ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ
В. Т. Веденеева
МИГРАНТЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА
Веденеева Валентина Трифоновна - кандидат
исторических наук, научный сотрудник ИМЭМО РАН.
Перспективы сокращения масштабов неформальной занятости, составляющей значительный сегмент российского рынка труда на начальном этапе экономических преобразований, связывались с экономическим ростом, а также с реформами трудового, пенсионного, налогового и миграционного законодательств. Однако по-прежнему число занятых на рабочих местах, защищенных нормами трудового законодательства, сокращается, число «неформалов» - растет. Одним из самых существенных источников пополнения рядов последних являются трудовые мигранты, прежде всего внешние, -граждане бывших республик СССР.
Миграционные процессы и их влияние на рынок труда
В новых условиях развития России одним из факторов, определяющих степень участия населения в экономике, стала миграция. Ее интенсивность и структура демонстрируют уровень экономической активности населения, влияют на масштабы предложения труда.
В последние годы миграционная тематика, тесно связанная с проблемой трудовых ресурсов, вышла за рамки экономики и демографии и активно обсуждается в политических дебатах. Дискутируется главный вопрос: нужны ли России мигранты? Позиции сторон в самом общем виде можно свести к двум тезисам.
1. Естественная убыль населения России чревата депопуляцией страны и в обозримом будущем приведет к нехватке трудовых ресурсов, поэтому необходима грамотная миграционная политика, включающая в себя меры как по стимулированию внутренней территориальной мобильности российского населения, так и по привлечению в страну иммигрантов - не только в качестве временных рабочих рук, но и на постоянной основе.
2. России вообще не нужны иммигранты, а для решения проблемы дефицита трудовых ресурсов достаточно оптимизировать занятость, повысить производительность труда, мотивировать и регулировать территориальную мобильность российских граждан.
К началу 2000-х годов уровень внутренней миграции в России сократил-
т 1
ся в 2 раза..., и в последующем интенсивность ее продолжала снижаться (рис. 1). Центрами миграционного притяжения стали регионы, демонстрирующие наиболее высокие темпы экономического роста, с емким рынком труда - Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, районы нефтегазодобычи Тюменской области.
ИНТЕНСИВНОСТЬ ВНУТРЕННЕЙ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
(% ОТ ОПРОШЕННЫХ И ОТ НАСЕЛЕНИЯ), 1994-2004 гг.
Рисунок 1
Источник: данные Росстата.
1.. В 1980-е годы общее число внутренних мигрантов в СССР колебалось от 5,4 до 6,7 млн. человек в год, в 1991 г. их было зарегистрировано 4,8 млн. человек. Зоной оттока стали «севера» - от Мурманска до Магадана. В значительной мере это было связано со свертыванием строительства, а также с инфляцией, в результате которой потеряло смысл проживание на Севере - сбережение части заработка. - См.: Миграционная ситуация в России: социально-политические аспекты. - М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 1994. - С. 84-85, 88.
Таблица 1
ГРУППИРОВКА НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРИЧИНАМ СМЕНЫ
МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА (ПО ДАННЫМ МИКРОПЕРЕПИСИ 1994 ГОДА)
Переезд в 1993-1994 г. Переезд в 1989-1992 гг.
Ранг Указали причины переезда: Ранг Указали причины переезда:
1 Обязательное знание языка коренной национальности 1 Авария на Чернобыльской АЭС
2 Обострение межнациональных отношений 2 Обострение межнациональных отношений
3 Обострение криминогенной обстановки 3 Обострение криминогенной обстановки
4 Отсутствие возможности заниматься предпринимательством или ИТД 4 Отсутствие возможности заниматься предпринимательством или ИТД
5 Неудовлетворенность экологическими условиями 5 Обязательное знание языка коренной национальности
6 Авария на Чернобыльской АЭС 6 Неудовлетворенность экологическими условиями
7 Отсутствие возможности заниматься самостоятельно сельским хозяйством 7 Отсутствие возможности заниматься самостоятельно сельским хозяйством
8 Перемена климата в связи с состоянием здоровья 8 Перемена климата в связи с состоянием здоровья
9 Продолжение учебы 9 Продолжение учебы
10 Отсутствие возможности устроиться на работу 10 Семейные обстоятельства
11 Семейные обстоятельства 11 Неустроенность быта
12 Неустроенность быта 12 Иная причина
13 Перемена места работы 13 Перемена места работы
14 Нежелание жить в сельской (городской) местности 14 Отсутствие возможности устроиться на работу
15 Иная причина 14-15 Нежелание жить в сельской (городской) местности
Данные микропереписи населения 1994 г. о причинах миграции, а также результаты опроса потенциальных мигрантов, проведенного в 1999 г. в рамках реализации пилотного проекта Мирового банка дают более полную картину мотивов перемещения граждан по территории страны*.
* Пилотный проект Мирового банка содействия переселению нетрудоспособного и безработного населения из районов Крайнего Севера (октябрь-декабрь 1999 г.). В рамках этого исследования были опрошены 2065 жителей трех северных территорий: Республика Коми (г. Воркута и пос. Промышленный), г. Норильск, Магаданская область (г. Сусуман, пос. Широкий и пос. Мальдяк), в общей сложности 2065 человек. В ходе подготовки этого
проекта на этой же панели методом фокус-групп был реализован пилотный проект «Социальные аспекты миграции из районов Крайнего Севера».
Источник: Рассчитано на основании данных Росстата. - Российский статистический ежегодник. 1999. М., 2000. - С. 102.
Анализ причин переездов позволяет сделать вывод о первостепенной значимости для мигрантов целого комплекса факторов, которые можно определить в самом общем виде понятием «среда», т.е. условия проживания. Это климат, экологическая ситуация (в том числе воздействие техногенных катастроф - Чернобыль), жилищные и бытовые условия, наличие ближнего круга социальных связей (родственники, друзья, коллеги) - факторы, в совокупности определяющие степень комфортности среды обитания. В число такого рода факторов можно включить и психологическую привязанность человека к родным местам. Особенно ярко значение этого фактора продемонстрировал опрос северян, среди которых были и пожилые родители, приехавшие «на севера» на заработки, прожившие полжизни с ощущением временности своего там пребывания, и их дети, для которых север стал родиной*.
* В рамках проекта МБ автор принимала участие в обследовании в Магаданской области - города Сусуман и поселков Мальдяк и Широкий -и собственными глазами видела ряды покрытых ржавчиной контейнеров. Они десятилетиями ждали отправки «на материк», но успели состариться вместе со своими владельцами, которые задержались здесь на целую жизнь.
Таблица 2
ПОРЯДОК ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА
(РАНЖИРОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНО ПО ОЦЕНКЕ «РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР», % ОТ ПОЛУЧЕННЫХ ОТВЕТОВ)
Ранг Решающий фактор Важно Неважно
1 2 3 4 5
1 Подходящий климат 34 59 7
2 Хорошая экология 33 61 6
3 Возможность подбора квартиры 27 55 17
4 Качество медицинских услуг 24 64 11
5 Возможность улучшить
жилищные условия 23 58 19
5-6 Тип поселения 23 61 16
7 Проживают близкие 21 52 27
8 Качество социального обслуживания 18 61 21
8-9 Возможность трудоустроиться по профессии 18 39 43
8-10 Возможность получить образование 18 44 39
11 Возможность иметь личное
подсобное хозяйство 17 48 35
Продолжение табл. 2
1 2 3 4 5
11-12 Возможность переехать с близкими 17 41 42
13 Ранее жили 16 40 44
14 Кто-либо из семьи имеет жилье 14 41 45
15 Возможность получить другую профессию 7 32 61
16 Поселиться вместе с группой других переселенцев 6 33 61
17 Хорошие рекомендации знакомых 5 37 58
18 Возможность открыть свое дело 3 14 83
20 Другое 2 2 96
Источник: Проект отчета для Мирового банка (шгшео). - М.: 2000.
Вторым по степени влияния на миграционное поведение является такой фактор как «возможность самореализации»: заниматься предпринимательством, фермерством, сменить работу, продолжить учебу, иметь садовый участок.
Однако в условиях стрессовой миграции поведение мигрантов определяется другими факторами. На миграционное поведение респондентов, сменивших место жительства в конце 80-х и в первой половине 90-х годов, решающее влияние оказало «обострение межнациональных отношений», второе и третье места разделили «обязательное знание языка коренной национальности» и авария на Чернобыльской АЭС, в числе наиболее значимых факторов оказалось также «обострение криминогенной обстановки».
Результаты обследования потенциальных мигрантов из районов Крайнего Севера, которое проводилось в трех регионах в рамках пилотного проекта Мирового банка, показали, что на принятие решения о миграции решающее влияние в равной степени оказывали как социальные, так и экономические факторы.
К 2004 г. число переездов внутри России стабилизировалось на довольно низком уровне: 2 млн. перемещений в год против 5,3 млн. в 1990 г., это 1,4% населения страны; в 2005 г. место жительства сменили 1,3% населения страны (1,9 млн. человек).....
Дальнейший рост территориальной мобильности, который по всеобщему признанию является одним из необходимых условий решения проблемы дефицита труда и сохранения намеченных темпов экономического роста в
2. Доклад «Социально-экономическое положение России». Росстат, 2007 г.
условиях снижения численности населения, зависит от решения целого комплекса проблем, прежде всего наличия в принимающих регионах доступного рынка жилья, транспортной доступности территорий.
Спад внутрироссийской миграционной активности сопровождался сокращением межрегиональной мобильности, преобладанием внутрирегиональных перемещений. Показатели интенсивности внутрирегиональной и межрегиональной мобильности заметно дифференцированы в зависимости от региона.
Сокращение числа межрегиональных перемещений особенно чувствительно сказалось на сырьевых регионах севера и востока страны. Более заметным уменьшение масштабов межрегиональной миграции оказалось в Приволжском, Сибирском и Дальневосточном округах. В меньшей степени «пострадал» Уральский округ, где оседала часть населения, покидавшего северные и восточные территории. Удельный вес внутрирегиональной миграции стал определяющим во всех округах, кроме Центрального и СевероЗападного из-за значительного притока туда межрегиональных мигрантов и влияния Москвы и Санкт-Петербурга, а также привлекательных для трудовых мигрантов нефтегазовых территорий Тюменской области. В последние несколько лет центростремительные тенденции усилились: две трети миграционного прироста Москва и Московская область сейчас получают в результате перераспределения населения между регионами страны, в то время как в 1991-2000 гг. на Московский регион приходилось только 20%..3...
Следствием снижения межрегиональной мобильности стала консервация частичной и неполной занятости в депрессивных регионах. Сегодня 50% безработных сконцентрированы на территории 19 регионов4... В то же время экономически развитые регионы испытывают относительный недостаток рабочей силы; увеличивается число вакансий в промышленности. За шесть лет число вакансий на промышленных предприятиях Уральского округа увеличилось почти вдвое, а в Сибирском округе более чем в 2 раза. Наиболее низкую динамику роста числа вакансий демонстрируют Центральный и СевероЗападный федеральные округа, причем в Санкт-Петербурге с 2003 г. наблюдается снижение числа вакансий (табл. 1). Региональные диспропорции растут, формируются автономные рынки труда, что в свою очередь является фактором снижения трудовой мобильности, поскольку трудовая политика
.3.. Аналитический доклад «Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития». Русский архипелаг. 2005 г. - http:// www.archipelag.ru/agenda/povestka/naturalization/doklad/doklad1.2/?version=forprint
4.. Из выступления М. Э. Дмитриева на 5-й конференции НИСП, 20-21 февраля 2007 г.
региональных администраций и предприятий строится на учете локальных интересов, в пределах административных границ.
Таблица 1
ПОТРЕБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАБОТНИКАХ, ЗАЯВЛЕННАЯ В СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ, ЧЕЛОВЕК, ЯНВАРЬ
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 %
тыс. человек к 2000 г.
Центральный федеральный округ 226,3 280,8 318,4 294,0 318,8 286,7 281,8 124,5
г. Москва 134,4 158,0 169,1 161,7 178,3 165,0 147,9 110,1
Московская область 31,2 37,8 48,6 43,4 43,8 38,1 44,9 144,0
Северо-Западный федеральный округ 81,0 94,6 126,7 118,6 105,2 100,0 98,5 121,5
г. Санкт-Петербург 55,9 54,9 75,2 65,8 52,1 50,6 48,2 86,2
Южный федеральный округ 70,1 76,6 81,5 85,4 83,6 83,6 92,1 131,3
Приволжский федеральный округ 98,9 126,6 149,4 134,4 132,9 112,9 126,0 127,4
Уральский федеральный округ 38,1 66,4 62,2 55,9 47,0 48,5 74,3 195,0
Сибирский федеральный округ 45,0 64,7 77,9 74,8 80,5 82,5 94,1 209,2
Дальневосточный федеральный округ 22,6 25,1 30,8 30,7 32,7 31,3 31,0 137,0
Рассчитано автором по данным Росстата.
Источник: Российский статистический ежегодник. 2007. - Росстат, М.: 2007 (электронная версия).
Насколько быстро и за счет каких ресурсов может быть решена проблема дефицита труда?
1. Территориальная мобильность населения. Использование в качестве трудового ресурса потенциала внутренней территориальной мобильности не как временной рабочей силы, а на постоянной основе, реально только при выполнении ряда условий, среди которых первостепенное значение имеет
создание рынка доступного жилья, формирование современной инфраструктуры - микросреды обитания. Уровень оплаты труда должен быть достаточно привлекательным для того чтобы выполнять и компенсаторную функцию (компенсация психологических и адаптационных издержек, связанных с переездом из привычной среды обитания, нарушением сложившихся социальных связей, а также за проживание в неблагоприятных климатических условиях). Кроме того, немаловажное значение для стимулирования территориальной мобильности имеет перспектива социальной мобильности, что особенно важно для высококвалифицированных специалистов, в частности ИТР, менеджеров и руководителей среднего звена.
2. Модернизация производства и оборудования, рост производительности труда.
Решение этой проблемы связано не только с внедрением инновационных технологий и современного, более производительного оборудования, и с содержанием социального пакета для работников предприятий (меры по охране труда, адекватная заработная плата, страхование, инфраструктура, включающая не только жилье, но и объекты социальной сферы). До тех пор пока нехватку рабочей силы можно будет решать за счет использования дешевого труда мигрантов, проблемы модернизации производства будут откладываться. Мы видим это на примере строительной индустрии.
В условиях демографического спада, продолжающегося сокращения экономически активного населения на фоне низкой пространственной мобильности решение проблемы дефицита труда за счет повышения его производительности, сокращения избыточной рабочей силы и перераспределения миграционных потоков представляется маловероятным..5... По расчетам Центра стратегических разработок, территориальная мобильность в России будет снижаться в течение продолжительного времени. Согласно прогнозу, к 2015 г. уровень территориальной мобильности населения упадет до 0,7%. Его возможный рост связывается с расширением и укреплением в стране слоя среднего класса, который, предположительно, составит 50% всего населения.6.. Учитывая сокращение в структуре миграционного потока удельного веса молодежи, а также наличие инфраструктурных барьеров в виде: а)
.5.. При условии сохранения нынешнего уровня рождаемости (неизменная смертность и отсутствие миграционного прироста) к 2050 г. ежегодная убыль населения может составить 1,8%, а доля населения пенсионного возраста возрасти до 34-35% при одновременном сокращении доли детей и подростков, населения трудоспособного возраста. - См.: Прогноз Министерства регионального развития, представленный в проекте Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, представленной на рассмотрение Правительства РФ в 2005 г.
6.. Из выступления М.Э. Дмитриева на 5-й конференции НИСП, 20-21 февраля 2007 г.
отсутствия дешевого жилья, б) низкой транспортной доступности регионов,
в) административных барьеров (разрешительный характер регистрации),
г) привязки значительной части пакета социальных услуг к месту жительства, а также психологических особенностей большей части российского населения, «испорченного» патернализмом советской эпохи и не имеющего прочных традиций самостоятельных трудовых миграций, можно констатировать, что сегодня «смена места жительства не входит в жизненную стратегию большинства граждан России. Люди работают там, где живут, а не живут там, где есть работа»..7...
Внешние трудовые мигранты
Амортизатором снижения внутренней мобильности стала внешняя трудовая миграция. По данным исследования, проведенного Международным фондом сельскохозяйственного развития и Межамериканским банком развития, Россия является европейским лидером по масштабам трудовой миграции: на долю РФ приходится 48% общего числа мигрантов.....При этом численность официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается (табл. 2).
Таблица 2
ЧИСЛЕННОСТЬ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В РФ В 2000-2006 гг.9
Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Численность мигрантов, тыс. человек 213,3 283,7 359,5 400,0 460,0 702,0 1014,0
Источник: данные ФМС.
Привлечение рабочей силы из стран СНГ обусловлено постоянным спросом на рабочую силу со стороны российских работодателей. Основная часть трудовых мигрантов прибывает из Украины - в 2006 г. 16,9% всего миграционного потока в РФ, Узбекистана (10,4) и Таджикистана (9,7), а также Турции (10) и Китая (20,8). Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2006 г. прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно иммигранты из СНГ составляют большинство так называемых «нелегалов», по-
.7. Доклад ЦСИ ПФО «Государство. Антропоток». 2002. - http://antropotok.arcM-pelag.ru/dok
8. Земляки. 2007. - № 12. - http://www.fms.gov.ru/press/publications/news_de-гаП.ркр?Ю=6282.
9. Только официально зарегистрированные трудовые мигранты.
этому их реальная доля может достигать двух третей, если не больше. Руководство ФМС, представители власти говорят о 10 млн. нелегальных мигрантов. Цифры, которые с легкой руки ФМС «гуляют» в прессе, экспертное сообщество считает значительно завышенными. Согласно его оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 3 до 5 млн. человек, что значительно превышает данные официальной статистики. По мнению Р. Капелюшникова, «с известной долей условности можно утверждать, что в российской экономике трудовые мигранты составляют не более 2-5% от всех занятых»-10...
Если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции. По мнению экспертов, ее доля в общем потоке трудовых мигрантов возросла до 20%..11...
Этому способствовала некоторая либерализация миграционного законодательства в конце 2006 г. Принятые поправки призваны вывести миграцию из тени. Соответственно вводится уведомительный (взамен существующего разрешительного) порядок регистрации прибывших в Россию иностранцев и прекращается практика их ежегодной перерегистрации. Предполагается, что в будущем им не потребуется разрешение на трудоустройство, так же как и работодателям, - разрешение на их наем. С 15 января 2007 г. вступило в силу новое законодательство, существенно упрощающее процедуры легализации для мигрантов из стран СНГ — в первую очередь для приезжающих на временную работу. Теперь сам мигрант получает разрешение на работу (а не работодатель, как раньше), упростилась также процедура регистрации, которая для краткосрочных мигрантов (до 90 дней) теперь может осуществляться по почте, и процедура получения разрешения на работу.
Однако робкий либерализм нового миграционного законодательства нейтрализуется ужесточающими его нормативными актами - поправками в Административный кодекс России. Они предусматривают увеличение штрафов, усиливают ответственность за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности иностранцев (для работодателей и для работников); вводят систему жесткого квотирования иностранной рабочей силы, в том числе из стран СНГ, на граждан которых квоты ранее не распространялись.
10. Капелюшников Р. Мигранты на рынке труда России. - http://www.cato.ru/pages/ 69?idcat=315&parent_id=54
11. Тюрюканова Е. О влиянии миграции на рынок труда // Отечественные записки. - М., 2007. - № 4. - http://www.strana-oz.ru/?numid=38&article=1502..
Практика применения нового миграционного законодательства за первые месяцы 2007 г. показала, что только треть всех мигрантов, получивших разрешение на работу в РФ, трудоустраивается официально - по трудовому договору, с фиксированной оплатой труда, социальным пакетом и пр. Количество выданных мигрантам разрешений в 3 раза превышало число полученных от работодателей уведомлений о найме иностранных рабочих. Таким образом, две трети легальных трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России, по-прежнему работают «в тени».
Сферы занятости мигрантов
Для профессиональной структуры трудовой миграции характерно преобладание массовых рабочих профессий, а также занятость в специфических секторах рынка труда. В настоящее время трудовая миграция стала одним из структурирующих факторов рынка труда. Оформление «мигрантских» (или этнических) ниш занятости особенно заметно в крупных промышленных центрах, в южнороссийских сельскохозяйственных регионах, приграничных территориях-12.., а также в мегаполисах, в частности в Москве, которая, как было отмечено выше, является одним из главных центров притяжения трудовых мигрантов. Формирование московского рынка труда происходит в двух плоскостях: отраслевой и территориальной. «Мигрантские» ниши на рынке труда либо закрепляются за определенными сферами и отраслями занятости (строительство, сфера обслуживания, торговля, транспорт и т.д.), либо за определенной территорией. Мигранты, работающие нянями, сторожами, садовниками, составляют, по оценкам ФМС, примерно 30-40% всех трудовых мигрантов.
Согласно официальным данным, более 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, около 30 - в торговле, 10 - в промышленности, 7 - в сельском хозяйстве, 5 - в транспортной отрасли, 8% - в других сферах деятельно-сти..13... Однако реальная структура занятости мигрантов несколько отличается
.12.. В частности, это характерно для трудовых мигрантов из Украины, значительная часть которых занята в угольной промышленности Ростовской области (где работают в основном шахтеры из приграничной Луганской области), на стройках Белгородской области (работают строители из соседней Харьковской области). В Москве можно встретить жителей практически всех регионов Украины. - См. более подробно: Кириллова Е. Украинские трудовые мигранты в России // Миграция и рынки труда в постсоветской России. - М.: Московский Центр Карнеги, 1998. -С. 90.
13.. Стенограмма выступления в Государственной думе заместителя министра внутренних дел РФ А. Чекалина 15.03.2006.
от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, в том числе в сфере досуга и развлечений, ЖКХ, домашних работ-14...
Аналогичным образом выглядит структура занятости мигрантов в Москве. На стройках столицы работают 37% мигрантов, в сфере торговли - 26, услуг - 6% мигрантов. На столичном транспорте трудятся 4% мигрантов, в промышленности - 4, на подсобных работах - 6, в сфере развлечений - 4, в сфере финансов, бизнеса, в медицине работают 2% трудовых мигрантов.
Отдельно следует отметить сферу домашних услуг, которая в столице стала сферой приложения исключительно мигрантского труда, в столице в ней заняты 10% всех трудовых мигрантов..15.. Поскольку наиболее востребованными в этом секторе рынка труда являются няни, домработницы, сиделки, очевидно, что эта сфера, так же как сфера развлечений и частично общественный сервис являются областью приложения труда женщин-мигрантов, доля которых в общем мигрантском потоке стабильно растет с начала 2000-х годов.
Закрепленность за мигрантами определенных сегментов рынка труда часто служит поводом обвинять их в том, что они занимают рабочие места россиян. Однако вопреки этому распространенному среди населения (да и не только!) убеждению, трудно предположить, что коренное население - даже в условиях кризиса - будет массово претендовать на «мигрантские» ниши занятости, где ни условия труда, ни уровень его оплаты не являются достаточными для поддержания мало-мальски приемлемого для среднего россиянина уровня жизни. Кроме того, следует принять во внимание качественное различие между трудовыми ресурсами - российскими и привлекаемыми из-за рубежа. Сегодня по справедливому замечанию Р. Капелюшникова, российская рабочая сила является одной из самых образованных в мире: двое работников из каждых трех имеют либо высшее, либо среднее специальное образование. Поэтому вряд ли россияне будут претендовать на неквалифицированные рабочие места. Так, в Москве насчитывается 118 профессий, где заняты приезжие, и все эти профессии у коренных жителей популярностью не пользуют-ся..16... Кроме того, как показывает опыт постиндустриальных экономик, спрос на рабочие руки на рынке неквалифицированного труда не уменьшается: «Согласно результатам последней переписи населения, среди российских работников только 6-7% имеют неполное среднее образование и ниже. Это
14. Тюрюканова Е. О влиянии миграции на рынок труда // Отечественные записки. - М., 2007. - № 4. - http://www.strana-oz.ru/?numid=38&article=1502..
15. Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми. - М.: МОТ, 2004. - С. 52.
16. Мясников А. Миграция: борьба за выживание // Служба кадров и персонал. -М., 2007. - № 1. - .http://www.rhr.ru/index/jobmarket/migrant/11567.html.
означает, что при сохранении сколько-нибудь значительного сегмента "плохих" рабочих мест для их заполнения надо будет где-то находить людей, готовых за низкую плату заниматься неквалифицированным трудом»-17...
Как показывают исследования.. .., основная причина трудовой миграции -невозможность обеспечить выживание семьи на родине, поэтому мигранты априори согласны на те условия труда, которые им предлагает российский работодатель. Наиболее уязвимыми являются нелегальные мигранты..19... Как справедливо отмечает А. Вишневский, иммиграция для стран-реципиентов является «одним из необходимых условий использования их относительно высокого человеческого потенциала. Нелегальная же иммиграция выгодна вдвойне - по той простой причине, что именно бесправный нелегал особенно удобен для неограниченной эксплуатации»-20-.
Что же представляет собой типичная «мигрантская» занятость? Сравнение результатов выборочного обследования мигрантов, проведенного по заказу МОМ (2006), с данными предыдущих исследований (2002, 2003), показывает, что основные характеристики занятости мигрантов остались прежними. Это:
• неформальный характер трудовых отношений;
• демпинговая оплата труда;
• более продолжительный рабочий день;
• неквалифицированный труд;
• «сверхинтенсивность» труда;
• неудовлетворительные условия труда, в том числе несоблюдение правил техники безопасности;
• отсутствие социальных гарантий.
Правда, можно говорить о некоторых качественных изменениях миграционного потока. В отличие от «первой волны» миграции (конец 1990-х -начало 2000-х годов), которая охватывала наиболее социально активных людей, в значительной мере профессионально состоявшихся, с достаточно вы-
17.. Капелюшников Р. Мигранты на рынке труда России. - http://www.cato.ru/ pages/69?idcat.=315&parent_id=54
.18.. В 2003-2006 гг. были проведены исследования положения мигрантов на российском рынке труда, в частности, «Социальный статус работников из Таджикистана в строительной отрасли в Москве» (МОТ, 2002); «Принудительный труд в современной России (нерегулируемая миграция и торговля людьми)» (МОТ, 2003); выборочное обследование трудовых мигрантов из стран СНГ в трех российских регионах - Москве, Астраханской области и Республике Карелия (МОМ, 2006) и др.
19.. Имеются в виду мигранты из стран СНГ, имеющих безвизовый режим с РФ, легально въехавшие в РФ, но не имеющие официального разрешения на работу.
20.. Вишневский А. Призрак иммиграции // Россия в глобальной политике. - М., 2004. Ноябрь-декабрь. № 6. - http://www.globalaffairs.ru/numbers/11/3429.html
соким уровнем образования..21., нынешние мигранты из стран СНГ - в основном молодые люди. Их средний возраст - 32-33 года, более 75% из них моложе 40 лет. Если в начале 2000-х годов на заработки в Россию приезжали в основном горожане, то теперь все больше мигрантов прибывают из малых городов и сел. Молодость и сельское происхождение - вот главная причина плохого знания мигрантами русского языка, что значительно затрудняет процесс их социальной адаптации в новой для них культурной среде. Таким образом, «российские» мигранты постепенно теряют свою специфику (выгодно отличавшую их от этнических европейских или американских миграций), которая состояла во владении русским языком и связи с «метрополией», в обладании общей исторической памятью.
Данные выборочного обследования МОМ 2006 г..22.. свидетельствуют и о значительном снижении образовательного уровня трудовых мигрантов: около 40% мигрантов в Москве не имели профессионального образования, в то время как в 2002 г. более 47% опрошенных мигрантов имели высшее и среднее специальное образование.
Трудовые отношения. Большинство трудовых мигрантов имеют временную занятость, в основном в частном секторе экономики. Теневые механизмы трудоустройства позволяют работодателям в нарушение существующего законодательства выплачивать зарплату «черным налом», минимизируя таким образом налоги. Менее 25% мигрантов (в 2002 г. - 10%) работают на основе письменного трудового или гражданско-правового договора с работодателем. При этом более половины из них не имели никаких гарантий стабильной занятости даже на время действия договора: по их словам, работодатель может уволить их в любой момент без предупреждения.
Оплата труда. На момент опроса (июль-сентябрь 2006 г.) мигранты получали в среднем около 11 тыс. руб. в месяц (примерно 420 долл. США), что соответствовало средней зарплате в России (10,9 тыс. руб. по данным Росста-та на сентябрь 2006 г.). Примерно такой же уровень оплаты труда мигрантов был зафиксирован и в предыдущих исследованиях. Большинство мигрантов 2006 г. получали зарплату либо один (45%), либо несколько раз в месяц (29%). В 2002 г. - соответственно 62% и 31%.
Все исследования подтверждают существование другой типичной черты теневого найма - оплаты после сдачи окончания работы. В 2006 г. о таком алгоритме выплат заявили 12% опрошенных.
.21. Портрет трудового мигранта-2003 см.: Веденеева В. Трудовая миграция и миграционная политики // Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. - М., Независимый институт социальной политики, 2007. - С. 149-151.
22. Обследованием МОМ были охвачены три региона: Москва, Ставрополь и Астрахань.
Содержание и условия труда. Режим и условия труда мигрантов дают основание говорить о высоком уровне их эксплуатации. Более половины респондентов, опрошенных в ходе исследования 2006 г. работали 60 часов в неделю. Причем, треть респондентов, опрошенных в 2002 г., работали более 70 часов в неделю. О том, что они работают слишком интенсивно, практически на пределе сил, говорили большинство мигрантов. Как показало исследование МОМ, только 17% мигрантов могли получить оплаченный очередной отпуск и 15% - оплачиваемый больничный лист. Медицинскую страховку имели 24% мигрантов..23...
Плюсы и минусы использования труда мигрантов
В настоящее время мигранты в большинстве своем заняты в тех видах трудовой деятельности, куда в силу разных причин не идут российские граждане. Сейчас уже трудно представить ЖКХ или общественный сектор услуг крупных российских городов, прежде всего Москвы, без трудовых мигрантов.
Вместе с тем нельзя не видеть всех минусов мигрантской занятости в ее нынешнем виде. Это, во-первых, примитивизация процесса производства. Например, в строительстве вместо того, чтобы приобретать современную высокопроизводительную технику, для работодателя гораздо проще и дешевле нанять гастарбайтеров, и они за более низкую (по сравнению с оплатой труда россиян) зарплату, а часто просто за жилье и еду будут копать котлован, в мороз долбить ломом грунт, вручную таскать ведра с раствором на высокие этажи и т.п. Во-вторых, происходит деградация рабочей силы. Зачем тратить средства на обучение или переобучение работников, если есть возможность нанять сколько угодно неквалифицированных, и они выполнят ту же самую работу. В-третьих, и это подчеркивается всеми исследователями проблемы, криминализация трудовых отношений, использование труда нелегалов, которые зачастую находятся в рабском положении. Использовать труд нелегалов выгодно работодателю, который не озабочен соблюдением мер техники безопасности, платит мигрантам вдвое меньше против того, что был бы вынужден заплатить россиянам, не платит налоги и т. д. Более того, в любой момент он может выставить работника за ворота стройки, не заплатив ему за труд.
Правда, справедливости ради следует отметить, что в области защиты прав мигрантов происходят некоторые, хотя и слабые сдвиги.
23. Тюрюканова Е. Россия будет все сильнее зависеть от труда мигрантов // Отечественные записки. - М., 2007. - № 7. - http://www.strana-oz.ru/?numid= 38&article=1502..
* * *
С конца 1990-х - начала 2000-х годов снижение трудовой мобильности российского населения, кадровый и демографический дефицит в существенной (но далеко не достаточной) степени компенсировались за счет внешней миграции. «Мигрантский» фактор в начале 2000-х стал одним из структурообразующих на российском рынке труда, где возникли этнические, отраслевые и территориальные ниши. Наиболее структурированным с точки зрения использования мигрантского труда является Москва. Здесь уже сформировались сферы мигрантской занятости - строительство, торговля и домашние услуги. Причем наиболее распространенной формой занятости является неформальная, в такого рода трудовые отношения вовлечено почти две трети трудовых мигрантов. Составляющей этой формы занятости являются удручающие условия труда мигрантов, их полная незащищенность от произвола как работодателей, так и органов охраны правопорядка. Серьезны негативные последствия такой практики и для экономики страны. Выходом из тупика, в который попали целые сектора российской экономики, переживающие «ми-грантский синдром», является совершенствование миграционного законодательства, создание логичной и реалистичной системы привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Литература
1. Веденеева В. Трудовая миграция и миграционная политики // Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. - М.: Независимый институт социальной политики, 2007. -С. 149-151.
2. Вишневский А. Призрак иммиграции // Россия в глобальной политике. - М., 2004. Ноябрь-декабрь. № 6 (http://www.g1oba1affairs.ru/numbers/11/3429.htm1).
3. Доклад ЦСИ ПФО «Государство. Антропоток». 2002 (http://antropotok.archipe1ag.ru/
аок).
4. Земляки. 2007. - № 12 (http://www.fms.gov.ru/press/pub1ications/news_detai1.php?ID= 6282).
5. Капелюшников Р. Мигранты на рынке труда России (http://www.cato.ru/pages/69?idcat= 315&parent_id=54).
6. Кириллова Е. Украинские трудовые мигранты в России // Миграция и рынки труда в постсоветской России. - М.: Московский Центр Карнеги, 1998. - С. 87-98.
7. Миграционная ситуация в России: социально-политические аспекты. - М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 1994. - 106 с.
8. Мясников А. Миграция: борьба за выживание // Служба кадров и персонал. - М., 2007. - № 1 (http://www.rhr.ru/index/jobmarket/migrant/11567.htm1).
9. Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития: Аналитический доклад // Русский архипелаг, 2005 (http://www.archipe1ag.ru/agenda/ povestka/natura1ization/dok1ad/dok1ad1.2/?version=forprint).
10. Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми. - М.: МОТ, 2004. - С. 52.
11. Тюрюканова Е. О влиянии миграции на рынок труда // Отечественные записки. - М., 2007. - № 37(4). - С. 56-70.
12. Тюрюканова Е. Россия будет все сильнее зависеть от труда мигрантов // (Шр^/^^м'. 81гапа-07. гц/?пит1(1=38&аг11е1е=1502).