УДК 911.3:314.7
П. В. Василенко
миграционная картина псковского региона с середины XIX века до распада СССР
Псковская область — регион, в течение длительного времени подверженный депопуляционным процессам. При этом сверхвысокая естественная убыль во многом связана с повышенной долей населения в старших возрастных группах, тогда как вследствие миграционной убыли регион теряет в основном молодёжь. Уменьшение населения вследствие миграционного оттока не является новым явлением в демографической картине Псковского региона. Актуальность темы объясняется тем обстоятельством, что сегодняшнее демографическое положение Псковской области стало прямым следствием процессов, происходивших с середины XIX в. до распада Советского Союза. Цель работы — выявить роль миграции населения в демографической картине региона в этот период, рассмотреть обстоятельства, оказавшие влияние на миграционный обмен населения. Выбранный временной интервал исследования вызывает интерес с нескольких точек зрения: во-первых, в этот период появился постоянный статистический учёт населения; во-вторых, на этот период пришёлся пик промышленного развития региона; в-третьих, на этот временной интервал пришёлся максимум численности населения региона за всё историческое время. Почему Псковский регион не смог удержать своё достаточно многочисленное ещё век назад население? Будучи первоначально расположенным на политическом и этническом рубеже, регион оказался в последующем в «депопуляци-онной яме» между главными в стране центрами притяжения рабочей силы.
Ключевые слова: миграция, миграционная картина, сальдо миграции, отходничество, переселенчество.
Депопуляция Псковской области — длительный процесс, измеряющийся несколькими десятилетиями. Уменьшение населения происходит не только за счёт естественной, но во многом и миграционной убыли. Кратковременное улучшение показателей естественного движения в последние годы не вселяет оптимизм, так как, согласно половозрастной структуре населения, в ближайшее время ожидается падение показателей рождаемости и увеличение смертности, поэтому решение демографического кризиса Псковской области видится возможным только за счёт привлечения мигрантов. По сравнению с принятыми мерами по увеличению рождаемости политика, направленная на привлечение мигрантов, обладает рядом преимуществ: 1) основную массу мигрантов составляют люди в трудоспособном возрасте; 2) возможно администрирование миграционных потоков, перенаправление мигрантов в наиболее кризисные в демографическом плане районы; 3) значительное количество мигрантов составляют люди детородного возраста; 4) масштабы обратной миграции не прижившихся новосёлов могут оказаться ниже, чем масштабы миграции новорождённых через 20-25 лет. Разработка мер по привлечению мигрантов в Псковскую область и увеличению численности потока неизбежно сталкивается с вопросом оценки предпосылок текущей миграционной картины. Для ответов на эти вопросы необходимо рассмотреть Псковскую область с точки зрения населения и причин, которые привели его в движение, в историко-географическом аспекте.
Миграция населения, согласно современным определениям, предполагает в первую очередь пересечение административных границ, поэтому рассматривать какой-либо период миграционной истории региона необходимо, прежде всего, в контексте его географического положения, ближайшего окружения и территорий, с которыми происходит миграционный обмен. Псковская область входит в исторически сложившийся Северо-Западный район страны, что подчёркивается современной структурой миграционных связей региона: половина всех выбытий и прибытий приходится на долю Северо-Запада России.
В формировании миграционной подвижности населения большую роль играет транспортная сеть региона. Вследствие расположения на пути в Европу и Прибалтику в непосредственной близости от столиц, уже к концу 50-х гг. XIX в. в Псковской губернии насчитывалось более 300 вёрст мощёных камнем дорог, что составляло часть всех шоссейных дорог России. Дороги соединяли крупные города — Санкт-Петербург, Ригу, Варшаву, Киев. С середины XIX в. в России начинается массовое строительство железных дорог, которое затронуло и Псковскую губернию. В 1862 г. закончилось строительство Петербурго-Варшавской железной дороги, которая прошла через Плюссу, Струги Белые, Псков, Остров (последние два ростом торговли населения во второй половине XIX в. обязаны именно железной дороге). Крепостные крестьяне, занятые в строительстве, принадлежали как Псковской губернии, так и Петербургской, Витебской, Виленской. История железнодорожного строительства на Псковщине продолжилась прокладкой линии Псков — Рига в 1886-1888 гг., которая связала регион с прибалтийскими портами. Помимо экономической выгоды, открытие сообщения способствовало росту населения Печор. В строительстве, помимо псковских, участвовали также новгородские, смоленские и витебские крестьяне. На рубеже XIX-XX вв. южную часть региона соединила с Москвой и Вентспилсом железная дорога Москва — Крейцбург — Виндава. Дорога прошла через Торопец (на тот момент он был в составе Псковской губернии), Кунью, Великие Луки, Новосо-кольники и к тому времени не входящий в состав губернии Себеж. Великие Луки, оказавшиеся на полпути от столицы к порту, получили толчок к промышленному развитию, что стимулировало рост населения преимущественно за счёт миграции. Построенные во второй пол. XIX в. железнодорожные пути сформировали транспортный костяк Псковской губернии, определив основные направления перемещения грузов и пассажиров. С этого момента у жителей Псковщины появилась возможность при отсутствии работы отправиться за пределы региона.
Между тем, население Псковской губернии к 70-80 гг. XIX в. приблизилось к 900 тыс. чел. Переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям в деревне вкупе с выделением небольших наделов и масштабной индустриализацией после отмены крепостного права в 1861 г. привёл в движение массы крестьян. Оказавшись в результате реформы со значительно урезанными наделами, либо наделами с низкой плодородностью на и без того сложных в сельскохозяйственном плане ландшафтах Псковщины, они были вынуждены искать средства для выкупа земель и существования. Вторая половина XIX в. ознаменована ростом масштабов отходничества — временной миграции крестьян из деревни с целью заработка. По сравнению с дореформенным периодом, к концу столетия численность крестьян в губернских городах выросла в 9,5 раз — с 3,3 тыс. до 31,1 тыс. [7]. Мобильность повышалась и в голодные для Псковщины годы — 1879-1881 гг.,1891 г., когда росло число от-
ходников. Сельское население становится основными пассажирами железных дорог Псковщины.
Промышленный переворот требовал всё больше вольнонаёмных рабочих. На Северо-Западе сформировался Петербургско-Прибалтийский промышленный район. Его центрами стали портовые Санкт-Петербург, Нарва и Рига. Петербургская и Лифляндская губернии входили в число наиболее промышленно развитых областей империи в XIX в., преимущественно за счёт Санкт-Петербурга и Риги. Экономика района, помимо текстильной, пищевой промышленности, транспорта и торговли, включала в себя машиностроение и металлообработку, электротехнику, бумажное производство. В то же время производство Псковщины XIX в. специализировалось в основном на выращивании и обработке продукции сельского хозяйства, добыче и обработке полезных ископаемых, использовании природных ресурсов. В его структуре выделялась льнообработка, кожевенная, текстильная, бумажная промышленность, производство строительных материалов, деревообработка. Визитной карточкой экспорта губернии того периода стало «северное золото» — лён и продукты его обработки. Однако в количестве предприятий (46 в 1879 г. против 100 в 1867 г. в Новгороде), и их техническом оснащении (общая мощность паровых двигателей к концу XIX в. составила 786 л. с. против 5578 в Новгороде) Псковская губерния уступала ближайшим соседям [4]. Темпы роста промышленности и рабочих мест не могли отвечать потребностям в заработках огромной массы крестьян-отходников, вследствие этого, оказавшись на перекрёстке дорог, соединяющих промышленные центры, Псковщина закономерно становится поставщиком рабочей силы для всего Северо-Запада. Уже к концу XIX в. 84 % рабочих промышленного района были сконцентрированы в Санкт-Петербурге [4].
Отдельно следует упомянуть о движении переселенчества — масштабной миграции преимущественно сельского населения на слабозаселённые периферийные территории внутри страны, которое докатилось до Псковской губернии после отмены крепостного права [2]. Часть крестьян Псковщины с помощью государства решала проблемы не временными, либо сезонными заработками, а переездом в Сибирь. Однако движение было связано с материальными и организационными сложностями, а переселенческая политика государства была во многом противоречива, в итоге наибольшие обороты в губернии движение набрало к концу XIX в. (примерно 250 семей в год), наблюдалась и возвратная миграция. Местами вселения псковских крестьян стали Иркутская, Томская, Омская, Челябинская и Енисейская губернии, а также Забайкальская область [8].
Таким образом, тенденция оттока населения Псковщины, заложенная с момента отмены крепостного права и сохранившаяся к сегодняшнему дню, привела к тому, что темпы роста населения городов губернии на протяжении XIX столетия оказались ниже, чем у ближайших соседей (рис. 1).
Начало XX столетия — время больших геополитических перемен, и в формировании миграционных потоков ослабляется роль экономики и усиливается влияние политических событий. Весной 1905 г. в губернии была проведена мобилизация ополчения для участия в русско-японской войне. Осенью 1914 г. в ходе мобилизации под ружьё было поставлено 13 тыс. жителей губернии [6]. Военные действия на территории Восточной Европы привели в движение по различным оценкам до 12 млн. беженцев, которые устремились на восток, затронув и прифронтовую Псковскую губернию. Большинство вынужденной миграции носило транзитный характер, направ-
ляя беженцев вглубь страны по трём направлениям (Сланцы, Новгород, Торжок), однако ряду категорий лиц (поступившим на службу, участвовавшим в инженерных работах, либо просто полезных губернии) было разрешено остаться. Губерния испытала значительный миграционный прирост. Численность беженцев менялась от нескольких сотен за весь 1914 г., до нескольких сотен в день летом 1915 г. К примеру, согласно А. В. Филимонову, в этот год население города кратковременно увеличилось до 90 тыс. чел. [10]. В 1916 г. количество осевших в губернии составило 27,5 тыс. чел., к 1917 г. — 36,5 тыс. чел. Миграционный приток резко снизился с окончанием боевых действий.
Рис. 1. Численность населения Пскова и некоторых других городов в XIX в., чел.
За период советской индустриализации, вплоть до начала Великой Отечественной войны, регион концентрирует малочисленные производства, работающие в основном на внутренний рынок. В экономике региона большую долю продолжали играть природные ресурсы и их обработка — лён, дерево, торф. Отсутствие крупной промышленности обычно связывают с близостью границы [5]. В то же время ближайшие соседи — Новгород (спичечная, фарфоро-фаянсовая, стекольная промышленность) и Ленинград (высокий технический уровень и специализация на тонком машиностроении) — опережают Псков по темпам индустриального развития. На этот период приходится и максимум населения региона, достигнутый за счёт высокой рождаемости среди сельского населения — более 1,6 млн. человек. В довоенный период на движении населения региона отразился голод начала 1920-х гг., 1925-1926 гг., в послевоенный — 1946-1947 гг.
На миграционную картину продолжают влиять геополитические события — в течение 30-40-х гг. ХХ в. к СССР были присоединены новые территории, что сопро-
вождалось их заселением. После присоединения к Советскому Союзу, численность русскоязычного населения Эстонии, Латвии и Литвы начало расти. Для Псковской области это означало падение барьерной границы с территорией, имеющей более высокий уровень жизни, что вплоть до 1990-х гг. негативно сказывалось на миграционной картине региона. После советско-финляндской войны (1939-1940 гг.) власти Финляндии организовали эвакуацию почти 400 тыс. чел. с Карельского перешейка. СССР ответил программой организации заселения опустевших территорий, проводя вербовку переселенцев, в т. ч. на территории Псковской области [1]. Последним крупным территориальным приращением Северо-Запада стало образование Калининградской области на месте бывшей Восточной Пруссии. В результате депортации немецкого населения приграничная территория ощутила нехватку жителей, восполнение которой производилось постановлением Совета Министров СССР № 1522 от 9.06.1946. В нём содержался перечень территорий, предоставляющих семьи колхозников для заселения, среди них присутствовала и Псковская область, которой следовало отдать 300 семей. С момента своего образования Калининградская область становится миграционо-привлекательным регионом и одним из главных направлений миграционного оттока населения Псковщины.
В целом в послевоенные годы, согласно расчётам М. Я. Сонина, в миграциях участвовало в 6 раз больше населения, чем до революции [9], и соотношение въехавших и выехавших оказалось не в пользу Псковской области. К началу 1950-х гг. Псковская и Великолукская области оставались преимущественно аграрными, основная часть населения проживала в деревне, а количество промышленных предприятий было невелико. Вплоть до конца 1950-х гг. серьёзных изменений в промышленности не было. Ощутимый удар по демографии области нанесли комсомольские путёвки. Псковичи участвовали в освоении залежных земель (1954-1959 гг.), стройках Крайнего Севера, Донбасса (1956 г.), строительстве Камского автозавода (1971 г.), и других комсомольских стройках. Особенно сильно это отразилось на псковской деревне, т. к. основную часть уехавших представляли молодые сельские жители.
Относительно миграции населения на этапе активного изменения границ и статуса Псковщины как административного центра (1920-1960-е гг.) существует точка зрения, согласно которой прослеживается связь изменений АТД и миграции населения [3]. Она заключается в усилении миграции из региона с утерей самостоятельности, и наоборот. И в действительности корреляция прослеживается, но ещё более убедительно выглядит связь миграционного движения и развития промышленности, некоторые периоды которого совпали с перекраиванием границ.
Миграционная картина Псковской области от послевоенных лет до нашего времени отсылает нас к структуре производства региона: в силу различных причин в экономике Псковской области значительную роль играет сельское хозяйство, соответственно, показатели урбанизации в течение века были очень низки. Со стартом послевоенного восстановления, а затем и ростом промышленного производства, Псков испытал меньший подъём индустрии, чем ближайшие соседи — Ленинградская и Новгородская области, Прибалтика, Белоруссия1. Политика «индустриализации окраин» сказалась на миграции населения в промышленные города Прибалти-
Особенно следует отметить Ленинград, в котором даже во время блокады функционировало около 50 предприятий. В послевоенное время они продолжили работать и выдавали карточки на питание, что служило важным притягивающим фактором.
ки — Ригу, Таллин, Лиепаю. Снижение испытывала именно численность сельского населения, которое в соответствии с общим трендом переезжало в промышленные города, среди которых Псков находился не на лидирующих позициях. При этом численность городского населения практически не изменилась — место уехавших горожан занимали сельские жители.
Особое влияние на формирование сегодняшней миграционной картины региона оказала исторически сложившаяся специализация и производство Псковской области. В доиндустриальную эпоху основным источником дохода крестьян было выращивание льна, специализация Псковской области как «льняного края» сохранилась и в советское время. Однако после перестройки текстильная промышленность пришла в упадок, лён был заменён импортным хлопком и спрос на него резко упал. В результате лён оказался невостребованным сырьём, а объём посевных площадей снизился в 23 раза. С выращиванием льна связаны предприятия по его обработке (Канатная фабрика Мейера кон. XIX в. в г. Псков и перерабатывающие предприятия в каждом из районов области), объёмы которой также значительно упали.
Другой продукт специализации региона — торф. Вследствие высокой заболоченности территория области располагает значительными запасами, сосредоточенными в 329 месторождениях. Пик торфодобычи пришёлся на вторую половину XX в., для транспортировки сырья использовалась сеть узкоколейных железных дорог. Торф использовался для выработки электроэнергии и отопления, но с распространением природного газа и удорожанием рабочей силы, необходимой для добычи, спрос на торф упал. В настоящее время в Псковской области ведётся разработка лишь нескольких месторождений, завершено строительство торфоперерабатываю-щего комплекса в г. Великие Луки, в 2013 г. начато строительство котельных, работающих на торфе. Однако с применением новой техники и технологий трудоёмкость торфяной промышленности упала, наряду с общими объёмами производства, снизилась потребность в рабочей силе. Это привело к сокращению рабочих мест, что, в свою очередь, негативно сказалось на миграционной картине Псковской области. С торфодобычей связано производство торфокомбайнов (Псков, Великие Луки), которое также оказалось невостребованным.
Со второй половины XX в. «локомотивом» промышленного развития области стала радиотехническая и электротехническая промышленность, электромашиностроение. Производственные мощности были размещены в Пскове («Плескава» — 1949 г. «Псковэлектромаш» — 1958 г., «Элтерм» — 1960 г., «Псковэлектросвар» — 1973 г., «Авар» — 1969 г. и др.), Великих Луках («Радиоприбор» — 1957 г., Завод электротехнического оборудования — 1959 г., «Реостат» — 1960 г., и др.), Порхове (Порховский релейный завод — 1946 г.). Часть заводов в настоящее время продолжает работу, однако местная радио- и электротехническая промышленность утратила своё значение и вряд ли сможет послужить основой индустриального подъёма согласно теории цикличности экономики (в частности, пятому циклу Кондратьева) [5]. В то же время существует пример положительного влияния размещения крупного производства на демографическую ситуацию. Предприятие химической отрасли «Акрон», размещённое в 1961 г. в соседней, во многом схожей Новгородской области, позволило избежать падения численности населения и оказало благоприятное влияние на миграционную картину региона (рис. 2).
1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200
0
1926 1933 1940 1947 1954 1961 1968 1975 1982 1989
Численность населения Новгородской области Численность населения Псковской области
Рис. 2. Численность населения Новгородской и Псковской областей 1926-1989 гг., тыс. чел.
Отдельно стоит упомянуть оборонную промышленность на базе мощностей электротехнического производства, рост которой пришёлся на время холодной войны. Вследствие близости региона к границе оборонный заказ, который мог бы стать стимулом роста производства и источником рабочих мест, был распределён не в пользу Псковской области (в отличие, к примеру, от времён Северной войны). В основном на нужды армии работали радио- и электротехника, текстильная промышленность. В сегодняшнем распределении количества оборонных предприятий региона и ближайших соседей прослеживается преемственность: Псковская область — 4, Новгородская — 8, Тверская — 10, Ленинградская — 16, Санкт-Петербург — более 170 предприятий.
Таким образом, по стечению обстоятельств, на протяжении длительного периода регион специализировался на продукции, которая, с учётом степени модернизации и технического оснащения, оказалась невостребованной, либо не выдержала конкуренции. Заданный в советское время вектор развития (радио- и электротехническая промышленность) в настоящее время не в состоянии обеспечить миграционный приток рабочих и специалистов.
Подводя итог, можно отметить, что огромный демографический потенциал Псковской области, накопленный в начале XX в., был подорван военными потерями в ходе Первой и Второй мировых войн, гражданской войны, а затем постепенно растрачен миграционным оттоком, ответственным за дальнейшую естественную убыль населения. За исследуемый период географическое положение региона, с экономической точки зрения выгодное, сказалось отрицательно на миграционной картине: в отсутствии значительного производства, способного удержать людей на местах, Псковская область оказалась в центре большого региона, испытывающего потребность в людских ресурсах. В разные периоды население региона «вымывалось» созданием Петербургско-Прибалтийского промышленного района, индустриализацией, заселением новоприобретённых территорий, ростом Ленинграда. Начало оттока было задано строительством железных дорог в XIX — начале XX вв. Миграция трудоспо-
собного населения в основном детородного возраста привела к старению населения и снижению рождаемости. Повышенная доля мужчин среди мигрантов послужила причиной преобладания доли женщин в половозрастной структуре населения региона (54 %).
Литература
1. Большакова Г. И. Карельский перешеек в 1940-1960 гг.: адаптация и приживаемость советских переселенцев // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 4. С. 54-58.
2. Василенко П. В. Основные этапы и направления исследования миграции населения в отечественной науке // Псковский регионологический журнал. № 17. Псков: Псковский государственный университет, 2014. C. 40-52.
3. Евдокимов С. И. Миграции населения как отражение экономической привлекательности региона (на примере Псковской области) // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 1. Сер. Естественные науки. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. С. 108-112.
4. Кузнецов В. Н. Значение предпринимательства в модернизации промышленности Северо-Западного района (1860-1890 гг.) // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. № 3. С. 17-22.
5. МанаковА. Г., Евдокимов С. И., ГригорьеваН. В. Западное порубежье России: географические аспекты становления и развития Псковского региона. Псков: Издательство АНО «Логос», 2010. 216 с.
6. Маркова М. Т. Мобилизация в армию в Псковской губернии: 1905 и 1914 гг. // Псков: научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2014. № 40. С. 163-169.
7. Медведева Н. М. Сословная структура населения городов Псковской губернии во второй половине XIX в. // Псков: научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2006. № 25. С. 162-170.
8. Петрова Н. В. Крестьянское переселение из Псковской губернии во второй половине XIX века // Псков: научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2011. № 34. С. 71-77.
9. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения: вопросы теории. М.: ИСПИ РАН, 2003. 239 с.
10. Филимонов А. В. Источники по истории Псковского края (послеоктябрьский период). Псков, 2001. 108 с.
Об авторе
Василенко Павел Владимирович — аспирант кафедры географии, естествен-но-географичекий факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
P. Vasilenko
pskov region migration situation from the middle of xix century till breakdown of the soviet union
Pskov region is exposed to depopulation. Natural decrease of the Pskov region is expressed by domination of older generation's mortality over birth rate, while migrational decrease means loss of young people as potential. Decrease of population because of migrational outflow is not a new phenomenon of Pskov region demographic framework. Being on periphery as constant border between "us" and "them", Pskov region population feels influence of neighbor's attraction on the one hand and estimates the prospects of staying on the other hand. In that light chosen time period makes an interest by: firstly, appearance of permanent population statistic data; secondly, peak of regional industrial growth; thirdly, peak of Pskov region population. The purpose of this article is to carry out the role of human migration in the Pskov region demography pattern from the middle of XIX century to breakdown of the Soviet Union and to consider conditions that influence on
migration pattern. Modern demographic situation of the Pskov region is due to population processes took place from middle ofXIX century till breakout of Soviet Union that is why this subject has importance. The subject of the study is migrational movement, scope of study — Pskov region modern migrational pattern from the middle of XIX century till breakdown of USSR.
Key words: migration, migration pattern, migration balance, temporary rural migration, resettlement.
About the author
pavel Vasilenko, PhD student, Department of Geography, Pskov State University, Russia.
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.09.2014 г.