УДК 745/ 749 (091)
МИФОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗ УТКИ В ТРАДИЦИОННОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КОМИ (ЗЫРЯН)
© Н. А. Волокитина
Сыктывкарский государственный университет Россия, Республика Коми, 167001 г. Сыктывкар, Октябрьский пр., 55.
Тел./факс: +7 (8212) 43 68 20.
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются изображения различных водоплавающих птиц в традиционном декоративно-прикладном искусстве коми (зырян). Народные мастера мифологический образ водоплавающей птицы воплощали в бытовой утвари, предметах обихода, декоре построек. Автор обобщает разрозненный материал, собранный исследователями-этнографами и опубликованный не в полной мере, а также привлекает материалы музейных коллекций. Частое обращение к образу утки можно объяснить особенностью мировоззрения коми (зырян) в прошлом.
Ключевые слова: коми (зыряне), декоративно-прикладное искусство, водоплавающие птицы, мифология, мировоззрение.
Коми (зыряне) относятся к финской группе народов финно-угорской языковой семьи. Большинство коми (зырян) проживает на территории Республики Коми. Народное декоративно-прикладное искусство коми в прошлом было разнообразным: резьба по дереву, обработка металлов, ювелирное дело, узорное вязание, ткачество, разнообразные виды плетения из бересты, корня, соломы и прочее. Практически всю бытовую обстановку коми (зыряне) даже в начале XX в. создавали своими руками. Некоторые образцы декоративноприкладного искусства коми (зырян) сохранились до наших дней. Немало предметов конца XIX -начале XX в., собранных исследователями-этно-графами в разных районах Республики Коми, хранятся в коллекциях Национального музея Республики Коми (НМ РК) (г. Сыктывкар), Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург) и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (г. Санкт-Петербург).
Традиционное декоративно-прикладное искусство коми (зырян) изучено достаточно хорошо, однако специальных работ, посвященных отдельным мифологическим образам, нет, хотя собран обширный материал. Здесь следует отметить работу Национального музея Республики Коми, сотрудники которого с 1910-х гг. начали собирать этнографический материал, в т. ч. и зооморфные предметы. В настоящее время систематизация и каталогизация большей части подобных предметов проведена И. М. Уткиной [1-3]. Обширная характеристика основных видов традиционного искусства коми дана в монографии В. Н. Белицер «Очерки по этнографии народов коми XIX - начало XX вв.» [4]. Интересна статья А. С. Сидорова «Идеология древнего населения Коми края» [5], в которой он делает вывод о связи образов пермского звериного стиля с мифологией коми (зырян) и отмечает факт сходства образов водоплавающих птиц пермского звериного стиля и традиционного изобразительного искусства коми. Идеи А. С. Сидорова были развиты в работе Л. С. Грибовой «Декоративно-прикладное
искусство народов коми» [6], в которой автор рассматривает предметы бытовой утвари коми в форме водоплавающих птиц, а также образ утки-коня, встречающийся в фигурной резьбе и интерьере крестьянских построек. В последующее время интерес к этой теме в публикациях существенно сокращается. Здесь можно назвать работы сотрудников НМ РК В. П. Зиновской [7] и О. Н. Волокитиной [8], посвященные отдельным аспектам данной проблематики. Обширный материал по традиционному искусству коми содержится в научных отчетах этнографических экспедиций Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, в частности В. Н. Белицер, Л. Н. Жеребцова,
Л. С. Грибовой.
В традиционном искусстве концентрируются мировоззренческие образы народа. Изучение данных образов позволяет глубже понять самобытную культуру коми (зырян). Как отмечала Л. С. Грибова, искусство народа коми едино по своим основным видам, по технике и стилистическим особенностям. Едина была для коми орнаментация, распространенная как в текстиле, так и в дереве. Чрезвычайно распространенным был мотив утки и вообще - птицы [9, с. 46]. Принято считать, что в традиционном мировоззрении финно-угорских народов одно из центральных мест занимает культ водоплавающей птицы. Образы утки, лебедя, гагары широко представлены в космогонических мифах финно-угорских народов, где они выступают в роли творцов мироздания. Так, у прибалтийских и поволжских финнов и зауральских угров сохранились мифы о водоплавающей птице, которая достает землю, ныряя на дно Мирового океана. Однако чаще в мифах птицы ныряют за землей по велению бога-творца, как, например, в мифе, где верховный бог ханты и манси Нуми-Торум велел гагаре, плавающей в водах Мирового океана, трижды нырнуть на дно, пока она не вынесла в клюве ил. Реже встречаются мифы о птице, снесшей яйцо, из которого был сотворен мир, как, например, у саамов, в мифологии которых летающая над водой утка на-
ходит травинку среди океана и кладет на нее пять яиц, из которых впоследствии появляются растения, источники, рыбы, птицы, звери, люди. Интересен и миф о создании Мира Вайнямейненом (Вяй-но) в финской руне. Утка откладывает яйцо на колено и лопатку Вяйно, но он их стряхивает, из осколков и возникает земля и небосвод [10, с. 6-7, 65, 155, 337-338]. По мнению В. В. Напольских, в мифологии народов - носителей мифа о нырянии -зафиксировано объединение водоплавающих птиц в условную группу «утка», куда входят утка, поганка, гуси, лебеди, которые ассоциируются с небом, небесным богом и добрым духом, символизируют благополучие рода, олицетворяют душу человека и являются часто несамостоятельными персонажами, а скорее посредниками [11, с. 14].
Особое место водоплавающим птицам в мифологии отведено и у коми. В целом в космогонии коми (зырян) можно выделить два основных этапа. На первом создается земля-суша, и герои имеют орнитоморфный облик. Второй этап представлен мифами о происхождении человека, объектов природы и космоса, на этом этапе герои имеют уже человеческий облик. Первый этап является главным и включает в себя две основные версии миро-сотворения: земля создается из яйца космической птицы (миф о творении из яйца), и земля достается со дна океана водоплавающей птицей (миф о ныряющей птице) [12, с. 202-203].
В космогонии народа коми, как и в абсолютном большинстве других мифологических представлений, основное внимание уделено процессу творения, происходящему в так называемое мифическое время. Мир до начала космогенеза либо обозначен символами, либо не промаркирован вообще. В качестве символа, маркирующего хаос, в большинстве версий представлена водная стихия. Символ далеко не случаен, ведь вода - это основа жизни, но она же символизирует и смерть, человек не может существовать в воде. Соответственно вода, как и хаос, не имеет четкого положительного или отрицательного значения. Именно поэтому она предстает в качестве одной из фундаментальных стихий мироздания [13, с. 7-8]. Вероятно, поэтому творцами становятся - утка, лебедь, гагара, для которых водная стихия является родной.
В мифе, записанном в 1923 г. П. Г. Дорониным в д. Пронъдор с рукописного списка на коми языке, утка сносит 6 яиц, из которых 4 она роняет в пучину океана. Из 2 оставшихся появляются боги-демиурги (Ен и Омоль) в образе утят, которых мать-утка носила на спине, пока они не подросли. Сама утка погибает, а Ен и Омоль создают все сущее на земле из яиц, которые они достают со дна моря-океана [14, с. 5-8]. В этой космогонической версии мир создается с помощью яйца и биологического порождения космических объектов, когда сам творец гибнет. Мотив сотворения из яйца кон-таминирован с мотивом о водоплавающей птице,
ныряющей, правда, в данном случае не за землей, а за яйцом [13, с. 17].
Как отмечает И. Ю. Винокурова, мифологизация таких событий, как кладка яиц и их высиживание, часто встречается у разных этносов. Вероятно, это связано с взглядами на утку как прародительницу и с идеей о ее плодоносящем влиянии на растительность и природу в целом [15, с. 50]. Вероятно, неслучайную роль играет и само яйцо, как символ зародыша будущей жизни. Стоит отметить, что у коми (зырян) яйца играли большую роль в различных обрядах. Можно вспомнить организацию плача невесты накануне свадьбы в с. Куратово Сы-сольского района. Каждая из подруг невесты за плач, обращенный к ней, подает ей яйцо, которое складывается в берестяной лоток. За свадебным столом за пожелание счастья невеста одаривает этими яйцами всех присутствующих [3, с. 238].
У коми существует другая вариация мифа, записанная А. С. Сидоровым, где на поверхности первозданного океана плавали гагара и лебедь [16, с. 44]. По еще одной легенде, записанной А. С. Сидоровым в 1913 г. в д. Кони на Выми, гагара родилась от плевка ена «бога» и участвовала в создании мира как двойник-антагонист Ена Омоль. В легенде говорится, что гагаре удалось достать со дна безбрежного моря три песчинки. Ее товарищ Ен создал из них землю, человека и всех полезных и добрых существ, а Омолю дал только отверстие от воткнутого кола. Из этого отверстия, по другой легенде, Омоль вывел в дальнейшем всякую вредоносную тварь [5, с. 13].
Многие исследователи отмечали, что образ утки присутствовал не только в мифологических текстах коми, но и был излюбленным в декоративно-прикладном искусстве зырян. По материалам П. Г. Доронина, в старинных предметах домашнего обихода коми повсеместно встречались изображения утки: шкафы, божницы и вешалки делались с вырезными мотивами утки [14, с. 8]. Скульптурные изображения птиц и конских головок, а иногда каких-то фантастических животных украшали охлуп-ни крыш на многих постройках в деревнях коми. Резные птицы встречались также на оконных наличниках. Это были изображения или водоплавающих птиц, или петухов, которые часто встречались также в вышивках на полотенцах [4, с. 212, 342]. Иногда крыши домов поддерживались с обеих сторон дюжиной резных уключин в виде конских или птичьих головок. Эти изображения можно было увидеть повсеместно во многих районах Республики Коми [17, с. 14]. Даже сейчас еще сохранились дома с подобными уключинами в виде головок водоплавающих птиц, например в с. Чухлэм Сысольского района Республики Коми [18].
Утка изображалась на шестах-флюгерах коми, причем птицы-флюгеры всегда назывались «утка», каких бы птиц они не изображали. Один такой флюгер Л. С. Грибова обнаружила в 1970 г. в
с. Пожег Усть-Сысольского района. Птица с острым клювом и широким хвостом высилась на шесте на уровне высоты дома [19, с. 8]. В коллекции С. И. Сергеля, находящейся в Российском этнографическом музее, хранится флюгер из д. Бадь-Йоль в форме уточки [20], который крепился на крышу, его хвост и крылья составлены из тонких щепочек.
В форме водоплавающих птиц также делались ковши для пива (сура) и солонки-утицы, причем такие солонки входили в приданое невесты и комплекс предметов благословения невесты и жениха. Почти в каждом доме можно было встретить деревянную солонку в форме утки. Такими резными солонками в семье очень дорожили, т. к. они обычно переходили из поколения в поколение [4, с. 343].
В фондах Национального музея Республики Коми хранятся подобные ковши и солонки. Хронологически эти предметы относятся к концу XIX -началу XX в. Изготавливались они из березового капа. Практически всю необходимую деревянную утварь крестьяне делали сами. «Резали посуду долгими зимними вечерами. Начерно обрабатывали топором древесный кряж, придавая общие очертания изделию. Затем теслом или резцом снимали лишнюю древесину, а скобелем зачищали внешнюю поверхность. Окончательно отполировав изделие, его покрывали конопляной олифой, что придавало вещи теплый золотистый цвет» [7, с. 167]. Затем на некоторые изделия наносилась роспись. Ковши для подачи пива на праздничный стол и ковши-скопкари, использовавшиеся для питья, имели форму широко уплощенной с боков чаши с двумя ручками, одна из которых чаще всего оформлялась в виде головы водоплавающей птицы, а другая -ее хвоста. Классическим образцом можно назвать огромный ковш с Удоры с приземистой, округлой чашей и двумя ручками в виде головы и хвоста. Изображение утки стилизовано - широкий клюв, растопыренный хвост, но все же в работе чувствуется индивидуальность мастера, проявившаяся в оригинальном орнаменте на голове и хвосте утки, очевидно, изображающем перышки. В коллекции НМ РК есть и ковш, у которого обе ручки изображают головки птиц: одна - утиная, а другая - гусиная. Среди ковшей из коллекции НМ РК есть и по-истине уникальные образцы, как, например, ковш из Удорского района работы мастера П. Л. Корнилова. «Не изменяя общей формы ковша, мастер усложнил его декорировку, умело использовав естественные переплетения ответвлений капа. Каждое из них он превратил в изящную головку птицы. Сосуд покрыт интересной раскраской: поверхность и шея каждой утки - красным цветом, шея ближе к головам птиц - черным, лбы и полоски на шее - белым. Окраска подчеркивает изящество линий. Шесть утиных головок на гибких вытянутых шеях, обвивая друг друга, образуют ажурную стенку-полусферу над одним из краев сосуда» [6, с. 54] (рис. 1).
Рис. 1. Ковш.
Еще более разнообразными были солонки-утки. В коллекции бытовых предметов НМ РК хранятся 27 солонок, вырезанных из капа и выполненных в форме водоплавающих птиц (рис. 2).
Рис. 2. Солоница.
В фондах НМ РК хранится солонка-уточка, сплетенная из бересты. Хотя головка-затычка утрачена, форма солонки весьма схожа с изображением уточки. О подобных солонках из бересты, выполненных в форме водоплавающих птиц, упоминает и Л. С. Грибова [17, с. 29].
В коллекции Российского этнографического музея хранятся две детские игрушки, привезенные Л. Л. Капицей в 1926 г. из Усть-Куломского района. Обе игрушки из с. Усть-Илыч выполнены в форме уточек. Кроме того, в коллекции С. И. Сер-геля хранится утка-украшение, которое подвешивалось к потолку, из д. Бадь-Йоль. К фигуре из дерева приделаны крылья и хвост настоящей птицы, нос, грудь и брюшко окрашены в черный цвет [20].
Особый интерес представляют швейки, хранящиеся в фондах НМ РК. Стойки швеек разнообразны, чаще всего двух вариантов - прямая четы-рехграная и реже - в форме фигурного сгиба, как например, у четырех швеек, стойки которых вырезаны в форме головок водоплавающих птиц.
В сюжетах росписи на прялках изображения водоплавающих птиц встречаются крайне редко. Исключение составляют три прялки, изображения на которых можно интерпретировать как фигурки уточек. На двух прялках, детской и взрослой, в нижней части стойки изображены знаки солнца (круги с лучами), на лицевой и оборотной - символ «реки-дороги», одновременно напоминающий плывущих уточек [8, с. 13]. На стойке третьей прялки нарисованы стилизованные изображения летящих уточек.
Художественная обработка металла практически исчезла из быта коми (зырян). Из ювелирных изделий имели распространение женские серьги -«чуй» и «лапи» [21, с. 39-40]. Массивные серебряные «чусы» («чуй») представляли изображения уток, а «лапи» - изображение утиной лапы [14, с. 8]. «Лапи» представляли собой изогнутый стержень, в середине которого находилось цветное стекло («камень»), а внизу были прикреплены по четыре подвески в виде птичьих лапок [4, с. 278].
Как отмечает Л. С. Грибова, в XIX - начале XX в. у коми была развита резьба по кости. Из кости и рога делались различные бытовые предметы: игольницы, походные солонки и т.д. В НМ РК имеются несколько изделий неизвестного назначения с объемным изображением птиц, скорее всего водоплавающих [9, с. 45].
В заключении можно сказать, что образы водоплавающих птиц, в особенности утки, являются одними из самых распространенных и интересных в декоративно-прикладном творчестве коми (зырян). И хотя уже в начале XX в. изображения уток на предметах домашнего обихода и в декоре построек играли роль традиционного украшения, изначально они несли более глубокую смысловую нагрузку. А. С. Сидоров одним из первых указал на то, что изображения уток могут быть связаны с космогоническими мифами [5, с. 13]. В. Н. Белицер отмечает, что утка, являясь излюбленным мотивом народного искусства коми, вероятно, служила символом счастья и благополучия [22, с. 19]. Кроме того, отбор именно орнитоморфных образов может быть связан с природными предпосылками, ведь практически все водоплавающие птицы способны к одомашниванию и ассоциируются с плодородием [23, с. 22]. А. С. Сидоров также отмечал, что водоплавающая дичь занимала большое место в хозяйстве коми [24, с. 17]. Частое обращение к образам водоплавающих птиц в декоративно-прикладном искусстве можно объяснить особенностью миросозерцания коми (зырян). Образ утки нашел свое выражение не только в мифологических текстах, но и в предметах материальной культуры коми (зырян), в уникальных образцах декоративно-прикладного искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Уткина И. М. Знаковый образ солонки-утки в традиционной культуре коми (зырян): к вопросу о катологизации этнографических коллекций НМ РК // Музеи и краеведенье. Труды Национального музея Республики Коми. Вып. 5. Сыктывкар, 2004. С. 272-281.
2. Уткина И. М. Братины и братчины у коми-зырян // Народное творчество. Фольклор. Самодеятельность. Ремесла. 2005. №6. С. 14-15.
3. Чудова Т. И. Застольная трапеза в будни и в обрядах коми (зырян) // Музеи и краеведенье. Труды Национального музея Республики Коми. Вып. 5. Сыктывкар, 2004. С. 232-239.
4. Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми XIX -начало XX вв. М., 1958.
5. Сидоров А. С. Идеология древнего населения Коми края // Этнография и фольклор коми. Тр. ИЯЛИ КНЦ УрО РАН. №13. Сыктывкар, 1972. С. 10-23.
6. Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М.: Наука, 1980.
7. Зиновская В. П. Мастера по дереву // Родники Пармы. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1989. С. 167-169.
8. Волокитина О. Н. Мифологема «Мировое древо» в контексте крестьянского прикладного искусства коми // Музеи и краеведенье. Труды Национального музея Республики Коми. Вып. 1. Сыктывкар, 1997. С. 12-16.
9. Грибова Л. С. Научный отчет по теме «Историческая традиция в народном искусстве коми (зырян)» за 1969-1970 гг. // НА Коми НЦ УрО РАН. Ф. 5. Оп. 2. Ед. хр. 39. С. 46.
10. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005.
11. Напольских В. В. Древнейшие этапы происхождения народов уральской языковой семьи: данные мифологической реконструкции (приуральский космогонический миф): ав-тореф. дис. ... канд. ист. наук. Ижевск, 1992.
12. Лимеров П. Ф. Мифы о сотворении мира // Атлас Республики Коми. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001. С. 202-203.
13. Конаков Н. Д. Традиционное мировоззрение народов коми: окружающий мир. Пространство и время. Сыктывкар: Коми научный центр УрО Российской АН, 1996.
14. Доронин П. Г. Сведенья о занятиях, быте и религии коми народа // НАРК (Нац. арх. Республики Коми). Ф.1346. Оп. 1. Д.143.
15. Винокурова И. Ю. Животные в традиционном мировоззрении вепсов (опыт реконструкции). Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 2006.
16. Сидоров А. С. Следы тотемистических представлений в мировоззрении Зырян // Коми Му-Зырянский край. 1924. №1. С. 43-50.
17. Грибова Л. С. Общая характеристика народного искусства народов коми // НА Коми НЦ УрО РАН. Ф.11. Оп.1. Ед. хр.10.
18. ПМА (Полевые материалы автора, Республика Коми, Сы-сольский район, с. Чухлэм, 2008).
19. Грибова Л. С. Традиционное народное искусство коми // НА Коми НЦ УрО РАН. Ф. 11. Оп. 1. Ед. хр. 4.
20. РЭМ (Российский этнографический музей). Описи Коми-зырян. Кн. №1. №10-7192.
21. Народное искусство коми. М.: Республиканский центр «Ветераны за мир», 1992. С. 39-40.
22. Белицер В. Н. Предварительный отчет о работе этнографического отряда северной археолого-этнографической экспедиции 1945 года // НА Коми НЦ УрО РАН (Научный арх. Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук). Ф. 1. Оп. 13. Ед. хр. 5.
23. Бернштам Т. А. Орнитоморфная символика у восточных славян // Советская этнография. 1982. №1. С. 22-35.
24. Сидоров А. С. Семантика изображений Пермского звериного стиля // НА Коми НЦ УрО РАН. Ф. 1. Оп. 13. Ед. хр. 15.
Поступша в редакцию 06.04.2009 г.