Рыбаковский О.Л., Мартыненко С.В.
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ
(Подготовлено в рамках проекта РГНФ № 12-02-00008)
Миграционная политика современной России, являясь частью демографической политики, должна охватывать все сферы жизнедеятельности. Это касается не только регулирования миграционных потоков, выдачи разрешительной документации и контроля над легальностью пребывания иммигрантов, чем в настоящее время преимущественно занимается Федеральная Миграционная Служба Российской Федерации (ФМС), но и целого комплекса мероприятий, направленных на достижение концептуальных целей и на решение стратегических задач в сфере управления миграционными процессами населения.
Политика в данной области может и должна распространяться и на формирование миграционной мобильности населения в странах массового исхода иммигрантов в Россию, и на процессы приживаемости, ассимиляции и (или) интеграции мигрантов. Безусловно, изолированно государственная структура, которая занимается в настоящее время решением связанных с миграцией задач, все эти проблемные сферы не охватит.
Значительная часть вопросов, та-
ких, например, как улучшение межгосударственного социально-экономического и политического сотрудничества, сближение культур, борьба с ксенофобией, воспитание толерантности, обучение русскому языку в странах исхода мигрантов в Россию и т.п., могут быть решены лишь совместными усилиями различных государственных и негосударственных организаций.
Миграционная политика дифференцирована по типам и видам миграции. Межгосударственная эмиграция, межгосударственная иммиграция и внутренняя межрегиональная миграция российского населения требуют различную и идеологию, и политику. Переселения (раздельно репатрианты, беженцы, вынужденные переселенцы, участники программ по воссоединению семей и экономически мотивированные переселенцы), трудовая миграция, образовательная миграция и т.д. также нуждаются в индивидуальном подходе, стратегии развития и специфических путях управления.
Давно назрела потребность провести географическое и национальное деление иммиграции в Россию на желательные или нежелательные
зоны въезда. Так уже делается много лет во всех государствах мира, от ОПЕК до ОЭСР, принимающих основные потоки мигрантов. При этом национальные интересы этих стран всегда ставятся выше законов о равенстве прав и возможностей людей всей земли. При выборе направлений миграционной политики необходимо учитывать, что до начала 2000-х гг. Российская Федерация была одновременно принимающей, отдающей и транзитной для мигрантов страной.
Со второй половины первого десятилетия XXI века Россия стала локальным миграционным реципиентом, так как практически исчерпала потенциал эмиграции в более развитые страны мира и локализовала круг стран-доноров до части бывших республик СССР и нескольких стран юго-восточной Азии (КНР, Вьетнам и т.п.). Сегодня миграционная привлекательность России в мире соответствует ее месту среди государств мира по уровню жизни и экономического развития.
Любое из направлений миграционной политики может быть поощряющим (стимулирующим), препятствующим (сдерживающим) либо нейтральным (нулевым, бездействующим). В зависимости от того, на какой стадии миграционного процесса проводится, какой стороной (отдающей или принимающей) осуществляется и на каком направление коридора миграции направлена выделяют следующие шесть основных направлений.
1. Иммиграционная политика государств — миграционных реципиентов
Эта политика сводится к достижению необходимых, либо максимально или минимально возможных
объемов постоянной, трудовой, образовательной миграции, к регулированию качественного состава миграционных потоков, географии их расселения (размещения). Также она направлена на агитацию и всяческое способствование к принятию гражданства лучшими представителями трудовой и образовательной иммиграции.
Большинство принимающих стран мира используют приоритетно-протекционистский подход при регулировании иммиграции. Государства приема не препятствует въезду тех категорий мигрантов, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Иммиграционная политика может включать следующие составляющие: политику протекционизма с использованием селективных критериев, количественного квотирования, политику контроля въезда и пребывания, географические и прочие приоритеты, финансовые ограничения и различные запреты.
Иммиграционная политика России на сегодняшний день дифференцирована, прежде всего, географически и исторически, — в отношении СНГ и прочих государств - миграционных доноров России.
В области трудовой миграции из-за рубежа эти различия проявляются в следующем. В границах СНГ постепенно формируется общий рынок труда и растет уровень миграционного сотрудничества. Временные трудовые мигранты сначала из Казахстана, Беларуси и Кыргызстана, а позже из Азербайджана и Армении, Молдовы и Украины, Таджикистана и Узбекистана, стали пользоваться безвизовым режимом пересечения границ Российской Федерации. Для них в 2006-2007 гг. упрощены процедуры получения разрешений на временное
проживание (уведомительный характер легализации) и работу, а их работодателям не нужно получать разрешений на использование иностранной рабочей силы. Трудовые мигранты из СНГ имеют право самостоятельно получать разрешение на работу по упрощенной схеме. Для работы у частных лиц трудовые мигранты из СНГ могут приобретать патент, стоимость которого составляет от 2 до 3,5 тыс. рублей, плюс ежемесячно нужно оплачивать госпошлину в размере 1 тыс. рублей. Все эти меры повышают уровень легализации трудовой миграции из СНГ.
Тем не менее, получение разрешения на работу для трудовых мигрантов из СНГ (кроме Беларуси и Казахстана) до сих пор остается достаточно трудоемким. Об этом можно судить либо по длине списка документов на официальном сайте ФМС, либо по стоимости его приобретения у различных фирм. Так, в апреле 2013 года стоимость содействия в получении разрешения на работу на один год в Москве или в Московской области составляла 18-21 тыс. рублей [1].
Кроме того, определенную трудность работодателям создает система квотирования иностранных работников. Количество квот утверждается Правительством Российской Федерации ежегодно по заявкам-запросам крупных компаний за 7 месяцев до начала года выделения квот. Система квот достаточно инертна, несовершенна, предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей и не всегда отвечает интересам быстро меняющегося рынка труда.
Политика в отношении трудовой миграции из прочих стран в России более жесткая, строго регламентируется двухсторонними соглашениями
и т.д. Прежде всего, с большинством этих стран предусмотрен визовый режим. Процесс получения разрешения на работу гораздо сложнее, чем для СНГ, а время и объем документов для этого - больше в разы. Разрешение действительно лишь в пределах одного субъекта Российской Федерации.
Для того чтобы понять, насколько сложно получить официальное разрешение на работу для жителей дальнего зарубежья, достаточно посмотреть на расценки и сроки работы фирм, занимающихся помощью в выдаче разрешений. К примеру, сроки получения разрешения на работу в Москве и Московской области в апреле 2013 года составляли до 75 рабочих дней, цены — не менее 40 тыс. рублей [2].
Иммиграционная политика более лояльна по отношению к трудовым иммигрантам — высококвалифицированным специалистам. Это общемировая практика. В апреле 2013 года стоимость услуги по оформлению разрешения на работу в Москве и Московской области на три года для высококвалифицированных иностранных специалистов была равна около 15 тыс. рублей, а срок выполнения данной услуги не превышал 20-ти рабочих дней [2].
Несмотря на достигнутый прогресс в работе ФМС, ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения [3, п.12].
При этом ужесточение миграционной политики, постоянно предлагаемое на самых высоких уровнях, как показывает мировой опыт, практически неизбежно ведет к росту нелегальной миграции. Тем нее менее, ФМС продолжает «завинчивать гайки», усложнять и без того изнури-
тельные процедуры регистрации.
Не имея возможности въехать в страну, пребывать и (или) устроиться на работу легально, трудовые иммигранты продолжают это делать в обход законов.
Переселения из-за рубежа
Этот процесс имеет несколько потенциалов:
1) соотечественники, проживающие за рубежом;
2) трудовые и образовательные мигранты, пребывающие в Российской Федерации;
3) другие категории жителей СНГ;
4) другие категории граждан прочих стран мира.
В отношении каждой из четырех групп иммиграционная политика различна. Кроме того состав постоянного населения России пополняется беженцами и участниками программ по воссоединению семей. Политика в отношении этих двух групп регламентируется международными нормами и российскими законами.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации 2012 года отмечается, что современное миграционное законодательство Российской Федерации, ежегодно совершенствуемое ФМС, не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов [3, п.11].
Сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов. В России практически «отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в стране про-
фессионально-квалификационными, социально-экономическими, демографическими, культурными и другими характеристиками» [3, п.13]. Тем не менее, несмотря на создаваемые ФМС трудности, постоянное население России с учетом поправок двух переписей населения (2002 г. и 2010 г.) ежегодно пополняется сотнями тысяч человек «миграционного происхождения». Только за пять лет 2006-2010 гг. Россия получила миграционный прирост в один миллион человек.1 Это по большей части экономически-мотивированные переселенцы из СНГ, переходящие в разряд граждан страны.
Наиболее эффективным механизмом переселений в Россию остается на сегодняшний день, к сожалению, не иммиграционная политика, а разрыв в оплате труда и уровнях жизни России и государств — ее миграционных доноров, катастрофическая ситуация на их рынках труда.
Из этого следует, что основным объектом иммиграционной политики в области переселений для России являются именно экономически -мотивированные переселенцы, потенциал которых, если судить по темпам роста численности населения стран Средней Азии, будет только нарастать в ближайшие годы.
В сложившейся миграционной ситуации особый режим благоприятствования должен быть создан в отношении переселений в Россию из-за рубежа представителей титульных народностей России. Титульные народы бывших республик СССР при условии прохождения минимального курса программы ассимиляции могут
1Все дальнейшие показатели без сносок, встречающиеся в данной работе, рассчитаны по официальной информации Росстата. Сайт: http://www.gks.ru
привлекаться в качестве трудовых мигрантов во все регионы страны с учетом ситуации на рынке труда. Гражданство России должны получать лишь достойные из них — ассимилированные и интегрированные, законопослушные, владеющие русским языком, востребованной профессией, высококвалифицированные специалисты, и по истечении определенного срока пребывания, например, трех лет.
Социологическими обследованиями, проведенными Международной организацией по миграции (МОМ) в 2002 и 2006 гг., установлено, что одна треть трудовых мигрантов хотели бы остаться в России на постоянное жительства, получить гражданство, и еще одна пятая часть ориентирована на длительное проживание [4; 5].
Аналогичную процедуру можно установить и для экономически-мотивированных переселенцев из числа титульных народов бывших республик СССР. Процедура получения российского гражданства трудовыми мигрантами из СНГ должна стать прозрачной и неизменной хотя бы на ближайшие десять лет. Режим благоприятствования с аналогичным отбором необходимо организовать также в отношении любой образовательной иммиграции из всех стран Содружества.
Следующую зону влияния миграционной политики России должны составлять страны — миграционные реципиенты российского и другого бывшего советского населения. Сегодня это, прежде всего, Германия, США, Израиль. В этих странах или в отношении этих стран должна проводиться активная репатриационная политика, учитывающая все проблемы, возникающие с бывшими согражданами СССР и РФ в этих государст-
вах. Безусловно, на их настроения влияют общеполитическая и социально-экономическая ситуации в современной России. Тем не менее, положительный опыт репатриационной политики имеется совсем рядом: Казахстан с 2001 г. успешно возвращает своих титульных представителей из России, стимулируя такие переселения экономически.
Еще одно направление миграционной политики России — страны — миграционные доноры из дальнего зарубежья. Это, в первую очередь, Китай и Вьетнам, а также Республика Корея. В отношении выходцев из этих государств официальная миграционная политика не обозначена, хотя неофициально ведется активное противодействие получению этими гражданами российского гражданства, что мотивируется национальными интересами Российской Федерации. До сих пор идут споры, нужны ли нам иммигранты из стран Юго-Восточной Азии. Сдерживание китайской миграции может обернуться экономическим проигрышем в ближайшие годы [6].
По нашему мнению, переселения из этих государств, особенно из сильной КНР в Россию, не нужны, поскольку китайцы — одна из самых плохо ассимилируемых наций в мире. Интегрировать их в принимающее общество России вряд ли удастся. Рабочая миграция из стран Юго-Восточной Азии нужна, но она нуждается в особой политике, содержащей специфический порядок регламентирования и контроля.
Китайская трудовая миграция не должна допускаться в приграничных с КНР районах России: трудовые контракты необходимо заключать лишь во внутренних территориях, а заселение приграничной зоны россиянами и репатриантами необходимо
объявить приоритетной задачей миграционной политики России.
Следует отдать должное — в новой Концепции миграционной политики 2012 года этой проблеме уделено много внимания, и во второй и третий этапы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации включены задачи по повторному заселению Дальнего Востока и Сибири. Предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока и в дальнейшем обеспечить миграционный приток населения в эти районы [3, п. 30 и п. 32].
2. Внутренняя миграционная политика
Эта политика, обращенная, главным образом, на межрегиональную миграцию населения, представляет собой совокупность направлений и мер, аналогичных межгосударственной миграции населения. Отличия первой от второй состоят в том, что цели у внутренней миграционной политики России иные, да и для перемещений и работы внутри страны гражданам Российской Федерации не требуется больше никакой разрешительной документации. После развала СССР, «лихих 90-х» и войн на Северном Кавказе число возвращенцев из территорий Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также вынужденных переселенцев в России сократилось.
На первый план вышли экономически-мотивированные миграции: трудовая миграция и переселения из депрессивных регионов страны в успешно развивающиеся. В тех же направлениях пошли потоки образовательной и прочих миграций. Направления межрегиональной миграции
населения начали практически функционально предопределяться законами рынка, различиями в уровне и условиях жизни и труда в регионах России. Стихийная внутренняя миграция привела к комплексу серьезных проблем.
В сложившейся ситуации регулирование внутренней, прежде всего, межрегиональной миграции стало одним их приоритетных направлений миграционной политики России. Как справедливо отмечалось в 2012 году в Концепции государственной миграционной политики, «население Российской Федерации отличается более низкой территориальной мобильностью в сравнении с другими странами, что связано с большими издержками на переселение, неразвитостью транспортной сети, ограниченностью и высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения» [3, п.10].
Следовательно, для того чтобы решить эти проблемы государство должно предложить и реализовать систему экономических мер стимулирования и формирования потоков населения, направленных в стратегически важные регионы для обеспечения их демографической и экономической устойчивости, а также интересов национальной безопасности. Эта политика должна находиться «в тесной взаимосвязи с программами социально-экономического развития этих регионов и преодолением экономических барьеров миграции» [7].
В связи с этим обратимся к Программе содействия переселениям соотечественников, которая работает пока не достаточно эффективно. Несмотря на то, что потенциал соотечественников за рубежом стремительно тает, а их доля во всех потоках в Россию продолжает сокращаться, эта
категория потенциальных иммигрантов была и остается наиболее желательной для России. Страны мира, активно использующие репатриацию, предоставляют своим соотечественникам гораздо больше, чем просто содействие в переезде и трудоустройстве.
Безусловно, нельзя предлагать иммигрантам больше, чем собственным гражданам, но очевидно, что без предоставления серьезных преференций и решения жилищных проблем (например, найма жилья с возможностью последующего выкупа), ощутимых результатов не достигнуть. Если существенно повысить мотивацию соотечественников - иммигрантов, то необходимо и нацелить данные людские потоки на окраинные регионы России, заселение которых актуально, геополитически важно на сегодняшний день. Из числа пилотных регионов давно уже пора исключить лидеров экономического роста: приток мигрантов туда идет и без помощи каких-либо программ.
Необходимо также подчеркнуть, что при решении в России стратегических переселенческих программ содействие в смене места жительства должно касаться в равной степени как иммигрантов — соотечественников из-за рубежа, так и внутренних межрегиональных мигрантов — россиян. В число участников таких программ, на наш взгляд, могут быть включены и долговременные трудовые мигранты из СНГ, нацеленные на переселение в Россию, законопослушные и владеющие русским языком. Подобные меры позволят улучшить межрегиональную миграционную ситуацию в России, приблизят решение геополитических задач страны, направленных на смещение вектора развития на Восток, усилят стратегически важные окраины госу-
дарства.
В России усиливается дисбаланс в распределении населения по всей территории. Сверхконцентрация населения, подпитываемая иммиграцией из-за рубежа и из других регионов России, не только сохраняется, но и усиливается в расширяемой Москве и Санкт-Петербурге.
Единственный внутренний потенциал межрегиональной миграции в современной России — перенаселенные республики Северного Кавказа. Но эти субъекты Российской Федерации имеют пока достаточно низкую мобильность сельского населения, вследствие чего жители этих территорий, пользуясь терминологией великого русского историка-аналитика В.О. Ключевского, не переселяются по всей стране, а расселяются лишь вширь (как, например, Москва) в смежные регионы, создавая, порой, почву для межэтнических, межрелигиозных и межконфессиональных конфликтов. На наш взгляд, для внутренних переселенцев и трудовых мигрантов — этнических мусульман с Северного Кавказа можно использовать «шведский метод миграции», сводимый к схеме «одна семья — один населенный пункт». Подобная схема противодействует созданию анклавов, вынуждает переселенцев ассимилироваться и интегрироваться в среде приема, быстро выучить язык и т.п. Подобный опыт имеется в ряде российских регионов (например, в Пензенской области). Подобную схему можно и нужно развивать.
Иммиграционная политика в отношении беженцев регламентирована многочисленными международными законодательными актами, конвенциями и обусловлена гуманитарными соображениями, вследствие чего объемы иммиграции беженцев
определяются каждой развитой страной мира индивидуально, в зависимости от ее финансовых возможностей. В 1990-е годы в Российской Федерации получили статус беженцев и вынужденных переселенцев около 1,5 млн. человек, большая их часть — из бывших республик СССР.
Часть беженцев 1990-х гг. использовали Россию в качестве транзита в более развитые страны мира, но когда ситуация была взята под контроль, эта форма миграции пошла на убыль. Сейчас Россия принимает менее 10 тыс. беженцев в год. Проблема беженцев для России перестала быть столь актуальной, как в 1990-е гг. ХХ века. Для сравнения США, численность населения которых более чем в 2 раза превышает численность населения России (в 2010 году 310 млн. человек против 143 млн.), принимают ежегодно не менее 150 тыс. беженцев со всего мира [8].
В отношении участников программ по воссоединению семей: в июне 2009 года вступил в силу закон, облегчающий получение гражданства одного из родителей, если второй — гражданин России. Получить разрешение на временное проживание в России иностранному гражданину или лицу без гражданства, у которого имеется ребенок — гражданин России, теперь можно вне квоты. Если у такого лица есть и другой ребенок без российского гражданства, разрешение на временное проживание совместно с родителем несовершеннолетний получает автоматически [9].
3. Политика в области адаптации
и интеграции иммигрантов в государствах — миграционных реципиентах
Эта политика устремлена на все слои принимающего общества, а не
только на иммигрантов. Государство пытается воспитывать своих граждан и иммигрантов в духе толерантности к иным культурам и национальностям, борьбы с дискриминацией. Вследствие этого интеграцию можно рассматривать как обоюдный процесс: принимающее общество должно всячески помогать адаптироваться всем долговременным иммигрантам, собирающимся стать гражданами страны приема, а сами иммигранты должны стремиться интегрироваться в это общество, уважать его традиции и культуру.
Основная цель интеграции иммигрантов может достигаться различными путями, крайности которых -полная ассимиляция и мультикуль-турализм, или культурное разнообразие. В любом случае, иммигранты, если они собираются жить постоянно в стране приема и стать ее гражданами, должны как минимум владеть официальным языком принимающей страны. Также они обязаны знать и принимать ценностные ориентиры страны приема (конституцию, культуру и т.п.), быть способными вступать во взаимоотношения с местными жителями, представителями организаций, обеспечивающими им доступ к рынку труда, здравоохранению, системе образования и т.п.
Политика интеграции в странах — миграционных реципиентах мира касается тех групп иммигрантов, которые либо сами хотят стать гражданами страны, либо их к этому подталкивает принимающая сторона. Таким образом, политика интеграции распространяется на:
• всех переселенцев (экономически — мотивированных, по программе воссоединения семей, беженцев, репатриантов);
• потенциальных постоянных жителей из числа временных высо-
коквалифицированных работников;
• лучших из числа обучающихся.
В отношении временных неквалифицированных рабочих, в первую очередь сезонных, такая политика не проводится, хотя отдельные ее элементы затрагивают и эти группы иммигрантов.
Стратегией интеграционной политики может быть ассимиляция либо мультикультурализм. Общества, уже имеющие в составе своих граждан или постоянного населения в значительном количестве и в заметном процентном соотношении представителей титульных национальностей иных государств, так или иначе, стоят перед проблемой мультикуль-турализма. Ассимиляция — это потеря иммигрантами своих отличительных черт, базовых ценностей и образа жизни, замена их на общепринятые у местного населения. Наиболее «жесткая» ассимиляция применяется в интеграционной политике Франции и Дании.
Направлениями миграционной политики в отношении иностранцев в этих странах являются ограничение числа иностранцев и ужесточение требований к их финансовым ресурсам; ускорение интеграции иностранцев, уже проживающих в стране.
Второе направление политики интеграции — мультикультурализм. Его основные принципы: «соблюдение прав человека независимо от места его рождения, защита от дискриминации на почве расы, национальности, гражданства, а также толерантность к иной культуре, всеобщее право на сохранение и поддержание своих культурных особенностей». Типичные мультикультурные государства — Канада, Австралия, Новая Зеландия, США, Швеция — строят свою политику интеграции,
опираясь на следующие принципы:
• культурное многообразие обогащает и делает более жизнеспособным принимающее общество;
• все культуры между собой равны;
• любая культурная автономия признается, если она не противоречит общим базисным ценностям всего общества.
Страны «жесткой» ассимиляции и всеобщего мультикультурализма в мире составляют скорее исключение, чем правило. Большинство развитых стран мира, являясь миграционными реципиентами, вынуждены жить в условиях сосуществования многих культур и в своей интеграционной политике имеют элементы ассимиляции и мультикультурализма.
Адаптация и интеграция в России должны проводиться дифференцировано. Если трудовым мигрантам нужен лишь ликбез русского языка (экзамен уже введен) и правил поведения, то будущим гражданам России, каким бы видом миграционного потока они не были занесены, необходима интеграционная программа. Новые граждане России из числа иммигрантов, будь-то экономически-мотивированные переселенцы, участники программ по воссоединению семей, репатрианты или беженцы, должны знать русский язык, основы российской культуры и законодательства (ценности общества). Если потенциальный гражданин этими знаниями не владеет, не может сдать «интеграционный ЕГЭ», то он обязан пройти бесплатные государственные курсы обучения. В противном случае гражданство предоставляться не должно.
Несмотря на то, что перспективы политики интеграции в современной России остаются достаточно неопределенными, много полезных шагов в
улучшении этого направления можно сделать уже сейчас. В частности, российское государство может и должно взять на себя миссию борьбы с ксенофобией. Часть деятельности, связанной с интеграцией мигрантов и обеспечением их прав, должно быть передано неправительственным организациям и органам местного самоуправления [7].
Правительство Российской Федерации признает, что результатом отсутствия государственных программ адаптации и интеграции является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам. Решение проблем адаптации и интеграции затрудняется неоправданной сложностью получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации [3, п.17].
4. Эмиграционная политика
государств — миграционных реципиентов
Такая политика в странах исхода либо потенциального исхода мигрантов может быть направлена на повышение либо снижение миграционной мобильности населения стран эмиграции по конкретному парному направлению (коридору) миграции.
Это может быть антиэмиграционная политика. Например, Германия поддерживает диаспоры этнических немцев в Казахстане, удерживая их от эмиграции в ФРГ.
Это также может быть политика подготовки новых мигрантов, обучение их языку, юридическому и культурному ликбезу страны входа, осведомления о наличии рабочих мест, о процедурах, о возможностях взять кредит и т.п.
Эмиграционная политика государств — миграционных реципиен-
тов в странах исхода подразумевает превентивную политику, сотрудничество принимающей иммигрантов страны со страной их выбытия, с международными и негосударственными организациями.
Эмиграционная политика государств — миграционных реципиентов в странах исхода либо потенциального исхода мигрантов Россией практически не проводится. Кроме информации на сайте ФМС о порядке получения разрешений на труд и вакансий, все прочие необходимые сведения потенциальные иммигранты в Россию в своих государствах черпают либо из платных рекрутинговых агентств, либо со слов родственников, знакомых, соседей, уже пребывающих в России либо вернувшихся обратно, т.е. через так называемые миграционные сети. Кредит на билет до России за счет российских работодателей пока не практикуется, хотя местные банки такие услуги своим гражданам уже начали предоставлять. Школы обучения русскому языку в странах потенциального исхода мигрантов также пока в проекте.
5. Эмиграционная политика
государств — миграционных доноров
Эта политика в своих странах может быть направлена на поощрение, финансовый и прочий контроль или сдерживание эмиграций, как переселений, так и трудовой.
Эмиграционная политика поощрения предполагает способствование эмиграции всего населения как в рамках общей стратегии развития (например, как это делается в Египте), так и в случае наступления форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий и т.п.); содействие трудовой эмиграции в случае напряженности
на рынке труда.
Эмиграционная политика контроля предполагает отслеживание поступлений денежных средств от эмигрантов в страну как их родственникам, так и в виде налогов. Эмиграционная политика сдерживания предполагает запрет или сдерживание эмиграции административными и прочими инструментами, в том числе сдерживание трудовой эмиграции в случае нехватки рабочей силы внутри страны.
Относительно России как миграционного донора вопрос эмиграционной политики уже практически не актуален. Отток населения на Запад иссяк как вследствие исчерпанности эмиграционного потенциала (прежде всего каналов «утечки умов» и «утечки невест»), так и вследствие резкого ужесточения правил приема выходцев из бывшего СССР в развитых государствах мира.
В некоторых странах существуют ограничения на эмиграцию: например, из Беларуси — лиц призывного возраста, из ОАЭ — женщин титульных национальностей детородного возраста.
В России таких запретов нет, поэтому некоторые обеспеченные граждане предпочитают отправлять своих сыновей учиться за границу до 27-милетнего возраста. Нет в России и политики, препятствующей вывозу за рубеж репродуктивного контингента, де-факто — генофонда России. Интернет, напротив, забит предложениями легко и быстро выйти замуж за иностранца, предлагаются содействие, сопровождение, туры, пробные приглашения и т.п.
Государство пока с этой антинациональной пропагандой, к сожалению, не борется.
С «утечкой умов» из России также поделать практически ничего нельзя:
одной высокой зарплатой можно переманить, пожалуй, лишь недолговременных трудовых мигрантов. Те ученые, которые покинули Россию, сделали это не только из-за высокой зарплаты. Здесь важны еще и достойные максимально совершенные условия труда, общий уровень жизни в стране и т.п.
6. Реэмиграционная политика стран приема мигрантов
Эта политика направлена на стимулирование возвращения эмигрантов на Родину, приобретения или повышения профессиональной или образовательной подготовки эмигрантов за рубежом. Существует три основных вида программ: программы материальной компенсации, программы профессиональной подготовки и программы экономической помощи странам массовой эмиграции.
Реэмиграционная политика в отношении иммигрантов из СНГ для России пока не актуальна. Хотя не исключено, что в будущем к ней придется обратиться, если доля иммигрантов, в особенности этнических мусульман, начнет «зашкаливать».
Мировой опыт прямой реэмигра-ционной политики, в основном, отрицательный. Так, Германия тщетно пыталась избавиться от чрезмерного наплыва турецких рабочих, захлестнувших страну после подписания двухстороннего «Трудового пакта 1961 года». Им предлагались «подъемные» для возвращения на Родину, создавались новые рабочие места в Турции и т.п. — ничто не возымело должного эффекта.
Позже развитые страны мира и транснациональные корпорации нашли способ, как снизить миграционное давление из развивающихся
стран. Это — вынос производства и различия в таможенных пошлинах на готовую продукцию и на ее составляющие. Все развивающиеся страны мира теперь пронизаны насквозь сетями по сборке машин, бытовой техники и т.п. Их рынки труда и сбыта насыщаются, и потребность в эмиграции снижается. Такая политика, несмотря на кажущуюся позитивность, тормозит развитие технического прогресса в развивающихся странах.
* * *
Таким образом, в России на сегодняшний день основной упор в работе ФМС приходится на иммиграционную политику. Создается и усложняется система фильтрации мигрантов, ужесточаются правила пребывания иммигрантов и наказания за нелегальную миграцию, но при этом облегчаются процедуры легализации пребывания и работы. Особый режим благоприятствования создается для соотечественников, а также выходцев их Казахстана и Беларуси. Льготный режим также действует в отношении выходцев из других стран Содруже-
ства независимых государств.
«Зеленый свет» в ускоренном получении разрешительной документации и в получении гражданства «горит» для высококвалифицированных специалистов, способных участников образовательной иммиграции, долговременных трудовых мигрантов, адаптированных и интегрированных в российское общество.
Спектр проблем внутрироссий-ской миграции Правительством Российской Федерации обозначен. Начали предприниматься конкретные шаги по их решению в части повторного освоения Дальнего Востока и юго-востока Сибири. Программы адаптации трудовых мигрантов находятся в стадии разработки, а интеграции потенциальных или «новоиспеченных» граждан России — лишь на стадии предварительного обсуждения.
Комплекс проблем вследствие пробуксовки программы интеграции растет в России «как снежный ком», но, как у нас принято говорить, «пока гром не грянет — мужик не перекрестится».
Литература
1. URL: http://agentstvo-kontakt.narod.ru/
2. URL: http://grajdanstva.net/razreshenie-na-rabotu/dalzar
3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://news.kremlin.ru/news/15635
4. IOM. World Migration Report 2008: Managing Labour Mobility in the Evolving Global Economy. Geneva, Switzerland: International Organization for Migration. 2008.
5. IOM. 2009. The Impact of the Global Crisis on Migration. The IOM Policy Brief Memorandum №1, January 12, 2009.
6. Авдеев Ю.А. Управлять миграцией или строить мигрантов? (О стратегии и региональной миграционной политике) // Стратегическое планирование на межрегиональном, региональном и городском уровнях: каким будет Дальний Восток после кризиса. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». — 2010. — № 207. — С. 90-104.
7. ИвахнюкИ.В. Перспективы миграционной политики России: выбор верного пути. — М.: МАКС Пресс, 2011.
8. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ статья «Беженцы».
9. URL: http://www.rg.ru/2009/07/01/grajdanstvo.html