УДК 82
Гадиятулаев Дибирмагомед Магомедович
начальник управления образования администрации МР «Цумадинский район» тел.: (928) 579-21-03
МИФОЛОГЕМЫ «ЛУНА» И «РОЗА»
В СТРУКТУРЕ
ДРАМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА М. ЦВЕТАЕВОЙ «РОМАНТИКА»
Gadiyatulaev Dibirmagomed Magomedovich
head of education department in administration of Tsumandinskiy district tel.: (928) 579-21-03
MYTHOLOGEMES“MOON”AND“ROSE” IN THE STRUCTURE OF DRAMA CYCLE OF M. TSVETAEVA “ROMANCE”
Аннотация:
В этой статье предпринята попытка осмыслить символическую природу мифа в творчестве М. Цветаевой. В драматургическом цикле «Романтика» важными символами, получившими в русской культуре название мифологем, являются Луна (символ тайны и непостоянства) и Роза (символ любви).
Ключевые слова:
миф, мифология, мифологема, символ, романтика.
The summary:
This article attempts to understand the symbolic nature of myth in Marina Tsvetaeva’s poetry. In the drama cycle "Romantic" the important symbols that have received in Russian culture the name of mythologeme, are the Moon (the symbol of mystery and volatility) and the Rose (the symbol of love).
Keywords:
myth, mythology, mythologeme, symbol, romance.
1918-1919 гг. Марина Цветаева провела под знаком романтизма, который с его магическим преображением действительности помог поэту преодолеть трагические обстоятельства послереволюционного времени и эпохи гражданской войны - расстрелы, голод, разруху, смерти. Именно к этому времени относится написание шести пьес («Червонный валет», «Метель», «Каменный ангел», «Феникс», «Приключение» и «Фортуна»), объединенных впоследствии общим названием - «Романтика».
Несмотря на то, что действие всех пьес происходит уже в новые времена, с XVI по XIX в., их также, как и все творчество М. Цветаевой, можно рассматривать в мифопоэтическом контексте.
Цветаевские «мифы», созданные в романтической традиции, в корне отличаются от позже написанных ею драм, в основе которых лежал реальный мифологический сюжет. Пьесы цикла «Романтика» в своей основе не имеют мифологической пра-основы. Их образы навеяны романтизмом. Однако между своими героями и героями тех, давних, эпох цикла поэтесса находит некоторое соответствие, что выражается в использовании ею архетипических мотивов и образов, мифологического подтекста в художественной структуре каждой пьесы.
Прежде всего пьесах драматургического цикле «Романтика» можно найти довольно значительное количество мифологем-символов, которые в той или иной степени соотносятся с личностью определенного персонажа драмы, подчеркивают его индивидуальность, характерные черты его личности, образ мышления, мировидения и миросозерцания. Наибольшую смысловую нагрузку в драмах «Романтики» несут мифологемы «Луна» и «Роза».
Царица ночи, повелительница причудливых грез и романтических иллюзий, холодная серебряная луна - героиня многих произведений М. Цветаевой. Это один из самых важных мифологических символов, соединивших в себе как положительные, так и отрицательные значения. Луна символизировала изобилие, возрождение, бессмертие, оккультную силу, интуицию, целомудрие, но также и непостоянство, изменчивость и ледяное безразличие.
В драматургическом цикле «Романтика» Луна появляется в «Метели» и «Приключении». Луна символизирует, как правило, мужское начало (в противоположность Солнцу как женскому началу). Поэтому Господин в «Метели» называет себя Князем Луны. Что же касается Генриэтты, героини «Приключения», то она в начале пьесы появляется в мужском костюме, в одежде гусара. Да и на всем протяжении действа Казанова часто называет ее «Мой мальчик».
В «Метели» эта мифологема звучит из уст Господина, когда он представляется Даме. Поскольку Луна иногда символизирует изменчивость, внезапное появление и исчезновение, то герой «Метели», который появляется также неожиданно, как потом и исчезает, вполне может считаться Князем Луны.
В «Приключении» последние минуты встречи Генриэтты с Казановой после получения письма с семью печатями проходят под знаком луны и тайны.
Казанова
Так ты уйдешь одна?
Генриэтта Да, как пришла.
Казанова
Нет, это невозможно!
Генриэтта
Всё можно - под луной!
Лунный луч.
- Гляди, луна
Уж зажигает нам фонарь дорожный... [1, с. 158].
В мифологических системах разных народов Луна является знаком превосходства вечного над изменчивым и временным. Поэтому эпитет лунный постоянно сопровождает Генриэтту.
Уже в перечне действующих лиц Анри-Генриэтта представлена ремаркой «лунный лед». На вопрос Казановы: «Кто вы?» - она отвечает:
Как спутница Земли - Луна,
Я - вечный спутник Казановы [2, с. 137].
А при расставании с Казановой она, согласно ремарке Цветаевой, «исчезает в полосе лунного света». Лунный свет есть признак «нематериальности» и «вечного духа», чем М. Цветаева склонна наделять Генриэтту. Луна является также и символом изменчивости: отсутствие постоянства у земного Казановы сопровождается непостоянством лунной Генриэтты.
Таким образом, мифологема «Луна» носит сакральный характер; это символ тайны, вечности и непостоянства.
Мифологема «Роза», напротив, связана с жизнью. Она прежде всего символизирует любовь (как временную, так и вечную).
Роза, воспетая античными поэтами и средневековыми трубадурами как королева цветов и царица сладостных ароматов, выступает в их произведениях как символ совершенства, как эмблема божественной, романтической и эротической любви. В античности и ее символике на первый план выступал миф о смерти Адониса, возлюбленного Афродиты (Венеры), из крови которого, по преданию, произросли первые красные розы. Благодаря этому они стали символом побеждающей смерть любви и возрождения.
В западной традиции роза - это безукоризненный, образцовый цветок, символ сердца:
Лейтесь рдяным потоком Розы в сию колыбель [3, с. 61],
- так Фортуна поет над колыбелью маленького Лозэна, словно предрекая, что смыслом его жизни станет любовь.
Позже Мария-Антуанетта, протягивая Лозэну розу, называет его «любовником всей вселенной».
Символика розы во многом зависит от ее окраски. Так, белая роза олицетворяет чистоту и непорочность, красная роза символизирует мученичество, а черная или распустившаяся роза являются эмблемами печали и смерти. С именем Лозэна связана красная роза. Красный цвет - цвет крови, а Лозэн в конце драмы погибает на гильотине.
Венера в «Каменном Ангеле», когда варит приворотное зелье для Авроры, приговаривает:
Покончить
Надо с варевом мне этим,
Где из роз, огня и крови
Пойло варится любовной
Пытки - памяти любовной [4, с. 105].
Розой тронной называют Червонную Даму, героиня драмы «Червонный Валет», которая живет и дышит любовью. Червонный Валет, беззаветно любящий свою королеву, говорит в финале:
Дама сердца... Роза роз...
Черный вихрь ее унес! [5, с. 40].
Мифологемы - это повторяющиеся в мифологических системах образы и мотивы, ставшие символами в художественном произведении. Мифологемы Луна и Роза, являющиеся частью народных мифологических представлений, в сознании поэта прошли обработку, что и позволило ей создать свой собственный миф, ставший частью не только мифопоэтического сознания ХХ века, но и всей мировой литературы в целом. И этот миф вошел в структуру пьес драматургического цикла «Романтика», став воплощением живой человеческой души.
Ссылки:
1. Цветаева М.И. Театр. М., 1988.
2. Там же.
3. Там же.
4. Там же.
5. Там же.
References (transliterated):
1. Tsvetaeva M.I. Teatr. M., 1988.
2. Ibid.
3. Ibid.
4. Ibid.
5. Ibid.