гих слоев общества, модернизации социальных институтов и образа жизни людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев М. Правящие элиты и государственность посттоталитарной России. - М.- Воронеж,1996; Ершова Н. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома /Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. В 3 т.-М., 1984-1996; Киси-лев И. Политическая элита, ее сущность и психология. -Ярославль,1995; Микульский К., Бабаева Л., Таршис Е. и др. Российская элита: опыт социологического анализа,-М.,1995; и другие.
2. Moska G.TheRuling Class. N.V., 1939., р.212
Н.П. KOPHEEBA
ОмГТУ
УДК 292
Важнейшая функция мифа - включение человека в структуру мироздания. Миф помогал каждому индивидууму самоопределиться, создавал смыслообразующие начала бытия. Одним из аспектов этой функции является приобщение человека к традициям. Сюда входят и культ предков, и тотемические элементы, и тоска по "золотому веку" человечества. Речь идет о так называемом "возвращении к истокам". Эта идея заключается в том, что только первое явление какой либо вещи значимо, все последующие ее проявления не имеют значения. "Поэтому ребенка учат не тому, что сделал отец или дед. А тому, что было сделано предками в далекие времена, отец и дед только подражали предкам" (Элиаде М. Аспекты мифа. С. 43). Основную роль здесь играет факт первоначала, а то время, которое протекает между творением и сегодняшним днем, человек если не отменяет, то просто не замечает. В эпоху архаики эта функция мифа является если не ведущей, то одной из важнейших (См. подробнее; Элиаде М. Миф. Сновидение. Мистерия. М., 1994. , и Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995). На протяжении истории человеческой культуры постоянно присутствуют поиски "лучшего былого", попытки возвращения к "золотому веку человечества".
В западноевропейской культуре также можно проследить эту тенденцию. В средние века мы наблюдаем подъем мифологического мышления. Практически все социальные классы провозглашают собственные традиции. "Рыцарство, ремесленники, духовенство, крестьяне - все принимают "миф о происхождении" своего сословия или своего предназначения и стараются подражать некоторым образцам" (Элиаде М. Аспекты мифа. С. 174.). Наряду с мифами о происхождении, существуют мифы, поддерживающие религиозный престиж и эсхатологические функции королей. Мифологические моменты проявляются и в крестовых походах - в них воплощаются идея объединения народов вокруг священного города, центра мира. Более того, практически каждая духовная инновация в западноевропейской культуре представляла собой вариант возвращения к истокам - к Библии, к жизни раннехристианской общины, и реформационное движение представляется нам воплощением того же принципа.
3. Pareto Trattato di sociologia generale. Vol. I. Firense., 1916, p.316
4. Миллс P. Властвующая элита. - M.,1959, с.26-27.
5. Поппер К. Открытое общество и его враги.- М.,1992, с.153.
6. Дарендорф Р. Дорога к свободе//Вопросы философии.-1990. - № 9.-С.28.
7. Ледонн Дж. Правящий класс России: характерная модель //Международный журнал социальных наук.-1993,-№ 3.-C.284.
8. Спиридонова В. Бюрократия и реформа. Анализ концепции М.Крозье. -М., 1997.
ПЛОСКОНОСОВА Вера Петровна - к.э.н., доцент, докторант кафедры философии ОмГТУ.
Кроме того, миф представляется многим исследователям как «комплекс верований и представлений первобытного человека». Тем неменее, существуют и другие точки зрения, например, Лосева И. Н. дает следующее определение мифа: «это реальность в которой живет человек» (Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию.//Вопросы философии. 1992. № 7. С. 65), и именно это определение кажется нам наиболее верным, наиболее соответствующим структуре мифологического мировоззрения. Подчас в нашей повседневной жизни возникают моменты мифологического поведения - в гороскопах, отголосках фетишизма и анимизма, в бытовой магии. У каждого человека в жизни существуют такие моменты, во время которых в жизнь вторгается нечто иррациональное, мифическое. И это не только «пережитки» первобытного менталитета. Дело в том, что «некоторые аспекты и функции мифологического мышления образуют важную составляющую часть самого человеческого существа» (Элиаде М. Аспекты мифа. С. 181). А потому изучение структуры мифологического мировоззрения является важной задачей исследователя, который желает разобраться в проблеме мировоззрения в целом.
Структура мифологического мировоззрения
Во-первых, необходимо дать определение мифа, исходя из которого можно будет в дальнейшем выстраивать его структурные элементы. Определение мифа, с нашей точки зрения, наиболее соответствующее его структуре и функциям: «Миф - это реальность, в которой живет человек».
Основной принцип, исходя из которого, можно извлекать остальные принципы мифологического мировоззрения, в мифе человек и природа неразделимы. Человек не только является частью природы, но и фактически равен ей, природа и человек имеют одну сущность и сущность эта духовная, Этот принцип порождает такую форму религии как анимизм, весь мир представлялся человеку одухотворенным. Луна, Солнце, звезды - живые существа, имеющие душу, и даже более - они обладают личностным началом. Луна - женским, Солнце -.мужским, те же характеристики имеют и звезды, обладающие разумное-
миф В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ_
В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МИФА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ - КАК ОБОСНОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ. СУЩЕСТВЕННЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ТАКЖЕ МОМЕНТ "ВОЗВРАЩЕНИЯ К ИСТОКАМ", НА ОСНОВЕ КОТОРОГО СТРОЯТСЯ НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ ДУХОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ПЕРИОДА РЕФОРМАЦИИ. ТАКЖЕ ЗАТРАГИВАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ОСНОВНЫХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ МИФОЛОГИИ.
тью и влияющие на жизнь людей. Это приводит к появлению гороскопа; человек мифологического мировоззрения воспринимает аналогично смерть, болезнь, язву, радугу и т.д. Отсюда можно вывести еще один важнейший принцип: в мифе нет неживой природы.
Так как человек мифологического мировоззрения воспринимает себя органической частью космоса, то возникает уверенность, что мир зависит от человека в той степени, в какой и человек зависит от мира. Исходя их этого огромную важность приобретают ритуалы, повышается значимость знаний о мире. И знаний чрезвычайно точных. Это приводит к зарождению первобытной науки и первобытной магии.
Мифологическое мировоззрение основывается на системе ассоциаций. Причинно-следственные связи отсутствуют.
Исходя из того, что важнейшей функцией мифа является включение человека в структуру мироздания, миф связывает человека и природу, человека и общество, т.е. выполняет коммуникативную функцию. Помимо этого миф регулирует жизнь общины, он диктатор. Законы общества являются наивысшей ценностью для общества. Миф формирует прообраз морали через систему запретов-табу.
Если рассматривать структуру мироздания с точки зрения мифа: мир в мифе троичен: мир богов, мир человека, мир низших существ - по вертикали (градация идет в основном по ассоциации с деревом - «мировое дерево») (См. подробнее: Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ: исследования в области мифопоэтики. М. 1995.) и по горизонтали по четырем сторонам света, более того, мир богов находится сверху, на востоке, мир низших существ -внизу, на севере.
Время в мифологическом мировоззрении воспринимается, во-первых, циклично (по аналогии с природой),
во-вторых, прерывисто, распадающимся на отдельные фрагменты (например, время суток определяется по хозяйственной деятельности); в-третьих, в мифе есть представление о периоде в человеческой истории, когда времени не было - время "золотого века" человечества, мифическое время, время предков.
Главной характеристикой бога в мифе, возвышающей его над остальными, ставящего во главе пантеона, является сила.
Огромное значение для мифологического мировоззрения играет слово. Тейлор считает, что слово помогает представить мир в виде живых сущностей, например, деление природы по половому признаку.
Некоторые исследователи предполагают, что первый период мифологии был тотемным - миф об умерщвлении и воскрешении тотемного животного, покровителя рода. Возможно, это послужило источником идеи реинкарнации - через переселение души в священное животное. Этот же принцип формирует новую черту мифологического мировоззрения - эзотеричность мифа: общество делится на своих и чужих (через принадлежность к роду священного животного), на посвященных и непосвященных.
Одной из главных характеристик мифологического мировоззрения можно считать существование магического компонента, строящегося на тех же функциях, что и миф: человек и природа - одно целое, человек- часть целого, т.к. целое может воздействовать на часть, часть в той же мере может воздействовать на целое. Рождается представление о мистической сопряженности предметов и явлений, образа и действия.
КОРНЕЕВА Наталья Петровна - аспирант кафедры философии ОмГТУ.
Е С УЛЕВИЧ НИЦШЕ И БЕРДЯЕВ: ОППОНЕНТЫ
ОмГТУ
ИЛИ ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ?
Фридрих Ницше и Николай Бердяев - такие разные философы, что, казалось бы, сравнивать их мировоззрение невозможно. Действительно, трудно представить философию Н. Бердяева без христианского учения. В работе "Мое философское миросозерцание" одной из основных тем своего исследования он называет философию религии. Но и все другие темы - философия истории, социальная философия, этика - пронизаны христианским вероучением. Уже одно то, что человек понимается русским философом как микротеос, говорит о многом. "Личность, - пишет Бердяев, - категория духовно-религиозная." (H.A. Бердяев. Мое философское миросозерцание. - В сб. H.A. Бердяев о русской философии. 4.1. Свердловск: изд-во Уральского университета, 1991, с.21.) Но высокой оценки удостаивается не любая религия, а лишь христианская, поскольку только христианство, с точки зрения Бердяева, может спасти человечество.
Совершенно иное мы находим у Ф. Ницше. Невозможно не заметить его неприязненное отношение к религии, особенно к христианству. Уже подзаголовок "Антихристианина" - Проклятие христианству - дает общее представление об отношении автора к христианской религии. И далее он прямо говорит: "Необходимо сказать, кого мы считаем своей противоположностью, - богословов и всех, в ком течет богословская кровь" (Ф. Ницше. Антихристианин. - В сб. Сумерки богов. М., Изд. политической литературы,1990, с.23). Такая резко негативная оценка свя-
зана с тем, что "христианское - это ненависть к духу, к гордости, мужеству, свободе; ненависть к чувствам, к чувственным радостям, к радостям вообще - тоже христианское" (там же, с.36).
Переводчики работ Ницше спорили о том, какой из переводов названия будет точнее отражать основную идею работы - "Антихрист" или "Антихристианин"? По мнению одних, название "Антихристианин" отражает критику христианства в целом. При этом автор стоит как бы вне христианской религии. Антихристианин -тот, кто выступает не столько против бога, сколько против христианского вероучения в целом, как религии слабых, униженных, рабов.
Антихрист же - тот, кто хотя и против бога, но остается в рамках христианской религии. Ницше критикует христианство за то, что оно нуждается в слое подавленных людей, не заинтересовано в возвышении человека, и, более того, гордыня всегда считалась смертным грехом в христианстве. И если для Бердяева христианство - единственно подлинная религия, которая может вывести человека на путь истинный, то для Ницше такой религией выступает буддизм.
Резко отрицательное отношение к христианству присутствует у немецкого философа не только на теоретическом, но и на эмоциональном уровне: "во мне зарождается чувство презрения", "сегодня неприлично быть