 21
(Якутия) — долгосрочный документ развития, интегрирующий макроэкономические, социальные, отраслевые и территориальные аспекты стратегии развития региона на долгосрочный период. Схема скоррелирована с отраслевыми стратегиями развития ключевых направлений экономики Российской Федерации.
В качестве стратегических приоритетов экономического развития определены следующие:
• создание условий для стабильной работы действующих базовых отраслей;
• создание новых подотраслей горнодобывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса на базе реализации ряда крупномасштабных инвестиционных проектов;
• ускоренное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Основой стабильной работы базовых отраслей хозяйственного комплекса Якутии станет модернизация в них технологических процессов. В связи с исчерпанием запасов алмазов, возможных для добычи открытым способом, предполагается переход на подземную добычу алмазов. Планируется строительство трех и проектирование еще двух подземных алмазодобывающих рудников.
Россыпная добыча золота заменится на освоение рудных месторождений. Внедрение новых методов обогащения руд позволит начать разработку месторождений полезных ископаемых с низким содержанием ценных компонентов. Развитие дальнейших технологических циклов и внедрение новых технологий предполагаются в таких традиционных отраслях, как переработка древесины и продукции сельского хозяйства, в золото-сурьмяной и алмазогранильной промышленности.
Создание новых бюджетообразующих отраслей — второй стратегический приоритет развития республики. В этом направлении предполагается реализация крупнейших инвестиционных проектов, прежде всего, в топливно-энергетическом комплексе, на которых в первую очередь будет поставлен акцент в повышении миграционной привлекательности региона.
Особенности природно-ресурсного потенциала региона, имеющего значительные запасы углеводородного сырья, создают предпосылки для развития нефтегазовой промышленности. Более того — республика имеет выгодное экономико-географическое положение относительно стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обладающего значительной емкостью рынка потребления.
Крупнейшие нефтяные месторождения — Та-лаканское, Иреляхское, Среднеботуобинское и
22
другие — уже начали осваиваться компаниями ОАО «Сургутнефтегаз», АК «АЛРОСА», ОАО «Таас-Юряхнефтегазодобыча» и т. д. Начато строительство крупнейшего трансконтинентального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Планируется строительство газоперерабатывающего завода на основе Чаяндинско-Ботуобинской группы месторождений и магистрального газопровода из РС (Я) на Дальний Восток.
Развитие Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, состоящего из каскада ГЭС общей мощностью 8,5 тыс. МВт, станет главным проектом в электроэнергетике республики. Общая стоимость проекта оценивается в 361 млрд руб.
Схема предусматривает создание в Южной Якутии металлургического комплекса на базе месторождений железных руд. С учетом запасов коксующегося угля и возможностей электроэнергетики создаются условия для организации металлургического производства. К 2015 г. на базе данных месторождений должна быть создана первая очередь горнодобывающего комплекса с производственной мощностью 13—15 млн т железной руды и 5—6 млн т чугуна и стали к 2020 г.
Формирование опорной транспортной сети также является фактором вовлечения природно-ре-сурсного потенциала РС (Я) в экономику России и экономической интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящее время более 90 % территории РС (Я) имеет только сезонную транспортную доступность. Это обстоятельство в значительной мере является сдерживающим фактором для активности частного бизнеса по освоению перспективных месторождений, увеличивая бюджетные расходы. Ключевым проектом в создающейся транспортной системе станет железнодорожная линия «Беркакит—Томмот—Якутск». Схемой предусматривается также строительство пионерных железнодорожных линий, которые будут способствовать освоению перспективных месторождений Южной Якутии. Меридианаль-ная железная дорога будет дополнена широтной опорной сетью автомобильных дорог «Колыма», «Вилюй», «Амга», «Анабар». В результате около половины территории республики получит круглогодичное транспортное сообщение, сократятся расходы бюджета, отвлекаемые на досрочный завоз грузов.
Таким образом, анализ миграционных процессов в Республике Саха (Якутия) показал, что они оказывали существенное влияние на формирование населения и продолжают сохранять свою значимость в этом аспекте. Начиная с 1991 г.
миграционная составляющая общего прироста численности населения республики определяет его убыль. Во внутриреспубликанской миграции продолжается традиционный отток населения из сельской местности в города и рабочие поселки. Баланс по сельской местности в обмене с городским населением отрицательный, причем в последние годы наметилась тенденция к увеличению отрицательного сальдо сельской внутриреспубликанской миграции. Снижающиеся показатели интенсивности миграционного оборота отражают наблюдающиеся в РС (Я) изменения в миграционной подвижности населения. Генетическая структура населения РС (Я) по длительности проживания в одном месте указывает на преобладание населения, изменившего место своего жительства в результате миграционных перемещений. Анализ причин выбытия мигрантов свидетельствует об отсутствии в республике условий для закрепления населения и приживаемости мигрантов, т. е. о невысокой миграционной привлекательности региона. Характер миграционной ситуации обнаруживает необходимость в управленческих решениях, направленных на то, чтобы миграционная компонента не ста-
новилась фактором снижения демографической безопасности региона. С этой целью в РС (Я) предпринимаются определенные шаги по созданию новых производств, улучшению качества жизни на Севере, в частности реализация Схемы развития производительных сил Республики Саха (Якутия), которые окажут серьезное воздействие на развитие промышленного комплекса региона и создадут условия для изменения миграционных потоков в республику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Миграция и безопасность в России. — М.: Ин-тердиалект+. 2000. — 341 с.
2. Об основных итогах микропереписи населения 1994 года. — Якутск: Госкомстат Республики Саха (Якутия). 1995.
3. Рыбаковский Л. Л. Демографическая безопасность: геополитические аспекты. // URL: http://www.religare.ru/article10942.htm.
4. Рязанцев С. В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование. — М.: Формула права, 2007. — 576 с.