Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
УДК 378:101.1
МИФЫ О КОСМОСЕ И РЕАЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Н. Городищева, Ю. В. Фомина
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Превращение мифа в культурный сценарий - важнейшая задача социализации. Мифы о космосе - классический мотиватор изучения космического пространства. Высшее образование, устанавливая связь космогонии и науки, обеспечивает условия социализации.
Ключевые слова: высшее образование, миф, общество, космос.
SPACE MYTHS AND THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION REALITY A. N. Gorodishcheva, Yu. V. Fomina
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The transformation of myth into a cultural scenario is the most important task of socialization. Myths about space are a classic motivator to study outer space. Higher education, establishing the connection between cosmogony and science, provides the conditions for socialization.
Keywords: higher education, myth, society, space.
История развития представлений о вселенной насчитывает тысячелетия. Явление космоса пытались осмыслить и рассматривать с разных точек зрения, от животного организма всеобщей природы частью, которого является человек до божественного проявления и, в, конце концов, вселенной. На протяжении столетия формирование утопий шло рука об руку с развитием рациональных подходов к внеземному пространству. В современной России осмысление космоса нашло новые формы, вызванные не только политическим и экономическим кризисом, но и крахом утопических представлений о будущем [1], а главное, - глобальным снижением уровня образования современного человека. Утопические мифы русского космизма о заселении космических миров, научная фантастика советского периода переродились в сознании современного российского человека в почти священную веру в космические энергии, которые влияют на сознание (вера в метеозависимость), но этими энергиями можно питаться (солнцееды) и еще массу подобных утверждений. Не имя элементарных физических, химических и биологических знаний люди начинают объяснять мир, основываясь на законах мифологии - объединяя свои познания и моделируя целостный образ действительности в котором все возможно.
Надежда на возможность длительного развития часто связывается именно с выходом цивилизации в Космос, с освоением космического пространства. Еще в 1901 году в журнале «The Strand Magazine» публикуется роман «Первые люди на луне», где Уэллс наиболее близко подошел к теме освоения кос-
моса. И если произведения Жуля Верна и Герберта Уэллса во многом основывались на достижениях современной им науки и техники, носили познавательный, информационный характер, то современные мифы о космосе скорее показывают несовершенство человека, непонимание им своего места во Вселенной, склонность к антропоцентризму и нарушению естественных связей человека с окружающим Миром, к отчуждению от Природы [2].
Результатом этого стало ненормальное развитие человеческого общества, свидетелями чего мы являемся. Возникнув в первобытном обществе как специфическая форма общественного сознания (специфичность которого в том, что оно не столько сознание сколько процесс порождения сознания), мифология не исчезла, но изменились параметры социоприродной среды, обусловившие ее появления [3]. Рассмотрение вымышленных объектов как существующих на самом деле, объективно - важнейший принцип мифологического и религиозного освоения мира. Однако он еще не дает возможности научно, объективно, адекватно осмысливать реальную действительность [4]. Проекты, выдвигавшиеся ранее философами-космистами и имевшие в виду далекую перспективу человечества, сейчас приобрели неожиданную актуальность и начали серьезно разрабатываться [5]. Развитие идей К. Э. Циолковского об эфирных городах-спутниках привело к современным моделям построения сфер Дайсона около звезд, к идеям создания «звезд-маркеров», чтобы обозначить, что у данной звезды имеется высокоразвитая цивилизация, и к другим проектам астроинженерной деятельности [2].
Решетневские чтения. 2017
Надо сказать, что современное поколение не слишком хорошо знакомо с идеями космистов. Социализация молодежи протекает в мире, где виртуальная реальность задает свою структуру сознания, основанную на знаковой реальности. Такая реальность управляема и позволяет конструировать объекты, системы смыслов, коммуницировать, создавать представление «творца вселенной». В такой вселенной миф становится когнитивной схемой, которая моделирует процессы социализации. Эти мифы из индивидуальных становятся общественными и попадают в общественные институты как некие стереотипы, требующие изучения. Так утопическое воображение, ориентированное в СССР на решение практических космических задач, неожиданно трансформируется в решение задач естественнонаучного образования. В частности в одном из учебников для высшей школы обсуждается финалистский антропный принцип, в соответствие с которым во Вселенной должна возникнуть разумная обработка информации, и, раз возникнув, она никогда не прекратится. Следуя ему, устройство Вселенной должно обеспечивать необходимые условия не только для возникновения жизни и разума, но и для их вечного существования [6]. Исходя из этого представления - жизнь и сознание не случайные феномены, они составляют онтологический центр Вселенной. Ну чем не миф о вечной жизни или космогонический миф? Следовательно, уже сегодня можно утверждать, что усиливается связь космологии не только с социально-гуманитарным но и естественным, техническим познанием.
Массовое высшее образование компенсирует многие недостатки современной общеобразовательной школы. Этот вид образования становится в той или иной форме всеобщим. Но будет ли такое высшее образование профессиональным, если мифы смогут заменить научные теории? Всеобщее образование должно иметь общекультурный, коммуникативный фундамент [7]. Оно должно создать мотив для получения высшего профессионального образования, научить искать информацию, научить учиться, сделать студента адаптивным, гибким, способным быстро меняться. Высшее образование на основе строгих научных теорий должно сформировать такие условия социализации, при которых культурно-рефлексивные практики личности будут разворачиваться в смысловых вертикалях науки, чтобы не возникало представлений о переизбытке высшего образования, о его низком качестве.
Библиографические ссылки
1. Симонова А. В. Формирование космической мифологии как фактора развития научных исследова-
ний космоса в СССР и России // Социология власти. 2014. № 4. С. 156-173.
2. Гиндилис Л. М. Русский космизм и Живая Этика // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века. 2004. № 2. С. 47-70.
3. Философия надежды, или Мифология: монография / В. М. Пивоев. 2-е изд. М. : Директ-Медиа, 2013. 107 с.
4. Орлов С. В., Комаров В. Д. Реплика на статью Г. Б. Святохиной «Космическое мышление - актуальная задача современного образования» // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2014. №. 4. С. 79-82.
5. O'Neil G. K. The Colonization of Space. Phys. Today, 1974. Vol. 27. № 9. P. 32 ; Mercury, 1974. Vol. 3. № 4. P. 4.
6. Садохин А. П. Концепции современного естествознания : учебник для студентов вузов. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М. : ЮНИТИ-Дана, 2006. 447 с.
7. Клячко Т. Л. Мифы, легенды и реальность российского высшего образования. URL: http://www. ecsocman.edu.ru/db/search.html (дата обращения: 15.10.2017).
References
1. Simonova A. V. Formirovanie kosmicheskoy mi-fologii kak faktora razvitiya nauchnykh issledovaniy kosmosa v SSSR i Rossii // Sotsiologiya vlasti. 2014. № 4. Р. 156-173.
2. Gindilis L. M. Russkiy kosmizm i Zhivaya Etika // Kosmicheskoe mirovozzrenie - novoe myshlenie XXI veka. 2004. № 2. Р. 47-70.
3. Filosofiya nadezhdy, ili Mifologiya: monografiya / V. M. Pivoev. 2-e izd. M. : Direkt-Media, 2013. 107 р.
4. Orlov S. V., Komarov V. D. Replika na stat'yu G. B. Svyatokhinoy "Kosmicheskoe myshlenie-aktual'naya zadacha sovremennogo obrazovaniya" // Filosofiya i gumanitarnye nauki v informatsionnom ob-shchestve. 2014. №. 4. Р. 79-82.
5. O'Neil G. K. The Colonization of Space. Phys. Today, 1974. Vol. 27. № 9. P. 32 ; Mercury, 1974. Vol. 3. № 4. P. 4.
6. Sadokhin A. P. Kontseptsii sovremennogo estest-voznaniya: uchebnik dlya studentov vuzov, obucha-yushchikhsya po gumanitarnym spetsial'nostyam i spet-sial'nostyam ekonomiki i upravleniya. 2-e izd., pererab. i dop. M. : YuNITI-Dana, 2006. 447 р.
7. Klyachko T. L. Mify, legendy i real'nost' rossiy-skogo vysshego obrazovaniya. Available at: http://www. ecsocman. edu. ru/db/search. html.
© Городищева А. Н., Фомина Ю. В., 2017